Программа элективного курса "И сама по себе не играет гитара". Отражение истории в авторской песне
Авторская песня - самобытное явление культуры нашей страны. Истоки ее лежат в устном народном творчестве. Авторская песня является современным фольклором, зеркалом жизни России на разных исторических этапах.
Курс “И сама по себе не играет гитара” предназначен для учащихся 9 классов основной школы (предпрофильная подготовка). Курс является межпредметным - он расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения истории, литературы, музыки.
Актуальность программы определяется тем, что в школьной программе учащиеся лишь минимально знакомятся с авторской песней: ее темами, авторами и т. п. Курс имеет и возможное профориентационное значение: дети, стремящиеся получить в дальнейшем литературное либо музыкальное образование, могут попробовать свои силы в этой сфере и сделать выводы о правильности своего выбора.
Цель данного курса – познакомить учащихся с авторской песней с исторической точки зрения.
Задачи:
- повышение интереса к изучению учащимися истории, литературы, музыки;
- воспитание патриотизма, чувства причастности к жизни своей страны;
- эстетическое воспитание школьников;
- развитие творческих способностей учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
- развитие коммуникативных способностей через коллективную работу; умение выступать на людях;
- создание условий для самостоятельной исследовательской работы.
Формы организации учебной деятельности: беседы, клубная технология, поисковая деятельность, уроки-концерты.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации – газетами, журналами, книгами, аудио- и видеозаписями, специализированными сайтами Интернета и др. Содержание каждой темы предусматривает самостоятельную, индивидуальную или коллективную деятельность учащихся.
Каждое занятие строится в начале на актуализацию знаний по той или иной теме, а после этого переходим к хаpaктеристике определенного исторического периода посредством авторской песни.
Требования к квалификации учителя: учитель, ведущий данный курс, должен владеть информационными технологиями, желательно уметь играть на гитаре (чтобы научить азам игры учащихся).
Техническое обеспечение: аудиозаписи (грампластинки, кассеты, диски), видеозаписи, гитара, использование информационных технологий, привлечение социокультурных ресурсов своей территории.
Система оценивания:
В соответствии с темой курса считается возможным применение безоценочной технологии. Зачетной работой по пройденному курсу является отчетный мини-концерт. Учащиеся, имеющие поэтические и музыкальные способности, могут в качестве зачетной работы предложить собственное произведение.
Предполагаемые результаты изучения курса: В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь соотнести произведения авторской песни с разными историческими периодами;
- ориентироваться в авторах, тематике, назвать несколько фамилий бардов и названий понравившихся песен, исполнить наиболее понравившуюся песню;
- более уверенно участвовать в творческих мероприятиях – концертах, спектаклях и др.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Истоки авторской песни – устное народное творчество. | 1 |
2 | Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. | 1 |
3 | “Ах, война, что ты сделала, подлая…”(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне). | 1 |
4 | Хрущевская “оттепель” и авторская песня. | 1 |
5 | “Афганские” и “чеченские” песни. | 1 |
6 | История-музыка-юмор. | 1 |
7 | Тематика современной авторской песни. | 1 |
8 | Авторская песня в Хакасии (история, темы, авторы). РК | 1 |
9 | Подготовка к итоговому занятию. | 1 |
10 | Итоговое занятие – мини-концерт (зачет). | 1 |
Итого | 10 |
Содержание курса.
Тема 1. Введение.
Истоки авторской песни – устное народное творчество. (1 час)
Современный фольклор, его истоки и традиции. Признаки современного фольклора. Что такое авторская песня? История и эволюция авторской песни.
Форма занятия: лекция с элементами беседы.
Тема 2. Исторические темы, раскрываемые в авторской песне. (1 час).
Дореволюционное время. Гражданская война. Сталинские репрессии. Великая Отечественная война. Хрущевская “оттепель”. Брежневский застой. Война в Афганистане. Перестройка. Чернобыль. Распад СССР. Война в Чечне. Современные песни.
Форма занятия: урок-концерт с элементами пpaктической работы.
Тема 3. “Ах, война, что ты сделала, подлая…”
(Тема Великой Отечественной войны в авторской песне) (1 час).
