Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

Эпиграф. “Побеждая, быть Непобедимым” (“Жития Александра”)

Цели урока.

  • Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через хаpaктеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать сё сложность, противоречивость.
  • Формировать у учащихся собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории. (На данном уроке: Какова роль Александра Невского в событиях XIII в? Мог ли он изменить судьбу страны? Направил ли Русь по новому пути?) Воспитание культуры изложения и аргументации своей и чужой позиции по изучаемой эпохи.
  • Формировать у школьников навыки работы с информацией (анализ текстов, сравнение их, резюмирование). Оборудование: Историческая карта “Русские княжества в XIII в”, контурные карты, портрет Александра Невского, отрывок из “Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра”, фрагменты из трудов историков (В. Каргалова, Л.Гумилёва, С.Соловьёва), видеофильмы из цикла: “Уроки истории” – “Долго ль родина будет больна?”, “Княжеская Русь XIII в”; “Нашествие”.

Список дополнительной литературы:

  1. Л.Н. Гумилёв “От Руси до России”, М., 1996г.,
  2. А.И. Кулюгин “Правители Руси”, М., 2000г.,
  3. С.М. Соловьёв “История России”, М., 1988г.,
  4. Н.М. Карамзин “История государства Российского”, М., 2001г.,
  5. В.В. Каргалов “Полководцы X – XVI вв.” М.,1989г.

Ход урока

Вводная часть. Учитель отмечает, что сегодня мы еще раз обращаемся к событиям которые происходили на Руси в XIII в., к личности Александра Невского, который во многом определил развитие Руси, т.к. именно потомки Александра стали великими князьями московскими, царями Руси (младший Сын Даниил- князь Московский – 1276 г., Иван Данилович Калита – 1325 – 1340 гг., Дмитрий Донской – 1362-1389 гг., Иван Грозный – 1533 – 1584 гг.

Образ Александра Невского актуален и сегодня. Выдающийся полководец и государственный деятель жил в тяжелое время для Руси. Время – феодальной раздробленности. Александр Ярославович правил в княжестве, где зародилась “русская” демократия. Сильное Новгородское княжество могло стать центром объединения русских земель. Но Новгородское Вече решило “Каждый выбирает сам”. Южная Русь занята бессмысленным соперничеством князей, за утратившей свою силу Киевский престол. Льется кровь единоверцев. Не поняла Русь, что cмepтельная опасность надвигается со стороны соседей. Цена непонимания велика: унижение, страдание, бедствие земли Русской.

А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, город, регион, республика – каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Пора бы понять не слабость погубила Русь в XIII в. - раздробленность, пора умерить гордыню. Перед нами стоит следующая задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; сформулировать оценку политики Александра Невского; высказать собственное отношение к политике “замирения” с Ордой.II. Вспомним основные события жизни Александра Ярославовича (сообщения учащихся)

Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, в 22 года одержал знаменитую на льду Чудского озера. Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием.

Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую “Александрию” – роман III в. о подвигах Александра Македонского. Постигал Александр и “Русскую правду”.

Отец его Ярослав правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам “Слово Ипполита”, “Учительное евангелие”. Княжич в юном возрасте постиг многое, что позволило ему здраво судить о роли Руси.

Учитель. Александр Ярославович был образованным человеком. Он понимал задачи, стоящие перед князьями Руси.

Автор “Жития” Александра, “самовидец возраста его” говорит, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.

В 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне Батыева нашествия. Отец наставлял Александра: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”

Враги Руси в ХIII в.

Вопрос. Что известно нам о времени, в котором довелось жить князю Александру?

Ответ. В 1237 г. и 1240 г. полчище монголо-татар напали на русские княжества. Над Русью установилось монголо-татарское иго.

Учитель. Один враг известен – монголо-татарское иго. Перед Вами фрагменты из трудов историков, которые оценивают отношения Руси с Ордой по-разному. На основании этих текстов попробуем кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения

Руси с Золотой Ордой, избрав следующие слова: веротерпимость, защита православия от католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов, союз упадок, уплата десятины.

Учитель. В результате работы мы с вами заполнили следующую таблицу. Из нес мы видим, что оценка взаимоотношения Руси и Золотой орды у всех историков разная.

