Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"
Раздел: Преподавание истории Обобщающий урок по истории в 8 классе по теме “Петр Первый и его реформы”. Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
Задачи урока:
- повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
- раскрыть прогрессивный хаpaктер реформ с одной стороны и классовую агрессивность с другой;
- помочь в осмыслении значения реформ для истории России;
- расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
- формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
- способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Оборудование: учебный видеофильм “Петр I”, карта “Российская империя в первой половине ХYIII века”, портреты: Петр Первый, А. Д. Меньшиков, картины: В. Суриков “Утро стрелецкой казни”, Н. Н. Ге “Петр I допрашивает царевича Алексея”. Памятник Петру I в г. С. -Петербурге скульптора Фальконе. Фотографии с видом города Санкт – Петербурга. Карточки с датами. Кроссворды. Выставка книг о Петре I: А. Н. Толстой “Петр Первый”. Выставка рисунков учащихся на произвольную тему о Петре I. Выставка сочинений учащихся на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Актеры - два ученика переодетые в костюмы эпохи ХYIII века (камзол, парики, медали из картона на гoлyбой ленте через плечо), один ученик– Петр I, другой – А. Д. Меньшиков. Чтецы - отрывки из поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник”. Тесты для самостоятельной работы: 1-вариант и 2-вариант.
План урока.
- Петр Первый: краткая биография, хаpaктеристика личности.
- Реформы Петра Первого и хаpaктеристика его реформ.
- Итоги по вопросам:
1) Был ли Петр революционером на троне?
2) Почему народ не слагал песен о Петре I?
3) Чему учит история петровской эпохи?
Содержание урока.
I. Организационный момент.
II. Содержание урока.
1. Просмотр учебного в/ф: “Петр Великий” ( 3 минуты)
2. Рассказ учителя: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов. Феофан Прокопович – один из самых преданных сподвижников Петра I произнес: “Закатилось солнце земли русской” Но, уже при жизни Петра высказывались совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником всех бед России. 300 с лишним назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Эти споры продолжаются и по сей день. Одни им восхищаются. Еще при жизни Петр I получил титулы: “Отец Отечества”, “Петр Великий”. А. С. Пушкин о Петре I писал: “… то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…. ”; “чудотворец-исполин”; “царь-просветитель”. Другие же его ругают. Называют его злодеем, деспотом, тираном за то, что исказил путь развития России, призвал иностранцев…. .
3. Выставка книг о Петре I и беседа по вопросам. Посмотрите, сколько книг написано о Петре I. Что вы сами прочитали о Петре I? Какие вы фильмы смотрели о Петре I? (Х /ф. “Петр I”, “Россия молодая”, “Как царь Петр I арапа женил”, “В начале славных дел” и т. д. ) У писателей, поэтов свои представления о Петре I. Большой интерес проявляют к личности Петра I и его деятельности художники, скульпторы. Давайте сегодня и мы включимся в споры о Петре I. Тема нашего урока: “Петр Первый и его реформы”. Мы должны найти ответы на следующие вопросы:
1) Был ли Петр I “ революционером” на троне?
2) Почему народ о Петре I не слагал песен прославляющих его победы?
3) Чему учит история петровской эпохи?
4. Инсценирование.
Учитель: небываемое бывает. К нам в гости пожаловали гости: государь Петр Алексеевич со своим преданным другом и помощником Александр Даниловичем Меньшиковым.
Входят 2 ученика переодетые в костюмы эпохи ХVIII века.
Сценка №1
1. Петр I: Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что Вы о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете?! А что вот в 1972 году 300 – летний юбилей мой в России скромненько отметили: царь - дескать, что о нем говорить много…. .
2. Меньшиков: Не волнуйся, мин-херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих помнили. А особенно шведы!!! Благодарны они тебе за то, что ты их разбил в Северной войне!!!(сказать с юмором) Быть может, я этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут. Петр I усаживается на стул. Меньшиков становится сзади.
5. Вопросы по домашнему заданию. Дома вы писали сочинение на тему: “Мне нравится Петр I” и “Мне не нравится Петр I”. Зачитайте. (Заранее просмотреть сочинения и определить наиболее интересные работы учащихся) Каким же был Петр I? Назовите положительные черты его хаpaктера. Назовите отрицательные черты хаpaктера царя.
И так, можно ли однозначно оценить личность Петра I? Почему?
Личность Петра I исследовал знаменитый русский историк С. М. Соловьев. Он писал:
“…. . Различие взглядов……. от громадности дела совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела…… Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и линий порождает…оно, …. и тем долее толкуют о нем , долее ощущают на себе его влияние…”.
В разговор снова вступают актеры.
Сценка № 2
1. Меньшиков: Да, мин-херц, вольно же отроки и отроковицы о тебе речи ведут, а того не ведают, какую ты державу принял.
2. Пётр I: Да. Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой.
Железо из Англии везли. Армии нет. Войско стрелецкое ненадежно. Флота нет. Да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет ведут от сотворения мира. Ни театра, ни газет!!! Сонное царство. Ведаете ли о том?
