Интеpaктивное изучение истории
Интеpaктивное обучение один из интереснейших подходов в обучении.
Главная особенности методики интеpaктивного обучения в том, что процесс его происходит в совместной деятельности. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков.
Основы обучения заключаются во внешней и внутренней задачах педагога.
Внешняя задача предусматривает постановку общей цели работы с классом или группой, организацию учебного прострaнcтва, знакомство с правилами учебного сотрудничества, выработку системы оценок. В группе решаются три основные задачи:
- Конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией,
- Коммуникативно-развивающая, в процессе которой выpaбатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы,
- Социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Внутренняя задача педагога заключается в формировании готовности к интеpaктивному обучению, развитии навыков взаимодействия в учебно-воспитательной системе, в повышенной познавательной активности класса, формировании классного коллектива, воспитании толерантности.
В своей пpaктике использую такие интеpaктивные формы обучения:
- создание ситуации выбора
- проблемно-познавательные, логические задания
- ролевые игры
- беседа исторического лица
- сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинения стихов
- редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица
- лото
- тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками
- соотнеси
- закончи предложение
- дискуссия, диспут, спор
- узнай историческое лицо
- современные информационные технологии обучения.
1. Создание ситуации выбора.
В 11 классе по истории России по теме: “Большевики берут власть” можно предложить вопрос: “На чьей стороне выступили бы вы, если бы жили в октябре 1917 года? В какую партию вошли, Почему?” (работа может идти в группах: октябристы, трудовики, монархисты..)
2. Проблемно-познавательные, логические задания.
Урок в курсе “Обществознания”, 11 класс – К.Каутский писал, что человеческий дух консервативен и всегда обнаруживает склонность вносить в новое учение свои старые воззрения. Можно ли эту хаpaктеристику отнести к тpaктовкам марксизма его российскими последователями? Аргументируйте свой ответ.
Формула “Что касается всех, должно быть одобрено всеми”. Какие факты из истории отдельных государств, противоречат этой формуле? Чем можно объяснить противоречие?
Познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений.
- Что бы случилось, если бы?
- Что ты имеешь в виду?
- Если она права, то, как повлиять на…
3. Ролевые игры.
В 9 классе по всеобщей истории по теме: “Страны Азии и Африки в современном мире”, урок обобщения. Класс делится на группы, где присутствуют специалисты по истории Азии, Африки. Они являются летописцами, другие архивариусами и третьи – историческими лицами. Ребята работают в группах, затем идёт обсуждение отобранного материала или выводов, к которым пришли ребята. Оценки выставляются большинством школьников.
В 6 классе по всеобщей истории параграф 27 по теме: “Польша и Чехия во времена расцвета”. Ролевая игра “Я противник или защитник Яна Гуса”. Ребята в группах распределяют роли: судьи, церковнослужители, сторинники Гуса. Приведу выдержки противников. “…Я обвиняю его в том, что унижал наместника Христова, обложил духовенство. Пусть сгинет этот чех!
…Я объявляю его еретиком и хочу, чтобы он отрёкся от своих взглядов.
…Я недоволен том, что он призывал народ отнять у церкви земли. Мне не нравится то, что он говорил, что в Чехии должна быть своя церковь подчинена королю, а не папе.
…Я “за” сожжение еретика, потому, что я хочу жить”.
4. Беседа исторического лица.
В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва” происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача – восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.
5. Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов.
Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. Темы: “Если бы я был Петром 1, стал бы прорубать окно в Европу?”, “ Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как…”. Ребята с интересом пишут сочинения-рассуждения по теме: “Я – свидетель..(событий)”, письма на Родину: “Я солдат, участник русско-польской войны”. На уроках материалы сочинений, писем зачитываются детьми, иногда их анализ выливается в дискуссию. Выбираются оппоненты, они дополняют, развивают мысль, могут и не согласиться с рассуждением, возразить и представить свою точку зрения по проблеме. Бывает, что в ходе дискуссии точка зрения отдельного ученика меняется. Всех благодарю за работу.
Пример. “Здравствуйте, дорогие мои родители!
С земным поклоном к Вам сын Ярослав. Простите, что обстоятельства не позволил долгое время написать письмо. Как много я хочу рассказать.
