Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"
Эпиграф. “Побеждая, быть Непобедимым” (“Жития Александра”)
Цели урока.
- Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через хаpaктеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать сё сложность, противоречивость.
- Формировать у учащихся собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории. (На данном уроке: Какова роль Александра Невского в событиях XIII в? Мог ли он изменить судьбу страны? Направил ли Русь по новому пути?) Воспитание культуры изложения и аргументации своей и чужой позиции по изучаемой эпохи.
- Формировать у школьников навыки работы с информацией (анализ текстов, сравнение их, резюмирование). Оборудование: Историческая карта “Русские княжества в XIII в”, контурные карты, портрет Александра Невского, отрывок из “Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра”, фрагменты из трудов историков (В. Каргалова, Л.Гумилёва, С.Соловьёва), видеофильмы из цикла: “Уроки истории” – “Долго ль родина будет больна?”, “Княжеская Русь XIII в”; “Нашествие”.
Список дополнительной литературы:
- Л.Н. Гумилёв “От Руси до России”, М., 1996г.,
- А.И. Кулюгин “Правители Руси”, М., 2000г.,
- С.М. Соловьёв “История России”, М., 1988г.,
- Н.М. Карамзин “История государства Российского”, М., 2001г.,
- В.В. Каргалов “Полководцы X – XVI вв.” М.,1989г.
Ход урока
Вводная часть. Учитель отмечает, что сегодня мы еще раз обращаемся к событиям которые происходили на Руси в XIII в., к личности Александра Невского, который во многом определил развитие Руси, т.к. именно потомки Александра стали великими князьями московскими, царями Руси (младший Сын Даниил- князь Московский – 1276 г., Иван Данилович Калита – 1325 – 1340 гг., Дмитрий Донской – 1362-1389 гг., Иван Грозный – 1533 – 1584 гг.
Образ Александра Невского актуален и сегодня. Выдающийся полководец и государственный деятель жил в тяжелое время для Руси. Время – феодальной раздробленности. Александр Ярославович правил в княжестве, где зародилась “русская” демократия. Сильное Новгородское княжество могло стать центром объединения русских земель. Но Новгородское Вече решило “Каждый выбирает сам”. Южная Русь занята бессмысленным соперничеством князей, за утратившей свою силу Киевский престол. Льется кровь единоверцев. Не поняла Русь, что cмepтельная опасность надвигается со стороны соседей. Цена непонимания велика: унижение, страдание, бедствие земли Русской.
А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, город, регион, республика – каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Пора бы понять не слабость погубила Русь в XIII в. - раздробленность, пора умерить гордыню. Перед нами стоит следующая задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; сформулировать оценку политики Александра Невского; высказать собственное отношение к политике “замирения” с Ордой.II. Вспомним основные события жизни Александра Ярославовича (сообщения учащихся)
Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, в 22 года одержал знаменитую на льду Чудского озера. Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием.
Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую “Александрию” – роман III в. о подвигах Александра Македонского. Постигал Александр и “Русскую правду”.
Отец его Ярослав правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам “Слово Ипполита”, “Учительное евангелие”. Княжич в юном возрасте постиг многое, что позволило ему здраво судить о роли Руси.
Учитель. Александр Ярославович был образованным человеком. Он понимал задачи, стоящие перед князьями Руси.
Автор “Жития” Александра, “самовидец возраста его” говорит, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
В 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне Батыева нашествия. Отец наставлял Александра: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”
Враги Руси в ХIII в.
Вопрос. Что известно нам о времени, в котором довелось жить князю Александру?
Ответ. В 1237 г. и 1240 г. полчище монголо-татар напали на русские княжества. Над Русью установилось монголо-татарское иго.
Учитель. Один враг известен – монголо-татарское иго. Перед Вами фрагменты из трудов историков, которые оценивают отношения Руси с Ордой по-разному. На основании этих текстов попробуем кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения
Руси с Золотой Ордой, избрав следующие слова: веротерпимость, защита православия от католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов, союз упадок, уплата десятины.
Учитель. В результате работы мы с вами заполнили следующую таблицу. Из нес мы видим, что оценка взаимоотношения Руси и Золотой орды у всех историков разная.
Однако, все сходятся в одном Золотая Орда – сильный враг. Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Вопрос. Мог ли Александр Невский собрать рать из всех русских княжеств и остановить, а затем разгромить монголо-татар?
Ответ. Нет. Феодальная раздробленность на Руси.
Невский был прав, что сейчас истерзанная, малочисленная, нищая, раздавленная Русь не может рассчитывать на силу оружия, чтобы выбиться из-под власти татар, как в битвах с немцами и шведами. Открытый вызов Орде был бы самоубийством для Руси. Осталось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабом. Александр понимал, что самое разумное сейчас скрепя сердце, высказать смирение и покорность хану.
Вывод. В условиях феодальной раздробленности Русь не могла успешно воевать с монголо-татарами. Несмотря, на отчаянное сопротивление каждого отдельного города, даже самого маленького. Торжок весной 1239 года отказался подчиниться, т.к. Новгород обещал оказать помощь. Однако, Новгородцы собирались слишком долго и не успели к сражению.
Торжок был взят, а его население вырезано.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для монголо-татарского ига: гарнизонов не оставили, ограбление, с пением священных псалмов, с крестом взошли на корабли, не установили постоянной власти, дань, порабощение русской церкви, поддерживали христианскую церковь, освободили русскую церковь от налогов, замена православия на католичество, захват новых земель, кто не сопротивляется – не убивать, искоренить “проклятый греческий закон”.
Каковы были отношения Руси с западными соседями?
Сообщение. В XIII в. Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Немецкие крестоносцы из Палестины двинулись в Прибалтику. В 1237 году образовался Левонский орден, фактически военно-духовное государство, цель которого – захват народов Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения. Завоевание шло трудно. Народы Прибалтики: эсты, Литва, жмудь, ятвяги, пруссы находились в состоянии равновесия с природой. Сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. В борьбе с немцами ограничивались обороной, оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми.
Первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддержало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника – шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь. К русским относились с особой жестокостью, нежели к прибалтам. Русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.
Отрывок из видеофильма: “Долго ль Родина будет больна?”
Учитель. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня. Вам известно, что Александр невский с 1240 - 1242 гг. одержал победы над немцами. (Невская битва, Чудское озеро).
Но политические задачи не были решены.
Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев.
Немцы пополняли свои воска, в XIII в. в Европе было много добровольцев, мечтавших захватить новые земли. Так что опасность на Западе была могущественной.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для немецко-щведской агрессии?
Вывод. Союз Руси и Запада возможен был лишь при условии: Русь должна принять католичество.
Вопрос. Как Вы думаете, что важнее для человека: его душа или богатство?
Ответ. Богатство можно вернуть, а без веры жить нельзя.
Сообщение. Александру предстоял тяжелый выбор союзника, ведь выбирать предстояло между Ордой, в которой погиб его отец и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу. Он великолепно разобрался в этнополитической постановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В 1252 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.
Союз Орды и Руси осуществился, благодаря, самоотверженной политики Александра Невского.
Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Результаты союза с монголо-татарами:
1. Русские князья сохранили свободу действий.
2. Дань монголам в обмен на военную помощь против Запада. (Отдавать свои деньги всегда неприятно, но наверное лучше уж расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью).
3. Не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность, Заключение союза с литовским князем Миндовгом.
4. Восстанавливались города, ремесла.
5. Возможность появления нового центра на Руси - Москвы, вокруг которого будут объединяться русские княжества.
6. Созданное централизованное государство сможет противостоять впоследствии и самой Орде.
Заключение
Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.
И в современной России многие народы видят своего защитника.
И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).
Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.
1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.
1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет присоединяет его к России.
1558 г. Иван Грозный начинает войну против ливонского ордена.В
В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.
Объединение государство сможет остановить врага, т.к. сила в единстве.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, народу своему, какую мы видим у Александра Невского.
Звучит песня о Родине.
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
25 09 2023 12:55:39
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
24 09 2023 8:24:26
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
23 09 2023 2:37:52
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
22 09 2023 6:32:53
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
21 09 2023 6:21:25
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
20 09 2023 23:15:51
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
19 09 2023 10:54:56

