Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького)
Я знаю свой
жребий… Когда-нибудь с моим именем будет связываться воспоминание о чем-то чудовищном – о кризисе, какого никогда не было на земле, о самой глубокой коллизии совести, о решении, предпринятом против всего, во что до сих пор верили, чего требовали, что считали священным. Ф. Ницше |
…человек
вместилище Бога живого. Бога же я понимаю как
неукротимое стремление к совершенствованию, к
истине и справедливости. Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он – создал даже Бога. М. Горький |
Цели:
- дать представление о философских идеях Ф. Ницше и показать их влияние на общественное сознание литературной России;
- развитие у учащихся критического, сравнительно-исторического и ассоциативного мышления; совершенствование навыков анализа текста;
- помочь учащимся осознать губительное и разрушительное воздействие идеи “сверхчеловека” на формирование личности, показать трагизм личности Ницше и Горького.
Форма урока: интегрированный урок истории и литературы.
Оборудование: портреты и фотографии, цитатный ряд Ницше и Горького, тексты произведений Горького и фрагменты из тpaктата “Так говорил Заратустра” Ницше.
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя истории и литературы
Трудно назвать философа, чье имя не вызывало бы
столь противоречивые оценки и споры, как имя
Фридриха Ницше. Одни считают его гениальным
провидцем, предрекшим судьбу человечества в XX
веке. Другие – основоположником самой
чудовищной идеологии XX века, фашизма.
Что определило столь разную оценку его
творчества, какие идеи выдвигались Ницше и какое
воздействие они оказали на его современников и
последователей, – это и предстоит нам выяснить
сегодня на уроке.
Что такое свобода? Какой она должна быть? Как ее
добиться? Это те вопросы, которые волнуют в конце
XIX века молодого писателя Максима Горького, в
творчестве которого наиболее ярко видно влияние
идей преобразования человеческого духа, его
свободы и воли, выдвинутые Ницше. Сегодня мы
проследим эволюцию взглядов Горького на эту
идею.
II. Личность и идеи Ницше
Учитель истории. В Европе конца XIX
века было много последователей Ницше. Но, как ни
странно, наибольший отклик его идеи нашли в
философской и художественной среде России конца
XIX – начала XX века.
Но кто же он, возмутитель спокойствия умов на
Западе и в России – Фридрих Ницше. Его личная
судьба и его личная трагедия нашли отражение в
его философии.
III. Сообщение учащегося о личности Ф.Ницше
Фридрих Ницше (1844 – 1900) родился в старинной
пасторской протестантской среде в Реккене
(Саксония). В пять лет потерял отца. После этого
семья переезжает в Наумбург, где Фридрих
получает первоначальное образование. Позже он
заканчивает знаменитую Пфортскую школу,
выпустившую многих известных философов и
историков Германии.
В двадцать лет он поступает в Боннский
университет на теологический факультет, но через
год переходит на филологический, посвящает себя
изучению античной литературы, истории и
искусства. Вслед за любимым преподавателем,
профессором Ритшлем, Ницше переводится в
Лейпцигский университет. Он очень выделялся
среди студентов своими необычайными
способностями: был поэтом, прекрасным филологом
и знатоком языков, композитором, философом.
За свои выдающиеся способности и первые научные
работы в 1869 году, в возрасте 24 лет, он получает от
Лейпцигского университета степень доктора наук.
Причем звание ему присваивают в нарушение
общепринятых правил, без экзаменационного
испытания и без защиты диссертации. Еще до
завершения учебы Ницше приглашается на
преподавательскую кафедру в университет Базеля
(Швейцария), где он и будет работать в 1869–1879 гг. Но
преподавательская работа не приносит ему
удовлетворения. И лишь когда в 1879 г. он в связи с
болезнью вынужден будет оставить кафедру, Ницше
полностью посвящает себя философии.
Он страдал сильнейшими головными болями,
спазмами желудка, позже пpaктически ослеп.
