Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"
Цель: подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачева, который рождается в борьбе с официальной точкой зрения на вождя восстания под воздействием народного отношения к нему.
История для Пушкина – источник понимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего.
Слово учителя литературы
“Капитанская дочка” – последнее произведение
А.С.Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Помимо
этой повести Пушкин написал большую
историческую работу
Пушкинский Пугачев – человек, в душе которого
живут буйные силы: огненный темперамент,
яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая
энергия, властность, жестокость. Но облик
Пугачёва не был бы так притягателен, если бы
Пушкин не открыл в нем и художественно не
воплотил другую сторону его личности: доброту,
доверчивость, откровенность, поэтичность,
веселость.
– Зачем было Пушкину, помимо “Истории
Пугачёва”, писать и художественное
произведение?
Во-первых, он был неудовлетворен официальными
документами о восстании.
Во-вторых, отрицал Пугачёва как “прирожденного
злодея”, по мнению официальных источников.
В-третьих, живой интерес к другим источникам –
свидетельствам людей из народа, воспоминаниям
старожилов, слышавших рассказы о Пугачеве,
изменили мнение о нем самого автора, а сказать
правду о нем он мог только в художественном
произведении. Помимо высокой оценки Энергии,
таланта, неутомимости руководителей восстания
во главе с Емельяном Пугачевым, автору нужно было
дать исторический анализ восстания как
народного, в основе которого лежали непримиримые
противоречия между угнетенным народом и
господствующим классом, а также рассказать о
беспощадной классовой войне с обеих сторон.
История и литература настолько переплетены в
этом художественном произведении, что, только
изучая эти два источника, мы можем разгадать
тайну героев Пушкина.
Историческая справка к восстанию
Емельяна Пугачева.
Хаpaктеристика исторической обстановки в России
в 60 – 70-е годы XVIII века (из “Истории Пугачева”
А.С.Пушкина)
Учитель истории. Рассматривая
царствование Екатерины П как эпоху расцвета
крепостного права, мы видим, что народный гнев,
вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774
годов, был ответом на чудовищное экономическое,
правовое, мopaльное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания
крестьян. Как правило, они носили местный
хаpaктер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725
по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а
монастырские – 57 раз. Для подавления волнений
вызывались армейские полки, но регулярные части
так и не смогли ликвидировать небольшие
“партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки
только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских
выступлений. Все эти бунты, вспыхивая
повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали
гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775
гг.
Давайте попытаемся разобраться, что толкало
крестьян на бунт? И почему из сотен бунтов и
бунтовщиков в исторической памяти осталось
восстание под предводительством Пугачева?
Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
Обратимся к документу:
Положение крепостного крестьянства:
1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)
Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употрeбллять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их пoxoтят…
2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)
Когда кто не из дворян и неимеющих чинов
осмелится высочайшую ее величества особу
подачей в собственные руки челобитен утруждать:
то за первое дерзновение отсылать таковых в
работу на каторгу на месяц; за второе с
наказанием публично,отсылать туда же на год,
возвращая оных по прошествии срока на прежние
жилища;а за третье преступление с наказанием
публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с
зачетом крепостных помещикам их в рекруты.
А для повсеместного о сем сведения и исполнения
сей указ… целый месяц в каждом месте в
праздничные и воскресные дни, а по прошествии
месяца ежегодно по одному разу во время храмовых
праздников читать по всем церквам…
Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)
№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.
№ 468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.
Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”
Помещики не имели по закону права над жизнью и cмepтью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались cмepтью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся cмepтью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.
Вопросы: (после прочтения документов)
– Каково было положение крепостных крестьян?
– Какие наказания применяли помещики по
отношению к своим крестьянам?
– Соответствовали ли “преступления” и
наказания?
– О чем говорят данные о количестве и мере
наказанных помещиков?
– Какова была государственная политика в
отношении крестьян?
– Почему же возникли слухи о якобы выжившем
Петре III?
– Какие исторические факты мы находим о Емельяне
Пугачеве?
– Итак, каковы же, на ваш взгляд, причины
восстания?
Вопросы:
1. В чем причина несовпадения образа Екатерины в
повести с ее хаpaктеристикой в исторических
работах Пушкина?
2. Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
3. Все ли дворяне были сторонниками Екатерины?
Какой контраст существовал между жизнью
помещиков и жизнью крестьян?
