Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"


    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

Цели:

  • Познакомить учащихся с мероприятиями советского руководства по подготовке к войне и их освещением в различных источниках.
  • Формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны.
  • Формировать умение сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различие.
  • Определять и аргументировать свое отношение к событиям, связанным с началом войны;
  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории на примере И. Сталина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: семинарское занятие.

Технология: проблемное обучение.

Виды деятельности учащихся: поисковая, исследовательская.

Формы работы: индивидуальная, групповая (группа аналитиков).

Межпредметные связи: тема по обществознанию: “Особенности социального познания”.

“Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев? Нет ничего более изменчивого по своей природе, чем подобные приговоры, подверженные всем колебаниям коллективного сознания или личной прихоти”

Марк Блок (фр. историк 1896-1944)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы рассмотрели вопросы, связанные с предвоенным развитием СССР, с проблемами развития международных отношений, с попытками руководства страны найти союзников в неизбежном военном столкновении. Какого союзника обрел СССР в 1939 году? Почему именно Германия стала им? Какие цели с точки зрения авторов преследовали Сталин и Гитлер, подписывая Договор о ненападении и Договор о дружбе и сотрудничестве в 1939 году? К войне готовились обе стороны ?

БЫЛ ЛИ СССР ГОТОВ К ВОЙНЕ?

В новейшей истории очень много вопросов, на которые нет однозначных (т.е. удовлетворяющих большинство людей) ответов. Один из таких вопросов вынесен сегодня в тему урока. Мы рассмотрим различные точки зрения по ключевым проблемам готовности страны к войне.

Во-первых – В какой мере соотносятся структурно-материальные факторы, т.е. экономика и вооруженные силы СССР и Германии?

Во-вторых – Был ли фактор внезапности нападения? Специалисты утверждают, что никогда ни одно государство в истории войн не знало столько о планах врага и его силе, сколько СССР, благодаря своей разведке.

В-третьих – Почему Сталин и его окружение так мало сделали для отражения возможной агрессии? Вообще, какова роль Сталина как руководителя государства и доля его ответственности в том, что уже за 2,5 недели СССР потерял до 800 тысяч человек, а Германия, наступающая сторона, менее 80 тысяч?

В-четвертых – Вопрос о виновнике в развертывании войны.

По мере просмотра и прослушивания вы будете заполнять таблицу, с тем чтобы, выделив главное в позициях источников информации, суметь их сопоставить, и на основе полученных знаний сформулировать собственную точку зрения по обозначенным проблемам и по главному вопросу урока : “Был ли СССР готов к войне?” (представлен возможный конечный результат работы)

  Учебный видеофильм “Великая Отечественная война” Д.Волкогонов “Семь вождей И. Сталин” В. Карпов “Генералиссимус” Д. Киселев Видеофильм “Мировая революция тов. Сталина” Позиция авторов учебника “Россия ХХ в.”
Состояние вооруженных сил и готовность к войне Техника устарела, кадры истрeблены СССР имел лучшие танки, авиацию, уступал численно. Кадровый офицерский состав лучше в Германии. Готовы к наступательной войне, не успели завершить перевооружение, но имели численный перевес, были сильнее. СССР имел более мощную армию, особенно по наступательным видам вооружения: танки и авиация Мощная промышленная база, огромные средства на вооружение, которое не было завершено, Урон нанесли репрессии, ошибки в военной доктрине, в оперативном плане.
Был ли фактор внезапности? Да, врасплох СССР не готовился к нападению, фактор внезапности был, так как вооруженные силы не приведены в боевую готовность. Да, так как была дезинформация Нет, это миф. Сталин знал о плане “Барбаросса” через 10 дней. Сталин готовился начать войну первым, но не успел. Да, т.к. лидеры, благодаря нацистской дипломатии, уверовали, что пакт и договор о ненападении гарантируют от втягивания стран в войну в ближайшем будущем.
Роль Сталина Не верил в возможное начало войны со стороны Германии. Сталин тот же Гитлер. Его просчеты огромны: переоценил возможности армии, ошибка в определении главного удара, свалил вину на военных. Позитивная, приготовил страну к войне, ошибался тактически, но стратегические расчеты верны. Негативная,

Сталин готовил военное наступление, но просчитался со сроками, опоздал, считал, что Германия сначала разгромит Англию.

