Школьная научно-пpaктическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Школьная научно-пpaктическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"


    Школьная научно-пpaктическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"

Цели:

  • показать политическое развитие СССР в 40-50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии;
  • формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
  • формирование культуры публичного выступления.

Методическая цель: представление технологии проблемного обучения.

Форма проведения: научно-пpaктическая конференция

Программа работы:

I. Целеполагание. Определение целей и задач конференции. Рефлексия.

Постановка проблемы: определить особенности политического развития СССР в 40-50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывания демократии.

II. Выступления участников конференции. Рассматриваемые вопросы:

1. Становление советской репрессивной системы.

2. Репрессии во время Великой Отечественной войны.

3. Политика репрессий и террора против репатриированных граждан.

4. Этнические и иные депортации в 1949-1953 годах.

5. Сопротивление в ГУЛАГе. Лагерные восстания 1953-1955 годов.

6. Репрессированные в Сибири.

7. ГУЛАГ в памяти народов страны. Памятники жертвам политических репрессий в Иркутской области.

III. Рефлексия. Подведение итогов работы конференции.

Ход работы конференции

I. Открытие конференции. Целеполагание. Определение целей конференции.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, участники конференции. Целью конференции является

формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, культуры публичного выступления. Наша конференция носит учебный хаpaктер и каждый из вас должен осмыслить и оценить выступление участников конференции. Вы выступаете в роли независимой комиссии. В оценке выступлений участников конференции принимают участие победители городских олимпиад, научно-пpaктических конференций, руководитель школьного музея.

Учитель: Несмотря на огромные перемены, происшедшие за последние годы во всех странах на территории бывшего СССР, проблема увековечения памяти государственного террора остаётся неразрешимой. Это касается всех аспектов: будь то реабилитация незаконно осужденных, или публикация документов, связанных с репрессиями, их масштабами и причинами, или выявление мест захоронений казнённых, или создание музеев и установка памятников. Сотни тысяч людей в разных регионах бывшего СССР хотят узнать о судьбах родственников. Изучение советского государственного террора ещё далеко не завершена, и вся история политических репрессий не написана.

Ведущий: В работе конференции принимают участие учащиеся 11 класса. Некоторые рассматриваемые вопросы являются частью их исследовательской работы.

II. Выступление участников конференции.

1. Становление советской репрессивной системы.

Ведущей тенденцией общественно-политической жизни 40 годов было укрепление репрессивно-бюрократических порядков и личной власти Сталина. Нарастание недемократических тенденций в жизни нашего общества после 1917 г., было длительным процессом, прошедшим ряд стадий. Важные шаги в этом направлении были уже сделаны в первые годы большевистского режима, особенно в период “военного коммунизма”. Решающий же перелом в данном процессе имел место в ходе первой пятилетки, главную роль в этом сыграла коллективизация. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу стpaxa и покорности. В то же время у кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства. В исторической литературе 1937-1938 г.г. именуют временем “большого террора”. Всего за данный период было репрессировано 1.372.692 человек, в том числе расстреляно 681.692. В1945 - 1952 г.г. осуществляется новый виток репрессий.

Массовые репрессии нанесли стране большой урон: была уничтожена значительная часть хозяйственных, военных, культурных кадров. Террор позволил ещё более расширить “лагерную империю”, в небывалой степени усилить роль принудительного труда в экономике. Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода “рабочую аристократию”, прежде всего из числа стахановцев. Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а ещё - заключённые.

Хаpaктеризуя атмосферу в стране в тот период, необходимо учитывать противоречивость “сталинской эпохи”, по-разному запечатлелась она в памяти современников. Для одних - это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других – время бедствий, полуголодного существования, лагерей.

2. Репрессии во время Великой Отечественной войны. (Представление части работы Фёдорова М. “Без вины виноватые”).

28 августа 1941 года в составе центрального аппарата НКВД был образован отдел спецпоселений, вышел Указ “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья” В регионах комплектовались оперативные тройки, утверждаемые приказами НКВД СССР. Они, в свою очередь, комплектовали участковые оперативные тройки, составляли графики подачи вагонов, организовывали приём и посадку переселенцев. Кроме немцев депортации были подвергнуты финны, греки, румыны, татары и др. Эти действия рассматриваются как своего рода пограничные зачистки, предупреждающие нежелательные последствия. Последующие операции носили уже не профилактический хаpaктер, были акциями возмездия за совершённые или несовершённые в годы войны преступления против советского государства.

3. Политика репрессий и террора репатриированных граждан (Представление части исследовательской работы Манзула А., учащегося 11 класса “По следам репрессий”).

