Урок по краеведению: декабристы в Сибири
Эпиграф урока:
“Я уверен, что добрая молва о нас
сохранится надолго во всей Сибири,
что многие скажут сердечное
спасибо за ту пользу, которую
пребывание наше им доставило”.
Н.В.Басаргин
Оборудование: портреты 15 декабристов, отбывавших ссылку в Тобольске.
Ход урока
- Выступление учителя.
- Сообщение ребят.
Учитель: Ребята, вы знаете, что в Тобольской губернии – крае, протянувшемся от приполярной тундры до казахстанских степей, в разное время проживало сорок декабристов. Пятнадцать из которых, - самая большая декабристская колония после тюрьмы Петровского завода, - в Тобольске.
В городе жили виднейшие декабристы: В.К.Кюхельбекер – лицейский друг А.С.Пушкина, М.А.Фонвизин, А.П.Барятинский, П.Н.Свистунов, И.А.Анненков и другие.
Что же дали декабристы Тобольску?
Что привнесли в него нового?
За что была так глубока и безмерна любовь сибиряков к ним?
Царизм стремился изолировать ссыльных декабристов от внешнего мира, предать забвению память об их выступлении.
Не смотря на это, они нашли применение своим знаниям, способностям, энергии в общественно-политической деятельности.
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что “цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь”, а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь “страной умных людей”.
Сохранившиеся архивные материалы, воспоминания сибиряков, эпистолярное наследие декабристов показывают, какую роль в общественной жизни Сибири и Тобольска играли ссыльные.
Ученик: (показывает здание Мариинской гимназии, ныне здание нашей школы).
В 1852 году А.М.Муравьев и П.Н.Свистунов открыли первое в городе женское учебное заведение – девичье приходское училище, реорганизованное в 1854 году в Мариинскую женскую школу.
А.М.Муравьев организовал театральную труппу, ставил спектакли. П.Н.Свистунов создал оркестр, который выступал с открытыми концертами, пропагандируя лучшие произведения классической музыки.
Декабристы-врачи Ф.Б.Вольф и П.С.Бобрищев-Пушкин бесплатно лечили городскую бедноту, крестьян окрестных мест, снабжали их лекарствами, медикаментами, чем снискали популярность и уважение среди местных жителей.
Когда в 1848 году в городе вспыхнула жестокая эпидемия холеры, унесшая в 40 дней шестьсот человеческих жизней, врачи – декабристы активно боролись за жизнь тоболяков. Им на помощь поспешили семьи других ссыльных, организовавшие в своих домах небольшие лазареты. Позднее Н.Д.Фонвизина, вспоминая это время, говорила: “Не знали ни скуки, ни усталости от трудов”.
В 40-50 годах некоторые декабристы получили разрешение на государственную службу. Это была единственная официальная форма деятельности ссыльных. В Тобольском губернском правлении в разные годы служили А.Н.Муравьев, С.М.Семенов, И.А.Анненков, А.М.Муравьев, П.Н.Свистунов.
Ученица:
Декабристы отличались большой общительностью и доступностью для народа, входили в его нужды, оказывая постоянную помощь. Когда умер С.М.Семенов, И.И.Пущин в письме своему брату писал: “Он жил не для себя. Подчиненные его искренне оплакивали – он был им отцом в полном смысле этого слова, входил во все их обстоятельства, помогал, наставлял.”
Большую научную работу развернул М.А.Фонвизин. Это был широко эрудированный философ, историк и публицист. Не угасло в Сибири творчество В.К.Кюхельбекера. его стихи проникнуты любовью к родной земле, протестом против самодержавного деспотизма.
Выступает ученик с сообщением о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере (В.К.Кюхельбекер и И.И.Пущин в сибирской ссылке)
Проведя около 10 лет в казематах крепостей Шлиссельбургской, Динабургской, Вышегородской и Свеаборгской, Кюхельбекер в 1835 году был сослан в Сибирь. Сначала его поселили в маленьком городишке Баргузине в Забайкалье. Там он в 1836 году женился на дочери местного почтмейстера Дросидне Ивановне Артеновой, “очень молоденькой, совершенно необразованной дeвyшке, но одаренной добрым сердцем”. Затем декабриста перевели в крепость Акша Нерчинского округа.
