Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"
Тема урока: “История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы в России”
Цели урока:
- выяснить сущность российского парламента, его особенности;
- проанализировать деятельность Государственной Думы в России;
- определить перспективы развития политической системы нашего государства.
Задачи:
- развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения, выслушивать альтернативную, выделять главное и систематизировать выделенное;
- обучение технологии групповой работы.
Подготовительный этап:
- Создание групп, распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к уроку.
- Планирование работы по изучению фактического материала.
Средства обучения:
- Учебники:
- А.О. Чубарьян “Отечественная история XX-XXI вв.”,
- А.А.Левандовский, Ю.А Щетинов “История России”,
- Л.Н.Боголюбов “Человек и общество. Обществознание” часть II
- Конституция РФ.
- Видеофильм “Изменения в политической жизни России в начале XX века”.
- Памятка участнику дискуссии.
Форма проведения урока: “Политические дебаты”
ХОД УРОКА
После объявления целей урока, учитель представляет комaнды участников политических дебатов:
- Первая комaнда “Утверждения” Лидер группы – Семенова Елена.
- Вторая комaнда “Отрицания” Лидер группы – Афандиев Дамир.
– Моим помощником на уроке будет “историк” –
Хорольская Кристина.
В группе экспертов: Климов М.А.– глава сельского
поселения Карымкары, депутат сельской думы –
Баклыков Олег Ге opгиевич, директор школы –
Мудрецова Нина Олегoвна, учитель английского
языка Пономарева Ольга Павловна. Ответственный
оператор – Баклыкова Любовь Александровна –
секретарь.
I. Вступительное слово учителя
– Истоки отечественного парламентаризма можно
искать в таких институтах народного
представительства как вече, княжеские и боярские
думы, земские соборы, которые на протяжении
многовековой истории России служили диалогу
между властью и обществом. Однако
самостоятельная законодательная власть
начинается с образованием в 1906 году
Государственной думы – первого
представительного всероссийского органа,
законодательными полномочиями. Какова же
историческая природа появления
законодательного органа власти?
Тяжелое положение народных масс, нежелание и
неспособность царя решить наболевшие вопросы,
катастрофический ход русско-японской войны –
все это вызвало брожение и недовольство в самых
различных слоях населения. На страну неотвратимо
надвигается революция, которая должна была
насильственным путем внести в русскую жизнь
необходимые перемены: установить
конституционный строй, внести политические
свободы, уничтожить сословное неравенство, дать
крестьянам землю.
При дворе и в правительстве настроение было
близким к панике. Императорская яхта стояла под
парами, готовая умчать ее владельца подальше от
взбаламученной России. Царь проводил
бесконечные совещания. На них пригласили и Витте,
недавно вернувшегося из Портсмута. Он предложил
царю на выбор два варианта.
- вариант 1: наделить диктаторскими полномочиями доверенное лицо и раздавить революцию, во что бы то ни стало;
- вариант 2: пойти на уступки общественному мнению и встать на конституционный путь.
Скрепя сердцем, подчиняясь обстоятельствам, Николай II пошел по второму пути.
II .Историческая информационная справка: Выступление Хорольской Кристины.
– 18 февраля 1905 года был подписан царский
рескрипт на имя министра внутренних дел
Булыгина. В нем объявлялось о намерении созвать
законосовещательное выборное представительство
при сохранении “незыблемости основных законов
империи”.
Одновременно полиции предписывалось не
“допускать группировок людей на улицах”
По мере нарастания революции власть была
вынуждена идти на новые уступки. 6 августа
появился манифест Николая II, который объявлял об
учреждении Государственной думы на основе
проекта министра внутренних дел Булыгина.
Предполагалось, что такая дума будет
совещательной, без права обсуждения бюджета и
основных законов империи. Рабочие не имели
избирательных прав. Такая “уступка” вызвала
возмущение всей оппозиции.
17 октября, в критический для самодержавия момент
царь подписал манифест, подготовленный С.Ю.Витте.
Вопрос о переменах в политического строя в
России в начале XX века до сих пор является
спopным среди историков. Одни утверждают, что
перемены – результат последовательных перемен с
эпохи реформ 60 – х годов XIX века, другие,
оспаривая эту точку зрения, считают, что это
результат революционных событий в начале XX
века”
III Первый аспект. Причины возникновения Государственной думы в России
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Государственная дума была создана в России вследствие эволюции органов Государственной власти, носила непрерывный, но постепенный хаpaктер с 60 – х годов XIX века.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. Реформирование общества было обусловлено исключительно давлением со стороны революционного движения.
Доказательства:
IV. Второй аспект. “Роль Манифеста 17 октября 1905 года в политической жизни России”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Манифест 17 октября провозгласил основы конституционного строя в России. Страна стала конституционной монархией.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. В 1906 – 1907 гг. царь осуществил отход от принципов 17 октября.
Доказательства:
V Третий аспект. “Итоги политического развития России в начале XX века”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. В политической жизни России произошли большие изменения.
Доказательства:
V. Раунд вопросов:
VI. Выводом к уроку служат видеоматериалы о деятельности Государственной Думы в начале XX века. Видеофильм “Изменение политической системы России в начале XX века”
VII Перспективы развития политической системы нашего государства
– С распадом СССР наступило трудное время для
России: мировой опыт показывает, переход от
тоталитарного общества к рыночной экономике
всегда сопряжен с огромными трудностями. Этот
переход, как правило, сопровождается болезненной
ломкой старых структур, сменой всего уклада
экономики и общественной жизни. В трудные 90 – е
годы шло и формирование новой политической
системы. События 3 – 4 октября 1993 года подвели
черту под советской формой Государственного
устройства России. 12 декабря 1993 года принята
новая Конституция РФ.
Это новая точка отсчета современной России. Наша
задача: дать оценку деятельности
Государственной Думы, охаpaктеризовать основные
тенденции развития политической власти в
современной России”
Историческая информационная справка.
21 сентября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин издал Указ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Р.Ф.” Этим указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов в Государственную Думу – нижнюю палату Федерального Собрания Р.Ф.
VIII Четвертый аспект. “Возрождение парламента и многопартийности – веление времени или стечение обстоятельств?”
Комaнда “Утверждения”
Аргумент. Страна осознанно сделала свой исторический выбор. Большинство населения поддержало переход к новому общественному строю.
Доказательства:
Комaнда “Отрицания”
Аргумент. В основу демократии положена идея сильного варианта президентской республики. Подсчитано, что объем президентских полномочий в четыре раза превышает объем парламентских.
Доказательства:
IX. Раунд вопросов к современным политикам
Задание для всех участников дебатов.
Представьте, что вам предстоит взять интервью у известного политика. Подумайте и запишите вопросы, ответы на которые вам хотелось бы услышать. Выступления экспертов. Учащиеся задают вопросы представителям власти, депутатам и гостям урока.
X Подведение итогов урока
– Что было главным объектом изучения на сегодняшнем уроке?
– Существует ли связь между политикой и смыслом, целью жизни человека?
Урок заканчивается словами:
“Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии”
В.В.Путин
(из послания Федеральному Собранию Р.Ф. 25 апреля 2005 года)
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
08 12 2023 23:44:41
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
07 12 2023 18:34:36
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
06 12 2023 14:15:53
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
05 12 2023 6:39:22
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
04 12 2023 15:52:43

