Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"
Цели и задачи:
- Познакомиться, совместно с учащимися с культурой нашей родины в годы ВОв.
- Показать закономерность развития.
- Развивать интерес учащихся к Отечественной культуре.
- Дать знания, необходимые для восприятия различных сторон культуры СССР времён ВОв.
- Расширить кругозор учащихся.
Форма работы: коллективная. Можно пригласить гостей из младших классов и родителей
Оборудование: магнитофон или караоке, репродукции с картин посвящённых ВОв.
Оформление: На доске записаны: тема, пословицы и поговорки, прикреплены репродукции. Столы расставлены так, чтобы участники рассаживались группами.
Ход проведения
I. Оргмомент.
II. Проведение мероприятия
- Песня.
- Пословицы и поговорки.
- Частушки.
- Анекдоты.
- Симфоническая музыка.
- Кинематограф.
- Театр.
- Изобразительное искусство.
- Литература и поэзия.
III. Заключительное слово учителя.
Учитель:
Сегодня мы собрались для того, чтобы отдать дань уважения нашему народу, который не только не удалось поработить немецко-фашистским захватчикам, но не удалось сломить и волю, и дух народа. И во время тяжёлых испытаний, выпавших на их долю, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. И сейчас мы окунёмся в мир искусства времён Великой Отечественной войны.
Учитель зачитывает эпиграф, записанный на доске:
“В искусстве русском, в русской речи есть
И мощь, и тонкость, мысль и страсти пламя,
В нём издавна звучит свободы весть,
И Пушкин предсказал её стихами”.
1. Ученик:
В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Всё лучшее, что было заложено в культурных традициях народов нашей страны, стремилось проявиться таким образом, чтобы помочь миллионам людей осознать своё место, в общем строю. Хаpaктернейшей чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. И это не случайно. Фашизм с его делением народов на “полноценные” и “неполноценные” являл собою пример уничтожения культурного наследия многих народов. “Превосходство арийской культуры”, которое несли с собой завоеватели, неизбежно вызвало обратную реакцию. Фашистское варварство в национальных святынях – Ясной Поляне, Пушкиногорье, Петродворце – ясно показывало, что уничтожение национальных культур – одна из главных стратегических целей фашизма. И миллионы людей, как бы заново обратились к известным духовным ценностям.
Песни, народное творчество.
2. Ученик:
Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. Подлинным событием не только музыкального искусства, но и всей русской культуры, стала песня на слова композитора А. Александрова на слова поэта В. Лебедева-Кумача “Священная война”. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.
Звучит песня “Священная война”.
3. Ученик:
Во времена ВОв поэты и композиторы создали тысячи песен. Многие из них прочно вошли в устный репертуар народа. Исполнители забывали имена авторов песен, а иногда и не знали их: произведения бытовали анонимно, как и старые народные песни. На мелодии популярных песен профессиональных авторов в народе создавались новые песни. Многие песни пелись на мелодии “Катюши” М. Исаковского и М. Блантера, “В землянке” А. Суркова и К. Листова, “Синего платочка” Я. Галицкого, М. Максимова и Ежи Петерсбурского, “Тёмной ночи” В. Агатова и Н. Богословского, “Огонька” М. Исаковского и неизвестного композитора, “И кто его знает” М. Исаковского и В. Захарова и др. ; на мелодии народных песен: “Раскинулось море широко” (“Кочегар”), “Из-за острова на стрежень”, (текст поэта Садовникова), украинской “Розпрягайте, хлопци, кони” и др.
4. Ученик:
- Я стал участником событий,
Которым равных не найти.
О, песни сердца, расскажите,
Что воин чувствовал в пути.
Юноши поют песню “В землянке”.
Учитель:
Довольно часто в годы войны, новые песни создавались в виде ответов на известные популярные песни, с использованием их мелодий, это своеобразный политический диалог с лирическим героем понравившегося произведения.
И песня, спутница дорог, свободна и легка,
Как птицу, сердце понесёт в седые облака.
Дeвyшки исполняют песню-ответ на песню “В землянке”.
Учитель:
- Песни распространялись как устно, так и письменно; вкладывались в письма, помещались в боевых листках, заносились в записные книжки, печатались во фронтовых газетах. Сохранилось много воспоминаний, свидетельствующих об активной действенной силе народных песен в годы ВОв.
