Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"


    Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

Раздел: Преподавание истории Обобщающий урок по истории в 8 классе по теме “Петр Первый и его реформы”. Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.

Задачи урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
  • раскрыть прогрессивный хаpaктер реформ с одной стороны и классовую агрессивность с другой;
  • помочь в осмыслении значения реформ для истории России;
  • расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
  • формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
  • способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Оборудование: учебный видеофильм “Петр I”, карта “Российская империя в первой половине ХYIII века”, портреты: Петр Первый, А. Д. Меньшиков, картины: В. Суриков “Утро стрелецкой казни”, Н. Н. Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея”. Памятник Петру I в г. С. -Петербурге скульптора Фальконе. Фотографии с видом города Санкт – Петербурга. Карточки с датами. Кроссворды. Выставка книг о Петре I: А. Н. Толстой “Петр Первый”. Выставка рисунков учащихся на произвольную тему о Петре I. Выставка сочинений учащихся на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Актеры - два ученика переодетые в костюмы эпохи ХYIII века (камзол, парики, медали из картона на гoлyбой ленте через плечо), один ученик– Петр I, другой – А. Д. Меньшиков. Чтецы - отрывки из поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”. Тесты для самостоятельной работы: 1-вариант и 2-вариант.

План урока.

  1. Петр Первый: краткая биография, хаpaктеристика личности.
  2. Реформы Петра Первого и хаpaктеристика его реформ.
  3. Итоги по вопросам:

1) Был ли Петр революционером на троне?
2) Почему народ не слагал песен о Петре I?
3) Чему учит история петровской эпохи?

Содержание урока.

I. Организационный момент.

II. Содержание урока.

1. Просмотр учебного в/ф: “Петр Великий” ( 3 минуты)

2. Рассказ учителя: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: “Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: “Отец Отечества”, “Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: “… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; “чудотворец-исполин”; “царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев…. .

3. Выставка книг о Петре I и беседа по вопросам. Посмотрите, сколько книг написано о Петре I. Что вы сами прочитали о Петре I? Какие вы фильмы смотрели о Петре I? (Х /ф. “Петр I”, “Россия молодая”, “Как царь Петр I арапа женил”, “В начале славных дел” и т. д. ) У писателей, поэтов свои представления о Петре I. Большой интерес проявляют к личности Петра I и его деятельности художники, скульпторы. Давайте сегодня и мы включимся в споры о Петре I. Тема нашего урока: “Петр Первый и его реформы”. Мы должны найти ответы на следующие вопросы:

1) Был ли Петр I “ революционером” на троне?
2) Почему народ о Петре I не слагал песен прославляющих его победы?
3) Чему учит история петровской эпохи?

4. Инсценирование.

Учитель: небываемое бывает. К нам в гости пожаловали гости: государь Петр Алексеевич со своим преданным другом и помощником Александр Даниловичем Меньшиковым.

Входят 2 ученика переодетые в костюмы эпохи ХVIII века.

Сценка №1

1. Петр I: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете?! А что вот в 1972 году 300 – летний юбилей мой в России скромненько отметили: царь - дескать, что о нем говорить много…. .

2. Меньшиков: Не волнуйся, мин-херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих помнили. А особенно шведы!!! Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне!!!(сказать с юмором) Быть может, я этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут. Петр I усаживается на стул. Меньшиков становится сзади.

5. Вопросы по домашнему заданию. Дома вы писали сочинение на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Зачитайте. (Заранее просмотреть сочинения и определить наиболее интересные работы учащихся) Каким же был Петр I? Назовите положительные черты его хаpaктера. Назовите отрицательные черты хаpaктера царя.

И так, можно ли однозначно оценить личность Петра I? Почему?

Личность Петра I исследовал знаменитый русский историк С. М. Соловьев. Он писал:

“…. . Различие взглядов……. от громадности дела совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела…… Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и линий порождает…оно, …. и тем долее толкуют о нем , долее ощущают на себе его влияние…”.

В разговор снова вступают актеры.

Сценка № 2

1. Меньшиков: Да, мин-херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.

2. Пётр I: Да. Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой.

Железо из Англии везли. Армии нет. Войско стрелецкое ненадежно. Флота нет. Да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет ведут от сотворения мира. Ни театра, ни газет!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?

Учитель: Ведаем, ведаем, Государь. Ведаем, как изменилась Россия. В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Давайте вспомним, в каких областях были проведены реформы и нового появилось.

Что нового появилось в экономике? Что нового появилось вооруженных силах?

Что нового появилось в управлении? Что нового в области культуры? Что нового в науке? Что нового - в быту? Какие из перечисленных реформ были самыми первыми реформами? Почему именно эти реформы стали первыми? Как проводил реформы Петр I: все сразу одновременно или последовательно: одну за другой?

7. Работа с доской. Перед вами логическая цепочка.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ – РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ – ВОЕННАЯ РЕФОРМА – РЕФОРМА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.

