Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)
Я знаю свой
жребий… Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Ф. Ницше |
…человек
вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как
неукротимое стремление к совершенствованию, к
истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога. М. Горький |
Цели:
- дать представление о философских идеях Ф. Ницше и показать их влияние на общественное сознание литературной России;
- развитие у учащихся критического, сравнительно-исторического и ассоциативного мышления; совершенствование навыков анализа текста;
- помочь учащимся осознать губительное и разрушительное воздействие идеи “сверхчеловека” на формирование личности, показать трагизм личности Ницше и Горького.
Форма урока: интегрированный урок истории и литературы.
Оборудование: портреты и фотографии, цитатный ряд Ницше и Горького, тексты произведений Горького и фрагменты из тpaктата “Так говорил Заратустра” Ницше.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя истории и литературы
Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы
столь противоречивые оценки и споры, как имя
Фридриха Ницше. Одни считают его гениальным
провидцем, предрекшим судьбу человечества в XX
веке. Другие – основоположником самой
чудовищной идеологии XX века, фашизма.
Что определило столь разную оценку его
творчества, какие идеи выдвигались Ницше и какое
воздействие они оказали на его современников и
последователей, – это и предстоит нам выяснить
сегодня на уроке.
Что такое свобода? Какой она должна быть? Как ее
добиться? Это те вопросы, которые волнуют в конце
XIX века молодого писателя Максима Горького, в
творчестве которого наиболее ярко видно влияние
идей преобразования человеческого духа, его
свободы и воли, выдвинутые Ницше. Сегодня мы
проследим эволюцию взглядов Горького на эту
идею.
II. Личность и идеи Ницше
Учитель истории. В Европе конца XIX
века было много последователей Ницше. Но, как ни
странно, наибольший отклик его идеи нашли в
философской и художественной среде России конца
XIX – начала XX века.
Но кто же он, возмутитель спокойствия умов на
Западе и в России – Фридрих Ницше. Его личная
судьба и его личная трагедия нашли отражение в
его философии.
III. Сообщение учащегося о личности Ф.Ницше
Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной
пасторской протестантской среде в Реккене
(Саксония). В пять лет потерял отца. После этого
семья переезжает в Наумбург, где Фридрих
получает первоначальное образование. Позже он
заканчивает знаменитую Пфортскую школу,
выпустившую многих известных философов и
историков Германии.
В двадцать лет он поступает в Боннский
университет на теологический факультет, но через
год переходит на филологический, посвящает себя
изучению античной литературы, истории и
искусства. Вслед за любимым преподавателем,
профессором Ритшлем, Ницше переводится в
Лейпцигский университет. Он очень выделялся
среди студентов своими необычайными
способностями: был поэтом, прекрасным филологом
и знатоком языков, композитором, философом.
За свои выдающиеся способности и первые научные
работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, он получает от
Лейпцигского университета степень доктора наук.
Причем звание ему присваивают в нарушение
общепринятых правил, без экзаменационного
испытания и без защиты диссертации. Еще до
завершения учебы Ницше приглашается на
преподавательскую кафедру в университет Базеля
(Швейцария), где он и будет работать в 1869–1879 гг. Но
преподавательская работа не приносит ему
удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи с
болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше
полностью посвящает себя философии.
Он страдал сильнейшими головными болями,
спазмами желудка, позже пpaктически ослеп.
Каждый день его жизни действительно требовал
мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его
философские идеи. К числу значительных его
философских работ следует отнести
“Человеческое, чересчур человеческое”, “Так
говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и
зла”, “Антихристианин”.
IV. Слово учителя о философском учении Ницше
В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он “Сверхчеловек” Ницше?
- Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу.
- Это “аристократ” духа.
Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. “Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены”. По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей. - Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.
- Главная ценность – “благородное”, то, что
стоит “по ту сторону добра и зла”.
Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь “навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде”. - Жизнь – постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо cмepти.
- Цель жизни – в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен “волей к мощи”.
По сути, это призыв Ницше к саморазрушению
“твари” в человеке для самосозидания в нем
“творца”.
