"Иван III. Образование единого государства"
Цели:
Проанализировать ситуацию, сложившуюся в конце XV века.
Проследить: какие важнейшие изменения произошли в Русском государстве в этот период? Каковы их причины?
Определить: как связана внутриполитическая деятельность Ивана III с особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой отпечаток на проведение преобразований наложили внешнеполитические проблемы?
Знакомства с различными историческими трудами, дающими оценку данному правителю.
Задачи:
1. Дидактические.
Обеспечить в ходе урока усвоение: причин объединения русских земель вокруг Москвы; роли личности в истории.
Закрепить понятия «централизованное государство», знание реформ Ивана III.
Сформировать умения работы с текстом на основе предложенного алгоритма.
Закрепить умения исследовательской работы (анализ текста).
Закрепить общеучебные навыки – составление конспекта, схем.
2. Воспитательные.
Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
Содействовать формированию общечеловеческих ценностей.
3. Задачи развития.
Развивать умения выделять главное в изучаемом материале; сравнивать точки зрения различных историков; обобщать полученные сведения из исторических источников; логически излагать свои мысли.
Учащиеся развивают свои исследовательские умения, а также умения актуализировать раннее изученное.
Учащиеся развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи», яркого исторического портрета.
Развивать эмоции учащегося, создавая на уроке ситуации удивления и радости, используя яркие примеры, иллюстрации.
Оборудование.
На доске: Карта России (1300–1533): папки с раздаточным материалом (см. Приложение);
в центре – портрет Ивана III; эпиграф к теме урока.
Эпиграф.
Весь пятнадцатый век Москва огнём и мечем, утверждает своё первенство в русском мире, пока, наконец, Иван III не вывезет вечевой колол обезъязыченного новгородского кремля. Церковь, радея о государственной полые, освещает деянии великих князей. Русь и Орда в последний раз сходятся на Угре: после некоторого раздумья ордынские рати поворачивают в свои пустыни, предоставляя Россию её судьбе.
Игорь Леонидович Волгин, доктор филологических наук, писатель, историк
Основные понятия
единое государство, самодержавная власть, царь, Коярскан дума, судебник, юрьев день.
Ход урока
Учащиеся делятся на группы (можно по парам) Каждой группе выдаётся кейс с подборкой материалов по теме цветная карта, главы из работ выдающихся историков прошлого, алгоритм исследовательской деятельности, иллюстрации. Всю информацию и ответы на поставленные учителем вопросы ребята могут найти в предложенных для анализа текстах. Если различные историки дают противоречивые оценки деятельности Ивана III, следует обратить внимание учащихся на личность автора, эпоху, обстоятельства написания работы. Приложение.
I. Вводная часть.
XV век рассматривается многими историками как переход от средневековья к Новому времени. Это время паления Византии (1452 г.), время начала великих географических открытий, время открытий и изобретений, время образования централизованных государств в европейских странах, время, вошедшее в историю как Эпоха Возрождения. Особенностью централизации России являлась необходимость борьбы с внешней опасностью, необходимость борьбы с Золотой Ордой, а впоследствии с се остатками Крымским, Казанским, Сибирским, Астpaxaнским ханствами.
Образование централизованного государства в России шло по пути усиления власти монарха, на основе восточной деспотии, при господстве феодального способа производства. Завершение объединения русских земель приходится на период правления Ивана III и Василия III.
Какие задачи стояли перед новыми правителями Руси? Какие действия необходимо было предпринять Ивану, чтобы достичь поставленных целей!
II. Работа с текстами. Составление схемы вокруг портрета Ивана.
1. Иван III хаpaктеризовался современниками как удачный, осторожный, дальновидный политик. Был достаточно решительным, несмотря на свою медлительность.
Бpaк состоялся в 1472 году в соборе святого Петра, от империи Великого князя обручался с Софьей Палеолог Иван Фрязин. Бpaк имел важные политические последствия – возвышение монархической власти в Москве.
Какими чертами хаpaктера обладал Иван III? Почему историки по разному хаpaктеризуют данного правителя?
Почему бpaк с Софьей был важен для Ивана? Имел ли он большое значение для русского государства?
2. Иван III принимает новый титул: «Иоанн, Божие милостью государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных» Появляется титул – царь (сокращённо от «цесарь»), а также « самодержавен» (перевод титула византийского императора autocrat) – означал самостоятельного государя, не подчиненного внешней власти. Вводится византийский герб двуглавый орёл.
О чем свидетельствуют новые титулы Ивана III?
3. Дать оценку внутренним преобразованиям в области государственною управления.
Создание приказов.
Организация войска.
Ведение Судебника 1497 г.
III. Работа с картой. Проследить процесс присоединения русских земель к Московскому княжеству.
Ивану III удалось завершить объединение Северо-восточной Руси.
1468 г. – Ярославское княжество.
1472 г. – начало присоединения Перми Великой.
1474 г. – Приобретение оставшейся части Ростовского княжества.
1478 г. – Новгородские земли отошли к Москве.
1485 г. – Тверское княжество переходит к Москве.
1489 г. – Вятские земли.
1503 г. – западные русские княжества переходят к Ивану.
О чем свидетельствует тот факт, что почти все земли (кроме Новгорода) легко присоединяются к Москве?
IV. Работа с картой и текстами. Свержение монголо-татарского ига. Стояние на реке Угре.
В чем видят современники и историки причины победы русских на Угре в 1480 году?
V. Обобщение и закрепление изученного материала по схеме.
Каково отношение к Ивану III современников и историков разных эпох?
Каково отношение учащихся к личности и деяниям Ивана III?
Какую роль Иван III сыграл в истории нашего государства?
Домашнее задание.
Подготовить исторический портрет Ивана III – человека и политика.
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
02 10 2023 23:16:42
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
01 10 2023 17:33:46
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой.
...
30 09 2023 0:16:20
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
29 09 2023 18:40:21
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
28 09 2023 12:22:42

