Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"
Цель:
- активизировать познавательный интерес к изучению истории;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся
“Родная земля становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю”.
(Калинин М.И.)
Собравшихся приветствует сама
“богиня Клио”:
“Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета своё я обращаю.
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней
Муза истории – Клио –
Вас поздравляет.
План:
- Представление комaнд.
- Представление судейства.
- Состязание знатоков.
- Подведение итогов
- Награждение победителей.
Вопросы комaндам
1. О ком писал А.С. Пушкин:
“То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник”?
(Пётр I)
2. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко?
(На гуслях)
3. Не первый раз в игру с вами вступает А.С. Пушкин. О ком говорил поэт: “Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”?
(М.В. Ломоносов)
4. А сейчас с вами в игру вступает ещё одно историческое лицо. Кто и когда мог выслать такую депешу: “Москва пылает. Холодно. Голодно”?
(Наполеон)
5. В нашей сегодняшней игре участвуют многие исторические лица. Вот ещё один просит слова и обращается к вам: “Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть”. Кто произнес эту речь?
(Дмитрий Донской)
6. И ещё одно историческое лицо вступает с вами в игру: “Мою фамилию носит далекий областной город в нашей стране, а железнодорожная станция названа моим именем и отчеством. Назовите мою фамилию, имя, отчество”.
(Ерофей Павлович Хабаров)
7. “Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят”. На памятнике, какому полководцу отлиты эти слова?
(Суворову А.В.)
8. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: “Полюби Андреевну – будешь с хлебом!” Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?
(Андреевной крестьяне ласково называли соху)
9. Эту длинноклювую птицу летом часто можно видеть на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то сразу же вспомните одну из героических страниц русского народа в далеком прошлом. О каком событии я прошу вас вспомнить?
(О Куликовской битве)
10. Черный ящик.
Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют туристы и охотники, сельские хозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?
(Береста: поплавки; для разжигания костра; плетут короба; растапливают печи; берестяные грамоты)
11. Объясни смысл употрeбления сегодня.
12. “Высечь море” – в слепой ярости вымести злобу на им неподвластном.
13. “Кануть в Лету” – Летой называли подземную реку Ада – “исчезнуть из памяти, подлежать забвению”.
14. “И ты, Брут!” – символ предательства.
15. “Зарубить на носу” – Нос – это памятная дощечка, бирка для записей – “запомнить надолго”.
16. В какой библиотеке были несгораемые книги?
(Ассирия Ниневия – глиняные книги)
17. Кто “основал” государство, которого никогда не было?
(Томас Мор. “Утопия”)
18. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
19. У какого русского города был “злой хаpaктер”?
(Koзeльск – сопротивл. монголо-татар. – 11 недель)
20. Откуда произошло слово “брюки”?
(Шерсть и сукно, из которых шили эту одежду производили в г. Брюги)
21. Правитель какого огромного по территории государства жил в “сарае”?
(Сарай-Бату, Хан Батый)
22. В одном источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?
(Оба правы; даты в одном случае указаны по старому стилю, в другом – по новому)
23. Название каких войн указывает на их продолжительность?
(7, 30, 100)
24. Когда в истории в особом почете была метла?
(XVI век; Иван Грозный)
25. Чай, Кофе, Табак, Кукуруза. Что объединяет эти предметы?
(Все они проникли в Европу из Нового Света, считались в Европе “колониальными” товарами)
26. Палач. Бурбон. Негашеная известь. Каким образом это связано друг с другом в истории?
(Король Фр. Людовик XVI казнен палачом; его останки закопали в яму, которую засыпали негашеной известью)
27. Первое – название священной горы греков, второе – соединительный союз, третье – самая хвастливая буква алфавита, целое – город в Пелопоннесе, известный всей Греции.
(Олимп и я)
28. Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей.
29. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование.
(Ре-форма)
30. О ком идет речь?
Воспитанный под баpaбаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал.
(Пушкин – Александр I)
31. Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной…
Заря алая подымается…
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.
И приехал Царь со дружиною,
Со боярами и опричниками.
И велел растянуть цепь серебряную
Чистым золотом в кольцах спаянную…
…Богатырский бой начинается,
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
Изловчился купец, приготовился
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
(За cмepть верного слуги царь Иван Грозный велел казнить купца Калашникова.)
Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит, воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навостренным,
Руки гoлые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалого бойца дожидается…
Приведен отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Он содержит две исторические неточности.
1 – Белокаменная стена в Кремле была во времена Дм. Донского, а при Иване IV белый известняк пришел в негодность, и стены были выложены красным кирпичом.
2 – Лобное место – государственная трибуна. Отсюда царь обращался к народу, обвиняя в измене князей и бояр; оглашались указы о новых походах, о победах. Лобное место считалось святыней: на нем никогда не казнили, и палач не имел права на нем расхаживать.
По ходу мероприятия проводится игра со зрителями
Вопросы:
1. В какой стране стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
(В Китае)
2. Когда в Древней Греции никто не воевал?
(В период Олимпийских игр)
3. Когда войну выиграла одна лошадь?
(Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско)
4. Правитель, какого огромного по территории государства жил в “сарае”?
(Хан Батый, Сарай-Бату)
5. Какой русский царь любил плотничать?
(Петр I)
6. Как проехать из Дерпта в Юрьев?
7. Когда в истории в особом почете была метла?
(XVI век, опричнина)
8. Узнай по стихотворению историческое событие и автора.
Куда ты ведешь нас … не видно ни зги –
…
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти.
(“Иван Сусанин”. К. Рылеев)
9. Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
(“Медный всадник”. А.С. Пушкин)
10. Он мало царствовал, но много начудесил:
125 в Сибирь сослал и 5 – повесил.
(Пушкин на Николая I)
Подведение итогов, награждение победителей.
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
07 12 2023 15:52:58
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
06 12 2023 12:59:29

