История России. 10-й класс
Урок изучения нового материала с использованием материалов по краеведению
Цели урока:
1) показать учащимся, “откуда пошла и куда идет Сибирь”
2) познакомить учащихся с историей и географией расширения России на восток; процессом освоения новой территории будущей империи
3) привить интерес к истории родного края, чувство любви к Родине
Оборудование: карта России XVII века, раздаточный материал (см. приложение)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
План
1. Восточная политика России в XVII веке.
В деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов. При этом политику России, связанную с проникновением в Сибирь, хаpaктеризует некоторая осторожность. Вспомним загадочные обстоятельства организации похода Ермака. Нет документов, удостоверяющих, что военный поход совершен казаками по указу царя, но Иван IV с удовлетворением принял казачье посольство с вестью о приведении народов Сибирского ханства в российское подданство. Сразу же был послан военный отряд на помощь Ермаку.
Правительство России пыталось избегать военных конфликтов. Кроме ханства Кучума, которое распалось после первой победы Ермака, в Сибири не было других государственных объединений, способных поставить заслон на пути российской колонизации, которая первоначально была направлена в северную часть Сибири, богатую пушным зверем. Промышленные люди и небольшие казачьи отряды постепенно проникали в глубь просторов Сибири, закрепляя свое продвижение строительством зимовий и острогов. Конфликты между пришельцами-русскими и сибирскими аборигенами происходили, но они носили локальный хаpaктер.
Аборигены - коренные жители страны, местности. Наказы первым сибирским воеводам содержали призывы в отношении аборигенов “ласку и привет держати, от обид и насильства оберегати, не жесточить” и только в крайнем случае пускать в ход оружие. Кроме того, воеводам предписывалось “приискивать новые землицы, чинить поиск, сколько милосердный Бог помочи даст”. Было понятно, какие последствия может иметь произвол воевод и казачьих отрядов по отношению к местному населению. Даже самые крупные гарнизоны острогов в 300—500 человек не могли бы противостоять враждебно настроенному населению Сибири.
Русское правительство, относясь благосклонно к походам русских промышленников в северные районы Сибири, решительно поставило заслон первым попыткам английских предпринимателей проникнуть в устье Оби.
Внешнеполитическая обстановка в России в ХVII в. была чрезвычайно сложной. Начало века связано со Смутой и польскошведской интервенцией, после окончания которой еще долго решались проблемы взаимоотношений России с Польшей и Швецией. Положение осложнялось войнами с Крымским ханством, за которым стояла Турция. По сравнению с западными и южными границами России положение на восточных границах не вызывало особого беспокойства. Направленность на мирное присоединение Сибири давала положительные результаты. Поощрялось формирование сибирской дипломатии, учились жить в мире и дружбе. Управление Сибирью сначала было вверено Казанскому приказу, а в 1637 г. был создан специальный Сибирский приказ. Ответственными за решение дипломатических дел на местах были воеводы.
Первые отряды служилых людей выполняли поставленные правительством задачи: строили остроги и приводили в русское подданство аборигенов Западной Сибири в основном мирным путем. Самым крупным военным событием был поход против Кучума в 1598 г., положивший конец существованию Сибирского ханства, главного соперника России в борьбе за обладание Западной Сибирью.
Военнослужилые, или служилые люди — так в XVII в. называли людей, находившихся на военной службе.
Одновременно служилые люди были и первыми землепроходцами
Царское задание “приискивать новые землицы” заставляло отправляться в далекие края, о которых ничего не было известно. Казаки открывали новые территории, знакомились с их жителями, осваивали плавание по сибирским рекам. Верными помощниками в этих путешествиях были толмачи, т. е. переводчики из числа аборигенов.
2. Развитие поселений в XVII веке.
Превращение первых острогов в города (история Братского и Иркутского острогов).
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть с ее военными отрядами? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. Русское правительство проявляло огромную заинтересованность в присоединении Сибири:
1) посылка отрядов служилых и строительство острогов,
2) организация управления краем и т. п. А если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что промысловики первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства, а вслед за ними шли служилые люди.