5. Ученик:
Сколько звёзд гoлyбых, сколько синих,
Сколько ливней прошло, сколько грёз.
Соловьиное горло Россия,
Белоногие пущи берёз.
Да широкая русская песня,
Вдруг, с каких то дорожек и троп
Сразу брызнувшая в поднебесье
Породному, по-русски, взахлёб.
6. Ученик:
- Временная оккупация фашистскими захватчиками значительной территории нашей страны, террор, угнетение населения, запрещение исполнять многие устно-поэтические произведения, не могли совсем заглушить традиционные народные песни, частушки, сказки, легенды, предания, пословицы и поговорки. Они составляли основу устного репертуара населения; укрепляли его дух, уверенность в неизбежном освобождении, во многих из них говорилось о победных боях русской армии, храбрости казачества в Отечественной войне 1812 г. и т. д. В песнях, частушках, преданиях, пословицах и поговорках население выражало своё отношение к оккупантам.
7. Ученик:
Жить без пищи можно сутки.
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки, какой…
Зачитывают поочерёдно записанные на доске поговорки и пословицы. (Приложение № 1)
Учитель:
- В частушках военных лет звучала уверенность в победе над врагом, в том, что милый вернётся, в то же время – грусть о погибших.
Все поют частушки военной поры.
8. Ученик:
- Немецко-фашистские захватчики знали, конечно, о содержании новых произведений устной поэзии и жестоко расправлялись с их авторами и исполнителями. Поэтому жители оккупированных районов вынуждены были тайком петь песни и частушки, прибегать к различным хитростям для их распространения.
Так Прасковья Комарова из Дорогобужского района Смоленской области рассказывала, что в “каждой деревушке тайком собирались и пели песни, сочиняли новые”. Жительница деревни Бородино того же района вспоминала, как она и её подруга “наряжались старухами, ходили в соседние деревни и так передавали новые частушки своим подругам”. Это называлось “лапотным телефоном”.
Молодая преподавательница Вяземской школы Шура Бapaнова распространяла тексты песен с помощью листовок. Ночью она писала песни на небольших листочках и расклеивала их по улицам города. Фашисты выследили патриотку и расстреляли. Но на следующее утро на деревьях и заборах Вязьмы появились сотни маленьких беленьких листочков.
Учитель:
- Партизаны пели песни, рассказывали анекдоты (особенно сатирические - о врагах), всевозможные легенды и истории.
Ученики артистично рассказывают анекдоты. (См. приложение № 2)
Музыка.
Учитель:
- В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки.
9. Ученик:
По радио дали тревожный отбой.
Пропел о покое знакомый гобой.
Окно раскрываю, и ветер влетает,
И музыка с ветром. И я узнаю
Тебя, многострунную бурю твою,
Чайковского стон лебединый, - Шестая, -
По-русски простая, по-русски святая,
Как Родины голос; не смолкший в бою. (Н. Крандиевская-Толстая)
10. Ученик читает о сообщение о Д. Шостаковиче и его творчестве во время ВОв. (ДЭ. Т. 12, стр. 404)
Звучит Седьмая симфония Шостаковича
11. Ученик читает стихотворение М. Матусовского (Приложение № 3)
12, 13. Ученики делают небольшие сообщения о творчестве И. Дунаевского и В. Соловьева- Седого в годы ВОв. [ДЭ Т. 12]
Учитель:
- С большим подъёмом работали и другие видные советские композиторы: С. Прокофьев создал симфоническую увертюру “1941 год” и оперу “Война и мир”; Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию “Сказание о битве за русскую землю”; А. Хачатурян две симфонии и музыку к балету “Гаянэ”.
Кинематограф.
14. Ученик:
- Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Огромный эмоциональный заряд патриотизма и ненависти к врагу несли документальные ленты “Ленинград в борьбе”, “Разгром немецких войск под Москвой”, “Битва за Севастополь”, “Победа на правобережной Украине”, “Освобождение советской Белоруссии”, “Освобождённая Чехословакия”, “Берлин” и др. А последней лентой, завершающей летопись войны, - фильм “Суд народов” о Нюрнбергском процессе, выпущенный в ноябре 1946 г.
Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов, созданных крупнейшими мастерами советского кинематографа – В. Пудовкиным, С. Герасимовым, М. Донским, С. Юткевичем.
Первый полнометражный художественный фильм военного времени “Машенька” вышел на экраны страны в 1942 г. А затем “Секретарь райкома” И. Пырьева, “Радуга” М. Донского, “Она защищает Родину” Ф. Эмлера, “Нашествие” А. Рома, “Во имя Родины” В. Пудовкина, “Два бойца” Л. Лукова, “Новые похождения Швейка” С. Юткевича.
Кроме военной тематики советское киноискусство продолжало разpaбатывать историческую тему: С. Эйзенштейн создал грандиозное полотно об Иване Грозном, В. Петров поставил фильм о Кутузове, В. Пудовкин – о Нахимове.
В кинофильмах военной поры снимались выдающиеся советские актёры: Борис Андреев, Михаил Жаров, Николай Крючков, Марина Ладынина, Валентина Серова, Николай Черкасов, Борис Чирков, Вера Марецкая и др.
Театр.
15. Ученик:
- Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. В блокадном Ленинграде не прекращал своей работы Театр комедии. Большим успехом пользовались созданные в годы войны пьесы А. Корнейчука “Фронт”, Л. Леонова “Нашествие”, К. Симонова “Русские люди”, А. Крона “Офицер флота”.
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Ими было дано 440 000 спектаклей и концертов. В госпиталях перед ранеными воинами было проведено 530 000 концертных выступлений. Свыше 10 мес. пробыла на фронте бригада Центрального Дома Красной Армии, выехавшая в армию ещё до войны. Артисты всё время находились вместе с частями при отступлении, в походах, на отдыхе. Бригада дала 860 концертов. Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л. О. Утёсова, куплетистов Борисова и Набатова, дуэтов Мирова иДарского, Мироновой и Минакера, Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.
Исполняют все вместе песню “Синий платочек”. (Стихи Галицкого, Максимова; муз. Е. Петерсбурского).
Художники.
Учитель:
- Советские художники возродили традиции времён Гражданской войны. На первый план вновь вышли агитационные формы: плакаты, политическая карикатура. Тексты к плакатам писали поэты Д. Бедный, В. Лебедев-Кумач, С. Маршак.
16. Ученик.
Сообщение “Окна ТАСС”.
17. Ученик:
Художники Ленинграда за первые полгода войны создали более 300 работ разных наименований, тиражом более 200 000 экз. Они работали в нетопленных мастерских, тускло освещаемых коптилками во время бомбардировок и обстрелов. В начале января 1942 г. они организовали выставку своих произведений, отражавших героическую борьбу с врагом – “Ленинград в дни Отечественной войны”. Было представлено 126 картин и эскизов. Участвовало 37 художников. Температура в выставочном зале не поднималась выше 10 градусов, а организаторы выставки и её участники, еле передвигались от истощения.
Художник Герец в состоянии крайней дистрофии принёс с Васильевского острова два эскиза. Один в тяжёлой позолоченной раме. Он сказал: “Я хочу, чтобы картины хоршо выглядели”. В день открытия Герец умер в помещении выставки.
Многие художники Ленинграда были тесно связаны с фронтом: Астапов, Казанцев, Кобелев, Курдов, Николаев работали в частях действующей армии; Верейский, Петров, Хигер – на кораблях Балтийского флота; Власов, Прошкин и др. в партизанских отрядах.
Зимой 1941-1942 гг. московские художники студии им. Грекова выехали в 16 армию, сражавшуюся под Москвой; в 1942 г. – в Сталинград. Художник Лукомский создал серию портретов героев Сталинграда. Так исследовали художники с армиями до самого Берлина.
Художественное слово.
18. Ученик:
- С 1942 г. появляются крупные литературные произведения, кторые даже в это трудное время издавались огромными тиражами. Первая повесть о войне – “Народ бесcмepтен” В. Гроссмана была опубликована в июне-августе 1942 г в газете “Красная звезда”. М. Шолохов опубликовал первые главы своего романа “Они сражались за Родину”. К. Симонов поведал миру о героическом подвиге защитников Сталинграда в своей повести “Дни и ночи”. Стойкость и Мужество защитников Москвы прославил А. Бек в повести “Волоколамское шоссе”.
