Разработка урока истории в 10-м классе по теме: "Революционеры-народники — кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, "бесы"?"
Форма урока: урок-семинар с элементами интегрирования курса истории и литературы (роман Ф. Достоевского “Бесы”)
Цели урока:
- используя материал предыдущих уроков, выявить умение учащихся анализировать и делать выводы;
- продолжить работу над развитием у учащихся навыков дискуссии
- воспитывать нравственные ориентиры, в числе которых – уважение к историческому прошлому нашей страны, способность сопереживать другим людям, положительное восприятие опыта других эпох и поколений, терпимость к иным точкам зрения по обсуждаемым вопросам
- повторение всего программного материала по народническому движению.
Оснащение урока:
- портреты народников (С. Перовской, М. Бакyнина, Лаврова)
- портрет Александра Второго
- картины: Ярощенко “Студент”, И. Репин “Арест пропагандиста”, “Не ждали”, “Отказ от исповеди”
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
1 марта 1881 г. после 7 неудачных покушений члeнам террористической организации “Народная воля” удалось, наконец, привести в исполнение cмepтный приговор императору Александру II. Царь-освободитель, царь-реформатор был убит бомбой, брошенной Гриневицким. Что произошло дальше? Ничего. Революция, народный бунт не вспыхнули. На смену Александру!! пришёл его сын Александр III. Так что же все жертвы народников были напрасны? Они ничего не изменили в жизни народа, а значит их цели были не осуществимы? Обо всём об этом мы будем говорить сегодня на нашем уроке-семинаре. Тема семинара: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты-авантюристы, бесы?” Это будет проблемным вопросом нашего урока, на который каждый попытается дать свой ответ. Я уверена, вы серьёзно подготовились к уроку и у нас получится интересный, содержательный разговор. Вопросы для обсуждения (написаны на доске)
1. Цели, программа народников. 3 течения в народничестве
2. Деятельность народников в 60-70-е годы и её результат.
3. Штрихи к портретам революционеров- народников.
4. Нечаев и нечаевщина. Террор как средство достижения поставленной цели (дискуссионный вопрос)
5. Значение народнического движения в революционном движении в России в 19- 20-в.
6. Обсуждение проблемного вопроса: “Революционеры-народники, кто они: друзья народа, праведники, фанаты- авантюристы, бесы?”
№ 1. (фронтальная беседа по 1 вопросу)
а) Цели народников
б) Экономическая и политическая программа народников
в) Кто стоял у истоков народнического движения?
г) Ошибки народников
д) 3 течения в народническом движении и их лидеры
е) Что свидетельствует о слабости народнического движения уже в первые годы его деятельности?
№ 2 (индивидуальная беседа по 2 вопросу)
Деятельность революционеров-народников в 60-70-е годы (рассказ-ответ учащегося)
Вывод учителя по 2 вопросу.
Народ поднять на революционную борьбу вначале 70-х г. не удаётся, полиция зверствует. Народническое движение охватывает не только центральные губернии России, но кружки, отделения “Земли и воля” действуют и в провинции. На территории Марийского края также шла активная революционная работа. Среди революционеров-народников в нашем крае особенно известны следующие
- И. Климин из г. Козьмодемьянска
- А. Кувшинская. из с. Кокшаги
(имена революционеров-земляков записываются в тетради)
Народники в Марийском крае действовали очень дерзко. 1 декабря 1879 г. на имя секретаря Уржумской уездной земской управы поступила прокламация от “исполнительного комитета “Народной Воли”. Распространялись такие нелегальные издания как “Демонстрация на площади Казанского собора”, “ Правительственная комедия” Летом 1879 г. уржумский уездный исправник и уездная земская управа получили 2 экземпляра 5 номера “Земли и воли”. Выяснилось, что адреса были написаны Анной Якимовой. Анна Якимова стала одним из крупнейших деятелей “Земли и воли” она училась в Вятском епархиальном училище, где она увлеклась книгами Чернышевского, которые сформировали её революционные взгляды. Затем она работала народной учительницей в Орловском уезде,распространяла нелегальную литературу среди студентов,крестьян. За пропаганду революционных идей в 19 лет была арестована, 3 года провела в тюрьме,но это её не сломило. В 1878 г. она переехала в Санкт-Петербург, стала хозяйкой конспиративной квартиры группы Г. Плеханова. В 1879 г. Анна Якимова стала члeном исполнительного комитета “ Народной воли”. Она принимала участие в нескольких покушениях на царя. В марте 1881 г. вместе с другими народовольцами была арестована и ей был вынесен cмepтный приговор. который заменили бессрочной каторгой. Впоследствии она продолжит свою революционную деятельность и скончается в 1942 г.