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
27 09 2023 5:18:49
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
26 09 2023 11:34:19
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
25 09 2023 7:23:34
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
24 09 2023 4:40:42
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
23 09 2023 7:44:33
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
22 09 2023 22:17:29
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
21 09 2023 17:10:55
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
20 09 2023 16:53:17
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
19 09 2023 9:23:47
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
18 09 2023 16:17:34
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
17 09 2023 3:39:39

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
16 09 2023 0:55:34

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
15 09 2023 20:23:54
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
14 09 2023 6:39:59
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
13 09 2023 11:51:35
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
12 09 2023 14:11:55
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
11 09 2023 0:39:21
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
10 09 2023 17:29:31
При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....
09 09 2023 18:52:43
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
08 09 2023 16:24:27
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
07 09 2023 4:30:54
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
06 09 2023 11:45:41
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
05 09 2023 14:13:58
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
04 09 2023 7:52:58
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
03 09 2023 2:29:12
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
02 09 2023 16:21:14
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
01 09 2023 10:22:38
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
31 08 2023 16:34:23
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
30 08 2023 10:34:29
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
29 08 2023 11:23:28
Сейчас основное внимание уделяется новым технологиям в обучении. Но возможность старых, традиционных далеко не исчерпаны ни в решении воспитания, ни в решении задач обучения. Урок-лекция позволит развивать умения, делать сравнительный анализ, решать проблемы, учавствовать в дискуссии, делать выводы, доказывать свою точку зрения, анализировать высказанную мысль оппонента. Я считаю, что, изучая такую сложную тему, необходимо некоторые моменты проигрывать. Это создает ситуацию присутствия, учит сопереживанию.
...
28 08 2023 0:49:35
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
27 08 2023 15:49:10
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
26 08 2023 19:23:20
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
25 08 2023 8:56:10
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
24 08 2023 9:56:38

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
23 08 2023 8:48:56
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
22 08 2023 1:30:31
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
21 08 2023 8:24:11
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
20 08 2023 20:39:33
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
19 08 2023 10:45:56
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
18 08 2023 12:10:26
Последнее время на уроках истории всё меньше и меньше времени отводится для изучения истории родного края, рассмотрения процессов мировой истории на примере истории малой родины. Данный материал может быть использован как для уроков истории, при изучении истории родного края, так и для внеклассной работы с учащимися.
...
17 08 2023 23:39:58
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
16 08 2023 17:58:51
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
15 08 2023 16:38:39
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
14 08 2023 7:22:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::