Однако, все сходятся в одном Золотая Орда – сильный враг. Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.

Вопрос. Мог ли Александр Невский собрать рать из всех русских княжеств и остановить, а затем разгромить монголо-татар?

Ответ. Нет. Феодальная раздробленность на Руси.

Невский был прав, что сейчас истерзанная, малочисленная, нищая, раздавленная Русь не может рассчитывать на силу оружия, чтобы выбиться из-под власти татар, как в битвах с немцами и шведами. Открытый вызов Орде был бы самоубийством для Руси. Осталось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабом. Александр понимал, что самое разумное сейчас скрепя сердце, высказать смирение и покорность хану.

Вывод. В условиях феодальной раздробленности Русь не могла успешно воевать с монголо-татарами. Несмотря, на отчаянное сопротивление каждого отдельного города, даже самого маленького. Торжок весной 1239 года отказался подчиниться, т.к. Новгород обещал оказать помощь. Однако, Новгородцы собирались слишком долго и не успели к сражению.

Торжок был взят, а его население вырезано.

Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для монголо-татарского ига: гарнизонов не оставили, ограбление, с пением священных псалмов, с крестом взошли на корабли, не установили постоянной власти, дань, порабощение русской церкви, поддерживали христианскую церковь, освободили русскую церковь от налогов, замена православия на католичество, захват новых земель, кто не сопротивляется – не убивать, искоренить “проклятый греческий закон”.

Каковы были отношения Руси с западными соседями?

Сообщение. В XIII в. Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Немецкие крестоносцы из Палестины двинулись в Прибалтику. В 1237 году образовался Левонский орден, фактически военно-духовное государство, цель которого – захват народов Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения. Завоевание шло трудно. Народы Прибалтики: эсты, Литва, жмудь, ятвяги, пруссы находились в состоянии равновесия с природой. Сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. В борьбе с немцами ограничивались обороной, оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми.

Первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддержало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника – шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь. К русским относились с особой жестокостью, нежели к прибалтам. Русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.

Отрывок из видеофильма: “Долго ль Родина будет больна?”

Учитель. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня. Вам известно, что Александр невский с 1240 - 1242 гг. одержал победы над немцами. (Невская битва, Чудское озеро).

Но политические задачи не были решены.

Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев.

Немцы пополняли свои воска, в XIII в. в Европе было много добровольцев, мечтавших захватить новые земли. Так что опасность на Западе была могущественной.

Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для немецко-щведской агрессии?

Вывод. Союз Руси и Запада возможен был лишь при условии: Русь должна принять католичество.

Вопрос. Как Вы думаете, что важнее для человека: его душа или богатство?

Ответ. Богатство можно вернуть, а без веры жить нельзя.

Сообщение. Александру предстоял тяжелый выбор союзника, ведь выбирать предстояло между Ордой, в которой погиб его отец и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу. Он великолепно разобрался в этнополитической постановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В 1252 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.

Союз Орды и Руси осуществился, благодаря, самоотверженной политики Александра Невского.

Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.

Результаты союза с монголо-татарами:

1. Русские князья сохранили свободу действий.

2. Дань монголам в обмен на военную помощь против Запада. (Отдавать свои деньги всегда неприятно, но наверное лучше уж расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью).

3. Не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность, Заключение союза с литовским князем Миндовгом.

4. Восстанавливались города, ремесла.

5. Возможность появления нового центра на Руси - Москвы, вокруг которого будут объединяться русские княжества.

6. Созданное централизованное государство сможет противостоять впоследствии и самой Орде.

Заключение

Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.

И в современной России многие народы видят своего защитника.

И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).

Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.

1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.

1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет присоединяет его к России.

1558 г. Иван Грозный начинает войну против ливонского ордена.В

В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.

Объединение государство сможет остановить врага, т.к. сила в единстве.

Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.

Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, народу своему, какую мы видим у Александра Невского.

Звучит песня о Родине.


Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

25 09 2022 2:10:50

История России. 10-й класс


    История России. 10-й класс

      Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

24 09 2022 11:28:48

Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс


    Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока». 7-й класс

      Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....

23 09 2022 22:13:22

Урок памяти, посвященный Сталинградской битве


    Урок памяти, посвященный Сталинградской битве

      Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе. ...

