Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)


    Духовное развитие личности в школе (из опыта работы МОУ СОШ № 29 г. Ульяновска)

Сохранить российскую государственность, российскую культуру, российский народ и его душу долг всех ныне живущих перед прошлым и будущим.

С. А. Проскурин, доктор политических наук.

Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.

Н.А.Бердяев, философ первой пол. XX в.

Педагогика должна быть духовна и воспитывать духовную общность.

Ш.А.Амонашвили, педагог-новатор.

1. Понятие и сущность духовности.

Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.

Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной тpaктовки понятия духовности.

Христианство дало мощный толчок духовности. Учение Христа заложило её основы. Первым систематизатором духовности являлся апостол Павел, который впервые сказал, что есть три части: дух, душа и плоть, соединенные в человеке вместе.

Одним из идейных источников христианства были взгляды Луция Аннея Сенеки (= 4 г. до н.э. — 65 г. н. э.), римского философа, политического и государственного деятеля. Бог у него – абсолютное доброе начало, воплощение разума. Он говорил о подлинной жизни души только вне тела, от которого и происходит все зло.

Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека – в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди – часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу.

Античный философ и теолог Ориген (185 – 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека.

Тело (плоть) – низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному.

Дух — в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать закона вечной добродетели. В переводе с латинского “дух” – “дыхание”, “ветерок” и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри.

Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье.

Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует “заводить в себе духовность”, нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности.

Мы теперь имеем возможность выделить основные компоненты этого содержания.

См. <Рисунок №1>.

<Рисунок 1>

2. Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость.

Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Умаление роли науки в жизни народа ведёт к умалишённому государству.

Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности.

3. Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности.

Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Они нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений (“Измарагд” (греч. “изумруд”, осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); “Поучение” Владимира Мономаха; “Домострой”; “Устав Благочиния, или Полицейский” Екатерины II и другие).

Нравственность – высшая цель педагогики. Любить – основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру – без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности – это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную
общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм,
достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина,
красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

4. Третье начало — эстетическое.

Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к Красоте. Мы имеем огромное количество замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и писателей. Россия по этим показателям – первая в мире.

Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

5.

По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, мopaльных принципах, нормах поведения.

6.

Духовность как синтез эмоционального, нравственного и интеллектуального потенциала личности, выраженная в стремлении к активному, сознательному, творчески созидательному самовыражению, проявляется в потребности общения с искусством.

Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в пере даче человеку мopaльных ценностей.

7.

Духовное развитие личности посредством духовной культуры, искусства – приоритетное направление всей системы социального воспитания, в которой утверждаются важнейшие принципы:

  • Культура – фундамент социально-экономического подъема
  • Духовная жизнь законодательно защищена от политического
    манипулирования, экономических потрясений, национальной замкнутости.
  • Приоритет общечеловеческих интересов в процессе освоения
    духовных и нравственных ценностей.
  • Свобода, художественный плюрализм.
  • Массовость и доступность культуры наряду с овладением элитарными
    формами искусства
  • Творчество и творческий подход.

8. Духовное изменение цели педагогики.

Современная вербальная, нецелостная и бездуховная педагогика обретет свое значение только тогда, когда ее целью станет постижение смысла человеческой жизни, раскрытие свойств человеческого духа. Чтобы осознанно развивать (обучать и воспитывать) человеческий дух, необходимо истинное знание его природы, законов, смысла и эволюционного назначения. Следовательно, нужно изучать и преподавать науку духа, тео-космо-антропогенез, историю религий, искусств, мировых цивилизаций, культурологию, логику, этику, эстетику, пpaктическую психологию, акмеологию, валеологию и другие науки, теории и пpaктики человеческого духа, без которых абсолютный смысл жизни и педагогики не может быть осознан и пpaктически осуществлен.

9.

Каждый вид искусства, духовной культуры имеет свои особенные средства гуманистического воспитательного воздействия на личность и её духовное развитие. Исходя из имеющихся возможностей и накопленного опыта, школа № 29 использует отдельные виды духовного развития личности, стремясь в дальнейшем охватить их максимально. В течение многих лет в школе закладывался фундамент для создания системы духовно-нравственного воспитания школьников.

В зависимости от возможностей (кадровых, финансовых и др.) используются:

  • уроки интегрированного погружения в тему или интегрированное преподавание, заключающееся в том, чтобы научить видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Для решения проблемы целостного восприятия учащимися хотя бы отдельной сферы культуры и науки в школе в течение 7 последних лет используются формы интегрированного преподавания “Погружение в тему”. В течение одного учебного дня события, имя, эпоха рассматриваются на 3-6 уроках различных учебных дисциплин: истории, литературы, русского языка, математики, физики, химии, музыки. Самыми яркими были “Жизнь и творчество М. В Ломоносова”, “Имена эпохи Возрождения”, “Серебряный век русской культуры”. Эти уроки учат анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы. Решается проблема целостного восприятия действительности. А главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества. Данное направление является неотъемлемой частью духовного развития и воспитания личности;
  • классы с углубленным изучением музыки, работающие уже более 15 лет и являющиеся центром и опорой в работе по данному направлению в школе. Работа в этих классах ведется по интегрированной программе, включающей “Программу по музыке для классов с углубленным изучением музыки”, “Программу по истории музыки”, “Программу по хоровому классу”, “Теории музыки” и другие спецкурсы, обеспечивающие системный комплексный
    хаpaктер воздействия на личность школьника, конечным итогом которого является формирование музыкальной культуры личности;
  • классные часы;
  • организационно-деятельностные игры;
  • коллективные творческие дела (КТД);
  • школьные СМИ;
  • деятельность детских организаций “Светлячок”, “Радуга”;
  • участие в социально значимых проектах;
  • клубная и кружковая работа по интересам детей (сфера дополнительного образования, совместно со Школой искусств № 12);