Творчество Александра Галича. Творчество Булата Окуджавы (“Песенка о пехоте”, “Песня о Леньке Королеве”, “Мы за ценой не постоим”, “Песня о московских ополченцах” и др. ). Песни о войне разных авторов (В. Высоцкий “ “Як-истребитель”, “Сыновья уходят в бой”, “На братских могилах”, “Он не вернулся из боя”; Ю. Визбор “Военные фотографии”, “Помни войну”; О. Митяев “В осеннем парке”, “Кино”; Л. Сергеев “Колоколенка”, Н. Шипилов “Пехота”, М. Анчаров “Баллада о парашютах” и др. )
Тема 4. Хрущевская “оттепель” и авторская песня. (1 час).
Творчество М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Якушевой, Ю. Шангина-Березовского, Ю. Кима, А. Городницкого и др.
Тема 5. “Афганские” и “чеченские” песни. (1 час).
Предварительное задание: подготовить краткие исторические справки по войне в Афганистане и войне в Чечне. (Вариант: пригласить реальных участников событий).
Песня “Кукушка”.
Форма занятия: семинар, которому предшествует самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
Тема 6. История-музыка-юмор. (1 час).
“Жил-был игуанодон” (неизв. автор). А. Городницкий. “Шуточная песня строителей петровского флота”. Творчество Ю. Кима. Творчество Л. Сергеева и других авторов.
Форма занятия: урок-концерт.
Тема 7. Тематика современной авторской песни. (1 час).
Форма занятия: пpaктическая работа с использованием ресурсов сети Интернет.
Тема 8. Авторская песня о Хакасии и в Хакасии (история, темы, авторы). (1 час).
А. Галич “Облака”, О. Митяев “Абакан”; “Хорошо в вагоне ехать, напевая…” (неизв. автор). Фестивали авторской песни в Хакасии: “Саяны”, в г. Саяногорске, “Солнцеворот” в г. Абакане. КСП Хакасии.
Форма занятия: творческая встреча с представителями КСП г. Абакана.
Тема 9. Подготовка к итоговому занятию. (1 час).
Выбор произведений для концерта, составление сценария и др.
Форма занятия: творческая лаборатория.
Тема 10. Итоговое занятие. Мини-концерт (зачет). (1 час).
Литература для учащихся:
1. Рябцев История русской культуры. XX век: учебное пособие. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 320 с.
Литература для учителя:
1. Литературный энциклопедический словарь. – М. , Советская энциклопедия, 1987.
2. Ю. Визбор. Когда все были вместе… - М. : Киноцентр, 1989.
3. Ю. Визбор. Я сердце оставил в синих горах. – М. : Физкультура и спорт, 1986.
4. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. – М. : Молодая гвардия, 1990.
5. В. Высоцкий. Баллада о любви. Стихи. – Красноярск: МП Эффект, 1991.
6. А. Галич. Возвращение. – Л. :Музыка, 1990.
7. Гитара и слово. Михаил Анчаров. Звук шагов. – М. : Останкино, 1992.
8. Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М. :Текмахом, 1992.
9. Из пламени Афганистана. – М. : Советская Россия, 1990.
10. Люди идут по свету. Книга-концерт. – М. :Физкультура и спорт, 1990.
11. Б. Окуджава. Капли Датского короля. Киносценарии. Песни для кино. – М. : ВТПО “Киноцентр”, 1991.
12. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. – М. , 1994.
13. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-12. – 1990.
14. Антология авторской песни. // Русская речь. - №№1-14. . - 1991
15. Н. Брилль. “Кто как живет – кто тлеет, кто горит…”// Библиография. -. №3. – 1994.
16. Б. Вахнюк. Не все об Аде…// Библиография. - №6. – 1993.
Ресурсы сети Интернет:
1. grushin. samara. ru - все о Грушинском фестивале авторской песни
2. www. bards. ru - все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
3. lib. ru/KSP/ - тексты песен с аккордами, аудиозаписи
4. BARDS. net. ru - авторская песня в сети Интернет
5. www. snikitin. ru - клуб друзей авторской песни "Никитинские Встречи"
6. bardz. by. ru – все о бардах, биографии, тексты песен, аудиозаписи.
7. http://www. bardic. ru/ - история, биографии, КСП и многое другое
8. www. mityaev. ru – сайт Олега Митяева.
Материалы к занятию №1 по теме “Введение.
Истоки авторской песни – устное народное творчество”.
Цель занятия: рассмотреть историю и эволюцию авторской песни, ее истоки и традиции, кроющиеся в устном народном творчестве.
Форма занятия: лекция с элементами пpaктической работы.
