Программа "Основы административного и уголовного права России"
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе наблюдается усиление интереса к праву, что свидетельствует о становлении в России основ правовой государственности. Широкие слои молодёжи стремятся познать основы права и государства в разнообразных учебных заведениях: от общеобразовательных школ до ВУЗов. И это понятно, ведь незнание законов не освобождает от их выполнения. Многие преступники используют в своих целях подростков, сознательно обманывая их, уверяя, что их возраст позволит избежать наказания. Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её “Я”, затем (условно) круги “Основы административного права в России”. Далее рассматривается более широкий круг “Основы уголовного права в России”. Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип-диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обуславливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
Общие цели программы:
1. Основная цель рекомендуемой программы - способствовать образованию гражданина демократического, правого государства, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, а также правовой культуре.
2. Изучая предложенную программу, учащиеся должны осознать, что право в демократическом государстве стремится придерживаться принципов, среди которых главные: равенство, справедливость, демократизм, гуманность, общечеловечность.
3. Помочь каждому учащемуся овладеть основами правовых знаний, постоянно повышать свою правовую культуру.
4. Доказать, что право способно помочь в непростой жизненной борьбе.
5. Содействовать ранней профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
6. Способствовать выбору профессии.
7. Создать условия свободного ответственного выбора профиля обучения.
Задачи программы:
1. Дать чёткие представления о государственной службе, задачах, стоящих перед органами власти, правах и обязанностях граждан в сфере управления.
2. Добиваться четких знаний, в чём состоят и чем опасны административные правонарушения, какие взыскания устанавливает закон за их совершение.
3. Познакомить с основными вопросами уголовного права: понятиями и видами преступления, основными особенностями Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Уделить внимание понятию индивидуализации ответственности в зависимости от хаpaктера и степени общественной опасности совершённого преступления, а также личности виновного.
5. Учить анализировать документы, статьи Конституции РФ, законов и других правовых актов. 6. Знакомить и учить пользоваться правовой терминологией.
7. Способствовать подготовке выступлений на правовые темы перед одноклассниками и младшими школьниками, обсуждению правовых и мopaльных проблем.
8. Учить умению давать мopaльно-правовую оценку своим поступкам, действиям других.
9. Учить применять правовые знания для объяснения фактов окружающей жизни, имеющих юридическое значение, при выборе правильного способа поведения, защите своих прав.
10. Побуждать интерес к законам.
Записка в форме вопросов и ответов
№ | Вопросы | Ответы |
На каком содержательном материале построен курс? | На основе государственной программы Право и политика-М.: Просвещение, 1997. Учебное пособие для 9 класса Право и политика- М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право - М.: Дрофа, 2000. Основы государства и права России.- Волгоград: Учитель, 1997. | |
Виды деятельности учащихся? | Знакомство с теоретическим материалом, пpaктикум, (задания, тесты, таблицы), подготовка докладов и выступлений, работа над редакцией существующих законов, предложение своих проектов. | |
Чем качественно отличается от базового? | Качественно отличается тем, что “Основам административного права России” и “Основам уголовного права России” уделяется особое внимание. Используется дополнительный материал для углубленного изучения (указанные выше), предусмотрено знакомство с кодексами, встреча с представителями правоохранительных органов. | |
Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе будущего профиля? | Способствовать осознанному выбору профиля обучения, возможен выбор профессии. | |
Каким материалом обеспечена программа? | Учебное пособие для 9 класса. Право и политика-М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное право.- М.: Дрофа, 2000 | |
Какова доля самостоятельной работы ученика? | Учащиеся готовят доклады, выступления, выступают перед одноклассниками, младшими школьниками, знакомятся с существующими законами. | |
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к будущему про филю? | Анкетирование в начале и в конце изучения программы, создание творческих работ. | |
Каковы критерии успешности учащихся? | Учащиеся получают зачёт, при условии выполнения трёх работ, одна из них письменная, представленных в процессе изучения программы, за все дополнительные работы дополнительные баллы. |
Содержание курса и учебной деятельности.
Всего - 14 часов.
Административное право - 6 часов.
Уголовное право - 8 часов.
Ссылка на цели и задачи | Кол-во часов | Темы занятий | Деятельность учащихся |
Цели: N1, 2,3,6,7 Задачи: N 1,6 |
1 час. | Введение. Анкетирование. Понятие и сущность. | Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Знакомство с теоретическим материалом Знакомство со словарными словами: понятие право, система. |
Цели: N1, 2,3,6,7 Задачи: N 1,6 |
1 час | Органы исполнительной власти | Знакомство с теоретическим материалом. |
Цели: NI, Задачи: N 1,6 |
1 час | Государственная служба | Беседа о спopном и бесспopном. |
Цели: NI, 2,3,6,7 Задачи: N 2,6 |
1 час | Административные правонарушения против личности и общественной жизни | Знакомство с теоретическим материалом Учащиеся высказывают своё мнение. Выбирают правильный способ поведения. |
Цели: NI, Задачи:2,3,6,7 | 1 час | Административные взыскания | Знакомство с теоретическим материалом |
Цели: N6, Задачи: N 2,6. |
1 час | Административная ответственность несовершеннолетних | Учащиеся выбирают темы сочинений, докладов, сообщений. |
Задачи: N5,7,8,9 | 1 час | Выступают с докладами и сообщениями | |
Задачи: 10 | 2 часа | Пpaктикум | Выпускают стенгазеты, плакаты, составляют кроссворды, работают над редакцией существующих законов, предлагают свои проекты |
Приложение
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
10 06 2023 19:23:50
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
09 06 2023 21:57:42
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
08 06 2023 15:56:35
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
07 06 2023 12:23:40
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
06 06 2023 1:54:54
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
05 06 2023 11:21:28
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
04 06 2023 0:15:16
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
03 06 2023 15:21:30
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
02 06 2023 5:28:23
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
01 06 2023 13:11:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
31 05 2023 5:39:38
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
30 05 2023 19:31:21
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
29 05 2023 1:33:46
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
28 05 2023 7:17:18
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние.
...
27 05 2023 13:36:47
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
26 05 2023 12:11:30
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
25 05 2023 1:41:25
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
24 05 2023 10:58:33
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
23 05 2023 7:55:14
Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой, работают над развитием умения анализировать и оценивать новые явления в экономическом и политическом преобразовании Европы. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала.
...
22 05 2023 5:37:42
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
21 05 2023 12:37:12
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
20 05 2023 11:52:24
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
19 05 2023 6:18:24
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
18 05 2023 11:58:56
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
17 05 2023 20:26:50
Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока.
...
16 05 2023 5:34:13
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
15 05 2023 5:39:35
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
14 05 2023 18:25:24
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
13 05 2023 11:12:43
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
12 05 2023 22:38:21
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
11 05 2023 21:51:19
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
10 05 2023 2:47:39
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
09 05 2023 22:16:52
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
08 05 2023 1:58:16
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
07 05 2023 11:29:43
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
06 05 2023 10:55:39
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
05 05 2023 18:33:14
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
04 05 2023 15:40:49
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
03 05 2023 17:10:45
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
02 05 2023 20:27:15
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
01 05 2023 15:49:35
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
30 04 2023 18:59:15
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
29 04 2023 2:15:55
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
28 04 2023 6:10:34
Исследовательская работа по теме....
27 04 2023 9:14:44
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
26 04 2023 7:55:45
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
25 04 2023 19:31:48
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
24 04 2023 3:19:55
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
23 04 2023 21:50:54
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории.
...
22 04 2023 23:58:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::