Урок "Культура древнегреческого полиса"
Цель урока:
- познавательная - поставить проблему адекватности соотнесения социально- экономического развития художественному и духовному, показать, что ценности полиса дали стимул развитию культуры
- дидактическая –развивать умения решения задач, анализа памятников искусства
- аксиологическая – способствовать осмыслению ценностей древнегреческой цивилизации.
Понятия: цивилизация, культура, искусство, философия, ценности полиса, калокагатность.
Методические приемы: беседа, тест, работа в парах, работа с картой, объяснение, решение проблемных задач, работа с документом, учебником.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Тема нашего урока является “Культура древнегреческого полиса”, чтобы хорошо в ней разобраться,нам необходимо вспомнить изученный материал и установить как можно больше связей с новой темой. Для этого предлагаю для начала поработать в парах на самопроверке терминов, затем закрепить картографические умения и в завершение проверки тест.
Работа с картой: показать Грецию, опираясь на знание карты, дать хаpaктеристику ее частей. Указать на карте наиболее развитые полисы, дав им краткую хаpaктеристику
Решить задачу: как связаны название горы и одного из полисов?
Тест.
1. Полис, обладавший наиболее выгодным географическим положением:
А) Микены Б) Спарта В) Афины
2. В Афинах главным источником богатства были:
А) Охота и рыболовство Б) Торговля и кораблестроение В) Ремесло и собирательство.
3.Хозяйственная деятельность была широко представлена в полисе:
А) Спарте Б) Дельфах В) Афинах.
4. В период классической Греции оформились 2 пути развития полиса: олигархический и …
А) Охлократический Б) Аристократический В) Демократический.
5. Основой древнегреческой цивилизации был:
А) Союз городов Б) Полис В) Принцип единоначалия.
6. Частной собственности не было в :
А) Спарте Б ) Микенах В) Афинах.
7. Жизнь всех полисов строилась на основе принципа :
А) Автаркии Б) Равенства В) Соперничества
8. Главной ценностью полиса были:
А) Права и обязанности граждан Б) Храмы и торговые лавки В) Земли на хоре.
9. Стратег в полисе – это:
А) Выборный военачальник Б) Судья В) Скульптор.
10. Причина процветания полиса:
А) Опора на традиции Б) Труд только свободных людей В) Развитие демократии.
Спасибо за работу. Проверили осанку.
А теперь обобщим, каковы основные черты полиса?
(Предполагаемые ответы) -
1. Автаркия
2. Демократия
3. Значимость личности.
Прежде, чем мы начнем разговор о культуре классической Греции, решим задачу: почему почти во всех европейских языках в словах “патриотизм, патриот” ощутима связь с древнегреческим корнем патрис –родина? Как вы думаете? Какое отношение эта задача имеет к нашей теме?
Предлагаю сформулировать цель изучения темы, исходя из названия и плана, записанного на доске.
План изучения нового материала.
1. Условия развития древнегреческой культуры полиса.
2. Мир глазами древнегреческих философов.
3. Вклад греков в литературу и искусство.
4. Калакагатность греков – реальность или миф?
Задание учащимся: Нам предстоит решить проблему: “Почему полис не являясь вершиной социально-экономического развития смог дать миру целостную художественную систему, высокую духовную культуру?”
А сейчас просьба структурировать по объяснению учителя условия развития культуры.
1 п. Если попытаться осмыслить истоки древнегреческой культуры эпохи классической Греции, то четко прослеживается связь с полисом, причем не просто городом- государством, но коллективом свободных личностей – граждан. Полис служил основой не только экономической жизни, но и нравственного роста людей. Забота об общем благе, великодушие, общественный долг - эти качества находили горячее одобрение в обществе.
Другим условием расцвета культуры послужила победа греков над персами (5 век до н. э).
И в столкновении двух миров: варварского и демократического, греческого победу одержали свободные греки. Подъем культуры был настолько велик, что Вольтер в последствии окрестил этот период “золотым веком”.
Особо следует отметить зарождение и влияние философии. Это и условие расцвета, и составной его элемент. Обратимся к философскому словарю, определим признаки понятия.
Т. О, развитие культуры древнегреческого полиса… Продолжите вывод самостоятельно и запишите его.
2 п. Первым известным нам философом был Фалес.(7 век до н. э.)
Вопрос: Какой вывод по схеме можно сделать?
Были и другие философы-пpaктики, в частности софисты.
Т.О., философы отходят от позиции сакрального объяснения мира.
Задание: Проработав текст учебника стр. 68-69,ответить, кто такие софисты? Какова сущность софистики и ее роль?
Из курса обществознания вам известны взгляды Платона на государство и общество. Вспомним их. Сравним с позицией его учителя - Сократа и оцените поступок великого философа.