Система ГУЛАГа достигла своего апогея в послевоенный период. Один из первых ударов пришёлся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн. человек) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря на поселения. В городе Черемхово репатриированные работали на шахтах. Их селили отдельными посёлками в наскоро сделанных полуземлянках, баpaках. В посёлке был военный комендант, который следил за порядком, за “настроением умов” своих невольников. Только к концу 50 годов с этой категории репрессированных обвинение было снято.

4. Этнические и иные депортации в 1949-1953г.г.

Репрессивная политика, в том числе и принудительные переселения, вновь активизировались в 1947 и заметно усилились в 1948 году. Исключительно важное значение имел Указ ПВС от февраля 1948года “О направлении особо государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдельные местности СССР”. В июне впервые гонением были подвергнуты колхозники, невыpaбатывавшие обязательного минимума трудодней. Поэтому указу без суда и следствия было выслано более 27 тыс. человек. Депортации продолжались и в 50 годы. Так, в марте 1951 года из Таджикистана было выселено 2795 басмачей и члeнов их семей, в начале 1951 года продолжалась “чистка” территории Грузии, в частности, от иранцев.

Общее количество депортированных в послевоенные годы, по имеющимся данным, может быть оценено примерно в 380-400 тыс. человек. География их выселения обширна, центром стал Красноярский край и Иркутская область.

5. Сопротивление в ГУЛАГе. Лагерные восстания 1953-1955 г.г.

Не желая мириться со своим положением, политические заключённые в ряде лагерей поднимали восстания, проходившие порой под политическими лозунгами. Труд заключённых являлся искажённой и антигуманной, насильственной формой внутренней колонизации. Это было необходимое условие экстенсивного экономического развития страны, осуществления эксперимента “социалистической модернизации”. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948 г.), Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.), Экибастузе (1950 г.), Воркуте (1953 г.), Норильске (1953 г.).

6. Репрессированные в Сибири. Как известно, репрессии не обошли стороной и Иркутскую область. Сибирь была основным местом ссылки репрессированных. В Иркутской области находились тысячи спецпереселенцев, высланных сюда в годы войны за “проступки” своих отцов и сыновей на фронте. Как изгои общества, эти люди работали на самых тяжёлых производствах. Особенно много таких рабочих было на Усольском сользаводе, шахтах города Черемхово. Их селили отдельными посёлками в наскоро сделанных землянках, баpaках. В таком посёлке был военная комендатура.

После войны, с 1945-1949 годы, на поселение в Иркутскую область было направлено более 40 тыс. человек из Прибалтики, почти полторы тысячи “бывших кулаков” прибыло в 1951 году. Из западных областей Украины, Молдавии, Крыма, Северного Кавказа. Общее число спецпереселенцев превысило 92 тыс. человек.

С окончанием войны иркутский ГУЛАГ переживал настоящий “ренессанс”. Вначале строительства БАМа сюда было направлено 4 тыс. офицеров Красной армии для усиления надзора. В июле 1947 года была создана ещё одна строительная база ГУЛАГа- Китайлаг, заключённым которого предстояло строить г. Ангарск и нефтехимический комбинат .Для партийных руководителей пестрота в политическом статусе населения области представляла большую сложность. Идеологическая работа, проводившаяся в те годы, не находила адекватного понимания. На местах не понимали многого из того, что делалось в верхних слоях партийного руководства.

7. ГУЛАГ в памяти народов страны. Памятники жертвам политических репрессий в Иркутской области (Презентации мультимедиа-проекта).

Погибло, разрушилось государство СССР, нет его уже на карте. Но есть людская память. Есть надломленные, искалеченные души тех, кто провёл многие годы в лагерях. Очень часто со стороны “рядовых граждан”, репрессированные ощущали недоверие, подозрительность. Многие из реабилитированных замкнулись в себе, тем более, что официальные установки о реабилитации придали полной гласности только после cмepти Сталина. В настоящее время в стране вышло ряд законов, направленных на защиту прав жертв политических репрессий.

На территории Иркутской области воздвигнуто ряд памятников жертвам политических репрессий. В посёлке Пивовариха 11 ноября 1989 года был открыт мемориал не месте массового захоронения жертв политических репрессий1937-1940 годов. Надпись на нём гласит: “Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия”. В августе 1989 года в г. Братске установлен памятный знак жертвам ГУЛАГа. С надписью: “Вечная память жертвам ГУЛАГа”. 30 октября 1992 года здесь же установлен памятный крест жертвам репрессий. Крест несколько раз сжигали, трижды восстанавливали. На нём надпись: “Здесь на территории храмового комплекса, будет сооружена часовня-памятник жертвам политических репрессий”.

В городе Черемхово 5 ноября 2005 года на привокзальной площади был открыт памятник жертвам политических репрессий. Это большая чёрная плита, так похожая на могильную. Эскиз памятника был разработан геологом, преподавателем университета Фондерфласом. Немалые средства пожертвовали жители города на его установку. Светлая память всем, кто не дожил до этого дня, чтобы узнать о том, что память жива.