В 1844 году Кюхельбекер получил разрешение переехать в город Курган Тобольской губернии. Его здоровье в эту пору было уже подорвано. Тяжелые испытания, нужда явились причиной туберкулеза, течение которого было ускорено простудой. “При переезде через Байкал (в октябре 1844 года), застигнутый сильною бурею, спасая: жену и детей, он сильно простудился, и здоровье его, надломленное страданиями, окончательно расстроилось”, - свидетельствуют близкие.
По дороге в Курган Кюхельбекер остановился в Ялуторовске у И.И. Пущина, который жил на поселении в этом городке. Не имевший больших склонностей к семейной жизни, Пущин не очень одобрил быт своего товарища по Лицею и по событиям 14 декабря: “Три дня прогостил у меня оригинал Вильгельм, - писал Пущин одному из корреспондентов. - Проехал на житье в Курган со своей Дросидой Ивановной, двумя крикливыми детьми и с ящиком литературных произведений. Обнял я его с прежним лицейским чувством... Он тот же оригинал, только с проседью в голове. Зачитал меня стихами донельзя... Не могу сказать Вам, чтоб его семейный быт убеждал в приятности супружества”.
Почти совсем ослепший, тяжело больной, Кюхельбекер стал хлопотать о переводе в Тобольск. В начале декабря 1845 года он обратился к тобольскому губернатору с прошением: “Будучи одержим жестокою глазною болезнью, которая угрожает мне потерею зрения, и не имея средств к пользованию, я осмеливаюсь покорнейше просить ваше превосходительство исходатайствовать мне позволение отлучиться в город Тобольск, где я буду иметь возможность найти необходимые для меня медицинские пособия...”
Также в этом ему помогает его лицейский друг И.И. Пущин. В своих письмах он пишет М.А. Фонвизину (2 февраля 1846 года, суббота):
“Почтенный Михаил Александрович.
Бедный Вильгельм очень слаб, к тому же и мнителен, но я надеюсь, что в Тобольске его восстановят и даже возвратят зрение, которого в одном глазу уже нет. Недавнее бельмо, вероятно, можно будит истребить. Между тем уже я прослушал несколько стихов с обещанием слушать все, что ему заблагорассудится мне декламировать подымаю инвалидную свою ногу и с стоическим терпением выдерживаю нападения метромании, которая теперь не без пользы, потому что она утешает больного. Пожалуйста, сообщите мне, что скажут медики об его состоянии, - я как-то думаю, что все будет хорошо.”
Именно лицейская дружба помогла Вильгельму Карловичу преодолеть свои трудности, несчастья, беды, испытания, выпавшие на его долю. Она помогает и верить, и любить снова.
Писал стихи и Н.А.Чижов (ученик читает стихотворение Чижова).
Влияние декабристов на умы тоболяков в значительной мере проходило через их близких знакомых, людей, на которых они могли смело рассчитывать: О.В.Андронникову, С.Я.Знаменского, П.П.Ершова, семьи: Жилиных, Францевых и других.
Декабристы были понятны и дороги сибирякам своими человеческими ценностями, которые они передавали последующим поколениям: патриотизм и нетерпимость к произволу, чувство гражданского долга и бескорыстного служения Отечеству, постоянную помощь обездоленным.
Близок с декабристами был известный в городе педагог, автор сказки “Конек-Горбунок” П.П.Ершов. Много времени и забот уделил Петр Павлович приехавшему на лечение в Тобольск бывшему лицеисту и талантливому поэту В.К.Кюхельбекеру (два ученика читают отрывок из сказки “Конек-горбунок”.
Умудренный жизнью декабрист В.И.Штейнгель называл Ершова, “мыслящим благородно”. В одном из писем он писал: “Это заставило меня преступить мои опасения – прочту Вами доставленное своим и другим мыслящем благородно: первый же из них сынок мой Петр Павлович Ершов, а затем Александр Львович Жилин, которого я люблю и уважаю.”
Теплыми узами дружбы с декабристами была связана тобольская семья Менделеевых. Глава семьи Иван Павлович был в свое время учителем и наставником Г.С.Батенькова, декабриста – тоболяка (доклад о Дмитрии Ивановиче Менделееве, подготовленный учеником класса, прилагается).
Прогрессивные идеи декабристов распространялись в городе на протяжении двадцати пяти лет и долго, с благородностью среди старожилов вспоминалось их пребывание в городе. Частная их жизнь, отмеченная высокой нравственностью, стала частичкой истории Тобольска, поднимая его духовную культуру. Именно этому городу Россия обязана целой плеядой выдающихся и передовых людей: П.П.Ершов, Д.И.Менделеев, М.С.Знаменский, Н.И.Наумов и другие.
