Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"
Форма урока: урок-семинар с элементами интегрирования курса истории и литературы (роман Ф. Достоевского “Бесы”)
Цели урока:
- используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы;
- продолжить работу над развитием у учащихся навыков дискуссии
- воспитывать нравственные ориентиры, в числе которых – уважение к историческому прошлому нашей страны, способность сопереживать другим людям, положительное восприятие опыта других эпох и поколений, терпимость к иным точкам зрения по обсуждаемым вопросам
- повторение всего программного материала по народническому движению.
Оснащение урока:
- портреты народников (С. Перовской, М. Бакyнина, Лаврова)
- портрет Александра Второго
- картины: Ярощенко “Студент”, И. Репин “Арест пропагандиста”, “Не ждали”, “Отказ от исповеди”
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
1 марта 1881 г. после 7 неудачных покушений члeнам террористической организации “Народная воля” удалось, наконец, привести в исполнение cмepтный приговор императору Александру II. Царь-освободитель, царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким. Что произошло дальше? Ничего. Революция, народный бунт не вспыхнули. На смену Александру!! пришёл его сын Александр III. Так что же все жертвы народников были напрасны? Они ничего не изменили в жизни народа, а значит их цели были не осуществимы? Обо всём об этом мы будем говорить сегодня на нашем уроке-семинаре. Тема семинара: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, бесы?” Это будет проблемным вопросом нашего урока, на который каждый попытается дать свой ответ. Я уверена, вы серьёзно подготовились к уроку и у нас получится интересный, содержательный разговор. Вопросы для обсуждения (написаны на доске)
1. Цели, программа народников. 3 течения в народничестве
2. Деятельность народников в 60-70-е годы и её результат.
3. Штрихи к портретам революционеров- народников.
4. Нечаев и нечаевщина. Террор как средство достижения поставленной цели (дискуссионный вопрос)
5. Значение народнического движения в революционном движении в России в 19- 20-в.
6. Обсуждение проблемного вопроса: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты- авантюристы, бесы?”
№ 1. (фронтальная беседа по 1 вопросу)
а) Цели народников
б) Экономическая и политическая программа народников
в) Кто стоял у истоков народнического движения?
г) Ошибки народников
д) 3 течения в народническом движении и их лидеры
е) Что свидетельствует о слабости народнического движения уже в первые годы его деятельности?
№ 2 (индивидуальная беседа по 2 вопросу)
Деятельность революционеров-народников в 60-70-е годы (рассказ-ответ учащегося)
Вывод учителя по 2 вопросу.
Народ поднять на революционную борьбу вначале 70-х г. не удаётся, полиция зверствует. Народническое движение охватывает не только центральные губернии России, но кружки, отделения “Земли и воля” действуют и в провинции. На территории Марийского края также шла активная революционная работа. Среди революционеров-народников в нашем крае особенно известны следующие
- И. Климин из г. Козьмодемьянска
- А. Кувшинская. из с. Кокшаги
(имена революционеров-земляков записываются в тетради)
Народники в Марийском крае действовали очень дерзко. 1 декабря 1879 г. на имя секретаря Уржумской уездной земской управы поступила прокламация от “исполнительного комитета “Народной Воли”. Распространялись такие нелегальные издания как “Демонстрация на площади Казанского собора”, “ Правительственная комедия” Летом 1879 г. уржумский уездный исправник и уездная земская управа получили 2 экземпляра 5 номера “Земли и воли”. Выяснилось, что адреса были написаны Анной Якимовой. Анна Якимова стала одним из крупнейших деятелей “Земли и воли” она училась в Вятском епархиальном училище, где она увлеклась книгами Чернышевского, которые сформировали её революционные взгляды. Затем она работала народной учительницей в Орловском уезде,распространяла нелегальную литературу среди студентов,крестьян. За пропаганду революционных идей в 19 лет была арестована, 3 года провела в тюрьме,но это её не сломило. В 1878 г. она переехала в Санкт-Петербург, стала хозяйкой конспиративной квартиры группы Г. Плеханова. В 1879 г. Анна Якимова стала члeном исполнительного комитета “ Народной воли”. Она принимала участие в нескольких покушениях на царя. В марте 1881 г. вместе с другими народовольцами была арестована и ей был вынесен cмepтный приговор. который заменили бессрочной каторгой. Впоследствии она продолжит свою революционную деятельность и скончается в 1942 г.
