Обществознание. Духовный мир личности. Российский менталитет. Тема: "Русский национальный хаpaктер"
Тема урока: Русский национальный хаpaктер.
Цели урока:
1. В процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа.
2. Совершенствование навыков ведения дискуссии как средства поиска истины.
3. Формирование чувства национальной гордости за свой народ, национального самосознания и уважения к своему историческому наследию.
Тип урока: Урок-дискуссия (на основе интеграции с отечественной историей и литературой).
Оборудование урока: Философская литература, классная доска, плакат.
Терминология: социальная психология, тенденция, рационализм, имидж, нравственность, менталитет.
Литература и источники:
Н.Бердяев «Русская душа»,
Ф.Достоевский «Дневники писателя»,
Н.Лосский «Хаpaктер русского народа»,
Петерим Сорокин «Русский национальный хаpaктер»,
а также цитаты из сочинений С.Булгакова, Д.Лихачева, И.Бунина, Ф.Тютчева.
Эпиграф:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать, –
В Россию можно только верить.
Слово учителя.
Социальная психология, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, признает существование национального хаpaктера. Но дать какое-то однозначное, точное определение этому явлению очень трудно. Национальный хаpaктер имеет тенденцию видоизменяться. Но наиболее ярко сущность национального хаpaктера проявляется в переломные периоды истории. Сегодня очень модным является слово «менталитет». Современное значение этого термина тpaктуется как устойчивые структуры сознания и подсознания, определяющие стремления и предпочтения людей, в которых проявляются национальный хаpaктер, господствующие ценности, общественная психология.
Давайте попробуем вместе разобраться в особенностях русской души, русского национального хаpaктера на примерах отечественной истории, русской философской мысли, русской литературы.
1-й ученик.
Просматривая сочинения Н.Бердяева «Русская душа», я натолкнулась на мысль автора о том, что в отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа хаpaктера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п.
2-й ученик (оппонент).
А я считаю это неверным: русский народ, особенно его великорусская ветвь,- народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен. Но в нем особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью. Мог ли «мягкотелый» народ объединиться в могущественное централизованное государство, выстоять множество нашествий врагов?!
3-й ученик.
Но основная, наиболее глубокая черта русского народа, по-моему, и я думаю вы согласитесь с русским религиозным философом С.Булгаковым, есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.
4-й ученик.
Действительно, у Ф.Достоевского в «Дневниках писателя», мы встречаем:
«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Он
Доказывает свою мысль так: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».
5-й ученик.
Кстати, вам будет любопытно, англичанин Стивен Грехам, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии», говорит, что с англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.
6-й ученик (оппонент).
А профессор Сорбонны Жюль Легра в 1934 г. говорил о свободе русских ходить или не ходить в церковь, о том, что русские наименее дисциплинированный народ в Европе.
7-й ученик (оппонент).
А как относиться к потрясающим воображение крайней фанатичной нетерпимости старообрядчества, самосожжение многих тысяч верующих, вспомните «Хованщину» Мусоргского, самозакапывание в землю, а следовательно, крайне мучительную cмepть. Выходит, что СТРАДАНИЯ и их преодоление тоже в хаpaктере русского человека?
8-й ученик.
А страдания, по-вашему, это хорошо или плохо? По-моему, они закаляют человека, показывают, на что он годен и способен. В страданиях человек обретает своё достоинство, переосмысливает себя (пример).
9-й ученик.
Действительно, русскому человеку присуще ТЕРПЕНИЕ (ДОЛГОТЕРПЕНИЕ). Чем хуже – тем лучше! В самых тяжёлых экстремальных ситуациях русский человек больше мобилизуется (пример).
10-й ученик (оппонент).
Но обратной стороной русской терпимости является БУНТ и АНАРХИЯ. «Русский мужик долго запрягает, но быстро ездит» – гласит народная мудрость. А русский бунт страшен и кровав. Вспомните Разина и Пугачёва, народовольцев и большевиков.
11-й ученик.
Русская анархия и бунт сказались и в появлении «серебряного века», в рассвете русской литературы, поэзии и философской мысли, появлении авангардизма в живописи, изобразительном искусстве, диссидентства и правозащитного движения, в конце концов!
10-й ученик (оппонент).
….И в разрушении церквей, храмов и монастырей, истрeблении цвета русской нации.
12-й ученик.