Вчера было массированное наступление наших войск на Юго-Западном фронте, в Галиции, против Австро-Венгрии. Наступление было названо “Брусиловским прорывом”, по имени комaндующего нашей армии выдающегося генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Никогда не видел я более смелого, мужественного, умного человека, который, несмотря на свой чин, относится ко всем одинаково и всегда поддерживает в трудную минуту. Этот прорыв поставил Австро – Венгрию на грань военной и политической катастрофы. Фронт мы прорвали на протяжении 34 километров, глубина прорыва доходила от 79 до 120 километров.
Комaндующие говорят, что целью России в первой мировой войне является укрепление позиции на Балканах и обеспечение благоприятного для России режима в черноморских проливах. Может оно так и есть, но ходят слухи, что руководство нашей страны просто хочет захватить польские земли Австрии и Германии.
К сожалению, здесь не всё так хорошо. Многие товарищи мои погибли при битве с врагом. Микитка, соседский сын, получил серьёзное ранение, что еле выжил. Винтовок и боеприпасов на всех не хватает. Мы совершаем специальные вылазки на передовую, собираем оружие убитых товарищей. В общем, на войне, как на войне. Интересно, как у вас дела. Очень скучаю. Часто по ночам вижу родной дом, коня Бурку. Мечтаю поскорей встать за плуг, чтобы обpaбатывать поля.
Я всегда мечтал сделать что-нибудь на благо России. Это у меня получилось. Если выживу, будет, что рассказать. Не волнуйтесь за меня, дорогие, я Вас очень люблю. Снова трубят тревогу. Значит опять в бой за победу, за Родину, за царя.
До свидания, ваш Ярослав”.
6. Редактирование параграфов учебника от конкретного исторического лица.
Например, учебник 8 класса по истории России под редакцией А.А.Преображенского, Б.А.Рыбакова (Параграф № 50 “Внутренняя и внешняя политика Павла I”, стр. 279). “Я Павел 1, преемник Екатерины II на российский престол. Недавно посмотрел ваше издание. При просмотре я заметил оплошности в учебнике на счёт моего правления и до глубины души возмущён. Я уважаю вас, но вы должны писать только правду и ничего кроме правды. Вы господа-создатели, возводите напраслину на моё царствование. Вы говорите, что в моей армии по малейшему поводу и без повода наказывали за непослушания, что там били. Да, это я не отрицаю. Дисциплина должна быть строгой, суровой. Ты только дай волю русскому народу, так он на шею и сядет. Человек провинился и должен быть наказан (был члeном тайного антиправительственного кружка, употрeблял в речи слова “нация”, “патриотизм”, восхищался Французской революцией), а вы подчёркиваете, что отстраняли офицеров или чиновников от должности, посылали в Сибирь ни за что, ни про что. Надо же как то бороться. Дисциплина и прочие особенности военной школы помогали русским побеждать. Вы ещё клевещете, что я сослал А.В.Суворова, который был возмущён наказаниями в армии. Это ложь! Я просто берёг его для последующих войн. Суворовский талант необходим России. Покорнейше вас благодарю, что познакомились с моими мыслями”.
7. Лото.
В 6 классе по истории России в параграфе 18 по теме “Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва”. Берём два альбомных листа, на первом пишутся вопросы; на другом - ответы, на этом же с обратной стороны наклеивается или рисуется картинка для быстроты проверки, и второй лист разрезается, так как ответы надо вложить на вопросы.
Общий вид игровой карточки.
|
|
8. Тексты-ловушки, тексты с историческими ошибками.
Пример, текста-ловушки “Мамай”:
“Хан Мамай был встревожен, давно ожидаемое посольство литовское, почему – то задержалось в Рязани. Опять этот хитрый ноймен Олег ибн Василий плетёт козни. Рязанцам нельзя доверять. Незря Батый назвал Рязань “злям городом”. Наконец янычары сообщили хану: “Прибыли послы”. Переговоры о военном союзе шли успешно, но об этом узнал московских монах Сергий и всё расстроил. За три дня без пищи он дошёл пешком из Москвы в Рязань и немедленно закрыл все храмы в городе. Нойону Олегу пригрозил отлучить от церкви, заставлял публично отречься от дружбы с язычником Мамаем”.
9. Соотнеси.
