Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

Подготовительные работы:

Новый день над городом рождается,
И по свету катится молва:
С Монумента Дружбы начинается,
С дружбы начинается Уфа! (Роберт Паль)

“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”. (Васнецов В. М.)

“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”. (В. Г. Белинский.)

В ходе изучения курса истории Отечества выполняем творческие задания, макеты, памятников архитектуры. Организуем выпуск тематических газет но отдельным проблемам истории Отечества.

Репетиции по сценарию, подготовка костюмов.

Сценарий вечера

Под звуки фрагмента оперы Глинки “Иван Сусанин” торжественно открываются двери актового зала. В зал входят участники вечера в костюмах разных эпох истории Отечества.

Голос в микрофон:

Храпя преданья, вековые.
Ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой и видишься Россия,
Ты наяву мне и во сне.

Летописец:

Откуда есть, русская земля? И кто в Киеве начал первый княжити?

Ведущий: (в старославянском костюме)

“И быша 3 братия: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив и сестра их Лыбедь. И сотвориша град, во имя брата своего старшего, и нарекоша ему имя Киев.

Ведущая: (в костюме славянки)

После cмepти Кия, Щека и Хорива нашли славян хазары и сказали: “Платите нам дань”. Посовещались славяне и дали от дома по мечу. Отнесли хазары к своему князю; и сказали старцы хазарские: “Не добрая дань эта, княже. Мы доискались ее оружием острым только с одной стороны—саблями. А у этих оружие обоюдоострое – мечи. Станут они когда-нибудь, собирать дань и с нас, и с иных земель”.

Звучит тревожная музыка.

Сценка I

Ведущий:

Взятие Рязани Батыем
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города.

Дeвyшка:

В тот день короткий, день морозный,
Под снегом спали зеленя,
В тот день у проруби молодки
Смеялись ведрами звеня.
У ребятишек шло катанье...
А у дeвyшек плясанье.

Звучит песня “Светит месяц”.

Дeвoчки в цветных платках исполняют танец.

Старуха: (в черном)

О, лихо! Лихо! О и беда! Стоит орда! Грозит орда! Тревожная музыка и нарастает.

Былинник:

К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда
Он сам собрал Батыю дань...

Рязанский князь:

Возьми дары!
Не тронь Рязань!

Батый:

Коль хочешь мира, русский бай, –
Княгиню в жены мне отдай!

Былинник:

Враги в ворота ворвались,
Таких не знала ты доныне!
С высокой колокольни вниз
С младенцем бросилась княгиня.
И чашу cмepтную до дна
Испив от горького начала,
В огне на площади она Батыя мертвая встречала...

Звучит музыка “Аве Авария”

Летописец:

Горят хоромы, терема –
Все чем Рязань была богата....
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.

Задание зрителям:

На сцене висит таблица с перечнем следующих дат:

1480

1147

1380

1547

1556

1654

988

Выберите нужную дату к следующим событиям: (конкурс проходит в виде эстафеты)

  • Первое упоминание о Москве
  • Куликовская битва
  • Конец зависимости Руси от Золотой орды
  • Воссоединение Украины с Россией
  • Крещение Руси
  • Начало царствования Ивана IV
  • Добровольное присоединение Башкортостана.

Назовите:

  • башкирские роды, направившие послов к русскому царю для подписания
  • грамот о добровольном присоединении;
  • первопроходца Сибири;
  • прозвище Иван IV;
  • князя, победившего в Невской битве;
  • хана, проигравшего Куликовскую битву;
  • князя, который говорил: “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”.

Сценка II Петр I и его указ.

(На сцене столы с напитками, стулья, звучит минуэт. Танцуют пары.

Впереди Пётр I и Екатерина. Заканчивается танец и все рассаживаются).

Петр I: А скажи-ка, Данилыч, как у нас идут дела?

Меньшиков: Продвигаемся помаленьку. Вот вчерашнего дня в Церкви Преображения до окончания службы солдаты при выходе стригли бороды прихожанам, а кто не подчинялся, ну того наказывали маленько.

Петр: Маленько?

Меньшиков: Побили батогами.

Петр I: А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда и их экзаменовать буду?

Головин: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, не хотят, учиться.

Петр I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

К Петру I бросается в ноги молодой щеголь.

Щеголь: Батюшка царь!

Не издавай указ хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

Петр 1: Так женись! Как звать-то тебя?

Щеголь: Василий.

Петр 1: А невеста-то далеко, Василий?

Щеголь: Да здесь она, Ваше величество.

Петр I: Так зови ее! Парень выводит смущенную дeвyшку.

Петр 1: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то? Василий Да хоть завтра.

Петр I: А школу-то закончил?

Василий: Нет, батюшка, царь, не хочу учиться.

Петр I: Ну, Василий тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

Василий: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..

Петр I: И не проси Василий. Вначале учиться, а лотом жениться.

