Программа элективного предмета "Основы политологии"
Пояснительная записка
Развитие демократического политического сознания населения способствует укреплению у людей чувства гражданского долга, ответственности перед обществом и государством. Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями человек рискует стать разменной картой в политической игре, превратиться в объект манипулирования, эксплуатации и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Массовая политическая грамотность граждан необходима и обществу, ибо она пpeдoxpaняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому не только отдельный человек, но и все общество прямо заинтересованы в сознательном культивировании политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в едином государстве.
Политика рано или поздно приходит в каждый дом. Вопрос лишь в том, насколько каждый человек – сознательно или бессознательно – оказывается субъектом политических отношений, насколько он обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти, понимает последствия своих действий.
Данный элективный предмет рассчитан на учащихся 10-11 классов, интересующихся современной политической теорией. В процессе изучения предмета будут рассматриваться вопросы, касающиеся истории развития политической мысли, структура политической системы общества, формы правления и политические режимы, избирательные системы. Особое внимание будет уделяться таким важным проблемам современной политологии, как соотношение гражданского общества и правового государства, организация и проведение избирательной кампании.
Программа элективного предмета предусматривает пpaктическую направленность деятельности учащихся : индивидуальную научно-исследовательскую работу при подготовке рефератов с обязательным использованием материалов органов местного самоуправления города Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, защиту рефератов на научной конференции моу – гимназии (апрель 2007, апрель 2008 г), по возможности – на научных конференциях более высокого уровня. В процессе обучения будут регулярно проводиться встречи с депутатами городской Думы, Собрания представителей Переславского муниципального района, сотрудниками администраций г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района, предусматривается участие учащихся в публичных слушаниях при рассмотрении бюджетов города и района на 2007 и 2008 годы (декабрь 2006 г., декабрь 2007 г.). В период проведения предвыборной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента РФ предполагается проведение круглых столов с приглашением руководителей местных партийных организаций, председателей и члeнов городской и районной избирательных комиссий.
Результаты усвоения учащимися учебного материала элективного предмета “Основы политологии” будут отслеживаться во время проведения семинарских занятий, тестовых работ, пpaктических занятий, в процессе научно-исследовательской работы над темами рефератов.
Основная цель программы:
- Сформировать у учащихся целостную, логически стройную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению разного рода политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
Задачи программы:
- научить детей понимать методологические проблемы политологии, касающиеся ее предмета и основных категорий, методов исследования политических явлений, а также функций политологии, и ее место в системе общественных наук;
- учащиеся должны знать основные вехи развития политической мысли в Западной Европе, США и России;
- сформировать у учащихся навыки анализа и осмысления социально-исторических условий появления различных политологических концепций и их развитие в процессе взаимовлияния и исторической преемственности;
- сформировать у учащихся навыки научно-исследовательской деятельности;
- закрепить у учащихся умение пользоваться дополнительной и справочной литературой.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени(1 и 2 год обучения).
1 год – Политология как наука. История развития политической мысли.
2 год – Актуальные проблемы современной политологии.
Основные формы занятий:
- Лекции – изложение учебного материала в течение занятия, в процессе которого осуществляется анализ полученного научного материала, его обобщение.
- Семинары – обеспечивают коллективное обсуждение вопросов.
- Пpaктикумы – работа, основанная на самостоятельной работе учащихся над различными видами проблемных заданий и их источниками.
- Организация работы со справочной литературой и словарями.
- Проведение научно-пpaктической конференции.
Ожидаемые результаты:
- данный элективный курс поможет учащимся самостоятельно и творчески разбираться в сложных проблемах политической жизни современного общества и при необходимости делать правильный политический выбор, а также принимать соответствующие решения в своей деятельности и поведении в тех или иных политических обстоятельствах;
- итогом реализации программы может служить успешная сдача Единого государственного экзамена по истории, экзамена по выбору предмета – “обществознание”, а также экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.
