Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения
Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны
ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ
(радикальное крыло дворянской оппозиции)
причины, условия и исходные идеи декабризма.
1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).
2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)
3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)
4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.
5. Патриотический подъем и рост национального самосознания
6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ
Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:
- реформаторские и революционные тенденции;
- зародыши будущего западничества и славянофильства;
- национально-патриотические и интернациональные тенденции;
- догматы православия религиозная индифферентность
Тактика тайных обществ
п/п |
Название организации |
Основатели | Цели организации | Итог |
1. | Союз спасения (1816 1817 годы) |
Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) | - Ликвидация самодержавной
формы правления и введение Конституции в России - Отмена крепостного права |
1817- Самоликвидация Союза ввиду отсутствия единства в программе и средствах борьбы. |
2. | Союз Благоденствия (1818-1821) | Состав — до 200 чел. | Устав — "Зеленая книга" Программа: распространение идей социально-политического преобразования России |
1821 — Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий. |
3. | Южное общество (1821-1825) |
П.Пестель - руководитель | "Русская правда"
П.Пестеля 1 Установление Республики 2. Отмена крепостного права в России 1) Земельный фонд страны: а) земля частная и земля общественная - общественная земля тем, кто её обpaбатывает безвозмездно, без права продажи - частная земля — свободный товар (частные лица, организации, казна) 3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, равный и гласный суд 4. Ликвидация военных поселений в России 5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности |
29 декабря 1 825 - 3 января 1 826 - восстание Черниговского полка на Украине |
4. | Северное общество (1822-1825) |
Н.Муравьев - руководитель | Конституция Н Муравьева 1 . Россия — конституционная монархия 2. Отмена крепостного права в России а) Сохранение земель за помещиками б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков 3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, равный и гласный суд 4. Ликвидация военных поселений в России 5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности |
14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге |
Отменяется | Крепостное право | Отменяется |
Неприкосновенность помещичьих земель | Земля | Общее достояние. Делится на помещичью и частную |
Отменяются | Сословия | Отменяются |
Федеративное | Государственное устройство | Унитарное |
13 держав и 2 области | Административное деление | 10 областей и 3 удела |
Широкий круг гражданских прав | Демократические права | Широкий круг гражданских прав |
Конституционная монархия | Форма правления | Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет |
Ценз пола, возраста, имущества и образования | Избирательное право | Ценз пола и возраста |
Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов
Историческое значение движения декабристов
- Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
- Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
- Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.
Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.
ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ
Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов
Название кружка, место и годы существования | Руководители | Программа и деятельность |
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва | Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек | Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты. |
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва | В.Г. Белинский | Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности. |
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва | Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакyнин | Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой. |
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. | Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. | Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члeны кружка отданы под надзор полиции |
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов | Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. | Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу , замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями. |
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина | Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. | Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члeны подверглись репрессиям |
Либерально-оппозиционное движение
Название | Представители | Основные идеи |
Славянофильство (1839 — середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа |
А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев | 1. Осуждение реформ Петра1 за
разрушение гармоничного строя России и введение
крепостного права 2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа 3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества — двух основ самобытности русского народа 4.Созыв Земского собора в России |
Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. | Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. | 1. Положительная оценка
деятельности Петра Великого 2. Европеизация России необходима 3. Отмена крепостного права (реформа) 4. Россия— конституционная монархия. 5. Гарантия прав и свобод |
Общие черты. Необходимость изменений в российской действительности. Отмена крепостного права. Надежда на мирный и эволюционный хаpaктер преобразований под руководством верховной власти. Вера в возможность движения России к процветанию |
Общественное движение в 60-е годы XIX века
1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.
2. Настаивание на продолжении реформ
Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах
Революционные движения
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.
Бунтарское (анархистское) М.А. Бакyнин | Пропагандистское П.Л. Лавров | Заговорщическое П.Н. Ткачев |
Крестьянин по своей природе - бунтарь,
он готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию. Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин. |
Крестьянин не готов к революции.
