Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"
Эпиграф урока:
“Это история живая о прошлом с нами говорит”.
А.В.Гилевич.
Оборудование урока: карта Тобольска, портреты знаменитых земляков.
Учитель: Ребята, вы знаете, что Тюменская область – это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века примерно 15-20 тысяч лет назад на исходе ледникового периода.
В результате взаимодействия культуры древних обитателей края и культуры пришлого населения складывалась местная сибирская культура. Среди русских переселенцев - казаков, промысловиков, крестьян, осваивавших новый край, было немало грамотных людей. Они занимались описанием местностей, изготовлением планов населенных пунктов, расписыванием церкви, сочинением различной литературы. На рынках Тобольска, Тюмени с 40-х годов XVII-го века стали появляться грамотники, азбуки, псалтыри и т.д.
На высоком холме у слияния рек Иртыша и Тобола раскинулся старинный Тобольск, один из крупнейших очагов русской культуры. Единственный в Сибири кремль, театр, похожий на сказочный терем, мемориальные и художественные памятники, богатейший по разнообразию материалов историко-художественный музей заповедник напоминающий о былой и современной славе города (показываю слайды).
Ученица:
Мы Провели опрос среди сверстников живущих в городе:
На вопрос, “Какие вы знаешь, храмы в Тобольске?” 50% - называют Софийский собор, 20% - церковь семи отроков эфесских, 10% - Спасскую и 20% - отвечали “Не знаю!”.
На вопрос “Имена, каких выдающихся людей вы знаете?” 90% - отвечали Менделеев, Ершов, 10% - Алябьев.
А на вопрос “Может ли Тобольск вернуть свою былую славу, как центр культуры Сибири?” мы получали самые различные ответы: “Да, ведь наш кремль является сердцем Сибири”, “Да, потому что город очень красивый с красивейшим кремлем”, “Нет, потому что город очень маленький, скромный, не богатый и кроме кремля в нем ничего нет, к тому же существуем много других городов больше и красивее Тобольска… ”
Проведя опрос, мы сделали вывод, что наши сверстники совершенно не знают культурных ценностей своей малой Родины.
Поэтому, мы решили провести серию заочных путешествий по нашему древнему Тобольску.
Ученик: В конце XVII века власти приступили к каменному строительству Сибири. Первые каменные строения были сооружены в Тобольске. Духовность и неповторимую красоту Тобольску придают многочисленные церкви (показывает Знаменский монастырь).
Тобольский Знаменский мужской монастырь – самый древний в Сибири. Он был основан в 1596 году и находился первоначально за Иртышом, близ устья Тобола. В 1610 году монастырь был переведен к верхнему посаду, а в 1623 году по воле архиепископа Киприана занял свое современное положение в подгорной части (в его старых нагорных постройках разместился женский монастырь). Таким образом, в первой четверти XVII века сложилась хаpaктерная для сибирских приречных городов структура Тобольска в виде вытянутой вдоль речки цепочки: монастырь – нижний посад – кремль – верхний посад – второй монастырь.
Деревянный Знаменский монастырь два раза горел. В 1685 году, почти одновременно с Софийским собором, была заложена в монастыре каменная Спасо-Преображенская церковь (не сохранилась); в 1730 году в северо-западной углу монастыря для монахов и настоятеля начали строить большой двухэтажный корпус, к восточному торцу которого через тридцать лет была пристроена двухэтажная церковь; в 1768 году к западной стене монастыря была пристроена сорокаметровая колокольня, от которой сохранилась лишь часть четверика. С 1770 года монастырь стал постепенно превращаться в главный культовый учебный центр Сибири. Сюда с Софийского двора была переведена славянолатинская школа, преобразованная в семинарию. В первой четверти XIX века для семинарии было построено два здания, которые в 1870-х годах были включены в большой новый семинарский корпус. Проект этого здания прислали из Петербурга. “Столичный” размах, содержанный, суховатый декор периода угасания классицизма особенно удивительны здесь, на дальней окраине Тобольска, среди подступающих вплотную одноэтажных деревянных зданий.
