Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"
Цели урока:
- Познакомить учащихся с бытом древних греков.
- Способствовать более яркому восприятию материальной культуры, условий жизни, быта и труда древних греков, акцентируя внимание обучающихся на таких деталях как: утварь, одежда, жилище.
Учебное оборудование: карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, ПК, мультимедиапроектор, магнитофон.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Переход к изучению новой темы
Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией иллюстраций на экран через мультимедиапроектор.
– Греция! Что влечёт туристов в эту горную страну? Её древняя история, её великое искусство. На высоком холме, ночью подсвеченном прожекторами, сияет над Афинами беломраморное чудо (рис. 1).
Рис. 1
– Откройте стр. 170 учебника. На иллюстрации вы видите Парфенон – главный храм города-крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно Парферон великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку (рис. 2).
Рис. 2
Звучит фонограмма “Сертаки”.
– На странице 171 учебника вы видите праздничное шествие на Акрополь. Рисунок нашего времени. На экране руины Афинского акрополя, находящиеся над остальным городом на высоте 70 метров. (Парфенон – справа и Эрехтейон – слева). Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике на странице 172. Вы видите Эрехтейон. Храм посвящён Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею. Вид в наши дни.
– Каждый день из каменоломен, откуда брали
мрамор для Парферона, грузовики привозят и
рассыпают по Акрополю кусочки мрамора. Туристы
подбирают их как драгоценные сувениры.
Откройте страницу 177 учебника обратите внимание
на здание греческого театра. Вид в наши дни. И
обратите внимание на экран.
У подножия Акрополя – древний театр (рис. 4).
Рис. 4
Круглый как стадион, с каменными скамейками,
купившему билет, выдавалась подушка. Вместо
потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя
доносилось каждое слово актёра. Так древние
греки умели строить.
С уважением и благодарностью вспоминаем мы
Древнюю Грецию в дни Олимпийских игр (рис. 5).
Рис. 5
Изображение на экране дополняют рисунки со страниц учебника 150 и 151.
– В какой бы стране не проводились современные Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев предоставляется делегации с бело-гoлyбым греческим флагом. Огонь, который вспыхивает в чаше стадиона – огонь-путешественник. Его пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны. А зажигают его от солнечного луча на развалинах города Олимпии гречанка в старинной белой одежде. Здесь более двух с половиной тысяч лет тому назад были проведены первые Олимпийские игры – праздник мира, мужества и красоты.
Вопрос к классу: Датируйте первые Олимпийские игры (рис. 6).
Рис. 6
Чтобы лучше узнать историю Древней Греции мы с вами тоже отправимся в путешествие в эту сказочную удивительную страну.
III. Работа с классом по карте
– Откройте страницу 111 учебника перед нами карта Древняя Греция (рис. 7).
Рис. 7
Вопросы классу:
– На каком полуострове находится Древняя
Греция?
– Из скольких частей она состоит?
– Назовите их и покажите на карте?
– Какие моря омывают Древнюю Грецию?
IV. Изучение новой темы
План:
1. Античное жилище древних греков.
а) внешний вид;
б) планировка;
в) интерьер.
2. Мода в античную эпоху.
3. Трапеза греков.
На доске:
- Тема урока
- Новые слова:
- андрон,
- гинекей,
- симпосии,
- клине,
- канделябры,
- амфоры,
- хитон,
- гиматий,
- хламида,
- пифос,
- кратер,
- ойнохои,
- киаф,
- потэры,
- эндромиды,
- крепиды.
В ходе изложения нового материала учащиеся выполняют задания творческого хаpaктера по карточкам индивидуально.
I вариант
Закончите предложения:
Особенности планировки античного греческого дома:
- Фасад дома не являлся предметом …(Б)
- Климат помогал располагать помещения под …(Д)
- Все помещения были …(А)
- Передняя половина дома была обычно …(В), а задняя …(Е)
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяла говорить о …(Г)
Варианты ответов:
А) небольших размеров;
Б) забот греков;
В) мужская;
Г) рациональности планировки;
Д) открытым небом;
Е) женская.
II вариант
Подчеркните предложения, соответствующие действительности, красной линией, а не соответствующие действительности – синей.
- Греки заботились о внешней красоте дома.
- Климат не позволял располагать помещения под открытым небом.
- Все помещения были небольших размеров
- Передняя половина дома была женской, а задняя – мужской.
- Внутренняя сосредоточенность всех помещений дома позволяет говорить о рациональности планировки.
Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией иллюстраций.
– Представьте себе, что мы находимся в древнегреческом городе на одной из его улиц. Что мы видим? Улицы кривые, пыльные, замусоренные. Они не замощены и не имеют тротуаров. Большинство улиц столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка. Они извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Дома обычно строились в один, два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Строились дома из сырцового кирпича и булыжника. Античное жилище было особым замкнутым мирком, отгороженным от внешнего мира. Все помещения были обращены лицом к внутреннему дворику, а на улицу они выходили глухой стеной. Окон было не много, и они имели вид узких щелей, стёкол в них не было, и прикрывались они ставнями. Таким образом, вся жизнь античного дома была скрыта от посторонних. Вторая особенность греческого жилища, состояла в его расположении по отношению к солнцу, к источнику естественного тепла и света. Южная часть дома была обычно одноэтажной, а северная – двухэтажной. Таким образом, летом дом был защищён от палящих лучей солнца, а зимой, когда солнце ниже, лучи глубоко проникали в глубь жилища т.к. печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями.
– Давайте заглянем в один из греческих домов (рис. 8).
Рис. 8
– Типичный греческий дом строился из сырцового
кирпича или камня, стены домов обычно
облицовывались штукатуркой и окрашивались.
Входные двери имели замки, которые были довольно
больших размеров. Дом имел посредине внутренний
дворик, куда открывались двери комнат. Через эти
двери дом освещался и проветривался. Окон
комнаты первого этажа не имели. Это помогало
сохранить в доме жарким днём прохладу, но
придавало улице мрачный вид. Во дворике стоял
алтарь, где молились члeны семьи и иногда был
разбит небольшой сад. Водопровода не было, и
поэтому воду paбы приносили из колодца.
Греческий дом делился на две части: андрон
– помещение для мужчин и гинекей- помещение для
женщин, где они проводили почти всё своё время,
располагался на втором этаже. Здесь же
размещались и спальни. Комнаты были очень
скромно обставлены, за исключением столовой, где
мужчины принимали гостей и устраивались пиры – симпосии.
Обстановка в греческих домах была простой и
удобной. Кресла и стулья были различных типов, с
изогнутыми спинками и перемычкой, табуреты с
вогнутыми ножками и складные. На симпосии –
праздничном ужине, пиршестве устраивавшимся для
мужчин, гости лежали на ложах – клине (они были
без спинки, с невысоким изголовьем, или со
спинкой как у дивана, украшались скульптурой) и
наслаждались изысканной пищей (рис. 9).
Рис. 9
Paбы подавали им кушанья, а танцоры, музыканты и
акробаты развлекали их. Столы – трапезиды,
предназначались только для того, чтобы ставить
на них посуду. Они были ниже, чем наши столы и
стоили очень дорого. Для хранения утвари и одежды
в Греции использовались лари и сундуки, а вот
шкафы были редкостью. В домах были светильники –
канделябры, самой разной формы: в виде масок,
человеческой головы, ног в сандалиях. Обычно их
делали из глины, ставили на высокие бронзовые
подставки. Горючим для светильников было
оливковое масло. Посуда в основном, была глиняной
и бронзовой (самовары, котелки, вёдра, кастрюли,
сковороды). Позже стали использовать серебряную
и стеклянную посуду. Для хранения вина и
оливкового масла применялись большие двуручные
остродонные сосуды – амфоры.
Горлышко замазывалось смолой. Самый крупный
сосуд – пифос – большая глиняная бочка
с плоским или заострённым дном. В пифосах держали
вино и масло фиги, соления. Сосуд для смешивания
вина с водой назывался кратер. Это выпуклая ваза
с широким горлом, двумя ручками и подножкой. К
нему полагались ойнохои (кружки с одной ручкой и
носиком для разливания напитка) и киаф
– ковш с высокой ручкой. Особенным разнообразием
отличались потэры – сосуды для
питья: фиалы, скифосы,
килики, канфары и, наконец
– ритоны.
На странице 164 учебника вы также видите
изображение амфоры и на странице 166. Пифос
– глиняная бочка для хранения зерна (рис. 10).
Рис. 10. Виды сосудов: 1 – амфора; 2 – гидрия; 3 – ойнохоя; 4 – пелика; 5 – арибал; 6 – киаф; 7 – кратер; 8 – лекиф; 9 – килик.
– Итак, мы познакомились с внешним видом, планировкой, интерьером античного греческого жилища. Что поразило, удивило вас в доме грека по сравнению с вашим домом?
