Интегрированный урок по истории и математике на тему: "Реформы Петра I". 7—9-е классы
Цели урока:
- Разъяснить учащимся, используя умение решать
математические задачи, что реформы Петра I
привели к укреплению царской власти,
способствовали оформлению абсолютизма и оказали
огромное влияние на все стороны российской
жизни.
2. Раскрыть прогрессивный хаpaктер петровских преобразований; подчеркнуть, что проведенные реформы не ликвидировали отсталость страны; успехи в ее развитии были достигнуты за счет усиления эксплуатации крестьян и ремесленников. - Повторить решение задач на составление
уравнений, задачи на части и проценты.
3. Формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода; расширить представления о роли и значении личности в истории используя возможности урока математики.
Оборудование урока:
- Карта “Российская империя в первой половине XVIII века”.
- Выставка ученических работ, посвященных Петру I и его эпохе.
- Выставка книг о Петре I и его времени.
- Раздаточный материал по математике и истории: задачи по математике, задания по истории.
- Флаг России.
- Презентация.
План урока:
- Вступительное слово учителей, постановка целей и задач урока.
- Повторение и обобщение:
– о значении Великого посольства;
– военной реформе (Азовские походы, Северная
война);
– об основании Петербурга;
– реформы административного управления;
– реформы экономики;
– церковные реформы;
– реформы в образование.
3. Итоги Петровских преобразований.
Решение задач, выполнение заданий и словарной работы по содержанию урока. Показ слайдов по основным вопросам.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя (на фоне музыки.)
Учитель истории:
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Эпоха Петровских преобразований”.
Существуют два образа Петра Великого – подлинный и мнимый. В наши дни благодаря средствам массовой информации наступил “петровский ренессанс”. Он начался с возвращения Ленинграду имени Санкт-Петербурга, утверждения штандарта Петра в качестве официального государственного флага, восстановления петровских наград в качестве высших государственных отличий, закончился пышным празднованием 300-летия основания Северной Пальмиры – родины нынешнего президента России. Личность Петра далека от идеала. Но дело не только в положительных и отрицательных чертах его натуры. Для нас, его потомков, живущих в XXI веке, актуальны и важны вопросы: как российский император осуществлял европеизацию, какие пути и способы им были испробованы, какую цену заплатили народы России. Все эти вопросы помогут нам выделить в безбрежном материале, посвященном его эпохе и царствованию, узловые точки, которые позволят увидеть само существенное. История всегда опирается на факты, но факты нужно подкреплять точными экономическими расчётами, поэтому сегодня на уроке в духе Петра I мы подумаем, какое значение имели эти преобразования для будущего России, и какую роль сыграл Петр I в осуществлении этих реформ, подкрепляя свои выводы точными математическими расчётами.
Учитель математики:
2. Повторение и обобщение материала.
1) Мнение современников о Петре (рассказ учеников).
“То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник" – писал о Петре А.С.Пушкин. Действительно, Петр был прекрасным организатором, сумел подобрать себе способных помощников – плеяду замечательных военачальников, дипломатов, организаторов хозяйства и просвещения. Великий преобразователь России был убежденным сторонником абсолютизма.
Расскажите, каким видели Петра его современники. (Выступление учащихся.) – приложение №1.
2) Задачи стоящие перед Россией (работа по схеме – схема в тетради) (приложение №2)
Задачи, стоящие перед Россией в XVIII веке |
Необходимость выхода к морю |
- торговля - культурный застой |
Незащищённость южных рубежей |
||
Отсутствие регулярной армии |
- дворянское ополчение - стрельцы |
|
Отсутствие крупной промышленности |
- 20 мануфактур, мало вооружения |
|
Приказы устарели |
||
Реформа образования |
- церковное - необходима подготовка специалистов |
Нельзя сказать, что до него не проводились реформы на Руси. Но новое внедрялось медленно.
Для того чтобы достигнуть уровня, на который вывел Россию Петр I, двигаясь с привычной российской неспешностью, как написал, например, русский историк XVIII века М.М.Щербатов в своем сочинении “О повреждении в России” потребовалось бы 200 лет.
При этом Петру пришлось делать все одновременно – вести войну и реорганизовывать армию, создавать флот и заботиться о производстве оружия для новых воинских формирований.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)
3) “Великое посольство”.
Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? (выступления учащихся.) Приложение №3.
Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?- “Птенцы гнезда Петрова” (Выступления учащихся.) Приложение №4.
4) Военная реформа.
Петр провел четыре войны, которые существенно изменили карту Евразии. Из 42 лет правления царя 40 пришлось на войны.
а) Стране нужен выход к морю. (Выход в Черное море через Азов.) Расскажите, какую задачу удалось решить Петру, прежде чем крепость Азов была взята?
