"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения)
Хатынь – деревня в Белоруссии,
жители, которой были
уничтожены фашистами.
На протяжении многих веков нашему народу не раз приходилось с оружием в руках мужественно отстаивать свою свободу и независимость. Щедра, обильна и красива русская земля: неисчерпаемы ее недра, плодородны поля, полны зверя дремучие леса, неисчислимы дары могучих рек…. Все это издавна притягивало к себе жадные взоры всяческого рода охотников до чужого добра.
Кого только не видела у себя многострадальная русская земля! С огнем и мечом врывались в нее степные кочевники, печенеги, половцы, татары; ломились с запада закованные в железные латы немецкие псы-рыцари, шагали с развернутыми знаменами шведские полки и Наполеоновы полчища, высаживались на морских берегах французские, турецкие, английские, американские интервенты…
В годину суровых испытаний все, как один человек, поднимались русские люди и брали в руки оружие. “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!” - говорили они.
Не дрогнув поднялись на борьбу верные сыны нашей многонациональной Родины, когда на землю нашу ступили сапоги солдат кровавого Гитлера. Высокое мужество, беззаветная храбрость, верность воинскому товариществу, готовность к самопожертвованию и несокрушимая вера в правоту своего дела, вера в победу – всегда были хаpaктерными чертами наших воинов. Они помогали им одолеть врага в самом жестоком бою. Реками крови платили захватчики, посягнувшие перешагнуть священные границы нашей Родины.
По своим масштабам, кровопролитности сражений, числу человеческих жёртв и материальных потерь Великая Отечественная война не имеет себе равных. На территории СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий. Более 18 млн. человек из мирного населения погибло от фашистских зверств и репрессий.
Фашистская стратегическая концепция подготовки и ведения войны сводилась к простой формуле: “завоевать и уничтожить”. Ее воспринимали как “войну за мировоззрение”, как борьбу, в которой “решается ход мировой истории”. Гитлер не переставал говорить о “борьбе, направленной на уничтожение”, а военное комaндование следовало за ним. В приказе по армии в ноябре 1941 года генерал-полковник Хорт сформулировал эту идею так: “Эта борьба может закончиться только уничтожением той или другой стороны; никакого соглашения быть не может”.
Гиммлеру в качестве начальника СС и полиции еще в марте 1941 года была предоставлена полная свобода действий по осуществлению “особых задач фюрера”, вытекающих из окончательной борьбы двух взаимоисключающих политических систем”. Тем самым было узаконено право уничтожения как советских евреев, так и “политкомиссаров” и других нежелательных групп и лиц.
Постоянно говорилось о том, что с гражданским населением следует обращаться “беспощадно”. Сохранилось высказывание Гитлера от июля 1941 года о том, что власть в захваченных областях “лучше всего удержать, если расстреливать каждого, кто косо посмотрит”.
В захватнических планах вермахта особое место отводилось Краснодарскому краю. Это объяснялось, во-первых, стремлением захватить его нефтяные и сельскохозяйственные ресурсы, а во-вторых, его выгодным географическим положением на пути к Кавказу, через который армия третьего рейха намеревалась выйти в Иран и завоевать мировое господство.
25 июля 1942 года немецко-фашистское комaндование приступило к осуществлению плана захвата Кавказа под кодовым названием “Эдельвейс”. К началу сентября им удалось занять почти всю территорию края за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджика и прилегающих к ним районов. 425 мучительных дней кубанцы перенесли в оккупации, в полной мере испытав на себе “новый порядок”. Он исходил из задач “немедленной и полной эксплуатации оккупированных областей в интересах военной экономики Германии”. На пpaктике это означало ограбление края и его жителей, насильственный угон в Германию, массовые казни, душегубки, (в Краснодаре гитлеровцы впервые применили машины-“душегубки”, в которых умертвляли тысячи людей).
