Урок истории в 5-м классе с использованием информационных технологий
Курс истории древнего мира занимает одно из важнейших мест в формировании интереса к истории как науке, в стремлении познавать, искать в прошлом ответы на вопросы настоящего. Главная задача учителя помочь своему ученику стать исследователем, пробудить в нем любознательность, а помогут в этом информационные технологии, которые можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, позволяющие создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала.
Тема: "Древняя Индия".
Цели урока:
Обучающая:
Познакомить учащихся с географическим положением, природными условиями, занятиями и религиозными верованиями древних индийцев.
Развивающая:
Развитие умения у учащихся работать с учебными мультимедийными дисками по истории; познавательного интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по истории; обучение способам самостоятельной исследовательской работы.
Воспитательная:
Формирование научного мировоззрения, воспитание чувства уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.
Оборудование урока:
- компьютер;
- компакт-диск “Всеобщая история. История древнего мира”;
- индийская музыка;
- карточки с новыми словами;
- индивидуальные задания-карточки;
- тест;
- карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. – III в. н.э.”;
- учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2003.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Мы с вами познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.
II. Изучение нового материала.
А сегодня мы познакомимся с историей еще одной страны. О какой стране пойдет речь?
Закройте глаза и внимательно слушайте, наше путешествие началось.
Звучит индийская музыка (компьютер).
- Так в какую же страну мы с вами сегодня отправимся?
- Конечно же, это удивительная страна Индия.
- А что бы вы хотели узнать об этой стране?
Высказывания учащихся.
На мониторе компьютера появляются вопросы, рассматриваемыми на уроке:
– географическое положение Индии;
– природные условия;
– занятия жителей Индии;
– религиозные верования.
Учитель: В тетрадях запишите число и тему урока “Древняя Индия” (пока учащиеся делают записи в тетради учитель проводит регистрацию в учебной программе “Всеобщая история. История древнего мира”).
Мы начинаем работу с компьютерным учебником для того, чтобы получить информацию об Индии. Напоминаем учащимся, что некоторые слова объясняются в левой части экрана, а так же имеются репродукции, нажав на них левой кнопкой "мышки" она будет увеличена и появится посредине экрана монитора.
Учитель: Ребята, вы внимательно слушаете диктора, а затем отвечаете на вопросы:
– Назовите горы и реки расположенные на территории Индии?
– Чем занимались жители Индии?
Да, действительно Индия расположена на юге Азии. С запада, востока и юга берега Индии омывает Индийский океан. С севера Индия ограничена Гималаями (самыми высокими горами в мире). На территории Индии протекают крупные реки Инд и Ганг (в июле и августе – разливы рек).
В Индии богатый животный и растительный мир. Священным животным является корова. Индийцы покланялись богу мудрости Ганеша (с головой слона).
Индейцы занимались собирательством, скотоводством и земледелием, выращивали рис, тростник, хлопчатник, пшеницу и ячмень.
Итак, мы познакомились с географическим положением, природными условиями, занятиями жителей Индии и их религиозными верованиями.
Основателем религии в Индии является Будда (легенда в учебнике на стр. 97). По преданию, главный бог Брахма создал касты из своих частей тела.
Каста ? группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Каждый индеец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст (рис. "Касты Древней Индии").
Рис. Касты Древней Индии
Запишем определения новых слов в тетради и проговорим их вслух.
ФИЗМИНУТКА под индийскую музыку (элементы индийского танца).
Учитель: А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно с учебником (каждому учащемуся раздается карточка с заданием, в котором нужно вписать недостающие слова).
- Брахманы – п.2.3 стр.96-98;
- Войны – п.4 стр.98-99;
- Земледельцы – п.4 стр.98-99;
- Слуги и “неприкасаемые” – п.4.5 стр.99.
КАРТОЧКА 1
В жизни брахмана было три периода _______________________, ___________________, ___________________________. Брахман отдавал своего сына учиться в ___ лет. Во время учебы он должен был ________________ учителя и почитать его как отца и мать. В ____ лет сын должен был __________ и брать себе учеников. Брахман уходил в отшельники, когда ____________________________________________________________________________________.
КАРТОЧКА 2
Индийские цари были из касты ________________________. Войны учувствовали в __________________ или на ______________________, а в мирное время выезжали на ____________________, устраивали состязания в стрельбе из __________________.
Земледельцы имели свои ____________________ , ______________ и __________________.
