Педагогическая мастерская на уроках истории
Цели:
- Образовательная: расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление “железного занавеса” в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
- Развивающая: развивать аналитико-синтезирующее мышление; интеллектуальные умения: определение главного, сравнение, подведение к выводу и обобщению; информационные: умение анализировать содержание текстов, работа с документами, умение воспринимать информацию на слух и анализировать её, умение работать в группах; коммуникативные умения: вести диалог с учителем, одноклассниками, высказать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу.
- Воспитательная: воспитание у учащихся культуры общения, чувства уважения к отечественной культуре.
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок-погружение с элементами дискуссии.
УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. “История России, ХХ век”: учебник для 9 кл., М.: Просвещение, 2003г., обучающий мультимедийный диск “История России, ХХ век” (диск №3), раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие, готовность учащихся к уроку)
II. Формирование новых знаний, умений, навыков
Сообщение темы, целей, основных вопросов урока.
Актуализация предыдущих знаний, умений, навыков по темам: “Политическая система сталинизма”, “Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг” проводится в форме устных вопросов в ходе всего урока.
Предыдущие уроки были посвящены изучению послевоенного десятилетия, рассмотрению особенностей социально-экономического и политического развития общества. Изучение новой темы учитель начинает с постановки вопроса к учащимся: “А сегодня на уроке о какой сфере пойдет речь?”. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, конкретизируемые учителем с использованием мультимедийной презентации.
Задача учителя – обратить внимание учащихся на тему урока и подумать над вопросом: “Почему, обращая свое внимание на духовную сферу общества, тема сформулирована не “Культурное развитие СССР в послевоенное десятилетие”, а именно “Идеология и культура”. С какой сферой и почему прослеживается тесная взаимосвязь?”
Вопрос к учащимся: “Вспомните и сформулируйте определение понятия “идеология””.
Одним из проводников насаждения идеологии являлась культура. На уроке учащиеся попытаются окунуться в послевоенное десятилетие духовной жизни советского общества. Они заранее должны определить свою принадлежность к кругу партийной номенклатуры (группа идеологов) или различным группам творческой интеллигенции (писателей и поэтов, режиссеров, композиторов, ученых).
Вопрос к учащимся: “С чем у вас ассоциируется творческая деятельность?” (Лист со словом “Свобода” учитель крепит на доску). Вопрос к учащимся: “Как проявился дух свободы сразу же после войны?” (Принятие самостоятельных решений в годы войны, улучшение жизни, смягчение тоталитарного режима. Создание возможностей развития и укрепления контактов с зарубежными демократиями). Но этим надеждам не суждено было сбыться. На доску учитель прикрепляет лист со словосочетанием “Две правды” (правда партийных идеологов и творческой интеллигенции).
Дальнейшая работа учащихся проходит в группах. Учитель предлагает каждой группе изучить свой ряд документов и соответствующие пункты в §38 (учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России XX век”, 9 кл.; см. Приложение №1, Приложение №2). На выполнение этого задания отводится 7 минут, далее ответы лидеров групп творческой интеллигенции, сопровождаемые показом фото- и видеоматериалов с использованием обучающего мультимедийного диска. Затем слово предоставляется группе идеологов, они пытаются при ответе обосновать правильность своих действий. Выступает от этой группы учащийся, воплотившийся в образ главного идеолога СССР Андрея Жданова. Он перечисляет все постановления ЦК ВКП(б), критикует творческую интеллигенцию.
В послевоенное десятилетие критиковали и преследовали не всю творческую интеллигенцию. В то время создавались яркие произведения, формирующие высокие нравственные качества у человека. Изложение сопровождается фотоматериалами из обучающего мультимедийного диска “История России, ХХ век” (диск №3).
Группы творческой интеллигенции должны парировать данное заявление группы идеологов, сказав, что данные произведения были социальным партийным заказом и не входили в противоречия с коммунистической идеологией.
В ходе изучения данной темы учащиеся увидели две правды. Вопрос к учащимся: “А какая из этих правд выдержала проверку временем?”.
Произведения творческой интеллигенции послевоенного десятилетия являются сегодня достоянием не только отечественной, но и зарубежной культуры.
В заключении учащимся предлагается прослушать стихотворение Анны Ахматовой “Мужество” (с использованием аудиозаписи обучающего мультимедийного диска) и подумать над вопросом: “Чем содержание данного стихотворения связано с темой урока?”
III. Заключительный этап
а) Подведение итогов по теме урока.
В заключении урока ставятся следующие вопросы: “Какие цели были поставлены в начале урока? Достигнуты ли они? Что нового сегодня узнали на уроке? Чему сегодня вы научились? Какие чувства испытали в процессе работы на уроке?
б) Подведение итогов работы класса.
Словесное оценивание, выставление отметок за работу на уроке.
в) Домашнее задание.
§38, творческое задание: используя дополнительные источники, проследите судьбу представителей интеллигенции в последующие десятилетия. Перечень фамилий представлен на выбор (см. Приложение №3).

Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
19 05 2022 14:22:51
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
18 05 2022 18:33:55
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
17 05 2022 15:19:33
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
16 05 2022 0:13:38
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
15 05 2022 21:54:45
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
14 05 2022 23:59:46

Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
13 05 2022 18:25:43
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
12 05 2022 2:45:22
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
11 05 2022 12:45:52
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
10 05 2022 13:34:13
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
09 05 2022 19:13:11
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
08 05 2022 5:49:28
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
07 05 2022 9:51:25
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
06 05 2022 4:22:38
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
05 05 2022 13:22:36
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
04 05 2022 14:27:34
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
03 05 2022 13:51:29
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
02 05 2022 13:52:33
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
01 05 2022 2:11:51
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
30 04 2022 4:37:52
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
29 04 2022 19:43:54
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
28 04 2022 20:36:39
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
27 04 2022 3:34:10
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
26 04 2022 14:56:44
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
25 04 2022 19:31:11
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
24 04 2022 3:12:46
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
23 04 2022 8:57:33
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
22 04 2022 19:19:32
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
21 04 2022 16:15:16
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
20 04 2022 17:17:29
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
19 04 2022 16:59:24
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
18 04 2022 3:48:25
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
17 04 2022 17:27:21
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
16 04 2022 7:11:51
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
15 04 2022 15:51:39
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
14 04 2022 5:50:54
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
13 04 2022 4:47:18
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
12 04 2022 18:57:43
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
11 04 2022 22:21:29
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
10 04 2022 8:36:47
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
09 04 2022 13:47:26
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
08 04 2022 16:53:19
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
07 04 2022 7:30:53

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
06 04 2022 20:29:48
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
05 04 2022 15:19:54
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
04 04 2022 15:11:18
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
03 04 2022 19:28:30
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
02 04 2022 5:15:14
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
01 04 2022 16:58:12
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
31 03 2022 13:21:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::