Ученик:
В 60-70 годы идеи декабристов, общественно-политическим подъемом были подняты на новую высоту. В России формировались новые буржуазные и демократические взгляды. Одним из примеров этого подъема явилось создание в Тобольске в 1870 году одного из старейших сибирских музеев, ставшего крупным научным и просветительским центром Сибири.
Учитель:…1856 год. Ссылка декабристов наконец завершена. Но “царскою милостью” смогли воспользоваться не многие. На старом Завальном кладбище, на главной аллее, остались семь дорогих тоболякам могил. Здесь, в тишине кладбищенских берез, навечно остались С.Г.Краснокутский, А.П.Барятинский, В.К.Кюхельбекер, С.М.Семенов, А.М.Муравьев, Ф.В.Вольф и Ф.М.Башмаков. ярким панегириком этому вечному месту будут звучать слова декабристов В.И.Штейнгеля, который сказал после cмepти Николая I: “Если по нам, декабристам, не будет принято ни каких мер, я навечно остаюсь в Тобольске. Здесь кладбище над рекой возвышается на тридцать сажень (60 метров), а это стоит пирамиды”.Вот так, не больше – не меньше.
Идут годы, но память о людях, “сознательно вышедших на явную гибель”, живет в старинном Тобольске. И всегда будут современные слова Д.И.Менделеева, сказавшего: “Тут жили почтенные и всеми уважаемые декабристы Фонвизины, здесь Анненковы, тут Муравьевы, близкие нашей семье. Уже нет ни кого из тех в живых, и можно говорить, что семьи декабристов предавали тобольской жизни особый отпечаток, наделив ее светлыми воспоминаниями. Память о них до сих пор живет в Тобольске”.
Приложение.
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
31 03 2023 14:57:55
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
30 03 2023 10:27:17
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
29 03 2023 18:54:31
Разработка урока "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире" поможет учителю в проведении первого урока в 9-м классе по курсу "История России". Для организации продуктивной работы на уроке использовались рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с учебником, картами, статистическим материалом. Организация урока, его ход могут быть успешно реализованы с учащимися любого уровня подготовки....
28 03 2023 16:54:26
Актуальность курса обусловлена тем, что развитие военного искусства не изучают на уроках истории, учебников по данному направлению нет. Ребята, готовящиеся в будущем связать себя с государственной и военной службой, должны разбираться в вопросах: как возникла армия, в чем прочность армии, каковы законы ведения войны, какая основа военной науки....
27 03 2023 17:33:11
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
26 03 2023 18:23:16

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
25 03 2023 11:17:24
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
24 03 2023 1:14:17
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
23 03 2023 5:34:35
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
22 03 2023 10:58:45
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках.
...
21 03 2023 11:23:37
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
20 03 2023 6:46:58

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
19 03 2023 15:27:47
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
18 03 2023 11:38:26
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
17 03 2023 0:53:49
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
16 03 2023 6:23:19
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
15 03 2023 13:38:47
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
14 03 2023 1:24:34

В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
13 03 2023 15:34:21
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
12 03 2023 20:13:34
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
11 03 2023 14:46:37
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
10 03 2023 2:24:39
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
09 03 2023 4:50:37
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
08 03 2023 20:58:25
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
07 03 2023 4:37:37
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
06 03 2023 16:10:58

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
05 03 2023 2:51:32
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
04 03 2023 22:45:53
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
03 03 2023 23:45:41
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
02 03 2023 1:12:42
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
01 03 2023 19:22:47
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
28 02 2023 16:54:28
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
27 02 2023 15:43:47
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
26 02 2023 14:10:35
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
25 02 2023 22:47:16
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
24 02 2023 19:41:18
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
23 02 2023 11:52:25
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
22 02 2023 15:54:40
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
21 02 2023 23:43:49
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
20 02 2023 21:26:17
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
19 02 2023 22:28:31
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
18 02 2023 21:50:19
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
17 02 2023 22:47:34
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие....
16 02 2023 23:43:11
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
15 02 2023 16:55:31
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
14 02 2023 22:12:25
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
13 02 2023 16:19:20
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
12 02 2023 18:22:55
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
11 02 2023 15:27:32
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
10 02 2023 21:48:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::