Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"


    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

Цели:

  • Познакомить учащихся с мероприятиями советского руководства по подготовке к войне и их освещением в различных источниках.
  • Формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны.
  • Формировать умение сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различие.
  • Определять и аргументировать свое отношение к событиям, связанным с началом войны;
  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории на примере И. Сталина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: семинарское занятие.

Технология: проблемное обучение.

Виды деятельности учащихся: поисковая, исследовательская.

Формы работы: индивидуальная, групповая (группа аналитиков).

Межпредметные связи: тема по обществознанию: “Особенности социального познания”.

“Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев? Нет ничего более изменчивого по своей природе, чем подобные приговоры, подверженные всем колебаниям коллективного сознания или личной прихоти”

Марк Блок (фр. историк 1896-1944)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы рассмотрели вопросы, связанные с предвоенным развитием СССР, с проблемами развития международных отношений, с попытками руководства страны найти союзников в неизбежном военном столкновении. Какого союзника обрел СССР в 1939 году? Почему именно Германия стала им? Какие цели с точки зрения авторов преследовали Сталин и Гитлер, подписывая Договор о ненападении и Договор о дружбе и сотрудничестве в 1939 году? К войне готовились обе стороны ?

БЫЛ ЛИ СССР ГОТОВ К ВОЙНЕ?

В новейшей истории очень много вопросов, на которые нет однозначных (т.е. удовлетворяющих большинство людей) ответов. Один из таких вопросов вынесен сегодня в тему урока. Мы рассмотрим различные точки зрения по ключевым проблемам готовности страны к войне.

Во-первых – В какой мере соотносятся структурно-материальные факторы, т.е. экономика и вооруженные силы СССР и Германии?

Во-вторых – Был ли фактор внезапности нападения? Специалисты утверждают, что никогда ни одно государство в истории войн не знало столько о планах врага и его силе, сколько СССР, благодаря своей разведке.

В-третьих – Почему Сталин и его окружение так мало сделали для отражения возможной агрессии? Вообще, какова роль Сталина как руководителя государства и доля его ответственности в том, что уже за 2,5 недели СССР потерял до 800 тысяч человек, а Германия, наступающая сторона, менее 80 тысяч?

В-четвертых – Вопрос о виновнике в развертывании войны.

По мере просмотра и прослушивания вы будете заполнять таблицу, с тем чтобы, выделив главное в позициях источников информации, суметь их сопоставить, и на основе полученных знаний сформулировать собственную точку зрения по обозначенным проблемам и по главному вопросу урока : “Был ли СССР готов к войне?” (представлен возможный конечный результат работы)

  Учебный видеофильм “Великая Отечественная война” Д.Волкогонов “Семь вождей И. Сталин” В. Карпов “Генералиссимус” Д. Киселев Видеофильм “Мировая революция тов. Сталина” Позиция авторов учебника “Россия ХХ в.”
Состояние вооруженных сил и готовность к войне Техника устарела, кадры истрeблены СССР имел лучшие танки, авиацию, уступал численно. Кадровый офицерский состав лучше в Германии. Готовы к наступательной войне, не успели завершить перевооружение, но имели численный перевес, были сильнее. СССР имел более мощную армию, особенно по наступательным видам вооружения: танки и авиация Мощная промышленная база, огромные средства на вооружение, которое не было завершено, Урон нанесли репрессии, ошибки в военной доктрине, в оперативном плане.
Был ли фактор внезапности? Да, врасплох СССР не готовился к нападению, фактор внезапности был, так как вооруженные силы не приведены в боевую готовность. Да, так как была дезинформация Нет, это миф. Сталин знал о плане “Барбаросса” через 10 дней. Сталин готовился начать войну первым, но не успел. Да, т.к. лидеры, благодаря нацистской дипломатии, уверовали, что пакт и договор о ненападении гарантируют от втягивания стран в войну в ближайшем будущем.
Роль Сталина Не верил в возможное начало войны со стороны Германии. Сталин тот же Гитлер. Его просчеты огромны: переоценил возможности армии, ошибка в определении главного удара, свалил вину на военных. Позитивная, приготовил страну к войне, ошибался тактически, но стратегические расчеты верны. Негативная,

Сталин готовил военное наступление, но просчитался со сроками, опоздал, считал, что Германия сначала разгромит Англию.

