Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги"


    Интегрированный урок история + литература "Личность княгини Ольги"

Цели:

1. Изучить историю древнерусского государства середины X в., дать оценку правления княгини Ольги.

2. Познакомиться с тем, как на Руси постепенно распространяются идеи христианства.

3. Углубить представления учащихся о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий.

4. Закрепить умение собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию.

Оборудование:

– историческая карта "Киевская Русь IX – X вв.",

– атласы " История России с древнейших времен до кон. Х VII в.",

– исторические документы: Н.М. Карамзин " История государства Российского", " Правда Роськая", "История в лицах", свидетельства историков, отрывок из "Повести временных лет" (эпизод " Месть Ольги"); С.М.Соловьев "История государства Российского";

– репродукции портрета Ольги, репродукция картины В.М. Васнецова "Летописец Нестор", репродукция древнерусской миниатюры "Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись", репродукция скульптуры М.М.Антокольского "Нестор – летописец".

Опережающие задания:

– работа с историческими документами по вопросам,

– чтение отрывка "Месть Ольги", приведение доказательств того, что он имеет фольклорную основу;

– индивидуальные ролевые задания "историку": рассказ о Несторе, "искусствоведу": рассказ по древнерусской миниатюре, "лингвисту": работа со словарями.

Ход урока:

1. Постановка целей. Вступительное слово учителей.

Братья и друзья, отроки наши! Вот собрались мы вместе, так составим слово к слову, поведем мы речь сегодня о княгине Ольге, о разных ликах ее, о деяниях ее во славу народа русского.

Узнаем мы, откуда есть пошла литература русская. И пусть еще больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству. Запись темы урока в тетрадь.

2. Представление экспертов: "историка", "лингвиста", "искусствоведа". Остальные – думающие, умные, внимательные ученики.

3. Беседа.

Учитель истории: Изучая историю, восстанавливая ход давно минув­ших событий, как и ученые–историки, мы с вами также обращаемся к историческим документам.

– Как называются документы, которые рассказывают нам о давно прошедших днях? (Письменные исторические источники).

– Что к ним относится? (Летописи, исторические повести, описание путешествия, жития святых и др.).

Учитель литературы:

Что такое летопись? Мудрецы советуют: чтобы понять смысл слова, зри в корень. (Летопись – писание по летам, изложение событий в форме "годовых статей").

Запись определения в тетрадь: летопись – документ, в котором изложе­ны события в хронологическом порядке.

Совершенно справедливо говорят, что летопись – это прежде всего исторический труд. Но мы попытаемся выяснить в ходе беседы на уроках, по­чему это, казалось бы, историческое произведение считается величайшим памятником литературы.

Действительно, летопись, которая явилась сборником древних письменных произведений, можно считать первым литературным памятником. Создавалась она не год и не два. Собиралась два века, даже больше. С глубокой древности (с XI века). У этого памятника сменилось много состави­телей.

Учитель истории: после моего рассказа назовите самых известных историков – летописцев.

Итак, первым летописцем был Киево–Печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он ак­тивно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бе­жать в Тьмутаpaкань. Став монахом, он и составил летопись. Ученые назы­вают 1073 год.

Труд его продолжили другие: в первой четверти XII века монах Киево–Печерского монастыря Нестор, самый прославленный из летописцев.

Индивидуальное задание "историка" – сообщение о Несторе.

– Скажите: на какие три вопроса пытался ответить историк Нестор в своем труде?

До нас дошла "Повесть временных лет ", переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Мы сказали лишь только о некоторых летописцах из длинной чреды авторов. На­зовите самых известных историков–летописцев.

Учитель литературы: То, что до нас дошли эти имена летописцев, свидетельствует о том, какое большое значение придава­ли летописанию в Древней Руси. Во многом они были схожи. Это был, можно сказать, коллективный автор – древнерусский летописец.

– Попробуйте описать его. Каким вы представляете себе летописца за работой? Поможет вам в этом иллюстрация скульптуры Нестора работы М.М.Антокольского и репродукция картины В.М.Васнецова. (В тихой келье при свете лампады неустанно пишет Нестор свой труд. Весь погружен в работу. Лежат огромные книги в толстых кожаных переплетах с медными застежками. Буквы раньше фактически не писали, а рисовали, соблюдая строжайшие правила – устав. Писали на тонко выделанной телячьей коже. Скрипит гусиное перо в руке летописца, выводя заглавие книги...)