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
03 12 2023 1:29:35
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
02 12 2023 8:43:25
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
01 12 2023 14:51:23
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
30 11 2023 7:55:23
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
29 11 2023 21:51:17
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
28 11 2023 8:55:42
Представлен конспект исторической игры "Меч и дипломатия Александра Невского" для учащихся 6-х классов....
27 11 2023 11:47:43
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
26 11 2023 15:51:44
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
...
25 11 2023 17:28:44
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
24 11 2023 22:22:42
В работе определены функции гражданского политического образования....
23 11 2023 8:42:18
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право".
Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
22 11 2023 16:54:55
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
21 11 2023 10:24:11
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
20 11 2023 1:57:58
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
19 11 2023 7:48:37
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
18 11 2023 11:17:58
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
17 11 2023 20:13:18
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
16 11 2023 20:14:52
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
15 11 2023 11:45:14
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
14 11 2023 6:12:10
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
13 11 2023 20:54:13

Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
12 11 2023 8:22:32
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
11 11 2023 23:11:29
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
10 11 2023 6:58:22
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
09 11 2023 12:58:42
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
08 11 2023 3:50:43
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
07 11 2023 0:47:25
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье.
...
06 11 2023 23:20:48
С помощью наглядного материала закрепляются полученные знания, усиливается интерес к истории США и к предмету в целом. Минусы урока: затрата времени на подготовку. Плюсы урока: элементы проектной деятельности, использование презентации в не оснащенном компьютерной техникой кабинете.
...
05 11 2023 12:23:14
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
04 11 2023 11:10:40
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
03 11 2023 0:41:42
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока.
...
02 11 2023 7:58:22
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
01 11 2023 11:28:34
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
31 10 2023 12:28:20
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
30 10 2023 16:29:57
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
29 10 2023 22:53:11
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
28 10 2023 7:40:16
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
27 10 2023 20:30:51
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
26 10 2023 2:37:17
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
25 10 2023 7:47:43
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
24 10 2023 21:35:43
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
23 10 2023 12:26:21
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
22 10 2023 11:13:57

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
21 10 2023 5:42:57
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
20 10 2023 0:24:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::