Есть в Краснодарском крае Мостовской район. Кто там побывал, тот не может сдержать восхищения красотой природы. Ученые называют эти места “Кубанской Швейцарией”. Но не только красотой славится этот край. В земных недрах здесь, как утверждают, вся таблица Менделеева. Вот сюда и пришли осенью 1942 года фашисты. Они сразу же начали осваивать здешние богатства для своих нужд. Но с этим не хотели мириться жители района. Они создали партизанские отряды и развернули борьбу с захватчиками. Население помогало партизанам, давало им продукты и медикаменты.
До войны в небольшом поселке с поэтичным названием Михизеева Поляна работали маленький лесопильный завод, начальная школа, клуб и сельский магазин. Магазин торговал хлебом, солью, спичками и керосином. Иногда привозили сахар, конфеты и другие сладости. Тогда был праздник... В ноябре 1942 года поселка не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось? Вот что об этом вспоминают старожилы, чудом оставшиеся в живых.
Из-за ранения вернулся с фронта Андрей Егорович Москаленко. Занимался хозяйством, собирал в лесу грибы и ягоды, чтобы накормить семью, и очень страдал оттого, что не может теперь сражаться с врагом. Не было в поселке ожесточенных боев, не было передовой линии, да и немцев пока не было. Но вот они пришли. Стали устанавливать свой порядок не без помощи предателей. Нашлись такие в поселке.
Как к Москаленко попал раненый партизан, знал только он сам. Как ребенка выхаживал он партизана, поил парным молоком, кормил медом, готовил снадобья из лесных трав, правдами и неправдами доставал медикаменты.
Но в семье, как говорится, не без уpoда. Вот и выследили предатели — староста и полицай — партизана. Однако соседи успели предупредить Андрея Егоровича, что за его домом установлена слежка. Знал хозяин, что его ожидало, если бы немцы и полицаи обнаружили партизана. И он, потеплее укутав раненого, ночью отвез его в лес. Возвратился поздно; не успел еще распрячь лошадь, как хлопнула калитка и во двор вошли три полицая. Они осмотрели двор, перевернули весь дом, проверили чердак и погреб, заглянули в кладовку, но никого не нашли. Затаили полицаи злобу, стали ждать нового случая. И он явился. Немцы и полицаи, прочесывая лес, нашли на дереве недалеко от сбитого самолета парашют. Его стропы были обрезаны ножом. Решили фашисты, что летчика спасли и скрывают в своих домах местные жители или он попал в партизанский отряд. И 13 ноября 1942 года вооруженный до зубов отряд фашистов вместе с полицаями вошел в Михизееву Поляну. Мирных жителей стали бесцеремонно выгонять из хат и дворов.
Их разделили на семь групп. Мужчин каждой группы заставляли рыть траншею. Потом ставили всю группу вдоль нее и расстреливали из автоматов и пулеметов. Обреченные молча стояли, крепко держась за руки, вскинув к небу глаза. Фашисты и полицаи подходили к лежащим на земле. Раздавались одиночные выстрелы. Выстрелы в тех, кто еще подавал признаки жизни. Потом наступала очередь второй, третьей... седьмой группы. Гитлеровцы торопились: вечерело — надо было управиться засветло.
Одна женщина ждала ребенка и от удивленного ужаса преждевременно родила малыша прямо под пулями. Немец застрелил мать, а дитя поддел штыком, проколол и отшвырнул в сторону. Другая мать, умирая, не хотела отдавать своего ребенка. Тогда фашистский нелюдь вырвал его из рук женщины, взял за ножки и ударил головой о дерево.
Озверевшие фашисты убили 207 жителей Михизеевой Поляны. Больше половины убитых — дети, остальные — старики и женщины. Убили за то, что они ненавидели фашизм, не признавали “новый порядок”, который пытались навязать гитлеровцы, твердо верили в победу над врагом. Заметая следы, фашисты сожгли дотла поселок.
Целую неделю гитлеровцы запрещали жителям других поселков подходить к месту расправы. Не подозревали они, что остались свидетели их страшного злодеяния, не знали, что настигнет палачей суровая, но справедливая кара. Чудом остались в живых несколько человек, которые и рассказали о жестокой фашистской расправе.