Ошибки в плане, репрессии, игнорирование информации о подготовке Германии к агрессии.
Кто виноват в развязывании войны? Германия Оба лидера в равной степени Гитлер. Сталин, СССР готовился к наступательной войне, план “Гром”. Фашистская Германия

Учащиеся работают с таблицей.

1. Просмотр учебного видеофильма “Великая Отечественная война. Нападение”.

2. Сообщение учащегося по книге Д. Волкогонова “Семь вождей”. Галерея лидеров СССР в 2-х книгах”. Москва, АО “Издательство “Новости”, 1995

Об авторе: Д.А. Волкогонов – доктор философских и доктор исторических наук, профессор, был члeном-корреспондентом Российской Академии наук, генерал-полковник, возглавлял Комиссию при президенте по военнопленным и пропавшим без вести. Отец расстрелян как “враг народа”, мать умерла в ссылке. Был начальником Института военной истории, снят с должности за “очернение советской истории”. Автор более 30 книг по философии, истории.

Тезисы выступления:

  • Сталин расист социальный, Гитлер – этнический, много общего. Оба имели мировые планы, ненавидели демократию, любили чрезмерно вооружаться. Ловко орудовали ложью и насилием.
  • Циничный торг и полюбовное соглашение коммунистического вождя и фашистского фюрера подготовили роковое развитие событий в Европе и мире.
  • СССР не готовился к нападению. Был план обороны.
  • Ошибки Сталина:
    • война могла быть более короткой и менее жертвенной;
    • Сталин был не в состоянии оценить различную информацию о начале войны;
    • переоценил свои интеллектуальные возможности, непогрешимость в своих действиях;
    • крупные просчеты в направлении главного удара свалил на военных;
    • расправился с выдающимися генералами (военачальниками);
    • дрогнул в начале войны, до 1 июля в Кремле не появлялся. Сталин сделал войну еще более жестокой (репрессии).

3. Представление точки зрения по обозначенным вопросам в книге В. Карпова “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в двух книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.

Об авторе: В. Карпов – известный русский писатель, лауреат Государственной и международных премий, академик, автор многих книг, в т.ч. “Полководец”, “Маршал Жуков”.

Тезисы выступления:

  • Со ссылкой на Жукова: “Сталин был для нас величайшим авторитетом, и никто не думал сомневаться в его суждениях и оценках обстановки. Однако в прогнозе главного удара противника Сталин допустил ошибку”. Сталин считал, что главный враг нанесет на Юге, помня “свой” план разгрома Деникина. В то время как мнение Генштаба – северо-запад.
  • “Секретных сотрудников … за систематическую дезинформацию “стереть в лагерную пыль как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Сталин в глубине души верил, что он не только договорился в Гитлером, но и перехитрил его. Хорошая дезинформация.
  • Сталин ошибался тактически в определении конкретного времени нападения (хотя и Гитлер менял его не раз), но стратегические расчеты были верны: начало войны он отсрочил, армию (хоть и не полностью) перевооружил, промышленность перестроил, идейно народ подготовил.
  • Хаpaктеристика армии. Заявление Сталина 5.05.1941 г. перед выпускниками Военной академии: “…Красная Армия есть современная армия – армия наступательная”. Позднее эти слова были истолкованы как намерение СССР напасть на Германию первыми, и якобы Гитлер, узнав об этом, вынужден был перейти в наступление. Наступательность сталинской стратегии заключалась в переходе от уступок агрессору, ради оттягивания его нападения, к активной, суверенной политике, в которой нужно не только улыбаться и идти на попятный, но и показывать кулак. Но новый стратегический замысел Сталина запоздал.

4. Сообщение по книге В. Кожинова “Россия. Век ХХ. 1939–1964”. М, Алгоритм, 1999.

Тезисы выступления: (используются в случае отсутствие фильма “Мировая революция тов. Сталина).