Учитель: Ведаем, ведаем, Государь. Ведаем, как изменилась Россия. В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Давайте вспомним, в каких областях были проведены реформы и нового появилось.
Что нового появилось в экономике? Что нового появилось вооруженных силах?
Что нового появилось в управлении? Что нового в области культуры? Что нового в науке? Что нового - в быту? Какие из перечисленных реформ были самыми первыми реформами? Почему именно эти реформы стали первыми? Как проводил реформы Петр I: все сразу одновременно или последовательно: одну за другой?
7. Работа с доской. Перед вами логическая цепочка.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ – РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ – ВОЕННАЯ РЕФОРМА – РЕФОРМА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА.
- Подумайте, соответствует ли реальная последовательность реформам Петра I этой схеме? Почему? Прав ли был Петр, говоря, что никогда “наша Россия такого полезного мира не получала”? Аргументируйте свой ответ.
8. Инсценирование.
Сценка №3
1. Пётр I: Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых держав, и я по праву этим горжусь…
2. Меньшиков: А давай-ка, мин-херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.
3. Пётр: Ну, что же давай.
4. Меньшиквов: Для начала проверим память отроков - работа с карточками по датам.
Даты:1672-1725гг; 1782-1725гг; 1689г; 1695-96гг; 1697-98гг; 1700-1721гг; 1704г; 1709г; 1711г; 1714г; 1720г; 1721г; 1722г.
Петр I и Меньшиков предлагают кроссворды ребятам.
Можно предложить ребятам также вопросы по теме. Например.
1. Пётр I: Не плохо, не плохо!!! Послушайте вопрос: во второй половине ХYII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я , Петр Первый, отнестись к этому указу? Почему?
2. Меньшиков: Иностранцев поражало, что государь наш занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся комaндирам, начальникам.
Так работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и только потом стал давать распоряжения низшим чинам. Каков был, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?
3. Пётр: Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне. Но допускалось, чтобы выходцы из низших слоев населения производились в офицеры, если проявляли необходимые способности. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?
Учитель: Уважаемые гости, спасибо, что побывали у нас. Будем рады, если вы останетесь, и примите участие в нашем дальнейшем разговоре.
9. Давайте вернемся к нашим вопросам, записанным на доске.
- Был ли Петр I “ революционером “ на троне”?
- Почему народ не слагал песен прославлявших победы Петра I?
- Чему учит история петровской эпохи?
Рассмотрим первый вопрос. Изменился ли в результате реформ Петра I государственный строй страны? Почему? Какая форма правления сложилась в России при Петре Первом? Итак, был ли Петр I “революционером на троне?
Петр был отличным организатором, умело подбирал себе способных и надежных помощников. Назовите имена известных вам соратников Петра? Теперь посмотрите на доску: “ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ПЕТРОВА” П. П. Шафиров, П. А. Толстой, А. К. Нартов, А. И. Остерман, Ф. А. Головин, Ф. М. Апpaксин, М. М. Галицын, Б. П. Шереметев, Ф. Я. Лефорт, А. Д. Меньшиков, И Мазепа.
Кто лишний в списке? Почему? Кто из них был самым близким другом Петра I?Сообщение ученика о Меншикове Александре Даниловиче (1673-1729гг)
Все сподвижники Петра были дворянами? Как укрепил их положение в государстве Петр Первый? Почему опирался на дворян? Почему недолюбливал бояр? Из чего это видно?
Давайте рассмотрим второй вопрос. Для того чтобы ответить на этот вопрос поработаем по карточкам в парах.
10. Самостоятельная работа.
Вариант – 1. Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников на строительство флота в Воронеж и в Петербург. Многие говорили , что Петр I не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.
- Как вы оцениваете политику Петра I? Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Вариант-2. Крестьяне говорили: “Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение”.
Обьясните смысл этого высказывания. Как оценивал народ налоговую политику Петра I?
Вариант-3. “Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными”. Против кого и против чего был направлен этот пункт указа Петра? Докажите , что для его появления были основания.
Проверка.
Какой ценой были проведены реформы? (невероятным напряжением сил народа) Почему же народ не слагал песен прославлявших Петра I? (В Петре Первом народ видел виновника всех бед: ежегодные рекрутские набор в армию на 25 лет; война – 21 год; подушный налог; приписные и посессионные крестьяне; сгоняли крестьян на строительство городов, мостов, дорог, судостроительных верфей; разработку рудников )
III. Итог урока.
1. Давайте подведем итоги. Личность Петра I и его реформы вызывали и вызывают до сих пор споры. Споры то затихают, то усиливаются. Усиливаются тогда, когда страна оказывается перед выбором пути дальнейшего развития. Сегодня в стране вновь происходят перемены – реформы. Глубокие реформы, которые затрагивают все стороны жизни: экономику, политику, общественную жизнь, вооруженные силы, культуру, образование, быт. Мы являемся соучастниками реформы образования. : ЕГЭ, профильное образование; по истории мы перешли на новую программу – концентр. Вы на себе это ощутили хорошо эти реформы. Проводит реформы наше правительство во главе с президентом В. В. Путиным. (Обратить внимание на портрет на доске ) В. В. Путин родом из города Санкт-Петербург.