Ученик: В семинарии была собрана великолепная библиотека. Вплоть до 1920-х годов в ней хранилось, например, Евангелие, изданное Иваном Федоровым в Остроге у князя Константина Константиновича. Выпускникам семинарии были Мирович – поручик, попытавшийся в 1764 году освободить Иоанна Антоновича из Шлиссельбургской крепости, и Петр Андреевич Словцов (Слопцов) – известный исследователь Сибири, друг Михаила Сперанского, человек передовых взглядов, много сделавший для просвещения народа. С тобольской семинарией связана и деятельность декабриста Фердинанда Богдановича Вольфа – бывшего штаб-лекаря 2-й армии, члeна Южного общества, соратника Пестеля по Тульчинской управе Союза благоденствия. В Тобольск Вольф был переведен лишь в 1845 году, когда позади остались девять лет кат opги и десять лет под Иркутском. И везде за ним укреплялась слава бескорыстного отзывчивого человека, отличного врача. В тобольской семинарии Вольф читал лекции по гигиене; в последние годы жизни бесплатно выполнял обязанности врача тюремного замка. Сотни людей пришли в декабре 1854 года на похороны любимого всеми человека.
Ученик: С 1880-х годов семинария стала одним из центров общественного движения в Тобольске. Еще в 1884 году здесь возникла нелегальная ученическая библиотека, в которой были работы Маркса, Энгельса, Добролюбого. В 1889 году в семинарии был раскрыт политический кружок, а в 1907 году сложился один из самых ранних социал-демократических кружков Тобольска (разгромлен в 1908 году). 23 марта 1917 года в здании состоялось объединенное заседание Совдепов, созданных в Тобольске после февральской революции (показываем крестовоздвиженскую церковь).
Ученица: Крестовоздвиженская церковь – дальняя, но не последняя церковь нижнего города. Южнее ее, в бывшей казачьей слободе, стоит Андреевская церковь. Её деревянная предшественница была построена в 1646 году, а в 1744 году купец А. Сумкин на ее месте поставил небольшой каменный “сруб”. Через десять лет храм был надстроен, а в 1759 году достроена трапезная, придел и сооружена колокольня, которая в 1806 году из-за трещин была разобрана и заменена меньшей. В 1818 году возвели каменную церковную ограду.
Ученик: показываю фотографии могил декабристов.
Рядом с могилами декабристов стоит церковь Семи отроков эфесских. Построена она была в 1776 году “тщанием и иждивением” сибирского губернатора Д. И. Чичерина геодезии сержантом Андреем Абариным. Церковь сооружена троечастной, причем единственный – северный – придел, выстроенный в XIX веке, связан с трапезной лишь деревянным проемом. В собственно храм попадешь, лишь пройдя анфиладу трех тесных помещений – притвора, первого яруса колокольни и трапезной. Прострaнcтво храма невелико, но высота помещений и закругленные углы придают ему монументальность и значительность.
Церковь. Семи отроков – последняя приходская церковь Тобольска. Вместе с подгорной Захарьевской церковью она завершает сорокалетний период расцвета культового зодчества в Тобольске. Слава Тобольска как архитектурной жемчужины Сибири была бы не возможна без этого всплеска каменного храмового строительства 1740 – 1770-х годов, который обеспечил кремлю, дотоле одинокого в море деревянной застройки, необходимую поддержку и развитие в верхней и нижней частях города.
Учитель: Ребята, знакомство с нагорным Тобольском лучше всего начать от Спасской церкви по улице Ремезова. Эта часть улицы застроена в основном зданиями конца XIX века и более поздними, вплоть до современных. Вдоль оплывшего уже вала проходит ныне улица Красноармейская. За валом начинается территория бывшего Завального предместья с большим зеленым массивом кладбища, расположенного между тpaктом и берегом Иртыша. Это тобольский некрополь – место захоронения людей, составивших славу не только города, но и России.