В процессе изучения внешнего вида древних греков учащиеся заполняют таблицу.
Страна |
Нижняя одежда |
Верхняя одежда |
Головные уборы |
Обувь |
Древняя Греция | хитон |
гиматион, |
шляпа |
крепиды, |
А также выполняют задание:
Укажите термины, соответствующие следующим определениям:
1. Женская одежда греков, состоявшая из
прямоугольного куска ткани жёлтого, гoлyбого или
фиолетового цвета с поясом. (Б)
2. Верхняя одежда у греков; представляла собой
отрез ткани, которым оборачивали тело, скрепляя
её пряжкой на правом предплечье или же под шеей.
(В)
3. Накидка у греков, которую использовали как
плащ: женщины надевали на пеплос или хитон,
а мужчины на голое тело или хитон. (Г)
4. Женская и мужская нижняя одежда, тип рубахи из
шерсти или льна. Он перепоясывался в талии и имел
рукава или рукавные прорехи. (А)
А) хитон;
Б) пеплос;
В) хламида;
Г) гиматий.
Рассказ учителя:
– Афинская толпа представляла собой чрезвычайно красочную картину. Одежда греков была драпированной, в основном шерстяной. Кроме шерсти греки выpaбатывали льняные ткани, а хлопчатобумажные и шелка привозили из стран Востока. Одежда была яркой и разноцветной, особенно у молодых людей – пурпурной, красной, зелёной и синей. Жёлтого цвета мужчины не признавали, он считался приличным только для женщин. Но белый цвет считался самым красивым и нарядным. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой.
Мужская одежда. Основной частью мужской одежды был хитон (рис. 11). Его надевали прямо на тело. Это кусок ткани с отверстиями для рук. Верхние концы скреплялись на плече пряжкой. Длина хитона была различной в разные периоды. Первоначально его носили очень длинным, позднее стали подбирать пояском так, что он доходил только до колен. Иногда к хитону приделывались рукава. Хитоны для рабов, слуг, ремесленников и воинов имели только одно отверстие, для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным.
Рис. 11
– Поверх хитона набрасывали гиматий – нечто вроде плаща (рис. 12). Один край гиматия укреплялся на гpyди под левым плечом, затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой или над ней, и вновь закидывалась на левое плечо так, чтобы другой конец её падал на спину. Приличный гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек.
Рис. 12
– Существовал ещё другой вид плаща короткий, скреплявшийся на шее пряжкой и свободно падавший на спину и плечи. Этот плащ назывался хламидой и применялся на войне, на охоте, в дороге. В Афинах хламида была обычной одеждой юношей (рис. 13).
Рис. 13
– Голова оставалась непокрытой. Греки носили
шляпы только за городом. На улицах можно было
встретить в шляпе только путешественника или
инвалида.
Волосы греков были густыми и пышными. Стригли их
так, чтобы они падали на шею, не доходя до плеч.
Щёголи носили длинные, тщательно причёсанные
волосы, Атлеты напротив, стриглись коротко. Кроме
франтов длинные волосы носили философы.
Афинский цирюльник мог похвастаться обширной и
разносторонней пpaктикой. Мужчины, как и женщины,
красили волосы – или чтобы сделать их
белокурыми, или чтобы скрыть седину. Недаром
Аристофан укоряет какую-то особу в следующих
выражениях:
Черна же ты, как зелье Лисикратово,
Которым он обычно красит волосы (рис. 14).
Рис. 14. Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок; 3 – шлейф волос; 4- завитушки на виске.
– Для ращения волос применяли масло, смешанное с благовониями. Мужчины, носившие в VI в длинные волосы, стали стричь их после Марафона. После Александра стали брить бороду и усы. Никогда греки не носили усов без бороды. Затем цирюльник делал клиенту маникюр, а окончив – подавал ему зеркало.
Рис. 15
– На ноги надевали сандалии (рис. 15 – крепиды), прикреплявшиеся ремнями, но существовали и другие виды обуви вроде сапог, полусапог, башмаков разного цвета – белые, чёрные или красные, часто очень нарядные, если шли в гости. Именно обувь была той частью одежды, в которой изощряли свою фантазию франты. Делали обувь обычно из кожи, но иногда и из войлока, подобно шляпам. Некоторые украшали обувь золотом или серебром (рис. 16 – эндромиды)
Рис. 16
– В период эллинизма стало модно делать на
подошвах надписи, которые отпечатывались в пыли.
