Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства
Эпиграф. Республика Башкортостан входит в состав Российской федерации на добровольной и равноправной основе. (Статья 5 Конституции РБ)
Образовательные цели:
- создание у учащихся представления о причинах, ходе и хаpaктере вхождения Башкортостана в состав Русского государства;
- формирование у учащихся понятий: ясак, военная повинность, феодальная раздробленность;
- ознакомление учащихся с историческими личностями XVI в;
- уяснение учащимися последствий добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства.
Воспитательная цель:
- закрепление навыка работы с историческими документами и текстом учебника, умения аргументировать свои выводы.
Развивающая цель:
- формирование у учащихся способностей делать выводы о положительной роли вхождения Башкортостана в Русское государство.,
- развитие у учащихся умения решать познавательные задачи при работе с текстом учебника и исторических документов, рецензировать ответы своих товарищей.
- продолжить развитие умений анализировать исторические события, делать выводы, выделять причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: Шежере, ясак, феодальная раздробленность.
Основные даты и события: первая половина XV века – феодальная раздробленность Золотой Орды
2 октября 1552 г. – взятие Казани
зима 1554 г. – принятие русского подданства западными и северо-западными башкирскими племенами
1554-1556 гг. – присоединение племен южной и юго-восточной территории Башкортостана
1557 г. – подписание в Москве акта о добровольном вхождении Башкортостана в состав Русского государства
60-90-е гг. XVI в – присоединение территорий Зауралья к Русскому государству
Оборудование:
- карта “Республика Башкортостан”;
- контурные карты “Республика Башкортостан”;
- ксерокопии документов;
- цветная бумага, канцелярские кнопки (скотч);
- раздаточные карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, отмечаются отсутствующие на уроке.
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2007 год в Башкортостане - год празднования 450-летия добровольного вхождения Башкортостана в состав русского государства. Вот без малого пол тысячелетия Башкортостан и Россия живут единым домом. На сегодня Башкортостан многонациональная и поликонфессиональная республика в составе Российской Федерации.
На уроке сегодня мы удостоены огромной чести “докопаться” до истины вхождения Башкортостана в состав Русского государства. Но для начала ...
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Ответы учащихся: …“Башкортостан в составе Золотой Орды”
Учитель: Повторите записи в тетрадях, домашнее задание и приступим к проверке.
1: письменно выполнить тестирование (Приложение 3) – 5-7 учащихся;
2: карточка “Объясните значение терминов” (Приложение 3) – 1 учащийся;
3: карточка “Дата событие” (Приложение 3) – 1 учащийся;
4: карточка “Расскажите о распаде Золотой Орды”
5: изобразите на доске схему “Последствия вхождения Башкортостана в состав Золотой Орды”
6. работа с классом (устно с места): Докажите, что культура башкирских племен в 13-15 вв. активно развивается. Приведите примеры.
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами выяснили, что Золотая Орда распадается на 4 самостоятельных княжества. В составе трех из них находился Башкортостан. Назовите их (Ногайское, Казанское, Сибирское ханство). Какова была внутриполитическая ситуация в данное время на территории некогда сильного государства? (политическая, феодальная раздробленность, междоусобицы, борьба за власть). Естественно, что это все отражалось на башкирах – поборы, рост налогов и т.д. Что же делать башкирам в сложившейся ситуации? Искать поддержку. Но у кого? Ответ вы найдете в сегодняшнем эпиграфе.
IV. Изучение нового материала.
Итак, на сегодняшнем уроке мы выясним каким же образом происходил процесс добровольного вхождения Башкортостана в состав Русского государства (учитель на доске записывает со слов учащихся, корректируя, план изучения темы)
План:
- Причины вхождения Башкортостана в состав Русского государства
- Хаpaктер акта вхождения
- Этапы вхождения
- условия вхождения
- Значение и последствия вхождения
Учитель: Для начала необходимо вспомнить, что происходило в двух государствах в это время: в Русском государстве и Башкортостане.
Ведется работа с классом по темам прошлых уроков, реализуя межпредметную связь истории Башкортостана и истории России. Примерные вопросы:
- Определите внутриполитическое развитие этих государств в XIV-XVI вв.
- А что можно сказать о направлениях и мероприятиях внешней политики Золотой Орды и Русского государства?
- Как происходило расширении территории Русского государства при правлении Ивана IV Грозного?
- Почему политикой Золотой Орды было недовольно местное население?
Слайд № 5 (Приложение №1), запись содержимого в рабочие тетради
Учитель обобщает ответы учащихся: Таким образом, мы с вами можем сделать вывод в каком тяжелом положении оказались башкирские племена Башкирским племенам необходимо было найти поддержку у сильного государства. Выбор племен пал на Русское государство
Далее работа строится по плану изучения новой темы.
1. Причины вхождения Башкортостана в состав Русского государства
Беглое чтение учебника (страницы 58-59) и ответить на вопрос: А почему именно Русское государство мы сейчас с вами выясним?
Учитель обобщает ответы учащихся: работает со слайдом Слайд № 6 (Приложение №1), запись содержимого слайда в рабочие тетради.
2. Хаpaктер акта вхождения
Учитель: “Раскройте смысл выражения “хаpaктер вхождения”
Учитель (обобщает ответы учащихся): Каким был процесс присоединения Башкирии к Русскому государству: мирным или военным, единовременным или растянулся на некоторое время, добровольно или принудительно. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к документу № 1 “Шежере башкирского племени Юрматы” на 63 странице учебника и документу № 3 (Приложение 2).
Ответы учащихся: …
Учитель (обобщает ответы учащихся): На основании документов мы можем сделать вывод, что хаpaктер вхождения Башкирии в состав Русского государства является мирным и добровольным. Слайд № 7 (Приложение №1), запись содержимого слайда в рабочие тетради.
3. Этапы вхождения башкирских племен в состав Русского государства
Беглое чтение пункта “Этапы присоединения” параграфа 13.
Учитель: Теперь нам с вами необходимо выяснить пошагово процесс вхождения.
По ходу изучения материала учитель выделяет полосками цветной бумаги на карте границы присоединяемых территорий. Для этого можно применить либо канцелярские кнопки, либо кусочки скотча.
Учитель (обобщает ответы учащихся): работа со слайдом Слайды № 8, 9, 10, 11, 12 (Приложение №1), запись содержимого слайдов в рабочие тетради.
4. Условия вхождения Башкортостана в состав Русского государства
Учитель: Мы с вами выяснили когда вошли территории башкирских племен в состав Русского государства. А как они вошли? Для ответа на этот вопрос обратимся к документу №2 “Шежере башкирских племен Бурзян, Кыпсак, Усерган, Тамьян” на странице 64. Прочитайте внимательно документ и выделите условия вхождения башкирских племен в состав Русского государства.
Ответы учащихся: …
Учитель (обобщает ответы учащихся): работа со слайдом Слайд № 13 (Приложение №1), запись содержимого слайдов в рабочие тетради.
Значение и последствия присоединения Башкортостана к Русскому государству.
Учитель: Любой исторический процесс имеет своё значение и последствия. Давайте теперь постараемся выделить свойственные для акта вхождения Башкортостана. Для начала не будем пользоваться учебником.
Ответы учащихся: …
Учитель: А теперь откройте пункт параграфа “Последствия присоединения”. Что можно ещё добавить к нашим выводам?
Ответы учащихся: …
Учитель (обобщает ответы учащихся): работа со слайдом Слайд № 14 (Приложение №1), запись содержимого слайда в рабочие тетради.
V. Закрепление.
Учитель: по очереди к слайдам № 5,6,7,8,9,10,11,12,13, 14 (Приложение №1), задает вопросы, а учащиеся на них отвечают.
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Комментирование домашнего задания. Работа со слайдом 15 (Приложение №1), запись содержимого слайда в дневники.

