На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ
Цели урока:
- расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А.Столыпина;
- сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей;
- закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
- пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
Оборудование: портрет П.А.Столыпина, слайд презентация “Аграрная реформа Столыпина”, “Состав III Государственной Думы”,
Литература:
1. П. А. Столыпин. “Нам нужна великая Россия”, стр.5-26.
2. С.Ш. Казиев “История России”, стр. 154-155.
4. Л.И. Семенникова “Россия в мировом сообществе цивилизаций”, стр.337-342.
5. Н.Н. Ионов “Российская цивилизация”, гл. 9, § 3.
I русская революция дала большой толчок развитию России по пути дальнейшей модернизации общества, развитию буржуазных отношений во всех сферах жизни общества. Россия постепенно сближалась по уровню социально-экономического и политического развития со странами Запада. Промышленный подъем 1909-1913 гг. способствовал дальнейшей индустриализации страны, однако в отличие от Запада развитие капитализма в России шло экстенсивным путем. Это объяснялось в первую очередь отсталостью сельского хозяйства, нищетой русской деревни. Процесс дальнейшей демократизации страны мог продолжаться лишь при условии проведения аграрной реформы. Ее осуществление было связано с именем главы российского правительства П.А. Столыпина.
В общих чертах эта реформа была подготовлена еще до революции С.Ю. Витте. В основе этой реформы было разрушение общины, установление частной собственности на землю, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Все должны были стать равноправными собственниками земли. С.Ю. Витте предлагал создать Всероссийский крестьянский банк для выдачи крестьянам ссуды и переселению их на неосвоенные земли. Эти предложения были одобрены правительством, но не утверждены царем. Нужны были уроки революции 1905-1907 года, чтобы царь понял “нeблагонадежность общины”. Действуя миром, крестьяне сожгли 1/6 часть помещичьих земель.
В 1906 г. Министром внутренних дел, а затем председателем Совета Министров становится П.А.Столыпин, который суть своей государственной деятельности определил словами: “Сначала успокоение, а потом реформы”. На успокоение были брошены все силы самодержавия. Были введены военно-полевые суды. Судопроизводство велось в течение 48 часов, при этом подчеркивалось, что cмepтный приговор применяется только к убийцам. На пpaктике только в 1907 году было казнено 1632 человека, а всего при Столыпине казнено 4 тыс. человек, на каторгу отправлено 70 тыс., число осужденных достигло 26 тыс., среди них не только революционеры, но и черносотенцы, участники еврейских погромов, агенты охранки. Такова цена “успокоения”, в котором немалую роль сыграл и лично П.А.Столыпин.
Затем глава правительства предложил России ряд реформ, основным девизом которых стало: “либеральные реформы и сильная власть”. На их осуществление требовалось не менее 20 лет, в течение которых Россия сможет догнать ведущие капиталистические страны. (Запись в тетрадь).
Это был комплекс реформ.
1. В политической сфере.
П.А. Столыпин был противником парламента в России, именно он был организатором разгона II Государственной Думы. Избегая бесконечных споров, он стремился проводить указы в чрезвычайном порядке, минуя Думу. В то же время признавал, что идти назад нельзя, это было бы ошибкой, надо считаться с Думой. Она была средством примирения царя с либералами, центром гласности, позволяющим открыто обсуждать и критиковать любые действия правительства. Дума была средством давления на царя и его министров, т.к. именно она контролировала бюджет страны. (Запись в тетрадь). Признание Думы законодательными органом позволяло бы говорить об окончательном становлении России на европейский путь развития, что очень важно для наиболее образованной части российского общества.
Политический авторитет П.А. Столыпина был связан именно с тем, что он смог найти общий язык с Думой, ожидающей от правительства проведения реформ. Укрепление позиций Думы затруднялось в первую очередь законом 3 июня 1907 г., нарушившим Манифест 17 октября. Дума не являлась полноценным народным представительством, не имела прочной опоры в обществе, была бессильна контролировать ситуацию в стране, если ее не поддержит самодержавие. Все это ставило Столыпина и сотрудничавшую с ним Думу в зависимость от царя.
