Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории
Воспитание в духе толерантности как одна из целей школьного исторического образования.
Формирование толерантности – важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. Важность формирования толерантности в школе понимается во всем мире. Приведем только одно высказывание известного итальянского писателя и философа Умберто Эко, прозвучавшее несколько лет назад на проходившем в Испании конгрессе по проблемам толерантности: “Третий мир стучится в двери Европы, входит в них, даже когда Европа не согласна пускать. В следующем тысячелетии Европа превратится… в многоцветный континент. Эта смычка (или стычка?) культур может привести к кровавым последствиям. Эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго… Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться уже в детстве, в ранней юности, в школе и дома, везде, где возможно”.
Как помогают в воспитании толерантности методологические принципы обучения истории.
Широкое использование конкретного опыта истории страны и мира для формирования толерантного сознания школьников строится на основе выдвинутых в науке методологических принципов осмысления исторического прошлого. Важнейшим из них является принцип историзма, требующий рассмотрения фактов, событий, идей. Реализация ценностно-гуманистического подхода при рассмотрении различных конфликтов в истории требует, чтобы объяснялось поведение не только больших масс людей или властных структур, но и отдельного человека.
Учитель может использовать такой прием психологического, личностно ориентированного подхода, как “рассказ очевидца”. Важным условием формирования толерантного сознания школьников является использование в преподавании истории социокультурного подхода, который дает возможность глубже осмыслить культурно-национальное своеобразие каждого народа, помогает развивать чувство терпимости, дружелюбия.
Условия формирования толерантного сознания.
Одним из таких условий является показ связи любого проявления нетерпимости, конфликтности с политическим режимом и господствующей при нем идеологией. Опыт тоталитарных режимов XX в. не должен быть забыт новым, молодым поколением. Не менее важной является реализация в курсах гражданской истории этнической составляющей, позволяющей, прежде всего, показать единство и общность, близость и многообразие народов мира.
Необходимое условие формирования толерантного сознания – это постоянное обращение к опыту современной действительности в стране и в мире, к пониманию сущности нынешних проявлений конфликтности и нетерпимости, терроризма и неонацизма.
Учитель может предложить ученикам обсудить проблему: почему участие значительных групп людей в массовом геноциде стало возможно в XX в.? Почему оказались отброшены многовековые общечеловеческие ценности – религиозные, мopaльные, политические? Учителю важно обсудить со школьниками, как страх перед террором и ужас самого террора изменяют личность человека.
Проблема толерантности на методическом уровне.
Одна из принципиальных особенностей методики формирования толерантного сознания в процессе изучения истории состоит в показе нарушения толерантности, объяснении того, почему интолерантность во все исторические эпохи в разных странах охватывала не только группы людей, но и целые государства и сообщества.
Важно показать на уроке примеры не только антигуманной, нередко бесчеловечной сущности интолерантности, но и проявления высокой терпимости, взаимопонимания, уважения к народам и человеку.
При рассмотрении образа жизни и поведения крестьян в пореформенный период XIX века очень важно показать соседскую помощь односельчанам, оказавшиеся в трудном положении:
- приглашать для помощи на срочных работах (распашка, жатва, строительство дома)
- помощь больным, вдовам, сиротам
- во время русско-турецкой войны 1777-1778 помощь семьям ратников в ряде деревень
- гостеприимство к чужим людям
- особое отношение в деревне к нищим
Учитель может предложить учащимся объяснить причины такого доброжелательства и милосердия. Учащиеся обычно говорят о традициях крестьянской общины, о необходимости постоянных компромиссов и совместных решений при общинной форме управления. Это тысячелетний опыт выpaбатывал умение жить вместе, помогать друг другу, видеть в чужом убогом и нищем такого человека как ты сам.
Система ценностей крестьянства определялась православной верой. Нравственные понятия передавались из поколения в поколение, постоянно звучали в церковных проповедях, наставлениях родителей, учителей сельских школ. Все это формировало опыт толерантного поведения в каждодневной жизни.