Вера Фигнер писала о нашей землячке: “Якимова изумительная по своей смелости, находчивая в опасности и беззаветно преданная революционному делу”.
Таких как А. Якимова были тысячи. Давайте вспомним наиболее известных революционеров – народников. Учащиеся дают краткие “зарисовки” Бакyнина, Перовской, Плеханова, Лаврова.
Русский художник Илья Репин посвятил революционерам 70-х г. целую серию знаменитых картин, и они как никто лучше позволяют нам представить этих людей.
Анализ картин. Вопросы учителя к классу по картинам:
1. Какие качества на ваш взгляд присущи этим людям?
Ученики отмечают мужество, непокорность обстоятельствам, уверенность в своей правоте, непримиримость с царским режимом.
2. Ваше отношение к этим революционерам?
У части учащихся они вызывают чувства восхищения их мужеством, самопожертвованием, другие жалели этих людей.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что художнику удалось передать в этих портретах и трагизм обстоятельств и в тоже время непреклонную веру в правильность избранного пути - пути борьбы за лучшую долю народа. Они страдают от лишений, на них свалившихся, но они не покорены, не сломлена их воля - воля борцов.
№. 3. Штрихи к портретам революционеров-народников.
Учащиеся краткими сообщениями, подготовленными самостоятельно заранее, дают краткие хаpaктеристики С. Перовской, С. Лаврову, Г. Плеханову и другим.
№4. Нечаев и нечаевщина.
В 1869 г., в Москве, в Петровском парке произошло убийство мало кому известного молодого человека – студента Иванова. Убийство гнусное, впятером на одного: двое заманили в безлюдное место, затолкали в грот, 3-е набросились, один держал за руки, второй душил, третий выстрелил в голову. Труп бросили в пруд. Через 4 дня полиция его обнаружила. Это убийство будет очень заметным во 2-й пол. XIX века. Это событие ляжет в основу сюжета знаменитого романа Ф. М. Достоевского “Бесы”
Ф. М. Достоевский сам прошёл мученический путь заговорщика-мечтателя, принадлежал к тайному обществу Петращевского и в 1849 г. осуждённый на cмepтную казнь, стоял на эшафоте, но в последнюю минуту был прощён и отправлен на каторгу. Ф Достоевский обесcмepтил и жертву и убийц. Данное убийство обозначило движение, которое по имени главного убийцы С. Нечаева, получило название “нечаевщины”. Это движение переполошило всю Россию; жандармов, либералов, бросило тень на всех революционеров.
С. Нечаев – одна из самых тёмных и загадочных личностей в революционном движении в России. Кто же он? (сообщение ученика)
Сергeй Нечаев, сын сельского священника, желчный, болезненного вида юноша приобрёл с годами большую славу. В1871 г. когда судили нечаевцев он ускользнул от суда в Европу, где сумел очаровать простодушного Огарёва и неукротимого Бакyнина, убедил их в том? что возглавляет в России громадное тайное общество, выманил у Огарёва большую сумму денег. После процесса 1871 г. европейские революционеры отшатнулись от него. В 1872 г. он будет выдан швейцарским правительством России как уголовный преступник, посажен в Петропавловскую крепость, где и погиб ровно через 13 лет после убийства студента Иванова.
