Тема предпрофильного занятия "Наследование"
Задачи: после изучения темы учащиеся должны:
- знать порядок наследования (по закону и по завещанию);
- различать наследников первой, второй, третьей очередей;
- знать круг обязательных наследников;
- знать различные способы удостоверения завещания.
Цели:
- Воспитательная – воспитывать уважение к существующему закону.
- Обучающая – познакомить учащихся с основными положениями наследственного права.
- Развивающая – способствовать развитию логического мышления, развивать навыки анализа текста, навыки работы с документом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Повторение пройденного материла.
Учитель. На предыдущем занятии мы рассмотрели с вами тему “Сделки. Виды сделок”, я просила вас придумать примеры сделок, посмотрим, как вы разобрались в предыдущей теме урока. Проводим игру “Юрисконсульт”. Один ученик, по желанию пойдёт к доске. А вы ему предложите свои примеры. Задача юрисконсульта определить вид сделки и форму сделки.
Примерные вопросы:
- Петров дал Крылову рубль, а тот ему пучок укропа (реальная, срочная, двусторонняя сделка)
- Зотова завещала земельный участок племяннице (консенсуальная, срочная, односторонняя)
- Композитор разрешил исполнять его музыку на концертах бесплатно всем желающим музыкантам (консенсуальная, односторонняя, бессрочная)
- Предприниматель распорядился, чтобы миллион рублей с его банковского счёта был переведён тому, кто построит мост через реку в его родном городе (консенсуальная, срочная, односторонняя)
- Предприниматель завещал свой банковский вклад тому, кто докажет теорему Ферма (консенсуальная, срочная, односторонняя)
II. Изучение нового материала.
Учитель. Тему нашего сегодняшнего занятия нам поможет определить сказка Ш.Перо “Кот в сапогах”.Просмотрите (прочитайте) отрывок сказки и определите тему сегодняшнего занятия.
Просматривается отрывок мультфильма или зачитывается фрагмент сказки. После ответа учеников учитель записывает тему занятия: "Наследование".
– Постарайтесь сами сформулировать определение термина “наследование”. (Термин записывается в тетрадь.)
Наследование – это переход после cмepти гражданина принадлежащего ему на праве частной собственности имущества к одному или нескольким лицам.
Беседа.
- Кто в сказке являлся Наследодателем и почему?
- Кто в сказке являлся наследниками и почему?
- Как юридически грамотно можно назвать детей мельника?
Учитель. Итак, субъектом наследования могут быть граждане или физические лица. (учитель заполняет схему на доске субъекты наследования) Однако Гражданский кодекс определяет ещё нескольких субъектов наследования, чтобы их определить обратимся к завещаниям, которые лежат у вас на столе. Прочитайте завещания и ответьте на вопросы, приведённые в конце рабочего листа.
Беседа.
- Определите субъект наследования и назовите его юридически грамотно.
- Обратите внимание кем удостоверено завещание?
Учитель даёт пояснение, что завещание может быть удостоверено разными лицами, у одних оно удостоверено нотариусом, у других главным врачом, у третьих комaндиром воинской части. У всех у вас завещание написано правильно, удостоверено верно. А удостоверено завещание разными лицами так как Гражданский кодекс предусматривает возможность удостоверить завещание в особых жизненных ситуациях, например, гражданин не может покинуть больницу в связи с тяжёлым состоянием, в этом случае он может написать завещание и оно будет удостоверено главным врачом больницы, или человек служит в зоне военных действий, тогда завещание будет удостоверять комaндир части, в тюрьме начальник колонии, на корабле дальнего плавания – капитан.
- Завещание – это какой вид сделки? Форма сделки?
- Дайте определение термина “завещание”
Завещание – это письменный документ, содержащий распоряжения наследодателя о переходе его имущества после cмepти к определённым лицам.
Учитель. Итак завещание – это документ, на основании которого наследство может перейти к наследникам. Завещание – это первое основание наследования. Как мы смогли убедиться наследодатель вправе распорядиться своим имуществом по собственному усмотрению, он может завещать его любым лицам. Но что делать если гражданин не успел перед своей cмepтью распорядиться имуществом, не написал завещания, кому тогда перейдёт имущество? (ученики делают возможные предположения) Гражданский кодекс предусматривает второе основание наследования – это наследование по закону. Однако к закону мы обращаемся не только тогда когда нет завещания. Закон действует даже при наследовании имущества по завещанию. А в каких случаях мы с вами узнаем из сценки. Внимательно посмотрите её и ответьте на вопросы:
- Почему дети наследодателя не указанные в завещании будут иметьт право на получении части наследства?
- Как закон называет таких наследников? Перечислите круг обязательных наследников?
- Как вы думаете, почему Гражданским кодексом РФ предусматривается обязательное наследование?
Сценка.
Посетитель: Здравствуйте, я к вам на приём по вопросу наследства.
Юрист: Здравствуйте, проходите, присаживайтесь. Слушаю вас.
Посетитель: После cмepти моей сестры обнаружилось завещание, по которому всё своё имущество она завещала государству. А ведь у сестры остались дети: дочь и сын. Кто о них позаботится? Неужели всё её имущество будет передано государству?
