Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.
Цель:
- показать, как решалась проблема власти в России в конце XVIII в нач. XIX вв., выяснить, чем был вызван дворцовый переворот и его последствия,
- показать основные направления внутренней политики и внешней Павла 1 и Александра 1,
- обратить внимание на их положительную и отрицательную роль.
Тип: объяснение нового материала, комбинированный.
Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации, лабораторно-пpaктический.
Задачи урока:
- Создать сюжетный сценарий независимого расследования «Последний дворцовый переворот в России», в котором звучат ожившие голоса истории.
- Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности.
- Повысить культуру поведения, речи.
- Учить учащихся самостоятельно находить необходимый материал, обобщать и систематизировать его.
- Учить работать в группах.
- Подобрать задания в соответствии индивидуальных особенностей детей.
- Учить обобщать и систематизировать материал, делать выводы и обобщения.
Работа с учащимися:
- Заранее определяется тема урока-проекта, его цели, задачи.
- Дается перечень необходимой литературы, идет подборка материала, обсуждение этого материала в микрогруппах. (творчество, оформление)
- Подготовка к устной презентации (защита)
- написание эссе: «Павел 1 – тиран или жертва?»
Опережающее задание:
1. Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе. Алданов М.А. «Заговор» М. 1994 г.
Оборудование:
- Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I, Сперанского М.М.
- Схема «Система государственного управления России в начале XIX в.»
- Схема «Система государственного управления России по проекту М.М. Сперанского».
- Раздаточный материал: таблица «Внутренняя и внешняя политика Павла I»
- Документ «Отношение дворянства к отмене крепостного права».
- Документ «Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.»
«Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Ф.М. Достоеквский
Ход урока
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступительное слово учителя: - Тема сегодняшнего урока «Проблема власти в конце XVIII в начале XIX вв. Власть. Общество. Человек.». Вы помните, что главной целью внутренней политики России в этот период было желание не отстать от ведущих стран Европы в военном и экономическом отношении, а также постоянное колебание верховной власти между абсолютизмом и возможностью предоставить обществу некоторую самостоятельность в политической жизни.
Пожалуй, в стране налицо было три проблемы:
1) Колебание монархов от абсолютизма до конституции (проблема власти);
2) Искренность намерений тех, кто желал, мог провести эти реформы и тех, кто был против реформ (человек);
3) Готовность общества к восприятию этих перемен (общество).
Помимо этих вопросов, остро стоял крестьянский вопрос, необходимость уничтожения наиболее уpoдливого его проявления – крепостничества и тесно связанная с ними судьба дворянства – опоры трона и носителя определенного типа культуры. Решение этих проблем позволило бы повысить авторитет России в глазах правительства европейских стран. При изучении данной темы нужно установить:
- Как решались обозначенные вопросы в период правления Павла 1 и Александра 1;
- Оценить предпринятые решения;
- Сделать общий вывод об итогах внутренней политики России в начале Х1Х века.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
(учитель обращает внимание учащихся на доску, где выделены три основные вопроса темы)
- Как решались проблемы власти в России в начале Х1Х века?
- Готово ли было общество к восприятию этих перемен?
- Сделать общий вывод о внутренней политики Александра 1.
Учитель:
- Наша задача, внимательно прослушать выступление учащихся.
1) Заполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.) Приложение 1,2,3 (задания для учащихся дифференцировано).
2) Проанализировать проект по следующему плану:
- Достигнута ли цель проекта?
- Как оформлен материал?
- Оценить качества защиты проекта.
- Каков творческий подход к решению поставленной цели?
Заранее подготовленная группа учащихся разыгрывает сюжетно-ролевую игру «Последний дворцовый переворот в России» (независимое расследование)
Роли:
- Ведущий
- Пален П.А. – генерал-губернатор, граф.
- Беннигсен Л.Л. –генерал-лейтенант, барон.
- Зубов Платон – бывший фаворит Екатерины ll
Выносит решение и защищает своё эссе по теме:
- «Павел 1 – тиран или жертва»
- «4 года, 4 месяца, 4 дня»
- «Павел 1 – крестьянский царь или дворянский» и т.д.
Учитель и учащиеся заслушивают сообщение учащихся по предложенному плану (см. выше) и оценивают самостоятельную работу учащихся по таблице «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
(учитель вновь возвращается к основным вопросам темы)
- Как решалась проблема власти в России в начале Х1Х века.
- Что, по вашему мнению, исходя из воспитания и особенностей сложившейся ситуации, должен был отменить Александр 1»
(обобщение ответов учащихся)
Учитель:
Первый период царствования Александра 1 вошел в историю под названием «Эры либерализма». В манифесте 12 марта 1801 года он провозгласил возвращение к порядкам Екатерины II. Вы угадали, что в первые же дни своего царствования он восстановил «жалованную грамоту дворянству и городам», освободил от наказаний и восстановил в правах репрессированных при Павле 1, упразднил «Тайную экспедицию, отменил пытки и телесные наказания для дворян». Начало правления Александра 1 отмечено попытками проведения либеральных реформ в области народного образования, в области государственного управления, в решении крестьянского вопроса. На основании текста учебника и предложенных документов необходимо сделать сообщения по следующему плану.
- Проект преобразований М.М. Сперанского (Приложение №4)
- Реформа в области государственного управления (Приложение №5)
- Реформы в области народного образования (Приложение №6)
- Крестьянский вопрос (Приложение №7)
а) работа в группах
б) внутри группы работа распределяется следующим образом: работа с учебником, работа с документами, обобщение, итоговое сообщение.
в) раскрыть содержание реформаторской деятельности в данной области государственной жизни.
г) соответствовали ли результаты реформ поставленным целям?
ИТОГ УРОКА
- Почему Александр 1 склонился к реформаторской деятельности?
- Было ли это требованием времени или его личным желанием?
- Готово ли было общество к восприятию этих перемен?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - сочинение на тему «Эра либерализма или игра в либерализм?».
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
27 05 2023 19:46:34
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
26 05 2023 8:56:50
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
25 05 2023 17:26:16
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
24 05 2023 7:15:40
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
23 05 2023 5:43:43
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
22 05 2023 9:13:18