Как притягательны и вдохновенны казались эти
идеи Ницше. Сам он писал:
Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.
Но своими идеями он сжигает самого себя. По
словам современников, в частной жизни Ницше был
необыкновенно любезным, мягким и
сострадательным человеком. Все поддавались
обаянию его личности и благородству его
хаpaктера. Но в идеях он был непреклонен и
беспощаден. И эта борьба за недостижимое,
возвышенная до героизма, привела его к гибели. В
1889 г. Ницше охватывает безумие. И последние
одиннадцать лет его жизни – это кошмар
одиночества: без друзей, без семьи, без связей, в
бедности, в отчуждении и презрении и без
проблесков сознания и счастья.
Сам Ницше очень интересовался Россией, высоко
ценил русскую литературу. Он был одним из
немногих европейских писателей XIX века, открыто
признававших влияние на свое творчество русских
мыслителей и писателей. Среди его знакомых было
немало выходцев из России. Высоко оценивал Ницше
и будущность России, духовные силы русского
народа. Он отмечал, что когда эти силы прорвутся
на свет, русский народ “удивит весь мир чем-то
новым, глубоким и сильным”. О самом Ницше в
России официально заговорили в 1892 г. в журнале
“Вопросы философии и психологии”. Первая книга
Ницше на русском языке была напечатана в 1898 г. Это
был тpaктат “Так говорил Заратустра”. Многие
его труды печатались с сокращениями или вовсе
запрещались церковной цензурой как
антирелигиозные.
Элементы беседы с учащимися: Как вы думаете,
почему в России начала XX в. столь популярными
становятся идеи этого немецкого философа? Чем
они привлекают русскую интеллигенцию? Какие идеи
Ницше оказались наиболее близки русской
творческой интеллигенции?
Причина кроется в той политической, культурной и
социальной среде, которая сложилась в то время в
России. Это время поиска новых путей развития,
новых идей, пробуждения самостоятельной
философской мысли, широкого революционного
движения.
Но идеи Ницше глубоко запали в душу русских
мыслителей, литераторов и интеллигенции в целом.
V. Философские идеи Ницше и литературная Россия. Знакомство Горького с идеями Ницше
Учитель литературы. Мы узнали, что
Ницше глубоко интересовала Россия, особенно
литература. А как приняла литературная Россия
самого Ницше?
В 1890-е годы Ницше читают, о нем пишут. К 1910-м годам
опубликовано уже более ста статей и монографий,
посвященных его творчеству, около ста пятидесяти
переводов его произведений. Ницше читал Толстой,
он тоже хотел вернуть человека к чистоте
изначального христианского учения. Оба они
совпадают в крайнем неприятии лицемерия
современного им общества. Очень точно сумел
определить хаpaктер философской мысли Ницше
Михайловский. Именно он поставил вопрос о
близости Ницше и Достоевского. Ницше
действительно ценил Достоевского и называл его
“единственным психологом”, у которого он “мог
бы чему-то поучиться”. Ницше читал и Блок,
который тоже воспринял идею сверхчеловека. Он
покажет новую породу людей в своей поэме
“Двенадцать”. Идеями Ницше увлекались
Маяковский и Зощенко, Пришвин и А.Белый.
Но необходимо отметить, что в 1923 году Ницше будет
запрещен в России, его книги будут изъяты из
библиотек. Многие от него откажутся. Откажется и
Горький, который будет публично осуждать эту
философию, почувствовав в ней разрушительную
силу.
VI. Основные идеи романтических произведений Горького и поиск концепции человека в пьесе “На дне”
Учитель литературы. Был ли Горький
ницшеанцем? Русская критика много писала об этом.
Сам Горький открещивался от этого и не любил,
когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках
К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в
кабинете Горького рядом с поcмepтной маской
Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем
творчестве Горького переклички с Ницше очевидны.
Беседа с учащимися по фрагментам произведений
Горького и Ницше: В чем вы видите сходство
взглядов, образов? Вспомните романтических
героев Горького, кто вам запомнился? Как идея
“сверхчеловека” проявилась в них? Какие черты
личности хаpaктерны для них?
