Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"


    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

Цели:

  • Познакомить учащихся с мероприятиями советского руководства по подготовке к войне и их освещением в различных источниках.
  • Формировать уважительное отношение к историческому прошлому страны.
  • Формировать умение сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различие.
  • Определять и аргументировать свое отношение к событиям, связанным с началом войны;
  • Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории на примере И. Сталина.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: семинарское занятие.

Технология: проблемное обучение.

Виды деятельности учащихся: поисковая, исследовательская.

Формы работы: индивидуальная, групповая (группа аналитиков).

Межпредметные связи: тема по обществознанию: “Особенности социального познания”.

“Достаточно ли мы уверены в самих себе и в собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев? Нет ничего более изменчивого по своей природе, чем подобные приговоры, подверженные всем колебаниям коллективного сознания или личной прихоти”

Марк Блок (фр. историк 1896-1944)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы рассмотрели вопросы, связанные с предвоенным развитием СССР, с проблемами развития международных отношений, с попытками руководства страны найти союзников в неизбежном военном столкновении. Какого союзника обрел СССР в 1939 году? Почему именно Германия стала им? Какие цели с точки зрения авторов преследовали Сталин и Гитлер, подписывая Договор о ненападении и Договор о дружбе и сотрудничестве в 1939 году? К войне готовились обе стороны ?

БЫЛ ЛИ СССР ГОТОВ К ВОЙНЕ?

В новейшей истории очень много вопросов, на которые нет однозначных (т.е. удовлетворяющих большинство людей) ответов. Один из таких вопросов вынесен сегодня в тему урока. Мы рассмотрим различные точки зрения по ключевым проблемам готовности страны к войне.

Во-первых – В какой мере соотносятся структурно-материальные факторы, т.е. экономика и вооруженные силы СССР и Германии?

Во-вторых – Был ли фактор внезапности нападения? Специалисты утверждают, что никогда ни одно государство в истории войн не знало столько о планах врага и его силе, сколько СССР, благодаря своей разведке.

В-третьих – Почему Сталин и его окружение так мало сделали для отражения возможной агрессии? Вообще, какова роль Сталина как руководителя государства и доля его ответственности в том, что уже за 2,5 недели СССР потерял до 800 тысяч человек, а Германия, наступающая сторона, менее 80 тысяч?

В-четвертых – Вопрос о виновнике в развертывании войны.

По мере просмотра и прослушивания вы будете заполнять таблицу, с тем чтобы, выделив главное в позициях источников информации, суметь их сопоставить, и на основе полученных знаний сформулировать собственную точку зрения по обозначенным проблемам и по главному вопросу урока : “Был ли СССР готов к войне?” (представлен возможный конечный результат работы)

  Учебный видеофильм “Великая Отечественная война” Д.Волкогонов “Семь вождей И. Сталин” В. Карпов “Генералиссимус” Д. Киселев Видеофильм “Мировая революция тов. Сталина” Позиция авторов учебника “Россия ХХ в.”
Состояние вооруженных сил и готовность к войне Техника устарела, кадры истрeблены СССР имел лучшие танки, авиацию, уступал численно. Кадровый офицерский состав лучше в Германии. Готовы к наступательной войне, не успели завершить перевооружение, но имели численный перевес, были сильнее. СССР имел более мощную армию, особенно по наступательным видам вооружения: танки и авиация Мощная промышленная база, огромные средства на вооружение, которое не было завершено, Урон нанесли репрессии, ошибки в военной доктрине, в оперативном плане.
Был ли фактор внезапности? Да, врасплох СССР не готовился к нападению, фактор внезапности был, так как вооруженные силы не приведены в боевую готовность. Да, так как была дезинформация Нет, это миф. Сталин знал о плане “Барбаросса” через 10 дней. Сталин готовился начать войну первым, но не успел. Да, т.к. лидеры, благодаря нацистской дипломатии, уверовали, что пакт и договор о ненападении гарантируют от втягивания стран в войну в ближайшем будущем.
Роль Сталина Не верил в возможное начало войны со стороны Германии. Сталин тот же Гитлер. Его просчеты огромны: переоценил возможности армии, ошибка в определении главного удара, свалил вину на военных. Позитивная, приготовил страну к войне, ошибался тактически, но стратегические расчеты верны. Негативная,

Сталин готовил военное наступление, но просчитался со сроками, опоздал, считал, что Германия сначала разгромит Англию.

Ошибки в плане, репрессии, игнорирование информации о подготовке Германии к агрессии.
Кто виноват в развязывании войны? Германия Оба лидера в равной степени Гитлер. Сталин, СССР готовился к наступательной войне, план “Гром”. Фашистская Германия

Учащиеся работают с таблицей.

