Формирование правового сознания на уроках обществознания
В настоящее время, формирование правового сознания идет в курсе обществознания, который интегрирует знания, педагогические отобранные из комплекса общественных наук: социологии, экономики, политологии, правоведения, а также философии и психологии.
Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.
На сегодня отсутствуют работы, связанные с изучением проблем технологии правового обучения в контексте формирования правовых знаний и правовой активности личности на уроках обществознания. В связи с чем, хотелось бы поделиться опытом работы по формированию правового сознания на уроках обществознания.
Рассмотрим в качестве примера несколько фрагментов уроков обществознания, на которых рассматриваются вопросы права.
Например, тема: “Место и роль права в системе социальных норм”.
При обсуждении первого вопроса “Место и роль права в системе социальных норм” предложим старшеклассникам вспомнить: что такое норма, в чем суть социальных норм, каковы составные элементы системы социальных норм.
- Норма – это правило, образец;
- Социальные нормы устанавливают правила поведения людей их групп и организаций в обществе.
- Существует несколько разновидностей этих норм (вопрос целесообразно представить в виде схемы).
Все социальные нормы в той или иной степени взаимосвязаны между собой, особенно близкая связь существует между моралью и правом. Они способствуют установлению согласия в обществе, гармонизации отношений между обществом и природой, между личностью и обществом. Целый ряд мopaльных и правовых норм совпадают (не наноси вреда здоровью и жизни другого, не укради, не лги и др.),
Вместе с тем право и мораль выступают разными социальными регуляторами. Учащимся целесообразно предложить развести приводимые ниже хаpaктеристики социальных норм:
Правовые нормы | Мopaльные нормы |
Социальные нормы выступают правилами поведения людей, эти правила:
- регулируют поведение людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле,
- устанавливаются государством,
- остаются писанными,
- обеспечиваются внутренним “Я”, опираются на общественное мнение,
- не нуждаются в обобщении со стороны государства,
- не оформляются в виде государственных или международных документов,
- обеспечиваются принудительной силой государства,
- зарождаются раньше,
- имеют более широкое поле действия,
- тесно связаны с государством,
- регулируют самые важные для человека и общества отношения.
Напомнив учащимся, что определение понятия содержит главные признаки определяемого объекта, предложим им выделить основные признаки права. Вывод-обобщение: право – это система обязательных норм поведения, закрепленных в официальных документах, охраняемых и поддерживаемых силой государственного принуждения.
Следующая схема позволит наглядно показать и начать разговор о том, что право регулирует многие, но не все вопросы нашей жизни.
Место правовых отношений в жизни общества
Если же право регулирует большинство вопросов общественной жизни, в том числе вопросы свободного времяпрепровождения, выбора религии, дружбы, любви, эстетического вкуса и т.п., то речь идет о полицейском государстве.
Учитель кратко знакомит старшеклассников с тем, какие главные вопросы регулируются с помощью права в каждой основной сфере общественной жизни. При наличии учебного времени в хорошо подготовленном классе вопрос может быть предложен для обсуждения самим старшеклассникам.
Затем учитель дает хаpaктеристику сфер жизни общества.
На основе следующего графического изображения места права в различных сферах жизни общества учащимся предлагается определить где обозначены политическая и духовная сферы.
Итак, право выступает регулятором всех сфер общественной жизни, но в разной степени. Выполнение правовых норм, способствует регулированию всех сфер жизни, наведению порядка, ликвидации хаоса и беспредела.
Система права. В учебнике “Человек и общество” под ред.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лабезниковой для 10 класса (§7. М.,2002) сказано: “Поскольку правовое регулирование, как вам известно, охватывает все основные сферы жизни общества, система права – это поистине гигантский юридический мир. Чтобы его толково организовать и сделать удобным для правовой деятельности, осуществляется деление всей системы на элементы. В числе важнейших ее элементов назовем: а) отрасли права; б) институты права; в) нормы права”.
Далее даются определения: нормы права, институты права, отрасли права.
В целях закрепления соотношения норм, институтов и отраслей права учащимся могут быть следующие задания.
Я не случайно взяла фрагменты уроков в 10 классе курса обществознания, так как все изучающиеся в дальнейшем темы уроков, носят аналогичный хаpaктер.
Очень эффективны на уроке проведений дискуссий, так как они дают возможность ученику высказать свою точку зрения и учителю предоставляется возможность, в случае неправильной точки зрения, аргументировано исправить ее.
Рассмотри уроки обществознания в 9 классе.
Тема “Нарушение прав человека и их защита”.
Тип урока: итого-обобщающий в форме дискуссии.
Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах человека; сформировать культуру ведения дискуссии и участия в ней; закрепить навыки правовой защиты личности.
