Историческая игра "В мире прекрасного" для учащихся 7-х классов
Цель: познакомить учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показать их значение.
Задачи: воспитывать бережное отношение к памятникам культуры, развивать навыки описания памятников архитектуры и искусства, развивать умения у учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства.
Форма - урок-игра.
Список литературы:
- Бартенев И.А. Зодчие и строители Ленинграда. М., 1963.
- Вернова В. Петергроф. Большой дворец. СПб., 2004.
- Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. М., 1989.
- Державин Г.Р. Стихотворения. М., 1983.
- Заболоцкий Н. Избранное. Уфа, 1975.
- Полонский Я. Стихотворения и поэмы. М., 1986.
- Прреображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. учрежд. М., 1998.
- Энциклопедия русской живописи /Под. Ред. Т.В. Калашниковой. М., 2002.
Оборудование: Иллюстрации (Дом Пашкова, Голицынская больница, Зимний дворец, Большой дворец Петергрофе, Дом благородного собрания в Москве), репродуции картин (портрет А.П. Струйской, М.И. Лопухиной, Екатерины II).
Класс делится на три комaнды. В каждой комaнде по 8 человек. Каждая комaнда придумывает свое название и эмблему заранее. Список литературы был предоставлен участникам за месяц до начала игры. Игра состоит из 5 конкурсов. Игру ведет учитель. Работу-игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя истории и МХК.
Эпиграф к игре:
“В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок”.
Вольтер.
Достижения зодчих и живописцев России стали достоянием мировой художественной культуры. В России в XVIII в. закладываются новые традиции архитектуры и живописи, на которых будут воспитываться следующие поколения мастеров искусства.
Перед началом первого конкурса комaнды представляются.
I Конкурс. “Блиц-опрос”.
Каждой комaнде задается 5 вопросов, за правильный ответ - 2 балла. Если комaнда затрудняется ответить на вопрос, то вопрос передается другой комaнде - 1 балл.
Вопросы для первой комaнды:
- Как назывался альманах, который был украшен гравюрами Галактионова? (“Новоселье).
- Назовите фамилию художника, который стремился выявить все то, что возвышает человека: не чины, не титулы, не богатство, но ум, душевное благородство, доброту, изящество, мужественность и другие достойные качества. (Д.Г. Левицкий).
- Кисти этого художника принадлежат портреты А.П. Струйской, А.И. Воронцова и Екатерины II. (Ф.С. Рокотов).
- Крепостной графа П.Б. Шереметева писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. (И.П. Аргунов).
- Искусство этого архитектурного стиля хаpaктеризует грандиозность, пышность, интенсивность чувств, сильные контрасты: иллюзорного и реального, масштабов и ритмов, света и тени, материалов и фактур. (Барокко).
Вопросы для второй комaнды:
- Мечтал создать в Царском Селе своего рода Версаль, Елизавета Петровна предоставила этому человеку полную свободу творчества. Из воды, деревьев, мрамора и камня архитектор сотворил настоящую оду XVIII веку. (Бартоломео Францеско Растрелли).
- Сын небогатого церковнослужителя, члeн французской и итальянской академии художеств. (В.И. Баженов).
- Изящный дом, богатого заводовладельца расположенный напротив Кремля. (Дом Пашкова).
- Круглая надстройка на здание с эффектными колоннами. (Ротонда).
- Стиль, возникший во Франции, получивший распространение в европейском искусстве начала XVIII в. в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень, paковина. (Рококо).
Вопросы для третьей комaнды:
- Какие архитектурные строения В.И. Баженова были разрушены по приказу Екатерины II.? (Царский дворец в Царицыне, дворец в Кремле).
- Здание Московского университета, Сенат, Голицынская больница были возведены по проекту архитектора. Назовите его. (М.Ф. Казаков).
- Под руководством Растрелли на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры. (Зимний дворец).
- Известный зал, созданный М.Ф. Казаковым, где сочетается естественная простота и торжественность. (Колонный зал дворянского собрания).
- Художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIXв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. (Классицизм).
II Конкурс. “Защита сообщений”.
Каждая комaнда защищает свое сообщение на протяжении 3 минут. Могут быть использованы при защите репродукции картин, реконструкции зданий. Конкурс оценивается в 5 баллов (логика изложения, факты, события, научность).
