Тема урока: "Куликовская битва"
Цели урока:
рассказать о подготовке, ходе и итоге
сражения;
сформировать представление о значении
Куликовской битва в истории Руси;
показать героизм, мужество и самоотверженность
русских воинов.
Оборудование:
доска,
учебник Преображенский А.А., Рыбаков Б.А.
“История Отечества для 6-7 классов”,
экран,
компьютер,
проектор,
мультимедийная презентация.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
II. Подготовка к сражению обеих сторон.
III. Куликовская битва.
IV. Набег Тохтамыша.
V. Последствия и значение Куликовской битвы.
VI. Домашнее задание.
Ход урока
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
I. Выполнение теста.
I вариант
1. Прозвище Ивана I:
А) Гордый; Б) Калита; В) Грозные очи.
2. При каком князе началось возвышение Москвы?
А) Данииле Александровиче; Б) Юрии Даниловиче; В) Иване Даниловиче.
3. Город, основной соперник Москвы в деле объединения Руси:
А) Новгород; Б) Смоленск; В) Тверь.
4. В каком году произошла битва на реке Воже?
А) 1378; Б) 1377; В) 1379.
5. Укажите верную причину возвышения Москвы:
А) Москва являлась центром развитого ремесла и торговли; Б) Москва была крупнейшим городом Руси; В) Москва была пограничным городом.
6. В каком году Иван Данилович стал великим князем?
А) 1325; Б) 1326; В) 1327.
II вариант
1. Назовите русского митрополита, фактического правителя Руси при малолетнем князе Дмитрии:
А) Петр; Б) Алексей; В) Киприан.
2. Укажите верную причину возвышения Москвы:
А) Москва была крупнейшим городом Руси;
Б) Гибкая целенаправленная политика московских князей;
В) Москва была пограничным городом.
3. Против какого города князь Дмитрий Иванович совершил поход в 1375 году?
А) Владимир; Б) Рязань; В) Тверь.
4. Татарский военачальник, захвативший власть в Орде накануне Куликовской битвы:
А) Тохтамыш; Б) Мамай; В) Узбек.
5. Назовите литовского князя, совершившего 3 неудачных похода на Москву:
А) Ольгерд; Б) Витовт; В) Ягайло.
6. Назовите прозвище великого князя московского Симеона:
А) Красный; Б) Донской; В) Гордый.
II.
Работа учащихся с учебником (с. 89-91 § 13, учебник “История Отечества для 6-7 классов”).Беседа по прочитанному:
– Из каких земель собирал войска Дмитрий (Звенигород, Можайск, Коломна, Серпухов, Владимир, Суздаль, Ярославль, Переяславль, Кострома, Ростов, Углич, Муром, Белоозеро).
– В чем сила русского войска (в мopaльном подъеме, единении всех русских людей, желании отстоять независимость Родины.)
– Назовите планы сторон (Мамай не спешил, ожидая подхода литовских войск, русские торопились, чтобы не дать врагам соединиться).
– В чем необычайность политической ситуации, сложившейся на Руси накануне Куликовской битвы (Русь смогла объединить почти все силы для борьбы с Ордой).
III. Запись в тетради:
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва.
Рассказ учителя.
Местом битвы было выбрано Куликово поле. Русские перешли Дон, уничтожили переправы и начали строиться. Место выбрано удачно, с одной стороны Дон, с другой лес, татарская конница скованна, не может обойти противника и ударить в тыл. Русские построились классически. В лесу был спрятан засадный полк под комaндованием Владимира Андреевича и Боброка Волынца.
По легенде начали битву богатыри Пересвет и Челубей (оба погибли). Закипела кровавая сеча. Дмитрий Иванович в одежде простого воина сражался в общей массе. Татары уничтожили передовой и сторожевой полки, почти уничтожили полк левой руки, глубоко вклинились в Большой полк. Татары торжествовали, но тут ударил в тыл засадный полк. Враг был полностью разгромлен, Мамай бежал одним из первых, русские много верст преследовали неприятеля, понесшего огромные потери. Но и русские потеряли много людей. За эту битву князь Дмитрий получил прозвище Донской.
IV.
Куликовской битвой ордынское иго не завершилось. В 1382 г. хан Тохтамыш победил Мамая. Тохтамыш собрал большое войско и осадил Москву. Дмитрий Донской уехал на север собирать войска. Москва яростно оборонялась, город к тому времени был обнесен каменной стеной. Русские впервые применили пушки-“тюфяки”.
На помощь врагу пришли предатели нижегородско-суздальские князья. Они убедили москвичей впустить татар в город. Начался страшный разгром, Москва была полностью сожжена, ее жители перебиты, погибли книги и рукописи. Татары разорили много городов, но ушли, узнав, что с севера идет Дмитрий Донской. Русским вновь пришлось платить дань.
Вопрос классу:
– Нужна ли была Куликовская битва?
V.
Запись в тетради:Последствия и значение Куликовской битвы.
1. Битва сыграла огромную роль в развитии национального самосознания.
2. Русские поняли, что татар можно победить.
3. Русские князья стали сами без согласия хана назначать наследников престола.
4. Возрос международный авторитет Москвы.
VI.
Домашнее задание.§ 13, вопросы стр. 96.
Презентация
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
...
24 09 2023 14:24:38
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
23 09 2023 19:55:54

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
22 09 2023 11:27:42
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
21 09 2023 0:43:40
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
20 09 2023 20:52:51
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
19 09 2023 16:21:16
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
18 09 2023 10:57:21
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
17 09 2023 9:14:20
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
16 09 2023 4:44:58
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
15 09 2023 6:37:27
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
14 09 2023 4:33:16
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
13 09 2023 12:38:35
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
12 09 2023 11:23:34
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
11 09 2023 6:20:58
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
10 09 2023 19:33:46
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
09 09 2023 19:16:58
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
08 09 2023 22:37:31
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
07 09 2023 2:45:45
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
06 09 2023 11:27:10
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
05 09 2023 2:20:46
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником).
...
04 09 2023 7:31:55
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
03 09 2023 20:12:27
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
02 09 2023 12:10:57
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
01 09 2023 2:27:51
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
31 08 2023 4:37:37

Повышение качества обучения учащихся, стимулирование познавательной активности в значительной степени определяется достижениями информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Это позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, поддерживать познавательный интерес обучаемых к предмету, а деятельность учителя наполняется новым содержанием....
30 08 2023 19:20:56
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
29 08 2023 13:52:25
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
28 08 2023 7:44:17
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
27 08 2023 7:56:10
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить.
...
26 08 2023 19:40:46
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
25 08 2023 3:36:40
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
24 08 2023 7:42:47
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
23 08 2023 2:23:45
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
22 08 2023 3:11:26

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
21 08 2023 19:12:10
При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....
20 08 2023 11:46:37
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
19 08 2023 7:44:44
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
18 08 2023 8:18:33
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
17 08 2023 9:16:35
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
...
16 08 2023 19:32:33
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
15 08 2023 14:25:19
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
14 08 2023 4:22:11
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
13 08 2023 21:26:26
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
12 08 2023 5:42:28
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
11 08 2023 7:22:22
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
10 08 2023 12:16:56
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения.
...
09 08 2023 17:34:46
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
08 08 2023 9:16:24
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
07 08 2023 9:39:16
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
06 08 2023 19:50:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::