Тема урока: "Культурное наследие древней столицы Сибири"
Эпиграф урока:
“Это история живая о прошлом с нами говорит”.
А.В.Гилевич.
Оборудование урока: карта Тобольска, портреты знаменитых земляков.
Учитель: Ребята, вы знаете, что Тюменская область – это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века примерно 15-20 тысяч лет назад на исходе ледникового периода.
В результате взаимодействия культуры древних обитателей края и культуры пришлого населения складывалась местная сибирская культура. Среди русских переселенцев - казаков, промысловиков, крестьян, осваивавших новый край, было немало грамотных людей. Они занимались описанием местностей, изготовлением планов населенных пунктов, расписыванием церкви, сочинением различной литературы. На рынках Тобольска, Тюмени с 40-х годов XVII-го века стали появляться грамотники, азбуки, псалтыри и т.д.
На высоком холме у слияния рек Иртыша и Тобола раскинулся старинный Тобольск, один из крупнейших очагов русской культуры. Единственный в Сибири кремль, театр, похожий на сказочный терем, мемориальные и художественные памятники, богатейший по разнообразию материалов историко-художественный музей заповедник напоминающий о былой и современной славе города (показываю слайды).
Ученица:
Мы Провели опрос среди сверстников живущих в городе:
На вопрос, “Какие вы знаешь, храмы в Тобольске?” 50% - называют Софийский собор, 20% - церковь семи отроков эфесских, 10% - Спасскую и 20% - отвечали “Не знаю!”.
На вопрос “Имена, каких выдающихся людей вы знаете?” 90% - отвечали Менделеев, Ершов, 10% - Алябьев.
А на вопрос “Может ли Тобольск вернуть свою былую славу, как центр культуры Сибири?” мы получали самые различные ответы: “Да, ведь наш кремль является сердцем Сибири”, “Да, потому что город очень красивый с красивейшим кремлем”, “Нет, потому что город очень маленький, скромный, не богатый и кроме кремля в нем ничего нет, к тому же существуем много других городов больше и красивее Тобольска… ”
Проведя опрос, мы сделали вывод, что наши сверстники совершенно не знают культурных ценностей своей малой Родины.
Поэтому, мы решили провести серию заочных путешествий по нашему древнему Тобольску.
Ученик: В конце XVII века власти приступили к каменному строительству Сибири. Первые каменные строения были сооружены в Тобольске. Духовность и неповторимую красоту Тобольску придают многочисленные церкви (показывает Знаменский монастырь).
Тобольский Знаменский мужской монастырь – самый древний в Сибири. Он был основан в 1596 году и находился первоначально за Иртышом, близ устья Тобола. В 1610 году монастырь был переведен к верхнему посаду, а в 1623 году по воле архиепископа Киприана занял свое современное положение в подгорной части (в его старых нагорных постройках разместился женский монастырь). Таким образом, в первой четверти XVII века сложилась хаpaктерная для сибирских приречных городов структура Тобольска в виде вытянутой вдоль речки цепочки: монастырь – нижний посад – кремль – верхний посад – второй монастырь.
Деревянный Знаменский монастырь два раза горел. В 1685 году, почти одновременно с Софийским собором, была заложена в монастыре каменная Спасо-Преображенская церковь (не сохранилась); в 1730 году в северо-западной углу монастыря для монахов и настоятеля начали строить большой двухэтажный корпус, к восточному торцу которого через тридцать лет была пристроена двухэтажная церковь; в 1768 году к западной стене монастыря была пристроена сорокаметровая колокольня, от которой сохранилась лишь часть четверика. С 1770 года монастырь стал постепенно превращаться в главный культовый учебный центр Сибири. Сюда с Софийского двора была переведена славянолатинская школа, преобразованная в семинарию. В первой четверти XIX века для семинарии было построено два здания, которые в 1870-х годах были включены в большой новый семинарский корпус. Проект этого здания прислали из Петербурга. “Столичный” размах, содержанный, суховатый декор периода угасания классицизма особенно удивительны здесь, на дальней окраине Тобольска, среди подступающих вплотную одноэтажных деревянных зданий.