Оборудование занятия:
1. Литературный энциклопедический словарь.
2. С. И. Ожегов. Словарь русского языка.
3. Аудиозаписи песен.
4. Раздаточный материал – тексты песен.
Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчетом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все ее члeны, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего… Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.
(Н. В. Гоголь)
Современная авторская песня. Еще не так далеко ушло то время, когда тема эта была пpaктически под запретом – но авторская песня жила полноценной жизнью.
Откуда же взялся такой вид песенного творчества? Почва, на которой выросла авторская песня, прежде всего наш русский фольклор: частушка, лаконичная, метафоричная, остроумная; городской романс, солдатские песни.
Что же такое фольклор? (Задание: найти определение по словарю С. И. Ожегова).
Фольклор – это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с его элементами. В ней органично связаны между собой формы его проявления: мимика, жест, интонация, музыка. Все это объединяет слово.
Что такое народное поэтическое творчество? (Задание: найти определение в Литературном энциклопедическом словаре).
Народное поэтическое творчество (народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор) – это совокупность различных видов и форм массового словесного художественно творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. (Литературный энциклопедический словарь. – М. ,1987. С. 234).
На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип творчество. Его хаpaктерные черты: устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с другими элементами искусства, непосредственность контакта творца (исполнителя) со слушателем и коллективность создания и распространения.
Возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, музыкальных и других произведений: древнегреческие рапсоды и аэды, римские мимы и гистрионы, русские скоморохи, французские шансонье, украинские кобзари и мн. др. В раннефеодальное время возникает особый переходный тип певца-поэта, тесно связанного с рыцарством (французские трубадуры, немецкие миннезингеры), позже – с бюргерством (например, немецкие мейстерзингеры) или клерикально-студенческой средой (например, европейские ваганты, украинские и белорусские вертепники).
Каждое фольклорное произведение являлось фактом словесного искусства и одновременно народного быта, выполняло определенные социально-бытовые функции. Исторические изменения народной жизни вели к изменению, исчезновению или появлению определенных эстетических и бытовых потребностей, обычаев, обрядов, а вслед за ними – и соответствующих жанров.
Вопрос учащимся: В чем же специфика современного фольклора? (Появляются новые темы и образы, раскрывается современная действительность и образ нового человека).
Все социальные потрясения, перемены в обществе сразу же отражаются в произведениях фольклора – пословицах, поговорках, частушках. Пример – частушка времен “перестройки”:
Соль и сахар по талонам,
Очереди длинные.
А у наших депутатов
Речи соловьиные.
Конечно, происходящее вокруг находило свое отражение в фольклоре во все времена. Это песни об Иване Грозном и о Степане Разине, о Петре Великом и мн. др. Песни социального протеста – ямщицкие, бурлацкие. Становление российской промышленности, период гражданской войны, время первых пятилеток, Великая Отечественная война – все это давало неисчерпаемый материал для фольклора.
Вопрос учащимся. Таким образом, что же является истоками современного фольклора? (Прежде всего, сама действительность).
Появляются песни-“переделки” - когда известные песни неоднократно “переписываются”. Не обязательно у песни должен быть автор слов и музыки в одном лице. Много примеров песен, когда на стихи известных поэтов бардами создаются песни. (стихи Э. Багрицкого, Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Н. Рубцова и др.)
Особенностью современного фольклора является и отмирание грани между городским и деревенским фольклором и осуществление тесной связи между современным фольклором и современной литературой (поэзией).
Вопрос учащимся. Как вы думаете, каковы основные признаки современного фольклора? (бытование в народе в устной форме и в устной передаче и наличие вариантов того или иного произведения).
Еще одна особенность современного фольклора – его публицистичность, бессистемность. Некоторые говорят о затухании русского фольклора, но об этом не может быть и речи. Творчество студентов, военнослужащих, туристов неиссякаемо. И жизнь буде преподносить все новые и новые материалы.
Авторская песня как часть современного фольклора в нашей стране бурно развилась во времена хрущевской “оттепели”. В начале своего становления она носила, скорее, нелегальный хаpaктер. В 50-е и в первой половине 60-х годов песни пели в своих компаниях, в походах, передавали записи на магнитофонных лентах. Их чаще называли туристскими или студенческими. Но на фоне общей сумятицы молодежь заметила и подхватила первые песни Юрия Визбора, Ады Якушевой, Михаила Анчарова, Александра Городницкого, Юлия Кима…
(Здесь можно прослушать песню “Царевна Несмеяна” Г. Шангина-Березовского (1960 г). Конечно, могут быть выбраны любые другие песни того периода, доступные преподавателю, ведущему данный курс. )
В течение нескольких десятилетий шло расслоение песни на официальную – для митингов, радио, собраний – и на живую – для людей, для жизни.