Мне кажется, это можно объяснить тем, что русский человек – ПРАВДОИСКАТЕЛЬ по своей сути. Русское государство – бюрократическое государство. Оно таковым являлось 100, 200, 300 лет назад и таковым, наверное, остаётся сейчас. Любая реформа в России порождала новых бюрократов, угнетающих народ. Поэтому русский человек искал правду не вовне, а внутри себя. Русское правдоискательство – это богоискательство. У других народов существует религия, а у русских – ВЕРА. И этим всё сказано!
(примером может служить поэма А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
13-й ученик.
Неслучайно поэтому, что русский человек не заботиться о быте, он не локален, а всемирен, легко адаптируется к любым условиям жизни. Вспомнимте хотя бы героя «Поднятой целины» Нагульнова. Его жизненные неурядицы и неустроенность были ничто по сравнению с идеей мировой революции, всеобщего благоденствия, за которую он отдал жизнь.
Слово учителя.
Многие писатели ставят в связь хаpaктер русского народа, особенно великороссов, с бескрайним простором восточно-европейской равнины с её климатом. Известный историк России В. Ключевский говорил, что природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта склонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».
Слово «воля» нигде не присутствует в европейских языках. Оно могло появиться только в России. Потому что, по словам академика Д. Лихачёва, воля – это свобода + простор.
14-й ученик.
Русскому хаpaктеру присуща также МОГУЧАЯ СИЛА ВОЛИ, откуда возникает СТРАСТНОСТЬ, МАКСИМАЛИЗМ и ЭКСТРЕМИЗМ. Вспомним хотя бы стихотворение А. Толстого:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
15-й ученик (оппонент).
Да, уж. Любит русский мужик развернуться! Не считаясь ни с какими расходами, устраивает застолья, был бы повод. Вспомните хотя бы пьесы А. Н. Островского.
14-й ученик.
Потому что русский человек – ЩЕДРЫЙ ЧЕЛОВЕК. «Демьянова уха» могла быть только у русских. А если серьёзно, то русский человек – КОЛЛЕКТИВИСТ, и этому есть объяснения. Веками существовавшая крестьянская община приучила людей к коллективной жизнедеятельности, все радости и горести делились поровну между всеми члeнами общины. В русском народе не любят выскочек.
15-й ученик (оппонент).
Но не надо забывать и о круговой поруке в общине, которая порождала иждивенчество, коллективную безответственность, когда за тебя кто-то думает и решает.
16-й ученик.
Всё же русскому человеку присущи ДОБРОТА, относящаяся к числу первичных, основных свойств русского народа и в этом мы не можем не согласиться с русским философом-идеалистом Н. Лосским. Душевная мягкость в одинаковой степени встречается во всех слоях общества. Доброта русского народа проявлялась даже на войне в отношении к неприятелю. «Во время Севастопольской кампании (1853–1856 гг.), – пишет Достоевский, – раненных французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, говоря: «Русского-то всякий подымет, а французик-то чужой, его наперёд пожалеть надо». «Русские люди, – говорит Достоевский, – долго и серьёзно ненавидеть не умеют»
17-й ученик.
Действительно, доброта – одно из основных свойств русского народа, поэтому даже бесчеловечный сталинский режим не искоренил ее. Рассказывали, что русские сами, живя в чудовищной нужде после войны, помогали военнопленным, их вчерашним врагам, выжить…
18-й ученик.
Не удивительно, что у русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение к людям. Это выражается в обилии уменьшительных, ласкательных имен: Иван – Ваня, Ванечка, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Манечка, Машенька, Машутка и др.
19-й ученик (оппонент).
Но не забывайте, что у положительных качеств бывает нередко и отрицательная сторона. Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира, добрых отношений с людьми, во что бы то ни стало. «Иногда лгут из любезности, из гостеприимства, чтобы произвести впечатление на слушателя, даже, так сказать, жертвуя собою», - писал Ф.Достоевский.
20-й ученик (оппонент).
Доброта – преобладающая черта русского хаpaктера, но в то же время есть в русской жизни также немало проявлений ЖЕСТОКОСТИ даже у людей вовсе не злых по своей природе. Жестокость как средство устрашения преступников (самосуды над конокрадами), как средство воспитания (дед М.Горького чуть не запорол его до потери сознания, а затем жалел внука, рассказывая, что и его били).
21-й ученик.
И все же русскому народу присуща высокая одаренность, наблюдательность, пpaктический ум и смекалка, изобретательность, тонкое восприятие красоты и артистичность. (Приводятся примеры).
22-й ученик.
