Урок истории в 7-м классе по теме "Значение реформ Петра I"
Цели урока.
1) Обеспечить во время урока повторение, обобщение и систематизацию знаний о преобразованиях Петра I.
2) Повторить и закрепить знание понятия по теме.
3) Подвести учащихся к выводу о значении петровских преобразований.
4) Продолжить формирование умений:
- логических: анализировать, синтезировать, сравнивать исторические факты, хаpaктеризовать историческую личность;
- специальных: работать с дополнительной литературой, определять значение событий;
- общеучебных: работая с учебником, выделять главное.
5) Расширять представления о роли личности в истории.
Оборудование урока. Карта «Российское государство в I четверти XVIII в.», портрет Петра I, схемы государственного устройства России в XVII в. и I четверти XVIII в., карточки с заданиями для учащихся , тексты с отрывками из исторической литературы, учебник, выставка книг и работ учащихся о Петре I, изображение памятника Петру I в Санкт-Петербурге – «Медного всадника» Э.М.Фальконе, репродукция картины В.А. Серова «Петр I», фонозапись торжественной музыки, мультимедийный проектор, экран.
Тип урока. Повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка учащихся к обобщению, систематизации знаний.
Урок начинается с демонстрации через проектор репродукции картины В.А.Серова «Петр I».
Звучит музыка и строки А.С.Пушкина. «Здесь будет город заложен…»
На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко
По мшистым, топким берегам.
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе… [3]
Демонстрируется портрет Петра I.
Учитель: О ком эти пушкинские строки? (Следуют ответы детей)
Петр I. Все в этом правителе было необычно: внешность, поступки, дела. Даже его рост вызывал у современников восхищение. Но, конечно же, Петр поразил Россию не только своими внешними данными, но и своими делами. Мы уже познакомились с преобразованиями, которые провел этот царь. Цель урока - повторив их, определить, в чем значение реформ первого русского императора.
Учащиеся записывают в тетради тему урока.
Демонстрируется изображение «Медного всадника» Э.М.Фальконе.
Перед учащимися ставится познавательное задание. Оно на экране.
В 1782 г. В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника императору ПетруI , скульптором которого был Фальконе. А.С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне, какой огонь!
Куда ты скачешь гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы? [1]
Сегодня в ходе урока вы должны определить, прав ли был поэт, когда оценивал Петра I как человека, который «Россию поднял на дыбы?»
Каждый из нас должен в конце урока, оценив деятельность Петра, попытаться сочинить свою подпись под памятником Фальконе, отразив в ней оценку личности Петра I.
III. Повторение, обобщение, систематизация знаний учащихся.
Повторим материалы о царствовании ПетраI.
Учащиеся выполняют задания дифференцированного хаpaктера, выбирая одно из них с учетом своей подготовки.
Первый уровень.
Заполните пропуски.
Северная война продолжалась…
Основными союзниками в этой войне были…
По условиям Ништадтского мира Россия …
Второй уровень
Расположите в хронологической последовательностью данные события.
Сражения Северной войны
А) Гангут; Б) Полтава; В) Нарва; Г) Гренгам; Д) Лесная.
Третий уровень
Что является лишним в ряду?
Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия.
Учитель.
Вспомним реформы Петра, определим их значение. Проведем обобщение по следующим вопросам плана.
- Экономическое развитие России в I четверти XVIII века.
- Политическое развитие России в I четверти XVIII века.
- Культурное развитие России в I четверти XVIII
Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, размышляющие о реформах великого императора. В ваших группах информаторы и аналитики.
Организуется групповая работа.
Группы заполняют таблицу, основа которой на экране.
Последствия реформ Петра I
Положительные |
Отрицательные |
Задания для групп
I группа
- Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
- Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив + и – последствия.
II группа
- Вспомните, какие реформы были проведены Петром I в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра I, что нового в ней появилось?
- Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.
III группа
- Анализируя отрывки из документов, вспомните, какие реформы были проведены Петром I в области культуры и быта.
- Сделайте вывод о значении культурных реформ, выделите + и – последствия.
Выступают представители групп – информаторы и аналитики.
Беседа с использованием карты.
Учитель. Какую войну смогла выиграть Россия благодаря проведенным реформам при Петре I?
В чем значение победы в Северной войне?
Учитель. Как оценивают деятельность императора историки?
Учащиеся работают с историческими текстами (см. приложение 1), высказывают свои точки зрения, которые соответствуют их взглядам.