Каждый день его жизни действительно требовал
мужества. И в этой борьбе за жизнь рождались его
философские идеи. К числу значительных его
философских работ следует отнести
“Человеческое, чересчур человеческое”, “Так
говорил Заратустра”, “По ту сторону добра и
зла”, “Антихристианин”.
IV. Слово учителя о философском учении Ницше
В своих работах Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он “Сверхчеловек” Ницше?
- Это личность, которая руководит собственным опытом, создает собственную судьбу.
- Это “аристократ” духа.
Человек толпы никогда не станет сверхчеловеком. “Жизнь – это источник наслаждения, но там, где пьет толпа, все источники отравлены”. По сути, в его философии завершается логическое оформление идей европейского гуманизма: дерзновение человека устроиться на земле без Бога или стать равным Ему, провозглашение безграничности его возможностей. - Он не зависит от Бога, от общественных и исторических ограничений.
- Главная ценность – “благородное”, то, что
стоит “по ту сторону добра и зла”.
Ницше протестует против инстинктов жизни обывателя. Рождение его сверхчеловека должно идти радостно, эстетично и героически, но… и вне морали. Он должен преодолеть все мелочное и презренное, совершить прорыв к вершине человеческого духа. И это восхождение есть путь “навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде”. - Жизнь – постоянная борьба. Надо свободно идти навстречу жизни и мужественно заглянуть в лицо cмepти.
- Цель жизни – в творческом труде, созидании, поиске истины, в преодолении самого себя. Но на это способны не все, а лишь те, кто наделен “волей к мощи”.
По сути, это призыв Ницше к саморазрушению
“твари” в человеке для самосозидания в нем
“творца”.
Как притягательны и вдохновенны казались эти
идеи Ницше. Сам он писал:
Да, я знаю, знаю, кто я:
Я, как пламя, чужд покоя.
Жгу, сгорая и спеша.
Охвачу – сверканье чуда,
Отпущу – и пепла груда.
Пламя – вот моя душа.
Но своими идеями он сжигает самого себя. По
словам современников, в частной жизни Ницше был
необыкновенно любезным, мягким и
сострадательным человеком. Все поддавались
обаянию его личности и благородству его
хаpaктера. Но в идеях он был непреклонен и
беспощаден. И эта борьба за недостижимое,
возвышенная до героизма, привела его к гибели. В
1889 г. Ницше охватывает безумие. И последние
одиннадцать лет его жизни – это кошмар
одиночества: без друзей, без семьи, без связей, в
бедности, в отчуждении и презрении и без
проблесков сознания и счастья.
Сам Ницше очень интересовался Россией, высоко
ценил русскую литературу. Он был одним из
немногих европейских писателей XIX века, открыто
признававших влияние на свое творчество русских
мыслителей и писателей. Среди его знакомых было
немало выходцев из России. Высоко оценивал Ницше
и будущность России, духовные силы русского
народа. Он отмечал, что когда эти силы прорвутся
на свет, русский народ “удивит весь мир чем-то
новым, глубоким и сильным”. О самом Ницше в
России официально заговорили в 1892 г. в журнале
“Вопросы философии и психологии”. Первая книга
Ницше на русском языке была напечатана в 1898 г. Это
был тpaктат “Так говорил Заратустра”. Многие
его труды печатались с сокращениями или вовсе
запрещались церковной цензурой как
антирелигиозные.
Элементы беседы с учащимися: Как вы думаете,
почему в России начала XX в. столь популярными
становятся идеи этого немецкого философа? Чем
они привлекают русскую интеллигенцию? Какие идеи
Ницше оказались наиболее близки русской
творческой интеллигенции?
Причина кроется в той политической, культурной и
социальной среде, которая сложилась в то время в
России. Это время поиска новых путей развития,
новых идей, пробуждения самостоятельной
философской мысли, широкого революционного
движения.
Но идеи Ницше глубоко запали в душу русских
мыслителей, литераторов и интеллигенции в целом.