Здесь А. Н. Радищев похоронил свою жену Е. Рубановскую. Здесь же могилы поэтов П. П. Ершова и других известных людей. Из четырнадцати декабристов, отбывавших ссылку в Тобольске, семеро так и не увидели больше родных мест и похоронены друзьями здесь, на Завальном кладбище. Семь могил по оби стороны главной кладбищенской аллеи образовали своеобразную колонию: породнившиеся общим делом, каторгой и ссылкой, декабристы и после cмepти были друг возле друга. Низкая литая ограда объединяет могилы С. М. Семенова, А. М. Муравьева, и его дочери Лиды, Ф. Б. Вольфа, Ф. М. Башмакова. Такой же оградой по другую сторону аллеи обнесены могилы С. Г. Краснокутского, В. К. Кюхельбекера, А. П. Барятинского. Вокруг стоят вековые березы, липы, ели, монументом выносится большая каменная церковь Семи отроков. Тишина. Неподвижность. Время остановилось над этими священными могилами.
Ученица: (показывает Тобольский кремль).
Тобольский кремль – белостенная сказка Сибири. Он должен был придать сибирской столице импозантный вид. Его строительство началось в 1699 году. Он строился как настоящая крепость: его каменные ворота и башни были приспособлены для ведения боя, имели бойницы и стрельницы для орудий. В его ансамбль входили Дмитриевские ворота на Софийском взвозе, здание приказной палаты, гостиный двор, соборная резница, архиерейский дом, консистория и монашеский корпус. Проект кремля разработал выдающийся деятель русской культуры, историк и писатель С.У.Ремезов, уроженец Тобольска. Под его же руководством велось и строительство города.
Ученик:
Каждый город гордится своими именитыми земляками. Но, пожалуй, только столицы видели столько блестящих людей, сколько видел Тобольск. Кому неизвестна знаменитая сказка “Конек-горбунок”! Её автор П.П.Ершов – уроженец Тобольска. Сам великий Пушкин дал сказке высокую оценку. В Тобольске Ершов написал много стихов, поэму “Сузгэ”. Похоронен Ершов в Тобольске на Завальном кладбище. Его имя носит Тобольский театр драмы, одна из городских улиц. В 1872 году на пересечение улицы Мира и Ершова в небольшом скверике был установлен в его честь памятник, который к сожалению недавно был украден, но его планируют заменить другим и установить в кремле, где открывается замечательный вид на творение великого Ремезова, которым восхищался П.П.Ершов (показывает портерет Ершова).
Ученица:
Гордостью России стал великий ученый и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев, первый почетный гражданин Тобольска. Он страстно любил Сибирь и родной город, мечтал о его возрождение. В знак признательности и уважения к заслугам великого земляка тоболяки назвали его именем улицу, пригородный поселок, проспект. В 1984 году к 150 летию со дня рождения ученого был открыт памятник. Но лучшим памятником земляку служит Тобольский нефтехимический комбинат.
Заметную роль в литературной жизни города играли люди временно оказавшиеся на службе или в ссылке. Такие как М.А.Фонвизин, П.П.Ершов, П.А.Словцов и т.д.
Прогулка по Октябрьской улице в сторону кремля дарит знакомство с домом, где жил на поселении декабрист Михаил Александрович Фонвизин с женой Натальей Дмитриевной.
Звучит романс “Соловей”
В 20–30-х годах XIX века в Тобольске сложилась группа молодых поэтов, к которым был близок А.А.Алябьев. Сын бывшего правителя Тобольского наместничества Александр Алябьев отбывал на своей родине ссылку. Он был ложно обвинен в убийстве помещика Времева. Дело тянулось долго. Три года Алябьев провел до суда в тюрьме, пока, наконец, Московская уголовная палата, а затем Государственный совет не вынесли ему несправедливый приговор: лишить знаков отличия, дворянства и выслать в Сибирь, а сверх того подвергнуть духовному покаянию по усмотрению церковных властей в месте ссылки.