Реформа политической системы предусматривала и изменения местного самоуправления и суда. (Запись в тетрадь). Согласно проекту империя должна была быть разделена на 11 губерний, где укреплялась власть губернаторов. Предполагалось упразднить земских начальников и лишить уездных предводителей дворянства административных функции, заменив их участковыми комиссарами, назначаемыми правительством, и начальниками уездного управления.
Планировалось создать административный суд, рассматривавший жалобы на должностных лиц. С жандармской полиции снималась обязанность ведения политических дознаний.
(Запись в тетрадь). На уголовный процесс допускалась защита, вводилась состязательность суда, условно-досрочное осуждение.
Вывод:
1) Какой вывод можно сделать на основании сказанного?
(Обсуждаем, записываем).
Реформы в политической жизни страны способствовали бы формированию гражданского общества. Россия смогла б превратиться в правовое государство.
Однако, проект представленный царю на рассмотрение в 1909 г., был им отложен.
2) Реформа в социальной сфере предусматривала защиту рабочих по старости, инвалидности, болезни. (Запись в тетрадь).
3) Проект реформы в образовании осуществлен не был, хотя он и предусматривал введение всеобщего начального образования для детей 8-12 лет бесплатно. Сельская буржуазия очень нуждалась в грамотности. (Запись в тетрадь).
4). В духовной сфере – свобода вероисповедания, веротерпимость, свобода совести, свобода проповеди, не преследовать переход в другую веру, облегчить положение староверов и т.д. Предполагалось ликвидировать черту оседлости для евреев, создать Министерство по делам национальностей.
5). В комплексе всех реформ главное внимание уделялось аграрной реформе. Указ от 9 ноября 1906 г. положил начало ее проведению, затем он был принят как закон 10 июня 1910 г. П.А. Столыпин очень хорошо представлял цель реформы: ввести частную собственность на землю, (запись в тетрадь).
(Работа с историческими документами на слайд-презентации).
1) Какая главная цель аграрной реформы отражена в речи Столыпина? (запись в тетрадь).
“Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности, создание мелкой, личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования ~~ вот задачи, осуществление которых правительство считает вопросами бытия русской державы”.
П.А.Столыпин “Нам нужна великая Россия”, стр. 45-46.
2) Как эта цель отражена в указе от 9 ноября 1906 года?
“Каждый домохозяин, владеющий надежной землей на общинном праве, может во всякое время потребовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли”.
Суть указа – разрушение общины и насаждение слоя зажиточных крестьян-фермеров.
3) Что для этого предлагал Столыпин?
(Обсуждение, запись в таблицу: левая часть).
1. обеспечить свободный выход крестьян из общины с закреплением надела земли в частную собственность (хутор, отруб).
4). Что такое хутор?
– крестьянское хозяйство, окончательно порвавшее с общиной, при этом крестьянин часто уезжал из деревни.
5). Что такое отруб?
– участок земли, полученный крестьянином, выходящим из общины в одном месте, при этом крестьянин оставался в деревне.
2. Желающие безземельные крестьяне могут переселяться на свободные земли Сибири, Казахстана, Алтая. При этом они из бюджета получают государственную помощь 200 руб. на семью, освобождаются от налогов, получают землю по 15 га на главу семьи и 45 га на члeнов семьи.
6). С какими трудностями встречались крестьяне в этом случае? (Обсуждение).
– неизведанный путь;
– отношения с местным населением;
– отсутствие техники для обработки новых земель;
– отсутствие настоящей заботы со стороны государства.
3. Для проведения аграрной реформы создавался Крестьянский банк.
Было выделено 9 млн. десятин государственной земли, закуплено несколько млн. десятин у частных владельцев. За 1906-13 г. – было выделено 1,5 млрд. рублей.
7). Как вы думаете, могли ли эти меры правительства решить аграрный вопрос?
– нет, т.к. существовало помещичье землевладение, оно оставалось нетронутым.
8). Что означала аграрная реформа в деревне?
Работа с документом.
“ Главная трудность проведения столыпинской аграрной реформы коренилась не столько в технико-землемерных проблемах, сколько в коллективистской психологии крестьянства. Большинство крестьян не умели действовать единолично, по-фермерски, на свой страх и риск и боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание”.
В.Г. Сироткин, ж. “Вопросы истории”, № 6, 1990.