- Подумайте, соответствует ли реальная последовательность реформам Петра I этой схеме? Почему? Прав ли был Петр, говоря, что никогда “наша Россия такого полезного мира не получала”? Аргументируйте свой ответ.

8. Инсценирование.

Сценка №3

1. Пётр I: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь…

2. Меньшиков: А давай-ка, мин-херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

3. Пётр: Ну, что же давай.

4. Меньшиквов: Для начала проверим память отроков - работа с карточками по датам.

Даты:1672-1725гг; 1782-1725гг; 1689г; 1695-96гг; 1697-98гг; 1700-1721гг; 1704г; 1709г; 1711г; 1714г; 1720г; 1721г; 1722г.

Петр I и Меньшиков предлагают кроссворды ребятам.

Можно предложить ребятам также вопросы по теме. Например.

1. Пётр I: Не плохо, не плохо!!! Послушайте вопрос: во второй половине ХYII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я , Петр Первый, отнестись к этому указу? Почему?

2. Меньшиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся комaндирам, начальникам.

Так работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам. Каков был, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?

3. Пётр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из низших слоев населения производились в офицеры, если проявляли необходимые способности. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?

Учитель: Уважаемые гости, спасибо, что побывали у нас. Будем рады, если вы останетесь, и примите участие в нашем дальнейшем разговоре.

9. Давайте вернемся к нашим вопросам, записанным на доске.

  1. Был ли Петр I “ революционером “ на троне”?
  2. Почему народ не слагал песен прославлявших победы Петра I?
  3. Чему учит история петровской эпохи?

Рассмотрим первый вопрос. Изменился ли в результате реформ Петра I государственный строй страны? Почему? Какая форма правления сложилась в России при Петре Первом? Итак, был ли Петр I “революционером на троне?

Петр был отличным организатором, умело подбирал себе способных и надежных помощников. Назовите имена известных вам соратников Петра? Теперь посмотрите на доску: “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА” П. П. Шафиров, П. А. Толстой, А. К. Нартов, А. И. Остерман, Ф. А. Головин, Ф. М. Апpaксин, М. М. Галицын, Б. П. Шереметев, Ф. Я. Лефорт, А. Д. Меньшиков, И Мазепа.

Кто лишний в списке? Почему? Кто из них был самым близким другом Петра I?Сообщение ученика о Меншикове Александре Даниловиче (1673-1729гг)

Все сподвижники Петра были дворянами? Как укрепил их положение в государстве Петр Первый? Почему опирался на дворян? Почему недолюбливал бояр? Из чего это видно?

Давайте рассмотрим второй вопрос. Для того чтобы ответить на этот вопрос поработаем по карточкам в парах.

10. Самостоятельная работа.

Вариант – 1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников на строительство флота в Воронеж и в Петербург. Многие говорили , что Петр I не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.

- Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?

Вариант-2. Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.

Обьясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I?

Вариант-3. “Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”. Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите , что для его появления были основания.

Проверка.

Какой ценой были проведены реформы? (невероятным напряжением сил народа) Почему же народ не слагал песен прославлявших Петра I? (В Петре Первом народ видел виновника всех бед: ежегодные рекрутские набор в армию на 25 лет; война – 21 год; подушный налог; приписные и посессионные крестьяне; сгоняли крестьян на строительство городов, мостов, дорог, судостроительных верфей; разработку рудников )

III. Итог урока.

1. Давайте подведем итоги. Личность Петра I и его реформы вызывали и вызывают до сих пор споры. Споры то затихают, то усиливаются. Усиливаются тогда, когда страна оказывается перед выбором пути дальнейшего развития. Сегодня в стране вновь происходят перемены – реформы. Глубокие реформы, которые затрагивают все стороны жизни: экономику, политику, общественную жизнь, вооруженные силы, культуру, образование, быт. Мы являемся соучастниками реформы образования. : ЕГЭ, профильное образование; по истории мы перешли на новую программу – концентр. Вы на себе это ощутили хорошо эти реформы. Проводит реформы наше правительство во главе с президентом В. В. Путиным. (Обратить внимание на портрет на доске ) В. В. Путин родом из города Санкт-Петербург.

Реформы каждый воспринимает по-разному. Не всегда результаты реформ дают сразу положительные результаты. Порой на это уходят годы. Не всегда результаты бывают только положительные. Встречаются препятствия. И преодолевать их сложно и трудно. Так, китайцы, если хотели пожелать кому-нибудь зла, говорили: “Желаю тебе жить в эпоху перемен!” В этой фразе заключен глубокий философский смысл. Именно по этому интересно и важно знать историю, уметь извлекать уроки из прошлого и обращать их на пользу. Давайте ответим на последний вопрос: чему же учит история петровской эпохи?

Надо ли проводить реформы? Почему? Когда надо проводить реформы? С кем надо проводить реформы? Как надо проводить реформы?

2. Работа с тетрадями. Запишите “уроки петровской эпохи”. Одного ученика вызвать к доске, остальные на местах работают. Проверка:

“УРОКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ”.