В начале авторские песни не назывались таким образом. Она называлась самодеятельная, пока не включились в процесс осмысления своей роли в культуре такие знаменитые художники слова, как Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева – истинные профессионалы.
В авторской песне очень сильны народно-поэтические традиции.
(Звучит песня Юлия Кима “Губы окаянные” (1959 г). Задание учащимся: проанализировать традиции русского фольклора, отраженные в авторской песне. Текст песни – см. Приложение, №1)
Помимо хаpaктерных черт фольклора (о них мы говорили выше), в авторской песне широко используются народно-поэтические художественные средства. Подтвердим это высказывание, проанализировав несколько песен Александра Розенбаума. Одна из его грампластинок называется “Казачьи песни”. Уже сами названия песен говорят сами за себя: “Кубанская казачья”, “Кандальная”, “Ой, дудари, дудари” (“Сцена на ярмарке”), “На Дону, на Доне” и другие.
(Слушаем аудиозаписи песен и анализируем их. Примерный анализ – см. Приложение, №2).
Таким образом, мы видим, насколько широко употрeбление традиционных для фольклора народно-поэтических художественно-изобразительных средств в современной авторской песне. Конечно, не только А. Розенбаум использует в своих песнях эти средства. Перечислим некоторые песни и других авторов: прежде всего это В. Высоцкий со своими “сказками”, Ю. Ким с его частушками-страданиями. Кроме этого, песни “Спелым колосом лето клонится” В. Вихорева, “Шуточная песня строителей петровского флота” А. Городницкого, “Крапива-лебеда” И. Столяра, “Рожон” С. Воханцева, “Туман” Ю. Зозули и многие другие.
Авторская песня – многогранное, живое, постоянно развивающееся явление. На следующих занятиях мы будем анализировать это явление с точки зрения отражения в ней истории нашей Родины.
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
18 03 2024 5:32:13
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
17 03 2024 23:56:59
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
16 03 2024 10:44:21
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
15 03 2024 11:12:10
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
14 03 2024 6:16:43
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
13 03 2024 17:18:25
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
12 03 2024 3:40:29
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
11 03 2024 12:58:50
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
10 03 2024 17:35:53
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
09 03 2024 7:43:26
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
08 03 2024 21:10:43
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
07 03 2024 16:25:11
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
06 03 2024 8:16:32
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...
05 03 2024 9:41:37
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
04 03 2024 0:19:26
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
03 03 2024 21:46:12
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
02 03 2024 23:44:58
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
01 03 2024 18:33:20
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
29 02 2024 10:47:20
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
28 02 2024 0:35:49
Презентация предназначена для урока усвоения новых знаний по обществознанию в 9–11-х классах. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся по теме урока с определением алгоритма работы. Применяется принцип повторения информации, представленной в разных формах. Материал закрепляется при выполнении заданий, составленных по типу заданий С1, С2 ЕГЭ....
27 02 2024 7:54:27
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
26 02 2024 16:44:51
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
25 02 2024 17:57:22
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
24 02 2024 23:29:13
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
23 02 2024 14:30:41
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
22 02 2024 22:46:31
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
21 02 2024 22:41:44
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
20 02 2024 19:58:50
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
19 02 2024 19:30:55
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
18 02 2024 2:15:34
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
17 02 2024 16:59:32
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
16 02 2024 19:47:50
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
15 02 2024 11:32:50
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
14 02 2024 21:15:51
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
13 02 2024 23:44:40
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
12 02 2024 0:36:45
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
11 02 2024 6:48:12
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
10 02 2024 1:46:43
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
09 02 2024 23:13:38
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками. ...
08 02 2024 14:29:23
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
07 02 2024 14:28:27
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
06 02 2024 9:24:15
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
05 02 2024 12:17:33
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
04 02 2024 0:20:11
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
03 02 2024 17:22:49
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
02 02 2024 10:29:31
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
01 02 2024 2:38:38
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
31 01 2024 1:57:12
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
30 01 2024 19:21:30
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
29 01 2024 5:49:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::