Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма урока: развлекательно-познавательная игра.
Цели:
- проверить степень усвоения изученного материала;
- пробудить интерес к истории и чтению дополнительной литературы по истории.
Правила игры: учитель зачитывает введение в игру и делит учеников на две комaнды, а внутри комaнды ученики самостоятельно делятся на три группы. Каждую группы в игре будет символизировать фигурка первобытного человека – охотника за огнем. На каждом этапе игры комaнды учеников получают по три дифференцированных задания, которые они самостоятельно распределяют между группами в зависимости от степени сложности вопроса и уровня подготовленности группы. Если группа неправильно выполняет задание, то фигурка их охотника “погибает”. Ученики этой группы могут остаться в комaнде и принимать участие в подготовке ответов на следующие задания. С потерей фигурки охотника количество вопросов для комaнды не уменьшается, по-прежнему, на каждом этапе необходимо отвечать на три вопроса.
Победившая комaнда получает отличные оценки. Комaнда, потерявшая своих “охотников” выбирает 2-3 наиболее результативных участников, которые также получают отличные оценки. Работу остальных учеников учитель оценивает по уровню их активности и количеству данных ими правильных ответов. Игру рекомендуется оформить в виде стенда или буклета.
Начало урока.
Учитель. Жизнь первобытных людей была очень суровой и непредсказуемой. Огонь был главным помощником человека в борьбе за существование в дикой природе. И горе было тому племени, которое его лишалось. Вам предстоит ощутить весь ужас, который охватил людей, потерявших огонь. Столкнуться с опасностями, которые возникнут на пути охотников за огнем. От ваших знаний будет зависеть, смогут ли охотники вернуть огонь своему племени. Урок пройдет в форме игры между комaндами, которые будут помогать охотникам, добывать огонь.
Учитель читает введение в игру.
Учитель. В непроглядную ночь бежали уламры,
обезумев от страданий и усталости; все их усилия
были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь
был мертв!
Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей
во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и
постепенно уменьшался.
Фаум созерцал свое племя. Несчастье лежало на
людях. Вождь воздел руки к небу с протяжным
стенанием:
– Что же станется с уламрами без огня? Воскликнул
он. – Как будут они жить в саванне и лесу, кто
защитит их от мpaка и ветров зимы? Им придется,
есть сырое мясо и горькие овощи! Кто согреет их
озябшие тела? Остриё рогатины останется мягким.
Лев, зверь с раздирающими зубами, медведь, тигр,
большая гиена пожрут их ночью! Кто завладеет
снова огнем, тот станет братом Фаума, тот получит
третью часть охоты, четвертую часть всей добычи;
он получит Гаммлу – мою дочь – и после моей
cмepти станет вождем племени.
Тогда Нао, сын Леопарда, поднялся и сказал:
– Пусть дадут мне двух быстроногих воинов, и я
пойду, завоюю огонь у сыновей мамонта или у
пожирателей людей, которые охотятся на берегах
Большой реки.
Тут же встал Аго, сын Зубра, самый волосатый из
уламров, подошел полный вожделения:
– Аго хочет завоеватьогонь! Он пойдет со своими
братьями, и будет подстерегать врагов по ту
сторону реки. Он либо погибнет от ударов топора,
копья, зубов тигра, когтей льва-великана, либо
вернет уламрам огонь, без которого они слабы и
беспомощны, как олень или сайга.
Учитель делит учеников на две комaнды, задача которых преодолеть все этапы игры.
1 этап. Охотники заночевали в пещере, на них напал медведь.
Учитель. Медведь пришел в ярость и забыл всякую осторожность. Его привлекало к себе отверстие, оставшееся свободным, оно казалось единственным удобным проходом в пещеру, и, обезумев от гнева, медведь бросился в него. Он двинулся на более опасного противника. Но не успел медведь пустить в дело свои лапы и зубы, уламр занес над ним палицу. Оружие опередило. Удар пришелся по челюсти медведя, задев его ноздри. От боли медведь заревел и сел на задние лапы; второй удар пришелся по несокрушимому черепу. Но огромное животное уже оправилось и бросилось вперед…
Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.
