Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"
Эпиграф. “Побеждая, быть Непобедимым” (“Жития Александра”)
Цели урока.
- Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы “Русь в XIII” веке и через хаpaктеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать сё сложность, противоречивость.
- Формировать у учащихся собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории. (На данном уроке: Какова роль Александра Невского в событиях XIII в? Мог ли он изменить судьбу страны? Направил ли Русь по новому пути?) Воспитание культуры изложения и аргументации своей и чужой позиции по изучаемой эпохи.
- Формировать у школьников навыки работы с информацией (анализ текстов, сравнение их, резюмирование). Оборудование: Историческая карта “Русские княжества в XIII в”, контурные карты, портрет Александра Невского, отрывок из “Повесть о житии и о храбрости Благоверного и великого князя Александра”, фрагменты из трудов историков (В. Каргалова, Л.Гумилёва, С.Соловьёва), видеофильмы из цикла: “Уроки истории” – “Долго ль родина будет больна?”, “Княжеская Русь XIII в”; “Нашествие”.
Список дополнительной литературы:
- Л.Н. Гумилёв “От Руси до России”, М., 1996г.,
- А.И. Кулюгин “Правители Руси”, М., 2000г.,
- С.М. Соловьёв “История России”, М., 1988г.,
- Н.М. Карамзин “История государства Российского”, М., 2001г.,
- В.В. Каргалов “Полководцы X – XVI вв.” М.,1989г.
Ход урока
Вводная часть. Учитель отмечает, что сегодня мы еще раз обращаемся к событиям которые происходили на Руси в XIII в., к личности Александра Невского, который во многом определил развитие Руси, т.к. именно потомки Александра стали великими князьями московскими, царями Руси (младший Сын Даниил- князь Московский – 1276 г., Иван Данилович Калита – 1325 – 1340 гг., Дмитрий Донской – 1362-1389 гг., Иван Грозный – 1533 – 1584 гг.
Образ Александра Невского актуален и сегодня. Выдающийся полководец и государственный деятель жил в тяжелое время для Руси. Время – феодальной раздробленности. Александр Ярославович правил в княжестве, где зародилась “русская” демократия. Сильное Новгородское княжество могло стать центром объединения русских земель. Но Новгородское Вече решило “Каждый выбирает сам”. Южная Русь занята бессмысленным соперничеством князей, за утратившей свою силу Киевский престол. Льется кровь единоверцев. Не поняла Русь, что cмepтельная опасность надвигается со стороны соседей. Цена непонимания велика: унижение, страдание, бедствие земли Русской.
А чем мы лучше сегодня? Каждый в своей квартире, город, регион, республика – каждый за себя. Забыли, что совсем недавно наше государство состояло из 15 братских республик и представляло из себя сильнейшую державу мира, которая защищала не только свою территорию, но и другие слабые народы. Пора бы понять не слабость погубила Русь в XIII в. - раздробленность, пора умерить гордыню. Перед нами стоит следующая задача: вспомнить время, в котором жил Александр Невский; сформулировать оценку политики Александра Невского; высказать собственное отношение к политике “замирения” с Ордой.II. Вспомним основные события жизни Александра Ярославовича (сообщения учащихся)
Князь Александр, прозванный Невским, прожил всего 43 года. Он стал Новгородским князем в 16 лет, в 20 лет – победил шведов в на р. Неве, в 22 года одержал знаменитую на льду Чудского озера. Александр был вторым сыном Ярослава Всеволодовича Переяславского. Отец любил сына и внимательно следил за его воспитанием.
Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказал се и цитировал. Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник. Читал он и знаменитую “Александрию” – роман III в. о подвигах Александра Македонского. Постигал Александр и “Русскую правду”.
Отец его Ярослав правдами и неправдами пополнял книгохранилище. Он прибрал к рукам богатейшую библиотеку ростовского епископа Кирилла. Это было драгоценное собрание, судя по чудом уцелевшим экземплярам “Слово Ипполита”, “Учительное евангелие”. Княжич в юном возрасте постиг многое, что позволило ему здраво судить о роли Руси.
Учитель. Александр Ярославович был образованным человеком. Он понимал задачи, стоящие перед князьями Руси.