1. Просмотр учебного видеофильма “Великая Отечественная война. Нападение”.

2. Сообщение учащегося по книге Д. Волкогонова “Семь вождей”. Галерея лидеров СССР в 2-х книгах”. Москва, АО “Издательство “Новости”, 1995

Об авторе: Д.А. Волкогонов – доктор философских и доктор исторических наук, профессор, был члeном-корреспондентом Российской Академии наук, генерал-полковник, возглавлял Комиссию при президенте по военнопленным и пропавшим без вести. Отец расстрелян как “враг народа”, мать умерла в ссылке. Был начальником Института военной истории, снят с должности за “очернение советской истории”. Автор более 30 книг по философии, истории.

Тезисы выступления:

  • Сталин расист социальный, Гитлер – этнический, много общего. Оба имели мировые планы, ненавидели демократию, любили чрезмерно вооружаться. Ловко орудовали ложью и насилием.
  • Циничный торг и полюбовное соглашение коммунистического вождя и фашистского фюрера подготовили роковое развитие событий в Европе и мире.
  • СССР не готовился к нападению. Был план обороны.
  • Ошибки Сталина:
    • война могла быть более короткой и менее жертвенной;
    • Сталин был не в состоянии оценить различную информацию о начале войны;
    • переоценил свои интеллектуальные возможности, непогрешимость в своих действиях;
    • крупные просчеты в направлении главного удара свалил на военных;
    • расправился с выдающимися генералами (военачальниками);
    • дрогнул в начале войны, до 1 июля в Кремле не появлялся. Сталин сделал войну еще более жестокой (репрессии).

3. Представление точки зрения по обозначенным вопросам в книге В. Карпова “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в двух книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.

Об авторе: В. Карпов – известный русский писатель, лауреат Государственной и международных премий, академик, автор многих книг, в т.ч. “Полководец”, “Маршал Жуков”.

Тезисы выступления:

  • Со ссылкой на Жукова: “Сталин был для нас величайшим авторитетом, и никто не думал сомневаться в его суждениях и оценках обстановки. Однако в прогнозе главного удара противника Сталин допустил ошибку”. Сталин считал, что главный враг нанесет на Юге, помня “свой” план разгрома Деникина. В то время как мнение Генштаба – северо-запад.
  • “Секретных сотрудников … за систематическую дезинформацию “стереть в лагерную пыль как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией. Сталин в глубине души верил, что он не только договорился в Гитлером, но и перехитрил его. Хорошая дезинформация.
  • Сталин ошибался тактически в определении конкретного времени нападения (хотя и Гитлер менял его не раз), но стратегические расчеты были верны: начало войны он отсрочил, армию (хоть и не полностью) перевооружил, промышленность перестроил, идейно народ подготовил.
  • Хаpaктеристика армии. Заявление Сталина 5.05.1941 г. перед выпускниками Военной академии: “…Красная Армия есть современная армия – армия наступательная”. Позднее эти слова были истолкованы как намерение СССР напасть на Германию первыми, и якобы Гитлер, узнав об этом, вынужден был перейти в наступление. Наступательность сталинской стратегии заключалась в переходе от уступок агрессору, ради оттягивания его нападения, к активной, суверенной политике, в которой нужно не только улыбаться и идти на попятный, но и показывать кулак. Но новый стратегический замысел Сталина запоздал.

4. Сообщение по книге В. Кожинова “Россия. Век ХХ. 1939–1964”. М, Алгоритм, 1999.

Тезисы выступления: (используются в случае отсутствие фильма “Мировая революция тов. Сталина).

  • Россия не обладает той силой, которой обладала во время Первой Мировой войны. “Сталин уничтожил большинство русских солдат и офицеров”.
  • Уничтожены были не все. На смену репрессированным пришли другие, тоже имевшие опыт Первой Мировой войны, но воевавшие на ней солдатами, и они поднимались по служебной лестнице, не перепрыгивая многие ступеньки, обретая реальное умение управлять войсками (Жуков, Конев, Малиновский, Рокоссовский).
  • Внезапность или неготовность?
    “Внезапности не было”. Сообщения разведки всегда противоречивы передача дезинформации, есть сведения, что Сталин получал информацию о том, что Германия сначала намерена захватить Великобританию. Зорге сообщал, что нападение будет в мае.
  • Подготовка к войне была внушительной.
    1 сентября 1939 года – закон о всеобщей воинской повинности. До 22 июня 1941 численность армии увеличилась с 1,5 млн. до 5,3 млн., производство вооружения увеличилось в 4 раза. Производство стрелкового оружия в среднем за год – 1 млн. 800 тыс.
  • Враг, вобравший в себя человеческие и материальные ресурсы почти всей Европы, был сильнее. Армия быстро восстановилась после битвы за Москву.
  • Внезапность – точка зрения именно Сталина в оправдание ошибки в определении главного удара, потерь и т.д. Даже если Сталин точно знал бы о начале вторжения 22 июня 1941 г. и сделал все возможное для подготовки отпора, это не смогло бы принципиально изменить ход войны, ибо враг был сильнее.