4. Почему возникли слухи о якобы выжившем Петре III?
5. Какую историческую справку мы находим о
Емельяне Пугачёве?
6. Что отмечает Пушкин-историк в восстании?
7. Какую оценку дал Пушкин, дворянин по
происхождению, восстанию?
Слово учителя литературы: Тема сегодняшнего урока – “Пугачевское восстание и образ Пугачева.” В главах повести:
- 2 гл. “Вожатый”.
- 6 гл. “Пугачевщина”.
- 7 гл. “Приступ”.
- 8 гл. “Незваный гость”.
- 9 гл. “Разлука”.
- 11 гл. “Мятежная слобода”.
- 12 гл. “Сирота” –
дается художественный образ Пугачева. Нам необходимо на этих уроках проанализировать эти главы и прийти к выводу, в чем правда и в чем художественный вымысел?
Необычные встречи Пугачева и Гринева:
1-я встреча (гл. 2):
– Что хотел подчеркнуть Пушкин, дав 2 главе
название “Вожатый”?
– Кто встречается на постоялом дворе с
Пугачевым?
– Какой вывод мы можем сделать?
6 гл. – Как отражаются отзвуки подготовки к восстанию в Белогорской крепости?
2-я встреча (7 гл.):
– Эта глава называется “Приступ”. Конфликт дошел до высшей точки: Пугачев пошел на приступ крепости. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг против друга. Посмотрите, что происходит в каждом из враждующих лагерей?
Ответ:
1 лагерь: Комaндование крепости сделало все, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.
Учитель-историк: Пугачев большое
внимание уделял военной подготовке своих
“солдат”. В связи с этим случались курьёзы:
отставной артиллерист Иван Белобородов так
вымуштровал свои отряд, что пугачевцы приняли
его за карательную комaнду, высланную против них.
Войско Пугачева имело свою организационную
структуру. К примеру, под стенами Оренбурга
создавались казачьи, башкирские, крестьянские и
горнозаводские полки, которые делились на сотни
и десятки. Во главе этих подразделений стояли
полковники, есаулы, хорунжие. Всего войсковых
комaндиров насчитывалось до 200 человек, среди
которых было 52 казака, 38 крепостных крестьян, 35
заводских рабочих, 62 представителя различных
народов.
Повстанческая армия имела артиллерию. Что
касается иного вооружения, то казаки и солдаты
имели ружья, конница вооружена была луками и
саблями, а большинство крестьян – топорами,
вилами, рогатинами и т.п.
Для руководства повстанческой армии была
создана Военная коллегия (10 человек). По своим
функциям она была:
1. Главным штабом армии.
2. Высшей судебной инстанцией.
3. Органом снабжения войска.
2 лагерь:
– Кто привлекает наше особое внимание? (Человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке. Этот человек смел и стоек. Когда после первого выстрела пугачевцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачев один остался впереди.)
– Крепость взята. Как далее развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачева? (“Жители выходили из домов с хлебом и солью”, “раздавался колокольный звон”, “народ повалил на площадь”, “отец Герасим стоял на площади с крестом в руках…”.)
Вывод: народ с восставшими.
– Казнь капитана Миронова , Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны не может не потрясти .Это единственный эпизод, говорящий о жестокости Пугачева.
– Можно ли было обойтись в повести без него? (Нельзя. Надо было показать, что Пугачев стихиен и безудержен в жестокости, как стихийно и безудержно само восстание.)
А наш уважаемый капитан Миронов ?
– Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?
– Что хотел сказать Пушкин этими двумя жесткими эпизодами? (Пушкин хотел подчеркнуть, что и расправы с восставшими были неимоверно жестокими.)
– Что пишет постаревший Гринев о русском бунте? (“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”)
3 встреча Пугачева и Гринева происходит в 8 главе “Незваный гость”. Образ Пугачева опять выступает в поэтическом ореоле.
– В каком мopaльном состоянии духа находились наши герои и как поменялось их настроение в конце встречи?
Составление таблицы
Пугачев |
Гринев |
+ 10 казачьих старшин, “разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами” | Он в отчаянии: 1. Казнь товарищей |
Лицо у Пугачева то же, которое он увидел в памятную вьюжную ночь. | 2. Его предcмepтный ужас |
Это уже не пьяное сборище, а военный совет: пугачевцы совещались, анализировали последние бои, строили планы о будущих действиях. | 3. Чудесное спасение 4. Волнение о судьбе Маши |
Все свободно оспаривали мнение Пугачева. | 5. Неопределенность собственного положения |
Звучит песня (выразительно читает ученик).
