Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"
Тема урока: “История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы в России”
Цели урока:
- выяснить сущность российского парламента, его особенности;
- проанализировать деятельность Государственной Думы в России;
- определить перспективы развития политической системы нашего государства.
Задачи:
- развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения, выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное;
- обучение технологии групповой работы.
Подготовительный этап:
- Создание групп, распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к уроку.
- Планирование работы по изучению фактического материала.
Средства обучения:
- Учебники:
- А.О. Чубарьян “Отечественная история XX-XXI вв.”,
- А.А.Левандовский, Ю.А Щетинов “История России”,
- Л.Н.Боголюбов “Человек и общество. Обществознание” часть II
- Конституция РФ.
- Видеофильм “Изменения в политической жизни России в начале XX века”.
- Памятка участнику дискуссии.
Форма проведения урока: “Политические дебаты”
ХОД УРОКА
После объявления целей урока, учитель представляет комaнды участников политических дебатов:
- Первая комaнда “Утверждения” Лидер группы – Семенова Елена.
- Вторая комaнда “Отрицания” Лидер группы – Афандиев Дамир.
– Моим помощником на уроке будет “историк” –
Хорольская Кристина.
В группе экспертов: Климов М.А.– глава сельского
поселения Карымкары, депутат сельской думы –
Баклыков Олег Ге opгиевич, директор школы –
Мудрецова Нина Олегoвна, учитель английского
языка Пономарева Ольга Павловна. Ответственный
оператор – Баклыкова Любовь Александровна –
секретарь.
I. Вступительное слово учителя
– Истоки отечественного парламентаризма можно
искать в таких институтах народного
представительства как вече, княжеские и боярские
думы, земские соборы, которые на протяжении
многовековой истории России служили диалогу
между властью и обществом. Однако
самостоятельная законодательная власть
начинается с образованием в 1906 году
Государственной думы – первого
представительного всероссийского органа,
законодательными полномочиями. Какова же
историческая природа появления
законодательного органа власти?
Тяжелое положение народных масс, нежелание и
неспособность царя решить наболевшие вопросы,
катастрофический ход русско-японской войны –
все это вызвало брожение и недовольство в самых
различных слоях населения. На страну неотвратимо
надвигается революция, которая должна была
насильственным путем внести в русскую жизнь
необходимые перемены: установить
конституционный строй, внести политические
свободы, уничтожить сословное неравенство, дать
крестьянам землю.
При дворе и в правительстве настроение было
близким к панике. Императорская яхта стояла под
парами, готовая умчать ее владельца подальше от
взбаламученной России. Царь проводил
бесконечные совещания. На них пригласили и Витте,
недавно вернувшегося из Портсмута. Он предложил
царю на выбор два варианта.
- вариант 1: наделить диктаторскими полномочиями доверенное лицо и раздавить революцию, во что бы то ни стало;
- вариант 2: пойти на уступки общественному мнению и встать на конституционный путь.
Скрепя сердцем, подчиняясь обстоятельствам, Николай II пошел по второму пути.
II .Историческая информационная справка: Выступление Хорольской Кристины.
– 18 февраля 1905 года был подписан царский
рескрипт на имя министра внутренних дел
Булыгина. В нем объявлялось о намерении созвать
законосовещательное выборное представительство
при сохранении “незыблемости основных законов
империи”.
Одновременно полиции предписывалось не
“допускать группировок людей на улицах”
По мере нарастания революции власть была
вынуждена идти на новые уступки. 6 августа
появился манифест Николая II, который объявлял об
учреждении Государственной думы на основе
проекта министра внутренних дел Булыгина.
Предполагалось, что такая дума будет
совещательной, без права обсуждения бюджета и
основных законов империи. Рабочие не имели
избирательных прав. Такая “уступка” вызвала
возмущение всей оппозиции.
17 октября, в критический для самодержавия момент
царь подписал манифест, подготовленный С.Ю.Витте.
Вопрос о переменах в политического строя в
России в начале XX века до сих пор является
спopным среди историков. Одни утверждают, что
перемены – результат последовательных перемен с
эпохи реформ 60 – х годов XIX века, другие,
оспаривая эту точку зрения, считают, что это
результат революционных событий в начале XX
века”
III Первый аспект. Причины возникновения Государственной думы в России
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Государственная дума была создана в России вследствие эволюции органов Государственной власти, носила непрерывный, но постепенный хаpaктер с 60 – х годов XIX века.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. Реформирование общества было обусловлено исключительно давлением со стороны революционного движения.
Доказательства:
IV. Второй аспект. “Роль Манифеста 17 октября 1905 года в политической жизни России”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Манифест 17 октября провозгласил основы конституционного строя в России. Страна стала конституционной монархией.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. В 1906 – 1907 гг. царь осуществил отход от принципов 17 октября.
Доказательства:
V Третий аспект. “Итоги политического развития России в начале XX века”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. В политической жизни России произошли большие изменения.
Доказательства:
V. Раунд вопросов:
VI. Выводом к уроку служат видеоматериалы о деятельности Государственной Думы в начале XX века. Видеофильм “Изменение политической системы России в начале XX века”
VII Перспективы развития политической системы нашего государства
– С распадом СССР наступило трудное время для
России: мировой опыт показывает, переход от
тоталитарного общества к рыночной экономике
всегда сопряжен с огромными трудностями. Этот
переход, как правило, сопровождается болезненной
ломкой старых структур, сменой всего уклада
экономики и общественной жизни. В трудные 90 – е
годы шло и формирование новой политической
системы. События 3 – 4 октября 1993 года подвели
черту под советской формой Государственного
устройства России. 12 декабря 1993 года принята
новая Конституция РФ.
Это новая точка отсчета современной России. Наша
задача: дать оценку деятельности
Государственной Думы, охаpaктеризовать основные
тенденции развития политической власти в
современной России”
Историческая информационная справка.
21 сентября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Р.Ф.” Этим указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания Р.Ф.
VIII Четвертый аспект. “Возрождение парламента и многопартийности – веление времени или стечение обстоятельств?”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Страна осознанно сделала свой исторический выбор. Большинство населения поддержало переход к новому общественному строю.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. В основу демократии положена идея сильного варианта президентской республики. Подсчитано, что объем президентских полномочий в четыре раза превышает объем парламентских.
Доказательства:
IX. Раунд вопросов к современным политикам
Задание для всех участников дебатов.
Представьте, что вам предстоит взять интервью у известного политика. Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать. Выступления экспертов. Учащиеся задают вопросы представителям власти, депутатам и гостям урока.
X Подведение итогов урока
– Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
– Существует ли связь между политикой и смыслом, целью жизни человека?
Урок заканчивается словами:
“Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии”
В.В.Путин
(из послания Федеральному Собранию Р.Ф. 25 апреля 2005 года)
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
04 06 2023 17:17:33
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
03 06 2023 2:50:34
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
02 06 2023 3:52:38
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
01 06 2023 17:38:59
В работе представлена классификация активных и интеpaктивных методов в преподавании, их "плюсы" и "минусы" в пpaктическом применении, отечественная и зарубежная историография. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных разработках занятий представленных ниже. Все разработки включают в себя применение различных активных и интеpaктивных методов на разных этапах урока. Разработки могут использоваться на уроках истории, обществознания, а также на других предметах образовательной области "обществоведение"....
31 05 2023 5:49:47
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
30 05 2023 23:54:42
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
29 05 2023 19:29:34
Проблемный урок с элементами исследования первоисточников и элементами мультимедиа по теме итогов войны за независимость в США. Исследуются такие важные документы в истории США, такие как «Декларация независимости США», «Билль о правах», Конституция 1787 года.
...
28 05 2023 14:59:57
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
27 05 2023 2:46:28
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
26 05 2023 22:53:45
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
25 05 2023 7:34:52
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
24 05 2023 14:18:26
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
23 05 2023 15:12:23
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
22 05 2023 6:19:49
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
21 05 2023 3:44:52
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
20 05 2023 0:21:54