А какие высокие чувства будила у русского человека народная песня? Каждая из них исходила из глубочайших недр его души. С песней человек появлялся на свет, радовался жизни и страдал в горе, с песней созидал и умирал. Англичанин Бэринг говорил о музыкальности русского народа и об очаровательности русской народной песни, в которой выражается меланхолия, сердечная боль или увлекательное веселье.
Слово учителя.
Наша дискуссия подошла к концу. Мы выслушали различные точки зрения. Часто они совпадали, иногда расходились. Но главное то , что никто не остался равнодушным и безучастным в споре. И если я вас снова спрошу
«Что есть русский национальный хаpaктер?», то опять однозначного ответа мы, наверное, не получим. Людские словесные рамки и шаблоны слишком тесны для определения такого явления.
И как бы суммируя свои наблюдения и рассуждения по данной теме, давайте вспомним достоинства и недостатки национального менталитета русского народа.
Одна группа учащихся записала на листе ватмана достоинства русского национального хаpaктера, а другая (их оппоненты) – недостатки.
Достоинства:
– религиозность и поиск Абсолютного добра;
– могучая сила воли;
– доброта;
– природное изящество, обаятельность;
– гостеприимство, мягкость, доброжелательность;
– жалость и милосердие к страдающим;
– широта натуры, щедрость;
– искренность;
– жертвенность;
– терпеливость;
– свободолюбие;
– смелость и отвага.
Недостатки:
– экстремизм (крайности);
– максимализм (все или ничего);
– анархизм;
– обломовщина (леность вследствие равнодушия к несовершенству земной жизни);
– нигилизм, приводящий к бунту;
– жестокость, вызванная злом и нищетой;
– склонность критиковать и ничем не удовлетворяться;
– отсутствие дисциплины и надежда на «авось»;
Слово учителя.
Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей. И прав был французский историк Моно, сказавший, что русский народ – самый обаятельный, но и самый обманчивый и непредсказуемый.
«Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва». (И. Бунин)
И завершает нашу дискуссию стихотворение ученицы 11 класса Литвиновой Татьяны.
Когда печаль стучится в дом
И cмepть с косою где-то рядом,
Он – с гордостным терпеньем – знаю:
Готов принять удар судьбы.О! Непонятный человек!
Ты был рожден средь плавных рек
И проклят был, и будет век,
Пока не примет тяжкий грех
На голову свою седую
Простой провидец – русский человек!Он, как Христос – учитель всех народов, –
Как белая овца среди других овец,
Как бог вина бывает весел,
Как мрачный ангел, падший из небес.Он прост и сложен в одночасье…
Неистовен в борьбе за счастье,
За веру сердца своего.
Но он всегда непокоренный,
Несломленный, неистрeбленный,
Хранитель мудрости навек –
Великий Русский Человек!
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
23 09 2023 0:15:36
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
22 09 2023 18:32:31
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
21 09 2023 7:30:35
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
20 09 2023 8:36:26
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
19 09 2023 6:52:52
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
18 09 2023 2:35:10
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
17 09 2023 5:26:16
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить.
...
16 09 2023 3:54:11
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
15 09 2023 13:15:31
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
14 09 2023 12:57:43
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
13 09 2023 10:34:24
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
12 09 2023 0:13:22
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
11 09 2023 5:23:38
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
10 09 2023 7:53:27
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
09 09 2023 7:19:36
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
08 09 2023 8:47:49

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
07 09 2023 22:21:56
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
06 09 2023 10:41:20
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
05 09 2023 1:28:27
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
04 09 2023 2:20:32
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
03 09 2023 7:57:21
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
02 09 2023 4:57:15
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
01 09 2023 8:40:57

Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
31 08 2023 4:25:20
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
30 08 2023 6:10:53
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
29 08 2023 15:30:48
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
28 08 2023 4:21:14
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
27 08 2023 1:27:50
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
26 08 2023 7:34:45
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
25 08 2023 15:29:54
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
24 08 2023 8:56:33
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
23 08 2023 20:59:54
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
22 08 2023 2:20:57
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
21 08 2023 6:55:38
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
20 08 2023 7:45:32
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
19 08 2023 22:15:52
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
18 08 2023 17:21:51
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
17 08 2023 2:52:13
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
16 08 2023 12:42:11
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
15 08 2023 14:33:34
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
14 08 2023 4:18:25
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
13 08 2023 2:30:47
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
12 08 2023 1:35:13
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
11 08 2023 2:55:29
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
10 08 2023 14:11:17
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
09 08 2023 11:10:36
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
08 08 2023 21:41:45
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
07 08 2023 13:24:11
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
06 08 2023 7:46:25
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
05 08 2023 22:39:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::