  1. Надо проводить реформы.
  2. Проводить реформы вовремя.
  3. Проводить реформы вместе с теми, кому доверяешь – соратниками.
  4. Доводить начатое дело до конца.
  5. Преодолевать все препятствия, добиваясь цели.

3. Учитель:

- Еще М. Горький сказал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно. А вот изучать – необходимо” Как вы понимаете эти слова?

- Посмотрите на памятник Петру I в г. С.-Петербурге скульптора Фальконе. Кто видел этот памятник? Что вы видите?

4. Беседа по вопросам. Кто побывал в городе С. -Петербурге? Когда? Где? Что запомнилось больше всего? Выставка фотографий города Санкт-Петербурга.

- А. С. Пушкин написал поэму “Медный всадник”.

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта,
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?”

К кому обращены слова? Кто “гордый конь”? Куда скачет конь? Как бы вы ответили на вопрос А. С. Пушкина?

5. А теперь слово чтецам.

Первый чтец

По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Второй чтец

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумpaк, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады
Пустынных улиц,
И светла
Адмиралтийская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Третий чтец

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пeниcтых бокалов
И пунша пламень гoлyбой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Красуйся , град Петров , и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

1- вариант

№ 1. Экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции - ….

1) прямые налоги -
2) меркантилизм -
3) протекционизм -
4) косвенные налоги -

№ 2. Согласно реформе местного самоуправления в годы правления Петра I, были учреждены:

1) воеводства 3) наместничества
2) губернии 4) генерал-губернаторства

№ 3. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:

1) преодоление экономической отсталости России от стран Запада
2) превращение России в сильную европейскую державу
3) бурный рост российской экономики
4) начало демократизации политической жизни

№ 4. Проведение реформ Петра I сопровождалось:

1) быстрым развитием капиталистических отношений
2) получением выхода к Черному морю
3) усилением внешнеполитического влияния
4) бурным ростом промышленности
5) приобщением к достижениям западной культуры

№5. В 1682-1690гг. Петр I правил совместно с:

1) сестрой Софией Алексеевной
2) братом Иваном Алексеевичем
3) царицей Натальей Кирриловной
4) женой Екатериной I

2 - вариант

№ 1. Экономическая политика поощрения развития промышленности и торговли при соблюдении активного внешнеторгового баланса - ….

1) прямые налоги -
2) меркантилизм -
3) протекционизм -
4) косвенные налоги -

№ 2. В годы правления Петра I основу вооруженных сил России составляло:

1) дворянское ополчение
2) стрелецкие войска
3) наемные войска
4) регулярные войска, набранные по рекрутской системе

№ 3. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с… :

1) финансовым и экономическим сотрудничеством с западными странами
2) растущим спросом населения на промышленные товары
3) необходимостью снабжения армии и флота в условиях Северной войны
4) быстрым ростом благосостояния населения

№ 4. К числу явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России НЕ относятся:

1) экономическая отсталость России от передовых стран Запада
2) отсталость в организации вооружений русской армии
3) изолированность русской культуры жизни от европейской
4) обещание европейских держав поддерживать реформы в России своими капиталовложениями

№ 5. Заполните пропуски в тексте, используя приведенные ниже слова, так, чтобы получилось правильное утверждение:

Реформы Петра I ознаменовали собой ____________ перехода от ____________

к ____________ монархии.

начало, продолжение, завершение, абсолютной;

сословно-представительной конституционной


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 04 2024 14:34:38

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 04 2024 14:27:27

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 04 2024 7:24:25

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 04 2024 11:43:34

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 04 2024 16:51:36

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 04 2024 15:56:39

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 04 2024 15:22:44

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 04 2024 14:52:35

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 04 2024 16:53:56

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 04 2024 3:36:22

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 04 2024 6:10:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 04 2024 6:16:18

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 04 2024 0:20:57

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 04 2024 11:13:36

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 04 2024 17:10:40

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 04 2024 5:10:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 03 2024 9:22:21

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 03 2024 14:18:18

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 03 2024 20:38:46

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 03 2024 1:26:59

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 03 2024 12:11:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 03 2024 0:23:10

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 03 2024 12:23:31

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 03 2024 0:43:35

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 03 2024 10:37:16

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 03 2024 6:21:33

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 03 2024 6:44:52

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 03 2024 15:20:17

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 03 2024 15:25:26

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 03 2024 18:35:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 03 2024 18:19:26

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 03 2024 10:27:27

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 03 2024 0:11:27

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 03 2024 3:10:14

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 03 2024 19:41:22

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 03 2024 1:31:49

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 03 2024 23:14:54

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 03 2024 4:42:36

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 03 2024 7:51:50

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 03 2024 16:11:10

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 03 2024 13:35:19

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 03 2024 15:40:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 03 2024 2:48:10

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 03 2024 21:58:13

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 03 2024 15:18:40

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 03 2024 17:13:27

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 03 2024 11:43:59

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

29 02 2024 20:29:36

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

28 02 2024 16:17:48

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

27 02 2024 8:40:34

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::