22 09 2022 22:23:30

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

21 09 2022 20:50:57

Тесты по истории родного края


    Тесты по истории родного края

      Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

20 09 2022 5:49:12

"Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир". 8-й класс


    "Мастерская мира, мировой извозчик, мировой банкир". 8-й класс

      На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....

19 09 2022 19:28:16

Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"


    Методическая разработка урока по новой истории в 7-м классе "Повседневная жизнь"

      Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....

18 09 2022 14:19:31

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"


    Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

      В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

17 09 2022 7:25:17

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

16 09 2022 18:52:22

Игра "Знаешь ли ты Ярославль?"


    Игра "Знаешь ли ты Ярославль?"

      Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....

15 09 2022 17:15:57

Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и трaнcпорт в пореформенной России"


    Урок по истории России в 8-м классе на тему "Промышленность и трaнcпорт в пореформенной России"

      Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...

14 09 2022 3:23:54

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."


    Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

      При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

13 09 2022 10:22:46

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

      Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

12 09 2022 12:11:36

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"


    Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"

      Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

11 09 2022 3:14:40

Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"


    Урок КВН по истории Древнего мира на тему "Моя Греция"

      Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....

10 09 2022 20:29:39

Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс


    Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс

      Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....

09 09 2022 22:58:39

Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"


    Методическая разработка учебного проекта "Эпоха дворцовых переворотов"

      Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....

08 09 2022 12:28:49

Великие люди Великой Британии


    Великие люди Великой Британии

      The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....

07 09 2022 10:58:38

Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"


    Исторический марафон по теме: "Россия при Николае I"

      На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...

06 09 2022 14:15:51

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 09 2022 8:44:27

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории


    Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории

      Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....

04 09 2022 7:51:43

"Есть только миг между прошлым и будущим.."


    "Есть только миг между прошлым и будущим.."

      Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...

03 09 2022 17:13:19

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

02 09 2022 15:41:32

Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"


    Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"

      Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....

01 09 2022 13:17:57

Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"


    Устный журнал "Страницы истории Великой Победы"

      Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....

31 08 2022 21:49:39

Грани культуры

Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....

30 08 2022 4:36:18

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

29 08 2022 5:19:55

Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения


    Урок "Опричнина" на основе технологии проблемного обучения

      Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....

28 08 2022 17:12:31

Методическая разработка урока «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны»


    Методическая разработка урока «Красноярский край в годы Великой Отечественной войны»

      В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....

27 08 2022 5:53:34

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

26 08 2022 17:17:22

Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"


    Игра-викторина по теме "Растим патриотов России"

      Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....

25 08 2022 6:45:39

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

24 08 2022 9:24:16

"Холодная война". Выбор политического курса СССР

Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....

23 08 2022 16:29:56

Программа "Музейная педагогика"


    Программа "Музейная педагогика"

      Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....

22 08 2022 0:54:36

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

21 08 2022 2:41:16

Способы развития речи обучающихся на уроках истории и обществознания


    Способы развития речи обучающихся на уроках истории и обществознания

      Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....

20 08 2022 2:48:20

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"


    Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

      Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

19 08 2022 2:19:17

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

18 08 2022 2:55:28

Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"


    Интегрированный урок истории, литературы и МХК в 9-м классе по теме: "Сумерки Серебряного века"

      Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...

17 08 2022 18:54:59

Итоговый урок по теме "Духовные ценности культуры" (11-й класс)

Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....

16 08 2022 22:39:39

Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества


    Отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества

      В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....

15 08 2022 1:26:59

Урок по истории в 5-м классе "Древний Египет"


    Урок по истории в 5-м классе "Древний Египет"

      Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока. ...

14 08 2022 3:12:20

Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)


    Урок мужества "Москва военная", посвященный 70-летию победы в Московской битве (1941–2011)

      Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....

13 08 2022 20:31:27

Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий


    Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий

      Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....

12 08 2022 16:37:58

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

11 08 2022 21:16:37

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс


    Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

      Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

10 08 2022 15:55:34

Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007


    Систематизация дидактического материала с использованием программы Microsoft Access 2007

      Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...

09 08 2022 3:49:40

Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"


    Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"

      Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....

08 08 2022 13:38:42

Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"


    Урок истории по теме "Ремесла восточных славян"

      Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....

07 08 2022 14:46:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.