Для романтических героев Горького хаpaктерны:
независимость и стремление к абсолютной свободе;
гордость; отсутствие мук совести; близость к
природе, где нет морали; жажда борьбы, действия;
руководство инстинктами.
Романтический герой включен в среду
несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Он
задуман как спаситель людей от их же слабости,
никчемности, сонного прозябания. Горького и
Ницше сближал общий взгляд на культуру как на
процесс бесконечной борьбы между человеком и его
внутренней сущностью.
После серии романтических произведений 1890-х гг.,
полных бунтарских идей, Горький создает пьесу,
ставшую важным звеном во всей философской
системе писателя. Вспомните еще раз героев пьесы
“На дне”.
Кто является выразителем идей Горького? Какими
чертами он обладает? Каковы его представления о
человеке? Что утверждал Горький этой пьесой?
Человек должен быть жизнестроителем!
А что отрицает?
Отрицание религиозного сознания.
В июне 1902 г. Горький заметил: “Чувствую я, что в
воздухе носится новое миропонимание,
миропонимание демократическое, а уловить его –
не могу, не умею”. В это время он укрепляет свои
связи с революционным подпольем, сближается в 1903
г. с большевиками. Но это не меняет
философско-нравственные позиции писателя.
Итак, мы увидели, что философские взгляды влияют
на формирование писательского взгляда. А что еще
может повлиять? Конечно, время.
VII. Хаpaктеристика дооктябрьского 1917 г. периода в истории России
Учитель истории. 1905–1917 гг. – этот
период многие историки называют периодом
Великой русской революции. Это переломный период
в русской истории.
Беседа с учащимися: Какие события в истории
России этого периода вы можете назвать? Какие
противоречия существовали в русском обществе?
Какие способы решения проблем предлагались?
Это и вихрь событий революции 1905–1907 гг., время
надежд на утверждение конституционного строя в
стране и время правительственного и
революционного террора. Надежды на
революционный слом старого строя и время
разочарования в революционной борьбе. Это время
экономического подъема и реформ Столыпина, но и
их незавершенность и свертывание. И, наконец, это
кошмар Первой мировой войны, обернувшийся
национальной катастрофой: война проиграна,
миллионы жертв, разруха, крушение монархии. И в
зареве этой войны рождается Февральская
революция 1917 г.
Сам Горький недолго обольщался романтикой
Февраля. Он понял, что эта революция таит в себе
страшные силы. В ней не “музыка”, а рев
разбушевавшейся стомиллионной стихии, готовой
все смести на своем пути. И именно в это время
писатель непосредственно обращается к теме
революционеров-провокаторов. Эта тема
заинтересовала его еще в годы Первой русской
революции.
– Как вы думаете, какие события могли повлиять на
это?
В 1906 г. русскую общественность потрясло дело
Е.Азефа. Лидера эсеров, который в течение многих
лет был агентом охранки.
Учитель литературы. Кстати, именно в
1906 г. Горький записывает следующие афоризмы и
максимы: “Будучи подлецом, – не воображай, что
это оригинально”. “Жаждешь свободы? Иди служить
в полицию”. “Жаждешь абсолютной свободы?
Поступи в агенты охранного отделения. Очень
просто”.
Какие произведения пишет Горький в этот период?
VIII. Краткая справка ученика о произведениях писателя этого периода
1903 г. – “Человек”, 1904 г. – “Дачники”, 1905 г. – “Варвары”, 1906 г. – “Враги”, 1907 г. – “Жизнь ненужного человека”, 1908 г. – “О цинизме”, 1909 г. – “Разрушение личности”, 1910 г. – “О современности”, “Две души” и другие.
Учитель истории. Тема нравственного выбора человека в революции волнует Горького. Сам он получал немало писем-исповедей от бывших сыщиков и провокаторов. После Февральской революции были открыты архивы Охранного отделения, и демократическая общественность была шокирована обнаружившимся количеством наемных провокаторов в революционной среде.
Учитель литературы. “Новый” Горький. Восприятие новых произведений.