Ученик: В семинарии была собрана великолепная библиотека. Вплоть до 1920-х годов в ней хранилось, например, Евангелие, изданное Иваном Федоровым в Остроге у князя Константина Константиновича. Выпускникам семинарии были Мирович – поручик, попытавшийся в 1764 году освободить Иоанна Антоновича из Шлиссельбургской крепости, и Петр Андреевич Словцов (Слопцов) – известный исследователь Сибири, друг Михаила Сперанского, человек передовых взглядов, много сделавший для просвещения народа. С тобольской семинарией связана и деятельность декабриста Фердинанда Богдановича Вольфа – бывшего штаб-лекаря 2-й армии, члeна Южного общества, соратника Пестеля по Тульчинской управе Союза благоденствия. В Тобольск Вольф был переведен лишь в 1845 году, когда позади остались девять лет кат opги и десять лет под Иркутском. И везде за ним укреплялась слава бескорыстного отзывчивого человека, отличного врача. В тобольской семинарии Вольф читал лекции по гигиене; в последние годы жизни бесплатно выполнял обязанности врача тюремного замка. Сотни людей пришли в декабре 1854 года на похороны любимого всеми человека.
Ученик: С 1880-х годов семинария стала одним из центров общественного движения в Тобольске. Еще в 1884 году здесь возникла нелегальная ученическая библиотека, в которой были работы Маркса, Энгельса, Добролюбого. В 1889 году в семинарии был раскрыт политический кружок, а в 1907 году сложился один из самых ранних социал-демократических кружков Тобольска (разгромлен в 1908 году). 23 марта 1917 года в здании состоялось объединенное заседание Совдепов, созданных в Тобольске после февральской революции (показываем крестовоздвиженскую церковь).
Ученица: Крестовоздвиженская церковь – дальняя, но не последняя церковь нижнего города. Южнее ее, в бывшей казачьей слободе, стоит Андреевская церковь. Её деревянная предшественница была построена в 1646 году, а в 1744 году купец А. Сумкин на ее месте поставил небольшой каменный “сруб”. Через десять лет храм был надстроен, а в 1759 году достроена трапезная, придел и сооружена колокольня, которая в 1806 году из-за трещин была разобрана и заменена меньшей. В 1818 году возвели каменную церковную ограду.
Ученик: показываю фотографии могил декабристов.
Рядом с могилами декабристов стоит церковь Семи отроков эфесских. Построена она была в 1776 году “тщанием и иждивением” сибирского губернатора Д. И. Чичерина геодезии сержантом Андреем Абариным. Церковь сооружена троечастной, причем единственный – северный – придел, выстроенный в XIX веке, связан с трапезной лишь деревянным проемом. В собственно храм попадешь, лишь пройдя анфиладу трех тесных помещений – притвора, первого яруса колокольни и трапезной. Прострaнcтво храма невелико, но высота помещений и закругленные углы придают ему монументальность и значительность.
Церковь. Семи отроков – последняя приходская церковь Тобольска. Вместе с подгорной Захарьевской церковью она завершает сорокалетний период расцвета культового зодчества в Тобольске. Слава Тобольска как архитектурной жемчужины Сибири была бы не возможна без этого всплеска каменного храмового строительства 1740 – 1770-х годов, который обеспечил кремлю, дотоле одинокого в море деревянной застройки, необходимую поддержку и развитие в верхней и нижней частях города.
Учитель: Ребята, знакомство с нагорным Тобольском лучше всего начать от Спасской церкви по улице Ремезова. Эта часть улицы застроена в основном зданиями конца XIX века и более поздними, вплоть до современных. Вдоль оплывшего уже вала проходит ныне улица Красноармейская. За валом начинается территория бывшего Завального предместья с большим зеленым массивом кладбища, расположенного между тpaктом и берегом Иртыша. Это тобольский некрополь – место захоронения людей, составивших славу не только города, но и России.
Здесь А. Н. Радищев похоронил свою жену Е. Рубановскую. Здесь же могилы поэтов П. П. Ершова и других известных людей. Из четырнадцати декабристов, отбывавших ссылку в Тобольске, семеро так и не увидели больше родных мест и похоронены друзьями здесь, на Завальном кладбище. Семь могил по оби стороны главной кладбищенской аллеи образовали своеобразную колонию: породнившиеся общим делом, каторгой и ссылкой, декабристы и после cмepти были друг возле друга. Низкая литая ограда объединяет могилы С. М. Семенова, А. М. Муравьева, и его дочери Лиды, Ф. Б. Вольфа, Ф. М. Башмакова. Такой же оградой по другую сторону аллеи обнесены могилы С. Г. Краснокутского, В. К. Кюхельбекера, А. П. Барятинского. Вокруг стоят вековые березы, липы, ели, монументом выносится большая каменная церковь Семи отроков. Тишина. Неподвижность. Время остановилось над этими священными могилами.
Ученица: (показывает Тобольский кремль).
