На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ
Цели урока:
- расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А.Столыпина;
- сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей;
- закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, слайд презентация “Аграрная реформа Столыпина”, “Состав III Государственной Думы”,
Литература:
1. П. А. Столыпин. “Нам нужна великая Россия”, стр.5-26.
2. С.Ш. Казиев “История России”, стр. 154-155.
4. Л.И. Семенникова “Россия в мировом сообществе цивилизаций”, стр.337-342.
5. Н.Н. Ионов “Российская цивилизация”, гл. 9, § 3.
I русская революция дала большой толчок развитию России по пути дальнейшей модернизации общества, развитию буржуазных отношений во всех сферах жизни общества. Россия постепенно сближалась по уровню социально-экономического и политического развития со странами Запада. Промышленный подъем 1909-1913 гг. способствовал дальнейшей индустриализации страны, однако в отличие от Запада развитие капитализма в России шло экстенсивным путем. Это объяснялось в первую очередь отсталостью сельского хозяйства, нищетой русской деревни. Процесс дальнейшей демократизации страны мог продолжаться лишь при условии проведения аграрной реформы. Ее осуществление было связано с именем главы российского правительства П.А. Столыпина.
В общих чертах эта реформа была подготовлена еще до революции С.Ю. Витте. В основе этой реформы было разрушение общины, установление частной собственности на землю, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Все должны были стать равноправными собственниками земли. С.Ю. Витте предлагал создать Всероссийский крестьянский банк для выдачи крестьянам ссуды и переселению их на неосвоенные земли. Эти предложения были одобрены правительством, но не утверждены царем. Нужны были уроки революции 1905-1907 года, чтобы царь понял “нeблагонадежность общины”. Действуя миром, крестьяне сожгли 1/6 часть помещичьих земель.
В 1906 г. Министром внутренних дел, а затем председателем Совета Министров становится П.А.Столыпин, который суть своей государственной деятельности определил словами: “Сначала успокоение, а потом реформы”. На успокоение были брошены все силы самодержавия. Были введены военно-полевые суды. Судопроизводство велось в течение 48 часов, при этом подчеркивалось, что cмepтный приговор применяется только к убийцам. На пpaктике только в 1907 году было казнено 1632 человека, а всего при Столыпине казнено 4 тыс. человек, на каторгу отправлено 70 тыс., число осужденных достигло 26 тыс., среди них не только революционеры, но и черносотенцы, участники еврейских погромов, агенты охранки. Такова цена “успокоения”, в котором немалую роль сыграл и лично П.А.Столыпин.
Затем глава правительства предложил России ряд реформ, основным девизом которых стало: “либеральные реформы и сильная власть”. На их осуществление требовалось не менее 20 лет, в течение которых Россия сможет догнать ведущие капиталистические страны. (Запись в тетрадь).
Это был комплекс реформ.
1. В политической сфере.
П.А. Столыпин был противником парламента в России, именно он был организатором разгона II Государственной Думы. Избегая бесконечных споров, он стремился проводить указы в чрезвычайном порядке, минуя Думу. В то же время признавал, что идти назад нельзя, это было бы ошибкой, надо считаться с Думой. Она была средством примирения царя с либералами, центром гласности, позволяющим открыто обсуждать и критиковать любые действия правительства. Дума была средством давления на царя и его министров, т.к. именно она контролировала бюджет страны. (Запись в тетрадь). Признание Думы законодательными органом позволяло бы говорить об окончательном становлении России на европейский путь развития, что очень важно для наиболее образованной части российского общества.
Политический авторитет П.А. Столыпина был связан именно с тем, что он смог найти общий язык с Думой, ожидающей от правительства проведения реформ. Укрепление позиций Думы затруднялось в первую очередь законом 3 июня 1907 г., нарушившим Манифест 17 октября. Дума не являлась полноценным народным представительством, не имела прочной опоры в обществе, была бессильна контролировать ситуацию в стране, если ее не поддержит самодержавие. Все это ставило Столыпина и сотрудничавшую с ним Думу в зависимость от царя.
Реформа политической системы предусматривала и изменения местного самоуправления и суда. (Запись в тетрадь). Согласно проекту империя должна была быть разделена на 11 губерний, где укреплялась власть губернаторов. Предполагалось упразднить земских начальников и лишить уездных предводителей дворянства административных функции, заменив их участковыми комиссарами, назначаемыми правительством, и начальниками уездного управления.
Планировалось создать административный суд, рассматривавший жалобы на должностных лиц. С жандармской полиции снималась обязанность ведения политических дознаний.
(Запись в тетрадь). На уголовный процесс допускалась защита, вводилась состязательность суда, условно-досрочное осуждение.
Вывод:
1) Какой вывод можно сделать на основании сказанного?
(Обсуждаем, записываем).
Реформы в политической жизни страны способствовали бы формированию гражданского общества. Россия смогла б превратиться в правовое государство.
Однако, проект представленный царю на рассмотрение в 1909 г., был им отложен.