V. Философские идеи Ницше и литературная Россия. Знакомство Горького с идеями Ницше
Учитель литературы. Мы узнали, что
Ницше глубоко интересовала Россия, особенно
литература. А как приняла литературная Россия
самого Ницше?
В 1890-е годы Ницше читают, о нем пишут. К 1910-м годам
опубликовано уже более ста статей и монографий,
посвященных его творчеству, около ста пятидесяти
переводов его произведений. Ницше читал Толстой,
он тоже хотел вернуть человека к чистоте
изначального христианского учения. Оба они
совпадают в крайнем неприятии лицемерия
современного им общества. Очень точно сумел
определить хаpaктер философской мысли Ницше
Михайловский. Именно он поставил вопрос о
близости Ницше и Достоевского. Ницше
действительно ценил Достоевского и называл его
“единственным психологом”, у которого он “мог
бы чему-то поучиться”. Ницше читал и Блок,
который тоже воспринял идею сверхчеловека. Он
покажет новую породу людей в своей поэме
“Двенадцать”. Идеями Ницше увлекались
Маяковский и Зощенко, Пришвин и А.Белый.
Но необходимо отметить, что в 1923 году Ницше будет
запрещен в России, его книги будут изъяты из
библиотек. Многие от него откажутся. Откажется и
Горький, который будет публично осуждать эту
философию, почувствовав в ней разрушительную
силу.
VI. Основные идеи романтических произведений Горького и поиск концепции человека в пьесе “На дне”
Учитель литературы. Был ли Горький
ницшеанцем? Русская критика много писала об этом.
Сам Горький открещивался от этого и не любил,
когда его считали ницшеанцем. Однако в дневниках
К.Чуковского мы находим свидетельство того, что в
кабинете Горького рядом с поcмepтной маской
Пушкина висел и портрет Ницше. В раннем
творчестве Горького переклички с Ницше очевидны.
Беседа с учащимися по фрагментам произведений
Горького и Ницше: В чем вы видите сходство
взглядов, образов? Вспомните романтических
героев Горького, кто вам запомнился? Как идея
“сверхчеловека” проявилась в них? Какие черты
личности хаpaктерны для них?
Для романтических героев Горького хаpaктерны:
независимость и стремление к абсолютной свободе;
гордость; отсутствие мук совести; близость к
природе, где нет морали; жажда борьбы, действия;
руководство инстинктами.
Романтический герой включен в среду
несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Он
задуман как спаситель людей от их же слабости,
никчемности, сонного прозябания. Горького и
Ницше сближал общий взгляд на культуру как на
процесс бесконечной борьбы между человеком и его
внутренней сущностью.
После серии романтических произведений 1890-х гг.,
полных бунтарских идей, Горький создает пьесу,
ставшую важным звеном во всей философской
системе писателя. Вспомните еще раз героев пьесы
“На дне”.
Кто является выразителем идей Горького? Какими
чертами он обладает? Каковы его представления о
человеке? Что утверждал Горький этой пьесой?
Человек должен быть жизнестроителем!
А что отрицает?
Отрицание религиозного сознания.
В июне 1902 г. Горький заметил: “Чувствую я, что в
воздухе носится новое миропонимание,
миропонимание демократическое, а уловить его –
не могу, не умею”. В это время он укрепляет свои
связи с революционным подпольем, сближается в 1903
г. с большевиками. Но это не меняет
философско-нравственные позиции писателя.
Итак, мы увидели, что философские взгляды влияют
на формирование писательского взгляда. А что еще
может повлиять? Конечно, время.
VII. Хаpaктеристика дооктябрьского 1917 г. периода в истории России
Учитель истории. 1905–1917 гг. – этот
период многие историки называют периодом
Великой русской революции. Это переломный период
в русской истории.
Беседа с учащимися: Какие события в истории
России этого периода вы можете назвать? Какие
противоречия существовали в русском обществе?
Какие способы решения проблем предлагались?