Три года длилась тобольская ссылка. Вместе с А.А.Алябьевым в Тобольск приехала его сестра Екатерина, взявшая на себя заботы о его быте. Тобольский Россини, как назвал Алябьева П.А.Словцов, вел в ссылке интенсивную творческую жизнь. С его участием были созданы три хора и большой оркестр (до 100 музыкантов), о которых писали столичные газеты. Концерты неизменно собирали много публики и были крупными событиями в музыкальной жизни города. Алябьев создает новые музыкальные произведения. В августе 1829 года Тобольск посетил знаменитый немецкий ученый А.Гумбольдт. По этому случаю, местный поэт гвардии – ротмистр И.Л.Черкасов сочинил стихи “Сыны Сибири отдаленной…”. Композитор переложил их на музыку и вручил Гумбольдту. В Тобольске же Алябьев написал “Тихий марш”, “Печальный марш”, “Симфонию 1-ю” три “Польских”, ряд песен и романсов, среди последних “Прощание с соловьем на Севере” на слова тобольского поэта И.И.Веттера. В 1831 году, добившись перевода на Кавказ для лечения глаз, Алябьев навсегда оставил Тобольск.
Ученица: (выставка костяных изделий)
Замечательных успехов достиг народный промысел художественной резьбы по кости, издавна известный в Тобольске.
В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. Не исключено, что на зарождение косторезного промысла здесь отчасти повлияли и пленные шведы. До конца XVIII века тобольскии мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, Табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов М. С. Знаменский, который много сделал для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез П. Г. Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского.
Учитель: Итак, Тобольск с самого основания в течение двухсот лет был торговым, самым крупным ремесленным, военным, трaнcпортным, административным и духовным центром Сибири.
Тобольск должен жить только ему присущей, своей полнокровной жизнью. Ведь город рожден быть столицею!!!
Выходят ученики, читают стихи о Тобольске.
Список литературы.
- Баpaбанова Л. Град Тобольскъ. Свердловск, 1986.
- Князева Т.А. Тобольск и вся Сибирь. Тобольск, 2004.
- Тюрин Ю. Тобольск. М., 1982.
- Кириллов В. Тобольск. М., 1984.
- Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., 1987.
- Кружинов В.М. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
- Веселкина В.В. История Тюменского края. Свердловск,1975.
- Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1969.
- Копылов Д., Прибыльский Ю. Приглашает древний Тобольск. М., 1977.
- Абдеев Р.Т. Тобольский хронограф. Омск, 1993.
- Клочкова З. Сколько лет газете? – “Тобольская правда”, №11, 1988.
- Половинко Р. И город помнит гражданина своего. – “Тобольская правда”, №46, 2005.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 1:50:58
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 18:51:52
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 3:51:44
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 1:28:45
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 7:51:41
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 15:37:27
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 5:49:46
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 20:21:24
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 22:55:46
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 20:28:52
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 8:49:45
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 10:10:55
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 15:36:20
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 2:57:29
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 13:22:18
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 5:46:18
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 5:50:53
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 13:57:31
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 13:20:39
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 13:58:25
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 16:51:59
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 5:13:21
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 0:53:38
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 2:58:59
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 23:12:45
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 5:24:10
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 3:23:21
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 19:32:52
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 5:10:57
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 3:24:18
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 2:30:32
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 11:29:38
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 19:30:34
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 14:18:25
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 19:52:36
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 6:35:54
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 19:48:40
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 12:52:51
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 5:21:13
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 21:58:52
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 3:36:28
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 2:54:27
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 21:32:48
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 1:54:39
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 18:30:38
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 18:53:12
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 19:59:50
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 9:59:23
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 9:50:34
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 13:19:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::