Звучит музыка

Конкурс для зрителей “Живые портреты” (исполняют старшеклассники)

I. Я отважный киевский князь. Не один раз мое войско отгоняло половцев от Руси. Я заботился о простых людях и хотел единства Русской земле. Кто я?

Ответ: К вам обращаюсь я, Владимир Мономах! Что умеете хорошо, ребята, того не забывайте, а чего не умеете, тому, учитесь! Не ленитесь, творите добро! Остерегайтесь лжи и пьянства, от этого душа гибнет и тело! Помогайте слабым. Защищайте их!

II. Я с детства мечтал служить в армии и поэтому закалял свое здоровье. Я брал Измаил и другие крепости. Я не проиграл пи одного сражения. Мне было присвоено высшее воинское звание — генералпсимуса. Кто я?

Ответ: Ребята, тяжело в ученье, но легко в бою.

Учитесь, и широкие дороги откроются перед вами.

Ученье - свет, а неученее — тьма. За ученого трех неученых дают. Меня зовут Александр Васильевич Суворов!

III. Я вырос в рыбацкой деревушке, с детства любил книги. Выучился и стал академиком, сделал много научных открытий, писал стихи и картины. Я основал первый в России университет. Кто я?

Ответ: Постигайте науки, ребята! А как поднимитесь вы науками высоко, то стой, высоты на всю нашу землю глядите! Где на ней, правда, а где не правда! За правду – стойте, против неправды – бейтесь, жизни не жалея! Говорю с вами я Михаил Васильевич Ломоносов!

Ведущий:

- Какой памятник был открыт в Уфе на Первомайской площади в 1965 году? Назовите авторов этого памятника?

Ребята, посмотрите на эмблему — это эмблема предстоящего юбилея. Она свидетельствует о том, что приближается славный юбилей в истории взаимоотношений Республики Башкортостан и России, ведь главным элементом здесь является фрагмент рельефа Монумента Дружбы. Кроме того, там присутствуют цифры 450 и 1557-2007. - Определите на эмблеме, где стоят русские послы, а где башкиры?

Почему послы обоих государств опираются на щиты?

Что означает рукопожатие?

Сколько лет существует в Уфе Монумент Дружбы?

Когда был он установлен?

Следовательно, в 2007 году исполняется 450 лет добровольному вхождению Башкирии в состав Русского государства. Гости столицы республики во время знакомства с Уфой, побывав на крутом берегу реки Белой (башкирское название Агидель), любуются одной из главных достопримечательностей нашего города — Монументом Дружбы. Сегодняшний вечер мы посвятили изучению истории Башкортостана и России.

Касаясь вопроса подготовки к празднованию 450-летия и оценивая события многовековой давности, Муртаза Губайдуллович высказался так: “Именно в результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, установились обширные хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство сохранило за башкирами занимаемые ими земли, башкиры обязались вносить в казну поземельную подать и за свой счет нести военную службу. Это, если хотите, был один из первых примеров цивилизованных договорных отношений Москвы и регионов. Потомки должны помнить такие даты”.

Звучит музыка курая, исполняется башкирский танец. Театрализованное награждение победителей конкурса “Юных архитекторов” — за макеты памятников архитектуры.

Члeны жюри – учащиеся старших классов готовят сценку награждения самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Повесть временных лет. (Памятники литературы Древней Руси* Начало русской литературы IX — начала XII вв.) М., 1978.
  2. Сказание о Борисе и Глебе. (Памятники литературы Древней Руси.) М.,1978.
  3. Там же “Житие Феодосии Печерского”. Там же “Поучение Владимира Мономаха”, Злато слово. — М., 1986.
  4. Хрестоматия истории России с древнейших времен до XVII в.— М., 1994.
  5. Н. М. Карамзин “История государства “Российского”.— М., 1992.
  6. С. М. Соловьев “Чтения и рассказы по истории России”.—М., 1989.
  7. В. О. Ключевский “Исторические портреты”. — М., 1990.
  8. И. И, Костомаров Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”. — М., 1993.
  9. П. П. Павлов—Сильваиский “Феодализм в России”. — М., 1988.
  10. И. А. Заичкин, П. И. Почкаев “Русская история”. — М., 1994. История Отечества: люди, идеи, решения. - М., 1991.
  11. История России. Социально-экономические и внутриполитические аспекты. — Екатеринбург, 1992.
  12. Русское православие: вехи истории. — М., 1989.
  13. П. А. Казакова “Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века”. — Л., 1970.
  14. B. Б. Кобрин “Иван Грозный” — М., 1989.
  15. Он же “Иван Грозный: Избранная рада или опричнина?”. (История отечества: люди, идеи, решения: очерки истории России 9—начала 20 вв.) М., 1991.
  16. C. Ф. Платонов “Учебник русской, истории”. — М., 1992.
  17. А. О. Ишимова “История России для детей”,—М., 1993.
  18. Журнал “Агидель” № 4,5,6,8 - Уфа, 2006.
  19. Журнал “Башкортостан укытыусыхы” № 5 - Уфа, 2006.


Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс


    Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

      Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....

25 09 2023 12:42:19

Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"


    Разработка урока в 8-х классах по курсу "История Отечества" на тему "Внутренняя политика России периода правления Александра I"

      Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...

24 09 2023 9:23:41

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

23 09 2023 1:58:22

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

22 09 2023 15:14:52

Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе


    Методика использования технологии Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова на примере формирования понятия "государство" в курсе истории древнего мира в 5-м классе

      Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...

21 09 2023 7:56:19

Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс


    Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс

      Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....

20 09 2023 4:44:36

Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"


    Тема: "Идеология и культура после Второй мировой войны: почему усилился идеологический пресс, опустился "железный занавес"?"

      Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....

19 09 2023 13:14:48

Урок на тему «Международное гуманитарное право»


    Урок на тему «Международное гуманитарное право»

      Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....

18 09 2023 22:52:22

Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"


    Материалы для вводных урков по темам "Мировые религии" и "Компьютерная презентация"

      Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....

17 09 2023 14:40:33

Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"


    Урок по истории Дагестана с элементами исследования "Всеобщее восстание в Чечне и Дагестане"

      Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....

16 09 2023 15:11:10

Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"


    Урок истории в 11-м классе "США. Политика нового курса"

      Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему. ...

15 09 2023 15:19:53

Если бы Сталинград пал…?


    Если бы Сталинград пал…?

      Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

14 09 2023 4:28:26

Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)


    Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)

      Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....

13 09 2023 19:45:39

На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ


    На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ

      Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...

12 09 2023 15:35:22

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

11 09 2023 13:30:10

Разработка внеклассного мероприятия по истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 10-й класс


    Разработка внеклассного мероприятия по истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 10-й класс

      Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....

10 09 2023 0:30:34

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

09 09 2023 14:13:57

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

      Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

08 09 2023 3:36:14

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"


    Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

      Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

07 09 2023 3:45:57

Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"


    Урок истории по теме "Дворцовые перевороты"

      На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....

06 09 2023 6:24:10

Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы


    Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы

      Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....

05 09 2023 9:10:32

Рабство в Риме. Восстание Спартака


    Рабство в Риме. Восстание Спартака

      На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....

04 09 2023 6:41:30

Программа факультативного курса "Наш край"


    Программа факультативного курса "Наш край"

      Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...

03 09 2023 4:29:29

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

02 09 2023 0:34:38

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

01 09 2023 12:45:11

Соседи восточных славян


    Соседи восточных славян

      Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...

31 08 2023 1:18:23

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

30 08 2023 4:11:58

Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс


    Урок-игра "Служу Отечеству" по теме "Россия при Петре I", 7-й класс

      В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....

29 08 2023 12:34:46

Урок по истории в 8-м классе по теме "США в XIX веке: модернизация, отмена рабства, сохранение республики"


    Урок по истории в 8-м классе по теме "США в XIX веке: модернизация, отмена рабства, сохранение республики"

      С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете. ...

28 08 2023 20:50:28

Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс


    Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс

      Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....

27 08 2023 19:58:32

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

26 08 2023 12:18:54

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)


    Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

25 08 2023 21:46:29

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"


    Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

      Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

24 08 2023 21:33:38

Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)


    Лесной богатырь-художник (к 175-летию со дня рождения И.И. Шишкина)

      Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...

23 08 2023 5:31:20

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)


    "Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

      Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....

22 08 2023 10:16:56

Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"


    Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей"

      Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....

21 08 2023 16:55:14

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

20 08 2023 21:33:16

Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"


    Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"

      Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...

19 08 2023 10:23:27

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"


    Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

      Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....

18 08 2023 5:11:27

Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)


    Электронное учебное пособие "Политика" (готовимся к экзамену по обществознанию)

      Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ. ...

17 08 2023 9:41:57

Семинар "Феномен сталинизма в истории России"


    Семинар "Феномен сталинизма в истории России"

      Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....

16 08 2023 23:14:20

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 08 2023 21:51:48

Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"


    Урок-игра по истории по теме "Древняя Греция"

      Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...

14 08 2023 19:32:11

Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"


    Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"

      Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...

13 08 2023 11:33:22

Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника


    Ролевое проживание события на уроке истории как метод развития нравственных качеств школьника

      Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....

12 08 2023 2:37:44

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного


    Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

      Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....

11 08 2023 20:32:20

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый


    Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

      Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

10 08 2023 10:16:16

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

09 08 2023 1:35:39

Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"


    Внеклассное интегрированное мероприятие "Образ кота в литературе и истории"

      Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру. Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга". ...

08 08 2023 14:34:44

Природа и население Древней Греции


    Природа и население Древней Греции

      После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....

07 08 2023 9:53:55

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.