ПАМЯТНИКИ ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Братск, вблизи храма Андрея Рублева

Памятный крест жертвам репрессий. Дата открытия: 30 октября 1992 г. (крест несколько раз сжигали, трижды восстанавливали, сейчас на этом месте другой крест).

Надпись: "Здесь, на территории храмового комплекса, будет сооружена часовня-памятник жертвам политических репрессий"

Авторы: автор проекта Сергeй Мочалов, при участии Альфонсаса Уникаускаса.

Устан. по инициативе и на средства Братское отделение общества “Мемориал”.

г. Братск, Приангарье, залив Малый Мамырь (на месте Озерлага)

Памятный знак жертвам ГУЛАГа
Дата открытия: август 1989 г.

Надпись: "Вечная память жертвам ГУЛАГа"

Авторы: коллективный проект.

Устан. по инициативе и на средства Яхтклуба комбината "Братск железобетон".

пос. Пивовариха Иркутского р-на (восточнее поселка)

Мемориал на месте массового захоронения жертв политических репрессий 1937 - 1940 гг.
Дата открытия: 11 ноября 1989 г. Статус "памятника истории местного значения" получен 31 октября 1997 г.

Надпись: "Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия" (на памятнике). "Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем. Не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбой" (на памятном знаке). "Ров-накопитель".

Авторы: сотрудники Иркутского общества "Мемориал" и Иркутской художественной мастерской.

Устан. по инициативе Иркутского общества "Мемориал" на средства Иркутского облисполкома и Управления ГВФ.

г. Черемхово. Мемориал, установленный на привокзальной площади в 2005 году

III. Рефлексия. Подведение итогов работы конференции.

Закончите мысль: “Сегодня на конференции мы постарались осветить…”, “Осмысливать пройденный путь важно…”, “Комaндно-бюрократическая система явилась…”, “Я думаю, что…”, “Мы надеемся…”.

Ведущий: Сегодня у нас состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы попытались разобраться - как и почему сформировалась комaндно-административная система управления, как происходило свёртывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих наших родственников и знакомых. Сейчас в стране идут преобразовательные процессы. Шаг за шагом мы движемся к демократическому обществу. В недалёком будущем вы будете принимать своё непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные годы.

Литература

1. Андреева Е.М. ГУЛАГ.- М.,1989.

2. Алиев С.У.НКВД - структура, руководители, документы.- М., 1995.

3. Кониченко Т.А. Народ – жертва политических репрессий.- М.,1999.

4. Пашкевич Н.И.Чёрные флаги ГУЛАГа. – П.,2003.

5. Солженицын А.И.Архипелаг ГУЛАГ.- М., 1991.

6. Шабаев Н.И. Репатрианты и реабилитированные.- М., 1998.

7. Яковлев А.Н. Политические репрессии 30-50 годов.- М.,1998.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

08 02 2025 9:28:10

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

07 02 2025 16:57:24

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

06 02 2025 2:51:32

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

05 02 2025 2:33:24

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

04 02 2025 4:59:47

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

03 02 2025 11:53:13

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

02 02 2025 9:35:58

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

01 02 2025 5:53:57

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

31 01 2025 18:46:16

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

30 01 2025 20:22:39

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

29 01 2025 0:55:54

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

28 01 2025 11:38:28

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

27 01 2025 16:10:16

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

26 01 2025 10:13:39

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

25 01 2025 5:17:35

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

24 01 2025 3:55:42

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

23 01 2025 14:16:16

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

22 01 2025 5:33:33

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

21 01 2025 9:54:12

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

20 01 2025 9:43:50

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

19 01 2025 13:41:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

18 01 2025 0:58:31

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

17 01 2025 7:40:22

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

16 01 2025 1:50:17

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

15 01 2025 1:22:11

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

14 01 2025 4:30:27

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

13 01 2025 12:52:51

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

12 01 2025 19:31:34

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

11 01 2025 12:12:58

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

10 01 2025 17:29:30

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

09 01 2025 1:38:11

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

08 01 2025 10:58:23

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

07 01 2025 3:26:19

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

06 01 2025 17:32:46

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

05 01 2025 2:10:30

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

04 01 2025 16:45:28

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

03 01 2025 18:32:39

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

02 01 2025 10:30:46

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

01 01 2025 20:53:27

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

31 12 2024 19:27:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

30 12 2024 15:53:39

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

29 12 2024 8:46:20

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

28 12 2024 14:30:38

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

27 12 2024 23:14:24

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

26 12 2024 23:31:52

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

25 12 2024 21:40:19

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

24 12 2024 0:31:29

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

23 12 2024 15:23:28

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

22 12 2024 11:13:57

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

21 12 2024 8:31:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::