Автор “Жития” Александра, “самовидец возраста его” говорит, что ростом князь был выше других людей, что голос его звучал, как труба в народе, лицо было прекрасно, как у библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, Премудрость Бог дал ему Соломонову, а храбростью он был подобен римскому кесарю – побеждая, был непобедим.
В 1236 году обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне Батыева нашествия. Отец наставлял Александра: “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”
Враги Руси в ХIII в.
Вопрос. Что известно нам о времени, в котором довелось жить князю Александру?
Ответ. В 1237 г. и 1240 г. полчище монголо-татар напали на русские княжества. Над Русью установилось монголо-татарское иго.
Учитель. Один враг известен – монголо-татарское иго. Перед Вами фрагменты из трудов историков, которые оценивают отношения Руси с Ордой по-разному. На основании этих текстов попробуем кратко сформулировать взгляд каждого автора на взаимоотношения
Руси с Золотой Ордой, избрав следующие слова: веротерпимость, защита православия от католицизма, жестокость по нормам времени, наказание ослушников, опустошение и разорение, подданство, подчинение, систематическое ограбление, сохранение городов, союз упадок, уплата десятины.
Учитель. В результате работы мы с вами заполнили следующую таблицу. Из нес мы видим, что оценка взаимоотношения Руси и Золотой орды у всех историков разная.
Однако, все сходятся в одном Золотая Орда – сильный враг. Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Вопрос. Мог ли Александр Невский собрать рать из всех русских княжеств и остановить, а затем разгромить монголо-татар?
Ответ. Нет. Феодальная раздробленность на Руси.
Невский был прав, что сейчас истерзанная, малочисленная, нищая, раздавленная Русь не может рассчитывать на силу оружия, чтобы выбиться из-под власти татар, как в битвах с немцами и шведами. Открытый вызов Орде был бы самоубийством для Руси. Осталось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабом. Александр понимал, что самое разумное сейчас скрепя сердце, высказать смирение и покорность хану.
Вывод. В условиях феодальной раздробленности Русь не могла успешно воевать с монголо-татарами. Несмотря, на отчаянное сопротивление каждого отдельного города, даже самого маленького. Торжок весной 1239 года отказался подчиниться, т.к. Новгород обещал оказать помощь. Однако, Новгородцы собирались слишком долго и не успели к сражению.
Торжок был взят, а его население вырезано.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для монголо-татарского ига: гарнизонов не оставили, ограбление, с пением священных псалмов, с крестом взошли на корабли, не установили постоянной власти, дань, порабощение русской церкви, поддерживали христианскую церковь, освободили русскую церковь от налогов, замена православия на католичество, захват новых земель, кто не сопротивляется – не убивать, искоренить “проклятый греческий закон”.
Каковы были отношения Руси с западными соседями?
Сообщение. В XIII в. Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Немецкие крестоносцы из Палестины двинулись в Прибалтику. В 1237 году образовался Левонский орден, фактически военно-духовное государство, цель которого – захват народов Прибалтики, продвижение на Русь и насильственное окатоличивание покоряемого населения. Завоевание шло трудно. Народы Прибалтики: эсты, Литва, жмудь, ятвяги, пруссы находились в состоянии равновесия с природой. Сил этих народов хватало только на выживание в родном ландшафте. В борьбе с немцами ограничивались обороной, оборонялись они до последнего, в плен сдавались только мертвыми.
Первоначально особых успехов немцы не имели. Помогло рыцарям то, что их поддержало очень воинственное племя - ливы. Кроме того, рыцари нашли ценного союзника – шведов, подчинивших себе финские племена сумь и емь. К русским относились с особой жестокостью, нежели к прибалтам. Русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев.
Отрывок из видеофильма: “Долго ль Родина будет больна?”
Учитель. Угроза немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной, ее опасность нарастала день ото дня. Вам известно, что Александр невский с 1240 - 1242 гг. одержал победы над немцами. (Невская битва, Чудское озеро).
Но политические задачи не были решены.
Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления ведь сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев.
Немцы пополняли свои воска, в XIII в. в Европе было много добровольцев, мечтавших захватить новые земли. Так что опасность на Западе была могущественной.
Задание. Выберите среди предложенных словосочетаний, хаpaктерные для немецко-щведской агрессии?
Вывод. Союз Руси и Запада возможен был лишь при условии: Русь должна принять католичество.
