"Русская ярмарка - показатель экономического развития Московской Руси конца XV — начала XVI века". История, 6-й класс
Цели урока:
– показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала;
– расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
Задачи:
– обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Хозяйство и общество Московской Руси XVI века”;
– проследить развитие товарно-денежных отношений в этот период на примере ярмарки, как показателя экономического развития общества;
– представить быт и нравы русского общества Московской Руси, расширение торговых связей нашего государства с другими странами;
– развить коммуникативные навыки речевого взаимодействия учащихся в аудитории класса, их актерское мастерство и воображение;
– отработать элементы сравнительного анализа, обобщения исторических фактов и экономических понятий, умения давать оценку событиям через эмоциональное представление учебного материала;
Тип урока: обобщение изученного исторического материала с элементами экономики.
Форма урока: ролевая игра.
Время: 45 минут.
Оборудование урока:
– дополнительная информация по теме (см. Приложения к уроку № 1-4);
– игровые элементы к иллюстрации русской ярмарки, костюмы исторических персонажей;
– подборка русской народной музыки (фольклор);
– выставка русских старинных монет (экспонаты из школьного музея).
Основные понятия темы: торжок, рынок, ярмарка, цена, товар, деньги.
Подготовительный этап
1. Распределение ролевых сюжетов и ответственных за выполнение творческих заданий:
- Скоморохи – зазывалы, балаганные шуты (дают ярмарочный настрой своими шутками вначале урока, показывая через стихотворные прибаутки быт и нравы русского народа данного периода);
- Купцы (расхваливают и продают свой товар в лавке, ведут торг, обслуживают покупателей);
- Менялы (рассказывают о денежных единицах разных стран, демонстрируют старинные деньги из музея, совершают денежный обмен на ярмарке);
- Заморские гости (посещают русскую ярмарку, знакомятся с народными обычаями и традициями, приобретают товар);
- Толмачи (представляют свое знание иностранного языка, оказывают помощь иностранцам в покупке товара на ярмарке);
- Коробейники (продают свой товар с коробов, зазывают покупателей, составляют конкуренцию купцам);
- Музыканты (подбирают русскую народную музыку ярмарочного хаpaктера, создают веселую музыкальную атмосферу); Живописцы (оформляют класс в русском балаганном стиле, рисуют картину ярмарочных торговых рядов)
2. Проведение консультации при подготовке ролей, костюмов и последовательности выступлений.
3. Проведение консультации по подбору музыкального материала и художественного оформления кабинета истории к уроку.
Этапы урока:
1. Вводное слово учителя истории:
– В новое столетие Русь вступила освобожденной от монголо-татарского ига, без княжеских междоусобиц и начавшимся процессом создания единого Русского государства, что благотворно влияло на хозяйственное развитие страны.
Существенные изменения происходят в сельском хозяйстве и торговле, идет интенсивное развитие промыслов и ремесла, складывание рыночных товарно-денежных отношений, оживление внешних торговых связей. Отделение ремесла от торговли приводит к появлению торговых рядов, торжков, рынков и ярмарок в крупных городах: Москве, Новгороде, Пскове, Рязани. Иностранцы поражались размерами московских торгов (зачитывается отрывок из воспоминаний венецианского посла Контарини, побывавшего в Москве в 70-х годах XV века и купца Иосафато Барбаро, Приложение № 1). Сегодня на уроке с помощью ребят мы побываем на русской ярмарке. А чтобы вы представили атмосферу того времени, наши главные герои: скоморохи, коробейники, менялы, толмачи и купцы, ярко и образно покажут нам “события давно минувших лет”.
(Звучит русская народная музыка, выбегают скоморохи, зазывают народ, расхваливая при этом товары на ярмарке)
1С: Подходите! Подходите!
И глаза свои протрите!
А вот и мы, скоморохи – потешники,
Известные ярмарочные насмешники.
2С: Ах, ярмарка, кругом – веселье, смех,
А мы повеселимся лучше всех.
Искусные товары там и тут,
Раскупятся товары в пять минут.
(Начинают по очереди зазывать народ)
– глиняные кошки,
– расписные матрешки,
– сладкие леденцы,
– золотые бубенцы
– хохломские ложки
– губные гармошки,
– медовые пряники
– русские валенки
3С: На ярмарке купцы солидные с товаром,
Отдают все почти что задаром.
