Урок истории по теме: "Внутренняя политика Николая I. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века"
Цели урока:
- дать общее представление о личности и эпохи Николая1, о причинах и следствиях реформ, проводимых в его царствование, охаpaктеризовать социально-экономическую обстановку сложившуюся во второй четверти 19 века, выявить причины тормозящие процесс модернизации в российском государстве;
- формирование умений строить причинно-следственные связи, выделять главное, работать с документами, формулировать выводы.
- формирование активной гражданской позиции на основе изучаемого материала.
Основные понятия темы: жандармерия, канцелярия, ассигнации, капиталистые крестьяне, товарно-денежные отношения, классы, промышленный переворот, модернизация.
План урока:
- Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
- Мотивация.
- Хаpaктеристика личности Николая 1 и его царствования. Работа с документами.
- Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
- Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти 19 века.
- Подведение итогов. Закрепление изученного материала.
1. Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
(Приложение №1)
2. Мотивация.
Мне кажется, две фразы сказанные Николаем 1 хаpaктеризуют время его правления:
“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру 2 “Сдаю тебе мою комaнду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.
3. Хаpaктеристика личности Николая 1.Работа с документами.
(Приложение №2)
Вопросы к документам:
- Каковы по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая 1.
- Как вы думаете Николай 1 осознавал обстановку сложившуюся в России?
- Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
- Какие задачи для Николая 1 были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
- Сравните Задачи Николая 1 с задачами Александра1.
- Подведение итогов.
4. Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая 1”.
Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.
Николай 1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая 1 на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая1. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65
Дата. | Автор. | Реформа. Содержание реформы. | Значение |
5. Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX века.
Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в стране после проведения реформ обстановку в стране?
Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.
- Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
- Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
- Что такое модернизация?
Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.
С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?
Домашнее задание: &10-11, вопросы к & устно.
6. Подведение итогов урока.
Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая 1?
Сравните внутреннюю политику Николая 1 и Александра 1.
Как вы думаете если бы царствование Николая1 началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
Используемая литература:
- Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России XIX век, учебник для 8 класса, “Просвещение” 2003.
- Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Т.А., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России, “Проспект”.2006
Приложение №1
Тестирование. Россия в начале XIX века. Первый вариант
1. В начале XIX века вся государственная власть в стране принадлежала:
- а) Государственному совету
- б) императору
- в) Сенату
- г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
- а) “Негласный комитет”
- б) “Непременный комитет”
- в) “Избранный совет”
- г) “Комитет министров”
3. Годы правления Александра I:
- а)1800—1812
- б)1801—1825
- в)1801—1820
- г)1800—1825
4. “Армией двунадесяти языков” называли:
- а) армию М. И. Кутузова
- б) войска антифранцузской коалиции
- в) армию Наполеона
- г) армию Александра I
5. Указ о “вольных хлебопашцах” предусматривал:
- а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
- б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
- в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
- г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания “военных поселений” было:
- а) развитие торговли и промышленности
- б) облегчение положения старослужащих солдат
- в) сокращение офицерского состава
- г) сокращение средств на содержание армии
7. Поводом к выступлению декабристов послужила:
- а) cмepть Александра I
- б) избрание на царство Николая I
- в) отказ вел. кн. Николая Павловича от прав на престол
- г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
- а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
- б) Наполеон направил основные силы на Петербург
- в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
- г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
- а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
- б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
- в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
- г) 1804 г. 4) учреждение министерств
а) а-3 б) б-2 в) в-1 г) г-4
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.
Тестирование. Россия в начале XIX века. Второй вариант
1. В экономике России начала XIX в. ведущая роль принадлежала:
- а) мануфактурному производству
- б) промышленности
- в) сельскому хозяйству
- г) торговле .
2. Главными органами государственного управления при Александре I стали:
- а) коллегии
- б) министерства
- в) департаменты
- г) комитеты
3. Бородинское сражение произошло:
- а) 12 июня 1812 г.
- б) 14 декабря 1825 г.
- в) 26 августа 1812 г.
