Русская армия в 1700–1917 гг. (адаптированная программа по истории для 10-х классов гуманитарного профиля)
Пояснительная записка
В 1990-е гг., в условиях перехода на концентрическую систему образования, количество учебных часов, выделяемых на изучение отечественной истории, было сильно сокращено. Кроме того, был существенно снижен возраст учащихся. Так, если раньше прохождение отечественной истории начиналось с 8 класса, а заканчивалось в 11, то сейчас оно начинается в рамках первого концентра в 6 классе, а завершается в 9 классе. Изучение истории во втором концентре, особенно в негуманитарных классах, превращается в простое повторное прохождение материала. Все это привело к существенному упрощению преподавания данного предмета. Минимизировать данный негативный эффект можно лишь за счет системы специальных курсов.
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории – с 1700 по 1917 годы, т.е. от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917г. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа – становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
Изучение программы предполагается начать с 1700 г. – начала Северной войны и поражения под Нарвой, которое означало крах старой русской армии. В условиях начавшейся войны Петр I создает новую армию западного типа. Результатом титанических усилий Петра стала победа русских в Северной войне и создание российской империи. Завершить прохождение спецкурса я предполагаю событиями февраля-марта 1917г. и распадом русской армии.
Целью данной программы является максимально эффективное освоение учащимися всего комплекса систематизированных знаний об истории русской армии XVIII - начала XX веков, ее роли как активного участника и творца всемирной истории.
Основными задачами данного спецкурса являются:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к историческому пути своего и других народов;
- развитие исторического мышления, овладение конкретно историческим подходом к событиям и явлениям прошлого;
- изучение героического и трагического пути развития русской армии, ее побед и поражений;
- знакомство учащихся с жизнью и подвигами выдающихся русских полководцев А.В.Суворова, М.И.Кутузова, М.Б.Барклая-де-Толли, П.И.Багратиона, М.Д.Скобелева, А.А.Брусилова и многих других;
- рассмотрение процесса формирования российской военной доктрины в XVIII – начале ХХ веков.
Общее количество часов, выделяемых для прохождения программы – 34. Изучение данного спецкурса предполагается осуществлять в Х классе в течение одного полугодия по 2 учебных часа в неделю.
В структурном отношении программа делится на 2 раздела.
Первый раздел рассматривает историю русской армии с 1700 г. по 1814 гг. – т.е. от Северной войны до разгрома империи Наполеона и вступления русских войск в Париж. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 16. Данный раздел разбит на 4 темы, кроме того, предусмотрен 1 час на выполнений самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме сочинения-рассуждения по одной из предложенных тем.
Второй раздел охватывает более чем вековой и очень насыщенный этап российской истории от создания военных поселений до Февральской революции 1917г. и свержения Николая II, т.е. с 1815 по март 1917 г. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 18. Данный раздел разбит на 4 темы, кроме того, предусмотрен 1 час на выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме хронологического и терминологического диктанта, составленного, на базе приложений данной программы.
Составной частью данной программы является список рекомендованной литературы. Вся литература разделена на 3 блока.
- Учебники и учебные пособия. Данный список составлен на основании Федерального комплекта учебников и учебных пособий.
- Научная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для преподавателей, но могут представлять интерес и для учащихся.
- Художественная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для учащихся, но могут представлять интерес для учителей.
Во втором и третьих блоках литература структурирована в соответствии с разделами программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее кол-во часов -34.
Раздел I
От победы к победе (1700-1814 гг.) – 16 часов.
Тема 1. Возникновение Петровской армии – 4 часа
Русская армия в конце XVII в. Начало Петровских реформ. Нарвская катастрофа. Создание новой армии. Полтава и Прутский поход. Первые победы русского флота. Окончание Северной войны. Персидский поход. Организация и быт Петровской армии. Итоги реформ Петра I.
Тема 2. Русская армия в эпоху дворцовых переворотов – 3 часа
Эпоха упадка. Армия при Анне Иоанновне. Реформы И.Б. Миниха. Внешняя политика Анны Иоанновны. Война со Швецией 1740-742 гг. Елизаветинская эпоха. Россия в Семилетней войне.
Тема 3. “Век золотой Екатерины” - 3 часа
Россия и разделы Речи Посполитой. Русско-Турецкая война 1768-1774 гг. Восстание Е.И. Пугачева. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. русско-шведская война 1788-1790 гг. Формирование русской национальной военной доктрины.
