Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"
Цели:
1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
Оснащение:
- Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.
- Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,
- политическая карта мира, атласы по истории России,
- презентация к уроку (автор: Пименова М.В.),
- раздаточный материал для учащихся.
Оформление доски:
- Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и пpaктически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…
Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»
М.С.Горбачёв
- Портрет М.С.Горбачёва.
- Хроника событий:
1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.
1991, декабрь – американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опopных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1.
Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».
Фронтальный опрос:
-Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?
Слайд №2: «Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».
? Что, по вашему мнению, хотел сказать первый секретарь ЦК КП РСФСР И.Полозков, употрeбляя термин «монополия на гласность»? Выразите своё отношение к его словам.
Как вы считаете, должна ли существовать монополия на гласность, монополия на информацию?
? Какое влияние оказала политика «гласности» на проведение политических реформ и духовную жизнь общества? Дайте развернутый ответ.
? Что понимали под «гласностью» различные политические силы?
? К чему привела политика «гласности»?
Сделайте вывод.
Индивидуальная работа. Слайд №3:
Соотнесите события и даты.
XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.
1989,1991,1988,1990,1990,1987.
Ответы:
XIX партконференция – 1988,
Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,
Распад СССР – 1991,
Начало экономических реформ – 1987,
Разработка программы «500 дней» –1990.
Введение поста Президента СССР – 1990.
По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.
3.Изучение нового материала. Слайд №4:
План изучения темы:
1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».
Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».
Позитивные изменения |
просчёты |
Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.
Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.
Слайд № 5,6,7, 8.
Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».
Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность
(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.
Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.
Слайд №9:
Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе
Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Члeн Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.
(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).
Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».
Суть этой концепции раскрывается с помощью
слайдов № 10, 11,12:
«Новое политическое мышление – это взгляд на
мир через человека, его интересы. Я страстно
желал, чтобы мы разговаривали с моими
зарубежными коллегами как люди, у которых есть
общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе
Основные направления внешней политики:
- Нормализация отношений Восток – Запад
- Разблокирование региональных конфликтов
- Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами
«Новое политическое мышление»
- Отказ от вывода о расколе мира
- Признание мира целостным и неделимым
- Отказ от силовых методов
- Отказ от принципов пролетарского интернационализма
Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охаpaктеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138
(приложение №1) и ответить на вопрос:
в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие?
Слайд №13:
СССР и США: начало разоружения
- Ежегодные встречи на высшем уровне
- Подписание договора об уничтожении paкет средней и меньшей дальности
- Соглашение об ОСНВ-1
Далее учащиеся знакомятся с документами социологических исследований в пособии с.140
(приложение №2).
Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?
Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?
Слайд №14:
Решение региональных конфликтов
1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана
1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай
1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту
Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).
С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, хаpaктеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.
Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.
Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»
(приложение №4) и отвечают на вопрос.
Выделите общее и различное в темпах, хаpaктере и содержании преобразований в странах Центральной и Восточной Европы в 1987-1991 годах?
Слайд №15:
Распад социалистической системы
1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы
1990г. - согласие на объединение Германии
1991г.- роспуск СЭВ и ОВД
Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).
Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?
Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».
Вывод учащихся:
Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.
Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.
Слайд №16:
Мнения:
Критики: подрывало устои обороноспособности страны
Реформисты:
Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.
Учитель интересуется мнением учащихся.
4. Рефлексия.
- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.
- Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?
5. Домашнее задание:
Слайд №17:
§52, работа на контурной карте:
Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
24 03 2023 8:52:45
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
23 03 2023 18:23:49
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
22 03 2023 4:45:31
Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....
21 03 2023 15:46:11
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
20 03 2023 3:56:26
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
19 03 2023 7:19:46
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
18 03 2023 12:33:20
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
17 03 2023 8:15:22
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
16 03 2023 6:34:59

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
15 03 2023 4:43:27
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
14 03 2023 3:56:11
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
13 03 2023 18:21:22
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
12 03 2023 12:41:21
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
11 03 2023 8:10:31
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
10 03 2023 1:34:56
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
09 03 2023 11:15:32
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
08 03 2023 6:20:49
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
07 03 2023 1:38:12
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
06 03 2023 18:52:42
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
05 03 2023 16:27:14
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
04 03 2023 0:16:19
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
03 03 2023 18:34:41
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
02 03 2023 0:19:59
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
01 03 2023 15:47:28
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
28 02 2023 4:25:30
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
27 02 2023 10:24:44
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
26 02 2023 6:49:17

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
25 02 2023 11:10:38
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
24 02 2023 12:49:38
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
23 02 2023 4:26:57
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
22 02 2023 20:59:41
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
21 02 2023 15:48:42
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
20 02 2023 2:25:32
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
19 02 2023 5:41:31
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
18 02 2023 5:49:18

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
17 02 2023 20:22:37
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
16 02 2023 5:24:36
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
15 02 2023 5:45:34
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
14 02 2023 9:46:52
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
13 02 2023 16:25:29
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
12 02 2023 5:44:11
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
11 02 2023 3:42:51
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
10 02 2023 1:51:20
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре.
...
09 02 2023 19:11:43
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
08 02 2023 4:57:58
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
...
07 02 2023 22:39:24
Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....
06 02 2023 16:54:29
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
05 02 2023 20:10:23
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
04 02 2023 20:29:17
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
03 02 2023 9:39:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::