– циклическая структура воспитательных мероприятий и массовых форм воспитательной работы – это проведение общенародных и общекультурных праздников, способствующих восстановлению культурных национальных традиций (“Рождество”, “Святки”, “Масленица”, “Троица”, “Осенины”, “Праздник урожая”, “День здоровья” и т. д. В организации данных массовых форм ВР выделяются две интересные позиции: 1) превращение воспитательного мероприятия в событие школьной жизни (принцип событийности в воспитании); 2) повторение дел, признанных коллективом, рождает традиции и коллективные привычки (воспитание на традициях);

- самоуправленческая общественная деятельность учащихся;

- сфера физической культуры и спорта (участие в Спартакиаде, соревнованиях
по легкой атлетике; работа секций; туризм, походы и т. д.).

Главным критерием оценки социально-воспитательной технологии является ее результативность и эффективность. Под воспитательным результатом имеется в виду получение школьником, вследствие соответствующих действий педагога, позитивного социального опыта.

В 2006 году с 10 по 13 января в г. Ульяновске проходили I-е городские Рождественские образовательные чтения, в которых школа принимала активное участие и представила секцию на тему: “Духовное развитие личности средствами художественно-эстетического воспитания”. Сейчас идет работа по подготовке к участию по II-х городских Рождественских образовательных чтениях, которые состоятся в январе 2007 года.

10.

Литература сильно влияет на канал сознания. С помощью могуществаязыковых средств она передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая личностные качества ребенка, побуждая к собственному творчеству – литературному, художественному и т. д. Суть основных идей литературы:

– истина заключается в победе добра над злом, в движении к прекрасному;

– личность проповедует высшие ценности;

– высшие ценности основываются на любви, милосердии, ведущие к гармонии;

– целью искусства является постижение этих нравственных ценностей.

Учителями литературы преподаются уроки на тему “Христианские мотивы в творчестве русских писателей”. В течение учебного года в каждом классе (с 5 по 11) таких уроков от трех до десяти.

Известно, что человек живет в трех сферах: физической, социальной и духовной.

Духовная сфера задает вопросы: зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли у меня действительно та цель, которая дает смысл всей моей жизни, одухотворит, наполнит светом великой истины?

Когда спрашиваешь у школьников: кто из героев русской прозы 19 века входит в эту высшую, духовную сферу? Отвечают: все. Все герои русской литературы думают именно так. И Онегин, и Печорин, и Базаров, и Безухов – все они без конца мучают себя, чтобы понять свое предназначение.

Но для нас еще важнее, чтобы над этим вопросом задумались наши ученики. И мы вместе ищем ответы. И на уроках литературы учениками понимается истина: в русской литературе выстраивается особая система ценностей, а основной основ бытия человеческого становится совесть.

Вот разбудить совесть, заставить задуматься о том, как жить – разве это не воспитание духовности?

Об этом мы говорим с ребятами на уроках литературы. И обязательно напоминаем им, что нравственная традиция имеет глубочайшие корни: проповедь митрополита Иллариона “О законе и благодати”. Русский человек живет благодатью Божьей, говорит Илларион, то есть естественным, гармоничным единением человека с обществом, миром и Богом, и этот мир воспринимает душой. Именно поэтому, по словам Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.

Результат:

  • Выход школьной газеты “Дебют”, “Школьный Парнас”,
  • участие в литературных конкурсах со своими творческими работами,

• участие в конкурсах чтецов и т.д.

11.

Театр – это синтетическое искусство, имеющее литературную основу, отражающее реальную жизнь, формирующее у ребенка нравственные и эстетические идеалы и ценностные ориентиры.

Результат:

  • Уроки театрализации,
  • инсценирование художественных произведений,
  • праздники Рождества, Масленицы и т. д.

12.

Музыка – как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном хаpaктере воздействия. Музыка не учит и тем более не
поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия. Музыка – предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства – возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может. Следует отметить, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование, без достаточных на то оснований, нет необходимости, так как обществу нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и школы. “Хорошие родители важнее хороших педагогов”, – говорил Г.Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно поэтому, привлекая родителей к участию в самых различных мероприятиях, посвященных государственным или народным праздникам, мы стремимся сделать родителей единомышленниками в приобщении ребенка к истории своего государства, народа через искусство.

