Тема урока: "Культура нового времени"
Цели урока:
- определить роль музыки в жизни общества;
- познакомить учащихся с творчеством великих композиторов;
- определьть роль искусства в жизни общества;
- определить общие черты в творчестве композиторов и художников того момента времени.
Оборудование к уроку:
1. магнитофон;
2. репродукции картин:
- Делакруа “Свобода на баррикадах”
- Курбе “Дробильщики камня”
- Миле “Собирательницы колосьев”
- Рембрант “Портрет старика в красном”
- Ван Гог “Портрет старика крестьянина”
- Клод Моне “Рассвет”
3. учебники;
4. отрывки из музыкальных произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Шопена.
Опережающее задание: Сообщения о жизни и творчестве композиторов.
Ход урока
Завершая изучение “Новой истории”, наш сегодняшний урок мы посвятим развитию культуры этого периода. Для начала давайте определим, что такое культура?
Культура – от латинского cultura – возделывание, воспитание, почитание.
Культура – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Накопление и хранение материальных и духовных ценностей и передача их другим поколениям.
С древнейших времен музыка является одним из важнейших искусств в жизни общества. Музыка окружает человека в радостях и бедах, в трудах и праздниках. Как и другие виды искусства, она служит средством общения между людьми, не считаясь с их возрастом, образом мыслей, национальностью. Эпоха нового времени не была скудна на музыкальные произведения. Целая плеяда выдающихся композиторов творила в это время. Жизнь многих из них была наполнена постоянной борьбой с обществом, бедностью, болезнями. Глухота Бетховена, слепота Баха в последние годы, долгая болезнь Шопена и ранняя cмepть в 40 лет. Все эти невзгоды можно было преодолеть, имея неиссякаемую любовь к искусству и неизмеримую жажду к жизни.
(Доклад о И.С.Бахе. Музыкальный фрагмент Орган.)
Это звучал орган – музыкальный инструмент, получивший распространение в Европе в XIV веке. Ещё одним музыкальным инструментом, появившимся в это время является клавесин – предшественник рояля. Послушайте, как он звучит.
(Музыкальный фрагмент. Клавесин. Доклад о В.А.Моцарте)
За свою довольно короткую жизнь Моцарт смог создать массу величайших произведений, которые отвечали передовым настроениям того времени. Его произведения были написаны для фортепиано – нового инструмента появившегося в XVIII веке. Одна из наиболее интересных опер Моцарта “Свадьба Фигаро”.
(Музыкальный фрагмент. “Свадьба Фигаро”)
Великие композиторы обращались к слушателям на понятном народу языке. В основе их музыки были народные мелодии.
Новая история – это период утверждения нового общественного строя.
Какой строй утвердился в странах Европы в XVIII-XIX веках?
В период победы и утверждения капитализма развитие музыкального искусства выразилось в демократизации тематики произведений. Музыка Баха и Моцарта несла людям идеи просвещения , а Бетховен и Шопен в своих произведениях призывали к борьбе. Очевидцем революционных событий во Франции был Л.В.Бетховен.
(Доклад о Л.В.Бетховене. Музыкальный фрагмент “Патетическая”)
В его творчестве звучали порывы революции и национально-освободительной борьбы. В 1791 г. парижский Конвент создает специальный закон о музыке, в котором говорится: “Отныне музыка не должна замыкаться в самой себе. Она должна стать гражданским актом. Место музыки на полях сражений, на площадях, среди народа.”
Современником Бетховена был Эжен Делакруа – величайший представитель романтизма, направления, возникшего во Франции в 30-е годы XIX века.
Романтизм – франц. Romantism, идейное и художественное направление е европейской и американской духовной культуре XVIII – первой половины XIX века.
Одна из наиболее известных картин Делакруа “Свобода на баррикадах”, которая посвящена июльской революции 1830 года во Франции.
(Просмотр репродукции картины “Свобода на баррикадах”.)
Работа над картиной была начата 20 сентября 1830 года, а в апреле следующего года картина появилась на выставке.
Действия её разворачиваются в самом центре Парижа. На баррикаду поднимается прекрасная женщина. На ней античный хитон, на голове фригийский колпак – символ свободы. Женщина олицетворяет Свободу. В её руке знамя республики. Она увлекает за собой людей, готовых идти за освобождение на страдания и cмepть. Женщина обернулась к тем, кто идет за ней. Справа от неё молодой человек в цилиндре и сюртуке с ружьем наперевес: в его облике угадывается студент политической школы. За студентом – рабочие в блузах, один из которых (он ранен) приподнявшись, созерцает Свободу. Слева от главной героини полотна парижский мальчик – прообраз знаменитого Гавроша Виктора Гюго.
Делакруа смог передать напряжение боя и чувства людей. Всего несколько фигур запечатлены на картине, но всё равно создается ощущение массовости.
Вопросы:
1. В чем это ощущение массовости проявляется?
2. С помощью чего оно достигнуто?
Тема простого народа прочно утвердилась в творчестве многих художников и композиторов того времени. Один из них Ф.Шопен, который широко отразил и переработал в своих произведениях народное музыкальное творчество. Польский композитор создал замечательные фортепианные произведения.
(Доклад о Ф.Шопене. Музыкальный фрагмент. Вальс.)
Рассказывают, что однажды Наполеон III чуть не ударил одну из картин хлыстом. Это была картина Гюстава Курбе. Художник раздражал завсегдатаев салонов своим подходом к искусству. Именно Курбе стал основателем нового направления в искусстве – реализм.
Реализм – направление в искусстве объективно отражающее все стороны жизни общества .Возник в середине XIX века.
Курбе считал, что для художника нет необходимости придумывать сюжеты, достаточно изображать на ней весь мир. А если этот мир несет простым людям беды и тяготы, это нужно честно и откровенно показать.
(Просмотр репродукции картины Г.Курбе “Дробильщики камня”)
Вопросы:
1. Что вы видите на этой картине?
2. Какова на ваш взгляд жизнь этих людей?
3. Есть ли у этих людей перспективы в жизни?
Сам Курбе дал такое описание картины: “На ней изображен старик семидесяти лет, сгорбленный под бременем своей работы. Видна вся масса его фигуры: тело, иссушенное солнцем, голова в тени соломенной шляпы. Штаны грубой материи все в заплатах, деревянные башмаки надтреснуты, чулки когда-то бывшие синими, обнажают пятки. Рядом молодой человек, с головой покрытой пылью и лицом темного цвета. Лохмотья грязной рубашки обнажают бока и руки. Ремень помочей поддерживает остатки брюк. Грязные кожаные ботинки зияют дырами. Старик на коленях , позади него молодой человек с усилием держит корзину, наполненную камнем. Вот так они начинают и так кончают свою жизнь. Везде разбросаны их рабочие принадлежности – корзина, носилки, кирка, котелок. Все это происходит под ярким солнцем, в открыто поле, у края придорожной канавы”.
Другим примером реалистической живописи может послужить картина Милле “Собирательницы колосьев”
(Просмотр репродукции картины Милле “Собирательницы колосьев”.)
Приближается вечер. Уже убран хлеб. Три крестьянки собирают колосья, оставшиеся в поле. Низко надвинуты на глаза их платки, согнуты спины. Им не до красоты окружающего пейзажа. Они кажутся к каждому колоску, каждому зерну, упавшему на землю.
Художник выразительно показал тяжесть крестьянского труда, горькую заботу бедняков о куске хлеба.
Жизнь простых людей отражал в своих картинах и Рембрант – голландский художник.
(Просмотр репродукции картины Рембранта “Портрет старика в красном”.)
Вопросы:
1. Каковы основные элементы этой картины?.
2. Что вы можете сказать о руках этого старца?
3. Ваши впечатления от лица этого человека.
4. Каково выражение его глаз?
5. Как вы думаете что ждет от жизни этот человек?
А сейчас, посмотрим на картину Винсента Ван Гога “Портрет старика крестьянина”.
(Просмотр репродукции картины Винсента Ван Гога “Портрет старика крестьянина”.)
Задание: постарайтесь сравнить эти портреты, выделив общие и особенные черты этих полотен.
В 70-80 гг. XIX века реалистическое направление в живописи было, прежде всего, представлено импрессионистами.
Импрессионизм – от франц. impression., впечатление. Основоположником этого течения был Клод Моне.
Трагична судьба художников импрессионистов. Их произведения были признаны и поняты широкой общественностью много лет спустя, а творцы этих полотен жили в глубокой нищете, осмеянные и безвестные. Но их творчество имело большое значение для художественного развития Западной Европы.
(Просмотр репродукций картин Клода Моне)
На этих картинах особо остро ощущается новая техника письма – подвижный мaзoк. Кисть фиксирует постоянную смену цветовых пятен, солнечных бликов. Раздельные мазки, чистых, не смешанных на палитре красок, сливаются в волнующую картину живой природы.
И подводя итог всему выше сказанному отметим, что живопись и искусство постоянно взаимосвязаны друг с другом и являются постоянными спутниками жизни людей. Отражая их жизнь, их мысли и чаянья, призывая к борьбе и открывая новые горизонты.
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
08 12 2023 4:15:20
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
07 12 2023 20:20:50

