Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"
Цель:
- активизировать познавательный интерес к изучению истории;
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся
“Родная земля становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю”.
(Калинин М.И.)
Собравшихся приветствует сама
“богиня Клио”:
“Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,
Слово привета своё я обращаю.
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки.
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней
Муза истории – Клио –
Вас поздравляет.
План:
- Представление комaнд.
- Представление судейства.
- Состязание знатоков.
- Подведение итогов
- Награждение победителей.
Вопросы комaндам
1. О ком писал А.С. Пушкин:
“То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник”?
(Пётр I)
2. На каком музыкальном инструменте играл былинный герой новгородец Садко?
(На гуслях)
3. Не первый раз в игру с вами вступает А.С. Пушкин. О ком говорил поэт: “Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”?
(М.В. Ломоносов)
4. А сейчас с вами в игру вступает ещё одно историческое лицо. Кто и когда мог выслать такую депешу: “Москва пылает. Холодно. Голодно”?
(Наполеон)
5. В нашей сегодняшней игре участвуют многие исторические лица. Вот ещё один просит слова и обращается к вам: “Да как я скажу: братья, ударим вместе! А сам лицо своё начну скрывать. Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть”. Кто произнес эту речь?
(Дмитрий Донской)
6. И ещё одно историческое лицо вступает с вами в игру: “Мою фамилию носит далекий областной город в нашей стране, а железнодорожная станция названа моим именем и отчеством. Назовите мою фамилию, имя, отчество”.
(Ерофей Павлович Хабаров)
7. “Не было крепости крепче, не было обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят”. На памятнике, какому полководцу отлиты эти слова?
(Суворову А.В.)
8. Среди русских крестьян часто можно было слышать такое выражение: “Полюби Андреевну – будешь с хлебом!” Какую Андреевну нужно было любить, чтобы с хлебом быть?
(Андреевной крестьяне ласково называли соху)
9. Эту длинноклювую птицу летом часто можно видеть на берегу озера, на болоте. Если вспомните название птицы, то сразу же вспомните одну из героических страниц русского народа в далеком прошлом. О каком событии я прошу вас вспомнить?
(О Куликовской битве)
10. Черный ящик.
Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют туристы и охотники, сельские хозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?
(Береста: поплавки; для разжигания костра; плетут короба; растапливают печи; берестяные грамоты)
11. Объясни смысл употрeбления сегодня.
12. “Высечь море” – в слепой ярости вымести злобу на им неподвластном.
13. “Кануть в Лету” – Летой называли подземную реку Ада – “исчезнуть из памяти, подлежать забвению”.
14. “И ты, Брут!” – символ предательства.
15. “Зарубить на носу” – Нос – это памятная дощечка, бирка для записей – “запомнить надолго”.
16. В какой библиотеке были несгораемые книги?
(Ассирия Ниневия – глиняные книги)
17. Кто “основал” государство, которого никогда не было?
(Томас Мор. “Утопия”)
18. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?
19. У какого русского города был “злой хаpaктер”?
(Koзeльск – сопротивл. монголо-татар. – 11 недель)
20. Откуда произошло слово “брюки”?
(Шерсть и сукно, из которых шили эту одежду производили в г. Брюги)
21. Правитель какого огромного по территории государства жил в “сарае”?
(Сарай-Бату, Хан Батый)
22. В одном источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра”. Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?
(Оба правы; даты в одном случае указаны по старому стилю, в другом – по новому)
23. Название каких войн указывает на их продолжительность?
(7, 30, 100)
24. Когда в истории в особом почете была метла?
(XVI век; Иван Грозный)
25. Чай, Кофе, Табак, Кукуруза. Что объединяет эти предметы?
(Все они проникли в Европу из Нового Света, считались в Европе “колониальными” товарами)
26. Палач. Бурбон. Негашеная известь. Каким образом это связано друг с другом в истории?
(Король Фр. Людовик XVI казнен палачом; его останки закопали в яму, которую засыпали негашеной известью)
27. Первое – название священной горы греков, второе – соединительный союз, третье – самая хвастливая буква алфавита, целое – город в Пелопоннесе, известный всей Греции.
(Олимп и я)
28. Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо, третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей.
29. Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование.
(Ре-форма)
30. О ком идет речь?
Воспитанный под баpaбаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал.