У Нечаева и его сподвижников нет ни программы, ни целей: “Мы имеем только один отрицательный, неизменный план - общего разрушения”. Неудивительно, что они не останавливаются перед разрушением (убийством) одного человека. Герой Достоевского Шатов (прототип Иванова) был убит ни за что, по пустому подозрению в предательстве, выдуманном Верховенским (Нечаевым)/ Ни один из 4-х, кого Верховенский сплотил и сговорил к убийству не верили до последней минуты, что Верховенский его приведёт в исполнение. Они думали, что тот, их лишь пугает, хочет заставить подчинятся. Но Верховенскому нужна кровь. Послушаем его рассуждения после казни (учитель зачитывает отрывок из романа “ Бесы” стр. 516, 518)
“ - Господа, обратился ко всем Петр Спепанович, теперь мы разойдёмся. Без сомнения, вы должны ощущать ту свободную гордость, которая сопряжена с исполнением свободного долга… Что до опасности, то никакой не предвидится. Никому и в голову не придёт подозревать из нас кого-нибудь, особенно если вы сами сумеете повести себя: так что главное дело всё-таки зависит от вас же…Для того, между прочим, вы и сплотились в отдельную организацию свободного собрания единомыслящих, чтобы в общем деле разделить друг с другом, в данный момент, энергию и, если надо, наблюдать и замечать друг за другом. Каждый из вас обязан высшим отчётом. Вы призваны обновить дряхлое и завонявщее от застоя дело: имейте всегда это перед глазами для бодрости. Весь ваш шаг пока в том, чтобы всё рушилось: и государство и его нравственность. Останемся только мы,заранее предназначившие для приёма власти: умных приобщим к себе, а на глупцах поедем верхом. Этого вы не должны конфузиться. Надо перевоспитать поколение, чтобы сделать достойным свободы. Ещё много тысяч предстоит Шатовых. Мы организуемся, чтобы захватить направление: что праздно лежит и само на нас рот пялит, того стыдно не взять рукой. ”
Вопросы к учащимся по анализу прочитанного эпизода.
1. Каким человеком представляется вам Верховенский? Какие чувства вызывают у вас его теория?
2. Почему ряд героев романа “Бесы” поддерживают теорию да и пpaктику действий Верховенского?
- Петр Степанович, а ведь Лямшин донесёт!
- Нет, он опомнится и догадается, что первый пойдёт в Сибирь, если донесёт. Теперь никто не донесёт. И вы не донесёте.
- А Вы?
Без сомнения, упрячу вас всех, только что шевельнётесь, чтоб изменить, и вы это знаете. Но вы не измените…
- Петр Степанович, Петр Степанович,,, Скажите мне только одно… Один ответ, но чтобы верный: одна ли мы пятёрка на свете или правда, что есть несколько сотен пятёрок?. . .
- Глупый вы человек! Ведь уж теперь-то, кажется, вам всё бы равно- одна пятёрка или тысяча
- Значит, одна! Так я и знал!- вскричал Липутин. - Я всё время знал, что одна, до самых этих пор…
Петр Степанович немного задумался.
- Нет, никто не донесёт, - проговорил он решительно, – кучка должна остаться кучкой и слушаться, или я их…Экая дрянь народ, однако!”
Революционеры-народники открешивались от Нечаева, называли его мистификатором, иезуитом. У них не было ничего общего с Нечаевым: народники имели программу, Нечаев – никакой, народники не отторгали от себя христовых понятий доброты, любви, товарищества, страдания ради ближних. Сергeй Нечаев отбрасывал как ветошь всякую нравственность. Члeны знаменитой “Народной воли” хотя и проклинали С. Нечаева за антинравственность, к концу деятельности во многом - силою обстоятельств, логикою движения- приблизились к Нечаеву. И всё же глубинною своею природой они бесконечно отличались от “ нечаевцев”. Убивали только врагов, представителей самодержавной власти, возможность гибели людей сторонних приводило их в ужас и заставляла порой откладывать покушения. Подходим к важному моменту нашего разговора - ваше отношение к террору как средству достижения великих целей. Дискуссия учащихся.
Вывод учащихся.
Никакая великая цель не стоит слезинки одного ребёнка. К сожалению, терроризм перекочевал и в XX век и самые жестокие формы принял в XXI веке. За 3 последние годы в нашей стране были совершены чудовищные по своему цинизму терpaкты – взрывы в метро в Москве, захват заложников на спектакле “ Норд-Ост” и детей в г. Беслане. Никто и нигде сегодня не застрахован от ударов террористов. Политики говорят, что идёт уже 3 мировая война и эта война международного терроризма. Террористы не останавливаются ни перед чем. Это “нечаевщина” в чистом виде. Подумайте, можно ли провести параллель между террористами XIX в. и сегодняшними. Дискуссия учащихся. Учащиеся находят общее между террористами 2-х эпох: те и другие прикрываются якобы высокими идеалами. Но все же террористы современности более изощренные в жестокости, они безжалостны к невинным жертвам, одержимы религиозным фанатизмом. Учащиеся отмечают, что многие террористы совершают злодеяния ещё и из корыстных целей (теpaкты хорошо оплачиваются заказчиками)
Вывод учителя.