Вера Фигнер писала о нашей землячке: “Якимова изумительная по своей смелости, находчивая в опасности и беззаветно преданная революционному делу”.
Таких как А. Якимова были тысячи. Давайте вспомним наиболее известных революционеров – народников. Учащиеся дают краткие “зарисовки” Бакyнина, Перовской, Плеханова, Лаврова.
Русский художник Илья Репин посвятил революционерам 70-х г. целую серию знаменитых картин, и они как никто лучше позволяют нам представить этих людей.
Анализ картин. Вопросы учителя к классу по картинам:
1. Какие качества на ваш взгляд присущи этим людям?
Ученики отмечают мужество, непокорность обстоятельствам, уверенность в своей правоте, непримиримость с царским режимом.
2. Ваше отношение к этим революционерам?
У части учащихся они вызывают чувства восхищения их мужеством, самопожертвованием, другие жалели этих людей.
Я думаю, вы согласитесь со мной, что художнику удалось передать в этих портретах и трагизм обстоятельств и в тоже время непреклонную веру в правильность избранного пути - пути борьбы за лучшую долю народа. Они страдают от лишений, на них свалившихся, но они не покорены, не сломлена их воля - воля борцов.
№. 3. Штрихи к портретам революционеров-народников.
Учащиеся краткими сообщениями, подготовленными самостоятельно заранее, дают краткие хаpaктеристики С. Перовской, С. Лаврову, Г. Плеханову и другим.
№4. Нечаев и нечаевщина.
В 1869 г., в Москве, в Петровском парке произошло убийство мало кому известного молодого человека – студента Иванова. Убийство гнусное, впятером на одного: двое заманили в безлюдное место, затолкали в грот, 3-е набросились, один держал за руки, второй душил, третий выстрелил в голову. Труп бросили в пруд. Через 4 дня полиция его обнаружила. Это убийство будет очень заметным во 2-й пол. XIX века. Это событие ляжет в основу сюжета знаменитого романа Ф. М. Достоевского “Бесы”
Ф. М. Достоевский сам прошёл мученический путь заговорщика-мечтателя, принадлежал к тайному обществу Петращевского и в 1849 г. осуждённый на cмepтную казнь, стоял на эшафоте, но в последнюю минуту был прощён и отправлен на каторгу. Ф Достоевский обесcмepтил и жертву и убийц. Данное убийство обозначило движение, которое по имени главного убийцы С. Нечаева, получило название “нечаевщины”. Это движение переполошило всю Россию; жандармов, либералов, бросило тень на всех революционеров.
С. Нечаев – одна из самых тёмных и загадочных личностей в революционном движении в России. Кто же он? (сообщение ученика)
Сергeй Нечаев, сын сельского священника, желчный, болезненного вида юноша приобрёл с годами большую славу. В1871 г. когда судили нечаевцев он ускользнул от суда в Европу, где сумел очаровать простодушного Огарёва и неукротимого Бакyнина, убедил их в том? что возглавляет в России громадное тайное общество, выманил у Огарёва большую сумму денег. После процесса 1871 г. европейские революционеры отшатнулись от него. В 1872 г. он будет выдан швейцарским правительством России как уголовный преступник, посажен в Петропавловскую крепость, где и погиб ровно через 13 лет после убийства студента Иванова.
