Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева"
Цель: подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачева, который рождается в борьбе с официальной точкой зрения на вождя восстания под воздействием народного отношения к нему.
История для Пушкина – источник понимания настоящего и ключ к предугадыванию будущего.
Слово учителя литературы
“Капитанская дочка” – последнее произведение
А.С.Пушкина, крупнейшее явление его прозы. Помимо
этой повести Пушкин написал большую
историческую работу
Пушкинский Пугачев – человек, в душе которого
живут буйные силы: огненный темперамент,
яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая
энергия, властность, жестокость. Но облик
Пугачёва не был бы так притягателен, если бы
Пушкин не открыл в нем и художественно не
воплотил другую сторону его личности: доброту,
доверчивость, откровенность, поэтичность,
веселость.
– Зачем было Пушкину, помимо “Истории
Пугачёва”, писать и художественное
произведение?
Во-первых, он был неудовлетворен официальными
документами о восстании.
Во-вторых, отрицал Пугачёва как “прирожденного
злодея”, по мнению официальных источников.
В-третьих, живой интерес к другим источникам –
свидетельствам людей из народа, воспоминаниям
старожилов, слышавших рассказы о Пугачеве,
изменили мнение о нем самого автора, а сказать
правду о нем он мог только в художественном
произведении. Помимо высокой оценки Энергии,
таланта, неутомимости руководителей восстания
во главе с Емельяном Пугачевым, автору нужно было
дать исторический анализ восстания как
народного, в основе которого лежали непримиримые
противоречия между угнетенным народом и
господствующим классом, а также рассказать о
беспощадной классовой войне с обеих сторон.
История и литература настолько переплетены в
этом художественном произведении, что, только
изучая эти два источника, мы можем разгадать
тайну героев Пушкина.
Историческая справка к восстанию
Емельяна Пугачева.
Хаpaктеристика исторической обстановки в России
в 60 – 70-е годы XVIII века (из “Истории Пугачева”
А.С.Пушкина)
Учитель истории. Рассматривая
царствование Екатерины П как эпоху расцвета
крепостного права, мы видим, что народный гнев,
вылившийся в грандиозное восстание 1773 – 1774
годов, был ответом на чудовищное экономическое,
правовое, мopaльное подавление народа.
Типичным явлением для ХVIII века были восстания
крестьян. Как правило, они носили местный
хаpaктер, но вспыхивали постоянно: за период с 1725
по 1762 годы помещичьи крестьяне бунтовали 37 раз, а
монастырские – 57 раз. Для подавления волнений
вызывались армейские полки, но регулярные части
так и не смогли ликвидировать небольшие
“партизанские отряды” беглых крестьян.
Окончательно утвердившиеся крепостные порядки
только в 1762 –1769 годах вызвали 120 крестьянских
выступлений. Все эти бунты, вспыхивая
повсеместно, быстро гасли, но уже предвещали
гигантский пожар Пугачевского восстания 1773 –1775
гг.
Давайте попытаемся разобраться, что толкало
крестьян на бунт? И почему из сотен бунтов и
бунтовщиков в исторической памяти осталось
восстание под предводительством Пугачева?
Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
Обратимся к документу:
Положение крепостного крестьянства:
1. Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу (1765 г.)
Буде кто из помещиков людей своих… отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употрeбллять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их пoxoтят…
2. Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков (1767 г.)
Когда кто не из дворян и неимеющих чинов
осмелится высочайшую ее величества особу
подачей в собственные руки челобитен утруждать:
то за первое дерзновение отсылать таковых в
работу на каторгу на месяц; за второе с
наказанием публично,отсылать туда же на год,
возвращая оных по прошествии срока на прежние
жилища;а за третье преступление с наказанием
публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с
зачетом крепостных помещикам их в рекруты.
А для повсеместного о сем сведения и исполнения
сей указ… целый месяц в каждом месте в
праздничные и воскресные дни, а по прошествии
месяца ежегодно по одному разу во время храмовых
праздников читать по всем церквам…
Расправа помещика с провинившимися крестьянами “Журнал” (1763–1765 гг.)