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
05 12 2023 8:46:32
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
04 12 2023 12:51:33
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
03 12 2023 15:49:17
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
02 12 2023 1:23:59
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
01 12 2023 7:28:46
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
30 11 2023 2:10:51
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
29 11 2023 20:35:11
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
28 11 2023 18:21:18
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
27 11 2023 16:23:17

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
26 11 2023 23:14:13
Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей.
...
25 11 2023 7:19:32
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
24 11 2023 18:18:47
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
23 11 2023 13:33:43
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
22 11 2023 22:13:12
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
21 11 2023 17:32:39
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
20 11 2023 17:11:14
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
19 11 2023 11:58:30
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
18 11 2023 16:19:36
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
17 11 2023 10:41:44
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
16 11 2023 13:53:23
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
15 11 2023 15:25:55
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
14 11 2023 17:20:39
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
13 11 2023 0:15:45
Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....
12 11 2023 11:59:50
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
11 11 2023 15:50:31
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
10 11 2023 4:57:45
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
...
09 11 2023 6:45:47
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
08 11 2023 7:46:40

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
07 11 2023 23:11:49
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
06 11 2023 16:57:56
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
05 11 2023 22:37:41
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
04 11 2023 2:54:52
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
03 11 2023 10:31:36
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
02 11 2023 3:56:15
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
01 11 2023 0:29:23
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
31 10 2023 15:49:14
При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала.
Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования.
...
30 10 2023 7:43:39
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
29 10 2023 1:53:11
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
28 10 2023 2:43:25
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
27 10 2023 17:21:50
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
26 10 2023 14:28:11
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
25 10 2023 6:28:10
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
24 10 2023 5:50:48
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
23 10 2023 0:41:27
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
22 10 2023 15:24:26
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
21 10 2023 15:46:57
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
20 10 2023 4:27:16
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
19 10 2023 5:55:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::