Юрист: Не беспокойтесь. Гражданским кодексом предусмотрено понятие обязательные наследники. К ним относятся:
- несовершеннолетние или нетрудоспособные дети (в том числе усыновленные);
- нетрудоспособные супруг и родители (усыновители) наследодателя;
- нетрудоспособные иждивенцы;
т.е. если дети вашей сестры нетрудоспособны или несовершеннолетни, то они получат обязательную долю наследства. Она составит 1/2 от доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Если же дети проживали вместе с матерью, то они в равных долях наследуют предметы домашнего обихода.
Посетитель: спасибо, до свидания.
Учитель. Как мы видим закон охраняет интересы родственников, даже в том случае если они не указаны в завещании. А уж если это завещание вообще не написано, то закон предусматривает переход имущества в пользу родственников, а если у наследодателя нет родственников, тогда наследство переходит в собственность государство. Т.е. государство может стать наследником не только по завещанию, но и по закону. У наследодателя может быть много родственников. Для того чтобы предотвратить споры между родственниками Гражданский кодекс устанавливает очередность наследования. Познакомьтесь с выдержками из Гражданского кодекса и ответьте на вопросы, приведённые под текстом.
Вопросы:
- Сколько всего очередей наследования предусмотрено Гражданским кодексом?
- Как вы думаете, почему законодательством предусмотрено столько очередей наследования?
Учитель. Хотя законом предусмотрено семь очередей наследования, мы с вами подробно познакомимся с первыми тремя очередями наследования.
Беседа.
- Назовите наследников первой очереди.
- По какому праву наследниками первой очереди могут стать дети наследодателя?
Работа со схемой.
Наследники первой очереди: дети, супруг, родители, внуки по праву представления.
- Назовите наследников второй очереди, по какому праву наследниками первой очереди могут стать племянники наследодателя?
- Назовите наследников третьей очередей? Кто имеет право стать наследником третьей очереди по праву представления?
III. Решение задач
Учитель. Итак сегодня на уроке мы познакомились с основными положениями наследственного права. А сейчас попробуем себя в роли юристов. Вашему вниманию предлагаются три задачи. Вы можете их решить, найти объяснение, обсудив с товарищем по парте. Затем один человек будет объяснять решение задачи, защищая своё решение, а остальные, выслушав, дадут ему оценку. (См. Приложение)
IV. Подведение итогов занятия
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с наследственным правом. Ответьте на вопрос: в чём значимость и важность темы сегодняшнего занятия?
Возможный вариант ответа: тема имеет пpaктическое применение, т.к. рано или поздно мы станем наследниками или наследодателями.
V. Домашнее задание
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
28 01 2023 6:50:44
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
27 01 2023 21:46:49
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
26 01 2023 17:51:31
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
25 01 2023 20:23:34
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
24 01 2023 15:41:16
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
23 01 2023 9:57:53
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
22 01 2023 16:12:49
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
21 01 2023 4:33:43
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
20 01 2023 12:31:41
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
19 01 2023 8:19:39
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
18 01 2023 5:56:29
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
17 01 2023 17:41:43
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
16 01 2023 19:29:10
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
15 01 2023 7:14:35
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
14 01 2023 18:45:32
Методическая разработка урока в 6-м классе, учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История Отечества. С древнейших времен до конца 16 века». Цель урока: раскрыть тему борьбы северо-русских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и полководческий талант Александра Невского....
13 01 2023 7:49:29
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
12 01 2023 23:21:32
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
11 01 2023 23:44:27
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
10 01 2023 3:50:54
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира.
...
09 01 2023 8:28:16
Интегрированный урок по истории, русскому языку и краеведению, приуроченной к 65-летию Великой Отечественной войны. Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области истории наград Советского Союза в период ВОВ, помочь осознать социальную, пpaктическую и личностную значимость изучаемого материала, способствовать развитию исследовательских способностей; стимулировать желание познания окружающего мира, человеческих ценностей и родословной своей семьи....
08 01 2023 1:51:27
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
07 01 2023 17:12:18
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
06 01 2023 14:51:16
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
05 01 2023 12:35:15
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
04 01 2023 20:44:39
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
03 01 2023 20:20:25
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
02 01 2023 7:22:28

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
01 01 2023 0:42:33
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
31 12 2022 8:34:28
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
30 12 2022 22:24:28
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
29 12 2022 6:41:15
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
28 12 2022 21:17:47
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
27 12 2022 12:55:45
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
26 12 2022 0:17:23
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
25 12 2022 17:24:14
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
24 12 2022 5:45:55
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
23 12 2022 23:49:20
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
22 12 2022 18:17:34
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
21 12 2022 12:35:38
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
20 12 2022 22:19:35
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
19 12 2022 19:23:32
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
18 12 2022 2:52:11
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
17 12 2022 17:31:35
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
16 12 2022 1:38:22
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
15 12 2022 23:42:12
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
14 12 2022 17:10:20
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
13 12 2022 8:35:43
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
12 12 2022 23:36:33
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
11 12 2022 21:55:11
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
10 12 2022 19:13:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::