Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги"
Цели:
1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.
2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.
3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.
4. Закрепить умение собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию.
Оборудование:
– историческая карта "Киевская Русь IX – X вв.",
– атласы " История России с древнейших времен до кон. Х VII в.",
– исторические документы: Н.М. Карамзин " История государства Российского", " Правда Роськая", "История в лицах", свидетельства историков, отрывок из "Повести временных лет" (эпизод " Месть Ольги"); С.М.Соловьев "История государства Российского";
– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова "Летописец Нестор", репродукция древнерусской миниатюры "Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись", репродукция скульптуры М.М.Антокольского "Нестор – летописец".
Опережающие задания:
– работа с историческими документами по вопросам,
– чтение отрывка "Месть Ольги", приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;
– индивидуальные ролевые задания "историку": рассказ о Несторе, "искусствоведу": рассказ по древнерусской миниатюре, "лингвисту": работа со словарями.
Ход урока:
1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.
Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.
Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.
2. Представление экспертов: "историка", "лингвиста", "искусствоведа". Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.
3. Беседа.
Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минувших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.
– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).
– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).
Учитель литературы:
– Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме "годовых статей").
Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложены события в хронологическом порядке.
Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, почему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.
Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много составителей.
Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.
Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаpaкань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.
Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.
Индивидуальное задание "историка" – сообщение о Несторе.
– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?
До нас дошла "Повесть временных лет ", переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. Назовите самых известных историков–летописцев.
Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придавали летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.
– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги...)
На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.
– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?
Ответы на эти вопросы искал наш "искусствовед". Ему слово.
Индивидуальное задание "искусствоведа" – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.
Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать "язык", на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.
Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литературный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.
Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.
Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.
– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления расплатились виновные?
– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)
Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.
– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).
- Что такое дань? И почему древляне выплачивали дань киевскому князю?
- Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье).
– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.
Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас "Правда Роськая":
– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).
– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).
Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на территории их проживания
А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы "Киевская Русь в X веке", который также объясняет поступок Ольги.
– Что хотел подчеркнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязанность, подвиг).
Учитель литературы:
В начале урока мы говорили, что "Повесть временных лет" – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: " Повесть временных лет "...Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.
- Докажите, что фрагмент "Месть Ольги" имеет легендарную, фольклорную основу. (Троекратное повторение действий Ольги; наличие загадок, которые не могут разгадать незатейливые сваты (хотя в сказке наоборот); герои – простаки (древляне); языческие обычаи – тризна: хоронили в лодках (см. рисунок в учебнике истории, стр. 26 " Похороны знатного руса "); перед cмepтью омывали. Письменное изложение языческих легенд – уже литература).
- Как можно озаглавить фрагмент? ( Месть Ольги).
– Что такое месть?
Индивидуальное задание "лингвиста" – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».
– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем говорят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).
– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?
- Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? ( Подчеркнутое безразличие к нравственной оценке причины гибели ее мужа).
- Как автор относится к действиям Ольги? Есть ли в тексте хоть один оценочный эпитет? (Нет. Не осуждается ее поступок, но по тому, как он описывается, прослеживается авторская позиция).
- Какой она видится автору? ( Мудрая женщина, верная памяти мужа, автор восхищается ее умом, хладнокровием; она мстит убийцам мужа).
- Какими способами она это делала? Пересказ. Ее месть направлена на невинных, а не на непосредственных обидчиков; ее месть связана с обманом, коварством; ее месть многократно по своей жестокости и размаху превзошла обиду и оскорбления.
- А как к действиям Ольги отнесетесь вы, люди другого века, другой цивилизации? Какие чувства вы испытали к тем, кто стал объектом мести? (Жалость, сострадание к древлянам, осуждение жестокости, коварство Ольги).
Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречивых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор "Повести временных лет". Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.
Учитель истории:
А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту "Киевская Русь":
– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?
– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)
В "Повести временных лет" дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.
– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных местностях княжеских приказчиков – тиунов).
В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была воспринята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).
– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: "...стала известна в отдаленных странах Европы?"
Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отношений с целью обмена посольствами и развития торговли).
– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).
Обратимся к сочинению Соловьева " История государства Российского": в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).
Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).
4. Подведение итогов.
– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).
И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожжением в 969 г., повелев после cмepти делать над собой тризну.
5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.
Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение истории своей страны. Полученные знания расширяют представление детей о стране, в которой они живут, о родном городе, воспитывают любовь к родному краю, к Родине.
Внеклассное мероприятие для начальной школы (3-й класс) с элементами театрализации помогает детям получить представления о таких понятиях, как "прошлое", "настоящее", "родословная", "семейные реликвии". Полученные знания дети активно используют пpaктически на всех уроках: литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.
...
08 12 2023 12:54:30
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
07 12 2023 19:13:19
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
06 12 2023 7:48:38
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
05 12 2023 4:11:15
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
04 12 2023 17:57:21
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
03 12 2023 6:46:46
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
02 12 2023 20:39:29
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
01 12 2023 0:46:20

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
30 11 2023 18:18:36
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
29 11 2023 15:41:37
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
28 11 2023 11:12:40
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
27 11 2023 4:54:27
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
26 11 2023 13:19:58
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
25 11 2023 1:33:46
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
24 11 2023 2:44:53
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
23 11 2023 6:26:24
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
22 11 2023 14:27:49
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
21 11 2023 19:42:54
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
20 11 2023 3:26:12
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
19 11 2023 10:18:16
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
18 11 2023 6:30:13
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
17 11 2023 9:40:41
Тема рассчитана на два учебных часа, преподается в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы, с использованием учительской компьютерной презентации....
16 11 2023 16:41:19
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
15 11 2023 1:51:46
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
14 11 2023 11:31:37
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
13 11 2023 10:38:18
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
12 11 2023 3:19:56
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
11 11 2023 22:52:59
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
10 11 2023 18:47:17
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
09 11 2023 13:54:36
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
08 11 2023 21:47:57
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
07 11 2023 17:38:44
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
06 11 2023 3:45:30
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
05 11 2023 10:37:16
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение.
...
04 11 2023 23:33:45
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
03 11 2023 23:49:47
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
02 11 2023 18:34:44
Урок создает условия для понимания ценности письменной речи как средства передачи информации, как документа эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений, сохраняется историческая память народа.
...
01 11 2023 3:42:25
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
31 10 2023 9:43:22
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
30 10 2023 20:21:50
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
29 10 2023 16:40:37
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
28 10 2023 1:40:27
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
27 10 2023 11:59:46
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
26 10 2023 7:40:42
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
25 10 2023 16:22:24
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
24 10 2023 9:44:33
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
23 10 2023 2:50:18
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 10 2023 3:47:30
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
21 10 2023 13:58:30
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
20 10 2023 2:17:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::