Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения


    Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

(радикальное крыло дворянской оппозиции)

причины, условия и исходные идеи декабризма.

1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).

2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)

3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)

4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.

5. Патриотический подъем и рост национального самосознания

6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ

Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:

  • реформаторские и революционные тенденции;
  • зародыши будущего западничества и славянофильства;
  • национально-патриотические и интернациональные тенденции;
  • догматы православия религиозная индифферентность

Тактика тайных обществ

 

п/п

Название

организации

Основатели Цели организации Итог
1. Союз

спасения

(1816 1817 годы)

Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) - Ликвидация самодержавной формы правления и введение Конституции в России

- Отмена крепостного права

1817-

Самоликвидация

Союза ввиду

отсутствия

единства в

программе и

средствах

борьбы.

2. Союз Благоденствия (1818-1821) Состав — до 200 чел. Устав — "Зеленая книга"

Программа: распространение идей социально-политического преобразования России

1821 — Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий.
3.  

Южное

общество

(1821-1825)

П.Пестель - руководитель "Русская правда" П.Пестеля

1 Установление Республики

2. Отмена крепостного права в России

1) Земельный фонд страны:

а) земля частная и земля общественная

- общественная земля тем, кто её обpaбатывает безвозмездно, без права продажи

- частная земля — свободный товар (частные лица, организации, казна)

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

29 декабря 1 825

- 3 января 1 826

- восстание Черниговского полка на Украине

4. Северное

общество

(1822-1825)

Н.Муравьев - руководитель Конституция Н Муравьева

1 . Россия — конституционная монархия

2. Отмена крепостного права в России

а) Сохранение земель за помещиками

б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге

Отменяется Крепостное право Отменяется
Неприкосновенность помещичьих земель Земля Общее достояние. Делится на помещичью и частную
Отменяются Сословия Отменяются
Федеративное Государственное устройство Унитарное
13 держав и 2 области Административное деление 10 областей и 3 удела
Широкий круг гражданских прав Демократические права Широкий круг гражданских прав
Конституционная монархия Форма правления Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет
Ценз пола, возраста, имущества и образования Избирательное право Ценз пола и возраста

Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов

Историческое значение движения декабристов

  1. Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
  3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.

Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ

Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов

Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакyнин Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члeны кружка отданы под надзор полиции
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу , замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями.
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члeны подверглись репрессиям

Либерально-оппозиционное движение

Название Представители Основные идеи
Славянофильство

(1839 — середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа

А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев 1. Осуждение реформ Петра1 за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа

3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества — двух основ самобытности русского народа

4.Созыв Земского собора в России

Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. 1. Положительная оценка деятельности Петра Великого

2. Европеизация России необходима

3. Отмена крепостного права (реформа)

4. Россия— конституционная монархия.

5. Гарантия прав и свобод

Общие черты.

Необходимость изменений в российской действительности.

Отмена крепостного права.

Надежда на мирный и эволюционный хаpaктер преобразований под руководством верховной власти.

Вера в возможность движения России к процветанию

Общественное движение в 60-е годы XIX века

1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.

2. Настаивание на продолжении реформ

Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах

Революционные движения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.

Бунтарское (анархистское) М.А. Бакyнин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин.

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи.

Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов

Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции

Деятельность народников

Основные идеи революционного народничества

1. Капитализм в России— явление чуждое, насаждаемое "сверху"

2. У России особый путь исторического развития

3. Будущее России социализм, минуя капитализм.

4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов

5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке

Первые рабочие организации в России

Название организации Годы и место существования Руководители Программа Деятельность
“Южнороссийский союз рабочих” 1875 – 1876 гг. Одесса Е.О. Заславский, ок. 60 чел. Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии Пропагандистская деятельность
“Северный союз рабочих” 1878 – 1880 гг. Петербург В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря”

В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический хаpaктер — борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

Марксистские кружки в России

Кружок Год, место Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1883–1885 гг, Петербург Д Благоев Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией.
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” 1885 – 1888 гг, Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889 – 1892 гг, Петербург М.И. Бруснев. Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году.

Образование политических партий в конце XIX – начале XX века

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

  1. Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
  2. Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
  3. Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
  4. Различные подходы к вопросам партийного строительства
  5. Личное соперничество лидеров за власть в партии

НЕОНАРОДНИКИ

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

(ЭСЕРЫ)

ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ

СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги

Либеральн -оппозиционная партия - кадеты

(конституционно - демократическая партия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.