*** – А теперь устно решим задач и узнаем …. №1,2
20 октября Боярская дума приняла решение: “Морским судам быть” – этот день считается днём рождения российского флота.
Удалось ли Петру закрепить завоевания на Азове? (неудачный Прутский поход, 1723г. Петербургский договор: к России отходят западное и южное побережье Каспия).
б) в1700 г. началась война, получившая название Северной. Какие цели преследовал Петр?
Как началась война? Сломили первые неудачи Петра? Какие действия он предпринимает?
Первые удачи не заставили себя ждать.
*** – Решение задачи №3.
Чтобы закрепить завоеванное, нужно было срочно создавать Балтийский флот и закрепиться на побережье. С этой целью по приказу Петра заложен город. Как он назывался? После 1709 года город строится из камня на вечные времена.
*** – Решение задач:№ 4,5.
Какие события укрепили мысль Петра в окончательной победе над шведами? (Полтавская битва).
в) Полтавской битве предшествовала битва, которую Петр назвал подготовкой к Полтавской. Какая эта битва и почему Петр так высоко её оценил?
*** Докажите значимость битвы у деревни Лесной решив задачу № 6.
И грянул бой, Полтавский бой! Так писал А.С.Пушкин много лет спустя. А тогда по словам Петра, “и тако Божией помощию вся неприятельская столь в свете славная армия (которая бытием в Саксонии не малой страх в Европе причинила) к государю российскому в руку досталась”.
*** Решение следующей задачи нам докажет, справедливость слов Петра. № 7, 8 устно.
г) Какие победы на море закрепили победу на суше? (Гангутское и Гренгамское).
99 небольших русских судов не могли победить могучую шведскую эскадру. Какие действия предпринимает Ф.М.Апpaксин прибывший к месту военных действий? (В узком месте Гангута – просека, перетянуты корабли, шведы дробят эскадру, русские обходят их на своих кораблях, в результате преимущество на стороне русских ).
Петр Великий прекрасно понимал, что исход сражений определяется не только количеством и качеством вооруженных сил, но и состоянием нравственного и патриотического духа военнослужащих. Государь придавал большое значение мopaльным стимулам. Он, по существу, явился родоначальником современной массовой наградной системы. Рассказ ученика (Приложение №5).
д) Итоги военных реформ:
1. создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать с противниками и побеждать их.
2. Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меньшиков, Борис Шереметьев, Федор Апpaксин, Яков Брюс и др.)
3. Создание мощного военного флота.
4. Гигантский рост военных доходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств народа.
*** – Задачи № 9,10 устно.
5) Административная реформа.
Отдавая в течение долгих лет свое время. Силы, энергию Северной войне, ПетрI ни на минуту не забывал о необходимости других реформ. Он внес большой вклад в строительство российской государственности.
Образцом для реформ государственного управления Петр избрал шведское государственное устройство. Ввел много иностранных слов.
Давайте проведем словарную работу. Объясните понятия:
Сенат – высший законодательный и распорядительный орган при царе.
Коллегии – правительственные учреждения, которые ведали определенными участками государственного управления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.
Губернии – новые административные единицы.
Синод – высший церковный орган.
Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами.
Табель о рангах – документ, определявший систему чинов и порядок продвижения на государственной службе.
Повторение по слайдам реформ: 1. Реформа высших и центральных органов власти (приложение №12).
2.Реформы местного управления (приложение №13).
3. Церковные реформы (приложение №14).
Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 6.
Реформирование всех сфер государственной жизни |
Финансовая реформа 1718 г. |
- подворная подать - подушная подать |
Государственное управление |
- Сенат, генерал – прокурор - коллегии - тайная канцелярия - губернаторы -провинции, магистраты |
|
1721 г. Церковное управление |
- вместо патриарха Синод и обер- прокурор |
|
Расширение дворянского землевладения |
- раздача крестьян - 1714 г. поместья – наследственны |
|
Табель о рангах, 1722 г. |
- 14 классов, личная выслуга служба обязательна |
|
Система образования |
Вывод: Многие историки считают административные реформы наиболее слабым местом петровских преобразований. Известный российский историк В.Я.Уланов писал: “Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим... не только не вели население к материальному и нравственному преуспеванию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне Петровского времени”. Другие, что благодаря усилиям императора сложилась цельная и стройная система административного и бюрократического управления, военно-полицейского контроля над страной при помощи служилого дворянства и чиновничьей бюрократии. По существу, Петр явился родоначальником весьма эффективной “комaндно-административной” системы авторитарного управления. В любом случае реформы вели к установлению абсолютной власти царя.
Задания по реформам. Приложение №7.
6) Реформы промышленности.
Знаменательные победы русского оружия были бы немыслимы без существенных преобразований в хозяйственной и экономической жизни страны. Молодой царь понял это еще в самом начале своего правления, после поездки в Европу.
В петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. Что способствовало этому? Какие преобразования в этой области были проведены?
Сообщения учащихся (приложение № 8)
*** Решение задач.
- Рост торговли – №11.
- развитие промышленности – № 11,12.
– развитие ткачества – № 14.
Работа по схеме (схема в тетради) Приложение № 9.
Военные преобразования. Развитие промышленности. |
Создание регулярной армии |
- рекруты – пожизненно - комaндный состав |
Строительство флота |
||
Промышленность |
- Мануфактуры20 a 191, горные, военные - крепостной труд |
|
Покровительство купечеству и промышленности |
- тариф 1724 г. |
Решение исторической задачи (приложении №10).
А теперь проверим, как вы сможете решить историческую задачу.
Задание. У вас на столах листочки с заданием. Текст называется “Экономические преобразования Петра”. Вставьте в текст пропущенные слова, чтобы получился законченный рассказ. Слова, которые нужно вставить в текст, приведены ниже. Самостоятельная работа уч-ся. (3-5мин.) Несколько работ на проверку. Затем чтение текста вслух.
Вывод: В результате петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта. Кто был движущей силой, которая возвела Россию на новую историческую ступень? Конечно, народ, заслуги которого нельзя преуменьшать.
7) Развитие науки и образования.
Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге.
*** Решение задачи №15.
В 1701 г. в Москве открылась “Школа математицких и навигацких наук”, в этом же году при московском госпитале возникла медицинская школа, в 1711 г. появилась инженерная школа, которая при Петре I, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий. В ряде городов были открыты цифирные школы, в которых осуществлялось начальное обучение.
*** – Решение задачи № 16,17.
С 1700 г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от сотворения мира, а по-европейски – от Рождества Христова и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января.
Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его.
Важнейшим событием стало возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), которая выходила в Петербурге с 1702 года.
По инициативе Петра I происходили важные изменения и в быту российских подданных. Были изданы специальные указы, запрещавшие ношение бороды, предписывавшие ношение европейского платья, курение табака. Царь стремился привить дворянству и купечеству культурные формы общения и удовольствий. Для этого в 1717 г. была издана книга "Юности честное зерцало", где излагались элементарные правила поведения в обществе. В следующем году вышел указ об учреждении ассамблей – вольных собраний для дворян, "знатных" купцов и "главных мастеров", в которых должны были принимать участие и женщины. Устраивались также и народные гулянья: уличные шествия, фейерверки.
Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение, они подчеркивали выделение дворянства в привилегированное сословие.
В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру.
И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской академии наук.
Задание по реформам: приложение № 11.
Вывод по уроку: по истории.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С.М.Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: “То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.
Вывод по уроку.
Приложения
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
27 05 2023 11:20:33
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
26 05 2023 7:20:44
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
25 05 2023 9:53:12
Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....
24 05 2023 15:43:48
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
23 05 2023 16:29:39
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
22 05 2023 12:38:58
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
21 05 2023 6:41:19
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
20 05 2023 8:50:45
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
19 05 2023 19:58:21
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
18 05 2023 2:58:13
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
17 05 2023 6:53:37
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
16 05 2023 4:12:21
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
15 05 2023 15:26:53
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
14 05 2023 1:55:14
Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность, коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность, изучение источников или исследовательская деятельность. Все эти элементы прослеживаются в статье....
13 05 2023 20:43:17
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
12 05 2023 8:46:44
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
11 05 2023 3:51:10
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
10 05 2023 0:15:26
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
09 05 2023 14:50:57
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
08 05 2023 2:27:28
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
07 05 2023 8:13:41

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
06 05 2023 5:58:16

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
05 05 2023 1:27:30
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
04 05 2023 1:24:58
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
03 05 2023 2:21:12
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
02 05 2023 11:16:34
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
01 05 2023 19:47:39
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
30 04 2023 23:33:13
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
29 04 2023 14:33:43
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
28 04 2023 15:11:10
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
27 04 2023 12:11:18
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
26 04 2023 23:54:30
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
25 04 2023 5:29:28

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
24 04 2023 20:13:38
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
23 04 2023 18:53:29
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
22 04 2023 23:52:18
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
21 04 2023 14:10:23
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
20 04 2023 1:59:33
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
19 04 2023 16:57:43
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
18 04 2023 22:57:47
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
17 04 2023 11:42:15
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
16 04 2023 4:27:59
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
15 04 2023 16:58:10

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
14 04 2023 2:18:56
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
13 04 2023 5:58:25
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
12 04 2023 3:17:45
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
11 04 2023 19:50:27
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
10 04 2023 9:15:35
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
09 04 2023 23:37:48
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
08 04 2023 9:32:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::