– Она означала революцию, т.к. она меняла весь уклад жизни крестьян, их психологию.
9). Какова роль общины в деревне?
– крестьянин-общинник не хотел терять связи с общиной, рассуждая: как-никак без сенокосилки проживу, а надорвусь и помру -детишек пригреет община. А кто поможет на хуторе?
Вывод: Крестьяне привержены общинному коллективизму.
10). Назовите последствия аграрной реформы Столыпина.
(Работа с таблицей. Обсуждение, запись).
Аграрная реформа Столыпина.
Цели реформы | Итоги реформы |
1 . Создание социальной опоры самодержавия – крестьян-собственников (фермеров, хуторян, отрубников). | 1 . 1 0% крестьян перешли на отруба и хутора. |
уа из них получили согласие общины, 3/4 -получили надел от царской администрации, 52% крестьян, получив землю, продали ее и ушли в город. Не удалось создать широкий слой крестьян фермеров. | |
2. Преодолеть отсталость деревни, ликвидировав феодально-крепостнические пережитки (общину). | 2. Вышло из общины 25% крестьян. |
Для бедных – это защита, богатые становились в положение изгоя. Крестьяне громили хутора и отруба, восстанавливали общину. Община сохранялась. | |
3. Решить проблему малоземелья крестьян. | 3. За 10 лет переселилось в Сибирь 3 млн. крестьян, из них половина вернулась обратно. Решить вопрос о земле не удалось.(Запись). |
4. Подавить революционное движение крестьян центральных районов. | 4. К 1910 г. оживилось вновь крестьянское движение, оно было частью революционного движение в России. |
Несмотря на все сложности при проведении реформы, в целом она развивалась успешно. Общий импульс, приданный аграрному сектору столыпинской реформой, был настолько мощным, что он начал изменять как психологию крестьян, так и правительственных кругов, способствовал подъему профессионализма и прагматизма.
Значение аграрной реформы.
(Обсуждение и запись в тетрадь).
1. Рост сельского производства и улучшение культуры землевладения.
– рост посевных площадей;
– сбор зерна увеличился к!915г. в!,7 раза;
– увеличился экспорт хлеба за счет фермеров: к 1912 г. 15,5 млн. т в год. Запас хлеба к 1914 г. был 900 млн. пудов.
– Появились первые тpaкторы, комбайны.
2. Наблюдался рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян-бедняков из общины.
11). Как отнеслись к реформам различные политические силы страны? (Обсуждаем).
Отношение к реформам Столыпина.
Либералы: Приспосабливались, главная цель не экономические реформы, а расширение прав Думы,
Революционные силы:
Эсеры – не принимали реформу, стремились удержать зажиточных крестьян под своим влиянием;
Социал-демократы– не принимали, т.к. были за ликвидацию помещичьего землевладения.
Консерваторы-монархисты: переживали период раскола; одни поддерживали, другие выступали за сохранение общины.
Учитель:
Царизм не мог опираться ни на одну из общественных сил. Он не мог даже управлять правительством, т.к. чувствовал себя зависимым от Думы. Основным принципом его политики стало лавирование между силами, готовыми идти с ним на компромисс. Для этого был издан такой избирательный закон, который не обеспечивал бы в Думе большинство оппозиционным силам.
Этот план удался.
Состав и деятельность III Думы.
В III Государственной Думе осенью 1905 г. большинство получили октябристы. Состав III Думы. (см. презентацию)
Выводы:
Октябристы господствовать в Думе не могли, им нужно было сотрудничать либо с правыми, либо с кадетами и трудовиками. Такая система мешала проведению либерально-демократических реформ. Царь опирался либо на дворян и крестьян, либо на буржуазию. Это создавало видимость работы Думы, которая приняла реформы Столыпина, но в то же время мешала проведению их в жизнь.
Учитель:
В итоге из 43 проектов реформ, удалось провести лишь 9. После разгрома революции царизму и эти реформы казались лишними.
Осенью 1910 г. стало ясно, что реформы не идут. Появились первые признаки оживления оппозиционной борьбы.