Традиционными, необычайно сплачивающими и одухотворенными стали в нашей школе Рождественские праздники с хоровыми концертами и святочными колядками. Ежегодно готовятся концертные программы, посвященные Дню Победы. В торжественных мероприятиях принимают участие до 300 школьников, педагогов, родителей, выпускников. Именно через совместное пение, исполнение лучших образцов музыкального искусства мы прививаем детям любовь к прошлому, учим почитать старших, относиться с уважением к окружающим. Наиболее демократичным и доступным направлением в искусстве является музыкальный фольклор, объединяющий различные виды искусства. Этот подход особенно актуален в нашей многонациональной школе, где особенно важно приобщать к духовным традициям, наследию предков разных народов.

Результат:

  • Функционирование в школе профильных классов художественно-эстетического направления с 1-го по 11-й,
  • концерты – творческие отчеты: Рождественский, к женскому дню 8 марта, ко Дню Победы, ко Дню учителя,
  • участие в конкурсах и фестивалях художественной самодеятельности,
  • посещение филармонических концертов симфонического оркестра, народных инструментов и т.д. с последующим обсуждением и анализом, овладение искусством восприятия и этикой поведения в общественных местах,
  • освоение игрой на музыкальных инструментах.

13.

Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам. Задачи:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого,
  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, способствовать в дальнейшем на
    участие в духовном развитии общества,
  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Но духовность не может быть навязана извне, никто не вправе требовать от педагога того, что выше его человеческих возможностей. Но если педагог, ощущая в себе силы и призвание, готов брать на себя всю полноту ответственности за ребенка, то он не может обойти стороной огромный опыт духовности, запечатленный в Великих книгах человечества, проповедях духовных деятелей прошлого и современности. При этом следует четко осознать границы внеконфессиональной духовной педагогики, не имеющей права вступать на территорию богословия. Для светской школы довольно и признания педагогом наличия Святынь, необходимых для удержания духовного строя жизни. И тогда, в меру своих сил, педагог поможет ребенку почувствовать ту же необходимость, а духовные ценности переживать как неизбежные ступени на пути достижения глубины и целостности личности.

14.

Школа – слово латинского, а точнее, санскритского корня. Это “scale”, лестница, которая имеет свои ступени. Определяли даже 30 ступеней scale. А 30-я ступень – это высшая ступень, поднимаясь на которую человек открывает всю мудрость любви и становится богочеловеком. Эта лестница не строится, она создана для восхождения души человека. Школа находится в самом человеке. Как говорил Христос: “Храм есть в себе. Там и молитесь”. Учитель помогает ученикам подняться на одну ступеньку выше.

К каждому ученику подходить не по принципу индивидуального подхода, а личностного подхода. В школе надо не работать, а служить. Воспитание – это питание духовной оси. Ради этой оси ребенок пришел в этот мир. Духовная ось ребенка питается высшими образами, переживаниями и их осмыслением: любви, сострадания, уважения, сочувствия, науки, в результате чего он обретает целостность, основанную на фундаментальной мотиваций, сознании служения, творчески-деятельностном и любовном отношении к миру. Высшие образы и переживания составляют исходное основание духовного опыта.

Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. Опираясь на существующий опыт работы, педагогический коллектив школы стремился и будет стремиться к тому, чтобы школа была центром духовного развития и нравственного воспитания учащихся и их родителей.

Приложение 1

Приложение 2


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

26 04 2024 12:18:11

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

25 04 2024 12:33:50

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

24 04 2024 20:20:58

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

23 04 2024 1:33:45

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

22 04 2024 2:17:41

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

21 04 2024 5:22:25

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

20 04 2024 12:36:10

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

19 04 2024 9:33:27

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

18 04 2024 12:39:42

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

17 04 2024 19:30:46

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

16 04 2024 15:14:31

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

15 04 2024 19:37:12

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

14 04 2024 19:11:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

13 04 2024 4:27:40

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

12 04 2024 19:48:23

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

11 04 2024 19:29:39

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

10 04 2024 22:28:22

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

09 04 2024 2:48:51

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

08 04 2024 18:21:23

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

07 04 2024 4:31:19

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

06 04 2024 9:55:32

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

05 04 2024 8:33:50

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

04 04 2024 14:38:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

03 04 2024 14:32:24

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

02 04 2024 15:34:41

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

01 04 2024 9:52:12

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

31 03 2024 2:35:41

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

30 03 2024 5:48:59

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

29 03 2024 17:25:31

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

28 03 2024 14:23:23

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

27 03 2024 2:58:33

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

26 03 2024 23:18:53

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

25 03 2024 4:58:19

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

24 03 2024 11:24:32

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

23 03 2024 8:21:27

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

22 03 2024 23:49:50

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

21 03 2024 5:59:11

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

20 03 2024 19:53:40

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

19 03 2024 6:15:43

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

18 03 2024 21:48:58

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

17 03 2024 22:49:35

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

16 03 2024 6:48:25

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

15 03 2024 20:55:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

14 03 2024 3:18:20

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

13 03 2024 19:32:38

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

12 03 2024 12:54:22

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

11 03 2024 8:57:11

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

10 03 2024 20:34:24

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

09 03 2024 12:29:24

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

08 03 2024 15:55:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::