Свидетельства очевидцев.
Копанев Николай Петрович (проживает в станице Махошевской): “Нас на семь групп разделили. Подогнали к кустам - тернику. Расстреливали полицаи-предатели. Только перезарядили оружие, я от мысли, что страшно помирать, потерял сознание. А со мной рядом две сестренки - одной 14, другой 7 лет - и мать. Они погибли. Меня завалило их телами и полицаи посчитали, что я убит. Очнулся, как от короткого сна. В разных концах поселка слышались одинокие выстрелы. Я стал потихоньку освобождаться, и тут моя рука коснулась чего-то липкого. Это была головка моей сестры Дуси. Пули выбили ей мозги. Часть их была на моем ватнике. Мне было 17 лет. В армию меня еще не брали. Но я дал клятву, что если остaнycь жив, буду мстить фашистам, пока не остановится мое сердце. Уходил я терником, по-пластунски. Страшно было. Я не знал, отошли они от могилы или нет. В то время рядом был хутор, там жили две мои родные тети, отцовы сестры, я к ним пришел и рассказал, что тут получилось. Они плакали. А потом я в подвале сидел у дяди Миши Мацоцкого, пока немцы и полицаи не вышли из хутора. Потом я попал на фронт. Пули не брали. Боялся только в плен попасть. Поэтому всегда носил с собой гранату. Живым бы не дался. И до Берлина. дошел и даже до Эльбы, где с американцами встречались”.
Анна Кузьминична Кузнецова (Тисленко) (проживает в г. Лабuнске): “Мне тогда было 16 лет. Немцы пришли в район в августе 42-го, но мы их не видели, пока партизаны не подорвали мосты вблизи Ярославской и Кужорской. Первый раз немцы за досками на мосты приезжали. На лесопильне были хорошие, дубовые. Второй раз приехали где-то через полмесяца. Опять же за досками. Доски набрали, и сено у нас позабирали. Когда они пришли третий раз - всех расстреляли. Сначала мы услышали выстрелы и увидели, что поляну окружают. Они бежали и стреляли. А мы - скорее в комнаты и одеваться. Думали, чтобы наши фуфайки не забрали. Нас стали выгонять из баpaков на улицу. В настоящей немецкой форме со свастиками на рукавах я мало кого видела. Все были в синих комбинезонах, в касках и с оружием. От них к нам подошел старик и сказал по-русски: “Да вы не бойтесь, это вас на митинг...”. Согнали нас туда, где стояла трибуна. Там праздники обычно проводились. На трибуну залез немецкий офицер и что-то нам на своем языке прочитал. А потом к нам бросились полицаи и стали прикладами разбивать на группы. И погнали,. как скот. Куда и зачем, мы еще не знали. Это было в час или во втором часу дня. И еще не успели поставить в ряд, как начали стрелять. Люди падали. У меня на руках был братик - 3 годика, а за ручку двоюродную сестричку 7-ми лет держала. Их убили первыми, и они меня потянули за собой. Мне только лоб пулей поцарапало. Я упала, а на меня плюхнулась бабушка Карацупина (Марфа Афанасьевна, 1887 г.р.). Мы с ней рядом стояли. Ох, и полная была, меня придавила и тем спасла. Ее потом долго добивали и вот, наверное, тогда в меня пуля и попала, в бедро. Очнулась от шока, не пойму: живая, неживая? Пахнет кровью и порохом. Сколько пролежала, не знаю. Начало темнеть. Выбралась потихоньку, посмотрела: лежат люди, как снопы, в разные стороны. Недалеко яр был. Я через этот яр перешла, и вышла на дорогу в сторону Киселевой караулки. Слышу, кричит: “Нюся, Нюся!”. Я оглядываюсь - дeвoчка лежит. Лет 10 ей, наверное. Я до нее, а у нее возле ноги кровавая кучка. Как будто пятка отбитая у нее была. Тогда сняла с себя юбочку, сапожок - и к ней. Обула уцелевшую ножку, обмотала юбкой и потащила. Сколько тащила, не помню. Смотрю, могилки какие-то. И впереди - школа на Погуляеве хуторе. Я ее по правую сторону оставила, а сама дальше пошла. Там у меня дядька двоюродный жил - Валентьев. Пришла и говорю: “Дядь Вань, так и так, всех расстреляли. Я из побитых вылезла и притащила дeвoчку (не помню ее фамилии). Она меня позвала, ну как ее бросишь. Дядя Ваня, пойдите, она такая слабая, кровью, видно, сошла”. Когда он вернулся, рассказал: “Я когда пришел - она уже умерла. Я закопал ее там, напротив могилок). Ни имени, ни фамилии дeвoчки я не помню”.
