Школьная научно-пpaктическая конференция "Репрессии 1945—1952 годов"
Цели:
- показать политическое развитие СССР в 40-50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии;
- формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности;
- формирование культуры публичного выступления.
Методическая цель: представление технологии проблемного обучения.
Форма проведения: научно-пpaктическая конференция
Программа работы:
I. Целеполагание. Определение целей и задач конференции. Рефлексия.
Постановка проблемы: определить особенности политического развития СССР в 40-50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывания демократии.
II. Выступления участников конференции. Рассматриваемые вопросы:
1. Становление советской репрессивной системы.
2. Репрессии во время Великой Отечественной войны.
3. Политика репрессий и террора против репатриированных граждан.
4. Этнические и иные депортации в 1949-1953 годах.
5. Сопротивление в ГУЛАГе. Лагерные восстания 1953-1955 годов.
6. Репрессированные в Сибири.
7. ГУЛАГ в памяти народов страны. Памятники жертвам политических репрессий в Иркутской области.
III. Рефлексия. Подведение итогов работы конференции.
Ход работы конференции
I. Открытие конференции. Целеполагание. Определение целей конференции.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, участники конференции. Целью конференции является
формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, культуры публичного выступления. Наша конференция носит учебный хаpaктер и каждый из вас должен осмыслить и оценить выступление участников конференции. Вы выступаете в роли независимой комиссии. В оценке выступлений участников конференции принимают участие победители городских олимпиад, научно-пpaктических конференций, руководитель школьного музея.
Учитель: Несмотря на огромные перемены, происшедшие за последние годы во всех странах на территории бывшего СССР, проблема увековечения памяти государственного террора остаётся неразрешимой. Это касается всех аспектов: будь то реабилитация незаконно осужденных, или публикация документов, связанных с репрессиями, их масштабами и причинами, или выявление мест захоронений казнённых, или создание музеев и установка памятников. Сотни тысяч людей в разных регионах бывшего СССР хотят узнать о судьбах родственников. Изучение советского государственного террора ещё далеко не завершена, и вся история политических репрессий не написана.
Ведущий: В работе конференции принимают участие учащиеся 11 класса. Некоторые рассматриваемые вопросы являются частью их исследовательской работы.
II. Выступление участников конференции.
1. Становление советской репрессивной системы.
Ведущей тенденцией общественно-политической жизни 40 годов было укрепление репрессивно-бюрократических порядков и личной власти Сталина. Нарастание недемократических тенденций в жизни нашего общества после 1917 г., было длительным процессом, прошедшим ряд стадий. Важные шаги в этом направлении были уже сделаны в первые годы большевистского режима, особенно в период “военного коммунизма”. Решающий же перелом в данном процессе имел место в ходе первой пятилетки, главную роль в этом сыграла коллективизация. Подчинение крестьян государству, репрессии против интеллигенции и других групп общества укрепили в стране атмосферу стpaxa и покорности. В то же время у кадров управленческого аппарата упрочилась привычка к насильственным методам руководства. В исторической литературе 1937-1938 г.г. именуют временем “большого террора”. Всего за данный период было репрессировано 1.372.692 человек, в том числе расстреляно 681.692. В1945 - 1952 г.г. осуществляется новый виток репрессий.
Массовые репрессии нанесли стране большой урон: была уничтожена значительная часть хозяйственных, военных, культурных кадров. Террор позволил ещё более расширить “лагерную империю”, в небывалой степени усилить роль принудительного труда в экономике. Для укрепления своей социальной опоры режим стремился также сформировать привилегированные слои трудящихся, своего рода “рабочую аристократию”, прежде всего из числа стахановцев. Основу же этой пирамиды составляли не имевшие никаких привилегий массы рабочих и колхозников, а ещё - заключённые.
Хаpaктеризуя атмосферу в стране в тот период, необходимо учитывать противоречивость “сталинской эпохи”, по-разному запечатлелась она в памяти современников. Для одних - это время энтузиазма, огромных успехов страны. Для других – время бедствий, полуголодного существования, лагерей.
2. Репрессии во время Великой Отечественной войны. (Представление части работы Фёдорова М. “Без вины виноватые”).
28 августа 1941 года в составе центрального аппарата НКВД был образован отдел спецпоселений, вышел Указ “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья” В регионах комплектовались оперативные тройки, утверждаемые приказами НКВД СССР. Они, в свою очередь, комплектовали участковые оперативные тройки, составляли графики подачи вагонов, организовывали приём и посадку переселенцев. Кроме немцев депортации были подвергнуты финны, греки, румыны, татары и др. Эти действия рассматриваются как своего рода пограничные зачистки, предупреждающие нежелательные последствия. Последующие операции носили уже не профилактический хаpaктер, были акциями возмездия за совершённые или несовершённые в годы войны преступления против советского государства.
3. Политика репрессий и террора репатриированных граждан (Представление части исследовательской работы Манзула А., учащегося 11 класса “По следам репрессий”).
