Урок музейной грамоты
Цели и задачи:
- познакомить учащихся со школьным историко-краеведческим музеем, его наиболее интересными документальными свидетельствами;
- научить пользоваться музейной терминологией: экспонат, музей, исторический источник, экскурсовод, реставратор;
- воспитывать чувство любви к своей малой Родине – селу Алакуртти
Оборудование: экспонаты школьного музея.
Ход занятия.
Учитель: “Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок музейной грамоты. Его мы проводим в историко-краеведческом музее МОУ СОШ № 3 села Алакуртти. Мне помогают мои помощники: экскурсоводы, архивариус, реставратор.
А знаете ли вы, что такое музей? А какие бывают музеи?
Архивариус, не поможете ли вы нам?
Архивариус: “Музей (от латинского museum, от греческого “мусеойн” – “храм муз”) научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев: естественно – научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие”.
Учитель: “Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого”.
Показываю иллюстрации музеев.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя.Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?...
Вслед за А.С.Пушкиным при изучении каждого предмета мы задаём вопросы: “Что? Где? Когда? Кто?” Именно в музее мы стараемся получить ответы на все эти вопросы.
Наш историко – краеведческий музей села Алакуртти был открыт в 1998 году. Основой для его создания послужил материал, накопленный в школе. Экспонаты музея рассказывают нам об истории нашей малой Родины села Алакуртти”.
Экскурсовод: “История села уходит в глубь веков. В книге финна Тутсона Коямоты сообщается о старейшей “династии”, родословная которой начинается с 1600. Алакуртти – старинное финское село. Название Алакуртти. По данным финского жителя Пааво Хаутала, происходит от названия местности, где с середины 17 века поселился со своей семьёй землевладелец по фамилии Куртти. Его потомки селились, затем вдоль реки Тунсайоки и соответственно районы их расселения назывались Юли – куртти (Верхнее Куртти) и Алакуртти (Нижнее Куртти). Существует ещё несколько версий происхождения этого слова. Одна из них такова, что Алакуртти долина рос. Местность до 1940 принадлежала одной из самых крупных в губернии Лани общин – Сале. Население в большинстве своём занималось сельским хозяйством, лесозаготовительными работами, рыбной ловлей. Небольшой объём лесозаготовительных работ объясняется главным образом большой оторванностью от основных магистралей Финляндии. Крестьяне выращивали неплохие урожаи. В большинстве своём население жило хуторами. В среднем каждая семья имела 20-30 коров, до 20 овец и 60–70 оленей. До 1939 года в селе проживало 550–570 человек”.
Учитель: “История нашего края во многом связана с историей нашей страны, с её далёкими, и подчас героическими событиями”.
Экскурсовод: “ Следующая экспозиция рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, на Кандалакшском направлении. Вы видите карту “ Ход военных действий”, периодизацию военных событий на Кандалакшском направлении. На стенде расположены фотографии героев Советского Союза: Грязнова, Кузнецова, Данилова – их именами названы улицы села Алакуртти; фотографии “экипажа братьев Поповых”, чьи останки были торжественно захоронены 9 мая 1985 года. С тех пор на правом берегу реки Тунтсайоки возвышается памятник “Взлетали, чтобы победить”. Здесь же расположены находки члeнов групп “Поиск”, “Верман”.
Учитель: “О далёком прошлом нам рассказывают экспонаты нашего музея – исторические источники. Ребята, а что такое исторические источники? Архивариус помогите нам”.
Архивариус: “Исторические источники – любой остаток старины кусочек одежды и жилища, украшения, монеты, предметы повседневного быта”.
Учитель: “О далёком прошлом нам рассказывают экспонаты нашего музея, многие из них переданы поисковиками, жителями села. Слово нашему реставратору”.
Реставратор: “Ручной пулемёт Дегтярёва, пулемёт Максим, немецкий автомат Пк – 40, восстановленная немецкая каска, остатки газеты “На страже Родины”, осколки авиационных бомб – вот некоторые экспонаты, переданные поисковиками.
Перед вами фотографии Шумилова, Солодина – героев, чьи имена увековечили учащиеся нашей школы, они подарены родственниками героев.
Учитель: “Музеи хранят, собирают, изучают и показывают памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. Научно – вспомогательный фонд нашего музея ежегодно пополняется. Интересные находки группы “Верман”. Исследовательские работы учащихся нашей школы. Перед вами выставка работ призёров, победителей различных конкурсов”.