Владимир Стефанович Крючков (проживает в поселке Бугунжа Мостовского района): “Расстрел я запомнил очень хорошо, такое не забывается. Была пятница, банный день. Мы навозили дров, пообедали и пошли в баню. Втроем: я, Витька Лукьянов и Василь Дудник. Я был самый младший - 14 лет. Только мы успели намылиться, как прогремел первый выстрел. Но мы сначала не испугались, думали, опять пацаны мины пускают. И тут слышу, что началась автоматная стрельба. Витька глянул в окно и кричит: “ОЙ, ребята, сюда немцы идут”. Баню построили в низине, а поселок наш расположился выше. Немцы застрочили из автоматов по бане, только щепки полетели. Мы за баком спрятались. Через несколько секунд стрельба стихла. Витька кричит мне: “Прыгай, побежим к плотине” - и вышибает окно.
Мы спрыгнули, спрятались за бруствер и ползком, ползком стали выбираться. А там дальше желоб, по которому вода сходит. Когда немцы стреляли, в нем вода аж кипела. Спустились вниз по желобу. Заскочили в кусты и пробежали еще метров двести. Вдруг все стихло и спокойно стало. Мы с Василем пробирались не по прямой дороге, а через заросли. Уже просвет на поляну стал виден. Спрятались за деревьями и глядим - в метрах семидесяти от нас людей гонят к поляне. Они останавливаются и начинают копать яму, а мы лежим, схоронившись за тернами. Выкопали жители неглубокую яму, а когда закончили, то Литвинова - он у меня и сейчас в глазах стоит - первого в яму заставили спуститься и поставили на колени. Что-то ему буркнули, нам не слышно. А он кричит: “Всех не перестреляете! Да здравствует товарищ Сталин!” - и падает. Потом всех жителей заставили лечь в эту могилу, а немцы начали стрелять по ним. Прятались мы потом на хуторе Погуляев у моей тети.
А в пятницу, ровно через неделю после расстрела, немцы приказали нам выйти - хоронить трупы. И весь Погуляев хутор пошел. Вышли на поляну, а там кучи трупов лежат…
Кубанцы свято хранят память мирных жителей Михизеевой Поляны, зверски расстрелянных гитлеровцами 13 ноября 1943 года.
В 1952 году Ярославским райисполкомом было принято решение о перезахоронении в станицу Махошевскую останков жителей, погибших на Михизеевой Поляне. В 1956 году на месте перезахоронения был установлен деревянный памятник, а в 1965 его заменили на металлический.
Спустя 25 лет 13 ноября 1967 года, в годовщину трагедии, комсомольско-туристический отряд, состоящий из школьников города Лабинска, станиц Ярославской и Махошевской, тогда еще Лабинского района, и учащихся Лабинского ГПТУ №14, установил на Михизеевой Поляне первый скромный металлический обелиск, изготовленный из оцинкованного железа, с “горящим” факелом и надписью: “Советским людям, павшим от рук фашистских палачей”. Автором обелиска был местный художник В. В. Чернявский.