Учитель.
Мы увидели, что историки не пришли к единому мнению в оценке личности и деятельности Петра I. По мнению одних, Петр I- великий государь, решительно изменивший судьбу России, сумевший превратить ее в мощную европейскую державу. В то же время для других историков Петр I – правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа. Кто прав в этом споре?
Наверное, единственного ответа не будет. Пусть примером здесь будет А.С.Пушкин. Петр его – и благородный победитель в Полтавской битве, и жесткий правитель.
Как вы считаете, справедлива ли оценка, данная Петру I А.С. Пушкиным? (высказывания учащихся)
Итак, сочините свою подпись к памятнику Э.М.Фальконе.
Учитель подводит итоги, обращаясь к картине В.А.Серова (она на экране).
Есть лишь одна вещь, объединившая всех, писавших о величии личности царя, грандиозность его замыслов. На этой картине Петр I решительно шагает вперед. Да, он прошел уверенными шагами по нашей земле. За ним трудно было поспеть. Царь обогнал свое время, торопясь в будущее. Своей мощью наша великая держава обязана ее первому императору.
Рефлексия.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание.
н.у. - § 38. в. 1, выучить записи в тетради.
с.у. - § 38. в.2
в.у - § 38. Выяснить, какая же подпись на «Медном всаднике» Э.М.Фальконе.
ЛИТЕРАТУРА
- Андриевская Т.П. Воронцов А.В. История России IX –XVII века. Контрольные и проверочные работы 6-7 классы. –М.: «Астрель». 2002.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. - М.: Просвещение. 2005.
- История СССР в художественно-исторических образах – М.: Просвещение. 1985.
- Кишенкова О.В. Короткова М.В. История для любознательных. – М.: Дрофа. 1996.
- Короткова М.В. История России IX-XVIII века, 6-7 классы. – М.: Дрофа. 2002.
- Ключевский В.О. О русской истории . – М.: Просвещение.1993.
- Платонов С.Ф. Учебник русской истории – М.: «Прогресс – политика». Вопросы истории.1992.
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
29 03 2024 4:13:50
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
28 03 2024 13:33:27
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
27 03 2024 3:48:10
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
26 03 2024 15:50:47
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
25 03 2024 9:17:16
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
24 03 2024 0:36:26
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
23 03 2024 14:17:45
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
22 03 2024 15:12:39
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
21 03 2024 5:13:37
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
20 03 2024 11:26:16
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
19 03 2024 4:34:32
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
18 03 2024 9:35:15
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
17 03 2024 12:10:41
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
16 03 2024 3:51:19
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
15 03 2024 12:23:50
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
14 03 2024 15:51:59
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
13 03 2024 1:44:18
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
12 03 2024 16:43:32
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
11 03 2024 11:23:56
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
10 03 2024 19:34:22
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
09 03 2024 7:50:14
Представлены хаpaктеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в. в повседневной жизни россиян: жилища дворян, горожан и простых крестьян; посуда и атрибуты крестьянского быта; модные тенденции аристократических причесок и одежды; досуг горожан и дворян....
08 03 2024 10:19:15
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
07 03 2024 10:16:22
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
06 03 2024 4:11:56
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
05 03 2024 1:53:36
Совершенствование творческого потенциала - залог обновления личности педагога и его профессиональных действий, оно позволяет ему соответствовать требованиям времени и профессии, не только быть готовым к возможным переменам, но и способствовать тому, чтобы эти перемены имели позитивный хаpaктер. ...
04 03 2024 10:32:13
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
03 03 2024 16:48:19
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
02 03 2024 16:46:18
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
01 03 2024 14:52:30
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
29 02 2024 6:25:51
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
28 02 2024 12:39:43
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
27 02 2024 17:42:19
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
26 02 2024 13:45:55
Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
25 02 2024 10:37:35
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
24 02 2024 11:12:52
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
23 02 2024 12:10:58
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
22 02 2024 23:37:58
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
21 02 2024 16:40:51
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
20 02 2024 1:12:57
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
19 02 2024 20:35:54
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
18 02 2024 4:14:44
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...
17 02 2024 23:21:30
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
16 02 2024 15:33:10
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
15 02 2024 13:30:19
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
14 02 2024 12:27:50
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера. ...
13 02 2024 6:52:32
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу. ...
12 02 2024 8:54:16
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
11 02 2024 7:25:59
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
10 02 2024 1:57:18
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
09 02 2024 22:45:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::