Урок истории в 7-м классе по теме: "Петр I и его реформы"
Цели урока:
- осмыслить значение петровских реформ;
- обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах.
План урока:
- Реформы Петра I и хаpaктеристика императора.
- Был ли Петр I «революционером на троне»?
- Цена петровских преобразований.
- Уроки петровской эпохи.
Ход урока
28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.
«…Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской» - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра I.
«Солнце земли русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Одни восхищаются Петром: «…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С.Пушкин). А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».
А сколько книг написано о Петре I (выставка у доски).
А что вы читали о Петре I?
У каждого автора свои представления о царе-реформаторе. Давайте, мы с вами попробуем поучаствовать в спорах и ответить на следующие вопросы:
- был ли ПетрI «революционером на троне»?
- почему народ не слагал песен, прославляющих победы Петра Великого, его деяниям?
А теперь «небывалое бывает», к нам пожаловали государь Петр I со своим другом, президентом Военной коллегии Александром Даниловичем Меншиковым.
Инсценировка
Петр I:
Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что Вы в спор о нас вступили, и зело любопытно стало нам, что о делах наших говорить станете. Много ли о нас ведаете? А вот 300-летний юбилей мой в России скромнехонько отметили: царь, дескать, что о нем говорить много.
Меншиков:
Не волнуйся, мин херц, тогда во всем мире твой день рождения отмечали и о делах твоих поминали. А особенно шведы. Благодарны они тебе за то, что ты разбил их в Северной войне. Быть может, благодаря этому-то они почти два столетия не воюют, жертв не несут.
Петр I:
Зело отрадно это нам, друг Алексашка, слышать. Однако как ты думаешь, что могли о нас сказать эти отроки?
Учащиеся рассказывают, каким был Петр I, его ближайшие сподвижники, в том числе и Александр Меншиков (краткие сообщения на основе сочинений-размышлений учащихся).
Можно ли однозначно оценить личность Петра I? Такие разные ваши суждения неслучайны. Петр был человеком неординарным, ярким, талантливым.
Инсценировка (продолжение).
Петр I:
Стыдно и больно мне за державу было. Промышленности никакой. Железо из Англии везли. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды до полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Счет вели от сотворения мира. Ни газет, ни театра!!! Сонное царство. Ведают ли о том?
Вопросы к учащимся:
А как изменилась Россия? Какие были проведены реформы? (перечислить все реформы Петра I).
Схема на доске:
Экономические реформы ---- реформа управления ----- военная реформа ----- преобразования в области культуры.
Подумайте, соответствует ли хронология логике данной схемы? (Да, так как все реформы проводились в одно время, параллельно. Это было необыкновенно трудно).
Какое событие способствовало проведению этих реформ? (Северная война)
Какой Россия вышла из Северной войны?
Инсценировка (продолжение).
Меншиков:
А давай-ка, мин херц, устроим любознательным отрокам экзамен.
Петр I:
В начале XVII века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр I, отнестись к этому указу?
Меншиков:
О чем это говорил наш царь: «Правда, зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен!»
Петр I:
Нами был установлен порядок прохождения государственной службы дворянами. Что это за порядок? В каком документе он закреплен?
Меншиков:
Какой город земли Российской Петр I называл парадизом? Когда он был заложен?
Вопросы к учащимся:
- вспомните, что такое революция?
- произошло ли подобное обновление в России в петровское время?
Россия изменилась качественно, она стала другой страной.
В исторической литературе бытует мнение, будто реформы были задуманы до Петра I, а он лишь реализовал замыслы предшественников. Так ли это? (учащиеся отмечают, что иностранцы в России появляются при Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, рассказывают о планах князя Голицына).
Отметьте сходство и различие в замыслах Голицына и Петра I.
Почему Голицын не смог провести эти реформы?
А Петр I? У него огромная власть, ставшая к концу правления абсолютной, то есть неограниченной. У Петра было много сподвижников, которые были преданы ему, опираясь на них он и проводил реформы.
Вывод: Реформы Петра I – своеобразная революция сверху. Поэтому Петра I можно считать «революционером на троне».
Какова же цена петровских преобразований? Учащимся предлагается работа в парах с раздаточным материалом.
Раздаточный материал:
Вариант № 1.
Крестьяне в петровское время часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, на принудительную отправку работников в Воронеж (на строительство флота), а затем в Петербург. Многие говорили, что Петр не русский царь – иначе бы он не опустошал страну.
Как вы оцениваете политику Петра I?
Были ли правы крестьяне, осуждавшие эту политику?
Вариант № 2.
Крестьяне говорили: «Похваляются, что император был мудрым, а что его мудрость? Затеял подушную подать себе на безголовье, а всему народу на изнурение».
Что такое подушная подать? Кто ее платил?
Как народ оцениваел налоговую политику Петра I?
Вариант № 3.
«Всякий бунт, возмущение и упрямство без всякой милости имеют быть виселицей наказанными».
Против кого и против чего был направлен этот указ Петра I? Докажите, что для его проявления были основания.
После обсуждения ответов, делаем вывод о том, что перемены в России были достигнуты ценой невероятного напряжения сил народа. Поэтому очень часто происходили восстания (стрелецкий бунт, восстание в Астpaxaни, восстание Кондратия Булавина).
Цена заплачена немалая, при Петре I в России погиб каждый 10 человек (из 14-17 млн.).
Почему Петру I посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре I народ не слагал?
Вывод: Петр I – яркая личность, его реформаторская деятельность привлекает внимание писателей, поэтов, художников.
А вот народу Петр и его дела были чужды; в этом монархе многие не без оснований видели виновника новых бедствий.
Личность Петра I и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.
Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ столетия, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.
И сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес.
Уроки петровской эпохи:
- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед, нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
«Прошло не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо».
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения.
...
03 12 2023 3:35:19
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
02 12 2023 18:37:14
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу.
В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья.
...
01 12 2023 16:21:15
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
30 11 2023 23:21:51
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
29 11 2023 20:50:41
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
28 11 2023 22:40:52
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
27 11 2023 4:46:37
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
26 11 2023 20:36:20
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
25 11 2023 23:39:25
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
24 11 2023 17:57:56
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
23 11 2023 10:41:30
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
22 11 2023 22:21:35
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
21 11 2023 17:14:38
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
20 11 2023 18:11:35
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
19 11 2023 15:25:17
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
18 11 2023 14:55:57
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
17 11 2023 3:34:22
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
16 11 2023 4:42:31
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
15 11 2023 3:42:19
Исследовательская работа по теме....
14 11 2023 19:45:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
13 11 2023 2:42:48
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
12 11 2023 12:15:40
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
11 11 2023 3:18:29
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
10 11 2023 2:50:39
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
09 11 2023 12:29:36
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
08 11 2023 2:51:42
Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....
07 11 2023 18:30:13

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
06 11 2023 12:17:46
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
05 11 2023 17:17:17
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
04 11 2023 3:59:50

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
03 11 2023 6:39:47
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
02 11 2023 23:57:48
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
01 11 2023 17:41:48
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
31 10 2023 16:42:30
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
30 10 2023 20:57:35
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
29 10 2023 11:25:13
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
28 10 2023 18:22:25
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
27 10 2023 2:34:24
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
26 10 2023 14:50:35
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
25 10 2023 16:17:50
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
24 10 2023 14:13:13
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
23 10 2023 9:24:58
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
22 10 2023 0:52:24
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты.
...
21 10 2023 14:20:58
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
20 10 2023 3:30:23
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
19 10 2023 20:46:18
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
18 10 2023 14:14:25
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
17 10 2023 8:22:14
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
16 10 2023 6:37:19
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
15 10 2023 6:21:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::