Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"
Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах.
На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-пpaктикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса.
Это определило цели уроков:
- Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
- Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
- Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Задачи:
- Охаpaктеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
1) Формирование умений и навыков пpaктического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
- указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь:
- взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
- диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока:
- пpaктикум
Тип:
- урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
- беседа;
- социологический опрос;
- ранжирование;
- диспут;
9 класс
Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль.
Социальные гарантии».
Форма: пpaктическое занятие.
Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе.
Цель:
Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
Ход занятия:
Класс делится на 3 микрогруппы.
Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами;
Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители;
Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки.
Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли:
Микрогруппа № 1 – ученика;
Микрогруппа № 2 – родителя;
Микрогруппа № 3 – пассажира.
Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают:
Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация;
Микрогруппа № 2 – материальное положение;
Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение.
Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий:
Микрогруппа № 1 – детям;
Микрогруппа № 2 – неработающим;
Микрогруппа № 3 – пенсионерам.
Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад.
Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?
11 класс
Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение».
Форма: пpaктическое занятие.
Методы и приемы:
Беседа;
Диспут;
Социологический опрос;
Ранжирование.
Цели:
Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Ход занятия:
Опopными понятиями урока являются: статус, социальный статус, престиж, авторитет.
Предлагаю вам разделиться на 4 микрогруппы.
Задание № 1: Определите и аргументируйте, какое значение для социального статуса имеют такие компоненты как:
Микрогруппа № 1 – возраст и пол.
Микрогруппа № 2 – происхождение.
Микрогруппа № 3 – профессия.
Микрогруппа № 4 – семейное положение.
Обсуждение.
Задание № 2: Подумайте и ответьте на вопрос: Каковы пути повышения социального статуса в России? В странах запада? Ответ обоснуйте.
Задание № 3: Вам предлагается 10 профессий:
- банкир;
- экономист;
- юрист;
- врач;
- менеджер;
- милиционер;
- военный;
- пожарник;
- учитель;
- портной
Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования:
А) с учетом их значимости;
Б) с учетом престижности.
Есть профессии, престиж которых в каждый конкретный временной этап стоек и непоколебим. Раньше престижными были профессии инженеров, нефтяников, металлургов, товароведов. В свете сегодняшнего дня престижными стали профессии менеджеров, экономистов, дизайнеров и т.д.
Конечно, каждая из перечисленных профессий является важной, нужной и полезной. Однако, иногда, выбирающего профессию манит не сама работа, а броский внешний престиж, и это может в последствии привести к разочарованию. Кроме того, есть и еще один очень важный нюанс – престижная профессия провоцирует создание и расширение учебных мест в вузах, а как следствие перенасыщенность рынка труда и нереализованность профессиональных навыков. И в этом случае целесообразней выбирать профессию, в большей степени востребованную на рынке труда.
Результаты социологического опроса.
Итог урока:
- Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?
- Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль» личности.
Литература:
Учебно-методическая
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001.
- Лизинский В.М. Пpaктическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.
Психологическая
- Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. «Владос», 2003.
- Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
- Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
08 12 2023 18:51:24
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
07 12 2023 13:28:41
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
06 12 2023 20:49:33
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
05 12 2023 11:17:28
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
04 12 2023 18:44:36
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
03 12 2023 22:28:54
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
02 12 2023 21:39:39

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
01 12 2023 8:24:55
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
30 11 2023 5:54:49
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
29 11 2023 8:49:28
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
28 11 2023 17:38:20
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
27 11 2023 10:43:46
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
26 11 2023 12:59:41
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
25 11 2023 5:27:41
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
24 11 2023 11:39:34
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
23 11 2023 8:49:53
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
22 11 2023 3:46:15
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
21 11 2023 20:23:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
20 11 2023 14:54:17
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
19 11 2023 11:55:38
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
18 11 2023 10:46:41
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
17 11 2023 7:36:10
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
16 11 2023 17:19:35
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
15 11 2023 13:23:46
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
14 11 2023 1:53:51
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
13 11 2023 6:56:50
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
12 11 2023 1:16:16
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
11 11 2023 4:39:46
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
10 11 2023 13:41:29

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
09 11 2023 4:37:53
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
08 11 2023 13:54:45
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
07 11 2023 0:51:48
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
06 11 2023 7:28:15
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
05 11 2023 6:13:44
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
04 11 2023 1:32:51
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
03 11 2023 1:40:48
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
02 11 2023 3:24:34
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
01 11 2023 8:19:59
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
31 10 2023 17:54:57
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
30 10 2023 13:48:14
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
29 10 2023 2:29:59
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
28 10 2023 14:43:27
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
27 10 2023 21:36:49
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
26 10 2023 22:37:12
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность.
...
25 10 2023 9:54:35
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
24 10 2023 10:54:23
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
23 10 2023 8:22:20
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
22 10 2023 1:11:36
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
21 10 2023 2:51:37
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
20 10 2023 22:55:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::