1. Назовите причины, по которым первобытный человек не мог прожить в одиночку.
2. В коллективах было по нескольку десятков человек, может быть два-три десятка; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы не были постоянными. Люди сходились и расходились, как сходятся в стада дикие животные. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом. Как назывался коллектив “людей разумных”? Чем он отличался от человеческого стада?
3. Найдите ошибки:
"Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад… Вот движется стадо похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от стада, увлеченно о чем-то разговаривая. “Хватит болтать!” – кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса – к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте."
Комaнды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов комaнд, рассказывает о победе в поединке с медведем.
Учитель. Уламр едва успел спрятаться за выступ скалы, медведь с размаху ударился о камень. Воспользовавшись оплошностью зверя, уламр выскочил из засады и с воинственным криком ударил дубиной по длинному позвоночнику медведя, позвоночник треснул, зверь, уже ослабевший от ушиба о скалу, покачнулся и упал.
Учитель перемещает фигурки охотников на второй этап.
2 этап. Встреча охотников с людьми с синими волосами.
Учитель. Затрещали ветки, и на поляну выскочило из серо-зеленого мpaка сильное и гибкое существо. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, глаза круглые, блестящие, череп приплюснутый, гpyдь мощная, как у льва, но более широкая, на конечностях передних и задних – длинные пальцы; густая шерсть с синим отливом покрывала все тело. Люди с синими волосами рассыпались по поляне. Уламр побежал вдоль поляны. За ним бросились двое самцов. Спасаясь от них, уламр споткнулся и упал. Огромные руки схватили его и подняли в воздух. Он очутился в объятиях великана, не успев даже поднять оружие. Чудовищная тяжесть давила на его плечи, парализуя движения, он почувствовал себя таким же слабым и беззащитным, как сайга в лапах тигра. Человек с синими волосами держал тело юноши на весу, скрежеща зубами, он раскачивал его, примериваясь раздробить ему голову о ствол дерева…
Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.
1. Археологи нашли кости людей, живших более 2 миллионов лет назад. Где они были найдены? Почему именно в этом месте, а, например, не на территории России?
2. Как назывались первые орудия труда человека? Нарисуйте их и напишите, где ими могли воспользоваться древние люди?
3. Что общего между людьми с синими волосами и животными? Автор подробно описал их внешний вид, но упустил очень важный факт, который окончательно подтверждает, что существа с синими волосами это действительно люди, а не животные. Назовите этот факт.
Комaнды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов комaнд, рассказывает о результате встречи с синими людьми.
Учитель. Вдруг он остановился, взглянул на безжизненное тело, лежавшее в его руках, и его свирепое лицо растянулось в улыбке, какая-то мягкость скользнула в хищных глазах; он положил уламра на землю.
Учитель перемещает фигурки охотников на третий этап.
3 этап. Сражение с враждебным племенем карликов.
Учитель. Вдруг уламр замер на месте, широко
раскрыв глаза. Сердце его забилось от тревоги и
странного восторга. Прямо перед ним в густой
зеленой траве чернела плешь с полуобгорелыми
ветвями и кучкой золы; ветер еще не успел
развеять белого пепла.
Уламр живо представил себе вечерний привал,
яркое пламя костра, запах жареного мяса, языки
Огня… Но тут же радужные видения рассеяла
тревожная мысль о том, что у этого костра недавно
грелись враги…
Уламры с криками покинули свое убежище. Их
встретили дротиками, но воины быстро добежали до
укреплений противника. Там они нашли человек
десять-двенадцать карликов, вооруженных
рогатинами. Уламр метнул в гущу копье и дротик и
взмахнул палицей. Трое карликов упали замертво.
Воцарился полнейший беспорядок. Часть карликов
пустилась бежать, но остальные по приказанию
вождя сгpyдились в кучу, ощетинившись
рогатинами. Наступило нечто вроде передышки…
Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.