Наиболее частой была надпись “Следуй за мной”.
Дома греки ходили босиком, Улицы же были в том
состоянии, что защищать ноги было необходимо.
Впрочем, выносливые люди старой школы вроде
Сократа ходили босиком и по улицам. Сократ – даже
зимой.
Наряд дополнялся перстнем и палкой. Перстни с
печатью служили украшением и для того, чтобы
пользоваться печатью. Палка считалась
совершенно обязательной. Для почтенного
человека было совершенно немыслимо идти по улице
без палки.
Рис. 17
– Женский костюм того времени надо было не столько кроить, сколько драпировать на себе. Как и мужская, женская одежда разделялась на две основные части – легкое нижнее платье и более плотное верхнее одеяние – пеплос (рис. 17). Для выхода на улицу надевали пеплос – кусок ткани шириной около полутора метров и длиной 3–4 метра, которым гречанки драпировались с бесконечным разнообразием складок. Иногда краем этого куска закутывали голову, если не надевали отдельное покрывало.
Рис. 18
Нижний хитон (рис. 18) делался гораздо длиннее
мужского. Это длинное свободное одеяние,
подхваченное поясом, который замужние женщины
носили под гpyдью, а дeвyшки – на талии или на
бёдрах. Иногда к хитону приделывались закрытые и
открытые рукава. Обычно хитон скреплялся на
правом плече пряжкой или перекрещивался на гpyди
и отделывался каймой. Хитон –
домашний костюм.
Для женских одежд применялась шерсть, полотно и
прозрачная ткань, происхождение которой
неизвестно. Из цветов предпочитали шафрановый,
пурпурный, зелёный, серо-гoлyбой,
золотисто-коричневый и белый. Любили ткани в
рисунок, яркие каймы и узоры для отделки.
В городе женщины носили шляпы, за городом же
надевали круглые почти плоские шляпы с
остроконечным верхом. На ноги надевали сандалии,
белые или желтые туфли и высокие ботинки. Выходя
на улицу, брали зонтик и веер из павлиньих перьев
или деревянный в форме лотоса. Наряд дополнялся
украшениями – золотыми серьгами в форме спирали
или с подвесками, золотыми ожерельями, диадемами
браслетами на верхней части руки, кольцами и
золотыми обручами на лодыжках (рис. 19).
Рис. 19
– Необходимейшим предметом в жизни женщины было зеркало. Его делали из полированного металла, прикреплённым к ручке, более или менее богато отделанной. У женщин были длинные густые волосы. Волосы завивались, скреплялись шпильками повязками, укладывались различными фигурами и локонами (рис. 20).
Рис. 20. Женские прически: 1 – с узлом; 2 – прическа в форме дыни; 3 – с платком; 4 – с чепчиком.
– Короткие волосы у свободной женщины означали траур или признанную старость. Paбыням же полагалось стричься.
Применялись белила, румяна, краска для бровей и ресниц. Щёки и губы раскрашивались палочками из свинцового сурика. Брови красились сажей или толчёной сурьмой. Веки оттенялись углем. Ресницы темнили, а затем закрепляли микстурой из белка с аммиачной камедью. Духами злоупотрeбляли и мужчины.
Проверка правильности заполнения таблицы
учащимися, проверка задания.
В ходе изучения нового материала по третьему
пункту плана, “Трапеза древних греков”, и на
основе имеющихся знаний учащиеся выполняют
следующее задание:
- Сделайте выводы об основных занятиях древних греков и запишите их в первую колонку таблицы.
- “Накройте стол” древнего грека (вторая колонка).
Рассказ учителя о распорядке трапез.
– Первый завтpaк греки обычно съедали на заре.
Трапеза состояла из нескольких кусочков хлеба,
намоченных в вине. Второй завтpaк был более
плотным; после возвращения хозяина с рынка, в
кругу семьи, в крытом портике или во внутреннем
дворике ели похлёбку, гороховую или чечевичную,
белый хлеб, козий сыр, оливки; запивали второй
завтpaк вином, разбавленным водой.
Основной пищей бедняков были ячменная похлёбка,
лепёшки, каша из бобов, солёная рыба, дешевое
вино, овощи. После завтpaка греки отдыхают,
читают. В их библиотеке есть Гомер, есть
известные поэты; на отдельной полке лежат речи
ораторов, философов, исторические сочинения.