№ 410. Нашему человеку Ивану Владимирову нами приказано было, чтоб окорока свиные оба сделать на буженину с чесноком, другой с луком, а нами велено лопатку с луком сделать, и он приказу нашего не исполнил, за что вычесть у него в будущей 764 год из положенного жалованья рубль, а ежели посему исполнено и вычтено не будет, то у кого сей наш журнал, того сечь на дровнях, давая по сту ударов нещадно.
№ 468. Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, того сечь розгами, давая по пяти твсяч раз нещадно.
№ 510. Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребенка, да для чищенья платья невозьмется щетка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч нещадно.
Семевский В.И. “Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1881”
Помещики не имели по закону права над жизнью и cмepтью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались cмepтью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся cмepтью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями. …Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5.
Вопросы: (после прочтения документов)
– Каково было положение крепостных крестьян?
– Какие наказания применяли помещики по
отношению к своим крестьянам?
– Соответствовали ли “преступления” и
наказания?
– О чем говорят данные о количестве и мере
наказанных помещиков?
– Какова была государственная политика в
отношении крестьян?
– Почему же возникли слухи о якобы выжившем
Петре III?
– Какие исторические факты мы находим о Емельяне
Пугачеве?
– Итак, каковы же, на ваш взгляд, причины
восстания?
Вопросы:
1. В чем причина несовпадения образа Екатерины в
повести с ее хаpaктеристикой в исторических
работах Пушкина?
2. Когда происходили события, описанные в
“Капитанской дочке”?
3. Все ли дворяне были сторонниками Екатерины?
Какой контраст существовал между жизнью
помещиков и жизнью крестьян?
4. Почему возникли слухи о якобы выжившем Петре III?
5. Какую историческую справку мы находим о
Емельяне Пугачёве?
6. Что отмечает Пушкин-историк в восстании?
7. Какую оценку дал Пушкин, дворянин по
происхождению, восстанию?
Слово учителя литературы: Тема сегодняшнего урока – “Пугачевское восстание и образ Пугачева.” В главах повести:
- 2 гл. “Вожатый”.
- 6 гл. “Пугачевщина”.
- 7 гл. “Приступ”.
- 8 гл. “Незваный гость”.
- 9 гл. “Разлука”.
- 11 гл. “Мятежная слобода”.
- 12 гл. “Сирота” –
дается художественный образ Пугачева. Нам необходимо на этих уроках проанализировать эти главы и прийти к выводу, в чем правда и в чем художественный вымысел?
Необычные встречи Пугачева и Гринева:
1-я встреча (гл. 2):
– Что хотел подчеркнуть Пушкин, дав 2 главе
название “Вожатый”?
– Кто встречается на постоялом дворе с
Пугачевым?
– Какой вывод мы можем сделать?
6 гл. – Как отражаются отзвуки подготовки к восстанию в Белогорской крепости?
2-я встреча (7 гл.):
– Эта глава называется “Приступ”. Конфликт дошел до высшей точки: Пугачев пошел на приступ крепости. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг против друга. Посмотрите, что происходит в каждом из враждующих лагерей?
Ответ:
1 лагерь: Комaндование крепости сделало все, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.
Учитель-историк: Пугачев большое
внимание уделял военной подготовке своих
“солдат”. В связи с этим случались курьёзы:
отставной артиллерист Иван Белобородов так
вымуштровал свои отряд, что пугачевцы приняли
его за карательную комaнду, высланную против них.
Войско Пугачева имело свою организационную
структуру. К примеру, под стенами Оренбурга
создавались казачьи, башкирские, крестьянские и
горнозаводские полки, которые делились на сотни
и десятки. Во главе этих подразделений стояли
полковники, есаулы, хорунжие. Всего войсковых
комaндиров насчитывалось до 200 человек, среди
которых было 52 казака, 38 крепостных крестьян, 35
заводских рабочих, 62 представителя различных
народов.
Повстанческая армия имела артиллерию. Что
касается иного вооружения, то казаки и солдаты
имели ружья, конница вооружена была луками и
саблями, а большинство крестьян – топорами,
вилами, рогатинами и т.п.