Просмотр фильма Д. Киселева “Мировая революция товарища Сталина” (главы “Пакт с дьяволом”, “Медовый месяц диктаторов”).

Беседа с учащимися по предъявленному материалу :

  1. Какие точки зрения выявлены по первому вопросу о состоянии вооруженных сил накануне войны?
  2. Как оценивают наличие фактора внезапности представленные источники?
  3. Одинакова ли оценка роли Сталина?
  4. Кого считают виновником в развязывании войны авторы фильмов и книг?
  5. Какова твоя позиция в ответе на вопрос о готовности СССР к войне?

Задание 1.

  1. Соотнесите полученную информацию с позиций авторов учебника “Россия в ХХ веке”, авторы Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. (М., Просвещение, 2001).
  2. Чья точка зрения наиболее сопоставима с их мнением?
  3. Какая из представленных позиций, по вашему мнению, наиболее убедительна?

Задание 2.

  1. Почему точки зрения такие разные? Чем это объясняется?

Учитель: Мы имеем дело с социальным сознанием, в котором проблема научной объективности является одной из наиболее важных. Для выполнения задания вспомним особенности социального познания:

  • совпадение объекта и субъекта изучения;
  • большую роль играет личностная оценка, так как сложно оставаться беспристрастным, тем более, если исследователь включен в социально-политическую борьбу;
  • сложность объекта – общества;
  • нет возможности провести эксперимент.

Что делать?
Изучать общественные явления в многообразных связях, во взаимозависимости, с учетом конкретных условий, учитывая угол зрения исследователя, который продиктован жизненной позицией и убеждениями.

Вывод по уроку делает группа учащихся-аналитиков по позициям:

  1. Почему вопрос о готовности СССР к войне остается дискуссионным?
  2. В какой степени ответы на вопрос влияют на современную историю России?
  3. Для чего необходимо знать различные точки зрения по тому или иному вопросу?

Список литературы

  1. Д. Волкогонов “Семь вождей. Галерея лидеров СССР” в 2-х книгах. Москва: АО Издательство “Новости”, 1995
  2. В. Карпов “Генералиссимус”. Историко-документальное издание (в 2-х книгах) – Калининград, ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2002.
  3. В. Кожинов “Россия ХХ век. 1939–1964”, М.: Алгоритм, 1999.
  4. А. Левандовский, Ю. Щетинов “Россия в ХХ веке”. Учебник для старших классов общеобразовательных школ – М.: Просвещение, 2001.
  5. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, ч.1. 10 кл., под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – М.: Просвещение, 2004.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

01 12 2024 8:10:42

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

30 11 2024 2:16:29

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

29 11 2024 16:14:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

28 11 2024 1:21:13

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

27 11 2024 0:16:49

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

26 11 2024 4:47:33

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

25 11 2024 20:15:32

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

24 11 2024 16:46:51

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

23 11 2024 5:29:38

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

22 11 2024 21:30:40

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

21 11 2024 6:11:43

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

20 11 2024 1:48:33

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

19 11 2024 23:38:49

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

18 11 2024 1:49:36

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

17 11 2024 17:28:52

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

16 11 2024 3:23:16

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

15 11 2024 4:12:18

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

14 11 2024 6:16:21

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

13 11 2024 14:47:46

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

12 11 2024 22:32:20

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

11 11 2024 21:25:35

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

10 11 2024 23:20:46

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

09 11 2024 1:41:17

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

08 11 2024 8:48:13

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

07 11 2024 7:59:29

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

06 11 2024 13:27:54

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

05 11 2024 15:26:48

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

04 11 2024 23:36:42

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

03 11 2024 7:40:43

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

02 11 2024 14:15:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

01 11 2024 22:47:18

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

31 10 2024 3:40:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

30 10 2024 4:48:32

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

29 10 2024 10:18:10

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

28 10 2024 11:44:31

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

27 10 2024 17:14:48

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

26 10 2024 18:58:28

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

25 10 2024 9:19:37

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

24 10 2024 0:46:22

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

23 10 2024 13:39:46

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

22 10 2024 18:47:23

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

21 10 2024 0:38:56

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

20 10 2024 7:35:24

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

19 10 2024 15:47:43

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

18 10 2024 10:58:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

17 10 2024 13:36:29

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

16 10 2024 8:19:55

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

15 10 2024 11:28:15

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

14 10 2024 18:40:42

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

13 10 2024 8:57:22

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::