В апреле 1982 года за счет средств райкома комсомола, средств, заработанных молодежью Мостовского района на субботниках, вырученных при сборе металлолома и макулатуры, на месте перезахоронения в ст-це Махошевской была проведена реконструкция памятника с установкой стелы, мраморных плит с именами погибших и надписью “Люди! Пока бьются наши сердца, помните! Пожалуйста, помните!”.
Станица Махошевская Мостовского района Краснодарского края. Братская могила 207 жителей поселка Михизеева поляна.
Михизеева Поляна сегодня не заселена. Только могучие дубы, буки и гpaбы да еще серебристые тополя скрывают от глаз людских семь православных крестов, установленных на месте поселка. Да остался еще лежать на земле остов детской кроватки. Ему уже более шестидесяти лет, он почернел от времени и горя...
Памятник на месте бывшего поселка Михизеева поляна.
Не сможем никогда простить,
Не в силах это позабыть:
Стоял поселок – нет его,
И не осталось никогоВсех женщин, стариков, детей
Вели фашисты на расстрел.
Земли незаживающая рана –
Поселок Михизеева Поляна.Я не хочу, чтоб это повторилось
В любом другом краю, другом селе
Хочу, чтоб небо мирным оставалось,
Чтоб навсегда был путь закрыт войне! (Игорь Кулачихин 13 лет.)
Каждую осень люди приходят на Михизееву Поляну, спрятанную в лесном урочище среди дубов, буков и грабов.
Семь черных православных крестов среди увядающей природы – это жуткое зрелище, вызывающее озноб у каждого здравомыслящего человека. В самом центре поляны взметнулись ввысь серебристые тополя, похожие на часовых, замерших в скорбном молчании. Там, у могил безвинно расстрелянных михизеевцев, гуляет ветер и сегодня доносит до нас их стоны и мольбы.
На площадях наших городов, в станицах и селах, в знойной степи, посреди волнующихся трав и в тенистых дубравах возвышаются памятники – безмолвные повествователи героического прошлого России, памятники воинской славы нашей великой
Родины.
В звонкой бронзе, в граните, в мраморе великолепная сила искусства навечно запечатлело могучий дух и воина и великого народа, его любовь к Отчизне и передает его самым далеким поколениям для примера. Это напоминание всем живущим о необходимости сделать все возможное для того, чтобы никогда и нигде подобное не повторилось, чтобы был сохранен мир на земле.
Приложение
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
10 11 2024 11:38:35
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
09 11 2024 8:39:32
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
08 11 2024 7:50:42
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
07 11 2024 21:41:12
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
06 11 2024 10:15:23
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
05 11 2024 7:17:48
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
04 11 2024 20:25:52
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
03 11 2024 18:13:38
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
02 11 2024 7:59:21
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
01 11 2024 0:27:48
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
31 10 2024 23:57:45
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 10 2024 16:41:24
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 10 2024 10:42:54
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 10 2024 15:59:25
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 10 2024 17:25:44
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 10 2024 13:44:32
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 10 2024 9:25:59
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 10 2024 14:26:38
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 10 2024 2:48:48
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 10 2024 19:51:25
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 10 2024 4:12:18
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 10 2024 7:55:26
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 10 2024 13:52:49
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 10 2024 23:48:25
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 10 2024 8:55:58
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 10 2024 7:28:22
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 10 2024 8:38:50
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 10 2024 23:19:34
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 10 2024 17:53:31
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 10 2024 20:50:45
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 10 2024 14:49:48
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 10 2024 15:26:44
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 10 2024 17:36:29
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 10 2024 14:18:35
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 10 2024 0:50:58
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 10 2024 12:45:59
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 10 2024 7:22:52
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 10 2024 10:10:34
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 10 2024 19:13:48
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 10 2024 3:55:28
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 10 2024 1:24:36
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 09 2024 11:12:32
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 09 2024 6:48:58
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 09 2024 4:14:23
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 09 2024 7:53:39
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 09 2024 8:14:40
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 09 2024 20:18:28
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 09 2024 2:39:29
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 09 2024 22:56:16
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 09 2024 18:21:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::