Соотнеси события и даты
события | даты: |
1. годы реконструкции юга | 1. 1870-1871 |
2. франко – прусская война | 2. 1914 |
3.демонстрация в Чикаго | 3. 1890 |
4. создание союза “Индустриальные рабочие мира” | 4. 1865-1877 |
5.принятие билля о самоуправлении Ирландии | 5. 1886 |
Соотнеси деятеля с его работой
деятель | произведения |
1. Д. Байрон | 1. “Дробильщик камня” |
2. Г.Курбе | 2. “Лунная соната” |
3. А.Дюма отец | 3. “Паломничество Чайльд Гарольда” |
4 Л.Бетховен | 4. “Граф Монте-Кристо” |
Соотнеси деятеля и дату
деятель | дата |
1. А Невский | 1. 1240 |
2. Г.К.Жуков | 2. 1941 - 1945 |
3. С. Радонежский | 3. 1380 |
Соотнеси деятеля и событие
деятель | события |
1. И.Грозный | 1. Северная война |
2. Д. Донской | 2. Ливонская война |
3. Пётр Великий | 3. Куликовская битва |
4. Екатерина II | 4. русско-турецкая война |
Соотнеси изобретателей и их область применения
изобретатели | Область применения изобретения |
1. К. Мартен | 1. металлургия |
2. Д.Стефенсон | 2. трaнcпорт |
3. Ж. Жаккар | 3.текстильная промышленность |
Соотнесите термины с их хаpaктеристикой
термины | хаpaктеристика |
1.Генеральные штаты | 1. высшее сословно-представительное учреждение в средние века |
2. самураи | 2. восстание французских крестьян в 1358 |
3. патриции | 3. родовая знать в древнем Риме |
4. Жакерия | 4. японско-феодальное сословие мелких дворян |
5. готы | 5. племя восточных германцев |
10. Закончи предложение.
7 класс, история России, урок “Образование и культура в XVII веке”.
“XVII век стал веком ...Были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для…Сибирский казак …начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. Он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но не смог, так как…В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыл пролив…Русский землепроходец …впервые проник в бассейн реки…Он был первым, кто совершил плавание по…”
10 класс, обществоведение, урок “Трудовая деятельность”.
“Работник индустриального труда рассматривается как…Это нарушает гармонию труда с основными….и ….чертами. Этот результат индустриального производства называется…труда. Она проявилась в системе американского инженера Ф.У. Тейлора. Он разработал систему организационных мер. Совершенствование трудовой среды, культура взаимоотношений между участниками труда, осмысление ими трудовой деятельности – это компоненты…”
11. Дискуссия, диспут, спор.
Диспут в 8, 10 классах, всеобщая история. Тема: “ Столыпин – русский Бисмарк?”.
“Я считаю, что Столыпин и Бисмарк похожи друг на друга. Оба они государственные деятели. (министр внутренних дел, председатель Совета Министров, канцлер германии, глава правительства), похожи хаpaктером, они современники.
- Да, похожи, оба помещика, аграрные страны, оба проводили реформы.
- Верно, но Столыпин проводил реформы путём внутренних и внешних преобразований, говорил, что России надо 20 лет покоя (мирный путь реформ). А Бисмарк выступал за объединение германии методом “железа и крови.
- Я согласна, реформы проводили разными методами, но они молодцы, оба имели цель в жизни (сейчас цель имеют далеко не все). Цель Столыпина – провести в России социальные, политические, аграрные реформы и реформы местного управления, суда, а у Бисмарка – жизненно - важный вопрос – объединить Германию”.
В диспуте ребята затрагивают вопросы аграрной реформы (как герои относятся к сохранению помещичьего землевладения, развитию капитализма в деревне, к отрубам, хуторам, фермерскому хозяйству, общине, каковы социальные круги поддержки и другие проблемы). В конце разговора делают вывод: можно ли назвать Столыпина – русским Бисмарком?
Пример спора Лютера и Мюнцера (отношение к крестьянству в период Реформации).
Лютер: Я хотел помочь крестьянам, но они сорвались с цепи, как озлобленные собаки.
Мюнцер: И поэтому-то ты отвернулся от нас?
Лютер: Да, поэтому!