КАРТОЧКА 3
Слуги не имели права _________________ и приносить _______________ богам. Хозяину он должен был починяться ____________________ и почитать людей более высоких каст, особенно _________________________.
КАРТОЧКА 4
______________________________ запрещалось жить в деревне. Спали они в ___________________, питались ______________________. К ним никто не подходил. Они убирали ___________________ или другую чёрную работу.
III. Закрепление изученного материала.
Учитель: Беседа с учащимися по карточкам. Мы с вами более подробно поговорили об особенностях каждой касты. А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы теста по данной теме (ключ для учителя – курсивом выделены правильные варианты ответов).
ТЕСТ
(выберите один правильный вариант ответа)
- Индийцы верили, что боги живут
- По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты
- Индия расположена на юге
- Кто учил в Древней Индии, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение
- Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из рук бога Брахма
- Укажите, в долине каких рек располагалась Древняя Индия
- Укажите, как называли в Древней Индии густые растительные заросли
- Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы
- Древние индийцы поклонялись богу
- Индийцы почитали священных животных
- Будда учил, что главное для человека – это
- Верховный бог Древней Индии
- Укажите, как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями
- Кого в Древней Индии почитали как “Божественную кормилицу”
а) на заснеженных вершинах Гималаев;
б) на горе Олимп;
в) за первым порогом Нила.
а) земледельцев;
б) ремесленников;
в) знатных войнов;
г) брахманов.
а) Америки;
б) Азии;
в) Европы.
а) Брахма;
б) Будда;
в) Рама.
а) жрецы;
б) земледельцы;
в) войны.
а) Иордан;
б) Инд и Ганг;
в) Тигр и Евфрат.
а) оазис;
б) тропики;
в) джунгли.
а) войны;
б) слуги;
в) брахманы.
а) Апопу в облике змеи;
б) Ганеше с головой слона;
в) Гебу с головой змеи.
а) слона;
б) леопарда;
в) быка.
а) происхождение;
б) принадлежность к касте;
в) личные достоинства.
а) Брахма;
б) Будда;
в) Шива.
а) касты;
б) колонии;
в) классы.
а) змею;
б) жену царя;
в) корову.
Учитель: ребята проверьте друг у друга тест и выставите отметки, затем сверьте с доской.
IV. Домашнее задание.
А сейчас запишите домашнее задание §20-21 стр.91-100; индивидуальные задания по желанию (учащимся дается право выбора свитка, на котором даны индивидуальные задания).
V. Подведение итогов.
Анализ урока учащимися, комментирование и выставление отметок учащимися и учителем.
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
08 12 2023 2:48:12
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
07 12 2023 22:18:37
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
06 12 2023 19:11:34
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
05 12 2023 3:13:11
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
04 12 2023 17:20:39
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
03 12 2023 11:16:37
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
02 12 2023 14:18:47
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
01 12 2023 8:12:18
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
30 11 2023 9:37:17
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
29 11 2023 13:54:43
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
28 11 2023 19:34:46
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
27 11 2023 15:54:44

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
26 11 2023 12:28:16
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
25 11 2023 2:32:19
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
24 11 2023 13:53:10
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
23 11 2023 21:20:38
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
22 11 2023 2:28:56
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
21 11 2023 10:44:13
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
20 11 2023 9:20:42
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
19 11 2023 6:17:15
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
18 11 2023 16:48:52
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
17 11 2023 22:52:44
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе.
...
16 11 2023 8:52:26

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
15 11 2023 18:20:38
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
14 11 2023 9:15:12
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
13 11 2023 5:18:16
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
12 11 2023 23:29:28
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
11 11 2023 4:16:24
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
10 11 2023 17:38:38
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
09 11 2023 15:52:34
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
08 11 2023 10:21:39
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
07 11 2023 19:49:50
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
06 11 2023 11:47:51
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
05 11 2023 3:23:59
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
04 11 2023 7:59:58
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
03 11 2023 2:36:36
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
02 11 2023 7:52:31
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
01 11 2023 22:37:25
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
31 10 2023 1:17:58
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
30 10 2023 0:11:58
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
29 10 2023 17:56:28
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
28 10 2023 18:18:32
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
27 10 2023 7:42:36
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
26 10 2023 19:20:58
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
25 10 2023 20:14:46
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
24 10 2023 10:59:51
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
23 10 2023 1:16:40
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
22 10 2023 20:50:25
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
21 10 2023 6:31:23
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
20 10 2023 4:41:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::