- г) 13 июля 1826 г
4. Первый российский закон, давший возможность освобождения от крепостничества
- а) “Соборное уложение”
- б) “Жалованная грамота дворянству”
- в) указ “о вольных хлебопашцах”
- г) “Уставная грамота Российской империи”
5. В основу государственного устройства М. М. Сперанский предлагал положить принцип:
- а) централизации власти
- б) разделения властей
- в) сохранения самодержавного правления
- г) демократии
6. Члeнами “Священного союза” являлись:
- а) Австрия, Пруссия
- б) Франция, Австрия
- в) Англия, Турция
- г) Россия, Италия
7. Восстание декабристов произошло:
- а) 1 декабря 1825 г.
- б) 14 декабря 1825г.
- в) 31 декабря 1825 г.
- г) 14 декабря 1826г.
8. Выберите верные утверждения: к последствиям заключения Тильзитского мира относятся:
- а) укрепление господства Франции
- б) проникновение России на Кавказ
- в) отмена крепостничества в Прибалтике
- г) расширение свободы действий России против Ирана, Турции, Швеции
9. Укажите верное соответствие:
|
1) Гюлистанский мир 2) присоединение Финляндии к России 3) Бухарестский мир с Францией 4) Тильзитский мир |
- а) а-4
- б) б-1
- в) в-2
- г) г-3
10. Назовите документ:
“Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян ... на волю и вместе с тем утвердить им участок земли... имеет Представить их при прошении своем ... к министру внутренних дел для рассмотрения...”
Ответы:
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.б | 1. б |
2. а | 2. в |
3.б | 3. в |
4. в | 4. в |
5. в | 5. б |
6. г | 6. а |
7. а | 7. б |
8. г | 8. а |
9. в | 9. б |
10. Екатерина II | 10. “Указ о вольных хлебопашцах” |
Приложение №2
Изречения Николая I:
“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет в Россию, пока я жив”
“В учение я видел одно принуждение, и учился без охоты ”.
“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.
“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.
Из писем Николая I:
“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один
ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”
Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:
“Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой! Ценой крови моих подданных”
Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.
О Николае I:
С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.
“Николай 1 инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”
А.Е. Пресняков “время Николая1 – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призpaки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
07 12 2023 18:38:58
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
06 12 2023 15:45:38
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
05 12 2023 21:16:11
В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации.
...
04 12 2023 18:33:31
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
03 12 2023 3:41:20
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
02 12 2023 14:20:27
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
01 12 2023 22:46:42
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
30 11 2023 5:34:48
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
29 11 2023 3:27:35
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
28 11 2023 1:41:37
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
27 11 2023 23:59:37
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
26 11 2023 4:37:26
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
25 11 2023 18:36:44
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
24 11 2023 16:51:40
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства.
...
23 11 2023 13:51:53
Уроки интегративного типа, в основе которых лежит философская проблематика, способствуют развитию готовности и потребности учащихся к самопознанию и самореализации своей личности, формированию целостного мировоззрения.
...
22 11 2023 2:12:39
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
21 11 2023 14:35:30

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
20 11 2023 22:23:54
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
19 11 2023 2:57:21
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
18 11 2023 11:27:22
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
17 11 2023 3:59:38
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
16 11 2023 19:11:10
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
15 11 2023 18:58:15
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
14 11 2023 14:47:27
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
13 11 2023 21:37:19
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
12 11 2023 10:35:12
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
11 11 2023 16:44:49
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь
событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального
сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ,
развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся,
получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и
применять их для определения собственной позиции....
10 11 2023 8:48:54
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
09 11 2023 9:56:36
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
08 11 2023 1:15:51
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника.
...
07 11 2023 16:53:10
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
06 11 2023 5:18:40
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
05 11 2023 8:53:57
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
04 11 2023 6:58:46
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
03 11 2023 7:55:21
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
02 11 2023 13:19:54
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
01 11 2023 13:12:17
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
31 10 2023 20:42:39
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
30 10 2023 16:15:46
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
29 10 2023 8:40:45
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
28 10 2023 4:52:40
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
27 10 2023 0:51:23
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
26 10 2023 23:33:41
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
25 10 2023 6:51:42
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
24 10 2023 14:28:14
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
23 10 2023 4:51:41
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
22 10 2023 14:38:12
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
21 10 2023 7:40:17
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
20 10 2023 19:56:30
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
19 10 2023 14:49:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::