2) Реформа в социальной сфере предусматривала защиту рабочих по старости, инвалидности, болезни. (Запись в тетрадь).
3) Проект реформы в образовании осуществлен не был, хотя он и предусматривал введение всеобщего начального образования для детей 8-12 лет бесплатно. Сельская буржуазия очень нуждалась в грамотности. (Запись в тетрадь).
4). В духовной сфере – свобода вероисповедания, веротерпимость, свобода совести, свобода проповеди, не преследовать переход в другую веру, облегчить положение староверов и т.д. Предполагалось ликвидировать черту оседлости для евреев, создать Министерство по делам национальностей.
5). В комплексе всех реформ главное внимание уделялось аграрной реформе. Указ от 9 ноября 1906 г. положил начало ее проведению, затем он был принят как закон 10 июня 1910 г. П.А. Столыпин очень хорошо представлял цель реформы: ввести частную собственность на землю, (запись в тетрадь).
(Работа с историческими документами на слайд-презентации).
1) Какая главная цель аграрной реформы отражена в речи Столыпина? (запись в тетрадь).
“Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности, создание мелкой, личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования ~~ вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами бытия русской державы”.
П.А.Столыпин “Нам нужна великая Россия”, стр. 45-46.
2) Как эта цель отражена в указе от 9 ноября 1906 года?
“Каждый домохозяин, владеющий надежной землей на общинном праве, может во всякое время потребовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли”.
Суть указа – разрушение общины и насаждение слоя зажиточных крестьян-фермеров.
3) Что для этого предлагал Столыпин?
(Обсуждение, запись в таблицу: левая часть).
1. обеспечить свободный выход крестьян из общины с закреплением надела земли в частную собственность (хутор, отруб).
4). Что такое хутор?
– крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной, при этом крестьянин часто уезжал из деревни.
5). Что такое отруб?
– участок земли, полученный крестьянином, выходящим из общины в одном месте, при этом крестьянин оставался в деревне.
2. Желающие безземельные крестьяне могут переселяться на свободные земли Сибири, Казахстана, Алтая. При этом они из бюджета получают государственную помощь 200 руб. на семью, освобождаются от налогов, получают землю по 15 га на главу семьи и 45 га на члeнов семьи.
6). С какими трудностями встречались крестьяне в этом случае? (Обсуждение).
– неизведанный путь;
– отношения с местным населением;
– отсутствие техники для обработки новых земель;
– отсутствие настоящей заботы со стороны государства.
3. Для проведения аграрной реформы создавался Крестьянский банк.
Было выделено 9 млн. десятин государственной земли, закуплено несколько млн. десятин у частных владельцев. За 1906-13 г. – было выделено 1,5 млрд. рублей.
7). Как вы думаете, могли ли эти меры правительства решить аграрный вопрос?
– нет, т.к. существовало помещичье землевладение, оно оставалось нетронутым.
8). Что означала аграрная реформа в деревне?
Работа с документом.
“ Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технико-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание”.
В.Г. Сироткин, ж. “Вопросы истории”, № 6, 1990.
– Она означала революцию, т.к. она меняла весь уклад жизни крестьян, их психологию.
9). Какова роль общины в деревне?
– крестьянин-общинник не хотел терять связи с общиной, рассуждая: как-никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру -детишек пригреет община. А кто поможет на хуторе?
Вывод: Крестьяне привержены общинному коллективизму.
10). Назовите последствия аграрной реформы Столыпина.
(Работа с таблицей. Обсуждение, запись).
Аграрная реформа Столыпина.
Цели реформы | Итоги реформы |
1 . Создание социальной опоры самодержавия – крестьян-собственников (фермеров, хуторян, отрубников). | 1 . 1 0% крестьян перешли на отруба и хутора. |
уа из них получили согласие общины, 3/4 -получили надел от царской администрации, 52% крестьян, получив землю, продали ее и ушли в город. Не удалось создать широкий слой крестьян фермеров. | |
2. Преодолеть отсталость деревни, ликвидировав феодально-крепостнические пережитки (общину). | 2. Вышло из общины 25% крестьян. |
Для бедных – это защита, богатые становились в положение изгоя. Крестьяне громили хутора и отруба, восстанавливали общину. Община сохранялась. | |
3. Решить проблему малоземелья крестьян. | 3. За 10 лет переселилось в Сибирь 3 млн. крестьян, из них половина вернулась обратно. Решить вопрос о земле не удалось.(Запись). |
4. Подавить революционное движение крестьян центральных районов. | 4. К 1910 г. оживилось вновь крестьянское движение, оно было частью революционного движение в России. |
Несмотря на все сложности при проведении реформы, в целом она развивалась успешно. Общий импульс, приданный аграрному сектору столыпинской реформой, был настолько мощным, что он начал изменять как психологию крестьян, так и правительственных кругов, способствовал подъему профессионализма и прагматизма.
Значение аграрной реформы.
(Обсуждение и запись в тетрадь).
1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения.