Новый Горький после Октябрьской революции
начался с концепции человека. Ему всегда были
интересны люди, выломившиеся из своей среды
(босяки, правдоискатели, революционеры). Он сам по
сути был таким. Его интересовал механизм
поведения человека. В хаpaктере людей из народа,
ради которых совершалась революция, он
разгадывает проявления разных типов сознания и
находит в них “болезни духовного зрения”.
В предреволюционную пору он призывал к
героическим деяниям. Он воспевал героев
действия, преобразователей жизни. Он не
поддавался сомнениям в эффективности социальных
преобразований. У него было страстное желание
“разбудить в людях действенное отношение к
жизни”, увести их от терпения и непротивления, от
философии страдания на поле битвы за радость и
счастье.
Революционная эпоха заставила Горького
усомниться в правоте своей позиции. Он не
перестал верить в революционно преобразующегося
человека, но усомнился в однозначно
положительном воздействии революционной бури на
человека. Горькому стало понятно, что идея
“очеловечивания” оборачивается идеей
расчеловечивания. Пpaктическая активность
сочеталась с волей, но не с человеколюбием.
Человек деятельный, социально активный
разочаровал писателя. Новый Горький предстал в
цикле рассказов 1922–1924 гг. Неоднозначно были
приняты новые герои писателя, поэтому мы
обратимся к одному из этих рассказов, чтобы
понять взгляд Горького на человека в революции.
IX. Аналитическая беседа с учащимися по рассказу Горького “Карамора”
Учитель литературы и истории. Обратите
внимание на эпиграфы к рассказу, их шесть.
– Какой из них, по вашему мнению, может объяснить,
почему и в каких условиях происходит процесс
распада личности? Ни один из эпиграфов этого не
объясняет. Но основной вопрос рассказа
поставлен: в чем причина противоречивости
человека, приводящей его к полному и
необратимому падению?
– Расскажите, что вы узнали о герое. Можно ли его
назвать человеком своего времени?
– Как отразилось время в рассказе?
– Как можно назвать то, что пишет Карамора?
Признание, исповедь, психологическое
исследование, история жизни.
– Как относится Карамора к описанию своей жизни?
Главный герой очень рано начинает ощущать свою
раздвоенность, противоречивость.
– В чем сказываются противоречия Караморы?
– В чем причина раздробленности героя? Может
быть в том, что он занимается не своим делом,
служит не своей правде?
– Почему он осознает, что путь революционера –
это не его путь? У него нет любви к людям, а это
необходимо социалистам.
– Как он объясняет заботу революционеров о
людях? “Забота о людях исходит не из их любви к
ним, а из необходимости окружить себя ими, чтоб с
их помощью, их силою, утвердить свою идею,
позицию, свое честолюбие”.
– Какими предстают революционеры в рассказе
Горького? Это фанатики (Леопольд), сочувствующие
(Саша Варварина), рядовые (“на всю жизнь
обиженные”, Басов), случайные (“счетные
машинки”), запутавшиеся (сам Петр Каразин
–“Карамора”), провокаторы (Попов). Есть и
идейные революционеры, но о них упоминается
вскользь, без указания имени.
– Есть ли среди этих образов те, что привлекают
автора? Нет, Горький их не видит,
разочаровывается. А идейные революционеры тонут
в массе остальных.
– Что за поступок совершает Карамора, который
сам он назовет самыми скверными часами в своей
жизни?
– Почему он его совершает? Как при этом он себя
ощущает? Он убивает провокатора Попова, который
является свидетелем его внутреннего состояния.
Теперь стать провокатором очень легко, что и
происходит. “Я сам был удивлен быстротой и
легкостью, с которыми это решение возникло, – оно
явилось так же естественно и просто, как
возникает желание спать, гулять, выпить воды”.
К чему приходит Карамора особенно ярко видно в
его сне.
– Чем напуган Карамора во сне? Сущностью и
истинной жизнью, своим настоящим “я”.
Реальное пробуждение не становится пробуждением
ото сна, в котором герой прозябает всю жизнь. Но
теперь он осознает, чего не хватает людям –
привычки жить честно.
