Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"


    Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"

Цели урока:

  • образовательная: создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;
  • понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;
  • сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;
  • развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
  • развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
  • воспитательная: воспитание художественного вкуса;
  • выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

Материалы к уроку:

СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г. учебник «История» 7 класс, учебник «Мировая художественная культура» 5 – 6 класс Г.И Даниловой, Интернет – ресурсы.

Зрительный ряд:

Слайд – презентация урока: Леонардо да Винчи. «Автопортрет», «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Тайная вечеря»; Микеланджело Буонарроти. «Христос, несущий крест», «Пьета», «Давид», «Скованный раб», «Моисей», «Изгнание из рая», «Автопортрет»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна», «Автопортрет», «Суд Моисея», «Адам и Ева»; И. Босх. «Семь cмepтных грехов», «Воз сена», «Несение креста», «Блyдный сын»; П.Брейгель.«Вавилонская башня», «Избиение младенцев в Вифлееме», «Слепые»; А.Дюрер. «Автопортрет», «Рыцарь, дьявол и cмepть», «Адам и Ева», рисунок «Руки».

Содержание урока:

Вступительное слово учителя МХК (слайд 1):

Итак, ребята, урок сегодня необычный. Мы совместили уроки истории и мировой художественной культуры. Совмещать уроки можно при совпадении тем. Весь год на уроках истории вы изучали период средних веков – период зарождения христианства в Европе. На прошлом уроке заслушали сообщения, приготовленные вами о художниках эпохи Возрождения. На уроках МХК изучали Библию, в средние века она наиболее полно отразилась в произведениях искусства, часть которых мы изучили. Культура – это всегда отражение истории человека, той эпохи, в которой он живёт. По произведениям искусства мы можем судить об устройстве общества, его достижениях, духовном мире и быте. Задача сегодняшнего урока – обобщить и пополнить материал, полученный на уроках истории и МХК по периодам итальянского Возрождения и искусства Северной Европы XV - XVI в.в. Нам необходимо увидеть отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека, сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты. Тема урока: «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы 15 – 16 века». (запись в тетради).

Хаpaктеристику эпохи Возрождения рассказывает учитель истории:

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.

Возникший в 16 в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.

При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.

Хаpaктерные особенности этого периода (слайд 2):

  • вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества
  • возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
  • это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
  • главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).

Леонардо да Винчи (слайд 3):

В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий хаpaктер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.

В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно.

В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Джоконда.(1503 г.) (слайд 4). Портрет, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Она, по – видимому была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.

До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. В Милане мастер создал полотно Мадонна с Младенцем. Здесь мастер стремился к обобщенности и идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойствия, радости. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В Мадоннах Леонардо образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. (слайд 5)

Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 – 1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане. (слайд 6)

Кто помнит библейский сюжет о тайной вечере?(беседа с классом по сюжету).

Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (слайд 7):

Скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела.

Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале 16 века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, руководил строительством военных укреплений. В 1496 году он приехал в Рим, где к нему пришла слава.

В 1501 году Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504). Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель. (слайд 8)

Великим произведением мастера могла бы стать гробница папы Юлия II. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515–1516). Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела. Моисей в тpaктовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец. (слайд 9)

Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, быть и великим живописцем.

В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело, принимая от змея – искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руках изгоняет прародителей из рая. (слайд 10)

Великие мастера Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек.

Рафаэль (1483–1520) (слайд 11)

С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.

Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.

«Сикстинская Мадонна» (1515–1519) – образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. (слайды12, 13)

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Итак, главная идея итальянского Возрождения – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Хаpaктеристику периода Возрождения Северной Европы рассказывает учитель МХК (слайд 14):

В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать.

В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие.

Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.

Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного.

Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.

В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.

На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн.

Дух этого века прочувствовал нидерландский художник Иерон Ван Акен, известный под псевдонимом Иероним Босх

Иероним Босх (слайд 15, 16):

«Семь cмepтных грехов»-

в центре картины фигура Христа, надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг – семь cмepтных грехов, способных погубить душу человека: гнев, тщеславие, сладострастие, лень, обжорство, корыстолюбие, зависть. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев – сцена пьяной дpaки, зависть – лавочник, злобно поглядывающий в сторону соседа, корыстолюбие – судья, берущий взятку. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди. Сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как нелепая, жалкая карусель…за грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются четыре изображения – cмepть, страшный суд, ад и рай.

Питер Брейгель Старший

Коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем.

«Вавилонская башня» (слайд 17):

Расскажите сюжет о Вавилонской башне.

Башня напоминает римский амфитеатр Колизей и одновременно – муравейник. На всех этажах кипит работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Прославление человеческого труда, смело возносящего свои дерзкие помыслы к небу. Но заметна потерянная связь между строителями: где–то строительство идёт полным ходом, а где–то башня уже обвалилась. Не из–за начавшегося ли «смешения языков»? Свита царя Нимрода полна спеси и чванства. А истинные и талантливые мастера смиренно падают ниц к их ногам в ожидании приговора. Да, библейская башня рухнула. А вот башня, созданная воображением Брейгеля, стоит и долго ещё будет стоять…

«Слепые» (слайд 18):

Вспомните библейскую притчу о слепом поводыре.

