Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"
Цель урока:
- обобщить, упорядочить знания, полученные по теме, расширять кругозор детей;
- развивать логическое мышление, память, речь, воображение;
- воспитывать чувство гордости за русский народ, патриотизм, любовь к родине, интерес к предмету.
Оборудование:
- лента времени, анаграммы;
- имена царей-самозванцев (на полосках бумаги), на обороте даты их царствования
- имена защитников-патриотов: Минин, Пожарский, Сусанин;
- иллюстрация памятника Минину и Пожарскому, слова с могильного камня;
- проигрыватель, фрагмент оперы “Сусанин”;
- рисунок ученика “Сусанин и поляки”;
- кроссворды на партах, карточки с домашним заданием.
На доске: тема “Смутное время”, народное ополчение, имена лжецарей вразброс, анаграммы примерный ответ: Вспомним события того времени, приведём знания в систему.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Определение темы и цели урока
– На последних трёх уроках вы узнали много нового о непростом для России времени конца XVI-го начале XVII веков. Посмотрите на доску и скажите чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
III. Работа по ленте времени (на доске и в тетради)
– В каком веке мы живём?
– Какой век был предыдущим?
– Какие важные события происходили на Руси на рубеже XVI–XVII веков?
– Как называют эту эпоху в истории России, почему?
– Какой отрезок времени отделяет нас от этого времени?
– Вернёмся в то далёкое время, а помогут нам анаграммы.
IV. Анаграммы (работа в тетради)
– Найти лишнее слово. Чем связаны остальные?
РЕСПОЛТ
МОСАЦЫВАНЗ
РЕЛЬСТЦЫ
НИЧИРКИПО
– Эпоха смутного времени, времени самозванцев – очень трудное время для России. Почему?
V. Работа с датами (на доске)
– Восстановите в хронологической последовательности время царствования самозванцев.
В.ШУЙСКИЙ Б.ГОДУНОВ КОРОЛЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ ЛЖЕДМИТРИЙ I |
Б.ГОДУНОВ (1598–1605) ЛЖЕДМИТРИЙ (1605–1606) В.ШУЙСКИЙ (1606–1610) КОР.ВЛАДИСЛАВ (1610–1612) |
– Легко ли жилось простому народу во времена самозванцев?
Ребята вывод делают сами: народ стал объединяться против самозванцев, чтобы защитить свою землю от захватчиков, чтобы изменить жизнь и несправедливость.
VI. Физминутка
VII. Сообщения о народных героях, патриотах
– Таким образом, верхи не оказывали никакого сопротивления интервентам. Кто же смог противостоять иноземцам, смог защитить землю русскую от захватчиков?
НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
– Расскажите, как это было?
Рассказы детей о Минине и Пожарском.
VIII. Самостоятельное чтение. “Воспоминания польского солдата О.Будило” (с. 151)
– Сколько длилась осада Москвы?
– Что сделали Минин и Пожарский с награбленным имуществом поляков?
IX. Историческая справка
Учитель: Спустя 200 лет в Москве был
поставлен памятник Минину и Пожарскому на
Красной площади.
В каком веке?
Автор-скульптор Иван Матрос изобразил героев в
одеждах древнеримских воинов, так было принято в
XIX веке.
Что у них в руках?
Оружие из персидского булата, высшего качества.
Оно сейчас хранится, как великая реликвия в
оружейной палате Московского Кремля.
На памятнике слова: "Гражданину Минину и князю
Пожарскому". (Объяснить значение.)
X. Словарная работа
– На могильном камне Минина выбиты слова:
Избавитель Москвы – Отечества любитель – Отчизны красота – Российский похвала – Вечная ему честь – |
освободитель патриот гордость страны его хвалят и любят россияне память навеки |
– Итак, Москва свободна, престол пуст. Народу нужен русский царь. Что было решено делать?
– А что же поляки? Их много ещё осталось на русской земле.
Рассказ ученика об Иване Сусанине.
– Рассмотрите рисунок Алёши П. “Разговор
Сусанина с поляками в лесу”. Представьте, как это
было под музыку Глинки из оперы “Иван Сусанин”. (Звучит
фрагмент.)
– Почему же Сусанин национальный герой?
В Костроме ему поставлен памятник на центральной
площади города в память о его подвиге.
XI. Обобщение, итог урока.
МИНИН ПОЖАРСКИЙ СУСАНИН |
– Каким одним ёмким понятием можно объединить этих людей? |
– Так кого же мы называем патриотами?
– Каких ещё патриотов знаете?
– В наше время можно быть патриотом?
– Кому наш урок помог лучше разобраться в том
сложном смутном времени?
– А насколько хорошо вы это усвоили, я проверю
при помощи кроссворда.
XII. Экспресс-опрос (работа в парах)
1. Время правления самозванцев
2. “Спецназ” И.Грозного
3. Подневольный человек, собственность помещика
4. Знатное окружение царя
5. Народное противостояние иноземцам
6. Польский конный солдат
7. Гражданский человек, который смог поднять
народ против поляков.
XIII. Домашнее задание.
- С.158–162 пересказ;
- По желанию: доп. материал о произведениях, памятниках, картинах, посвящённых Смутному времени.
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
21 09 2023 21:26:50
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
20 09 2023 1:18:24
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
19 09 2023 8:51:24
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
18 09 2023 16:43:33
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
17 09 2023 8:48:51
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
16 09 2023 5:36:52
Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....
15 09 2023 14:22:54
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
14 09 2023 4:45:16
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
13 09 2023 13:31:51
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
12 09 2023 6:39:11
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
11 09 2023 16:59:25
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
10 09 2023 4:35:27
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
09 09 2023 14:56:41
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
08 09 2023 2:36:59
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
07 09 2023 10:13:53
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
06 09 2023 6:12:15
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
05 09 2023 10:10:37
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 09 2023 1:52:32
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
03 09 2023 23:33:16
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
02 09 2023 4:12:48
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
01 09 2023 8:53:29
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
31 08 2023 12:20:32
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
30 08 2023 11:11:55
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
29 08 2023 18:23:58
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
28 08 2023 7:52:51
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
27 08 2023 6:20:15
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал.
...
26 08 2023 0:40:31
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
25 08 2023 12:56:56
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
24 08 2023 6:13:29
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
23 08 2023 15:50:28
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
22 08 2023 12:22:10
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
21 08 2023 10:15:17
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.
...
20 08 2023 13:14:56
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
19 08 2023 17:24:52
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
18 08 2023 11:31:39
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
17 08 2023 15:52:54
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
16 08 2023 4:40:45
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
15 08 2023 13:57:52
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
14 08 2023 1:58:47
Цели урока: знакомить учащихся с понятием, принципами избирательного права, основными законами и структурой избирательной системы РФ; формировать навыки самостоятельной работы с законодательством по вопросам избирательного права и умения его анализировать; воспитывать гражданскую позицию в жизни человека и правовую культуру учащихся на примере выборов....
13 08 2023 15:25:34

Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
12 08 2023 9:41:49
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
11 08 2023 0:40:46
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
10 08 2023 11:59:49
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
09 08 2023 7:13:25

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
08 08 2023 15:25:28
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
07 08 2023 11:57:21
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
06 08 2023 9:47:28

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
05 08 2023 13:13:25
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
04 08 2023 17:40:11
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
03 08 2023 0:41:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::