ЛЕВЫЕ ПАРТИИ

Революционно - демократические партии (крайне левые)

  ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года)
большевики меньшевики
Лидеры М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов В.И. Ленин Г.В. Плеханов
Социальная опора Крестьяне Рабочий класс
Аграрный вопрос Муниципализация земли:

- отказ от конфискации помещичьего землевладения;

- отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение;

- переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов.

Социализация земли:

- передача земли в общенародное достояние;

сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом;

- распределение земли в пользование по трудовой норме.

Программа минимум Программа максимум
- возвращение крестьянам отрезков;

- отмена выкупных и оброчных платежей;

- отмена круговой поруки

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

- национализация земли – передача её в собственность государства.

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

(1906 – 1917)

Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной думы Основные вопросы в направлении деятельности
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума Кадеты – 161; трудовики – 97: мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов – 90.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет) - проблема создания “ответственного перед Государственной думой министерства”

- центральный вопрос – аграрный.

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума Трудовики – 104; кадеты – 98; социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет) - центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов);

- отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;

распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума Октябристы – 136; националисты – 90; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; социал-демократы – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) - утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910);

- принято рабочее законодательство;

ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) - поддержание участия России в Первой мировой войне

- создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Политические партии России в Февральской революции

Название партии Тактика Программные установки
Консервативно-охранительные партии Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность
Либеральные партии
“Союз 17 октября После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам
2. “Партия народной свободы” (кадеты) 1 .Оттягивание проведения

насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны

2. “Война до победного конца”

1 .Запрещение захвата помещичьих земель

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной

3. Неделимость России

4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания

Революционные партии
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) Февраль - апрель 1917 года

Поддержка Временного правительства и Советов

Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны

1. “Демократический мир всему миру”

2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание

3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах

2. РСДРП

а) меньшевики

Февраль - апрель 1917 года

Поддержка и максимальное давление на Временное правительство

Апрель - октябрь 1917 года

Создание и участие в коалиционном правительстве

1. Упрочение буржуазно-демократического строя

2. Строительство социализма в России утопично

3. Заключение демократического всеобщего мира

4. Защита революции от внешних врагов

б) большевики Февраль - март 1917 года

Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию)

Апрель - октябрь 1917 года

“Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию

1. Прекращение войны. Демократический мир

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства.

3. Национализация земли

4. Право наций на самоопределение

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ

Время пребывания у власти Председатель правительства Партийно-политический состав Причины кризиса
2 марта – 6 мая 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне.
6 мая – 24 июля 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, эсеры, меньшевики Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране
25 сентября – 25 октября 1917 г. Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Взятие власти большевиками

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)

кадеты эсеры меньшевики большевики
До 70 (апрель 1917 года) До 500 чел 200 240 (август 1917 года)

Литература:

  1. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России ( в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
  2. Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.


Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок "Александр II — великий реформатор" (История России, 8-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...

20 03 2023 5:52:12

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

19 03 2023 19:43:35

Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории


    Использование проектной методики для изготовления объемной наглядности при изучении истории

      Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....

18 03 2023 17:59:45

Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"


    Урок по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

      Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....

17 03 2023 14:42:17

Современные методы преподавания исторического краеведения


    Современные методы преподавания исторического краеведения

      Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....

16 03 2023 6:22:37

Версии происхождения религии


    Версии происхождения религии

      Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...

15 03 2023 19:10:24

Украинские традиции в культуре Черноморского казачества


    Украинские традиции в культуре Черноморского казачества

      Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края. ...

14 03 2023 1:22:20

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории


    Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

      Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

13 03 2023 6:43:13

Человек среди людей. Товарищество и дружба


    Человек среди людей. Товарищество и дружба

      Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....

12 03 2023 22:47:22

Внутренняя и внешняя политика Павла I


    Внутренняя и внешняя политика Павла I

      Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....

11 03 2023 11:29:53

Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся


    Программа профилактики неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся

      Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся. ...

10 03 2023 15:47:53

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 03 2023 4:21:52

Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Политический кризис накануне революции 1917 года". 9-й класс

      На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....

08 03 2023 23:29:42

Форма и структура права


    Форма и структура права

      Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

07 03 2023 15:43:51

Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I


    Изменения в культуре и быту в годы правления Петра I

      Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....