В Сибирь по своей инициативе отправлялись из Поморья не только охотники за соболем, но и те, кто хотел в новом крае заниматься земледелием и ремеслами. Благодаря их усилиям, при минимально помощи воевод, да и то только на начальном этапе, было создано сибирское земледелие, и экономика края вступила в новый этап развития.
Рассказывает ученик: Острогом называлось селение, в котором проживало несколько бурятских родоначальников. После покорения края русскими на этом месте строилась небольшая крепость. Так был построен Братский острог (1631 г.), а через 20 лет Иркутский. Демонстрация карты строительства русских поселений вдоль русла Ангары (Рисунок 9), Рассказ о внутреннем устройстве острога. Демонстрация схемы острога (Рисунок 10) и его составляющих (Рисунки 6,8).
Рис. 6
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
3. Народы Сибири в XVII веке.
Демонстрация карты “Народы Сибири”, (Рисунок 7), карты народов, живших вдоль русла Ангары (Рисунок 11), изображений коренных народов, короткий рассказ об укладе их жизни. (Рисунки 1 - эвенки, 2 - шамагиры, 3, 4, 5 - буряты).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 7
Рис. 11
4. Освоение богатств Сибири. Сибирь в системе всероссийского рынка (Ирбитская ярмарка)
В XVII в. начался новый период в экономическом развитии России: развивалось мелкотоварное производство, появлялись первые мануфактуры, рост общественного разделения труда вел к увеличению неземледельческого населения и специализации районов по производству товаров. На смену натуральному хозяйству шло товарно-денежное. Проведение ярмарок и развитие торговых связей — показатель экономического объединения страны и начала образования всероссийского рынка.
Какое место в системе складывающегося всероссийского рынка заняла Сибирь? Какое значение для ее экономического развития имело присоединение к России?
В развивающейся рыночной экономике сибирская пушнина стала главным товаром. Из расчетов историка П. Н. Павлова следует, что в 20—80-е годы ХVII в. в Сибири русские и местные охотники добыли свыше 7 млн. соболей. Вся стоимость добытой за столетие пушнины не менее 15 млн. рублей в ценах ХVII в. Около 45% общей добычи составляла доля государства в виде ясака, десятинной пошлины, небольших покупок и конфискаций. На продаже пушнины купечество сколачивало огромные капиталы, часть которых вкладывалась в промышленность.
Пушной промысел оказал положительное влияние на экономику России и Сибири. Благодаря активному промысловому освоению Сибирь быстро вошла в систему всероссийского рынка, установились тесные экономические связи с центром и внутри Сибири. В 1643 г. начала действовать Ирбитская ярмарка в маленькой слободе у впадения речки Ирбит в Ницу в Верхотурско-Тобольском земледельческом районе. Очень скоро она приобрела всероссийское значение.
Другое положительное значение пушного промысла в том, что он стал началом сближения русских с аборигенами
XVII в. — начало развития сибирского земледелия. До прихода русских зачатки земледелия были только у татар Сибирского ханства, но их земледелие служило лишь подспорьем в промысловом хозяйстве. К концу века земледелие в Сибири достигло того уровня развития, который полностью удовлетворял потребности региона в хлебе. Тобольск стал крупным хлебным рынком Сибири. В город привозили хлеб с территории округов, удаленных от него на 500—600 верст. В 1670—1671 гг. на тобольский рынок было привезено 2692 четверти хлеба, не меньше, чем в Великий Устюг — основной хлебный рынок Поморья. Развитие земледелия явилось важным шагом вперед в экономике Сибири.
В течение XVII в. остроги-города, возникшие как центры административного управления, постепенно становились городами в социально-экономическом смысле. Вокруг острогов вырастали посады с ремесленно-торговымм населением. Тобольск стал первым в Сибири центром промышленного производства. Первое место по значимости заняла кожевенная промышленность, созданная переселившимися в Сибирь из европейской России ремесленниками. Все виды промышленных предприятий, кроме кожевенных, где уже имелись мануфактуры, в ХVII в. еще не вышли стадии мелкотоварного производства.
Сибирь заняла особое место во внешнеторговых связях России: через нее шла взаимовыгодная торговля со странами Востока. Сохранились известные с древности регулярные торговые связи со Средней Азией. В первой половине XVII в. господствующее положение на сибирском рынке удерживали бухарские купцы, у которых были давние прочные связи с татарами. Лишь временно в годы войны с Кучумом они были прерваны. После ее окончания тобольские воеводы предоставили купцам из Средней Азии право беспошлинной торговли, которое сохранялось до появления конкурентоспособного сибирского купечества. Бухарские караваны ввозили ежегодно в Тобольск восточные товары более 80 наименований. Первое место среди них занимали ткани хлопчатобумажные шелковые и полушелковые из Средней Азии и Джунгарии.
Во со второй половине ХVII в. начался ввоз товаров из Китая (шелк, фарфор, чай). А на Восток везли пушнину, кожи сибирского производства, российское сукно и прочие товары. Особенно важное значение имел вывоз на Восток пушнины — главного экспортного товара Сибири. Спрос на нее в Западной Европе в конце ХVII в. уменьшился связи с распространением шерстяных тканей и конкуренцией североамериканской пушнины. Китай стал главным и удобным рынком сбыта сибирских мехов, спрос на них со стороны многочисленной маньчжурской знати оставался большим.
Вопросы:
Объясните смысл политики России по отношению к коренным народам Сибири.
Почему колонизация Сибири началась с северных территорий?
Какие новые задачи, хаpaктерные для России XVII века, стали заметны в России?
Чем объяснить, что в далекой и малонаселенной Сибири выросла Ирбитская ярмарка всероссийского значения?
Используемая литература:
- Герасимов В.Ф. Летопись Братска. Изд-во Иркутского университета; 1992
- Кузнецова Ф.С. История Сибири. Новосибирск “Инфолио-пресс”, 1997
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М; 1993
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
26 03 2023 2:10:44
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
25 03 2023 16:33:18
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
24 03 2023 2:48:40
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
23 03 2023 3:39:12
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
22 03 2023 22:36:17
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
21 03 2023 4:46:43
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
20 03 2023 19:12:31
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
19 03 2023 15:34:15
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
18 03 2023 19:40:12
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
17 03 2023 4:53:28
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
16 03 2023 4:27:31
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
15 03 2023 3:45:31
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
14 03 2023 14:37:59
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
13 03 2023 5:57:35
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
12 03 2023 5:31:43
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
11 03 2023 17:30:59
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
10 03 2023 19:12:10
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
09 03 2023 7:10:14
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности».
...
08 03 2023 6:37:26
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
07 03 2023 3:30:51
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
06 03 2023 0:20:41
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
05 03 2023 14:30:45
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
04 03 2023 0:28:58
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
03 03 2023 21:38:41
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
02 03 2023 0:54:32
Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране.
Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....
01 03 2023 11:43:32
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
28 02 2023 15:57:55
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
27 02 2023 11:25:30
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
26 02 2023 3:41:37
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
25 02 2023 21:28:49
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины.
...
24 02 2023 6:24:39
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
23 02 2023 7:57:34
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
22 02 2023 20:47:37
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
21 02 2023 2:24:15
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
20 02 2023 7:32:57
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
19 02 2023 7:56:36
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя.
...
18 02 2023 23:20:44
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
17 02 2023 8:52:20
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
16 02 2023 17:23:27
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
15 02 2023 3:25:44
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....
14 02 2023 7:57:31

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
13 02 2023 11:39:16
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
12 02 2023 23:22:45
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
11 02 2023 23:52:34
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
10 02 2023 8:50:29
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
09 02 2023 3:22:59
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
08 02 2023 11:41:51
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
07 02 2023 3:30:58
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
06 02 2023 5:42:12
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
05 02 2023 15:23:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::