Для руководства повстанческой армии была
создана Военная коллегия (10 человек). По своим
функциям она была:
1. Главным штабом армии.
2. Высшей судебной инстанцией.
3. Органом снабжения войска.
2 лагерь:
– Кто привлекает наше особое внимание? (Человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке. Этот человек смел и стоек. Когда после первого выстрела пугачевцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачев один остался впереди.)
– Крепость взята. Как далее развивает рассказчик мысль о народном признании Пугачева? (“Жители выходили из домов с хлебом и солью”, “раздавался колокольный звон”, “народ повалил на площадь”, “отец Герасим стоял на площади с крестом в руках…”.)
Вывод: народ с восставшими.
– Казнь капитана Миронова , Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны не может не потрясти .Это единственный эпизод, говорящий о жестокости Пугачева.
– Можно ли было обойтись в повести без него? (Нельзя. Надо было показать, что Пугачев стихиен и безудержен в жестокости, как стихийно и безудержно само восстание.)
А наш уважаемый капитан Миронов ?
– Как в эпизоде с башкирцем можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого?
– Что хотел сказать Пушкин этими двумя жесткими эпизодами? (Пушкин хотел подчеркнуть, что и расправы с восставшими были неимоверно жестокими.)
– Что пишет постаревший Гринев о русском бунте? (“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”)
3 встреча Пугачева и Гринева происходит в 8 главе “Незваный гость”. Образ Пугачева опять выступает в поэтическом ореоле.
– В каком мopaльном состоянии духа находились наши герои и как поменялось их настроение в конце встречи?
Составление таблицы
Пугачев |
Гринев |
+ 10 казачьих старшин, “разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами” | Он в отчаянии: 1. Казнь товарищей |
Лицо у Пугачева то же, которое он увидел в памятную вьюжную ночь. | 2. Его предcмepтный ужас |
Это уже не пьяное сборище, а военный совет: пугачевцы совещались, анализировали последние бои, строили планы о будущих действиях. | 3. Чудесное спасение 4. Волнение о судьбе Маши |
Все свободно оспаривали мнение Пугачева. | 5. Неопределенность собственного положения |
Звучит песня (выразительно читает ученик).
– Какое действие произвела эта песня на Гринёва? (Теперь Гринёв видит не “красные рожи”, а “грозные лица”, слышит “стройные голоса”. Теперь ужас потрясает Гринева.)
– Где источник этого потрясения? (В том, что он понимает: пугачевцы поют о судьбе, ведь судьба добра-молодца – их судьба).
Учитель: Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, обреченных виселице. Так как же поменялось настроение героев в конце встречи? (Пугачев по-прежнему симпатизирует Гриневу, а настроение меняется у Гринева.)
– Пугачев остается вдвоем с Гриневым и пытается убедить того, что перед ним Петр III. Как язык Пугачева выдает в нем мужика?
Пугачев |
Гринев |
“Принял на себя вид важный и таинственный”, старается говорить важно, но проскальзывают слова: “старый хрыч”. | Гриневу стало смешно: Пугачев не убедил его, что он царь и на вопрос Пугачева, верит ли он, что перед ним царь, честно отвечает, что нет. |
Гринева назвал “ваше благородие”, а
потом спохватывается, пытается говорить, как ему
кажется, говорят цари: “Я помиловал тебя… я тебя
пожалую…” Но проскальзывают просторечия: “Я , чаю, небос овчинку показалось”. “А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга”, “Я сразу узнал старого хрыча”. |
Пугачев предлагает послужить ему
верой и правдой. Гринев отказывается. Пугачев хочет взять с Гринева обещание “по крайней мере против него не служить”. Гринев и на этот раз отказывается. Гринев логическими рассуждениями, не теряя присутствия духа, убеждает Пугачева понять его. |
Раз Гринев не верит ему, то он сбрасывает личину царя и предстает простым человеком, человеком из народа: говорит народным языком, много пословиц и поговорок: “Разве не удачи удалому?”, “Кто не поп, тот батька”. |
Вывод: (учитель) Народные пословицы
утверждают его уверенность в себе, в своей удали,
удачливости, в соих возможностях стать
“батькой”, т.е. возглавить восстание.