06 03 2023 19:19:28

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

05 03 2023 20:51:29

Урок истории России по теме "Великая Отечественная война: начальный этап". 9-й класс


    Урок истории России по теме "Великая Отечественная война: начальный этап". 9-й класс

      На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....

04 03 2023 11:28:44

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

03 03 2023 18:32:39

Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"


    Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. "Русская деревня после отмены крепостного права"

      Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...

02 03 2023 4:38:26

Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"


    Урок-экскурсия в 11-м классе "Воинский долг на земле неизменен"

      Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....

01 03 2023 4:41:42

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"


    Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

      Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

28 02 2023 0:54:50

Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"


    Урок с использованием мультимедийной презентации на тему "Либеральные реформы 60-70 гг. XIX в. в Российской империи"

      Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации. ...

27 02 2023 5:47:30

Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности


    Образно-эмоциональное обучение истории как основа формирования творческой, всесторонне развитой личности

      Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов. ...

26 02 2023 9:47:55

Программа элективного курса "Свой среди чужих!"


    Программа элективного курса "Свой среди чужих!"

      История 20 столетия сопровождалась усилением международной напряженности, повышением уровня преступности, насилия, терроризма. До настоящего времени мир сотрясают вооруженные конфликты на расовой, национальной, религиозной почвах. В этой связи становится очевидным: если мы хотим жить в мире, в правовом государстве, где соблюдаются права и свободы человека, нужно помочь людям увидеть ценности культуры и толерантности. Именно школа развивает способности учащихся к принятию и пониманию другого человека....

25 02 2023 17:35:27

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

24 02 2023 18:19:40

Александр Невский


    Александр Невский

      Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

23 02 2023 16:40:31

Урок обществознания "Закон и права"


    Урок обществознания "Закон и права"

      Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

22 02 2023 7:37:35

Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования


    Создание личностно-ориентированных моделей обучения истории в 5-м классе с использованием разноуровнего тестирования

      В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....

21 02 2023 10:28:23

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" на тему "Молодежь и выборы"

      Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....

20 02 2023 1:43:43

Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Государство и граждане". 6-й класс

      Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....

19 02 2023 7:28:19

Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?


    Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

      Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....

18 02 2023 6:56:56

Урок обществознания по теме "Право на образование"


    Урок обществознания по теме "Право на образование"

      На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

17 02 2023 7:52:38

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

16 02 2023 6:29:24

Применение опopных конспектов на уроках экономики


    Применение опopных конспектов на уроках экономики

      На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....

15 02 2023 11:20:51

План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"


    План внеклассного мероприятия по истории России для старшеклассников по теме "Уцелевшая Атлантида"

      План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....

14 02 2023 9:30:43

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"


    Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

      Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

13 02 2023 21:18:47

Урок-лекция по теме "Древний Рим"


    Урок-лекция по теме "Древний Рим"

      Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....

12 02 2023 1:27:26

Железнодорожный пассажирский трaнcпорт. 7-й класс


    Железнодорожный пассажирский трaнcпорт. 7-й класс

      Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....

11 02 2023 7:15:37

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории


    Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

      В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

10 02 2023 21:27:41

Нужен ли правозащитник в школе?


    Нужен ли правозащитник в школе?

      В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....

09 02 2023 2:23:43

О, незабвенное столетие!


    О, незабвенное столетие!

      Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....

08 02 2023 8:38:49

Урок с использованием ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"


    Урок с использованием ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

      На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....

07 02 2023 4:59:37

Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"


    Урок по теме "Балканы и Малая Азия в XIII–XIV вв. Завоевания турок-османов"

      Цели данной темы: знакомство со странами Балканского полуострова в ХIII–ХIV в., причинами их ослабления, с возникновением Османского государства и началом завоевания им Балканского полуострова. ...

06 02 2023 17:43:37

Мир кубанской музыки. Ознакомление с творчеством местного фольклорного коллектива


    Мир кубанской музыки. Ознакомление с творчеством местного фольклорного коллектива

      Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....

05 02 2023 23:53:25

Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"


    Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

      В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....

04 02 2023 15:14:43

Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"


    Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

      Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....

03 02 2023 12:41:29

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы


    Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

      Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

02 02 2023 3:42:25

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

01 02 2023 23:28:26

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

31 01 2023 11:19:28

Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)


    Методическая рекомендация для написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию (задание С)

      В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....

30 01 2023 7:37:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

"Семилетняя война"

Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают.