Бинарный урок (история + МХК) по теме: "Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы"
Цели урока:
- образовательная: создать условия для изучения и повторения учащимися произведений великих мастеров эпохи Возрождения Италии, Нидерландов, Германии 15 – 16 веков;
- понять отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека;
- сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты итальянского Возрождения и Сев. Европы;
- развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
- развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
- воспитательная: воспитание художественного вкуса;
- выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.
Материалы к уроку:
СД «Мировая художественная культура», СД «История искусств», энциклопедия для детей т. 7 «Искусство» Аванта +,1997г. учебник «История» 7 класс, учебник «Мировая художественная культура» 5 – 6 класс Г.И Даниловой, Интернет – ресурсы.
Зрительный ряд:
Слайд – презентация урока: Леонардо да Винчи. «Автопортрет», «Джоконда», «Мадонна в скалах», «Мадонна Бенуа», «Тайная вечеря»; Микеланджело Буонарроти. «Христос, несущий крест», «Пьета», «Давид», «Скованный раб», «Моисей», «Изгнание из рая», «Автопортрет»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна», «Автопортрет», «Суд Моисея», «Адам и Ева»; И. Босх. «Семь cмepтных грехов», «Воз сена», «Несение креста», «Блyдный сын»; П.Брейгель.«Вавилонская башня», «Избиение младенцев в Вифлееме», «Слепые»; А.Дюрер. «Автопортрет», «Рыцарь, дьявол и cмepть», «Адам и Ева», рисунок «Руки».
Содержание урока:
Вступительное слово учителя МХК (слайд 1):
Итак, ребята, урок сегодня необычный. Мы совместили уроки истории и мировой художественной культуры. Совмещать уроки можно при совпадении тем. Весь год на уроках истории вы изучали период средних веков – период зарождения христианства в Европе. На прошлом уроке заслушали сообщения, приготовленные вами о художниках эпохи Возрождения. На уроках МХК изучали Библию, в средние века она наиболее полно отразилась в произведениях искусства, часть которых мы изучили. Культура – это всегда отражение истории человека, той эпохи, в которой он живёт. По произведениям искусства мы можем судить об устройстве общества, его достижениях, духовном мире и быте. Задача сегодняшнего урока – обобщить и пополнить материал, полученный на уроках истории и МХК по периодам итальянского Возрождения и искусства Северной Европы XV - XVI в.в. Нам необходимо увидеть отличительную особенность произведений итальянского Возрождения и Сев. Европы по отношению к личности Человека, сопоставить проявления гуманизма в произведениях искусства, отражающих интерес к Человеку, его делам, воспевание духовной и физической красоты. Тема урока: «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы 15 – 16 века». (запись в тетради).
Хаpaктеристику эпохи Возрождения рассказывает учитель истории:
Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно Итальянские мастера вновь открыли искусство Древней Греции и Древнего Рима, Откуда и происходит само название – Возрождение. Итальянцы жили среди руин Римских памятников, ходили по той же земле и дышали тем же воздухом, что и древние римляне. Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма («человечный»).
Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось, в то время как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским.
Возникший в 16 в. термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическое античное искусство.
При всем творческом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.
Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразна. Поразительная универсальная одаренность мастеров – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи совмещали увлечение литературой.
Хаpaктерные особенности этого периода (слайд 2):
- вдохновляла итальянских мастеров античность (искусство Др. Греции и Др. Рима), она служила источником знаний и образцом художественного творчества
- возникло течение общественной мысли – гуманизм, при котором человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.
- это период романтики, поиска индивидуальности, борьбы с предрассудками
- главная идея – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями (запись в тетрадях).
Леонардо да Винчи (слайд 3):
В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий хаpaктер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. И тем не менее многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей до сих пор.
В истории мирового искусства есть произведения, наделенные странной, таинственной и магической силой. Объяснить это трудно, описать невозможно.
В их ряду одно из первых мест занимает изображение молодой флорентийки Моны Лизы. Джоконда.(1503 г.) (слайд 4). Портрет, стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Она, по – видимому была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Леонардо вложил в её удивительный, устремлённый на зрителя взгляд, знаменитую, словно скользящую загадочную улыбку, заряд такой интеллектуальной и духовной силы, который поднял её образ на недосягаемую высоту.
До нашего времени дошли живописные работы Леонардо миланского периода. В Милане мастер создал полотно Мадонна с Младенцем. Здесь мастер стремился к обобщенности и идеальности образа. Изображен не определенный момент, а некое длительное состояние спокойствия, радости. Живописец отошел от традиций XV столетия, в религиозных картинах которого преобладала торжественная скованность. В Мадоннах Леонардо образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающей их средой. (слайд 5)
Иной, драматический настрой отличает монументальную роспись Леонардо «Тайная вечеря», исполненную им в 1495 – 1497 гг. для трапезной церкви Санта-Мария дела Грацие в Милане. (слайд 6)
Кто помнит библейский сюжет о тайной вечере?(беседа с классом по сюжету).
Судьба этого прославленного произведения трагична. Ещё при жизни мастера краски стали осыпаться. В 17 в. в стене трапезной пробили дверь, уничтожившую часть композиции, а в 18в. помещение превратили в склад сена. Большой вред фреске нанесли неумелые реставрации. Во время Второй мировой войны потолок и южную стену трапезной разрушила бомба В1945 г. реставрация спасла роспись. Однако о великом творении мастера можно составить теперь только самое общее представление.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) (слайд 7):
Скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт. Благодаря прекрасному знанию анатомии, он достиг большой точности в изображении красоты человеческого тела.
Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале 16 века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, руководил строительством военных укреплений. В 1496 году он приехал в Рим, где к нему пришла слава.
В 1501 году Микеланджело взялся исполнить колоссальную мраморную статую Давида (1501–1504). Она олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар, но уже ощущается, что это будущий победитель. (слайд 8)
Великим произведением мастера могла бы стать гробница папы Юлия II. Для второго этажа гробницы Юлия II предназначалась статуя древнееврейского пророка Моисея (1515–1516). Тугими извивающимися прядями ниспадает его борода, в напряжении застыли мускулы мощного тела. Моисей в тpaктовке Микеланджело – народный вождь, человек вулканических страстей, прозорливый мудрец. (слайд 9)
Микеланджело считал себя только скульптором, что, однако, не помешало ему, быть и великим живописцем.
В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело, принимая от змея – искусителя запретный плод. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руках изгоняет прародителей из рая. (слайд 10)
Великие мастера Возрождения создали шедевры, которыми до сих пор восхищается человек.
Рафаэль (1483–1520) (слайд 11)
С творчеством Рафаэля (1483–1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело – мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии.
Рафаэля называли Мастером Мадонн, которые несли настроение душевной чистоты.
«Сикстинская Мадонна» (1515–1519) – образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. Впервые в творчестве Рафаэля религиозный образ устанавливает полный контакт со зрителем. (слайды12, 13)
Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника. С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.
Итак, главная идея итальянского Возрождения – прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Хаpaктеристику периода Возрождения Северной Европы рассказывает учитель МХК (слайд 14):
В странах Европы – Нидерландах, Германии, Франции – не было такого обилия античных памятников, как в Италии, до 16 века мало кто представлял, как они выглядят вообще. В сущности нечего было и возрождать.
В Северной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. В своих произведениях художники пытаются возвестить истину о Боге. Они прекрасно понимали, что Бог как абсолютное Совершенство в принципе неизобразим, художник способен лишь намекнуть на Его присутствие.
Образ Бога яснее запечатлён в окружающем мире…. Поэтому предметом внимания у художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек и его жилище, все творения рук человеческих.
Любая малость могла скрывать в себе что–то великое. Земной мир был прямым продолжением мира небесного.
Искусство Северной Европы место человека в мироздании осмысливало иначе, чем итальянское.
В искусстве Италии Человек – центр Вселенной. В искусстве Сев. Европы человек – не вершина творения, а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущего творца. Для североевропейских художников Человек живёт одной жизнью с небесами, морем, землёй, он прекрасен и величав, но всё же не более, чем любой камень или травинка.
На примере картин выдающихся художников эпохи Возрождения 15 – 16 веков Северной Европы проследим отражение человека и его творения. В основном художники изображали религиозные сюжеты, они призывали к поклонению, а также к пониманию и сопереживанию. 16 век – это тревожный и трагический век, т.к. значительная часть стран и областей Европы переживала кошмар религиозных войн.
Дух этого века прочувствовал нидерландский художник Иерон Ван Акен, известный под псевдонимом Иероним Босх
Иероним Босх (слайд 15, 16):
«Семь cмepтных грехов»-
в центре картины фигура Христа, надпись: «Берегись, берегись, Бог видит». Вокруг – семь cмepтных грехов, способных погубить душу человека: гнев, тщеславие, сладострастие, лень, обжорство, корыстолюбие, зависть. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный зрителю: гнев – сцена пьяной дpaки, зависть – лавочник, злобно поглядывающий в сторону соседа, корыстолюбие – судья, берущий взятку. Художник показывает, как идут к своей погибели самые обыкновенные люди. Сцены привычных, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как нелепая, жалкая карусель…за грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются четыре изображения – cмepть, страшный суд, ад и рай.
Питер Брейгель Старший
Коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем.
«Вавилонская башня» (слайд 17):
Расскажите сюжет о Вавилонской башне.
Башня напоминает римский амфитеатр Колизей и одновременно – муравейник. На всех этажах кипит работа: вращаются блоки, переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Прославление человеческого труда, смело возносящего свои дерзкие помыслы к небу. Но заметна потерянная связь между строителями: где–то строительство идёт полным ходом, а где–то башня уже обвалилась. Не из–за начавшегося ли «смешения языков»? Свита царя Нимрода полна спеси и чванства. А истинные и талантливые мастера смиренно падают ниц к их ногам в ожидании приговора. Да, библейская башня рухнула. А вот башня, созданная воображением Брейгеля, стоит и долго ещё будет стоять…
«Слепые» (слайд 18):
Вспомните библейскую притчу о слепом поводыре.