У Нечаева и его сподвижников нет ни программы, ни целей: “Мы имеем только один отрицательный, неизменный план - общего разрушения”. Неудивительно, что они не останавливаются перед разрушением (убийством) одного человека. Герой Достоевского Шатов (прототип Иванова) был убит ни за что, по пустому подозрению в предательстве, выдуманном Верховенским (Нечаевым)/ Ни один из 4-х, кого Верховенский сплотил и сговорил к убийству не верили до последней минуты, что Верховенский его приведёт в исполнение. Они думали, что тот, их лишь пугает, хочет заставить подчинятся. Но Верховенскому нужна кровь. Послушаем его рассуждения после казни (учитель зачитывает отрывок из романа “ Бесы” стр. 516, 518)
“ - Господа, обратился ко всем Петр Спепанович, теперь мы разойдёмся. Без сомнения, вы должны ощущать ту свободную гордость, которая сопряжена с исполнением свободного долга… Что до опасности, то никакой не предвидится. Никому и в голову не придёт подозревать из нас кого-нибудь, особенно если вы сами сумеете повести себя: так что главное дело всё-таки зависит от вас же…Для того, между прочим, вы и сплотились в отдельную организацию свободного собрания единомыслящих, чтобы в общем деле разделить друг с другом, в данный момент, энергию и, если надо, наблюдать и замечать друг за другом. Каждый из вас обязан высшим отчётом. Вы призваны обновить дряхлое и завонявщее от застоя дело: имейте всегда это перед глазами для бодрости. Весь ваш шаг пока в том, чтобы всё рушилось: и государство и его нравственность. Останемся только мы,заранее предназначившие для приёма власти: умных приобщим к себе, а на глупцах поедем верхом. Этого вы не должны конфузиться. Надо перевоспитать поколение, чтобы сделать достойным свободы. Ещё много тысяч предстоит Шатовых. Мы организуемся, чтобы захватить направление: что праздно лежит и само на нас рот пялит, того стыдно не взять рукой. ”
Вопросы к учащимся по анализу прочитанного эпизода.
1. Каким человеком представляется вам Верховенский? Какие чувства вызывают у вас его теория?
2. Почему ряд героев романа “Бесы” поддерживают теорию да и пpaктику действий Верховенского?
- Петр Степанович, а ведь Лямшин донесёт!
- Нет, он опомнится и догадается, что первый пойдёт в Сибирь, если донесёт. Теперь никто не донесёт. И вы не донесёте.
- А Вы?
Без сомнения, упрячу вас всех, только что шевельнётесь, чтоб изменить, и вы это знаете. Но вы не измените…
- Петр Степанович, Петр Степанович,,, Скажите мне только одно… Один ответ, но чтобы верный: одна ли мы пятёрка на свете или правда, что есть несколько сотен пятёрок?. . .
- Глупый вы человек! Ведь уж теперь-то, кажется, вам всё бы равно- одна пятёрка или тысяча
- Значит, одна! Так я и знал!- вскричал Липутин. - Я всё время знал, что одна, до самых этих пор…
Петр Степанович немного задумался.
- Нет, никто не донесёт, - проговорил он решительно, – кучка должна остаться кучкой и слушаться, или я их…Экая дрянь народ, однако!”
Революционеры-народники открешивались от Нечаева, называли его мистификатором, иезуитом. У них не было ничего общего с Нечаевым: народники имели программу, Нечаев – никакой, народники не отторгали от себя христовых понятий доброты, любви, товарищества, страдания ради ближних. Сергeй Нечаев отбрасывал как ветошь всякую нравственность. Члeны знаменитой “Народной воли” хотя и проклинали С. Нечаева за антинравственность, к концу деятельности во многом - силою обстоятельств, логикою движения- приблизились к Нечаеву. И всё же глубинною своею природой они бесконечно отличались от “ нечаевцев”. Убивали только врагов, представителей самодержавной власти, возможность гибели людей сторонних приводило их в ужас и заставляла порой откладывать покушения. Подходим к важному моменту нашего разговора - ваше отношение к террору как средству достижения великих целей. Дискуссия учащихся.
Вывод учащихся.
Никакая великая цель не стоит слезинки одного ребёнка. К сожалению, терроризм перекочевал и в XX век и самые жестокие формы принял в XXI веке. За 3 последние годы в нашей стране были совершены чудовищные по своему цинизму терpaкты – взрывы в метро в Москве, захват заложников на спектакле “ Норд-Ост” и детей в г. Беслане. Никто и нигде сегодня не застрахован от ударов террористов. Политики говорят, что идёт уже 3 мировая война и эта война международного терроризма. Террористы не останавливаются ни перед чем. Это “нечаевщина” в чистом виде. Подумайте, можно ли провести параллель между террористами XIX в. и сегодняшними. Дискуссия учащихся. Учащиеся находят общее между террористами 2-х эпох: те и другие прикрываются якобы высокими идеалами. Но все же террористы современности более изощренные в жестокости, они безжалостны к невинным жертвам, одержимы религиозным фанатизмом. Учащиеся отмечают, что многие террористы совершают злодеяния ещё и из корыстных целей (теpaкты хорошо оплачиваются заказчиками)
Вывод учителя.