Живучесть терроризма сегодня остаётся загадкой века. Терроризм выродился в мировое шоу. Бесовщина стала театром, где сцена залита кровью, а главное действующее лицо – cмepть.
№5 Значение народнического движения. Прошло ли оно бесследно?
Учащиеся отмечают,что народники показали бескорыстный пример служения своему народу, многие революционеры-народовольцы пересмотрели методы и средства борьбы с самодержавием, отвергли террор как неприемлемую форму борьбы. Деятельность народников была воспринята и социал-революционерами нач. XX века.
№6 Кто же они революционеры-народники? (обсуждение проблемного вопроса)
Дискуссия учащихся.
Мнения уч-ся разделились. Основная часть видит в народниках друзей народа, героев, праведников. Часть уч-ся считают, что народникам присущи качества фанатизма, авантюризма и даже бесовства. Были и мнения, что народническому движению на определённых моментах деятельности присущи в той или иной форме и героизм и авантюризм, некоторые участники движения действительно могут быть отнесены к “Бесам”
Заключение
При Александре II самодержавие вступило на путь реформ. Этот путь от неограниченной самодержавной власти до прочного конституционного строя труден и опасен. В ходе преобразований государство теряет устойчивость и становится уязвимым. Этот путь следовало пройти спокойно, осмотрительно, продвигаясь от реформы к реформе, согласно логике их развития, не останавливаясь перед теми перед которыми не лежит душа, которые кажутся слишком рискованными. Самое опасное на этом пути – остановка. Страна, следующая за правительством по пути реформ, не может вдруг остановиться. Она опрокинет нерешительного реформатора и пойдет дальше, уже никем не управляемая. В этом трагедия Александра II. Бразды правления после его cмepти перехватила властная рука Александра III, к несчастью, рука ретрограда, ревнителя старых порядков.
Подведение итогов семинара. Выставление отметок.
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
24 03 2023 14:55:18
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
23 03 2023 15:58:56
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
22 03 2023 7:46:58
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
21 03 2023 15:19:20
Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....
20 03 2023 5:25:51

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
19 03 2023 3:48:11
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
18 03 2023 15:27:47
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
17 03 2023 23:10:25
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
16 03 2023 3:42:33
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
15 03 2023 23:10:28
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
14 03 2023 20:55:51
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
13 03 2023 7:57:38
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
12 03 2023 11:19:52
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
11 03 2023 11:18:14
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
10 03 2023 14:57:30
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
09 03 2023 10:51:57

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
08 03 2023 7:15:59
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
07 03 2023 15:38:49
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
06 03 2023 7:37:48
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
05 03 2023 5:33:22
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
04 03 2023 1:18:55
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
03 03 2023 4:23:53
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
02 03 2023 7:40:10
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
01 03 2023 14:25:52
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
28 02 2023 13:44:15
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
27 02 2023 1:48:22
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
26 02 2023 3:34:45
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
25 02 2023 3:16:27
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
24 02 2023 13:59:13
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
23 02 2023 18:34:25
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации.
...
22 02 2023 13:39:50
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
21 02 2023 21:53:20
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
20 02 2023 7:32:18
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в
выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы
каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами
государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в
выборах....
19 02 2023 16:17:21
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
18 02 2023 11:55:20
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
17 02 2023 1:32:29
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
16 02 2023 4:44:12
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
15 02 2023 8:27:28
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
14 02 2023 14:17:43
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
13 02 2023 0:33:28
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
12 02 2023 16:28:38
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
11 02 2023 14:28:57
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
10 02 2023 17:27:12
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
09 02 2023 4:53:11
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
08 02 2023 13:23:37
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
07 02 2023 4:52:10
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
06 02 2023 2:19:17
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
05 02 2023 13:39:19
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
04 02 2023 20:30:48
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
03 02 2023 21:23:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::