Началось студенческое движение, главное требование которого -отмена cмepтной казни; усилилась борьба большевиков и других революционных партий, активизировалось национально-освободительное движение, мощным толчком к росту оппозиции стал Ленский расстрел 1912 г.
Крайне правые в Думе оказывали давление на императора с целью подтолкнуть его к государственному перевороту и упразднению Государственной Думы.
1 сентября 1911 г. в Киеве был cмepтельно ранен П.А. Столыпин.
Некролог в газете “Новое время”, стр. 24-26, “Нам нужна великая Россия”.
История не дала П.А. Столыпину 20 лет покоя. Правительство не поддержало его реформы. Новый премьер-министр В.Н. Коковцов отказался от продолжения реформ. Происходит серия политических скандалов, в основе которых лежит служебная нечистоплотность должностных лиц. Главной мишенью гнева либералов стал Г. Распутин, который приобрел огромное влияние при дворе. С его именем связано начало разложения русской общественности, падения авторитета царской власти и даже начало революции. Ни о какой правительственной программе реформ речи уже не было. Центральные фpaкции IV Думы были не в состоянии сплотиться и выработать определенную позицию.
Третьиюньская государственная Дума превращалась в один из факторов нестабильности общества, ускоряя политический и социальный взрыв в стране. Созданный Столыпиным режим политической власти стал быстро разлагаться. Самодержавие уже имело мало шансов на существование. Война остановила реформы, истощила силы страны и породила массовый социальный протест.
Буржуазные реформы оказались незавершенными, были потеряны все возможности для реформирования страны и перехода на западный путь развития.
Закрепление:
1. Каковы основные черты столыпинской аграрной реформы?
– владение излишками земли, оплаченными по выкупной цене;
– частичная конфискация помещичьих земель;
– организация переселенческого движения;
– открытие крестьянского банка;
– выделение отрубов;
– конфискация помещичьих земель;
– выселение на хутора;
– разрешение крестьянского землевладения.
Подведение итогов, выставление оценок.
Презентация
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
28 03 2024 13:58:25
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
27 03 2024 15:36:48
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
26 03 2024 21:57:24
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
25 03 2024 11:42:25
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
24 03 2024 12:44:59
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
23 03 2024 21:31:14
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
22 03 2024 9:44:38
Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
21 03 2024 13:58:39
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
20 03 2024 8:29:44
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
19 03 2024 10:18:32
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
18 03 2024 4:56:42
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения. ...
17 03 2024 12:39:47
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
16 03 2024 22:52:53
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
15 03 2024 19:34:48
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
14 03 2024 1:38:19
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
13 03 2024 15:18:22
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
12 03 2024 23:47:44
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения. ...
11 03 2024 21:55:29
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
10 03 2024 9:49:56
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
09 03 2024 7:10:45
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
08 03 2024 0:10:27
Данный урок проходит по образцу телевизионных передач КВН и "Что? Где? Когда?". Участвуя в конкурсах и отвечая на вопросы, ученики знакомятся с данной темой....
07 03 2024 21:37:31
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире. ...
06 03 2024 0:37:34
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
05 03 2024 14:53:13
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
04 03 2024 3:33:11
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
03 03 2024 5:27:39
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
02 03 2024 8:34:46
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
01 03 2024 6:14:55
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
29 02 2024 7:45:19
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
28 02 2024 23:20:17
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
27 02 2024 20:11:49
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
26 02 2024 2:18:30
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
25 02 2024 3:43:11
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
24 02 2024 15:48:18
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
23 02 2024 18:53:25
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
22 02 2024 0:55:18
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
21 02 2024 4:25:16
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
20 02 2024 12:46:56
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
19 02 2024 13:24:39
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
18 02 2024 4:12:24
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
17 02 2024 20:59:19
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
16 02 2024 19:58:10
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
15 02 2024 0:57:46
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
14 02 2024 23:35:38
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
13 02 2024 8:17:10
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
12 02 2024 7:32:19
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
11 02 2024 1:47:40
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского: 1) Принципы дидактической эвристики: - создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся; - принцип образовательного приращения ученика; - принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования. 2) Структура урока когнитивного типа. 3) Методы эвристического обучения. ...
10 02 2024 10:53:26
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
09 02 2024 23:22:20
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
08 02 2024 20:39:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::