  • Россия не обладает той силой, которой обладала во время Первой Мировой войны. “Сталин уничтожил большинство русских солдат и офицеров”.
  • Уничтожены были не все. На смену репрессированным пришли другие, тоже имевшие опыт Первой Мировой войны, но воевавшие на ней солдатами, и они поднимались по служебной лестнице, не перепрыгивая многие ступеньки, обретая реальное умение управлять войсками (Жуков, Конев, Малиновский, Рокоссовский).
  • Внезапность или неготовность?
    “Внезапности не было”. Сообщения разведки всегда противоречивы передача дезинформации, есть сведения, что Сталин получал информацию о том, что Германия сначала намерена захватить Великобританию. Зорге сообщал, что нападение будет в мае.
  • Подготовка к войне была внушительной.
    1 сентября 1939 года – закон о всеобщей воинской повинности. До 22 июня 1941 численность армии увеличилась с 1,5 млн. до 5,3 млн., производство вооружения увеличилось в 4 раза. Производство стрелкового оружия в среднем за год – 1 млн. 800 тыс.
  • Враг, вобравший в себя человеческие и материальные ресурсы почти всей Европы, был сильнее. Армия быстро восстановилась после битвы за Москву.
  • Внезапность – точка зрения именно Сталина в оправдание ошибки в определении главного удара, потерь и т.д. Даже если Сталин точно знал бы о начале вторжения 22 июня 1941 г. и сделал все возможное для подготовки отпора, это не смогло бы принципиально изменить ход войны, ибо враг был сильнее.

Просмотр фильма Д. Киселева “Мировая революция товарища Сталина” (главы “Пакт с дьяволом”, “Медовый месяц диктаторов”).

Беседа с учащимися по предъявленному материалу :

  1. Какие точки зрения выявлены по первому вопросу о состоянии вооруженных сил накануне войны?
  2. Как оценивают наличие фактора внезапности представленные источники?
  3. Одинакова ли оценка роли Сталина?
  4. Кого считают виновником в развязывании войны авторы фильмов и книг?
  5. Какова твоя позиция в ответе на вопрос о готовности СССР к войне?

Задание 1.

  1. Соотнесите полученную информацию с позиций авторов учебника “Россия в ХХ веке”, авторы Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. (М., Просвещение, 2001).
  2. Чья точка зрения наиболее сопоставима с их мнением?
  3. Какая из представленных позиций, по вашему мнению, наиболее убедительна?

Задание 2.

  1. Почему точки зрения такие разные? Чем это объясняется?

Учитель: Мы имеем дело с социальным сознанием, в котором проблема научной объективности является одной из наиболее важных. Для выполнения задания вспомним особенности социального познания:

  • совпадение объекта и субъекта изучения;
  • большую роль играет личностная оценка, так как сложно оставаться беспристрастным, тем более, если исследователь включен в социально-политическую борьбу;
  • сложность объекта – общества;
  • нет возможности провести эксперимент.

Что делать?
Изучать общественные явления в многообразных связях, во взаимозависимости, с учетом конкретных условий, учитывая угол зрения исследователя, который продиктован жизненной позицией и убеждениями.

Вывод по уроку делает группа учащихся-аналитиков по позициям:

  1. Почему вопрос о готовности СССР к войне остается дискуссионным?
  2. В какой степени ответы на вопрос влияют на современную историю России?
  3. Для чего необходимо знать различные точки зрения по тому или иному вопросу?

Список литературы

  1. Д. Волкогонов “Семь вождей. Галерея лидеров СССР” в 2-х книгах. Москва: АО Издательство “Новости”, 1995
  2. В. Карпов “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в 2-х книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.
  3. В. Кожинов “Россия ХХ век. 1939–1964”, М.: Алгоритм, 1999.
  4. А. Левандовский, Ю. Щетинов “Россия в ХХ веке”. Учебник для старших классов общеобразовательных школ – М.: Просвещение, 2001.
  5. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, ч.1. 10 кл., под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2004.


Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

20 02 2024 7:53:20

Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны


    Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны

      Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей. ...

19 02 2024 18:29:23

Монголо-татарское нашествие


    Монголо-татарское нашествие

      Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....

18 02 2024 2:36:34

Внеклассное мероприятие по краеведению


    Внеклассное мероприятие по краеведению

      Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....