Ошибки в плане, репрессии, игнорирование информации о подготовке Германии к агрессии.
Кто виноват в развязывании войны? Германия Оба лидера в равной степени Гитлер. Сталин, СССР готовился к наступательной войне, план “Гром”. Фашистская Германия

Учащиеся работают с таблицей.

1. Просмотр учебного видеофильма “Великая Отечественная война. Нападение”.

2. Сообщение учащегося по книге Д. Волкогонова “Семь вождей”. Галерея лидеров СССР в 2-х книгах”. Москва, АО “Издательство “Новости”, 1995

Об авторе: Д.А. Волкогонов – доктор философских и доктор исторических наук, профессор, был члeном-корреспондентом Российской Академии наук, генерал-полковник, возглавлял Комиссию при президенте по военнопленным и пропавшим без вести. Отец расстрелян как “враг народа”, мать умерла в ссылке. Был начальником Института военной истории, снят с должности за “очернение советской истории”. Автор более 30 книг по философии, истории.

Тезисы выступления:

  • Сталин расист социальный, Гитлер – этнический, много общего. Оба имели мировые планы, ненавидели демократию, любили чрезмерно вооружаться. Ловко орудовали ложью и насилием.
  • Циничный торг и полюбовное соглашение коммунистического вождя и фашистского фюрера подготовили роковое развитие событий в Европе и мире.
  • СССР не готовился к нападению. Был план обороны.
  • Ошибки Сталина:
    • война могла быть более короткой и менее жертвенной;
    • Сталин был не в состоянии оценить различную информацию о начале войны;
    • переоценил свои интеллектуальные возможности, непогрешимость в своих действиях;
    • крупные просчеты в направлении главного удара свалил на военных;
    • расправился с выдающимися генералами (военачальниками);
    • дрогнул в начале войны, до 1 июля в Кремле не появлялся. Сталин сделал войну еще более жестокой (репрессии).

3. Представление точки зрения по обозначенным вопросам в книге В. Карпова “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в двух книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.

Об авторе: В. Карпов – известный русский писатель, лауреат Государственной и международных премий, академик, автор многих книг, в т.ч. “Полководец”, “Маршал Жуков”.

Тезисы выступления:

  • Со ссылкой на Жукова: “Сталин был для нас величайшим авторитетом, и никто не думал сомневаться в его суждениях и оценках обстановки. Однако в прогнозе главного удара противника Сталин допустил ошибку”. Сталин считал, что главный враг нанесет на Юге, помня “свой” план разгрома Деникина. В то время как мнение Генштаба – северо-запад.
  • “Секретных сотрудников … за систематическую дезинформацию “стереть в лагерную пыль как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Сталин в глубине души верил, что он не только договорился в Гитлером, но и перехитрил его. Хорошая дезинформация.
  • Сталин ошибался тактически в определении конкретного времени нападения (хотя и Гитлер менял его не раз), но стратегические расчеты были верны: начало войны он отсрочил, армию (хоть и не полностью) перевооружил, промышленность перестроил, идейно народ подготовил.
  • Хаpaктеристика армии. Заявление Сталина 5.05.1941 г. перед выпускниками Военной академии: “…Красная Армия есть современная армия – армия наступательная”. Позднее эти слова были истолкованы как намерение СССР напасть на Германию первыми, и якобы Гитлер, узнав об этом, вынужден был перейти в наступление. Наступательность сталинской стратегии заключалась в переходе от уступок агрессору, ради оттягивания его нападения, к активной, суверенной политике, в которой нужно не только улыбаться и идти на попятный, но и показывать кулак. Но новый стратегический замысел Сталина запоздал.

4. Сообщение по книге В. Кожинова “Россия. Век ХХ. 1939–1964”. М, Алгоритм, 1999.

Тезисы выступления: (используются в случае отсутствие фильма “Мировая революция тов. Сталина).