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
21 05 2023 7:28:43

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
20 05 2023 21:26:22
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
19 05 2023 6:15:12
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
18 05 2023 16:59:43
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
17 05 2023 14:53:44
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
16 05 2023 12:39:43
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
15 05 2023 9:37:40
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
14 05 2023 15:40:34
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
13 05 2023 17:13:23
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
12 05 2023 14:44:48
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
11 05 2023 15:13:44
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться.
...
10 05 2023 23:30:35
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
09 05 2023 23:25:23
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
08 05 2023 13:54:18
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
07 05 2023 17:15:21
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
06 05 2023 0:20:43
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
05 05 2023 10:15:50
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
04 05 2023 5:16:11
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
03 05 2023 9:42:30

Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
02 05 2023 6:47:41
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
01 05 2023 12:19:48
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
30 04 2023 17:57:34
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
29 04 2023 5:56:37
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
28 04 2023 17:28:28
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
27 04 2023 20:43:41
Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова.
...
26 04 2023 6:43:17

Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
25 04 2023 16:51:48
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
24 04 2023 19:27:48
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
23 04 2023 17:11:38
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
22 04 2023 0:14:16
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
21 04 2023 16:19:44
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
20 04 2023 10:58:19
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
19 04 2023 13:43:47
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
18 04 2023 10:49:47
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
17 04 2023 0:33:47
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
16 04 2023 18:44:11

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
15 04 2023 3:17:34
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
14 04 2023 21:51:20
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
13 04 2023 22:41:52
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
12 04 2023 23:49:48
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
11 04 2023 8:40:35
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
10 04 2023 1:16:48
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
09 04 2023 9:10:26
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
08 04 2023 15:17:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::