Тобольский кремль – белостенная сказка Сибири. Он должен был придать сибирской столице импозантный вид. Его строительство началось в 1699 году. Он строился как настоящая крепость: его каменные ворота и башни были приспособлены для ведения боя, имели бойницы и стрельницы для орудий. В его ансамбль входили Дмитриевские ворота на Софийском взвозе, здание приказной палаты, гостиный двор, соборная резница, архиерейский дом, консистория и монашеский корпус. Проект кремля разработал выдающийся деятель русской культуры, историк и писатель С.У.Ремезов, уроженец Тобольска. Под его же руководством велось и строительство города.
Ученик:
Каждый город гордится своими именитыми земляками. Но, пожалуй, только столицы видели столько блестящих людей, сколько видел Тобольск. Кому неизвестна знаменитая сказка “Конек-горбунок”! Её автор П.П.Ершов – уроженец Тобольска. Сам великий Пушкин дал сказке высокую оценку. В Тобольске Ершов написал много стихов, поэму “Сузгэ”. Похоронен Ершов в Тобольске на Завальном кладбище. Его имя носит Тобольский театр драмы, одна из городских улиц. В 1872 году на пересечение улицы Мира и Ершова в небольшом скверике был установлен в его честь памятник, который к сожалению недавно был украден, но его планируют заменить другим и установить в кремле, где открывается замечательный вид на творение великого Ремезова, которым восхищался П.П.Ершов (показывает портерет Ершова).
Ученица:
Гордостью России стал великий ученый и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев, первый почетный гражданин Тобольска. Он страстно любил Сибирь и родной город, мечтал о его возрождение. В знак признательности и уважения к заслугам великого земляка тоболяки назвали его именем улицу, пригородный поселок, проспект. В 1984 году к 150 летию со дня рождения ученого был открыт памятник. Но лучшим памятником земляку служит Тобольский нефтехимический комбинат.
Заметную роль в литературной жизни города играли люди временно оказавшиеся на службе или в ссылке. Такие как М.А.Фонвизин, П.П.Ершов, П.А.Словцов и т.д.
Прогулка по Октябрьской улице в сторону кремля дарит знакомство с домом, где жил на поселении декабрист Михаил Александрович Фонвизин с женой Натальей Дмитриевной.
Звучит романс “Соловей”
В 20–30-х годах XIX века в Тобольске сложилась группа молодых поэтов, к которым был близок А.А.Алябьев. Сын бывшего правителя Тобольского наместничества Александр Алябьев отбывал на своей родине ссылку. Он был ложно обвинен в убийстве помещика Времева. Дело тянулось долго. Три года Алябьев провел до суда в тюрьме, пока, наконец, Московская уголовная палата, а затем Государственный совет не вынесли ему несправедливый приговор: лишить знаков отличия, дворянства и выслать в Сибирь, а сверх того подвергнуть духовному покаянию по усмотрению церковных властей в месте ссылки.
Три года длилась тобольская ссылка. Вместе с А.А.Алябьевым в Тобольск приехала его сестра Екатерина, взявшая на себя заботы о его быте. Тобольский Россини, как назвал Алябьева П.А.Словцов, вел в ссылке интенсивную творческую жизнь. С его участием были созданы три хора и большой оркестр (до 100 музыкантов), о которых писали столичные газеты. Концерты неизменно собирали много публики и были крупными событиями в музыкальной жизни города. Алябьев создает новые музыкальные произведения. В августе 1829 года Тобольск посетил знаменитый немецкий ученый А.Гумбольдт. По этому случаю, местный поэт гвардии – ротмистр И.Л.Черкасов сочинил стихи “Сыны Сибири отдаленной…”. Композитор переложил их на музыку и вручил Гумбольдту. В Тобольске же Алябьев написал “Тихий марш”, “Печальный марш”, “Симфонию 1-ю” три “Польских”, ряд песен и романсов, среди последних “Прощание с соловьем на Севере” на слова тобольского поэта И.И.Веттера. В 1831 году, добившись перевода на Кавказ для лечения глаз, Алябьев навсегда оставил Тобольск.
Ученица: (выставка костяных изделий)
Замечательных успехов достиг народный промысел художественной резьбы по кости, издавна известный в Тобольске.