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
24 03 2023 17:39:25
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
23 03 2023 9:32:18
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
22 03 2023 4:23:49
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
21 03 2023 5:55:37
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
20 03 2023 17:20:38
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
19 03 2023 4:52:26
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
18 03 2023 14:25:19
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
17 03 2023 16:35:27
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
16 03 2023 3:24:22
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
15 03 2023 1:35:16
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
14 03 2023 0:49:11
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
13 03 2023 23:48:19
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
12 03 2023 17:21:28
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
11 03 2023 4:38:31
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
10 03 2023 6:39:32
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
09 03 2023 2:12:15
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
08 03 2023 12:22:12
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
07 03 2023 17:22:39
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
06 03 2023 15:35:37

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
05 03 2023 13:39:36

Цель урока: показать главное событие XIX века для России ‒ отмену крепостного права, используя различные приемы и методы с целью активизации познавательной деятельности учеников....
04 03 2023 16:50:39
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
03 03 2023 11:55:45
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
02 03 2023 11:33:19
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
01 03 2023 3:52:27
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства.
...
28 02 2023 8:59:14
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
27 02 2023 0:11:24
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
26 02 2023 11:54:16
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
25 02 2023 1:52:38
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
24 02 2023 21:12:37

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
23 02 2023 12:27:43
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
22 02 2023 21:11:52
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
21 02 2023 23:15:47
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
20 02 2023 15:17:25
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
19 02 2023 18:24:51
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
18 02 2023 8:50:39
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
17 02 2023 23:17:13
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
16 02 2023 12:37:57
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
15 02 2023 19:55:36
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
14 02 2023 11:26:23
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
13 02 2023 0:10:13
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
12 02 2023 11:52:24
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
11 02 2023 17:52:21
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
10 02 2023 14:35:42
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
09 02 2023 18:27:59
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
08 02 2023 22:34:46
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
07 02 2023 16:12:27
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
06 02 2023 4:57:44
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала.
...
05 02 2023 14:15:11
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
04 02 2023 11:48:36
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
03 02 2023 23:20:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::