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
18 09 2023 9:50:54
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
17 09 2023 0:36:11

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
16 09 2023 4:22:30
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
15 09 2023 20:14:42
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
14 09 2023 1:53:48

Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
13 09 2023 21:45:23
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
12 09 2023 10:40:11
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
11 09 2023 19:57:33
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
10 09 2023 9:47:59
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
09 09 2023 17:40:25
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
08 09 2023 15:37:56
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
07 09 2023 1:51:57
Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования.
...
06 09 2023 12:57:12
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм".
...
05 09 2023 7:38:39
Современный педагог должен уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Авторы делятся опытом применения современных компьютерных технологий в процессе обучения учащихся....
04 09 2023 21:27:53
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
03 09 2023 6:20:39
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
02 09 2023 23:27:30
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
01 09 2023 21:17:27
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
31 08 2023 6:49:29
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
30 08 2023 3:44:12
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
29 08 2023 2:53:25
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
28 08 2023 0:52:38

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
27 08 2023 12:25:55
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
26 08 2023 1:37:22
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
25 08 2023 13:18:57
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
24 08 2023 1:53:14
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
23 08 2023 9:15:37
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
22 08 2023 1:41:47
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
21 08 2023 10:57:52
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
20 08 2023 8:18:28
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
19 08 2023 10:16:54
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
18 08 2023 14:39:55
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
17 08 2023 10:41:14
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
16 08 2023 17:56:24
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
15 08 2023 5:43:34

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
14 08 2023 1:43:19
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
13 08 2023 21:24:46
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
12 08 2023 6:48:40
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
11 08 2023 22:50:54
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
10 08 2023 21:40:37
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
09 08 2023 11:53:33
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
08 08 2023 20:54:12
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
07 08 2023 17:44:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::