С ——— П ——— А
Сократ следовал принципу самопознания и самосовершенствования.
(Ответы выслушиваются и обобщаются).
Т.О., Поступок Сократа-свидетельство проявления его высоких личностных и гражданских качеств.
3п. Задание: Работая с текстом стр. 70-71, выделить 4 тезиса или план из 4 п.
(Предполагаемый вариант плана:
1. Лирика и внутренний мир.
2. Древнегреческий театр.
3. Идеи борьбы с богатыми и с судьбой.
4. Красота в скульптуре.)
Скульпторы ваяли, поэты воспевали сильных благородных личностей. Красоту тела отображали Мирон (480г.), Фидий, Пpaкситель, Эсхил, Софокл, Еврипид писали трагедии, заканчивавшиеся гибелью героев, но тем не менее сохранившим верность своим чувствам любви и преданности.
4п. Калас по-гречески “прекрасно”. Греки были ценителями красоты человека, природы, образцов художественной культуры. Ценя красоту, они в живописи, скульптуре стремились исправить ошибки природы. Богов они изображали прекрасными и величественными. Антропоморфность в изображении богов не мешала им ваять статуи людей такими же прекрасными и равными богам. А как это просматривается относительно скульптуры?
Рассмотрим иллюстрации с изображением Парфенона, Эрехтейона и ответим на вопрос в чем сущность калакагатности греков?
Таким образом, подведем итог:
Что узнали, проверка п. 1. запись личной оценки урока и озвучивание. Кто отличился на уроке?
Запишем дом. задание: вопросы к параграфу 4, по выбору сообщение о выдающихся греках.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1. О ком идёт речь?
- Высшей добродетелью он считал мудрость.
- Дельфийский оратор сказал, что он мудрейший из эллинов.
- Создатель одного из 7 чудес света –автор статуи Зевса
- Само название храма свидетельствует, что он посвящен деве
ЛИТЕРАТУРА
1. Краткий словарь мифологии и древностей. М.,1994 г.
2. Любимов Л.Д. “Искусство древнего мира” М. 1971 г.
3. Хачатурян В. “История мировой цивилизации” М. 2001г.
4. Энциклопедический словарь юного историка” М 1998 г.
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
31 03 2023 11:15:50
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
30 03 2023 21:20:24
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
29 03 2023 19:36:40
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
28 03 2023 15:53:49
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
27 03 2023 19:38:21
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
25 03 2023 5:41:59
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
24 03 2023 3:49:21
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
23 03 2023 11:57:31
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война».
...
22 03 2023 19:26:42
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
21 03 2023 10:26:37
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
20 03 2023 23:51:12
Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского государства, рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III. Раскрыть историческое значение свержение ига, оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига и образовании единого Русского государства. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике....
19 03 2023 8:18:31
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
18 03 2023 9:47:22
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
17 03 2023 14:14:18
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
16 03 2023 23:59:22
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
15 03 2023 22:24:33
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
14 03 2023 23:51:27
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
13 03 2023 17:19:51
Историческая наука рассматривает события прошлого человечества в индивидуальном облике и многообразии. Тема "Древний Египет" особенно увлекает пятиклассников. Сохраняя и поддерживая этот интерес, игра развивает стремление узнать как можно больше об истории и культуре одной из самых удивительных цивилизаций древности, формирует восприятие культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим.
...
12 03 2023 10:33:25
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
11 03 2023 19:47:21
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
10 03 2023 3:24:37
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
09 03 2023 10:55:50
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
08 03 2023 23:49:57
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
07 03 2023 18:25:28
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
06 03 2023 9:28:25
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
05 03 2023 21:52:46
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
04 03 2023 1:21:54
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
03 03 2023 13:22:21
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
02 03 2023 5:17:41
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
01 03 2023 2:38:58
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию.
...
28 02 2023 8:59:32
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
27 02 2023 13:53:30
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
26 02 2023 4:20:11
Уроки, на которых применяется проектная деятельность с использованием информационных
технологий, помогают учащимся понять роль знаний, эмоционально ощутить разнообразие форм
работы с информацией, а главное - развивать умения активной познавательной деятельности....
25 02 2023 16:21:22
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
24 02 2023 5:30:39
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
23 02 2023 5:58:49
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
22 02 2023 20:12:15
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
21 02 2023 11:38:55
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
20 02 2023 3:19:56
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
19 02 2023 23:53:39
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
18 02 2023 21:41:12

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
17 02 2023 20:17:18
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
16 02 2023 8:50:14

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
15 02 2023 18:55:28
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
14 02 2023 10:12:18
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
13 02 2023 15:53:13
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
12 02 2023 3:13:17
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
11 02 2023 1:35:38
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
10 02 2023 8:30:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::