Интеллигенция должна идти в народ, нести
революционные и социалистические идеи. Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию. |
Крестьянин не готов к революции, но
агитация не даст быстрых результатов Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции |
Деятельность народников
Основные идеи революционного народничества
1. Капитализм в России— явление чуждое, насаждаемое "сверху"
2. У России особый путь исторического развития
3. Будущее России социализм, минуя капитализм.
4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов
5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.
6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры
Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке
Первые рабочие организации в России
Название организации | Годы и место существования | Руководители | Программа | Деятельность |
“Южнороссийский союз рабочих” | 1875 – 1876 гг. Одесса | Е.О. Заславский, ок. 60 чел. | Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии | Пропагандистская деятельность |
“Северный союз рабочих” | 1878 – 1880 гг. Петербург | В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. | Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников | Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря” |
В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический хаpaктер — борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.
Марксистские кружки в России
Кружок | Год, место | Руководители | Деятельность |
Кружок Благоева | 1883–1885 гг, Петербург | Д Благоев | Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией. |
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” | 1885 – 1888 гг, Петербург | П.В. Точисский | Пропаганда марксизма среди рабочих |
Кружок Федосеева | 1888 г., Казань | Н.Е. Федосеев | Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин) |
Кружок Бруснева | 1889 – 1892 гг, Петербург | М.И. Бруснев. | Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году. |
Образование политических партий в конце XIX – начале XX века
ПРИЧИНЫ РАСКОЛА
- Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
- Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
- Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
- Различные подходы к вопросам партийного строительства
- Личное соперничество лидеров за власть в партии
НЕОНАРОДНИКИ
ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ
(ЭСЕРЫ)
ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ
СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги
Либеральн -оппозиционная партия - кадеты
(конституционно - демократическая партия).
СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.
ЛЕВЫЕ ПАРТИИ
Революционно - демократические партии (крайне левые)
ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года | РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года) | ||
большевики | меньшевики | ||
Лидеры | М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов | В.И. Ленин | Г.В. Плеханов |
Социальная опора | Крестьяне | Рабочий класс | |
Аграрный вопрос | Муниципализация земли: - отказ от конфискации помещичьего землевладения; - отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение; - переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов. Социализация земли: - передача земли в общенародное достояние; сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом; - распределение земли в пользование по трудовой норме. |
Программа минимум | Программа максимум |
- возвращение крестьянам отрезков; - отмена выкупных и оброчных платежей; - отмена круговой поруки |
- полная конфискация всех помещичьих,
государственных, удельных,
церковно-монастырских земель; - национализация земли – передача её в собственность государства. |
ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
(1906 – 1917)
Время работы | Партийно-политический состав | Руководство Государственной думы | Основные вопросы в направлении деятельности |
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума | Кадеты – 161; трудовики – 97:
мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17;
партия демократических реформ – 14; прогрессисты
– 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов
– 90. Всего: 499 депутатов |
Председатель – С.А. Муромцев (кадет) | - проблема создания “ответственного
перед Государственной думой министерства” - центральный вопрос – аграрный. Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена |
20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума | Трудовики – 104; кадеты – 98;
социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22;
народные социалисты – 16; умеренные и октябристы
– 32; партия демократических реформ 1;
беспартийные – 50; национальные группы – 76;
казачья группа – 17. Всего: 518 депутатов |
Председатель – А.Ф. Головин (кадет) | - центральный вопрос – аграрный
(проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов); - отказ поддержать столыпинские аграрные реформы; распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон |
1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума | Октябристы – 136; националисты – 90;
прогрессисты и мирнообновленцы – 39;
социал-демократы – 19; трудовики – 13;
беспартийные – 15; национальные группы – 26. Всего: 442 депутата |
Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) | - утверждено аграрное законодательство
по реформе Столыпина (1910); - принято рабочее законодательство; ограничена автономия Финляндии |
15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума | Октябристы – 98; националисты и
умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые –
65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы
– 14; трудовики – 10; беспартийные – 7;
национальные группы – 21. Всего: 442 депутата |
Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) | - поддержание участия России в Первой
мировой войне - создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством |
Политические партии России в Февральской революции
Название партии | Тактика | Программные установки |
Консервативно-охранительные партии | Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность | |
Либеральные партии | ||
“Союз 17 октября | После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам | |
2. “Партия народной свободы” (кадеты) | 1 .Оттягивание проведения насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны 2. “Война до победного конца” |
1 .Запрещение захвата помещичьих земель 2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной 3. Неделимость России 4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания |
Революционные партии | ||
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) | Февраль - апрель 1917 года Поддержка Временного правительства и Советов Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны |
1. “Демократический мир всему миру” 2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание 3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах |
2. РСДРП а) меньшевики |
Февраль - апрель 1917 года Поддержка и максимальное давление на Временное правительство Апрель - октябрь 1917 года Создание и участие в коалиционном правительстве |
1. Упрочение буржуазно-демократического
строя 2. Строительство социализма в России утопично 3. Заключение демократического всеобщего мира 4. Защита революции от внешних врагов |
б) большевики | Февраль - март 1917 года Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию) Апрель - октябрь 1917 года “Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию |
1. Прекращение войны. Демократический
мир 2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства. 3. Национализация земли 4. Право наций на самоопределение |
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ
Время пребывания у власти | Председатель правительства | Партийно-политический состав | Причины кризиса |
2 марта – 6 мая 1917 г. | Князь Львов Г.Е. | Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные | Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне. |
6 мая – 24 июля 1917 г. | Князь Львов Г.Е. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде |
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) | Керенский А.Ф. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране |
25 сентября – 25 октября 1917 г. | Керенский А.Ф. | Кадеты, эсеры, меньшевики | Взятие власти большевиками |
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)
кадеты | эсеры | меньшевики | большевики |
До 70 (апрель 1917 года) | До 500 чел | 200 | 240 (август 1917 года) |
Литература:
- Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России ( в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
- Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
22 01 2025 2:52:35
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
21 01 2025 12:58:19
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
20 01 2025 16:46:24
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
19 01 2025 11:59:12
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
18 01 2025 20:25:38
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
17 01 2025 13:15:21
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
16 01 2025 1:39:20
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
15 01 2025 3:21:17
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
14 01 2025 22:13:55
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
13 01 2025 3:33:19
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
12 01 2025 1:34:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
11 01 2025 2:58:44
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
10 01 2025 7:23:58
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
09 01 2025 0:55:57
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
08 01 2025 22:20:30
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
07 01 2025 7:42:38
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
06 01 2025 4:16:35
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
05 01 2025 13:39:51
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
04 01 2025 5:57:29
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
03 01 2025 4:50:19
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
02 01 2025 17:44:44
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
01 01 2025 18:31:25
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
31 12 2024 14:47:16
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
30 12 2024 15:20:30
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
29 12 2024 6:46:28
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
28 12 2024 12:22:26
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
27 12 2024 0:53:34
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
26 12 2024 3:43:48
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
25 12 2024 6:18:42
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
24 12 2024 14:27:38
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
23 12 2024 17:28:48
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
22 12 2024 22:49:58
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
21 12 2024 22:45:49
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
20 12 2024 3:33:15
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
19 12 2024 0:11:55
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
18 12 2024 14:17:41
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
17 12 2024 11:21:55
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
16 12 2024 1:48:13
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
15 12 2024 15:45:16
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
14 12 2024 0:45:28
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
13 12 2024 23:22:12
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
12 12 2024 11:47:14
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
11 12 2024 1:31:27
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
10 12 2024 23:23:52
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
09 12 2024 1:37:55
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
08 12 2024 11:22:52
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
07 12 2024 13:35:57
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
06 12 2024 19:37:59
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
05 12 2024 1:50:19
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
04 12 2024 17:24:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::