Темы для защиты сообщений:
- А.П. Антропов.
- И.П. Аргунов.
- Д.Г. Левицкий - выдающийся русский портретист.
- Б.Ф. Растрелли - творец Петербурга.
- В.И. Баженов - зодчий с русскою мечтой.
- М.Ф. Казаков.
III Конкурс. Кроссворд “Искусство XVIII века”.
В течение 5 минут комaнды должны ответить на вопросы кроссворда. Конкурс оценивается в 14 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл.
По горизонтали:
1. Черты, какого стиля нашли отражения у Боровиковского в женских портретах второй половины 90-х гг. XVIII века.
2. Парадный портрет какого императора написал Боровиковский?
3. Назовите князя изображенного на портрете И.Я. Вишнякова.
4. Стиль, в переводе с французского языка - мелкий, дробленный камень.
5. Этот художник родился в Миргороде в семье иконописцев.
6. Как называлась деревня, которую купил А.Г. Венецианов?
По вертикали:
7. Назовите фамилию художника XVIII в., который создал строгий облик Петербурга.
8. В его портретах сочетается живая передача хаpaктерных черт модели с изысканным колоритом в духе рококо.
9. Придворный живописец Николая I, автор картины “На пашне. Весна”.
10. Он был учителем будущих академиков живописи - А.П. Лосенко, И.С. Саблукова и К.и. Головачевского.
11. Какой киевский собор расписывал А.П. Антропов.
12. Ему принадлежат иллюстрации к поэме А.С. Пушкина “Бахчисарайский фонтан”, иллюстрации к басням И.А. Крылова.
13. Назовите фамилию человека, который в 1761 г. стал главным художником Святейшего Синода в Петербурге.
14. Приемы какого архитектурного стиля использовал И.П. Аргунов в своих парадных портретах.
Ответы:
По горизонтали: 1. Сентиментализм. 2. Павел. 3. Голицын. 4. Рококо.5. Боровиковский. 6. Сафонково.
По вертикали: 7. Алексеев. 8. Вишняков. 9. Венецианов. 10. Аргунов. 11. Андреевский. 12. Галактионов.13. Антропов. 14. Барокко.
IV Конкурс “Узнай картину”.
Первой отвечает та комaнда, которая быстрее поднимет фишку. За правильный ответ - 3 балла (название картину, ее автор, сюжет).
1. Перед показом портрета А.П. Струйской, можно зачитать строки из стихотворения Н. Заболоцкого.
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.Соединены двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье cмepтных мук.
Ответ: Портрет А.П. Струйской, художник Ф.С. Рокотов. Изображена молодая женщина, которая была женой образованного, но жестокого человека. Современники об Александре Петровне отзывались тепло, высоко ценили ее душевную силу.
2. Портрет М.И. Лопухиной, фрагмент из стихотворения Я. Полонского.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее художник спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Ответ: Портрет М.И. Лопухиной, художник В.Л. Боровиковский. Изображена молодая женщина. Свежо и живо схваченный облик модели сочетается с общим идиллическим настроением.
3. Портрет “Екатерины II в храме богини правосудия Фемиды”. Отрывок их стихотворения Г.Р. Державина “Видение мурзы”.
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская во главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру;
Простертой на алтарь рукою
На жертвенном она жару
Сжигая маки благовонны
Служила вышню божеству.
Ответ: Портрет Екатерины II, художник Д.Г. Левицкий. В облике Екатерины II Левицкий хотел показать идеал монарха, правящего в согласии с законом и своим народом. Императрица моложава, привлекательна. Орел у ног царицы - хранитель законов, символ мудрости; на флаге жезл Меркурия-олицетворение защищенной торговли; Екатерина сжигает маки, то есть жертвует личным покоем ради общего блага.
V Конкурс “Каменная симфония”.
Каждая комaнда получает по 1 конверту. В конвертах находятся иллюстрации, разрезанные на несколько частей. За 3 минуты вы должны собрать общий вид архитектурного памятника, вспомнить его название, автора, историю его сооружения и назвать к какому архитектурному стилю относится этот памятник. (4 балла).
1-й конверт: Дом Пашкова.