Живучесть терроризма сегодня остаётся загадкой века. Терроризм выродился в мировое шоу. Бесовщина стала театром, где сцена залита кровью, а главное действующее лицо – cмepть.
№5 Значение народнического движения. Прошло ли оно бесследно?
Учащиеся отмечают,что народники показали бескорыстный пример служения своему народу, многие революционеры-народовольцы пересмотрели методы и средства борьбы с самодержавием, отвергли террор как неприемлемую форму борьбы. Деятельность народников была воспринята и социал-революционерами нач. XX века.
№6 Кто же они революционеры-народники? (обсуждение проблемного вопроса)
Дискуссия учащихся.
Мнения уч-ся разделились. Основная часть видит в народниках друзей народа, героев, праведников. Часть уч-ся считают, что народникам присущи качества фанатизма, авантюризма и даже бесовства. Были и мнения, что народническому движению на определённых моментах деятельности присущи в той или иной форме и героизм и авантюризм, некоторые участники движения действительно могут быть отнесены к “Бесам”
Заключение
При Александре II самодержавие вступило на путь реформ. Этот путь от неограниченной самодержавной власти до прочного конституционного строя труден и опасен. В ходе преобразований государство теряет устойчивость и становится уязвимым. Этот путь следовало пройти спокойно, осмотрительно, продвигаясь от реформы к реформе, согласно логике их развития, не останавливаясь перед теми перед которыми не лежит душа, которые кажутся слишком рискованными. Самое опасное на этом пути – остановка. Страна, следующая за правительством по пути реформ, не может вдруг остановиться. Она опрокинет нерешительного реформатора и пойдет дальше, уже никем не управляемая. В этом трагедия Александра II. Бразды правления после его cмepти перехватила властная рука Александра III, к несчастью, рука ретрограда, ревнителя старых порядков.
Подведение итогов семинара. Выставление отметок.
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья. ...
28 03 2024 14:45:14
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
27 03 2024 1:47:50
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
26 03 2024 7:14:25
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
25 03 2024 10:56:54
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
24 03 2024 3:14:35
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...
23 03 2024 8:18:57
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
22 03 2024 9:58:56
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
21 03 2024 5:54:59
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления. ...
20 03 2024 1:53:13
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
19 03 2024 19:27:29
Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
18 03 2024 0:13:18
В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....
17 03 2024 7:21:54
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 03 2024 8:26:33
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
15 03 2024 15:12:17
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
14 03 2024 1:27:40
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
13 03 2024 20:52:49
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
12 03 2024 20:28:23
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
11 03 2024 17:26:11
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
10 03 2024 13:52:40
Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
09 03 2024 13:46:32
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
08 03 2024 14:21:12
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
07 03 2024 1:32:13
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия. ...
06 03 2024 19:43:58
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
05 03 2024 23:37:18
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
04 03 2024 15:28:36
Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
03 03 2024 21:54:10
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
02 03 2024 15:36:15
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
01 03 2024 17:27:56
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости....
29 02 2024 10:14:33
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
28 02 2024 12:35:22
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
27 02 2024 1:38:27
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения. ...
26 02 2024 3:13:12
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
25 02 2024 2:18:43
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
24 02 2024 7:29:37
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
23 02 2024 15:51:27
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
22 02 2024 20:17:13
Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками, а использование интеpaктивных технологий на уроках позволяет наиболее ярко продемонстрировать возможности ребенка, помогает ему раскрыться, сделать собственные выводы....
21 02 2024 3:28:17
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
20 02 2024 2:43:59
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
19 02 2024 4:27:12
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
18 02 2024 8:10:29
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
17 02 2024 22:39:49
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
16 02 2024 4:34:19
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
15 02 2024 3:44:48
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
14 02 2024 16:28:40
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
13 02 2024 6:29:30
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
12 02 2024 19:31:56
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
11 02 2024 14:19:47
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
10 02 2024 22:26:13
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
09 02 2024 19:38:19
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
08 02 2024 22:49:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::