Содержание урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. Вводная информация – учащиеся готовятся по заранее поставленным вопросам (они записаны на доске), каждый высказывает свое мнение).
3. Защита прав детей – вводное слово учителя и пpaктическая работа с текстом Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав детей.
4. Учащимся предлагается высказать свое мнение
по предложенным вопросам и высказываниям.
5. Размышление (рефлексия).
6. Подведение итогов (тестирование) – проводится при двухчасовом занятии.
Формы и методы: беседа; пpaктическая
работа; сравнение; обобщение; рефлексия.
Основные понятия: декларация, конвенция,
гражданин, гражданство, права и свободы человека
и гражданина; понятие абсолютности прав
человека, геноцид, апартеид.
Ожидаемые результаты: расширение объема знаний по теме, закрепление навыков работы с документами, умение участвовать в дискуссиях, формирование уважения чужого мнения, отстаивание своей точки зрения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы следует обратить внимание при изучении темы:
1) Что такое права человека?
3) Откуда мы узнаем о правах человека? Где они записаны?
3) Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?
В ходе беседы обобщаются знания учащихся о правах человека и документах, их содержащих, учащиеся подводятся к выводу: права человека принадлежат любой личности изначально и государство лишь охраняет их от незаконных посягательств. В отличие от этого права гражданина охватывают сферу его отношений с государством, в которой он рассчитывает на ограждение своих прав от незаконного вторжения и на активное содействие государства в их реализации. Пример: учащимся предлагается сравнить правовой статус иностранца и гражданина РФ, сделав вывод. Учащиеся должны уяснить: права человека на жизнь, на образование и т.д.
2. Вводная информация.
На доске записаны вопросы. Наиболее подготовленные получают задание представить на них ответы. Этот этап урока должен решить задачу мотивации, вызвать у учеников желание принять участие в дискуссии. Другим учащимся предлагается подумать над вопросом: ежегодно Россия подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения, касающиеся защиты прав детей, Вы включили бы в этот отчет?
Для дискуссии можно преложить следующие проблемы:
1) Можно ли считать, что гражданское общество и правовое государство создают условия для реального соблюдения прав человека?
2) В 1948 г. ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Что надо сделать в государстве, чтобы эти права могли реализовать граждане?
3) Как соотнести право на жизнь с глобальными проблемами человечества: экологическими, экономическими, проблемами разоружения и т.д.
4) С точки зрения защиты прав человека, как оценить такое решение суда в отношении приговоренного к cмepтной казни: “Приговор окончательный и обжалованию не подлежит”? учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Пpaктическая работа.
Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка. Для обсуждения учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:
1. Почему в названии французской декларации употрeбляется понятие: не только “человек”, но и гражданин?
2. Найдите в мировой истории и в истории нашей страны примеры вопиющего пренебрежения правом человека на жизнь?
3. Существует правовая норма, в соответствии с которой во время следствия и суда должен присутствовать педагог. Каков смысл этого требования?
4. Выберите из следующих мыслей те, которые соответствуют “духу” прав человека:
- свобода есть возможность делать все, что мне захочется;
- свобода есть право делать все, что дозволено законом;
- свобода есть независимость от норм, установленных людьми;
- свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
5. Размышление (рефлексия). Учащимся предлагается продолжить, в частности, такую фразу: “Я считаю, что права человека нарушаются тогда, когда…”
6. Подведение итогов (тестирование). Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенный учащимися. Но в любом случае учитель должен обобщить итоги урока-дискуссии, дать соответствующую оценку проделанной работе, сделать необходимые выводы, что позволит избежать ошибок на следующих занятиях курса “Обществознание”.
Весьма результативны в правовом обучении так называемые технологии ПОПС-формулы. ПОПС-формула используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Ученик высказывает:
П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на уроке с речью: “Я считаю, что cмepтная казнь не нужна…”);
О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнacилoваний, убийств…”);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: “В связи с этим (сохранением cмepтной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Очень эффективны при изучении отраслей права игры. Вот некоторые правила проведения уроков по уголовному праву в форме игры:
- Обучаемые должны получить четкие инструкции по организации игры и правилам, согласно которым она будет производиться.
- Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.
- Игра должна быть четко продумана (для этого формулируется цель, задачи, методы, прогнозируемый результат).
- Нельзя проводить из урока в урок игры, не обобщая правового материала.
- В игру следует вовлекать всех учеников.
- Каждая игра по завершению должна быть обсуждена, проанализирована.
- В процессе игры дети должны усвоить не только важный юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.
Игра должна носить добровольный, творческий хаpaктер и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию. В игре школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются их творческие способности, а, главное, закрепляются навыки правомерного поведения.