– Какое действие произвела эта песня на Гринёва? (Теперь Гринёв видит не “красные рожи”, а “грозные лица”, слышит “стройные голоса”. Теперь ужас потрясает Гринева.)
– Где источник этого потрясения? (В том, что он понимает: пугачевцы поют о судьбе, ведь судьба добра-молодца – их судьба).
Учитель: Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, обреченных виселице. Так как же поменялось настроение героев в конце встречи? (Пугачев по-прежнему симпатизирует Гриневу, а настроение меняется у Гринева.)
– Пугачев остается вдвоем с Гриневым и пытается убедить того, что перед ним Петр III. Как язык Пугачева выдает в нем мужика?
Пугачев |
Гринев |
“Принял на себя вид важный и таинственный”, старается говорить важно, но проскальзывают слова: “старый хрыч”. | Гриневу стало смешно: Пугачев не убедил его, что он царь и на вопрос Пугачева, верит ли он, что перед ним царь, честно отвечает, что нет. |
Гринева назвал “ваше благородие”, а
потом спохватывается, пытается говорить, как ему
кажется, говорят цари: “Я помиловал тебя… я тебя
пожалую…” Но проскальзывают просторечия: “Я , чаю, небос овчинку показалось”. “А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга”, “Я сразу узнал старого хрыча”. |
Пугачев предлагает послужить ему
верой и правдой. Гринев отказывается. Пугачев хочет взять с Гринева обещание “по крайней мере против него не служить”. Гринев и на этот раз отказывается. Гринев логическими рассуждениями, не теряя присутствия духа, убеждает Пугачева понять его. |
Раз Гринев не верит ему, то он сбрасывает личину царя и предстает простым человеком, человеком из народа: говорит народным языком, много пословиц и поговорок: “Разве не удачи удалому?”, “Кто не поп, тот батька”. |
Вывод: (учитель) Народные пословицы
утверждают его уверенность в себе, в своей удали,
удачливости, в соих возможностях стать
“батькой”, т.е. возглавить восстание.
Пугачев настроен мирно, у Гринева тоже прошел
запал назвать Пугачева вором и самозванцем вслед
за своими погибшими товарищами.
Пугачев до конца проявляет доброту и
великодушие, он платит добром за добро.
Гринев, оставаясь верным своим принципам,
пытается найти человеческие струнки в душе
Пугачева:”Рассуди, могу ли я признать в тебе
государя? Ты человек смышленый”
Мы видим, как чувство благодарности к Гриневу за
его щедрость – глава “Вожатый”– переросло в
привязанность и глубокое доверие к нему.
Гринев же во всех тяжелых жизненных
обстоятельствах сохранял доброту и
благородство. Благородство его поведения
заключалось в прямоте, смелости и честности.
Добр и сердечен был Пугачев к Гриневу. Гринев, в
свою очередь, тоже полюбил Пугачева. Из каких
поступков героя мы видим это? (В 12 главе Гринев
“долго смотрел на белую степь, по которой
неслась его тройка”. Слов мало, но за ними мы
чувствуем взволнованность молодого человека.)
– Когда же восстание было подавлено, Гринев издалека едет в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед казнью. Для капитана Миронова, Ивана Игнатьевича Пугачев безоговорочно – враг. На долю же Гринева выпало остаться жить, испытать доброту и ласку врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Какой же вывод мы делаем? (Значит мужество людей может проявляться по-разному и в разных обстоятельствах. Главное – быть верным своим принципам и себе, сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство.)
ХI глава – “Мятежная слобода”
Главное действующее лицо – Пугачев. Он представлен в 2 планах:
1. В своем дворце в окружении старшин.
2. В откровенной задушевной беседе с Гриневым.
– Почему этот смешной игрушечный дворец производил впечатление на тех, кто пошел за Пугачевым? (Народу он казался настоящим. Для крестьян нет ничего удивительного, что во “дворце” в приемной “рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками”. Зато стены оклеены золотой бумагой – это кажется признаком роскоши.)