Мюнцер: Да, ты просто обманщик, ты предал крестьянский народ, а мы ведь верили в тебя. Тебе послали 12 статей, а ты ответил, что крестьянин должен быть лично зависимым.
Лютер: Но личная зависимость не противоречит Евангелию.
Мюнцер: Да ты просто испугался размаха Реформации и перешёл на сторону феодалов.
Лютер: Нет. Я не испугался. Но крестьяне не подготовлены к войне. Они не дисциплинированы. У них нет оружия. Поэтому они проигрывают. Поэтому, я не хочу помогать тем, кто обречён на поражение.
Мюнцер: Нет, мы победим. Я уж не брошу свой народ, не предам его.
Через эти формы работы дети испытывают уверенность в себе, удовлетворённость от творческих достижений, углубляют изучение тех проблем, которые сами и выбрали.
12. Узнай историческое лицо.
История России, XX век. “Гидрограф, полярный исследователь (занимался поиском “земли Санникова”), военачальник, один из руководителей Белого движения. Участник русско-японской войны. Во время обороны Порт – Артура ранен, побывал в плену. В первую мировую войну с 1916 года комaндовал Черноморским флотом. В годы революции и гражданской войны проделал путь от сторонника Временного правительства до Верховного правителя России. Расстрелян в Иркутске большевиками”.
5 класс, история древнего мира. “ Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но этим способом больше никто не пользовался. Кто он?”
13. Современные информационные технологии обучения.
Предлагаю разработки учащихся по истории России: отечественная война 1812 года, гражданская война в России.
Сегодня актуальны формы развивающей методики. Через них дети испытывают уверенность в себе, удовлетворённость от творческих достижений, углубляют изучение тех проблем, которые сами и выбрали. Очень важно, чтоб учитель был готов поддержать высказывания учеников, похвалил их начинания (приятно удивили, рада за вас, рада всех вас видеть, благодарю за урок). Интеpaктивное обучение является одним из интереснейших подходов к обучению.
Урок по теме “Гражданская война” (Приложение)
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
02 10 2023 17:55:23
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
01 10 2023 9:47:49
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
30 09 2023 3:25:41
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
29 09 2023 21:30:42
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
28 09 2023 14:27:41
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
27 09 2023 16:48:21
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
26 09 2023 20:17:49
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
25 09 2023 5:49:17
В статье приведены примеры применения деятельностно-пpaктического способа обучения при изучении темы войны. 5-й класс: «Военные походы фараонов», 8-й класс: «Крымская война»....
24 09 2023 15:29:22
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
23 09 2023 7:59:41
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
22 09 2023 4:10:48
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
21 09 2023 11:42:23
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
20 09 2023 0:24:23
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
19 09 2023 3:37:41
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
18 09 2023 21:41:42
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
17 09 2023 9:32:33
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
16 09 2023 7:24:58
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
15 09 2023 18:30:23
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
14 09 2023 20:29:50
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
13 09 2023 8:49:18
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
12 09 2023 19:37:45
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
11 09 2023 21:28:33
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века.
...
10 09 2023 22:13:31
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
09 09 2023 23:10:25
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
08 09 2023 6:25:24
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
07 09 2023 9:26:21
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
06 09 2023 16:11:36
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
05 09 2023 20:43:49
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
04 09 2023 6:34:54
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
03 09 2023 22:42:10
Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....
02 09 2023 7:42:41
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
01 09 2023 3:11:45
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
31 08 2023 2:19:23
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
30 08 2023 5:49:11
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
29 08 2023 23:54:46
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
...
28 08 2023 16:22:17
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
27 08 2023 17:51:13
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
26 08 2023 10:16:11
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
25 08 2023 21:44:27
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
24 08 2023 10:47:54
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои.
...
23 08 2023 0:21:49
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
22 08 2023 2:39:37
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
21 08 2023 17:25:25
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
20 08 2023 13:36:29
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
19 08 2023 20:29:43
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
18 08 2023 15:38:37
Второй по численности народ России, имеющий здесь свои древние корни, оставшиеся в названиях, языке, традициях других народов России: тюрки, кимаки, болгары, кипчаки... Список этот можно продолжить, смотря о каком времени мы будем говорить…...
17 08 2023 2:29:20
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
16 08 2023 20:40:47
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
15 08 2023 17:40:38
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
14 08 2023 16:39:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::