Система ГУЛАГа достигла своего апогея в послевоенный период. Один из первых ударов пришёлся по военнопленным, большинство из которых (около 2 млн. человек) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря на поселения. В городе Черемхово репатриированные работали на шахтах. Их селили отдельными посёлками в наскоро сделанных полуземлянках, баpaках. В посёлке был военный комендант, который следил за порядком, за “настроением умов” своих невольников. Только к концу 50 годов с этой категории репрессированных обвинение было снято.
4. Этнические и иные депортации в 1949-1953г.г.
Репрессивная политика, в том числе и принудительные переселения, вновь активизировались в 1947 и заметно усилились в 1948 году. Исключительно важное значение имел Указ ПВС от февраля 1948года “О направлении особо государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдельные местности СССР”. В июне впервые гонением были подвергнуты колхозники, невыpaбатывавшие обязательного минимума трудодней. Поэтому указу без суда и следствия было выслано более 27 тыс. человек. Депортации продолжались и в 50 годы. Так, в марте 1951 года из Таджикистана было выселено 2795 басмачей и члeнов их семей, в начале 1951 года продолжалась “чистка” территории Грузии, в частности, от иранцев.
Общее количество депортированных в послевоенные годы, по имеющимся данным, может быть оценено примерно в 380-400 тыс. человек. География их выселения обширна, центром стал Красноярский край и Иркутская область.
5. Сопротивление в ГУЛАГе. Лагерные восстания 1953-1955 г.г.
Не желая мириться со своим положением, политические заключённые в ряде лагерей поднимали восстания, проходившие порой под политическими лозунгами. Труд заключённых являлся искажённой и антигуманной, насильственной формой внутренней колонизации. Это было необходимое условие экстенсивного экономического развития страны, осуществления эксперимента “социалистической модернизации”. Самыми известными из них стали выступления в Печоре (1948 г.), Салехарде (1950 г.), Кингире (1952 г.), Экибастузе (1950 г.), Воркуте (1953 г.), Норильске (1953 г.).
6. Репрессированные в Сибири. Как известно, репрессии не обошли стороной и Иркутскую область. Сибирь была основным местом ссылки репрессированных. В Иркутской области находились тысячи спецпереселенцев, высланных сюда в годы войны за “проступки” своих отцов и сыновей на фронте. Как изгои общества, эти люди работали на самых тяжёлых производствах. Особенно много таких рабочих было на Усольском сользаводе, шахтах города Черемхово. Их селили отдельными посёлками в наскоро сделанных землянках, баpaках. В таком посёлке был военная комендатура.
После войны, с 1945-1949 годы, на поселение в Иркутскую область было направлено более 40 тыс. человек из Прибалтики, почти полторы тысячи “бывших кулаков” прибыло в 1951 году. Из западных областей Украины, Молдавии, Крыма, Северного Кавказа. Общее число спецпереселенцев превысило 92 тыс. человек.
С окончанием войны иркутский ГУЛАГ переживал настоящий “ренессанс”. Вначале строительства БАМа сюда было направлено 4 тыс. офицеров Красной армии для усиления надзора. В июле 1947 года была создана ещё одна строительная база ГУЛАГа- Китайлаг, заключённым которого предстояло строить г. Ангарск и нефтехимический комбинат .Для партийных руководителей пестрота в политическом статусе населения области представляла большую сложность. Идеологическая работа, проводившаяся в те годы, не находила адекватного понимания. На местах не понимали многого из того, что делалось в верхних слоях партийного руководства.
7. ГУЛАГ в памяти народов страны. Памятники жертвам политических репрессий в Иркутской области (Презентации мультимедиа-проекта).
Погибло, разрушилось государство СССР, нет его уже на карте. Но есть людская память. Есть надломленные, искалеченные души тех, кто провёл многие годы в лагерях. Очень часто со стороны “рядовых граждан”, репрессированные ощущали недоверие, подозрительность. Многие из реабилитированных замкнулись в себе, тем более, что официальные установки о реабилитации придали полной гласности только после cмepти Сталина. В настоящее время в стране вышло ряд законов, направленных на защиту прав жертв политических репрессий.
На территории Иркутской области воздвигнуто ряд памятников жертвам политических репрессий. В посёлке Пивовариха 11 ноября 1989 года был открыт мемориал не месте массового захоронения жертв политических репрессий1937-1940 годов. Надпись на нём гласит: “Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия”. В августе 1989 года в г. Братске установлен памятный знак жертвам ГУЛАГа. С надписью: “Вечная память жертвам ГУЛАГа”. 30 октября 1992 года здесь же установлен памятный крест жертвам репрессий. Крест несколько раз сжигали, трижды восстанавливали. На нём надпись: “Здесь на территории храмового комплекса, будет сооружена часовня-памятник жертвам политических репрессий”.
В городе Черемхово 5 ноября 2005 года на привокзальной площади был открыт памятник жертвам политических репрессий. Это большая чёрная плита, так похожая на могильную. Эскиз памятника был разработан геологом, преподавателем университета Фондерфласом. Немалые средства пожертвовали жители города на его установку. Светлая память всем, кто не дожил до этого дня, чтобы узнать о том, что память жива.