Методы и приемы:
- познавательные и пpaктические задания и задачи;
- исследование научной литературы.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название разделов, глав, уроков |
Кол-во часов |
Сроки |
I. Раздел “Политология как наука” |
6 |
||
1 |
Политика и политология. |
1 |
|
2. |
Категории политологии |
1 |
|
3. |
Методы исследования в политологии |
1 |
|
4. |
Функции политологии. Политология в системе общественных наук. |
1 |
|
5. |
Семинар на тему “Политология: категории, методы, функции”. |
1 |
|
6. |
Тестовая работа. |
1 |
|
II. Раздел “ История развития политической мысли” |
18 |
||
7. |
Политическая мысль античного общества. Платон, Аристотель, Цицерон. |
1 |
|
8. |
Политическая мысль в средневековой Европе. Августин Аврелий, Фома Аквинский. |
1 |
|
9. |
Развитие политической мысли в эпоху Возрождения. Н. Макиавелли, Ж. Боден. |
1. |
|
10. |
Политические взгляды мыслителей Нового времени. Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк |
1 |
|
11. |
Политические воззрения французских просветителей XYIII века. Ш.Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо. |
1 |
|
12. |
Политические взгляды американских просветителей XYIII века. Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон. |
1 |
|
13. |
Политические теории европейских мыслителей XIX – начала XX века. О. Конт, К. Марс, Г. Еллинек. |
1 |
|
14. |
Семинар на тему “ Развитие политической мысли в странах Западной Европы и США. |
1 |
|
15. |
Тестовая работа. |
1 |
|
16. |
Пpaктическое занятие. Публичные слушания по рассмотрению бюджета Переславского муниципального района на 2007 год. |
1 |
|
17. |
Политические идеи и проекты М.М. Сперанского. |
1 |
|
18. |
Политические взгляды декабристов. П. И. Пестель, Н. М. Муравьев. |
1 |
|
19. |
Общественно-политические воззрения славянофилов и западников. |
1 |
|
20. |
Политические взгляды русских революционных демократов. |
1 |
|
21. |
Политические воззрения представителей русского революционного народничества. |
1 |
|
22. |
Политические теории русского либерализма. |
1 |
|
23. |
Семинар на тему “Политическая мысль в России в XIX– начале XX века”. |
1 |
|
24. |
Тестовая работа. |
1 |
4 |
III. Раздел “Теория власти и властных отношений” |
10 |
||
25. |
Социальный порядок и власть. |
1 |
|
26. |
Господство как форма власти. |
1 |
|
27. |
Генезис политической власти. |
1 |
|
28. |
Особенности политической власти. |
1 |
|
29. |
Теория разделения властей. |
1 |
|
30. |
Политическая власть и политические режимы. |
1 |
|
31. |
Семинар на тему “Проблема власти в современной России”. |
1 |
|
32. |
Тестовая работа. |
1 |
|
33. |
Защита рефератов. |
1 |
|
34. |
Научно-пpaктическая конференция. |
1 |
|
IV. Раздел “ Политическая система общества” |
11 |
||
35. |
Понятие “политическая система общества”. Политическая система как иерархия и взаимосвязь политических институтов. |
1 |
|
36. |
Причины возникновения государства. Признаки и функции государства. |
1 |
|
37. |
Государство – основной институт политической системы общества |
1 |
|
38. |
Формы государственного устройства и формы правления. |
1 |
|
39. |
Политический режим как способ существования государства. |
1 |
|
40. |
Правовое государство. |
1 |
|
41. |
Основные типы взаимоотношений государства и общества. |
1 |
|
42. |
Политические партии в политической системе общества. |
1 |
|
43. |
Семинар на тему “Политическая система общества и ее основные институты” |
1 |
|
44. |
Тестовая работа |
1 |
|
45. |
Пpaктическое занятие. Встреча с руководителями органов местного самоуправления города и района. |
1 |
|
V. Раздел “Избирательная система” |
9 |
||
46. |
Выборы в политической системе общества. |
1 |
|
47. |
Избирательная система: сущность и основные компоненты. |
1 |
|
48. |
Пpaктическое занятие. Пресс-конференция с председателями избирательных комиссий г. Переславля-Залесского и Переславского муниципального района. |
1 |
|
49. |
Избирательная кампания. |
1 |
|
50. |
Типы избирательных систем. |
1 |
|
51. |
Выборы в России: история и современность. |
1 |
|
52. |
Пpaктическое занятие. Урок-диспут на тему “Многопартийная система в Российской Федерации. Предвыборные программы партий” ( с приглашением руководителей местных партийных организаций). |
1 |
|
53. |
Семинар на тему “ Избирательная система и предвыборная кампания в Российской Федерации”. |
1 |
|
54. |
Тестовая работа. |
1 |
5 |
VI. Раздел “ Элиты и политическое лидерство. Личность и политика”. |
14 |
||
55. |
Классические теории элиты. Современные концепции и типологии элит. |
1 |
|
56. |
Политическая элита и класс. Политическая элита России. |
1 |
|
57. |
Пpaктическое занятие. Актуальное интервью с председателем Городской думы и председателем Собрания представителей Переславского муниципального района. |
1 |
|
58. |
Лидерство и его специфика в политическом аспекте. Современные теории политического лидерства |
1 |
|
59. |
Типология политических лидеров и их функции. |
1 |
|
60. |
Политическое лидерство и политический маркетинг. |
1 |
|
61. |
Современные тенденции в развитии политического лидерства. |
1 |
|
62. |
Пpaктическое занятие. Урок открытых мыслей на тему “ Роль и место элиты, личности в системе власти”. |
1 |
|
63. |
Личность и политика: история и современность. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения. |
1 |
|
64. |
Политическая социализация личности: понятие, агенты и типы. Стадии политической социализации личности. |
1 |
|
65. |
Семинар на тему “ Современные мировые политические лидеры”. |
1 |
|
66. |
Тестовая работа. |
1 |
|
67. |
Защита рефератов. |
1 |
|
68. |
Научно-пpaктическая конференция. |
1 |
|
ИТОГО: |
68 |
Образовательные стандарты
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять причины и следствия политических событий.