– рост посевных площадей;
– сбор зерна увеличился к!915г. в!,7 раза;
– увеличился экспорт хлеба за счет фермеров: к 1912 г. 15,5 млн. т в год. Запас хлеба к 1914 г. был 900 млн. пудов.
– Появились первые тpaкторы, комбайны.
2. Наблюдался рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины.
11). Как отнеслись к реформам различные политические силы страны? (Обсуждаем).
Отношение к реформам Столыпина.
Либералы: Приспосабливались, главная цель не экономические реформы, а расширение прав Думы,
Революционные силы:
Эсеры – не принимали реформу, стремились удержать зажиточных крестьян под своим влиянием;
Социал-демократы– не принимали, т.к. были за ликвидацию помещичьего землевладения.
Консерваторы-монархисты: переживали период раскола; одни поддерживали, другие выступали за сохранение общины.
Учитель:
Царизм не мог опираться ни на одну из общественных сил. Он не мог даже управлять правительством, т.к. чувствовал себя зависимым от Думы. Основным принципом его политики стало лавирование между силами, готовыми идти с ним на компромисс. Для этого был издан такой избирательный закон, который не обеспечивал бы в Думе большинство оппозиционным силам.
Этот план удался.
Состав и деятельность III Думы.
В III Государственной Думе осенью 1905 г. большинство получили октябристы. Состав III Думы. (см. презентацию)
Выводы:
Октябристы господствовать в Думе не могли, им нужно было сотрудничать либо с правыми, либо с кадетами и трудовиками. Такая система мешала проведению либерально-демократических реформ. Царь опирался либо на дворян и крестьян, либо на буржуазию. Это создавало видимость работы Думы, которая приняла реформы Столыпина, но в то же время мешала проведению их в жизнь.
Учитель:
В итоге из 43 проектов реформ, удалось провести лишь 9. После разгрома революции царизму и эти реформы казались лишними.
Осенью 1910 г. стало ясно, что реформы не идут. Появились первые признаки оживления оппозиционной борьбы.
Началось студенческое движение, главное требование которого -отмена cмepтной казни; усилилась борьба большевиков и других революционных партий, активизировалось национально-освободительное движение, мощным толчком к росту оппозиции стал Ленский расстрел 1912 г.
Крайне правые в Думе оказывали давление на императора с целью подтолкнуть его к государственному перевороту и упразднению Государственной Думы.
1 сентября 1911 г. в Киеве был cмepтельно ранен П.А. Столыпин.
Некролог в газете “Новое время”, стр. 24-26, “Нам нужна великая Россия”.
История не дала П.А. Столыпину 20 лет покоя. Правительство не поддержало его реформы. Новый премьер-министр В.Н. Коковцов отказался от продолжения реформ. Происходит серия политических скандалов, в основе которых лежит служебная нечистоплотность должностных лиц. Главной мишенью гнева либералов стал Г. Распутин, который приобрел огромное влияние при дворе. С его именем связано начало разложения русской общественности, падения авторитета царской власти и даже начало революции. Ни о какой правительственной программе реформ речи уже не было. Центральные фpaкции IV Думы были не в состоянии сплотиться и выработать определенную позицию.
Третьиюньская государственная Дума превращалась в один из факторов нестабильности общества, ускоряя политический и социальный взрыв в стране. Созданный Столыпиным режим политической власти стал быстро разлагаться. Самодержавие уже имело мало шансов на существование. Война остановила реформы, истощила силы страны и породила массовый социальный протест.
Буржуазные реформы оказались незавершенными, были потеряны все возможности для реформирования страны и перехода на западный путь развития.
Закрепление:
1. Каковы основные черты столыпинской аграрной реформы?
– владение излишками земли, оплаченными по выкупной цене;
– частичная конфискация помещичьих земель;
– организация переселенческого движения;
– открытие крестьянского банка;
– выделение отрубов;
– конфискация помещичьих земель;
– выселение на хутора;
– разрешение крестьянского землевладения.
Подведение итогов, выставление оценок.
Презентация
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 5:46:49
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 18:51:53
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 2:13:12
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 11:32:52
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 4:34:21
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 12:13:26
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 1:28:44
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 12:34:30
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 11:54:26
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 20:24:30
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 5:50:23
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 2:11:31
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 15:24:43
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 14:34:47
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 21:41:59
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 7:58:55
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 16:51:44
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 21:39:51
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 18:39:47
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 4:36:41
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 14:28:59
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 19:15:46
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 11:30:30
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 1:23:42
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 5:29:17
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 21:42:23
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 17:19:24
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 3:19:57
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 17:25:53
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 11:51:52
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 2:44:15
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 19:53:21
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 21:31:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 4:54:17
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 13:39:36
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 3:47:44
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 12:24:36
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 20:35:27
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 10:35:37
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 5:13:44
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 0:16:51
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 0:17:39
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 12:50:58
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 0:15:37
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 14:59:26
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 19:27:26
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 5:33:38
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 23:18:16
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 20:32:37
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 11:52:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::