Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Реформы Столыпина: "тихая революция"
Цели урока:
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Образовательная: создать условия для: 1) формирования у учащихся представлений о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции “снизу” в революцию “сверху”; 2) понимания политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства; 3) понимания причин, по которым реформы, предложенные П.А.Столыпиным, не нашли широкой социальной поддержки.
Развивающая: 1) критическое мышление через чтение информационного текста; 2) коммуникативные навыки.
Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. XX век. 9-й класс.
- Портреты П.А.Столыпина, Николая II.
- Задания для групповой работы (документы и т.д.)
- Фото из “Компьютерного учебника”.
- Эпиграф урока: “Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые.” В.В.Вернадский
Технологическая карта урока:
Тип урока | Работа с информационным текстом |
Стадия I. Вызов. | Мозговой штурм, составление кластера |
Стадия II. Осмысление. | Инсерт |
Стадия III. Рефлексия. | Возвращение к кластеру |
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова
Учитель. Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый молодой человек в черном фpaке. Он шел уверенно, прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.
Столыпин смотрел прямо на него.
По лицу молодого человека пробежала гримаса стpaxa и напряжения. Он дважды выстрелил… Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.
А теперь давайте вернемся на несколько лет назад в 1906 год.
Этот год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране, сложившаяся к этому времени, могла развиваться по трем направлениям. Вопросы к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема:
Давайте поразмышляем: С каким из этих трех направлений можно соотнести тему сегодняшнего урока “Реформы Столыпина: “тихая революция”? Почему?
Рассматриваются все точки зрения.
9 июля 1906 г. Председателем Совета Министров был назначен П.А.Столыпин.
Рисунок 1
Ученик. Историческая справка-биография П.А.Столыпина.
Петр Аркадьевич Столыпин родился в 1862 году в подмосковном имении Середниково. Дед премьер-министра Дмитрий Алексеевич Столыпин и бабушка поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Елизавета Алексеевна Столыпина – родные брат и сестра. (П.А.Столыпин и М.Ю.Лермонтов – троюродные братья.)
Генеалогия Столыпиных прослеживается с XVI века с Григория Столыпина. Его сын Афанасий – муромский дворянин. Сильвестр Афанасьевич Столыпин участвует в войне с Польшей в 1654–1656 годах, заканчивает жизнь московским дворянином. Затем идут служилые дворяне: Семен Сильвестрович, Емельян Семенович, Алексей Емельянович – прадед-премьер министра, вышел в отставку поручиком, был предводителем пензенского дворянства. У него шестеро детей: Александр – адъютант Суворова, Аркадий – друг Сперанского, тайный советник, обер-прокурор и сенатор, Николай – генерал-лейтенант, разорванный толпой во время бунта в Севастополе, Дмитрий – дед Петра Аркадьевича, генерал-майор, Афанасий – штабс-капитан, саратовский предводитель дворянства, и Елизавета, бабушка М.Ю.Лермонтова, вышедшая замуж за М.В.Арсеньева. Отец Петра Аркадьевича, Аркадий Дмитриевич, дослужился до чина генерала от артиллерии, участвовал в освобождении Болгарии от турецкого ига, писал книги, был скульптором, играл на скрипке.
Петр Столыпин закончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, рано женился, стал служить в статистическом отделении министерства земледелия. Семья, служба, старая нянька Аграфена, обращавшаяся к Петру Аркадьевичу на “ты”…
Столыпины переезжают в свое имение Колноберже неподалеку от Ковно, молодой помещик избирается уездным предводителем дворянства, начинается совсем иная жизнь.
1899 г. – уездный, затем губернский предводитель ковенского дворянства, 1902 г. – губернатор Гродненской губернии, февраль 1903 г. – апрель 1906 г. – губернатор Саратовской губернии. 26 апреля 1906 года назначен министром внутренних дел, а через два месяца возглавил правительство. (Вариант биографии П.А.Столыпина для выступления ученика можно взять из “Компьютерного учебника”.)
Учитель. Спустя месяц после назначения на пост председателя Совета министров Столыпин вплотную работает над разработкой земельной реформы. До покушения на Аптекарском острове остается три дня.
Рисунок 2
Заседание Совета министров состоялось в этот же день, 12 августа, спустя несколько часов после взрыва. Но сообщение о его результатах в “Правительственном вестнике” появляется только 24 августа. В нем, в частности, говорилось: “За последние два года революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось… В чем же при таких обстоятельствах должна заключаться обязанность Правительства и что оно должно предпринять? Ответ на это может быть один: цель и задачи Правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться.”
Вопросы к классу:
1. Что понимал П.А.Столыпин под словами “восстановление возможности жить в стране и свободно трудиться”?
2. Какие задачи предстояло решить, чтобы воплотить эту идею в жизнь?
Задание 1. Разделитесь на три группы. (Зависит от количества учеников в классе.)
Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Учащиеся сначала индивидуально, потом в парах, группах формулируют задачи, которые предстояло решить правительству.
Вопрос: Какие трудности встретились вам при выполнении задания?
Ответы учащихся.
Итог обсуждения в группах – составление общеклассного кластера.
Кластер.
Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока. Но для того, чтобы иметь более глубокое представление о содержании реформ, необходима дополнительная информация.
II. Стадия осмысления.
Задание 2.
Первой группе прочитать п.3 §8 “П.А.Столыпин: “Успокоение и реформы” и документ “Об учреждении военно-полевых судов” (19 августа 1906 г.):
Рисунок 3
“На основании статьи 87 Свода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал-губернатором, главнокомaндующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого военно-полевому суду, с применением в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами:
1) Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех члeнов из офицеров от войска или флота.
2) Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъявленного обвинения.
3) Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток.
4) Разбирательство дела производится при закрытых дверях…
5) Приговор… немедленно вступает в законную силу и… не позже суток, приводится в исполнение…”
Второй группе прочитать п.4 §8 “Разрушение общины” и документ “Из указа Правительствующему сенату 9 ноября 1906 г.”:
“Манифестом Нашим от 3 ноября 1905 г. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907 г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…
1. Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
Рисунок 4
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет… за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все участки земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании.