В XVII веке русские переселенцы организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибири и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. Не исключено, что на зарождение косторезного промысла здесь отчасти повлияли и пленные шведы. До конца XVIII века тобольскии мастера изготовляли из кости украшения для оружия, пороховницы, Табакерки, гребни, шкатулки. Затем появляется круглая скульптура. Очевидно, в этом сказалось влияние искусства аборигенов, которые из кости и дерева резали фигурки тотемных животных. В 1860-х годах увлекся резьбой по кости известный сибирский художник, воспитанник декабристов М. С. Знаменский, который много сделал для превращения косторезного ремесла в искусство, причем тяготеющее к критическому реализму. Под влиянием Знаменского занялся резьбой ссыльный польский революционер Игнатий Пляпас. Знаменитый тобольский косторез П. Г. Терентьев первую школу тоже прошел у Знаменского.
Учитель: Итак, Тобольск с самого основания в течение двухсот лет был торговым, самым крупным ремесленным, военным, трaнcпортным, административным и духовным центром Сибири.
Тобольск должен жить только ему присущей, своей полнокровной жизнью. Ведь город рожден быть столицею!!!
Выходят ученики, читают стихи о Тобольске.
Список литературы.
- Баpaбанова Л. Град Тобольскъ. Свердловск, 1986.
- Князева Т.А. Тобольск и вся Сибирь. Тобольск, 2004.
- Тюрин Ю. Тобольск. М., 1982.
- Кириллов В. Тобольск. М., 1984.
- Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. М., 1987.
- Кружинов В.М. Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.
- Веселкина В.В. История Тюменского края. Свердловск,1975.
- Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Свердловск, 1969.
- Копылов Д., Прибыльский Ю. Приглашает древний Тобольск. М., 1977.
- Абдеев Р.Т. Тобольский хронограф. Омск, 1993.
- Клочкова З. Сколько лет газете? – “Тобольская правда”, №11, 1988.
- Половинко Р. И город помнит гражданина своего. – “Тобольская правда”, №46, 2005.
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
27 05 2023 18:16:41
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
26 05 2023 22:34:23
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
25 05 2023 6:29:35
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
24 05 2023 5:12:16
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
23 05 2023 10:53:45
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
22 05 2023 18:57:46
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
21 05 2023 5:12:29
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
20 05 2023 0:20:35
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
19 05 2023 1:53:32
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
18 05 2023 2:47:12
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
17 05 2023 19:30:10
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
16 05 2023 8:32:17
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
15 05 2023 4:38:34
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
14 05 2023 15:46:32
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
...
13 05 2023 22:53:47
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
12 05 2023 20:48:42
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
11 05 2023 0:59:49
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
10 05 2023 23:54:45

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
09 05 2023 7:30:38
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
08 05 2023 10:51:17
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
07 05 2023 12:44:44
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
06 05 2023 1:55:20
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
05 05 2023 8:41:59
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
04 05 2023 14:29:50
Этот диспут проводился на неделе истории в 11-12-х классах. Заранее были предложены программа, учебная и художественная литература по теме. В группах участвуют только желающие (10–16 чел.), а остальные могут выступать в роле зрителей. Учитель выступает в роли ведущего. Этот диспут можно использовать и на обобщающем уроке по теме "Российская империя в XVIII веке"....
03 05 2023 19:54:19
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
02 05 2023 23:57:14
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
01 05 2023 16:15:17
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
30 04 2023 8:44:23
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
29 04 2023 23:26:10

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
28 04 2023 17:16:14
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи.
...
27 04 2023 19:49:48
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
26 04 2023 0:21:24
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
25 04 2023 3:43:28
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
24 04 2023 5:44:40
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
23 04 2023 3:49:40
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
22 04 2023 13:55:24
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
21 04 2023 12:53:10
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
20 04 2023 21:26:15
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
19 04 2023 14:16:56
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
18 04 2023 22:49:53
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
17 04 2023 18:42:21
Урок является завершающим в теме “Феодальная раздробленность на Руси”, на изучение которой отводится по программе 7 учебных часов. Урок тесно связан с предыдущими, так как работа строится на основе знаний учащихся, полученных прежде. Также прослеживается связь данного урока с последующими уроками, так как монголо-татарское иго на Руси еще сохранялось, и об этих событиях речь пойдет на следующих уроках....
16 04 2023 6:43:38
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
15 04 2023 17:19:32
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
14 04 2023 13:10:29
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
13 04 2023 13:13:49
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
12 04 2023 9:50:23
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
11 04 2023 6:41:54
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
10 04 2023 1:19:16
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
09 04 2023 0:49:50
Данный материал поможет учителю в проведении урока по теме «Типология обществ» в курсе «Человек и общество» (8-й класс, учебник под редакцией А.И. Кравченко). В презентации даны тестовые задания для подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме («Сборник заданий для проведения экзамена в 9-м классе» издательства «Просвещение», 2009)....
08 04 2023 4:51:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::