Реформы каждый воспринимает по-разному. Не всегда результаты реформ дают сразу положительные результаты. Порой на это уходят годы. Не всегда результаты бывают только положительные. Встречаются препятствия. И преодолевать их сложно и трудно. Так, китайцы, если хотели пожелать кому-нибудь зла, говорили: “Желаю тебе жить в эпоху перемен!” В этой фразе заключен глубокий философский смысл. Именно по этому интересно и важно знать историю, уметь извлекать уроки из прошлого и обращать их на пользу. Давайте ответим на последний вопрос: чему же учит история петровской эпохи?
Надо ли проводить реформы? Почему? Когда надо проводить реформы? С кем надо проводить реформы? Как надо проводить реформы?
2. Работа с тетрадями. Запишите “уроки петровской эпохи”. Одного ученика вызвать к доске, остальные на местах работают. Проверка:
“УРОКИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ”.
- Надо проводить реформы.
- Проводить реформы вовремя.
- Проводить реформы вместе с теми, кому доверяешь – соратниками.
- Доводить начатое дело до конца.
- Преодолевать все препятствия, добиваясь цели.
3. Учитель:
- Еще М. Горький сказал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно. А вот изучать – необходимо” Как вы понимаете эти слова?
- Посмотрите на памятник Петру I в г. С.-Петербурге скульптора Фальконе. Кто видел этот памятник? Что вы видите?
4. Беседа по вопросам. Кто побывал в городе С. -Петербурге? Когда? Где? Что запомнилось больше всего? Выставка фотографий города Санкт-Петербурга.
- А. С. Пушкин написал поэму “Медный всадник”.
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта,
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?”
К кому обращены слова? Кто “гордый конь”? Куда скачет конь? Как бы вы ответили на вопрос А. С. Пушкина?
5. А теперь слово чтецам.
Первый чтец
|
Второй чтец
|
Третий чтец
|
|||||
1- вариант № 1. Экономическая политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции - ….
№ 2. Согласно реформе местного самоуправления в годы правления Петра I, были учреждены:
№ 3. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается:
№ 4. Проведение реформ Петра I сопровождалось:
№5. В 1682-1690гг. Петр I правил совместно с:
|
2 - вариант № 1. Экономическая политика поощрения развития промышленности и торговли при соблюдении активного внешнеторгового баланса - ….
№ 2. В годы правления Петра I основу вооруженных сил России составляло:
№ 3. Бурный рост мануфактур при Петре I был связан в первую очередь с… :
№ 4. К числу явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России НЕ относятся:
№ 5. Заполните пропуски в тексте, используя приведенные ниже слова, так, чтобы получилось правильное утверждение: Реформы Петра I ознаменовали собой ____________ перехода от ____________ к ____________ монархии. начало, продолжение, завершение, абсолютной; сословно-представительной конституционной |
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
18 03 2024 0:10:18
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
17 03 2024 14:55:46
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
16 03 2024 5:44:17
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
15 03 2024 2:47:19
Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...
14 03 2024 19:53:47
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
13 03 2024 21:47:43
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
12 03 2024 7:26:10
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
11 03 2024 5:16:37
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года. ...
10 03 2024 3:55:57
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
09 03 2024 9:17:58
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
08 03 2024 13:40:29
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
07 03 2024 18:24:37
Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
06 03 2024 12:14:34
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
05 03 2024 8:50:21
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...
04 03 2024 19:13:49
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
03 03 2024 23:12:33
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
02 03 2024 14:54:38
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
01 03 2024 16:36:24
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
29 02 2024 14:24:17
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
28 02 2024 2:17:47
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
27 02 2024 16:31:58
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
26 02 2024 1:13:16
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
25 02 2024 0:45:13
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
24 02 2024 9:46:28
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
23 02 2024 6:11:19
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
22 02 2024 21:51:54
Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....
21 02 2024 4:45:31
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
20 02 2024 14:43:12
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
19 02 2024 4:38:17
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
18 02 2024 16:45:56
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
17 02 2024 7:16:52
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...
16 02 2024 22:19:22
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
15 02 2024 23:33:16
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
14 02 2024 13:39:20
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
13 02 2024 19:52:52
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
12 02 2024 11:57:15
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
11 02 2024 2:29:37
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
10 02 2024 1:15:15
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
09 02 2024 3:16:41
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
08 02 2024 4:17:54
Интегрированный урок истории и английского языка проводится в 6-м классе общеобразовательной школы. Учитель истории рассказывает учащимся о нормaндском завоевании. Знакомясь с личностью Вильгельма Завоевателя и Робина Гуда, учащиеся дают им хаpaктеристику и читают тексты на английском языке с различной стратегией. В конце урока проводится мини-тест, который позволяет проконтролировать степень усвоения материала учащимися....
07 02 2024 20:53:14
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
06 02 2024 5:58:42
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
05 02 2024 13:32:51
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
04 02 2024 12:18:27
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
03 02 2024 18:41:29
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
02 02 2024 17:28:26
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
01 02 2024 21:59:26
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
31 01 2024 22:58:10
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
30 01 2024 6:45:20
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...
29 01 2024 20:38:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::