Это и вихрь событий революции 1905–1907 гг., время
надежд на утверждение конституционного строя в
стране и время правительственного и
революционного террора. Надежды на
революционный слом старого строя и время
разочарования в революционной борьбе. Это время
экономического подъема и реформ Столыпина, но и
их незавершенность и свертывание. И, наконец, это
кошмар Первой мировой войны, обернувшийся
национальной катастрофой: война проиграна,
миллионы жертв, разруха, крушение монархии. И в
зареве этой войны рождается Февральская
революция 1917 г.
Сам Горький недолго обольщался романтикой
Февраля. Он понял, что эта революция таит в себе
страшные силы. В ней не “музыка”, а рев
разбушевавшейся стомиллионной стихии, готовой
все смести на своем пути. И именно в это время
писатель непосредственно обращается к теме
революционеров-провокаторов. Эта тема
заинтересовала его еще в годы Первой русской
революции.
– Как вы думаете, какие события могли повлиять на
это?
В 1906 г. русскую общественность потрясло дело
Е.Азефа. Лидера эсеров, который в течение многих
лет был агентом охранки.
Учитель литературы. Кстати, именно в
1906 г. Горький записывает следующие афоризмы и
максимы: “Будучи подлецом, – не воображай, что
это оригинально”. “Жаждешь свободы? Иди служить
в полицию”. “Жаждешь абсолютной свободы?
Поступи в агенты охранного отделения. Очень
просто”.
Какие произведения пишет Горький в этот период?
VIII. Краткая справка ученика о произведениях писателя этого периода
1903 г. – “Человек”, 1904 г. – “Дачники”, 1905 г. – “Варвары”, 1906 г. – “Враги”, 1907 г. – “Жизнь ненужного человека”, 1908 г. – “О цинизме”, 1909 г. – “Разрушение личности”, 1910 г. – “О современности”, “Две души” и другие.
Учитель истории. Тема нравственного выбора человека в революции волнует Горького. Сам он получал немало писем-исповедей от бывших сыщиков и провокаторов. После Февральской революции были открыты архивы Охранного отделения, и демократическая общественность была шокирована обнаружившимся количеством наемных провокаторов в революционной среде.
Учитель литературы. “Новый” Горький. Восприятие новых произведений.
Новый Горький после Октябрьской революции
начался с концепции человека. Ему всегда были
интересны люди, выломившиеся из своей среды
(босяки, правдоискатели, революционеры). Он сам по
сути был таким. Его интересовал механизм
поведения человека. В хаpaктере людей из народа,
ради которых совершалась революция, он
разгадывает проявления разных типов сознания и
находит в них “болезни духовного зрения”.
В предреволюционную пору он призывал к
героическим деяниям. Он воспевал героев
действия, преобразователей жизни. Он не
поддавался сомнениям в эффективности социальных
преобразований. У него было страстное желание
“разбудить в людях действенное отношение к
жизни”, увести их от терпения и непротивления, от
философии страдания на поле битвы за радость и
счастье.
Революционная эпоха заставила Горького
усомниться в правоте своей позиции. Он не
перестал верить в революционно преобразующегося
человека, но усомнился в однозначно
положительном воздействии революционной бури на
человека. Горькому стало понятно, что идея
“очеловечивания” оборачивается идеей
расчеловечивания. Пpaктическая активность
сочеталась с волей, но не с человеколюбием.
Человек деятельный, социально активный
разочаровал писателя. Новый Горький предстал в
цикле рассказов 1922–1924 гг. Неоднозначно были
приняты новые герои писателя, поэтому мы
обратимся к одному из этих рассказов, чтобы
понять взгляд Горького на человека в революции.
IX. Аналитическая беседа с учащимися по рассказу Горького “Карамора”
Учитель литературы и истории. Обратите
внимание на эпиграфы к рассказу, их шесть.
– Какой из них, по вашему мнению, может объяснить,
почему и в каких условиях происходит процесс
распада личности? Ни один из эпиграфов этого не
объясняет. Но основной вопрос рассказа
поставлен: в чем причина противоречивости
человека, приводящей его к полному и
необратимому падению?
– Расскажите, что вы узнали о герое. Можно ли его
назвать человеком своего времени?