Дела тут свои проворачивают,
Публику оморачивают,
Себе пятачки заколачивают!
За медный пятак,
Покажут товар, и эдак и так!
1С: Гости дорогие! Для ваших кошельков
Построена уйма торговых лотков,
А для ярмарочных веселий,
Есть качели и карусели.
А ну, веселись, шевелись,
У кого деньги завелись!
2С: Эй, посетители ярмарки, не толкайтесь,
К обжорным рядам пробирайтесь.
Готовы вас купцы угощать,
Аж за ушами будет трещать!
Эй, народ, налетай,
Пироги и бублики хватай!
3С: Ну, просто разбегаются глаза,
Уйти без товара отсюда нельзя.
Ремесленники, чудо-мастера,
Работают над ним с ночи до утра.
1С: Тут мед и пушнина,
Рыба, мясо, древесина,
Сувениры из кости.
Приезжайте к нам ярмарку, гости!
2С: Мы, русский народ,
Не сидим без дела у ворот.
Трудимся от зари до зари,
На богатства наши смотри!
3С: Ярмарка русская,
Веселая и шустрая.
Шумная и озорная,
Очень яркая такая.
Спеши на ярмарку, народ
Coблaзнов много тебя ждет!
(Садятся на места, выходят менялы и рассказывают (иллюстрируя рисунками)о товарах – посредниках, первых русских деньгах и какие формы денег существовали в других странах).
1 меняла: Наши далекие предки использовали в качестве денег самые неожиданные вещи: камешки, paкушки, шкурки пушного зверя. У древних славян роль денег играл лен и изготовленное из него полотно (отсюда и “платить”). В нашей стране формирование древнейшей денежной системы происходит в IX веке, когда в основном использовали иноземную серебряную монету. В 80-е годы XX века на Киевской Руси чеканка златников, сребреников. Первые русские монеты известили мир о появлении сильного и богатого христианского государства с великим князем Киевским во главе.
2 меняла: Своеобразным этапом русского денежного обращения, не имеющим аналогов европейской истории, является так называемый “безмонетный период”, охватывающий почти 2 века с XII-XIV век. В период феодальной раздробленности Русь как бы отказалась от монет. Для внутригородской торговли начали использовать казалось бы давно забытые формы примитивных денег – морские paковины каури, шкурки зверей, запечатанные специальной свинцовой пломбой.
3 меняла: Первые русские монеты появились в конце X века. Их изготовляли на кружках, вырубленных из металлических листов. Во времена монголо-татарского иго роль денег выполняли серебряные слитки – гривны (отсюда название более мелкой денежной единицы – гривенник). Чтобы уплатить часть гривны, ее нужно было разрубить. Так появилось слово “рубль”.
1 меняла: При Иване Грозном (XVI век) на русских монетах изображали всадника с копьем. Их быстро в народе прозвали “копейными деньгами”, или копейками. Позднее монеты стали чеканить в специальных местах – монетных дворах. А вот название копейка связывают с изображение на серебряной монете Московского княжества. Святого Ге opгия на коне и с копьем в руке. Святой считался покровителем в их военном деле. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Само название “деньги” произошло из тюркского языка от слова “денга”. Так называлась серебряная монета, которую чеканили– в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо денги в обращении появилось копейка, но название осталось до наших дней.
2 меняла: При Петре I в ходу были копейки, пятаки, гривенники (10 копеек), полтинники (50 копеек), рубли. Бумажные деньги появились в России в XVIII веке. Изучением монет занимается нумизматика, а бумажные деньги изучает бонистика. Монеты и бумажные деньги могут многое рассказать об истории страны, где их выпускали. (Ученик обращает внимание учащихся на выставку из школьного музея и демонстрирует различные виды денег монеты и бумажные разных исторических периодов).
3 меняла: А я знаю, какие формы денег существовали в других странах:
- Португалия – табак, Греция – коровы,
- Русь – мех, Норвегия – сушеная рыба,
- Китай – железные монетки на шее, как ожерелье,
Группам предлагается на основе информации менял выполнить задание экономического хаpaктера “Оцениваем деньги” (работа с таблицей, Приложение № 2);
Вновь звучит музыка и появляются купцы. Они расхваливают свой товар в торговых лавках, общаясь с покупателями:
1 купец (лавка “Овощи – фрукты”)
Как у нас ли тары – бары,
Всяки разные товары!