Тема 4. Русская армия в эпоху Наполеоновских войн – 5 часов
Армия при Павле I. Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова. Россия в антинаполеоновской коалиции. Войны с Персией и Турцией. Русско-шведская война 1808-1809 гг. Начало Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение. Оккупация французами Москвы. Изгнание французов из России. Заграничные походы русской армии.
Самостоятельная работа – 1 час.
- Календарно-тематическое планирование.
- Рекомендуемая литература.
- Историческая хронология.
Раздел II
От побед к поражениям – 18 часов.
Тема 1. От военных поселений до Крымской войны – 6 часов
Система военных поселений: идеи и реализация. Русская армия и движение декабристов. Боевые действия на Северном Кавказе. Войны с Персией (1826-1828 гг.) и с Турцией (1828-1829 гг.). Подавление восстания в Польше (1830-1831 гг.) и Венгерский поход (1849г.). Начало Крымской войны. Синопский бой. Оборона Севастополя. Итоги царствования Николая I.
Тема 2. Армия в эпоху реформ - 4 часа
Военная реформа Д.А. Милютина и ее результаты. Присоединение Средней Азии. Начало русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Осада Плевны. Оборона Шипки. Окончание русско-турецкой войны.
Тема 3. Русская армия в конце XIX - начале XX веков – 4 часа
Модернизация армии и флота, ее значение и просчеты. Война в Китае (1900г.). Начало русско-японской войны (1904-1905 гг.). Оборона Порт-Артура. Боевые действия в Манчжурии. Цусимская катастрофа. Итоги русско-японской войны. Русская армия в революции 1905-1907 гг.
Тема 4. Россия в первой мировой войне – 3 часа
Русская армия накануне первой мировой войны. Россия и международный кризис лета 1914 г. Военные кампании 1914, 1915, 1916 гг. Отношение народа к войне. Февральская 1917 г. революция и крушение русской армии.
Самостоятельная работа -1 час.
- Календарно-тематическое планирование.
- Рекомендуемая литература.
- Историческая хронология.
- Военные учебные заведения, открытые в 1732-1913
- Русская гвардия в 1700-1917
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
08 12 2023 2:37:52
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
07 12 2023 7:29:15
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
06 12 2023 15:49:49
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
05 12 2023 5:33:11
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
04 12 2023 7:32:46
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
03 12 2023 17:51:48
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
02 12 2023 11:40:58
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
01 12 2023 13:18:21
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
30 11 2023 23:33:50
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
29 11 2023 0:29:22
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
28 11 2023 11:38:25
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
27 11 2023 20:22:20
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
26 11 2023 18:42:39
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
25 11 2023 22:57:33
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
24 11 2023 5:33:26
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
23 11 2023 23:14:54
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование.
...
22 11 2023 21:16:54
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
21 11 2023 22:12:41
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
20 11 2023 8:19:19
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
19 11 2023 14:38:36
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
18 11 2023 3:25:37
Я использовала форму семинара с элементами интегрирования курса истории и литературы. Интеграция курсов является методологической основой современного образования. Интеграция дает возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам. С пpaктической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.
Цель данного урока: изучить проблемы народнического движения в России и его освещение в русской литературе.
...
17 11 2023 19:11:34
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
16 11 2023 7:30:55
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
15 11 2023 22:34:21
Изучение основ православия дает возможность приобщиться к истокам культуры нашего народа, помогает себя осознать человеком, знающим свою историю. Для России в ее историко-культурном развитии проблема духовности всегда имела особый смысл, определяемый своеобразием становления ее государственности и формирования....
14 11 2023 6:49:36
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
13 11 2023 8:25:27
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
12 11 2023 5:44:30
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
11 11 2023 13:34:19
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
10 11 2023 11:41:34
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
09 11 2023 0:26:46
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
08 11 2023 3:50:12
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
07 11 2023 2:38:18
Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....
06 11 2023 6:58:51
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
05 11 2023 12:58:11
Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....
04 11 2023 8:52:22

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
03 11 2023 8:38:24
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа.
...
02 11 2023 13:12:18
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
01 11 2023 8:25:44
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
31 10 2023 20:10:36
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение.
...
30 10 2023 2:31:37
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
29 10 2023 2:25:13
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
28 10 2023 9:58:21
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
27 10 2023 9:21:37
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
26 10 2023 8:24:14
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
25 10 2023 4:56:18
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
24 10 2023 22:12:15
Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....
23 10 2023 8:32:16
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
22 10 2023 0:16:47
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
21 10 2023 0:28:11
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
20 10 2023 2:29:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::