– Как отразилось время в рассказе?
– Как можно назвать то, что пишет Карамора?
Признание, исповедь, психологическое
исследование, история жизни.
– Как относится Карамора к описанию своей жизни?
Главный герой очень рано начинает ощущать свою
раздвоенность, противоречивость.
– В чем сказываются противоречия Караморы?
– В чем причина раздробленности героя? Может
быть в том, что он занимается не своим делом,
служит не своей правде?
– Почему он осознает, что путь революционера –
это не его путь? У него нет любви к людям, а это
необходимо социалистам.
– Как он объясняет заботу революционеров о
людях? “Забота о людях исходит не из их любви к
ним, а из необходимости окружить себя ими, чтоб с
их помощью, их силою, утвердить свою идею,
позицию, свое честолюбие”.
– Какими предстают революционеры в рассказе
Горького? Это фанатики (Леопольд), сочувствующие
(Саша Варварина), рядовые (“на всю жизнь
обиженные”, Басов), случайные (“счетные
машинки”), запутавшиеся (сам Петр Каразин
–“Карамора”), провокаторы (Попов). Есть и
идейные революционеры, но о них упоминается
вскользь, без указания имени.
– Есть ли среди этих образов те, что привлекают
автора? Нет, Горький их не видит,
разочаровывается. А идейные революционеры тонут
в массе остальных.
– Что за поступок совершает Карамора, который
сам он назовет самыми скверными часами в своей
жизни?
– Почему он его совершает? Как при этом он себя
ощущает? Он убивает провокатора Попова, который
является свидетелем его внутреннего состояния.
Теперь стать провокатором очень легко, что и
происходит. “Я сам был удивлен быстротой и
легкостью, с которыми это решение возникло, – оно
явилось так же естественно и просто, как
возникает желание спать, гулять, выпить воды”.
К чему приходит Карамора особенно ярко видно в
его сне.
– Чем напуган Карамора во сне? Сущностью и
истинной жизнью, своим настоящим “я”.
Реальное пробуждение не становится пробуждением
ото сна, в котором герой прозябает всю жизнь. Но
теперь он осознает, чего не хватает людям –
привычки жить честно.
– Каковы же причины противоречивости Караморы?
Трагедия расчеловечивания в рассказе Горького
“Карамора” заключается в следующем: в
“раздробленности” личности героя, в разрыве
между идеалами и внутренней сущностью; в
отсутствии своей правды; в отсутствии позиции и
привычки жить честно; в отсутствии “хрусталика”
(души, Бога). Героем движут чувство
самосохранения и бессознательные инстинкты; в
нем нет самоосуждения, чувства стpaxa и
ответственности. Горький признает опасность
безрелигиозного сознания.
X. Подведение итогов. Выводы по уроку
Учитель истории и литературы. Мы
увидели с вами, что философская идея
сверхчеловека может иметь совершенно разное
воплощение и последствия. В судьбе Ницше – это
личная трагедия и рождение мифа вокруг его
философии. В творчестве Горького – это
предупреждение об опасности воплощения этой
идеи при отсутствии нравственного стержня в душе
человека.
– Как вы думаете, чем может обернуться эта идея в
реальной жизни? Какие действия и последствия
вызвать?
Разрушительный, демонический дух философии
Ницше, утверждение права сверхчеловека на
вседозволенность оказались весьма удобными для
использования их многими тоталитарными
идеологиями XX века. Его возвышенная,
аристократическая идея сверхчеловека на
пpaктике оказалась наиболее пригодной для
“людей из толпы”, безликих и слабых, которые
силу духа заменили насилием над душами людей. Сам
Ницше предчувствовал этот поворот событий. Жизнь
упивающегося героизмом сверхчеловека по
существу оказывается бесчеловечна.
И Горький не мог развить эти идеи иначе, чем
сделал. Почему? Вспомните, как определял он смысл
своего прихода в литературу, чем он был движим?