3. В обществах, в коих в течение 24-х лет, предшествовавших заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, были общие переделы, за каждым сделавшим такое заявление домохозяином укрепляются в личную собственность, сверх усадебного участка, все те участки общинной земли, которые предоставлены ему обществом в постоянное, впредь до следующего общего передела, пользование…
12. Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту.”
Третьей группе прочитать п.7 §8 “Переселенческая политика” и ответить на вопрос: Каковы плюсы и минусы переселенческой политики?
Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки, а после прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами.
“V” – знаю | “+” – новое |
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся.
После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Какие трудности вам встретились?
III. Стадия рефлексии/
Возвращение к кластеру. Вопрос: Какими деталями мы можем его уточнить? В ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся.
Кластер.
1. Меры по наведению порядка в России:
- успокоение страны при помощи чрезвычайных мер;
- объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.
2. Основная цель:
- отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.
3. Социальный смысл:
- создать широкий слой мелких буржуазных собственников.
4. Меры по созданию в России правового государства:
Пакет законопроектов:
- о свободе вероисповедания;
- о гражданском равноправии;
- об улучшении быта рабочих;
- о реформе местного самоуправления;
- о реформе высшей и средней школы;
- о введении всеобщего начального обучения и улучшении материального обеспечения народных учителей;
- о подоходном налоге и полицейской реформе.
5. Аграрная реформа:
- право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина;
- поощрение образования отрубного и хуторского крестьянского хозяйства;
- уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями;
- право продажи и залога крестьянских надельных земель;
- переселение малоземельных крестьян на казенные земли и малообжитые районы Сибири и Урала:
Цель:
– ослабить земельный голод;
– сбить накал революционной борьбы.Льготы:
– освобождение от налогов;
– земельная собственность (15 га на главу семьи + 45 га);
– денежное пособие (200 руб. на семью);
– освобождение от воинской повинности.Недостатки:
– плохая подготовка переселенческих ведомств к перевозке и устройству людей на местах;
– возвращение части переселенцев (524.000 из 3.040.000).Плюсы:
– увеличение населения Сибири;
– освоение более 30 млн. десятин пустующей земли;
– строительство тысяч сел;
– создание крепких единоличных хозяйств.
Учитель. В заключении урока поработаем по вопросам:
1. Как это ни парадоксально, против реформы выступили совершенно разные слои общества. Какие? Почему? Ответ обоснуйте.
2. Почему, на ваш взгляд, П.А.Столыпина можно назвать одиноким реформатором?
3. Как бы вы охаpaктеризовали Столыпина как человека и политика?
4. Согласны ли вы с эпиграфом урока? Обоснуйте свой ответ.
Рассматриваются все точки зрения.
Домашнее задание:
Литература:
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России. XX век” (9 класс) М., “Просвещение”, 2002.
- Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России: XX век” (Компьютерный учебник) М., Клио Софт, 2001.
- Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №29/2002.
- С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №28/2003.
- Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо” ИД “Первое сентября”, газета “Русский язык” №15/2004.
- С.Ю.Рыбас, Л.В.Таpaканова “Реформатор. Жизнь и cмepть Петра Столыпина” М., “Недра”, 1991.
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
04 06 2023 0:42:14
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
03 06 2023 7:37:28
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
02 06 2023 11:40:53
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
01 06 2023 21:58:53
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
31 05 2023 1:32:31
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
30 05 2023 18:30:18
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
29 05 2023 18:43:42
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
28 05 2023 17:58:10
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
27 05 2023 14:12:52
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
26 05 2023 15:22:57
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
25 05 2023 13:54:39
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
24 05 2023 12:16:31
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
23 05 2023 20:51:55
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
22 05 2023 3:43:46
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
21 05 2023 15:10:59
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
20 05 2023 11:32:17
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
19 05 2023 22:33:23
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
18 05 2023 4:55:38
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
17 05 2023 3:31:31
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
16 05 2023 14:58:42
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
15 05 2023 1:40:56
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....
14 05 2023 22:23:37
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
13 05 2023 1:55:38
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
12 05 2023 14:16:40
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
11 05 2023 3:57:28
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
10 05 2023 21:51:24
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
09 05 2023 13:41:53
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
08 05 2023 14:56:48
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
07 05 2023 22:11:27
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
06 05 2023 9:45:40
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
05 05 2023 13:38:25
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
04 05 2023 5:49:16

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
03 05 2023 22:53:23
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
02 05 2023 3:13:56
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
01 05 2023 13:24:12
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
30 04 2023 9:55:28

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
29 04 2023 12:34:47
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
28 04 2023 15:31:39
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
27 04 2023 9:37:12
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
26 04 2023 9:38:41
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса.
...
25 04 2023 22:49:43
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
24 04 2023 1:12:34
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
23 04 2023 0:18:35
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
22 04 2023 5:15:49
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
21 04 2023 12:17:30
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
20 04 2023 7:23:57
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
19 04 2023 6:26:38
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
18 04 2023 12:51:25

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
17 04 2023 17:15:44
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
16 04 2023 14:51:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::