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
19 05 2023 4:48:52
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
18 05 2023 9:49:42
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
17 05 2023 2:46:40
Урок помогает познакомить детей с началом перехода от присваивающего к производящему хозяйству, продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, описывать факты; воспитывать уважительное отношение к труду....
16 05 2023 7:46:11
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
15 05 2023 14:41:18

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
14 05 2023 11:36:56
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
13 05 2023 22:56:23
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
12 05 2023 14:37:38
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
11 05 2023 5:12:16
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
10 05 2023 20:57:30
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
09 05 2023 4:36:43
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
08 05 2023 2:53:24
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания.
...
07 05 2023 9:17:45
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
06 05 2023 6:39:54
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
05 05 2023 22:13:14
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
04 05 2023 9:40:33
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
03 05 2023 18:21:52

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
02 05 2023 23:57:39
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
01 05 2023 19:43:49

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
30 04 2023 14:22:37
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
29 04 2023 5:30:23
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
28 04 2023 14:29:22
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
27 04 2023 5:41:27
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
26 04 2023 0:32:41
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
25 04 2023 14:53:14
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
24 04 2023 0:50:44
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
23 04 2023 10:13:52
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
22 04 2023 3:46:45
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
21 04 2023 14:23:37
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
20 04 2023 22:40:20
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
19 04 2023 16:39:11
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
18 04 2023 13:55:11
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
17 04 2023 6:19:45
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
16 04 2023 19:27:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::