Значительное место в творчестве писателей занимали темы героической борьбы советских людей в тылу врага – “Радуга” В. Василевского, “Непокорённые” Б. Горбатова. Трудовое подвижничество работников тыла – “Урал в обороне” М. Шагинян, “Огни” А, Караваевой. Популярной оставалась историческая тематика: “Емельян Пугачёв” В. Шишкова, “Багратион” С. Гoлyбева, “Порт-Артур” А. Степанова.
Поэзия.
Учитель:
- Настоящий подъём переживала поэзия.
19. Ученик:
- Я за тебя врагу навстречу
Иду без стpaxa, мой народ,
И звук твоей прекрасной речи
Всегда в душе моей живёт. (Я. Смеляков)
Учитель:
Особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения Ольги Берггольц “Февральский дневник”.
20. Ученик:
- И стыли ноги, и томилась свечка
Вокруг её слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий тяжёлый, мерный гул,
То армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу.
Учитель:
“Жди меня” Константина Симонова бойцы вырезали из газетных страниц, переписывали, передавали из рук в руки.
21. Ученик читает стихотворение “Жди меня” (Приложение № 4)
Учитель:
А герой поэмы А. Твардовского “Василий Тёркин” стал подлинным любимцем, заняв прочное место во фронтовом фольклоре.
22. Ученик:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Учитель:
В мае 1945 г. подразделения советских войск, штурмовавшие Берлин, ворвались во двор фашистской тюрьмы Маобит. Там уже никого не было, только ветер носил по пустому двору обрывки бумаг - это были страницы из теперь уже знаменитой “Маобитской тетради” Муссы Джалиля.
23. Ученик читает стихотворение “Варварство”. (Приложение № 5)
Учитель. Заключительное слово.
- Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОв. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
31 03 2023 18:12:50
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
30 03 2023 17:26:17
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
29 03 2023 5:38:33
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
28 03 2023 7:33:32
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
27 03 2023 4:44:49
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
26 03 2023 9:38:25
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
25 03 2023 21:51:40
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
24 03 2023 2:54:37
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
23 03 2023 23:56:17
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
22 03 2023 3:53:59
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
21 03 2023 11:38:23
Основная идея урока – акцентировать внимание учеников на их собственном опыте детства как времени, имеющем ценность для их будущей взрослой жизни; создать условия для заинтересованного изучения информации параграфа, поэтому учащимся предлагается побыть в роли родителей. Ещё одной идеей занятия было желание познакомить учеников с приёмами критического чтения....
20 03 2023 14:12:35
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
19 03 2023 5:26:47
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
18 03 2023 18:48:41
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
17 03 2023 8:15:59
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
16 03 2023 0:29:35
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
15 03 2023 22:21:25
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
14 03 2023 8:58:54
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
13 03 2023 19:15:48
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
12 03 2023 9:16:30
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
11 03 2023 16:27:38
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
10 03 2023 1:17:19
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
09 03 2023 22:40:33
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
08 03 2023 17:46:49
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
07 03 2023 4:28:13
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
06 03 2023 16:42:44
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
05 03 2023 23:19:58
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
04 03 2023 7:23:46
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
03 03 2023 23:36:16
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
02 03 2023 17:31:37
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
01 03 2023 7:10:13
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
28 02 2023 2:25:25
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
27 02 2023 19:58:51
Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся.
...
26 02 2023 14:46:14
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
25 02 2023 22:10:15
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
24 02 2023 15:22:38
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
23 02 2023 8:22:39
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
22 02 2023 14:28:47
В работе определены функции гражданского политического образования....
21 02 2023 20:27:21
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
20 02 2023 9:35:50
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
19 02 2023 22:17:44
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
18 02 2023 17:11:59
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
17 02 2023 2:53:46
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
16 02 2023 5:22:52
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
15 02 2023 19:16:59
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
14 02 2023 20:33:48
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
13 02 2023 13:34:48
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
12 02 2023 18:56:27
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
11 02 2023 13:28:45
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
10 02 2023 17:59:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::