1. Предположите, из-за чего могли возникать конфликты между коллективами первобытных людей?
2. Перечислите оружие, которым пользовались противники друг против друга. О каком оружии автор не упоминает? Нарисуйте это оружие и объясните его преимущество над тем, которое использовали уламры и карлики.
3. Как вы думаете, брали ли первобытные люди в плен побежденных противников, а если брали, как они с ними поступали?
Комaнды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы и, после правильных ответов комaнд, рассказывает о результате сражения с рыжими карликами.
Учитель. Пятнадцать воинов окружали вождя. Мужество, более сильное, чем страх cмepти, выпрямили высокую фигуру уламра. С ревом зубра кинулся он в бой. Все рушилось под его могучей палицей. Но возле старого вождя ощетинились рогатины, преграждая путь и нанося раны уламру; ему удалось их отбить. Прибежали на помощь другие карлики. Тогда, позвав своих товарищей, сделав необычайное усилие, уламр опрокинул преграду и расколол, как орех, крепкий череп вождя. Рыжие карлики дрогнули.
Учитель перемещает фигурки охотников на четвертый этап.
4 этап. Спасение человека из чужого племени и получение знаний о новом способе добывания огня.
Учитель. Положение уламров становилось
серьезным. Запасы пищи истощались; им пришлось
прибегнуть к болотной рыбе. Место для ловли было
неудобное. Они поймали несколько угрей, лещей и
бесхвостых гадюк, но все же их большие, сильные
тела, их молодость страдали от недостатка пищи.
Вдруг резкий крик пронзил воздух. Из воды
вынырнула какая-то странная фигура. Это был
человек, который едва полз, из его ляжжки текла
кровь, он был странного вида, почти без плеч,
голова очень узкая. Уламр встрепенулся. Он забыл,
что человек этот может быть врагом; он побежал к
раненому, как побежал бы к своим соплеменникам.
Это был человек из племени вахов. В
благодарность за его спасение вахи показали
уламрам свой способ добычи огня.
Женщина ударяла одним камнем о другой.
Посыпались искры, вдоль сухой тонкой травинки
заплясала маленькая красная точка, затем
загорелись ветки; женщина тихонько раздувала
огонь, он стал пожирать свою пищу.
Сын Леопарда застыл в изумлении. Он подумал:
“Вахи прячут огонь в камнях”.
Подойдя к женщине, он старался по лучше
рассмотреть, что она делает. Она протянула ему
камни. Он жадно рассматривал их и не найдя ни
одной трещины, изумился еще больше. Он их ощупал:
камни были холодные. Уламр спрашивал себя с
беспокойством: “Каким образом огонь вошел в эти
камни?.. И почему же он не разогрел их?..”.
Ученики выполняют задания, записанные на карточках в течение 2–3 минут.
1. Помогите ответить на вопрос, который с беспокойством задавал себе уламр?
2. Какие ещё способы добычи огня существовали у первобытных людей?
3. Работая вместе с археологами, вы раскопали могилу первобытного человека, где обнаружили глиняный сосуд с едой и орудия труда из металла. Сделайте вывод, какое новое применение огню нашли первобытные люди.
Комaнды по очереди отвечают на вопросы заданий. Учитель анализирует ответы. Если комaнды дали правильные ответы, то считается, что уламры не погибли от голода в болоте и усвоили новый способ добычи огня. Учитель перемещает фигурки охотников на пятый этап.
5 этап. Сражение между охотниками за огонь.
Учитель. Нао предпочел бы встретиться с пожирателями людей или рыжими карликами. Он узнал волосатого Аго. Аго и его братья с крепкими телами, волосатыми, как у серого медведя, с их огромными руками, крепкими, как ветви дуба, с их хитростью, ловкостью и храбростью стоили десятерых воинов. Как победить их?
Ученики отвечают на вопросы блицтурнира.
ВОПРОСЫ БЛИЦТУРНИРА.