Вопрос. Как Вы думаете, что важнее для человека: его душа или богатство?
Ответ. Богатство можно вернуть, а без веры жить нельзя.
Сообщение. Александру предстоял тяжелый выбор союзника, ведь выбирать предстояло между Ордой, в которой погиб его отец и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославовичу. Он великолепно разобрался в этнополитической постановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины. В 1252 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана.
Союз Орды и Руси осуществился, благодаря, самоотверженной политики Александра Невского.
Отрывок из видеофильма: “Нашествие”.
Результаты союза с монголо-татарами:
1. Русские князья сохранили свободу действий.
2. Дань монголам в обмен на военную помощь против Запада. (Отдавать свои деньги всегда неприятно, но наверное лучше уж расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью).
3. Не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность, Заключение союза с литовским князем Миндовгом.
4. Восстанавливались города, ремесла.
5. Возможность появления нового центра на Руси - Москвы, вокруг которого будут объединяться русские княжества.
6. Созданное централизованное государство сможет противостоять впоследствии и самой Орде.
Заключение
Александр Невский, так же как и его соратники, принадлежал к поколению новых людей, их поведение отличалось от поведения удельных князей. Патриотизм Александра на несколько столетий определил принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции, основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до нашего времени привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях.
И в современной России многие народы видят своего защитника.
И наконец, именно потомками Александра Ярославовича Невского строилась в XIV в. на развалинах древней Руси — Новая Русь. (Cначала она называлась Московской, а с к. ХV в. – Россией).
Восемь веков в благодарной памяти Потомков живет имя Александра Невского. Оно становилось символом единения, частью общей национальной идеи. В 1547 г. на освященном соборе происходит общерусская канонизация благоверного князя.
1380 г. праправнук – Дмитрий донской побеждает татар на Куликовом поле.
1552 г. прямой потомок Иван Грозный побеждает Казанское ханство и присоединяет присоединяет его к России.
1558 г. Иван Грозный начинает войну против ливонского ордена.В
В н. ХVIII в. Петр I одержал победу над Шведами.
Объединение государство сможет остановить врага, т.к. сила в единстве.
Петр I перенес мощи князя из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем Новой империи.
Давайте пожелаем себе такой же любви к своему отечеству, народу своему, какую мы видим у Александра Невского.
Звучит песня о Родине.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
01 12 2024 13:11:45
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
30 11 2024 15:24:28
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
29 11 2024 5:58:59
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
28 11 2024 10:18:32
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
27 11 2024 1:40:52
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
26 11 2024 22:55:10
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
25 11 2024 2:34:48
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
24 11 2024 2:40:47
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
23 11 2024 17:47:45
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
22 11 2024 22:54:13
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
21 11 2024 11:39:23
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
20 11 2024 22:48:36
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
19 11 2024 17:21:33
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
18 11 2024 20:40:16
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
17 11 2024 11:41:30
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
16 11 2024 0:11:18
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 11 2024 9:47:56
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
14 11 2024 6:12:57
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
13 11 2024 10:56:51
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
12 11 2024 18:27:38
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
11 11 2024 10:48:28
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
10 11 2024 8:55:50
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
09 11 2024 2:40:26
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
08 11 2024 7:10:18
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
07 11 2024 21:44:55
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
06 11 2024 0:11:54
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
05 11 2024 22:11:45
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
04 11 2024 10:24:45
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
03 11 2024 15:34:47
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
02 11 2024 20:59:20
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
01 11 2024 17:47:59
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
31 10 2024 1:38:30
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
30 10 2024 8:36:50
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
29 10 2024 0:30:35
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
28 10 2024 22:36:26
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
27 10 2024 10:34:44
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
26 10 2024 10:15:12
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
25 10 2024 15:11:15
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
24 10 2024 6:12:15
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
23 10 2024 12:42:28
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
22 10 2024 0:10:22
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
21 10 2024 11:55:31
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
20 10 2024 17:25:11
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
19 10 2024 16:35:20
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
18 10 2024 0:49:48
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
17 10 2024 8:42:17
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
16 10 2024 4:47:10
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
15 10 2024 12:33:23
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
14 10 2024 1:36:12
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
13 10 2024 4:57:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::