Пугачев настроен мирно, у Гринева тоже прошел
запал назвать Пугачева вором и самозванцем вслед
за своими погибшими товарищами.
Пугачев до конца проявляет доброту и
великодушие, он платит добром за добро.
Гринев, оставаясь верным своим принципам,
пытается найти человеческие струнки в душе
Пугачева:”Рассуди, могу ли я признать в тебе
государя? Ты человек смышленый”
Мы видим, как чувство благодарности к Гриневу за
его щедрость – глава “Вожатый”– переросло в
привязанность и глубокое доверие к нему.
Гринев же во всех тяжелых жизненных
обстоятельствах сохранял доброту и
благородство. Благородство его поведения
заключалось в прямоте, смелости и честности.
Добр и сердечен был Пугачев к Гриневу. Гринев, в
свою очередь, тоже полюбил Пугачева. Из каких
поступков героя мы видим это? (В 12 главе Гринев
“долго смотрел на белую степь, по которой
неслась его тройка”. Слов мало, но за ними мы
чувствуем взволнованность молодого человека.)
– Когда же восстание было подавлено, Гринев издалека едет в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед казнью. Для капитана Миронова, Ивана Игнатьевича Пугачев безоговорочно – враг. На долю же Гринева выпало остаться жить, испытать доброту и ласку врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Какой же вывод мы делаем? (Значит мужество людей может проявляться по-разному и в разных обстоятельствах. Главное – быть верным своим принципам и себе, сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство.)
ХI глава – “Мятежная слобода”
Главное действующее лицо – Пугачев. Он представлен в 2 планах:
1. В своем дворце в окружении старшин.
2. В откровенной задушевной беседе с Гриневым.
– Почему этот смешной игрушечный дворец производил впечатление на тех, кто пошел за Пугачевым? (Народу он казался настоящим. Для крестьян нет ничего удивительного, что во “дворце” в приемной “рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками”. Зато стены оклеены золотой бумагой – это кажется признаком роскоши.)
– Возникает проблемная ситуация: как быть Гриневу, как действовать? Отказав Пугачеву во всех его просьбах, просить его еще раз и тем самым нарущить воинскую дисциплину, воинский долг или нарушить другой долг – верности, преданности любимой дeвyшке?
– Почему эта просьба могла иметь для Гринева печальные последствия? (Во-первых, Гринев обращался к Пугачеву со вторичной просьбой, а это означало злоупотрeбллять милость Пугачева. Во-вторых, просить за дочь повешенного коменданта, которая находилась в руках Швабрина, было вдвойне опасно: надо было лгать, выдавая Машу за племянницу попадьи. Для правдивого Гринева это было тяжело, да и обман мог открыться: взбешенный Швабрин был способен все рассказать предводителю восстания. В-третьих. Встреча Гринева и Пугачева на этот раз происходила при свидетелях: на него подозрительно смотрели Белобородов и Хлопуша, немедленно заключившие, что Гринев, приехавший из осажденного Оренбурга, подослан оттуда как шпион. Кроме того, Белобородов и Хлопуша видят, что Гринев, разговаривая с Пугачевым, не величает его государем, и это также могло вызвать их возмущение.)
– Как Пугачев отнесся к просьбе Гринева? (Он отзывчиво и весело спросил Гринева о его невесте.)
– А как в Оренбурге генерал Р. Отнесся к беспокойству Гринева о Маше? (Без всякого внимания, хотя знал, что любимая им дeвyшка – дочь капитана Миронова, погибшего cмepтью храбрых.)
– Это противопоставление у Пушкина не случайно. Что хочет подчеркнуть этим автор? Какое слово в просьбе Гринева особенно резануло Пугачева и задело его? (“Кто из моих людей смеет обижать сироту?”. Глубоко нравственное народное представление о том, что обижать сирот преступно, что это – великий грех, живо в душе представителя восстания.)