Обед среднего грека состоял из 3-х блюд:
растительная пища, затем следовали мясное
кушанье и десерт. Обед обычно ели вечером;
торжественный обед назывался симпосий.
Сначала подавали плетёные корзины с хлебом,
кравчий разрезал мясо; порции раздавали
сотрапезникам. Пищу брали руками, вытирая их
затем хлебным мякишем или особым тестом. Чтобы
почерпнуть соус, лепёшку складывали наподобие
ложки. Ложками ели яйца и моллюсков. Супа не
подавали. Рыбу и птицу ели с приправами из зелени,
уксуса и масла; предпочитали зажаренных гoлyбей,
воробьёв, жаворонков, фазанов, перепёлок,
приправленных оливковым маслом, уксусом, соусами
и пряностями. Подавали также сыр. Из растительных
блюд за обедом ели стручковые плоды (бобы, горох),
лук салат, капусту. На десерт подавали груши,
яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир,
миндаль, пирожки. Пили вино (обычно одну чашу за
здоровье, вторую – за удовольствие, третью – за
сон). Пить допьяна считалось не приличным.
Учащееся зачитывают меню древних греков.
Основные занятия |
Стол древнего грека |
1. Земледелие (наиболее
распространённая культура ячмень). 2. Скотоводство (разводили бapaнов, коз, свиней). 3. Овощеводство (выращивали капусту, репу, петрушку, огурцы, чеснок, тыкву, сельдерей, лук, бобовые, салат-латук и др.) 4. Садоводство (выращивали груши, яблоки, виноград, гранаты, маслины, инжир, миндаль). 5. Пчеловодство (мёд). 6. Рыболовство (ловили угрей, тунцов, скатов, крабов, морскую рыбку мембраду, морских полипов и др.). 7. Виноделие (вина различали по цвету: жёлтые, белые, тёмные). |
Первый завтpaк (греки съедали
обычно на заре). Трапеза состояла обычно из
несколько кусочков хлеба намоченных в вине. Второй завтpaк Меню: 1. Гороховая похлёбка Обед (состоял из трёх блюд): 1. Салат Симпосий Меню:
|
V. Закрепление изученного на уроке
– Что нового вы узнали о жизни древних греков?
Творческое задание “Найди ошибку”
Перед учащимися ставится корзина с фруктами и овощами. Учащиеся должны выбрать те, которых в Греции не было.
VI. Задание на дом
На выбор:
- Написать сочинение на одну из предложенных тем: “В гостях у древнего грека”, “На званном симпосиуме”.
- Предложить (нарисовать или сшить) собственные модели одежды (прически) древней гречанки или древнего грека.
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
03 12 2023 13:26:48
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
02 12 2023 17:23:32
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
01 12 2023 15:38:39
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
30 11 2023 6:46:42
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ.
...
29 11 2023 1:36:39
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным.
...
28 11 2023 11:25:46
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
27 11 2023 19:10:19
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
26 11 2023 16:13:39
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
25 11 2023 8:15:36
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
24 11 2023 15:48:44
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
23 11 2023 14:18:58

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
22 11 2023 17:43:48
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
21 11 2023 10:44:36
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
20 11 2023 8:49:12
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
19 11 2023 21:51:11

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
18 11 2023 16:58:32
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
17 11 2023 16:32:13
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
16 11 2023 22:17:32
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
15 11 2023 20:37:17
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
14 11 2023 2:53:23
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
13 11 2023 22:47:25
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
12 11 2023 11:53:43
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
11 11 2023 19:45:45
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
10 11 2023 2:36:26
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
09 11 2023 17:31:48
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
08 11 2023 23:23:23
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
07 11 2023 0:32:30
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
06 11 2023 2:35:32
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
05 11 2023 11:33:16
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
04 11 2023 16:59:18

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
03 11 2023 15:52:57
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
02 11 2023 16:35:57
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
01 11 2023 15:11:57
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
31 10 2023 14:37:20
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
30 10 2023 16:46:48
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
29 10 2023 16:26:15
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
28 10 2023 5:26:58
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 10 2023 4:29:13
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
26 10 2023 9:11:58
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
25 10 2023 8:24:38
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
24 10 2023 4:28:49
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
23 10 2023 18:23:12
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
22 10 2023 1:16:13
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
21 10 2023 2:50:37
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
20 10 2023 9:21:17
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
19 10 2023 18:18:10
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
18 10 2023 10:21:34
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
17 10 2023 17:26:36
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
16 10 2023 13:30:31
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
15 10 2023 17:31:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::