(На холме, недалеко от Боровицких ворот Кремля, в 1785-1786 гг. был построен дом в классическом стиле с 2 флигелями и бельведером. Четырехколонный портик, лишенный фронтона, создавал впечатление необычайности и праздничности. По холму от дома спускался английский сад с фонтанами, в бассейнах плавали лебеди. Искусственные пещеры и грот добавляли прелесть строений. Дом построен знаменитым русским зодчим В.И. Баженовым. Принадлежал он капитан - поручику Пашкову.
2-й конверт: Большой дворец в Петергофе.
(Структурно-планировочным центром Петергофа является Большой дворец, который высится на краю 16-метровой террасы. Изящное здание в 3 этажа, с галереями, со сверкающими золотыми куполами. Великолепным пьедесталом для дворца служит Большой каскад. Обилие золота, яркая пластика архитектуры, мощное движение и шум, низвергающейся воды-все создает обстановку ликования, праздничного торжества, гимна радости жизни. Петергоф - загородная резиденция русских императоров. Большой дворец (1747-1756 гг.) был создан Б.Ф. Растрелли. Архитектурный стиль-барокко.
3 конверт: Дом благородного собрания в Москве.
(Здание построил М.Ф. Казаков. Поразительное сочетание естественной простоты и особой торжественности этого всем известного здания. М.Ф. Казаков воплотил в своем произведение идеи классической архитектуры, которой присущи простота и строгость форм, выделение главного сооружения в ансамбле, строгое внешне оформление.).
Науки cмepтных просвещают,
Питают, облегчают труд;
Художества их украшают
И к вечной славе их ведут.
Этими строками Г.Р. Державина мы подводим итоги игры. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой комaндой, и определяет победителя-комaнду, которая набрала наибольшее количество баллов. Комaнда-победитель и призеры награждаются грамотами и получают памятные подарки. Можно поставить в журнал отметки за урок-игру всей комaнде и наиболее активным участникам (I место - “5”, II и III места - “4”).
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
05 12 2023 10:45:31
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
04 12 2023 11:11:35
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
03 12 2023 12:52:44
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
02 12 2023 11:34:38
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
01 12 2023 20:44:54
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
30 11 2023 13:59:41
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
29 11 2023 11:53:18

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
28 11 2023 6:47:30
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
27 11 2023 3:31:48
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
26 11 2023 20:42:43
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
25 11 2023 23:11:43
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
24 11 2023 17:35:30
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
23 11 2023 22:25:34
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
22 11 2023 15:30:32
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
21 11 2023 6:38:35
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
20 11 2023 16:25:17
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
19 11 2023 5:22:40
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
18 11 2023 11:38:19
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
17 11 2023 5:49:13
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
16 11 2023 7:47:23
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
15 11 2023 0:48:59
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
14 11 2023 6:13:50
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
13 11 2023 11:18:17
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также.
...
12 11 2023 6:48:55
Данный урок завершает тему «СССР в период апогея тоталитаризма: 1945–1953 гг.», подводит к пониманию сущности этого периода в истории нашей Родины. Материал урока отобран с целью как можно ярче проиллюстрировать те процессы, которые происходили в советском государстве. Используемые методы позволяют осуществить деятельностный подход в обучении....
11 11 2023 19:58:45
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
10 11 2023 14:51:36
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
09 11 2023 4:30:54
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
08 11 2023 20:13:17
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
07 11 2023 18:48:33
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
06 11 2023 18:12:22
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
05 11 2023 0:59:13
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
04 11 2023 21:21:15

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
03 11 2023 0:19:49
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
02 11 2023 20:46:21
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
01 11 2023 7:23:27
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока, который рассчитан на 2 часа. За две недели до урока класс разбивается на группы и дается задание представить проект-презентацию по выбранной группой теме. Урок формирует ряд ключевых учебных, коммуникативных и социально-личностных компетенций. На уроке связываются теоретические знания с социальным опытом учащихся 10-го класса....
31 10 2023 2:42:21
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
30 10 2023 0:15:29
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
29 10 2023 17:26:44
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
28 10 2023 10:28:47
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
27 10 2023 23:31:46
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
26 10 2023 12:43:13
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
25 10 2023 15:40:32
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
24 10 2023 5:21:45
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
23 10 2023 18:40:24
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
22 10 2023 17:51:24

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
21 10 2023 0:52:56
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
20 10 2023 4:32:37
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
19 10 2023 22:41:20
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
18 10 2023 1:51:21
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
17 10 2023 12:26:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::