На репродукции – произведение современного искусства – скульптура Нестора, а у вас на столах – репродукции древнерусской миниатюры из Летописного свода: согласитесь, очень необычно изображены предметы.

– Почему так изображены предметы? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Ответы на эти вопросы искал наш "искусствовед". Ему слово.

Индивидуальное задание "искусствоведа" – сообщение о своеобразии древнерусской живописи.

Учитель литературы: Итак, чтобы оценить достоинства древнерусской живописи, надо понимать "язык", на котором говорит художник. Ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца вообще.

Древнерусский летописец был многосторонним человеком: для одних он важен как историк, для других как политик, он же юрист, он же литера­турный талант. Оживают под его пером события и люди далеких лет.

Обратимся и мы к отрывкам из этой книги.

Учитель истории: Изучая историю древнерусского государства, мы обращаемся к великому труду монаха Нестора. Предлагаю решить хронологическую задачу: в лето 6453 от сотворения мира в Киевском государстве было совершено преступ­ление, за которое виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI века.

– О каком историческом событии идет речь? За какие преступления рас­платились виновные?

– Почему историк дает нам дату о жизни славян от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа? (Потому что в Киевском государстве еще не была принята новая религия – христианство.)

Поэтому для решения хронологической задачи историк дает нам еще одну дату – 5508 год (от сотворения мира) рождение Иисуса Христа.

– Итак, о каком событии идет речь? (О расправе Ольги над древлянами).
– За какие преступления расплатились виновные? (За убийство князя Игоря).
– За что же древляне так поступают с киевским князем Игорем? (За то, что хотел он собрать с них двойную дань).

  • Что такое дань? И почему древляне выплачивали дань киевскому князю?
  • Как называется объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани? (Полюдье).

– К чему же мы должны обратиться, чтобы понять поступок княгини Ольги с точки зрения законности раннего средневекового общества? Работа с историческим документом – статьей Н.М.Карамзина.

Обычаи и нравы славян X века раскрывает для нас "Правда Роськая":

– Какое право утверждает первая статья этого закона? (Право кровной мести).

– Кто имеет право исполнить месть за убийство? ( Кровные родственники).

Родоплеменные обычаи и законы: кровная месть, народный суд – долго сохранялись у славян даже в период складывания государственности на тер­ритории их проживания

А теперь обратимся к сочинению другого историка – Кацвы "Киевская Русь в X веке", который также объясняет поступок Ольги.

– Что хотел под­черкнуть Нестор свидетельством о расправе? (Могущество Киева). Как объ­ясняет историк жестокость Ольги? (Справедливость, священная обязан­ность, подвиг).

Учитель литературы:

В начале урока мы говорили, что "Повесть временных лет" – это не только историческое произведение, но и литературный памятник. Докажем справедливость слов Д.С. Лихачева, записанных на доске: " Повесть временных лет "...Поэзия и история находятся в ней в неразрывном единстве.

  • Докажите, что фрагмент "Месть Ольги" имеет легендарную, фольклорную основу. (Троекратное повторение действий Ольги; наличие загадок, которые не могут разгадать незатейливые сваты (хотя в сказке наоборот); герои – простаки (древляне); языческие обычаи – тризна: хоронили в лодках (см. рисунок в учебнике истории, стр. 26 " Похороны знатного руса "); перед cмepтью омывали. Письменное изложение языческих легенд – уже литература).
  • Как можно озаглавить фрагмент? ( Месть Ольги).

– Что такое месть?

Индивидуальное задание "лингвиста" – объяснение с помощью словаря значений слова « месть».

– Изучите их. В каком из них сильнее выражена негативная оценка? Что добавляет к смыслу слова месть объяснение его происхождения? О чем го­ворят родственные слова в других языках? (О смене, чередовании, словно зло переходит от одного человека к другому. Месть = бумеранг).

– Какое из толкований слова соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?

  • Важно ли для Ольги, за что убили ее мужа? ( Подчеркнутое безразли­чие к нравственной оценке причины гибели ее мужа).
  • Как автор относится к действиям Ольги? Есть ли в тексте хоть один оценочный эпитет? (Нет. Не осуждается ее поступок, но по тому, как он описывается, прослеживается авторская позиция).
  • Какой она видится автору? ( Мудрая женщина, верная памяти мужа, автор восхищается ее умом, хладнокровием; она мстит убийцам мужа).
  • Какими способами она это делала? Пересказ. Ее месть направлена на невинных, а не на непосредственных обидчиков; ее месть связана с обманом, коварством; ее месть многократно по своей жестокости и размаху превзошла обиду и оскорбления.
  • А как к действиям Ольги отнесетесь вы, люди другого века, другой цивилизации? Какие чувства вы испытали к тем, кто стал объектом мести? (Жалость, сострадание к древлянам, осуждение жестокости, коварство Оль­ги).