Покупальщики, идите
Да товар у нас берите!
2 купец (лавка “Одежда – ткани”)
Только чтоб товар наш взять
Надо цену разгадать!
Надо цену разгадать!
Без нее товар не взять.
3 купец (лавка “Рыба – мясо”)
При товаре есть задача,
Коль решишь – твоя удача!
Цену ты узнаешь тут
И товар тебе дадут.
4 купец (лавка “Живность”)
Облюбуешь как вещицу
И задачу к ней решишь,
Напиши на бумажицу,
Сколько платишь – грош, аль шиш.
В ответ на просьбы покупателей предлагают в обмен на товар перевести древнерусские денежные величины в современные деньги.
Группы переводят, говорят ответы купцам, получают в обмен товар.
Учитель истории акцентирует внимание учащихся на словаре экономических терминов к уроку (Приложение № 3), и на схему, показывающую вывоз (экспорт) товаров из России и ввоз (импорт) товаров в страну (Приложение № 4).
Звучит старинная музыка на английском и немецком языке, входят заморские гости и с ними толмачи – переводчики, они подходят к купцам, приветствуют их и просят на своем языке продать товар, но платят за него своими денежными величинами (предварительно узнав курс у менялы).
В конце урока учащиеся отвечают на вопрос “ Является ли ярмарка показателем экономического развития Московской Руси?”, комментируется выполнение группового задания “Оцениваем деньги”, называются действующие лица, представляющие ярмарку и дается оценка их подготовки к уроку;
Список литературы
1. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. История России. 6/7 класс.
2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Тематические праздники по истории России. М. – 2004.
3. И.Я. Лернер. Задачник по истории Отечества. М. – 1998.
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
31 03 2023 12:16:59
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
30 03 2023 7:22:22
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....
29 03 2023 23:34:58
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
28 03 2023 6:11:24
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
27 03 2023 1:51:12
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
26 03 2023 15:40:27
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
25 03 2023 23:22:12
Цель урока: познакомить учащихся с историей парламентаризма в России и деятельностью Государственной Думы в 1906–1917 гг.; рассмотреть историю и деятельность Государственной Думы на новом этапе развития парламентаризма в России с 1993 года и до наших дней; показать роль и место органов народного представительства в политической системе современной России....
24 03 2023 14:25:20
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
23 03 2023 13:59:22
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
22 03 2023 9:55:21
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
21 03 2023 9:55:14
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
20 03 2023 12:58:16
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
19 03 2023 11:22:33
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
18 03 2023 10:10:24
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
17 03 2023 1:18:49
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
16 03 2023 18:16:29
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
15 03 2023 21:59:13
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
14 03 2023 22:39:38
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
13 03 2023 13:23:13
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
12 03 2023 20:20:54
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
11 03 2023 23:18:40
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ.
...
10 03 2023 13:36:19
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
09 03 2023 3:31:16
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
08 03 2023 12:10:48
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....
07 03 2023 13:54:28
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
06 03 2023 1:46:58
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
05 03 2023 21:44:52
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
04 03 2023 0:44:36
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
03 03 2023 20:33:49

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
02 03 2023 1:27:10

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
01 03 2023 23:52:44
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
28 02 2023 16:19:11
Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи.
...
27 02 2023 1:23:44
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
26 02 2023 21:49:31

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
25 02 2023 19:43:26
Метод проекта дает возможность учителю комплексно представить тему, сложную для восприятия учащихся. Уроки различного типа и вида объединены в единый блок, состоящий из шести учебных занятий. С целью активизации познавательной деятельности учащихся, проект предусматривает использование в учебном процессе современных педагогических технологий (информационно-компьютерной, модульной, развитие критического мышления) и их элементов....
24 02 2023 13:32:37
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
23 02 2023 3:52:37
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
22 02 2023 1:58:22
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
21 02 2023 15:40:19
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
20 02 2023 14:22:58
Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....
19 02 2023 7:40:20
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
18 02 2023 1:47:42

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
17 02 2023 19:41:24
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
16 02 2023 9:11:52
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
15 02 2023 3:45:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
14 02 2023 16:25:43
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
13 02 2023 18:47:28
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
12 02 2023 2:39:36
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов.
...
11 02 2023 14:27:39
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
10 02 2023 8:49:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::