– Возникает проблемная ситуация: как быть Гриневу, как действовать? Отказав Пугачеву во всех его просьбах, просить его еще раз и тем самым нарущить воинскую дисциплину, воинский долг или нарушить другой долг – верности, преданности любимой дeвyшке?
– Почему эта просьба могла иметь для Гринева печальные последствия? (Во-первых, Гринев обращался к Пугачеву со вторичной просьбой, а это означало злоупотрeбллять милость Пугачева. Во-вторых, просить за дочь повешенного коменданта, которая находилась в руках Швабрина, было вдвойне опасно: надо было лгать, выдавая Машу за племянницу попадьи. Для правдивого Гринева это было тяжело, да и обман мог открыться: взбешенный Швабрин был способен все рассказать предводителю восстания. В-третьих. Встреча Гринева и Пугачева на этот раз происходила при свидетелях: на него подозрительно смотрели Белобородов и Хлопуша, немедленно заключившие, что Гринев, приехавший из осажденного Оренбурга, подослан оттуда как шпион. Кроме того, Белобородов и Хлопуша видят, что Гринев, разговаривая с Пугачевым, не величает его государем, и это также могло вызвать их возмущение.)
– Как Пугачев отнесся к просьбе Гринева? (Он отзывчиво и весело спросил Гринева о его невесте.)
– А как в Оренбурге генерал Р. Отнесся к беспокойству Гринева о Маше? (Без всякого внимания, хотя знал, что любимая им дeвyшка – дочь капитана Миронова, погибшего cмepтью храбрых.)
– Это противопоставление у Пушкина не случайно. Что хочет подчеркнуть этим автор? Какое слово в просьбе Гринева особенно резануло Пугачева и задело его? (“Кто из моих людей смеет обижать сироту?”. Глубоко нравственное народное представление о том, что обижать сирот преступно, что это – великий грех, живо в душе представителя восстания.)
– Теперь внимательно рассмотрим облик ближайших соратников Пугачева. Кто они – Белобородов и Хлопуша? (Гринев, говоря о Хлопуше,так описыавет его внешность: “Был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу придавали его широкому рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе и в казацких шароварах”.)
– Что во внешности Хлопуши так поразило Гринева, почему ему кажется, что он ввек его не забудет? (“Сверкающие глаза” в сочетании с обезображенным пыткой лицом – “нос без ноздрей”, “красноватые пятна на лбу”– говорят о несгибаемой силе этого человека.)
– Прислушаемся к словам Хлопуши, сказанным им Белобородову: “Я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором”. Каким мы видим Хлопушу? (Живым героем народной песни, беспощадным мстителем.)
– А Белобородов? (Полная противоположность Хлопуше и по внешности, и по складу натуры. Хлопуша – воплощение размаха восстания, сродни Пугачеву (недаром его любимец). Белобородов – маленький сухой старик, деловитый, с холодным рассудком, подозрительный, полный жестокой ненависти к классовым врагам.)
– Перебранка старшин по поводу шпионства Гринева кончается замечательными по своему содержанию словами Пугачева:”Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной: беда, если наши кобели меж собою перегрызутся.”. Что хотел сказать этой фразой Пугачев? (Пугачев не вмешивается в пререкания своих соратников по вопросу, не имеющему принципиального значения, он прекращает спор фразой грубоватой, мужицкой, но полной глубокого значения:Пугачев выше этих людей, дальше видит, глубже понимает, как важно единство и согласие в его штабе. В штабе Пугачева были разные люди, и его слова оказались пророческими, хотя и не Белобородов, и не Хлопуша погубили Пугачева – они погибли раньше своего предводителя.)
– А что история говорит о соратниках Пугачева? (Афанасий Тимофеевич Соколов (Хлопуша) по происхождению крестьянин Тверской губернии. За лихую жизнь попал на каторгу, дважды бежал и к началу осады Оренбурга находился в заключении в крепости. Губернатору Оренбурга Рейнсдорпу пришла в голову “счастливая” мысль: заслать Хлопушу в стан врага и возмутить казаков на бунт против Пугачева, а самозванца схватить и привести к губернатору. Прибыв в стан Пугачева, он передал все указы Рейнсдорпа самому атаману и стал его верным сподвижником. Салават Юлаев – башкирец, перешедший на сторону Пугачева. Иван Зарубин – Чика, казак, комaндовавший повстанческой армией и получивший титул графа Чернышева.)