Эта жуткая вереница бесприютных калек, лишённых не только зрения, но и поводыря, бредёт из глубины картины к переднему краю прострaнcтва, к краю оврага. Вдруг их медленный, осторожный шаг прерывается: идущий первым слепой падает и вот–вот свалится в овраг, за ним неминуемо должны последовать и его товарищи. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?» Иисус имел в виду слепоту духовную! В глубине церковь – единственное место, где можно исцелить душу!

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)(слайд 19):

– самым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер. Главным делом его творчества стала гравюра (на дереве, меди). Он создал цикл иллюстраций к последней книге «Нового завета» – «Апокалипсису» – эта книга содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которого придёт Царство Божье.

«Автопортрет» (1498)

– один из первых начал изображать самого себя. На этом автопортрете нарядный кавалер, баловень судьбы.

«Рыцарь, дьявол и cмepть»(1513)(слайд 20):

сам Дюрер назвал её «Всадник». Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке – копьё. В грозном виде воина есть какая – то нелепость, беззащитность чудака, роднившая этот персонаж с Дон – Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась cмepть – мертвец верхом на костлявой кляче. Он показывает песочные часы: показывает, что жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанный причудливым гребнем. Рыцарь Дюрера – это христианин, упopно следующий к Небесному граду (замок на скале заднего плана), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость cмepтного часа.

«Адам и Ева» (слайд 20):

веками история Адама и Евы рассказывалась только как история грехопадения, за которую прародители человечества были изгнаны из рая, осуждены на тяжкий труд и вечные муки. Кажется, Дюрер постарался забыть всё, что с детских лет знал об этом. Создавая своё произведение, он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Его «Адам и Ева» – один из великих гимнов во славу Человека умного и красивого, любящего и любимого. Их юные лица полны неизъяснимой прелести и очарования.

Подведём итог, в Северной Европе в средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии культуры и морали.

А теперь проверим, как вы усвоили материал, для вас приготовлен тест.

Слайд №1. Определите, какие суждения принадлежат эпохе итальянского Возрождения, а какие Северной Европе? Почему?

«Человек…есть нечто наилучшее…и даже более чем наилучшее»

«То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения»

«Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье»

«Благие души, доблести подруги,

Заселят мир: он будет золотым,

Античными творениями полным»

«Человек грешен по своей сути, необходимо отказаться от радости жизни»

«Всё что относится не к христианской культуре достойно осуждения»

1. Какую из картин вы отнесете к эпохе итальянского Возрождения, а какую к эпохе Северной Европы? Почему?

1 Итальянское Возрождение. 2 Северная Европа.

(см. приложение)

2. Кому принадлежат произведения? (написать авторов)

Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер. (см. приложение)

3. Соотнесите автора и картину.

1 – Дюрер, 2 – Питер Брейгель, 3 – Босх, 4 – Дюрер, 5 – Рафаэль. (см. приложение)

4. Назвать лишнее слово и объяснить,
почему именно оно является лишним в данной тройке?
(см. приложение)

  1. Леонардо да Винчи
  2. Микеланджело
  3. Дюрер
  1. Рафаэль
  2. Босх
  3. Брейгель

Слайд №6. Выпишите 15 фамилий художников. (см. приложение)

Бруни

Брегг

Штерн

Репин

Ландау

Кюри

Васнецов

Митчелл

Мазаччо

Фонвизин

Лосенко

Шекспир

Джотто

Крамской

Тагор

Айвазовский

Хемингуэй

Босх

Буше

Пуссен

Чемберлен

Рубенс

Эдисон

Рубенс

Донателло

Тициан

Приложение




Развитие критического мышления на уроках обществознания


    Развитие критического мышления на уроках обществознания

      За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....

21 01 2022 17:41:33

Роль женщины в современной политике


    Роль женщины в современной политике

      Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....

20 01 2022 7:38:49

В защиту традиционной (классической) технологии


    В защиту традиционной (классической) технологии

      При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...

19 01 2022 23:38:54

Историко-краеведческая игра "Вятичи и Орловский край"


    Историко-краеведческая игра "Вятичи и Орловский край"

      C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....

18 01 2022 5:37:26

Предпосылки петровских преобразований


    Предпосылки петровских преобразований

      Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....

17 01 2022 19:31:47

Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"


    Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

      Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...

16 01 2022 12:56:47

Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории


    Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

      Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...

15 01 2022 18:38:41

Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"


    Круглый стол "Под гордым андреевским флагом"

      Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...

14 01 2022 6:43:27

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

13 01 2022 22:44:59

Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса


    Программа элективного курса "История права в России" для профильного 10-го класса

      Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права. ...