Другим проявлением толерантного поведения, получившим широкое распространение в XIX в. была благотворительность. История благотворительности в России – яркая страница проявления в несвободном, сословном обществе, в недемократическом государстве стремления помочь “униженным и оскорбленным”. Возможно провести ученическую конференцию “благотворительность и меценатство в Елабуге в к. XIX – н. XX в.” и на примере деятельности елабужских купцов-меценатов показать. что огромная масса населения могла получать помощь, знания, культуру только через благотворительские начинания частных лиц.
Учитель спрашивает: “Мотивы благотворительной деятельности?” Учащиеся говорят о проявлении сострадания, жалости, милосердия, доброты, терпимости, сознания общности с обездоленными людьми – о желании реально помочь им своим трудом и средствами.
Важно при этом, чтобы ребята провели исследовательскую работу по материалам местных библиотек и архивов: кто же они – русские жертвователи и меценаты? На примере родного города.
Благотворительный комитет Стахеевых имел на счету тысячи рублей - были построены жилые дома, Елабужское отделение русского промышленного банка, училища, гимназии, храмы, за свой счет они электрофицировали Елабугу, (первый 10 городов республики, в том числе и Елабуга). Огромные средства тратили на помощь людям.
Черновы: на проценты с их благотворительного фонда строились храмы во многих уездах Вятской губернии.
Гирбасовы: земская больница, богадельни, приюты, церковно-приходские школы и т.д. И.В.Шишкин на свои средства спас уникальный памятник старины “Чертово городище” и построил водопровод в городе. Примером подлинного толерантного сознания в Российской империи было поведение В.Короленко и известного адвоката А.Ф.Кони в так называемом “Мултанском деле”. Клеветническое обвинение было выдвинуто полицейскими властями, что разожгло национальную и религиозную рознь между вотяками и русскими. Защищая вотяков, Короленко и Кони выступали против национальной и религиозной нетерпимости, против розни и предрассудков в обществе. Обвиняемые были оправданы.
Л.Н.Толстой, М.Горький – неоднократно выступали в защиту терпимости и милосердия людей друг другу, за единство и взаимопонимание людей разных сословий, слоев и наций.
Наиболее просвещенные люди России осуждали и осуждают любые проявления национальной и религиозной нетерпимости. Особенно эта тема актуальна в нашем регионе: здесь проживает много национальностей. Роль учителя истории в формировании толерантного сознания первостепенно. Важными условиями успехов являются организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, использование национально-регионального компонента и краеведческого материала.
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
13 08 2022 11:30:28
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
12 08 2022 1:27:48
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
11 08 2022 4:18:37
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
10 08 2022 4:59:24
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
09 08 2022 12:51:13
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
08 08 2022 4:25:14
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
07 08 2022 3:37:41
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
06 08 2022 3:57:43
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
05 08 2022 14:50:27
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
04 08 2022 7:24:17

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
03 08 2022 6:17:16
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
...
02 08 2022 15:50:19
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 08 2022 8:38:54
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
31 07 2022 21:44:14
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
30 07 2022 8:22:31
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
29 07 2022 23:14:14
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
28 07 2022 20:15:15
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
27 07 2022 3:14:53
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
26 07 2022 23:27:26
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
25 07 2022 7:42:10
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
24 07 2022 14:14:28
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
23 07 2022 17:27:39
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
22 07 2022 9:51:50
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
21 07 2022 19:34:58
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
20 07 2022 9:39:12
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса.
...
19 07 2022 18:21:55

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
18 07 2022 1:58:59
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
17 07 2022 12:56:16
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
16 07 2022 4:57:39
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
15 07 2022 11:26:57
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
14 07 2022 19:46:38
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
13 07 2022 16:33:28
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
12 07 2022 23:35:45
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
11 07 2022 20:31:37
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
10 07 2022 16:29:34
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
09 07 2022 1:19:48
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
08 07 2022 8:26:42
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
07 07 2022 12:29:12
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
06 07 2022 20:12:36
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
05 07 2022 6:37:19
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
04 07 2022 6:58:55
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
03 07 2022 13:27:13
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
02 07 2022 13:29:53
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
01 07 2022 18:21:19
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
30 06 2022 20:16:19
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
29 06 2022 23:19:45
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
28 06 2022 12:42:19
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
27 06 2022 6:34:40
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
26 06 2022 23:27:49
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
25 06 2022 18:11:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::