Педагогическая мастерская на уроках истории
Цели:
- Образовательная: расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление “железного занавеса” в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
- Развивающая: развивать аналитико-синтезирующее мышление; интеллектуальные умения: определение главного, сравнение, подведение к выводу и обобщению; информационные: умение анализировать содержание текстов, работа с документами, умение воспринимать информацию на слух и анализировать её, умение работать в группах; коммуникативные умения: вести диалог с учителем, одноклассниками, высказать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу.
- Воспитательная: воспитание у учащихся культуры общения, чувства уважения к отечественной культуре.
Тип урока: усвоение новых знаний
Форма урока: урок-погружение с элементами дискуссии.
УМК: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. “История России, ХХ век”: учебник для 9 кл., М.: Просвещение, 2003г., обучающий мультимедийный диск “История России, ХХ век” (диск №3), раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие, готовность учащихся к уроку)
II. Формирование новых знаний, умений, навыков
Сообщение темы, целей, основных вопросов урока.
Актуализация предыдущих знаний, умений, навыков по темам: “Политическая система сталинизма”, “Политическое развитие СССР в 1945–1953 гг” проводится в форме устных вопросов в ходе всего урока.
Предыдущие уроки были посвящены изучению послевоенного десятилетия, рассмотрению особенностей социально-экономического и политического развития общества. Изучение новой темы учитель начинает с постановки вопроса к учащимся: “А сегодня на уроке о какой сфере пойдет речь?”. Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, конкретизируемые учителем с использованием мультимедийной презентации.
Задача учителя – обратить внимание учащихся на тему урока и подумать над вопросом: “Почему, обращая свое внимание на духовную сферу общества, тема сформулирована не “Культурное развитие СССР в послевоенное десятилетие”, а именно “Идеология и культура”. С какой сферой и почему прослеживается тесная взаимосвязь?”
Вопрос к учащимся: “Вспомните и сформулируйте определение понятия “идеология””.
Одним из проводников насаждения идеологии являлась культура. На уроке учащиеся попытаются окунуться в послевоенное десятилетие духовной жизни советского общества. Они заранее должны определить свою принадлежность к кругу партийной номенклатуры (группа идеологов) или различным группам творческой интеллигенции (писателей и поэтов, режиссеров, композиторов, ученых).
Вопрос к учащимся: “С чем у вас ассоциируется творческая деятельность?” (Лист со словом “Свобода” учитель крепит на доску). Вопрос к учащимся: “Как проявился дух свободы сразу же после войны?” (Принятие самостоятельных решений в годы войны, улучшение жизни, смягчение тоталитарного режима. Создание возможностей развития и укрепления контактов с зарубежными демократиями). Но этим надеждам не суждено было сбыться. На доску учитель прикрепляет лист со словосочетанием “Две правды” (правда партийных идеологов и творческой интеллигенции).
Дальнейшая работа учащихся проходит в группах. Учитель предлагает каждой группе изучить свой ряд документов и соответствующие пункты в §38 (учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России XX век”, 9 кл.; см. Приложение №1, Приложение №2). На выполнение этого задания отводится 7 минут, далее ответы лидеров групп творческой интеллигенции, сопровождаемые показом фото- и видеоматериалов с использованием обучающего мультимедийного диска. Затем слово предоставляется группе идеологов, они пытаются при ответе обосновать правильность своих действий. Выступает от этой группы учащийся, воплотившийся в образ главного идеолога СССР Андрея Жданова. Он перечисляет все постановления ЦК ВКП(б), критикует творческую интеллигенцию.
В послевоенное десятилетие критиковали и преследовали не всю творческую интеллигенцию. В то время создавались яркие произведения, формирующие высокие нравственные качества у человека. Изложение сопровождается фотоматериалами из обучающего мультимедийного диска “История России, ХХ век” (диск №3).
Группы творческой интеллигенции должны парировать данное заявление группы идеологов, сказав, что данные произведения были социальным партийным заказом и не входили в противоречия с коммунистической идеологией.
В ходе изучения данной темы учащиеся увидели две правды. Вопрос к учащимся: “А какая из этих правд выдержала проверку временем?”.
Произведения творческой интеллигенции послевоенного десятилетия являются сегодня достоянием не только отечественной, но и зарубежной культуры.
В заключении учащимся предлагается прослушать стихотворение Анны Ахматовой “Мужество” (с использованием аудиозаписи обучающего мультимедийного диска) и подумать над вопросом: “Чем содержание данного стихотворения связано с темой урока?”
III. Заключительный этап
а) Подведение итогов по теме урока.
В заключении урока ставятся следующие вопросы: “Какие цели были поставлены в начале урока? Достигнуты ли они? Что нового сегодня узнали на уроке? Чему сегодня вы научились? Какие чувства испытали в процессе работы на уроке?
б) Подведение итогов работы класса.
Словесное оценивание, выставление отметок за работу на уроке.
в) Домашнее задание.
§38, творческое задание: используя дополнительные источники, проследите судьбу представителей интеллигенции в последующие десятилетия. Перечень фамилий представлен на выбор (см. Приложение №3).
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
27 05 2023 14:17:51
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
26 05 2023 17:31:46
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
25 05 2023 9:26:26
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
24 05 2023 5:52:48
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
23 05 2023 0:16:52
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
22 05 2023 15:53:46
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
21 05 2023 9:59:45
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
20 05 2023 4:46:36
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
19 05 2023 6:41:27
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
18 05 2023 10:12:28
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
17 05 2023 1:45:11
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
16 05 2023 12:50:16
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
15 05 2023 13:10:58
Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....
14 05 2023 22:47:22
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений.
...
13 05 2023 1:20:58
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
12 05 2023 0:59:34
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
11 05 2023 16:12:52
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
10 05 2023 1:33:40
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
09 05 2023 20:27:30
Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами.
...
08 05 2023 16:30:23
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
07 05 2023 7:43:44
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
06 05 2023 4:46:39
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
05 05 2023 7:59:45
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
04 05 2023 22:59:41
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
03 05 2023 8:40:49

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
02 05 2023 7:59:37
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
01 05 2023 22:39:15
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
30 04 2023 19:42:23
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
29 04 2023 7:10:29
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
28 04 2023 18:41:32
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
27 04 2023 0:22:19
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
26 04 2023 1:19:11
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
25 04 2023 8:19:32
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
24 04 2023 18:19:58
Урок содержит различные формы работы – фронтальную, индивидуальную, групповую. Подобный урок можно использовать в 6-м классе, работая по новым образовательным стандартам. Учащиеся "добывают себе знания", а учитель направляет, нацеливает их на определенный вид работы....
23 04 2023 11:41:31
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
22 04 2023 5:27:34

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
21 04 2023 11:13:53
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
20 04 2023 5:42:21
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
19 04 2023 21:21:17
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
18 04 2023 11:13:31
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
17 04 2023 4:51:31

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
16 04 2023 21:31:59
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
15 04 2023 14:16:53
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
14 04 2023 4:31:12
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
13 04 2023 6:35:18
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
12 04 2023 6:42:30
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
11 04 2023 23:15:37
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
10 04 2023 2:34:48
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
09 04 2023 22:43:45
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
08 04 2023 9:39:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::