– Теперь внимательно рассмотрим облик ближайших соратников Пугачева. Кто они – Белобородов и Хлопуша? (Гринев, говоря о Хлопуше,так описыавет его внешность: “Был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу придавали его широкому рябому лицу выражение неизъяснимое. Он был в красной рубахе и в казацких шароварах”.)
– Что во внешности Хлопуши так поразило Гринева, почему ему кажется, что он ввек его не забудет? (“Сверкающие глаза” в сочетании с обезображенным пыткой лицом – “нос без ноздрей”, “красноватые пятна на лбу”– говорят о несгибаемой силе этого человека.)
– Прислушаемся к словам Хлопуши, сказанным им Белобородову: “Я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговором”. Каким мы видим Хлопушу? (Живым героем народной песни, беспощадным мстителем.)
– А Белобородов? (Полная противоположность Хлопуше и по внешности, и по складу натуры. Хлопуша – воплощение размаха восстания, сродни Пугачеву (недаром его любимец). Белобородов – маленький сухой старик, деловитый, с холодным рассудком, подозрительный, полный жестокой ненависти к классовым врагам.)
– Перебранка старшин по поводу шпионства Гринева кончается замечательными по своему содержанию словами Пугачева:”Не беда, если б и все оренбургские собаки дрыгали ногами под одной перекладиной: беда, если наши кобели меж собою перегрызутся.”. Что хотел сказать этой фразой Пугачев? (Пугачев не вмешивается в пререкания своих соратников по вопросу, не имеющему принципиального значения, он прекращает спор фразой грубоватой, мужицкой, но полной глубокого значения:Пугачев выше этих людей, дальше видит, глубже понимает, как важно единство и согласие в его штабе. В штабе Пугачева были разные люди, и его слова оказались пророческими, хотя и не Белобородов, и не Хлопуша погубили Пугачева – они погибли раньше своего предводителя.)
– А что история говорит о соратниках Пугачева? (Афанасий Тимофеевич Соколов (Хлопуша) по происхождению крестьянин Тверской губернии. За лихую жизнь попал на каторгу, дважды бежал и к началу осады Оренбурга находился в заключении в крепости. Губернатору Оренбурга Рейнсдорпу пришла в голову “счастливая” мысль: заслать Хлопушу в стан врага и возмутить казаков на бунт против Пугачева, а самозванца схватить и привести к губернатору. Прибыв в стан Пугачева, он передал все указы Рейнсдорпа самому атаману и стал его верным сподвижником. Салават Юлаев – башкирец, перешедший на сторону Пугачева. Иван Зарубин – Чика, казак, комaндовавший повстанческой армией и получивший титул графа Чернышева.)
Вывод на экране:
Взаимоотношения вождя восстания с ближайшими соратниками 1. Пугачев не был самовластен, он ничего
не предпринимал без согласия своих старшин, они
же часто действовали без его ведома, а иногда и
вопреки его воле. |
Слово учителя:
– Постараемся представить себе зимнее
утро, несущуюся тройку лошадей, звон
колокольчика, дремлющего Савельича и
погрузившихся в думы путников – Гринева и
Пугачева, “таинственно связанных между собой”.
Найдем в тексте слова (гл. 12) “Вдруг Пугачев
прервал мои размышления…” – прервал потому, что
они с Гриневым уже “старые знакомые”, кроме
того, Пугачев полюбил Гринева, и ему хотелось побеседовать
с ним по душам. Трезво ли оценивает положение
вещей Пугачев? Что отвечает он на вопрос
Гринева: “А ты полагаешь идти на Москву?” (Вопрос
отрезвил Пугачева, заставил задуматься. И мы
слышим приглушенную, полную совсем других
интонаций фразу:”Улица моя тесна; воли мне мало,
Ребята мои умничают, Они воры. Мне должно держать
ухо востро; при первой неудаче они свою шею
выкупят моею головою”.)
– Почему Пугачев доверяет Гриневу тайну? Как реагирует Гринев на откровенное признание Пугачева? (“Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию Государыни?”)