17 02 2024 8:26:41

Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"


    Интегрированный урок по теме: "Составление тестовых заданий по истории с использованием ИКТ"

      Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...

16 02 2024 5:52:32

Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"


    Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"

      В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....

15 02 2024 4:17:16

Потребительский экстремизм


    Потребительский экстремизм

      Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

14 02 2024 16:13:22

Урок истории с использованием информационных технологий


    Урок истории с использованием информационных технологий

      Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....

13 02 2024 10:55:44

Декабристы в Сибири


    Декабристы в Сибири

      Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....

12 02 2024 21:23:32

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

11 02 2024 6:21:13

Урок истории на тему "Сословия российского общества". 7-й класс


    Урок истории на тему "Сословия российского общества". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....

10 02 2024 23:56:40

Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

      Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....

09 02 2024 7:19:35

"Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность


    "Для блага всех – свое забыть". Император Николай I: идеалы царя и российская действительность

      Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....

08 02 2024 3:50:24

Викторина "Эпоха Карла Великого"


    Викторина "Эпоха Карла Великого"

      Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....

07 02 2024 7:36:39

Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"


    Урок по истории средних веков, 6-й класс, по теме "Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики"

      Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....

06 02 2024 0:39:23

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

05 02 2024 0:53:14

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания


    Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

      Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

04 02 2024 11:32:39

"Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе


    "Олимпийские игры в древности". Урок истории в 5-м классе

      Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....

03 02 2024 11:21:56

Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс


    Урок истории "Страна победившего социализма". 11-й класс

      Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....

02 02 2024 19:43:47

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме "Восстание С.Т. Разина"

      Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...

01 02 2024 16:34:17

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

31 01 2024 13:13:38

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

30 01 2024 13:35:33

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

29 01 2024 23:54:21

"Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК


    "Они сражались за Родину" к 70-летию УДТК

      Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....

28 01 2024 22:53:40

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....

27 01 2024 18:25:33

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"


    Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

26 01 2024 21:39:56

Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс


    Урок мужества "Давно закончилась война", 9-й класс

      Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....

25 01 2024 1:25:11

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания


    Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

      Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

24 01 2024 16:57:42

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

23 01 2024 11:51:39

Тема урока: "Начало Реформации в Европе". 7-й класс


    Тема урока: "Начало Реформации в Европе". 7-й класс

      Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....

22 01 2024 19:45:17

Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"


    Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

      Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...

21 01 2024 17:10:12

Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"


    Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"

      Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....

20 01 2024 11:25:50

Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе


    Открытый урок по всеобщей истории в 7-м классе

      Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....

19 01 2024 7:42:10

М.П. Мусоргский в Тульской губернии


    М.П. Мусоргский в Тульской губернии

      Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....

18 01 2024 18:50:37

Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме: "Уроки Гражданской войны"

      В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека. В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему? ...

17 01 2024 21:31:47

Экологическая обстановка села Садовое


    Экологическая обстановка села Садовое

      Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

16 01 2024 19:24:44

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века

      На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

15 01 2024 3:49:23

Контрольные занятия по теме "Вторая мировая и Великая Отечественная война"

Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....

14 01 2024 19:48:25

Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"


    Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"

      Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....

13 01 2024 5:40:29

Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"


    Электронное обучающее средство "Из истории государственных символов России"

      Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....

12 01 2024 10:38:43

Урок "Петр I", 10-й класс


    Урок "Петр I", 10-й класс

      Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....

11 01 2024 14:16:26

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"


    Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

      На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

10 01 2024 6:43:58

Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"


    Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту"

      Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....

09 01 2024 6:55:21

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)


    Интегрированный урок (математика + история) по теме "Путешествие по Московскому Кремлю" (5-й класс)

      Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....

08 01 2024 0:21:11

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

      Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

07 01 2024 20:36:52

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"


    Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

      Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

06 01 2024 21:39:34

Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"


    Проект урока по истории Отечества в 6-м классе "Древнерусское хозяйство"

      Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....

05 01 2024 20:59:11

Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"


    Урок по истории России в 9-м классе по теме "Революция 1917 года. Падение монархии"

      Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....

04 01 2024 10:20:55

Урок обществознания "Толерантность"


    Урок обществознания "Толерантность"

      Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....

03 01 2024 1:15:10

Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"


    Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"

      Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....

02 01 2024 1:10:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::