Эта жуткая вереница бесприютных калек, лишённых не только зрения, но и поводыря, бредёт из глубины картины к переднему краю прострaнcтва, к краю оврага. Вдруг их медленный, осторожный шаг прерывается: идущий первым слепой падает и вот–вот свалится в овраг, за ним неминуемо должны последовать и его товарищи. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли они упадут в яму?» Иисус имел в виду слепоту духовную! В глубине церковь – единственное место, где можно исцелить душу!
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)(слайд 19):
– самым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер. Главным делом его творчества стала гравюра (на дереве, меди). Он создал цикл иллюстраций к последней книге «Нового завета» – «Апокалипсису» – эта книга содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которого придёт Царство Божье.
«Автопортрет» (1498)
– один из первых начал изображать самого себя. На этом автопортрете нарядный кавалер, баловень судьбы.
«Рыцарь, дьявол и cмepть»(1513)(слайд 20):
сам Дюрер назвал её «Всадник». Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всаднике доспехи, в руке – копьё. В грозном виде воина есть какая – то нелепость, беззащитность чудака, роднившая этот персонаж с Дон – Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась cмepть – мертвец верхом на костлявой кляче. Он показывает песочные часы: показывает, что жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанный причудливым гребнем. Рыцарь Дюрера – это христианин, упopно следующий к Небесному граду (замок на скале заднего плана), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость cмepтного часа.
«Адам и Ева» (слайд 20):
веками история Адама и Евы рассказывалась только как история грехопадения, за которую прародители человечества были изгнаны из рая, осуждены на тяжкий труд и вечные муки. Кажется, Дюрер постарался забыть всё, что с детских лет знал об этом. Создавая своё произведение, он думал о силе человеческих чувств и красоте любви. Его «Адам и Ева» – один из великих гимнов во славу Человека умного и красивого, любящего и любимого. Их юные лица полны неизъяснимой прелести и очарования.
Подведём итог, в Северной Европе в средние века человечество сделало крупный шаг вперёд по сравнению с древностью в развитии культуры и морали.
А теперь проверим, как вы усвоили материал, для вас приготовлен тест.
Слайд №1. Определите, какие суждения принадлежат эпохе итальянского Возрождения, а какие Северной Европе? Почему?
«Человек…есть нечто наилучшее…и даже более чем наилучшее»
«То, что присуще нам от природы, менее всего достойно осуждения»
«Служение Богу и воинские подвиги – цель жизни и высшее счастье»
«Благие души, доблести подруги,
Заселят мир: он будет золотым,
Античными творениями полным»
«Человек грешен по своей сути, необходимо отказаться от радости жизни»
«Всё что относится не к христианской культуре достойно осуждения»
1. Какую из картин вы отнесете к эпохе итальянского Возрождения, а какую к эпохе Северной Европы? Почему?
1 Итальянское Возрождение. 2 Северная Европа.
(см. приложение)
2. Кому принадлежат произведения? (написать авторов)
Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер. (см. приложение)
3. Соотнесите автора и картину.
1 – Дюрер, 2 – Питер Брейгель, 3 – Босх, 4 – Дюрер, 5 – Рафаэль. (см. приложение)
4. Назвать лишнее слово и объяснить,
почему именно оно является лишним в данной тройке? (см. приложение)
- Леонардо да Винчи
- Микеланджело
- Дюрер
- Рафаэль
- Босх
- Брейгель
Слайд №6. Выпишите 15 фамилий художников. (см. приложение)
Бруни Брегг Штерн Репин Ландау Кюри Васнецов Митчелл Мазаччо Фонвизин Лосенко Шекспир Джотто |
Крамской Тагор Айвазовский Хемингуэй Босх Буше Пуссен Чемберлен Рубенс Эдисон Рубенс Донателло Тициан |
Приложение
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 3:48:58
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 3:51:47
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 5:10:15
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 15:15:23
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 16:15:56
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 7:31:48
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 9:51:57
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 18:51:46
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 14:51:15
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 1:53:30
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 10:24:10
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 4:39:47
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 12:29:41
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 3:58:12
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 0:44:32
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 13:21:30
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 11:42:22
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 18:53:47
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 2:36:48
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 18:26:24
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 4:23:31
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 8:33:33
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 4:15:58
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 3:19:11
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 2:58:33
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 7:42:54
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 23:31:26
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 16:28:29
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 8:10:37
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 9:41:40
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 21:45:35
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 2:41:52
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 16:44:27
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 10:36:36
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 13:24:10
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 21:57:40
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 8:39:27
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 6:37:45
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 1:48:21
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 19:22:36
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 15:19:49
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 21:22:19
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 23:13:28
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 5:48:21
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 4:55:41
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 9:36:23
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 7:28:57
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 6:46:32
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 7:46:24
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 22:11:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::