ПАМЯТНИКИ ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Братск, вблизи храма Андрея Рублева
Памятный крест жертвам репрессий. Дата открытия: 30 октября 1992 г. (крест несколько раз сжигали, трижды восстанавливали, сейчас на этом месте другой крест).
Надпись: "Здесь, на территории храмового комплекса, будет сооружена часовня-памятник жертвам политических репрессий"
Авторы: автор проекта Сергeй Мочалов, при участии Альфонсаса Уникаускаса.
Устан. по инициативе и на средства Братское отделение общества “Мемориал”.
г. Братск, Приангарье, залив Малый Мамырь (на месте Озерлага)
Памятный знак жертвам ГУЛАГа
Дата открытия: август 1989 г.
Надпись: "Вечная память жертвам ГУЛАГа"
Авторы: коллективный проект.
Устан. по инициативе и на средства Яхтклуба комбината "Братск железобетон".
пос. Пивовариха Иркутского р-на (восточнее поселка)
Мемориал на месте массового захоронения жертв
политических репрессий 1937 - 1940 гг.
Дата открытия: 11 ноября 1989 г. Статус "памятника
истории местного значения" получен 31 октября
1997 г.
Надпись: "Помни, Родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия" (на памятнике). "Взываем к памяти вашей, люди, и к вашим сердцам взываем. Не допустите, чтобы наша судьба стала и вашей судьбой" (на памятном знаке). "Ров-накопитель".
Авторы: сотрудники Иркутского общества "Мемориал" и Иркутской художественной мастерской.
Устан. по инициативе Иркутского общества "Мемориал" на средства Иркутского облисполкома и Управления ГВФ.
г. Черемхово. Мемориал, установленный на привокзальной площади в 2005 году
III. Рефлексия. Подведение итогов работы конференции.
Закончите мысль: “Сегодня на конференции мы постарались осветить…”, “Осмысливать пройденный путь важно…”, “Комaндно-бюрократическая система явилась…”, “Я думаю, что…”, “Мы надеемся…”.
Ведущий: Сегодня у нас состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы попытались разобраться - как и почему сформировалась комaндно-административная система управления, как происходило свёртывание демократии, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многих наших родственников и знакомых. Сейчас в стране идут преобразовательные процессы. Шаг за шагом мы движемся к демократическому обществу. В недалёком будущем вы будете принимать своё непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные годы.
Литература
1. Андреева Е.М. ГУЛАГ.- М.,1989.
2. Алиев С.У.НКВД - структура, руководители, документы.- М., 1995.
3. Кониченко Т.А. Народ – жертва политических репрессий.- М.,1999.
4. Пашкевич Н.И.Чёрные флаги ГУЛАГа. – П.,2003.
5. Солженицын А.И.Архипелаг ГУЛАГ.- М., 1991.
6. Шабаев Н.И. Репатрианты и реабилитированные.- М., 1998.
7. Яковлев А.Н. Политические репрессии 30-50 годов.- М.,1998.
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
18 03 2024 5:30:45
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
17 03 2024 11:53:56
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
16 03 2024 11:38:46
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
15 03 2024 10:12:38
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
14 03 2024 10:26:20
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
13 03 2024 18:29:14
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
12 03 2024 3:27:10
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
11 03 2024 12:14:28
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
10 03 2024 14:10:37
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
09 03 2024 9:32:16
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии. Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор. ...
08 03 2024 11:15:58
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
07 03 2024 23:33:43
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
06 03 2024 4:27:52
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос. ...
05 03 2024 14:10:26
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
04 03 2024 3:28:13
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
03 03 2024 22:15:42
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
02 03 2024 4:19:48
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
01 03 2024 22:56:16
Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
29 02 2024 14:41:10
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
28 02 2024 0:35:12
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
27 02 2024 21:41:15
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
26 02 2024 9:26:55
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
25 02 2024 15:28:33
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
24 02 2024 11:20:43
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
23 02 2024 15:42:42
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 02 2024 18:45:28
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
21 02 2024 7:56:41
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
20 02 2024 15:45:41
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
19 02 2024 3:47:33
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
18 02 2024 4:10:51
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
17 02 2024 19:32:39
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...
16 02 2024 15:13:27
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
15 02 2024 9:32:43
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
14 02 2024 0:48:52
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
13 02 2024 5:35:27
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
12 02 2024 12:38:10
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
11 02 2024 9:16:27
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
10 02 2024 1:28:18
Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что единое Древнерусское государство IX–XI вв. было раннефеодальной монархией; сформировать умение анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой....
09 02 2024 14:21:42
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
08 02 2024 4:51:27
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
07 02 2024 10:20:15
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
06 02 2024 6:18:50
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
05 02 2024 12:29:44
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
04 02 2024 8:30:30
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
03 02 2024 17:21:46
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
02 02 2024 0:55:12
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
01 02 2024 1:17:36
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
31 01 2024 16:22:26
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
30 01 2024 5:15:19
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
29 01 2024 18:12:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::