(Пушкин – Александр I)
31. Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной…
Заря алая подымается…
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.
И приехал Царь со дружиною,
Со боярами и опричниками.
И велел растянуть цепь серебряную
Чистым золотом в кольцах спаянную…
…Богатырский бой начинается,
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
Изловчился купец, приготовился
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
(За cмepть верного слуги царь Иван Грозный велел казнить купца Калашникова.)
Как на площади народ собирается,
Заунывный гудит, воет колокол,
Разглашает всюду весть недобрую.
По высокому месту лобному
Во рубахе красной с яркой запонкой,
С большим топором навостренным,
Руки гoлые потираючи,
Палач весело похаживает,
Удалого бойца дожидается…
Приведен отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Он содержит две исторические неточности.
1 – Белокаменная стена в Кремле была во времена Дм. Донского, а при Иване IV белый известняк пришел в негодность, и стены были выложены красным кирпичом.
2 – Лобное место – государственная трибуна. Отсюда царь обращался к народу, обвиняя в измене князей и бояр; оглашались указы о новых походах, о победах. Лобное место считалось святыней: на нем никогда не казнили, и палач не имел права на нем расхаживать.
По ходу мероприятия проводится игра со зрителями
Вопросы:
1. В какой стране стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
(В Китае)
2. Когда в Древней Греции никто не воевал?
(В период Олимпийских игр)
3. Когда войну выиграла одна лошадь?
(Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско)
4. Правитель, какого огромного по территории государства жил в “сарае”?
(Хан Батый, Сарай-Бату)
5. Какой русский царь любил плотничать?
(Петр I)
6. Как проехать из Дерпта в Юрьев?
7. Когда в истории в особом почете была метла?
(XVI век, опричнина)
8. Узнай по стихотворению историческое событие и автора.
Куда ты ведешь нас … не видно ни зги –
…
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти.
(“Иван Сусанин”. К. Рылеев)
9. Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
(“Медный всадник”. А.С. Пушкин)
10. Он мало царствовал, но много начудесил:
125 в Сибирь сослал и 5 – повесил.
(Пушкин на Николая I)
Подведение итогов, награждение победителей.
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
10 06 2023 1:48:34
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
09 06 2023 19:24:18
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
08 06 2023 23:34:41
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
07 06 2023 4:29:19
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
06 06 2023 12:58:41
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
05 06 2023 15:26:36
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
04 06 2023 13:25:29
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
03 06 2023 10:50:35
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
02 06 2023 5:18:52
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
01 06 2023 13:46:38
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
31 05 2023 8:33:16
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
30 05 2023 21:41:46
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
29 05 2023 20:15:34
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
28 05 2023 11:16:20
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
27 05 2023 18:52:55

Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
26 05 2023 14:16:53
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме.
...
25 05 2023 1:34:26
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
24 05 2023 21:17:42
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
23 05 2023 18:59:45
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
22 05 2023 1:40:28
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
21 05 2023 20:51:50
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
20 05 2023 1:38:57
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
19 05 2023 13:31:22
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
18 05 2023 4:37:10
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
17 05 2023 14:13:57

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
16 05 2023 6:42:15
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
15 05 2023 15:46:23
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
14 05 2023 6:16:45
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
13 05 2023 8:41:50
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
12 05 2023 2:11:50
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
11 05 2023 9:50:13
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны.
...
10 05 2023 14:10:17
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
09 05 2023 23:22:19
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
08 05 2023 9:20:46
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
07 05 2023 1:49:13
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
06 05 2023 20:16:53
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
05 05 2023 7:10:59
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
04 05 2023 9:53:23
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
03 05 2023 11:54:53
Данное внеклассное мероприятие своей многогранностью и объемом материала, сочетающего в себе общие сведения о России и краеведческий материал, подводит детей к осознанию своей причастности к судьбе страны, воспитывает гордость за свою родину, любовь к отчизне....
02 05 2023 7:28:52
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
01 05 2023 0:43:48
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
30 04 2023 6:46:28
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
29 04 2023 4:55:47
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
28 04 2023 7:54:44
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
27 04 2023 2:53:20
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
26 04 2023 12:21:49
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
25 04 2023 12:33:47
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
24 04 2023 19:39:41
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
23 04 2023 19:37:37
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
22 04 2023 7:28:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::