  • Россия не обладает той силой, которой обладала во время Первой Мировой войны. “Сталин уничтожил большинство русских солдат и офицеров”.
  • Уничтожены были не все. На смену репрессированным пришли другие, тоже имевшие опыт Первой Мировой войны, но воевавшие на ней солдатами, и они поднимались по служебной лестнице, не перепрыгивая многие ступеньки, обретая реальное умение управлять войсками (Жуков, Конев, Малиновский, Рокоссовский).
  • Внезапность или неготовность?
    “Внезапности не было”. Сообщения разведки всегда противоречивы передача дезинформации, есть сведения, что Сталин получал информацию о том, что Германия сначала намерена захватить Великобританию. Зорге сообщал, что нападение будет в мае.
  • Подготовка к войне была внушительной.
    1 сентября 1939 года – закон о всеобщей воинской повинности. До 22 июня 1941 численность армии увеличилась с 1,5 млн. до 5,3 млн., производство вооружения увеличилось в 4 раза. Производство стрелкового оружия в среднем за год – 1 млн. 800 тыс.
  • Враг, вобравший в себя человеческие и материальные ресурсы почти всей Европы, был сильнее. Армия быстро восстановилась после битвы за Москву.
  • Внезапность – точка зрения именно Сталина в оправдание ошибки в определении главного удара, потерь и т.д. Даже если Сталин точно знал бы о начале вторжения 22 июня 1941 г. и сделал все возможное для подготовки отпора, это не смогло бы принципиально изменить ход войны, ибо враг был сильнее.

Просмотр фильма Д. Киселева “Мировая революция товарища Сталина” (главы “Пакт с дьяволом”, “Медовый месяц диктаторов”).

Беседа с учащимися по предъявленному материалу :

  1. Какие точки зрения выявлены по первому вопросу о состоянии вооруженных сил накануне войны?
  2. Как оценивают наличие фактора внезапности представленные источники?
  3. Одинакова ли оценка роли Сталина?
  4. Кого считают виновником в развязывании войны авторы фильмов и книг?
  5. Какова твоя позиция в ответе на вопрос о готовности СССР к войне?

Задание 1.

  1. Соотнесите полученную информацию с позиций авторов учебника “Россия в ХХ веке”, авторы Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. (М., Просвещение, 2001).
  2. Чья точка зрения наиболее сопоставима с их мнением?
  3. Какая из представленных позиций, по вашему мнению, наиболее убедительна?

Задание 2.

  1. Почему точки зрения такие разные? Чем это объясняется?

Учитель: Мы имеем дело с социальным сознанием, в котором проблема научной объективности является одной из наиболее важных. Для выполнения задания вспомним особенности социального познания:

  • совпадение объекта и субъекта изучения;
  • большую роль играет личностная оценка, так как сложно оставаться беспристрастным, тем более, если исследователь включен в социально-политическую борьбу;
  • сложность объекта – общества;
  • нет возможности провести эксперимент.

Что делать?
Изучать общественные явления в многообразных связях, во взаимозависимости, с учетом конкретных условий, учитывая угол зрения исследователя, который продиктован жизненной позицией и убеждениями.

Вывод по уроку делает группа учащихся-аналитиков по позициям:

  1. Почему вопрос о готовности СССР к войне остается дискуссионным?
  2. В какой степени ответы на вопрос влияют на современную историю России?
  3. Для чего необходимо знать различные точки зрения по тому или иному вопросу?

Список литературы

  1. Д. Волкогонов “Семь вождей. Галерея лидеров СССР” в 2-х книгах. Москва: АО Издательство “Новости”, 1995
  2. В. Карпов “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в 2-х книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.
  3. В. Кожинов “Россия ХХ век. 1939–1964”, М.: Алгоритм, 1999.
  4. А. Левандовский, Ю. Щетинов “Россия в ХХ веке”. Учебник для старших классов общеобразовательных школ – М.: Просвещение, 2001.
  5. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, ч.1. 10 кл., под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2004.


Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

30 11 2022 6:54:30

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов


    Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

      Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

29 11 2022 19:10:11

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....

28 11 2022 9:16:31

Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"


    Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"

      Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...

27 11 2022 9:20:45

Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер


    Роль двух личностей в мировой истории. Бонапарт vs Гитлер

      Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....