Не будем забывать, что месть – одно из самых сложных и противоречи­вых явлений в жизни человеческого общества; его оценка зависит во многом от исторической эпохи, национальных традиций. Десять веков отделяют нас от событий, с которыми знакомил нас автор "Повести временных лет". Однако и в наши дни вопросы, связанные с явлением мести по-прежнему волнуют людей.

Учитель истории:

А сейчас, юные историки, наша цель – рассмотреть и оценить правление Ольги. Посмотрим на историческую карту "Киевская Русь":

– Какие племена славян были подчинены киевскому князю?

– Сложно ли управлять такой обширной территорией? (Необходимо было заставить платить дань, вершить по праву суд в подвластных землях, подавлять недовольство подчиненных племен.)

В "Повести временных лет" дается описание государственной деятельности княгини Ольги. Обратимся к сочинению Кацвы, который систематизирует сведения, взятые из летописи.

– Что делает Ольга, завершая отмщение древлянам? (Устанавливает уроки – размеры дани). С какой целью установлен четкий размер дани? (Чтобы не было возмущения со стороны племен). Что сделано для удобства сбора дани? (Установила становища и погосты, назначила в отдаленных ме­стностях княжеских приказчиков – тиунов).

В сочинении Н.М.Карамзина найдите свидетельства того, как была вос­принята деятельность Ольги славянами, жителями Пскова. (Хранили сани как вещь драгоценную).

– Каково же значение мероприятий, проведенных княгиней, в подвластных Киеву землях? Самую яркую оценку деятельности Ольги находим в труде Н.М.Карамзина (Укрепление власти, порядок в государстве, мир по всей стране, нет военных конфликтов, войн с другими государствами, Русь стала известна в отдаленных странах Европы). Что означают слова историка: "...стала известна в отдаленных странах Европы?"

Найдите свидетельства активных международных отношений Руси с другими государствами. ( 955 г. – поездка Ольги в Византию; 959 г. – посольство Руси в Германскую империю, установление взаимовыгодных отноше­ний с целью обмена посольствами и развития торговли).

– Каково значение столь активной внешней политики? (Ольга добилась международного признания без применения силы; сама приняла христианство). Став христианкой, узнав истинную веру, княгиня Ольга и сама должна была уже по-другому оценивать свою расправу над древлянами? (Обращение к схеме на доске).

Обратимся к сочинению Соловьева " История государства Российско­го": в 955г. Ольга отправилась в Константинополь, столицу Византии, была с почестями принята самим императором Константином Багрянородным. Узнав истинную веру, с каким предложением княгиня обращается к своему сыну Святославу? ( Принять христианство самому и дружине).

Мы, как историки, можем продолжить рассуждение Ольги: почему для единого государства единая религия – единобожие? В каком средневековом государстве Западной Европы с принятием единой религии укрепилась власть императора? (Во Франкском государстве).

4. Подведение итогов.

– Как можно оценить личность княгини, каким она была человеком? (Мудрая, хитрая, справедливая.) Каким была правителем? (Талантливым, она много сделала для укрепления Руси во внутренней и внешней политике).

И напоследок текст – провокация: найдите сознательно заложенные в него ошибки: жена князя Игоря, жестоко отомстив за мужа, установила уроки и погосты на Руси, прожила долгую жизнь, и погребена была сожже­нием в 969 г., повелев после cмepти делать над собой тризну.

5. Оценивание результатов работы учащихся на уроке.

6. Домашнее задание.

 


Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории


    Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории

      В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....

28 01 2023 9:16:34

Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории


    Теоретические и пpaктические рекомендации в самостоятельной работе школьников на уроках истории

      В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....

27 01 2023 20:40:58

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

26 01 2023 16:47:57

Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"


    Урок истории России в 8-м классе на тему "Внутренняя политика Александра III"

      Урок истории комбинированного типа c элементами викторины на этапе повторения. На данном уроке уделено внимание формированию умения составления хаpaктеристики исторического деятеля по предложенному плану, определению сущности внутренней политики Александра III. ...