12 01 2022 4:44:23

Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс


    Тема урока "Отечественная война 1812 года". 8-й класс

      Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....

11 01 2022 22:43:25

Бесценный дружеский союз


    Бесценный дружеский союз

      Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

10 01 2022 3:12:53

Российские профсоюзы. История и современность


    Российские профсоюзы. История и современность

      Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

09 01 2022 20:22:36

Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."


    Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."

      Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...

08 01 2022 9:17:58

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ


    Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

      В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

07 01 2022 8:19:19

Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"


    Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"

      Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...

06 01 2022 19:44:17

Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Ошибка тысячелетия" – Отечественная война 1812 г.?!" (с использованием информационных технологий)


    Повторительно-обобщающий урок в 8-м классе по теме "Ошибка тысячелетия" – Отечественная война 1812 г.?!" (с использованием информационных технологий)

      В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....

05 01 2022 0:17:42

Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков


    Истоки "холодной войны" и создание военно-политических блоков

      Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....

04 01 2022 18:14:56

Урок обществознания "Конституция"


    Урок обществознания "Конституция"

      Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....

03 01 2022 6:56:10

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"


    Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

      Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

02 01 2022 9:20:14

Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"

      Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....

01 01 2022 11:57:48

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

31 12 2021 5:55:19

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

30 12 2021 7:16:28

Путь развития России. 10-й класс


    Путь развития России. 10-й класс

      Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....

29 12 2021 6:17:36

Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"


    Урок по истории России XX века в 9-м классе "Оформление политической системы СССР в 30-е годы XX века"

      На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...

28 12 2021 18:42:25

Организация краеведческой работы


    Организация краеведческой работы

      В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....

27 12 2021 6:46:40

Элективный курс "История России в лицах"


    Элективный курс "История России в лицах"

      Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....

26 12 2021 8:29:15

Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме "Великая Отечественная война"


    Применение современных педагогических технологий на уроке истории по теме "Великая Отечественная война"

      Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...

25 12 2021 7:33:59

"Мост. Прошлое. Настоящее. Будущее" (урок)


    "Мост. Прошлое. Настоящее. Будущее" (урок)

      Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....

24 12 2021 8:22:25

Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"


    Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

      Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...

23 12 2021 0:25:10

Урок истории России по теме "Великая Отечественная война: начальный этап". 9-й класс


    Урок истории России по теме "Великая Отечественная война: начальный этап". 9-й класс

      На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....

22 12 2021 8:11:52

Урок истории по теме "Общественное движение в России в 80–90-е годы XIX века". 8-й класс


    Урок истории по теме "Общественное движение в России в 80–90-е годы XIX века". 8-й класс

      Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....

21 12 2021 17:26:16

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы


    Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

      Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....

20 12 2021 6:11:12

Великая Отечественная война 1941–1945 гг.


    Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

      Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....

19 12 2021 8:25:26

Война и судьба человека: Зоя Космодемьянская


    Война и судьба человека: Зоя Космодемьянская

      Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....

18 12 2021 19:42:50

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

17 12 2021 1:48:36

Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"


    Урок-аукцион по теме "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

      На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....

16 12 2021 9:31:50

Урок-память по теме "Великая Отечественная война" (обобщающий урок в 11-м или 9-м классах)


    Урок-память по теме "Великая Отечественная война" (обобщающий урок в 11-м или 9-м классах)

      Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...

15 12 2021 10:53:25

Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "XIX век, он как будто за тонкой стеной"

      Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....

14 12 2021 10:12:53

Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо


    Реализация идей личностно-ориентированного образования на уроках истории через применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо

      Творчество учителя проявляется в самосовершенствовании, в поиске наиболее эффективных приемов работы, в создании собственной системы работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) соответствует приоритетам современной жизни. Применять технологию начала с 5-го класса. Для 5-го класса получился набор приемов технологии критического мышления для уроков истории....

13 12 2021 13:36:32

Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"


    Методические особенности преподавания дисциплины "Сравнительная история мировых религий"

      В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....

12 12 2021 5:53:43

Гуситское движение в Чехии


    Гуситское движение в Чехии

      Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

11 12 2021 0:22:54

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

10 12 2021 4:50:31

Наука и образование в первой половине XIX века


    Наука и образование в первой половине XIX века

      Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

09 12 2021 21:24:41

Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"


    Урок обществознания в 10-м классе. Тема: "Социальное развитие и молодежь. Молодежная субкультура"

      Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....

08 12 2021 20:55:45

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота


    Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

      В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

07 12 2021 1:48:39

Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"


    Элементы социального проектирования на уроках обществознания. Тема: "Современная семья"

      Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....

06 12 2021 17:10:42

Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)


    Нетрадиционные формы уроков истории (урок-аукцион)

      Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....

05 12 2021 8:20:20

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"


    Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

      Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

04 12 2021 15:28:38

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Данный урок входит в состав темы «Европа: от Средневековья к Новому времени». По программе на изучение данной темы отводится 1 час. Данная тема важна для изучения развития капиталистических отношений в раннее Новое время, развития мировой торговли....

03 12 2021 8:39:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::