Вывод на экране:
Взаимоотношения вождя восстания с ближайшими соратниками 1. Пугачев не был самовластен, он ничего
не предпринимал без согласия своих старшин, они
же часто действовали без его ведома, а иногда и
вопреки его воле. |
Слово учителя:
– Постараемся представить себе зимнее
утро, несущуюся тройку лошадей, звон
колокольчика, дремлющего Савельича и
погрузившихся в думы путников – Гринева и
Пугачева, “таинственно связанных между собой”.
Найдем в тексте слова (гл. 12) “Вдруг Пугачев
прервал мои размышления…” – прервал потому, что
они с Гриневым уже “старые знакомые”, кроме
того, Пугачев полюбил Гринева, и ему хотелось побеседовать
с ним по душам. Трезво ли оценивает положение
вещей Пугачев? Что отвечает он на вопрос
Гринева: “А ты полагаешь идти на Москву?” (Вопрос
отрезвил Пугачева, заставил задуматься. И мы
слышим приглушенную, полную совсем других
интонаций фразу:”Улица моя тесна; воли мне мало,
Ребята мои умничают, Они воры. Мне должно держать
ухо востро; при первой неудаче они свою шею
выкупят моею головою”.)
– Почему Пугачев доверяет Гриневу тайну? Как реагирует Гринев на откровенное признание Пугачева? (“Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию Государыни?”)
– Гринев дает Пугачеву “благоразумный”, с его точки зрения, совет??? (Гринев хочет добра Пугачеву, хочет спасти его, но совет этот наивен. Гринев не понимает, что восстание, которое возглавил Пугачев, – дело всей его жизни, что он во власти стихии, за ним идут массы людей. Полные надежд.Совет Гринева “отстать от них” свидетельствует о том, что он рассматривает грандиозное народное восстание как разбойничий налет и наивно запугивает Пугачева расправой с ним.)
Анализ сказки об орле и вороне.
– Как понял сказку Гринев? О чем говорит оценка его “затейлива”? (“Затейлива” – значит забавна, интересна, любопытна. Он понял и то, что Пугачев сравнивает себя с орлом.Но Гринев отнимает у Пугачева орлиное начало: Гринев не хочет видеть в Пугачеве орла: “…жить убийством и разбоем – значит по мне клевать мертвечину”,– возражает от Пугачеву.)
– А Пушкин кем видит Пугачева? (по эпиграфу) (Пушкин, сравнивая Пугачева со львом, видит в нем сильную, могучую личность, которой свойственны неожиданные душевные порывы и страсти: и жестокость, и доброта, и “ласковость”. В ответе же Гринева нет ни истинного понимания происходящих событий, ни объективной оценки личности Пугачева. В словах Гринева – ограниченность человека, который не может подняться над своими сословными представлениями, а Пушкин – смог!)
12-я глава. Чтение сцены прощания.
– Каким предстает Пугачев в эти последние минуты встречи с Гриневым? (Горькая усмешка, грозный взгляд в сторону Швабрина: “устремил огненные свои глаза”, “лицо омрачилось” – в сторону Гринева. Вывод: необыкновенно богатый внутренний мир.)
– Так каким же мы видим Пугачева в повести и согласна ли официальная наука история с А.С.Пушкиным?
Приложение
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 6:57:25
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 12:20:11
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 0:47:47
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 0:42:10
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 7:23:25
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 12:31:21
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 11:22:47
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 15:38:59
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 10:35:47
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 6:53:46
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 17:10:55
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 13:25:43
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 23:29:25
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 19:45:18
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 3:53:34
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 13:23:39
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 6:55:30
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 8:50:41
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 23:24:21
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 22:22:47
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 12:57:32
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 12:47:55
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 22:56:54
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 2:59:52
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 17:43:39
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 4:19:19
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 4:14:24
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 4:40:36
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 21:52:44
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 19:47:12
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 23:35:51
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 19:27:59
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 21:33:48
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 23:44:27
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 0:42:55
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 5:46:38
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 3:17:33
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 15:19:47
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 15:17:37
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 6:13:31
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 19:32:56
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 5:27:25
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 21:53:38
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 18:23:22
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 22:43:13
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 12:53:48
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 5:15:14
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 0:11:28
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 8:24:52
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 8:49:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::