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
06 12 2023 0:44:54
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
05 12 2023 9:57:54
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
04 12 2023 13:34:12
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
03 12 2023 21:11:11
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
02 12 2023 20:28:41
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
01 12 2023 11:34:54
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
30 11 2023 19:12:55
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
29 11 2023 5:18:36
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
28 11 2023 16:53:48

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
27 11 2023 2:54:59
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
26 11 2023 22:43:49
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
25 11 2023 20:36:15
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
24 11 2023 16:12:32
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
23 11 2023 21:48:26
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
22 11 2023 16:23:38
В статье приводится пример урока-диспута.
...
21 11 2023 1:33:14
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
20 11 2023 9:41:32
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
19 11 2023 12:20:19
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
18 11 2023 12:28:46
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
17 11 2023 11:34:14
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
16 11 2023 7:14:57
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
15 11 2023 6:52:30
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
14 11 2023 8:20:58
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
13 11 2023 3:45:39
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
12 11 2023 1:56:11
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
11 11 2023 1:18:50
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
10 11 2023 19:36:31

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
09 11 2023 8:39:18
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
08 11 2023 2:41:25
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
07 11 2023 6:25:27
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
06 11 2023 6:58:46
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
05 11 2023 5:14:46
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
04 11 2023 9:16:20
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
03 11 2023 23:46:31
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
02 11 2023 21:58:10
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
01 11 2023 15:29:15
Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....
31 10 2023 9:31:45
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
30 10 2023 15:47:26
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
29 10 2023 4:25:39
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
28 10 2023 7:16:23
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
27 10 2023 7:28:52
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
26 10 2023 16:29:18
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
25 10 2023 5:44:14
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
24 10 2023 15:46:39
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
23 10 2023 22:45:41
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
22 10 2023 22:14:25
Учащиеся выделяют причины и последствия возвышения Владимиро-Cуздальского княжества. Объясняются преимущества и недостатки в деятельности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Оцениваются поступки людей того времени с позиции современного человека....
21 10 2023 7:46:13
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
20 10 2023 0:40:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::