Можно проводить самые разнообразные игры по правовой тематике, например: “Выборы президента”, пресс-конференция “Проблемы уголовного права” и др. Можно предложить в качестве примера фрагмент игры-конкурс “Преступление и наказание”.
Комaндам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ: лишение свободы; ссылка; высылка; предание публичному позору; штраф; четвертование; избиение плетьми; cмepтная казнь; бессрочная каторга; конфискация имущества.
Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание комaнда получает 4 балла (по 1 баллу за каждый правильный вариант).
Правильный ответ: Лишение свободы, штраф, cмepтная казнь, конфискация имущества.
Эффективно на уроке использовать и нормативно-правовые акты. Например, учитель излагает исходную ситуацию. В ней говорится о том, что предстоит обсудить. Например: “Ребята, вы устраиваетесь на работу. В настоящий момент, вам предлагается проект контpaкта. Внесите изменения или добавьте новые пункты в права и обязанности работника и работодателя. Не думайте о том, реальны они или нереальны. Высказывайте любую мысль. Нельзя критиковать другие предложения. Секретари все фиксируют на доске”. Поведение учителя или другого ведущего должно быть доброжелательным, с чувством юмора. Критики не допускается. Учащиеся выслушивают и, если им что-то не понятно, задают вопросы. Выяснение вытекающих из исходной информации выводов. Возможно предъявление дополнительной информации. Учитель в случае необходимости еще раз подчеркивает конечную цель.
Интегрированные уроки позволяют от школярного подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
Бесспopным является то, что воспитание уважения к праву и правовой убежденности невозможно без развития нравственных качеств личности, ее духовности, поэтому курс литературы дает дополнительные возможности для конкретизации важнейших понятий: “мораль”, “право”, “законность”, “достоинство”, “честь” и др. Внимание учащихся привлекается к вопросам нравственно-философского хаpaктера: о добре и зле, чести и долге, совести, нравственном выборе. Русская литература дает иллюстрации для изучения такой важной проблемы, как человек – государство. Большинство произведений, входящих в базовый уровень литературного образования, выступает в качестве источников знаний о государстве, праве, демократии, правах человека.
Вот примеры пpaктического осуществления межпредметных связей права и истории. Это интегрированные уроки при изучении тем конституционализма. Например, “Россия на современном этапе” будет посвящена изучению истории создания и положений Конституции РФ и совмещать урок права. Его можно провести в виде семинарского занятия по плану:
- Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
- Структура Конституции РФ 1993 г.
- Правовая охрана Конституции РФ 1993 г.
- Хаpaктеристика основ конституционного строя России.
Таким образом, учащиеся могут проследить возникновение и развитие государственных институтов и права, которые предусмотрены программой как истории России, так и обществознания.
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9 классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10-11 классах, которые носят обобщенный хаpaктер, где больше рассматривают обществоведческие вопросы. Но, тем не менее, в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского образования в России //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8
- Батурина И.И. Элективные курсы по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе.-2005.-№3
- Боголюбов Л.Н. Проблема интегративного и дифференцированного курсов обществознания в образовательной школе //Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.-№3
- Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания //Право в школе.-2004.-№4
- Вяземский Е.Е., Следзевский И.В. Гражданское образование в школах Москвы // Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10
- Морозова В.С. Выбор есть //Право в школе.-2004.-№3
- Певцова Е.А. Формирование правовой активности субъектов образоваетльного права //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№8
- Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4
- Пронькин В.Н. Курс для жизни //Право в школе.-2004.-№3
- Соболева О.Б. Использования личного опыта учащихся при изучении обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№10
- Федорович Н.А. Првоведение.-М.:Открытый мир.-1997
- Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования //Право в школе.-2004.-№3
- Человек и общество /Под ред.Л.Н.Боголюбова и др.-М.:Просвещение,2004
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 13:39:12
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 9:59:39
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 6:42:46
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 17:48:10
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 22:25:21
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 3:37:58
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 14:29:42
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 8:11:36
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 19:31:40
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 22:47:49
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 9:25:50
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 16:38:56
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 8:37:56
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 17:38:59
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 4:25:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 9:56:41
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 13:44:36
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 19:59:33
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 17:47:32
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 1:46:50
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 0:45:43
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 12:23:36
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 20:56:52
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 9:16:47
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 6:12:31
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 4:56:27
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 9:19:25
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 7:57:57
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 21:52:44
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 13:18:12
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 11:41:18
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 1:28:43
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 11:15:43
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 20:15:31
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 23:33:34
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 20:28:42
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 15:44:23
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 15:22:17
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 6:33:12
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 14:11:39
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 19:30:54
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 23:48:41
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 23:15:32
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 11:53:28
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 13:13:51
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 18:18:48
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 6:20:36
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 12:13:27
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 9:58:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 14:26:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::