Человеколюбием.Что нужно человеку, чтобы
уберечься от гордыни и эгоизма, от пассивности и
беспринципности? Наличие ценностного стержня,
“хрусталика” в душе.
Список литературы.
- Басинский П. Неизвестный Горький// Горький М. Детство. Рассказы и очерки. М.: Слово/SLOVO, 2000. С. 5–17.
- Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русские писатели// Литература. 1996. №11.
- Гавриш Т.Р. Кто я? К изучению рассказов Горького 20-х годов в школе// Литература в школе. 1999. №6. С.40–44.
- Газизова А.А. Новый Горький (1920-е годы) // Открытый урок по литературе. Планы, конспекты, материалы. М.,2001. С.253–258.
- Горький М. Карамора// Собрание сочинений в 8-ми тт. М.,1988. Т.3.С.36–67.
- Горький М. Правила и изречения. Афоризмы и максимы// Собрание сочинений в 30-ти тт. М., 1950. Т.5. С.465–469.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006.
- Перцев А.В. Что действительно говорил Ницше?// Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск: Воля, 1991. С. 291–304.
- Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Мир книги, Литература, 2006. С. 5–53.
- Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба сверхчеловека Ницше.
- Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX – начала XX вв. М.,1993. С.157–189.
- Ходасевич В.Ф. Некрополь. Воспоминания. М.,1991. С.155–187.
- Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин, Клейст, Ницше. М.: Республика, 1992. С. 225–292.
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
26 03 2023 7:13:35
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
25 03 2023 8:44:27
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
24 03 2023 2:41:27
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
23 03 2023 15:53:18
Материал урока позволяет рассуждать об альтернативах исторического пути стран, регионов, мира. Используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии. Форма урока – деловая игра. Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов.
...
22 03 2023 15:49:12
Представлена деловая игра "Заседание редакции газеты по подготовке спецвыпуска номера "Мгновения семнадцатой осени. История России. XX век".
...
21 03 2023 18:53:13
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
20 03 2023 9:26:13
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
19 03 2023 20:17:15
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
18 03 2023 18:41:52
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
17 03 2023 21:13:40
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
16 03 2023 22:55:53
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
15 03 2023 15:20:58
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
14 03 2023 11:38:46
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
13 03 2023 1:50:19
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
12 03 2023 3:30:54
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
11 03 2023 17:32:41
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
10 03 2023 0:13:51
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
09 03 2023 15:20:52
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
08 03 2023 16:57:20
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
07 03 2023 22:21:44
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
06 03 2023 2:10:13
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
05 03 2023 5:26:48
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
04 03 2023 15:46:35
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
03 03 2023 22:53:16
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
02 03 2023 20:18:41
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
01 03 2023 20:25:13
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
28 02 2023 0:26:25
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
27 02 2023 0:47:15
В данной методической разработке предлагается вариант проведения урока истории в 11-м классе по теме "Брестский мир", цель которого – раскрыть альтернативные взгляды левых коммунистов, троцкистов и сторонников Ленина на проблему заключения мира с Германией.
Можно предложить учащимся обратиться к пьесе М.Шатрова "Так победим!" и подготовить на ее основе инсценировку.
...
26 02 2023 23:20:23
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история".
Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета.
Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов.
В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником.
Домашнее задание предусматривает задание по выбору.
...
25 02 2023 17:46:35
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
24 02 2023 11:39:46
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
23 02 2023 10:50:11
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
22 02 2023 10:27:29
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
21 02 2023 22:20:41

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
20 02 2023 15:49:38

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
19 02 2023 17:10:18
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
18 02 2023 8:53:53
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
17 02 2023 18:41:13
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
16 02 2023 6:40:21
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
15 02 2023 12:16:21
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
14 02 2023 7:18:30
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
13 02 2023 3:28:23
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
12 02 2023 19:37:12
Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....
11 02 2023 22:14:25
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
10 02 2023 22:26:28
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
09 02 2023 18:45:28
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
08 02 2023 19:58:43
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
07 02 2023 14:52:41
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
05 02 2023 11:10:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::