26 11 2022 2:59:36

Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"


    Внеклассное мероприятие "Пионеры-герои"

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...

25 11 2022 8:51:52

Формирование когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории


    Формирование когнитивной (познавательной) компетентности учащихся при изучении истории

      В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....

24 11 2022 5:13:54

Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс


    Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

      Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...

23 11 2022 14:31:17

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

22 11 2022 22:52:59

Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс


    Подвиг Жанны д'Арк. 6-й класс

      Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....

21 11 2022 7:10:39

Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"


    Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

      Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....

20 11 2022 7:36:27

Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"


    Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

      В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

19 11 2022 13:20:50

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"


    Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

      Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

18 11 2022 5:32:59

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"


    Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

      В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

17 11 2022 10:53:14

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."


    Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

      Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

16 11 2022 10:51:52

Урок обществознания по теме "Рынок труда"


    Урок обществознания по теме "Рынок труда"

      Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

15 11 2022 8:20:43

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

14 11 2022 15:55:43

Путешествие по Древней Греции. 5-й класс


    Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

      Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....

13 11 2022 19:14:53

Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"


    Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

      Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....

12 11 2022 3:11:28

Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс


    Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс

      Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...

11 11 2022 15:16:55

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе


    Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

      Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

10 11 2022 20:58:19

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"


    Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

      Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

09 11 2022 12:20:36

Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."


    Повторительно–обобщающий урок в 11-м классе по теме "Вторая мировая войн 1939–1945 гг."

      Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...

08 11 2022 10:29:57

Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)


    Литературно-музыкальная композиция "Дум высокое стремленье" (памяти декабристов)

      Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....

07 11 2022 5:50:23

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века

      На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

06 11 2022 7:13:41

Викторина "Эпоха Карла Великого"


    Викторина "Эпоха Карла Великого"

      Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....

05 11 2022 21:16:31

Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма"


    Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма"

      Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....

04 11 2022 22:58:13

Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"


    Урок в технологии "Педагогические мастерские" (6-й класс). Обществознание. Тема: "Зачем человеку семья?"

      Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям. ...

03 11 2022 13:11:54

Профсоюзное движение России


    Профсоюзное движение России

      Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....

02 11 2022 6:36:49

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс


    Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

      Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

01 11 2022 0:12:30

Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"


    Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

      Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....

31 10 2022 14:39:51

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

30 10 2022 5:45:53

Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"


    Бинарный урок (история + информатика) по теме "Русская культура XVIII века. Создание многоколоночной страницы в MS Word"

      Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....

29 10 2022 18:41:25

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"


    Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"

      Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

28 10 2022 16:19:36

Урок повторения по теме "Древняя Русь"


    Урок повторения по теме "Древняя Русь"

      Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...

27 10 2022 13:21:32

История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"


    История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"

      На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...

26 10 2022 22:46:43

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

25 10 2022 7:47:25

Любит, любит кровушку русская земля


    Любит, любит кровушку русская земля

      Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....

24 10 2022 2:16:58

Люди и события Средневековья


    Люди и события Средневековья

      Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....

23 10 2022 22:59:47

Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс


    Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

      Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....

22 10 2022 1:35:50

Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"


    Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"

      Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...

21 10 2022 1:52:24

Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации»


    Конспект урока по обществознанию по теме «Гражданин Российской Федерации»

      Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....

20 10 2022 16:14:52

Конспект урока "Мир русской деревни"


    Конспект урока "Мир русской деревни"

      Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....

19 10 2022 21:32:18

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


    Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

      Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....

18 10 2022 4:24:24

Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс


    Разработка урока по истории Средних веков по теме: "Введение в историю Средних веков. Мир варварства". 6-й класс

      Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....

17 10 2022 1:27:58

Открытый урок истории на тему "Россия накануне преобразований"


    Открытый урок истории на тему "Россия накануне преобразований"

      Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....

16 10 2022 15:54:29

Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Ты и твои товарищи". 7-й класс

      Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....

15 10 2022 0:56:17

Политико-правовая игра "Выборы"


    Политико-правовая игра "Выборы"

      В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....

14 10 2022 8:31:25

Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)


    Интегрированный урок (история России + литература) по теме "Русские" (7-й класс)

      После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....

13 10 2022 8:11:33

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

      Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....

12 10 2022 4:28:15

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.