25 01 2023 6:21:23

Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)


    Некоторые советы начинающим учителям истории (из опыта преподавания истории Древнего мира)

      В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....

24 01 2023 5:50:57

Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)


    Творческий зачет за курс новой истории "Старый и Новый Свет в XIX веке" (8-й класс)

      Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...

23 01 2023 14:53:24

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

22 01 2023 20:11:39

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс


    Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

      Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

21 01 2023 7:18:44

Игра-экзамен по теме "Отечественная война 1812 г."


    Игра-экзамен по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....

20 01 2023 9:49:16

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

19 01 2023 22:56:45

Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"


    Методическая разработка урока истории "Петр Великий. Значение его реформ"

      На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....

18 01 2023 11:33:56

Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы


    Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы

      Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....

17 01 2023 11:30:17

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

16 01 2023 12:32:40

Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)


    Конституция Российской Федерации — основной закон государства (урок обществознания в 9-м классе)

      Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....

15 01 2023 15:37:51

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе


    Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

      Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

14 01 2023 17:30:46

"Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе


    "Древнее Двуречье". Урок в 5-м классе

      Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....

13 01 2023 17:56:49

Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов


    Использование электронного учебно-методического пособия "Государственные символы России: герб, флаг, гимн" в патриотическом воспитании студентов

      Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....

12 01 2023 23:36:52

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

      Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

11 01 2023 12:50:49

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы


    Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

      Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

10 01 2023 21:11:26

Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы


    Урок-исследование "Мир русской сибирской деревни". 8–9-й классы

      Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....

09 01 2023 13:20:27

Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения


    Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения

      В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...

08 01 2023 22:27:54

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....

07 01 2023 14:14:36

Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»


    Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»

      Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....

06 01 2023 21:43:46

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

05 01 2023 4:25:52

Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс


    Урок обществознания по теме «Образование в жизни человека». 5-й класс

      Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....

04 01 2023 16:54:30

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

03 01 2023 12:12:40

Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах


    Проект программы для уроков истории, МХК и внеклассных мероприятий в средних и старших классах

      Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры. Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....

02 01 2023 3:16:46

Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".


    Урок обществознания в 10-м классе по теме "Роль СМИ в формировании духовно-нравственной культуры человека".

      Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...

01 01 2023 14:45:12

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

31 12 2022 20:41:56

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"


    Интеллектуальная игра "Счастливый случай" на тему "Земля моя Коми"

      Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....

30 12 2022 10:34:35

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

29 12 2022 15:51:18

Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"


    Интегрированный урок-викторина по теме "Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода"

      Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...

28 12 2022 19:41:15

Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России"


    Интегрированный урок литературы и истории по теме: "Я частица России"

      Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...

27 12 2022 21:23:24

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

26 12 2022 17:11:30

Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"


    Конспект урока обществознания по теме "Золотые руки работника"

      Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....

25 12 2022 18:47:28

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

24 12 2022 17:57:23

Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"


    Открытый урок-презентация "Выступление декабристов"

      Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...

23 12 2022 11:36:52

Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века


    Развитие исторических взглядов на войны России за расширение и укрепление своих границ на Кавказе и в Причерноморье в первой половине XIX века

      Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....

22 12 2022 9:17:40

Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края"


    Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края"

      Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....

21 12 2022 16:24:44

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

20 12 2022 4:32:24

"Избирательное право"


    "Избирательное право"

      Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...

19 12 2022 5:11:13

Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс


    Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс

      Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....

18 12 2022 0:43:50

Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"


    Урок обществознания по теме "Международное гуманитарное право"

      Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....

17 12 2022 17:17:14

Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"


    Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"

      Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....

16 12 2022 13:42:45

Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг


    Разработка интегрированного урока "Человек на войне" (по "Севастопольским рассказам" Л.Н. Толстого). Крымская война 1853–1856 гг

      Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....

15 12 2022 17:41:15

Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"


    Интеллектуальная историческая игра "Звездный час" по теме "Древний Рим"

      Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....

14 12 2022 12:48:12

Образование державы Маурьев в Индии


    Образование державы Маурьев в Индии

      Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...

13 12 2022 21:25:20

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"


    Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

      На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...

12 12 2022 9:42:49

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

11 12 2022 10:11:12

Урок-пресс-конференция с элементами презентации "Глобальные проблемы современности"


    Урок-пресс-конференция с элементами презентации "Глобальные проблемы современности"

      В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....

10 12 2022 15:52:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.