Экскурсовод: “Одна из самых больших экспозиций рассказывает об истории школы. C 1953 года алакуртинская школа открывает двери для учеников. На стенде расположены фотографии, трогательные подарки выпускников, пионерские атрибуты. В 2001-м году школе № 3 было присвоено имя Андрея Анатольевича Завитухина, а школе № 17 – Алексея Юрьевича Кириллина в честь подвига экипажа вертолёта МИ-24 в Чеченской республике. На высоте 2400 метров вертолёт МИ – 8 со спасателями на борту попал под шквальный огонь ЗПУ. Экипаж майора Завитухина А.А. энергичным маневром направил свой вертолёт в зону огня, прикрыв собой, вертолёт МИ – 8 и тем самым дал ему выйти из зоны поражения. Получив значительные повреждения, экипаж вертолёта МИ – 24 до конца управлял машиной и направил её на одну из зенитных установок. На стенде представлены фотографии героев, личные вещи”.
Учитель: “На сегодняшнем занятии мы с вами говорили об истории нашей малой Родины – села Алакуртти. Вспомните:
– версии происхождения названия села;
– дату появления первых жителей села;
– имена героев Вов, чьи имена носят улицы села.
Учитель: Музеи учат нас быть добрее, справедливее. Я думаю, что “ Золотые правила” помогут вам в этом.
“Золотые правила”:
1. Береги своё достоинство.
2.Береги достоинство другого!
3.Весь мир – музей. Береги предметный мир, и
особенно музейные предметы!
4. Не будь вандалом!
5. Почитай своих предков!
6. Познай самого себя!
7. Умей прощать!
8. Передай добро по кругу!
9. Культура даёт человеку счастье.
10. Будь носителем культуры!
“Золотые правила для педагогов”:
1.Что дороже всего на свете?
Человеческие отношения?
2. Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их
тропой исканий.
3.Счастье – это когда все лучшие стороны твоей
личности передаются ребёнку.
4. Чтоб был талантливый ребёнок.
В музей неси его с пеленок!
Чтоб дело наше шло быстрей,
Музей учи учителей!
5. “Во всём, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так и поступайте и вы с ними”. (
Матф., 7:12.)
6. “Сопереживанию надо учить… как учат детей
делать первые самостоятельные шаги”.
(В.А.Сухомлинский)
7. “Главной заботой государства, власти должна
быть не химера национальной идеи, а культура…
Вне культуры существование человечества на
планете лишается смысла”. (Д.С.Лихачёв)
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
18 03 2024 21:59:24
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
17 03 2024 5:23:51
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
16 03 2024 12:53:13
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
15 03 2024 4:22:10
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
14 03 2024 7:24:17
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
13 03 2024 8:54:16
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
12 03 2024 8:24:34
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
11 03 2024 7:12:32
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
10 03 2024 20:11:19
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...
09 03 2024 3:10:16
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
08 03 2024 13:15:25
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...
07 03 2024 14:36:52
Урок истории в 8-м классе по теме «Русская живопись второй половины XIX века» развивает у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре. Учащимся предлагается совершить виртуальную экскурсию по картинной галерее художников-передвижников. Почти каждый ученик класса в ходе урока выступает в роли экскурсовода и посетителя выставки. В течение урока происходит знакомство учащихся с творчеством Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана....
06 03 2024 11:40:34
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
05 03 2024 16:40:43
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
04 03 2024 12:49:33
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
03 03 2024 15:17:37
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента. ...
02 03 2024 20:22:27
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
01 03 2024 7:20:14
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
29 02 2024 2:34:28
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
28 02 2024 14:53:17
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим. ...
27 02 2024 0:18:45
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
26 02 2024 11:51:22
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
25 02 2024 23:57:39
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
24 02 2024 3:34:40
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
23 02 2024 6:59:46
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
22 02 2024 21:40:16
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
21 02 2024 20:26:21
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
20 02 2024 5:12:36
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
19 02 2024 0:22:50
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
18 02 2024 19:44:49
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
17 02 2024 20:40:32
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
16 02 2024 20:52:40
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
15 02 2024 3:48:25
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...
14 02 2024 21:57:33
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
13 02 2024 0:34:17
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
12 02 2024 16:42:24
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
11 02 2024 22:19:39
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
10 02 2024 9:20:52
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
09 02 2024 18:14:45
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
08 02 2024 7:36:44
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
07 02 2024 18:10:12
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
06 02 2024 0:11:49
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
05 02 2024 8:56:53
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
04 02 2024 21:28:59
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
03 02 2024 0:58:50
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
02 02 2024 5:51:12
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
01 02 2024 23:38:38
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
31 01 2024 11:30:20
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...
30 01 2024 18:23:28
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
29 01 2024 21:17:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::