– Каковы же причины противоречивости Караморы?
Трагедия расчеловечивания в рассказе Горького
“Карамора” заключается в следующем: в
“раздробленности” личности героя, в разрыве
между идеалами и внутренней сущностью; в
отсутствии своей правды; в отсутствии позиции и
привычки жить честно; в отсутствии “хрусталика”
(души, Бога). Героем движут чувство
самосохранения и бессознательные инстинкты; в
нем нет самоосуждения, чувства стpaxa и
ответственности. Горький признает опасность
безрелигиозного сознания.
X. Подведение итогов. Выводы по уроку
Учитель истории и литературы. Мы
увидели с вами, что философская идея
сверхчеловека может иметь совершенно разное
воплощение и последствия. В судьбе Ницше – это
личная трагедия и рождение мифа вокруг его
философии. В творчестве Горького – это
предупреждение об опасности воплощения этой
идеи при отсутствии нравственного стержня в душе
человека.
– Как вы думаете, чем может обернуться эта идея в
реальной жизни? Какие действия и последствия
вызвать?
Разрушительный, демонический дух философии
Ницше, утверждение права сверхчеловека на
вседозволенность оказались весьма удобными для
использования их многими тоталитарными
идеологиями XX века. Его возвышенная,
аристократическая идея сверхчеловека на
пpaктике оказалась наиболее пригодной для
“людей из толпы”, безликих и слабых, которые
силу духа заменили насилием над душами людей. Сам
Ницше предчувствовал этот поворот событий. Жизнь
упивающегося героизмом сверхчеловека по
существу оказывается бесчеловечна.
И Горький не мог развить эти идеи иначе, чем
сделал. Почему? Вспомните, как определял он смысл
своего прихода в литературу, чем он был движим?
Человеколюбием.Что нужно человеку, чтобы
уберечься от гордыни и эгоизма, от пассивности и
беспринципности? Наличие ценностного стержня,
“хрусталика” в душе.
Список литературы.
- Басинский П. Неизвестный Горький// Горький М. Детство. Рассказы и очерки. М.: Слово/SLOVO, 2000. С. 5–17.
- Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русские писатели// Литература. 1996. №11.
- Гавриш Т.Р. Кто я? К изучению рассказов Горького 20-х годов в школе// Литература в школе. 1999. №6. С.40–44.
- Газизова А.А. Новый Горький (1920-е годы) // Открытый урок по литературе. Планы, конспекты, материалы. М.,2001. С.253–258.
- Горький М. Карамора// Собрание сочинений в 8-ми тт. М.,1988. Т.3.С.36–67.
- Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы// Собрание сочинений в 30-ти тт. М., 1950. Т.5. С.465–469.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006.
- Перцев А.В. Что действительно говорил Ницше?// Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. С. 291–304.
- Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006. С. 5–53.
- Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба сверхчеловека Ницше.
- Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX вв. М.,1993. С.157–189.
- Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. М.,1991. С.155–187.
- Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин, Клейст, Ницше. М.: Республика, 1992. С. 225–292.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 2:50:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 7:20:31
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 22:17:28
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 14:59:19
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 11:10:19
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 16:44:59
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 7:48:37
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 23:10:52
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 10:50:30
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 18:42:25
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 2:49:59
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 5:42:52
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 15:40:37
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 12:40:24
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 17:54:47
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 1:35:34
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 18:52:44
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 5:38:29
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 2:57:36
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 19:34:39
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 16:42:10
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 9:56:18
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 18:30:15
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 22:45:12
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 23:37:17
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 8:44:59
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 14:12:37
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 3:41:48
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 12:28:37
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 16:10:32
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 10:34:21
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 5:36:49
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 5:14:41
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 13:38:32
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 18:15:28
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 16:13:55
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 9:18:19
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 6:38:22
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 9:35:10
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 12:45:44
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 15:35:32
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 10:12:47
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 18:18:14
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 2:30:45
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 17:48:31
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 1:46:43
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 20:52:43
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 13:33:48
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 22:26:43
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 1:35:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::