1. Чем знаменита пещера Альтамира в Северной Испании?
2. Назовите основные занятия древнейших людей.
3. Какие верования называются религиозными?
4. Почему в родовой общине был высок авторитет женщины?
5. Как ученые назвали древнего человека, который внешне похож на современных людей?
6. Где обнаружена стоянка древних людей на территории Алтая?
7. Как называлось сверхъестественное существо, которое согласно верованиям первобытных людей обитало в каждом человеке?
8. Для чего предназначался гарпун?
9. Как назывались существа, которые согласно верованиям могли превращаться из человека в животного и наоборот?
Учитель по результатам блицтурнира определяет победителя и рассказывает о результате боя за огонь между уламрами.
Нао (Аго) отвратил удар, но cyчковатая дубина противника успела провести на его плече широкую царапину. Хлынула кровь и обагрила его руку; Аго (Нао), уверенный в том, что его победа теперь обеспечена, размахнулся с удвоенной силой.
Издав зловещий крик, Нао (Аго) дал отпор. Череп Аго (Нао) зазвенел, как будто он был из дуба, волосатое тело покачнулось; второй удар поверг Аго (Нао) на землю.
– Гаммла не достанется Аго (Нао)! – закричал победитель. – Аго (Нао) не увидит больше своего племени, не увидит Большого болота и никогда не согреет своего тела у огня!
Учитель. В борьбе за огонь побеждали сильнейшие из охотников. Но только ли сила помогает одержать победу? Что, на ваш взгляд, кроме физической силы помогало людям преодолеть все окружающие их опасности?
Ученики. Взаимопомощь.
Учитель. Так и в нашей игре победили не только знания, но и дружная организованная работа комaнды.
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
10 06 2023 11:51:12

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
09 06 2023 1:18:47
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
08 06 2023 14:10:38
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
07 06 2023 22:14:37
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
06 06 2023 18:29:45
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
05 06 2023 11:30:18
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
04 06 2023 7:13:21
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
03 06 2023 15:56:56
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
02 06 2023 1:44:29
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
01 06 2023 0:39:11
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
31 05 2023 16:51:42
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
30 05 2023 8:54:48
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
29 05 2023 9:14:18
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
28 05 2023 18:48:13
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
27 05 2023 9:26:38
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
26 05 2023 23:17:54
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
25 05 2023 4:11:44
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
24 05 2023 18:22:27
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
23 05 2023 18:49:38
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
22 05 2023 8:40:24
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
21 05 2023 3:18:56
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
20 05 2023 18:28:39
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
19 05 2023 4:37:29
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
18 05 2023 18:21:30
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
17 05 2023 0:37:58
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
16 05 2023 8:30:58
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
15 05 2023 5:25:25
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
14 05 2023 9:47:30
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
13 05 2023 7:54:42
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
12 05 2023 21:15:27
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
11 05 2023 18:35:10
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
10 05 2023 23:19:56
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
09 05 2023 18:57:26
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
08 05 2023 16:48:55
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
07 05 2023 23:33:39

Материал охватывает историю Древней Руси и Руси периода феодальной раздробленности и борьбы с иностранной интервенцией. Проверяемый материал разбит на 9 рубрик: личность, фразы, термины, даты, общество, культура, экономика, география, политика. Вопросы проранжированы по уровню сложности. Материал может быть использован при подготовке учащихся к ГИА....
06 05 2023 22:23:19
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
05 05 2023 9:23:51
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
04 05 2023 10:32:52
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
03 05 2023 0:28:41
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
02 05 2023 21:16:42
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
01 05 2023 13:56:27
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона.
...
30 04 2023 17:19:57
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
29 04 2023 3:23:13
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
28 04 2023 18:52:59
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
27 04 2023 4:44:56
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
26 04 2023 1:17:46
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
25 04 2023 18:57:31
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
24 04 2023 22:15:52
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
23 04 2023 2:45:59
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
...
22 04 2023 5:40:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::