- Сравнивать политические события и ситуации, определять в них общее и особенное.
- Анализировать и интерпретировать политические процессы.
- Формулировать общие суждения и выводы.
- Приводить и сопоставлять оценки политических событий и личностей.
- Излагать и обосновывать свою точку зрения на политические события.
- Применять полученные навыки научно-исследовательской работы.
- Пользоваться словарями и справочными пособиями по политологии.
Литература
- Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002.
- Алескеров Ф.Т., Ортещук П. Выборы. Голосование. Партии. М. Академия, 1995.
- Буренко В.И. Политология: Учебные материалы. М., 2002.
- Василик М.А., Вершинин М.С.Избирательная система России: Словарь-справочник. СПб., 1999.
- Введение в политологию: Словарь-справочник. М., 1996.
- Выборы во всем мире: электopaльная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник / Авт.-Сост. А. А. Танин-Львов. М., 2001.
- Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М., 2001.
- Горелов А.А. Политология: Учебник. М., 2002.
- История политических и правовых учений / Под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.
- Кравченко А. И. Социология и политология: Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., 2000.
- Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.
- Очерки по истории выборов и избирательного права: Учебное пособие. Калуга; М., 2002.
- Панарин А.С. Политология. М., 2001.
- Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999.
- Политические партии и движения России. М., 1999.
- Политология / Под ред. Буренко. М., 2002.
- Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. М., 1993.
- Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 2002.
- Соловьев А. И. Политология: политическая теория. Политические технологии: Учебник. М., 2003.
- Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1999.
- Электopaльная политология: теория и опыт России / Под ред. Л Сморгунова. СПб., 1998.
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
08 12 2023 14:33:44
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
07 12 2023 2:50:31
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
06 12 2023 8:28:15
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
05 12 2023 4:51:21
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
04 12 2023 10:39:23
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
03 12 2023 0:19:18
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
02 12 2023 21:16:13

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
01 12 2023 3:38:56
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
30 11 2023 10:19:16
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
29 11 2023 13:40:56
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
28 11 2023 23:17:14
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
27 11 2023 23:43:28

Общешкольное мероприятие посвящено Победе советского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Цель: формировать чувство гордости за свою родину, хранить память о подвиге солдат в Великой Отечественной войне....
26 11 2023 9:13:40
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
25 11 2023 10:22:31
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
24 11 2023 9:29:39
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
23 11 2023 18:59:47
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
22 11 2023 14:12:19
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
21 11 2023 14:44:15
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
20 11 2023 14:14:37
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
19 11 2023 4:10:24
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
18 11 2023 0:22:27
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
17 11 2023 17:29:46
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
16 11 2023 20:17:18
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
15 11 2023 23:29:50
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
14 11 2023 11:47:33
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
13 11 2023 2:57:11
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
12 11 2023 9:39:52
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
11 11 2023 16:55:29
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
10 11 2023 17:35:59
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
09 11 2023 11:51:33
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
08 11 2023 8:22:57
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
...
07 11 2023 21:46:39

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
06 11 2023 0:17:57
Данный урок по истории России в 7-м классе знакомит учащихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века. На уроке используются дидактические принципы научности, прочности, осознанности, связи с жизнью, наглядности с использованием современных средств обучения: мультимедийной презентации, интернет-ресурсов....
05 11 2023 17:25:56
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
04 11 2023 7:50:23
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
03 11 2023 8:37:45
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
02 11 2023 6:45:20
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
01 11 2023 14:42:36
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
31 10 2023 11:32:25
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
30 10 2023 23:22:19
Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...
29 10 2023 15:49:26
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
28 10 2023 12:40:28
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
27 10 2023 20:46:55
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
26 10 2023 18:45:19
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
25 10 2023 22:33:34
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
24 10 2023 19:34:46
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
23 10 2023 11:20:33
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся.
...
22 10 2023 11:21:57
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
21 10 2023 18:22:55
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
20 10 2023 3:11:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::