– Гринев дает Пугачеву “благоразумный”, с его точки зрения, совет??? (Гринев хочет добра Пугачеву, хочет спасти его, но совет этот наивен. Гринев не понимает, что восстание, которое возглавил Пугачев, – дело всей его жизни, что он во власти стихии, за ним идут массы людей. Полные надежд.Совет Гринева “отстать от них” свидетельствует о том, что он рассматривает грандиозное народное восстание как разбойничий налет и наивно запугивает Пугачева расправой с ним.)
Анализ сказки об орле и вороне.
– Как понял сказку Гринев? О чем говорит оценка его “затейлива”? (“Затейлива” – значит забавна, интересна, любопытна. Он понял и то, что Пугачев сравнивает себя с орлом.Но Гринев отнимает у Пугачева орлиное начало: Гринев не хочет видеть в Пугачеве орла: “…жить убийством и разбоем – значит по мне клевать мертвечину”,– возражает от Пугачеву.)
– А Пушкин кем видит Пугачева? (по эпиграфу) (Пушкин, сравнивая Пугачева со львом, видит в нем сильную, могучую личность, которой свойственны неожиданные душевные порывы и страсти: и жестокость, и доброта, и “ласковость”. В ответе же Гринева нет ни истинного понимания происходящих событий, ни объективной оценки личности Пугачева. В словах Гринева – ограниченность человека, который не может подняться над своими сословными представлениями, а Пушкин – смог!)
12-я глава. Чтение сцены прощания.
– Каким предстает Пугачев в эти последние минуты встречи с Гриневым? (Горькая усмешка, грозный взгляд в сторону Швабрина: “устремил огненные свои глаза”, “лицо омрачилось” – в сторону Гринева. Вывод: необыкновенно богатый внутренний мир.)
– Так каким же мы видим Пугачева в повести и согласна ли официальная наука история с А.С.Пушкиным?
Приложение

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
23 09 2023 2:30:19
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
22 09 2023 6:16:43

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
21 09 2023 13:11:39

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
20 09 2023 20:45:26
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
19 09 2023 12:24:29
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
18 09 2023 5:22:10
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы.
...
17 09 2023 10:10:42
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
16 09 2023 20:13:29
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
15 09 2023 18:20:37
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
14 09 2023 20:58:18
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
13 09 2023 22:32:58
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
12 09 2023 14:42:32
В основе урока лежит использование технологии развития критического мышления, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. Урок носит личностно значимый хаpaктер, так как позволяет использовать региональный и краеведческий материал....
11 09 2023 3:34:36
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
10 09 2023 15:46:49
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
09 09 2023 2:41:20
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
08 09 2023 5:15:33
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
07 09 2023 7:14:43
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
06 09 2023 21:13:20
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
05 09 2023 11:45:41
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
04 09 2023 18:39:17
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
03 09 2023 11:22:24
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
02 09 2023 17:23:56
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
01 09 2023 9:43:58
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
31 08 2023 16:30:44
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
30 08 2023 5:31:43
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности.
...
29 08 2023 21:12:26
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
28 08 2023 22:44:41
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
27 08 2023 0:20:29
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
26 08 2023 20:36:34
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
25 08 2023 22:49:39
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
24 08 2023 23:14:30
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
23 08 2023 4:55:52
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
22 08 2023 3:49:23
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
21 08 2023 15:31:19
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся.
...
20 08 2023 8:33:44
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
19 08 2023 13:37:42
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
18 08 2023 22:23:14
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
17 08 2023 21:51:28
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
16 08 2023 8:26:41
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
15 08 2023 18:13:35
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
14 08 2023 0:19:10
На занятии учащиеся закрепляют, повторяют и углубляют исторические знания, готовятся к ЕГЭ....
13 08 2023 12:10:31
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
12 08 2023 18:22:32
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
11 08 2023 22:28:11
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
10 08 2023 7:25:57
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
09 08 2023 1:39:35
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
08 08 2023 10:50:29
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
07 08 2023 22:19:30
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
06 08 2023 3:44:54
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
05 08 2023 2:10:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::