Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль"
Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах.
На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-пpaктикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса.
Это определило цели уроков:
- Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
- Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
- Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Задачи:
- Охаpaктеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
1) Формирование умений и навыков пpaктического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
- указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь:
- взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
- диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока:
- пpaктикум
Тип:
- урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
- беседа;
- социологический опрос;
- ранжирование;
- диспут;
9 класс
Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль.
Социальные гарантии».
Форма: пpaктическое занятие.
Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе.
Цель:
Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
Ход занятия:
Класс делится на 3 микрогруппы.
Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами;
Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители;
Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки.
Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли:
Микрогруппа № 1 – ученика;
Микрогруппа № 2 – родителя;
Микрогруппа № 3 – пассажира.
Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают:
Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация;
Микрогруппа № 2 – материальное положение;
Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение.
Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий:
Микрогруппа № 1 – детям;
Микрогруппа № 2 – неработающим;
Микрогруппа № 3 – пенсионерам.
Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад.
Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?
11 класс
Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение».
Форма: пpaктическое занятие.
Методы и приемы:
Беседа;
Диспут;
Социологический опрос;
Ранжирование.
Цели:
Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Ход занятия:
Опopными понятиями урока являются: статус, социальный статус, престиж, авторитет.
Предлагаю вам разделиться на 4 микрогруппы.
Задание № 1: Определите и аргументируйте, какое значение для социального статуса имеют такие компоненты как:
Микрогруппа № 1 – возраст и пол.
Микрогруппа № 2 – происхождение.
Микрогруппа № 3 – профессия.
Микрогруппа № 4 – семейное положение.
Обсуждение.
Задание № 2: Подумайте и ответьте на вопрос: Каковы пути повышения социального статуса в России? В странах запада? Ответ обоснуйте.
Задание № 3: Вам предлагается 10 профессий:
- банкир;
- экономист;
- юрист;
- врач;
- менеджер;
- милиционер;
- военный;
- пожарник;
- учитель;
- портной
Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования:
А) с учетом их значимости;
Б) с учетом престижности.
Есть профессии, престиж которых в каждый конкретный временной этап стоек и непоколебим. Раньше престижными были профессии инженеров, нефтяников, металлургов, товароведов. В свете сегодняшнего дня престижными стали профессии менеджеров, экономистов, дизайнеров и т.д.
Конечно, каждая из перечисленных профессий является важной, нужной и полезной. Однако, иногда, выбирающего профессию манит не сама работа, а броский внешний престиж, и это может в последствии привести к разочарованию. Кроме того, есть и еще один очень важный нюанс – престижная профессия провоцирует создание и расширение учебных мест в вузах, а как следствие перенасыщенность рынка труда и нереализованность профессиональных навыков. И в этом случае целесообразней выбирать профессию, в большей степени востребованную на рынке труда.
Результаты социологического опроса.
Итог урока:
- Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?
- Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль» личности.
Литература:
Учебно-методическая
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001.
- Лизинский В.М. Пpaктическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.
Психологическая
- Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. «Владос», 2003.
- Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
- Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
10 06 2023 18:13:21
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 06 2023 16:54:35
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
08 06 2023 8:32:14
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
07 06 2023 8:52:15
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
06 06 2023 1:13:27
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
05 06 2023 14:42:32

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
04 06 2023 11:24:58
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
03 06 2023 10:57:13
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
02 06 2023 7:42:16
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
01 06 2023 1:58:44
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
31 05 2023 23:33:56
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
30 05 2023 21:13:48
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
29 05 2023 22:11:33
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
28 05 2023 9:39:15
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
27 05 2023 12:22:35

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
26 05 2023 16:37:14
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
25 05 2023 0:27:19
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
24 05 2023 19:33:38
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
23 05 2023 18:32:30
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
22 05 2023 15:13:27
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
21 05 2023 11:20:48
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
20 05 2023 2:35:23
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
19 05 2023 23:13:36
ТРКМ - технология ЛОП, востребованная объективным развитием общества. Основа ТРКМ - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. С помощью методов и приёмов ТРКМ формирует функциональные качества личности, носит деятельностный хаpaктер (от постановки учеником цели к её реализации). Она успешно реализуется (на примере данной работы). В режиме ТРКМ у учащихся постепенно складывается тип независимого, открытого, опирающегося на аргументы мышления (критическое мышление). Трудность - в неадаптированности текстов возрасту учащихся....
18 05 2023 0:52:25
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
17 05 2023 18:32:28
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
16 05 2023 7:11:31
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
15 05 2023 21:25:15
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
14 05 2023 21:37:30

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
13 05 2023 13:33:20
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
12 05 2023 5:25:27
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
11 05 2023 15:46:23
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
10 05 2023 20:44:46
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
09 05 2023 5:41:21
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
08 05 2023 21:43:36
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
07 05 2023 16:16:39
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
06 05 2023 12:30:12
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
05 05 2023 18:59:30
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
04 05 2023 0:49:58
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
03 05 2023 7:36:29
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
02 05 2023 4:27:30
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
01 05 2023 14:16:55
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
30 04 2023 0:12:10
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
29 04 2023 5:37:30
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
28 04 2023 19:37:10
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
27 04 2023 13:36:54
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
26 04 2023 23:56:53
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
25 04 2023 7:57:37
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
24 04 2023 7:54:17
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
23 04 2023 0:32:13
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
22 04 2023 7:50:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::